УДК. 159.9.07
Токарев А.А. педагог-психолог ГБОУ Школа № 2072 аспирант 4-ый курс МГПУ Россия, г. Москвы ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ХОРОШИЙ И ПЛОХОЙ ДЕТСКИЙ
САД»
Аннотация: Существует известная многим педагогам-психологам проективная методика «Детский сад», целью которой является диагностика психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Однако на практике часто приходится наблюдать такие случаи, когда по неизвестным причинам ребенок отказывается посещать детский сад. И что же делать, и как быть? Как выявить причину нежелания ребенка идти в детский сад?
Ключевые слова: дети, родители, проективные методики, детский сад.
Tokarev A.A.
educational psychologist GBOU School № 2072
city of Moscow graduate student of the 4th course of the Moscow state pedagogical University PROJECTIVE TECHNIQUE " GOOD AND BAD KINDERGARTEN»
Abstract: there is known to many teachers-psychologists projective technique "Kindergarten", the purpose of which is to diagnose the psychological comfort of children in the kindergarten group. However, in practice, it is often necessary to observe such cases when, for unknown reasons, the child refuses to attend kindergarten. And what to do and how to be? How to identify the cause of the child's reluctance to go to kindergarten?
Key words: children, parents, projective techniques, kindergarten.
Для решения этой проблемы вашему вниманию предлагается модернизированная методика «Хороший и плохой детский сад». Целью данной проективной методики является углубленное изучение психологического комфорта ребенка в детском саду, а также разрешение конфликтных ситуаций. Данную методику можно проводить в детьми среднего дошкольного возраста (желательно с 4 лет, так как, начиная с этого возраста, ребенок начинает лучше понимать инструкцию). Эта методика проводится только индивидуально, ее могут проводить как педагоги (воспитатели) так педагоги-психологи дошкольных учреждений.
Инструментарий: 2 чистых листа формата А4, цветные карандаши.
Инструкция: нарисуй, пожалуйста, хороший и плохой детский сад.
Детские сады рисуются на двух листах: хороший нужно рисовать
цветными карандашами (желтым, голубым, зеленым и т.д.), а плохой темными оттенками: (коричневым, черным, болотным и т.д.). После того, как ребенок нарисовал детские сады, нужно его попросить определить тех, кого он знает в каждое здание и нарисовать внутри любого помещения. Когда ребенок обозначил всех участников, то обязательно спросите, куда он себя определяет и почему. После этого можно и нужно задать такие вопросы:
- Почему эти люди (воспитатель, дети, охранник и т.д.), находятся в хорошем и плохом детских садах?
- Чем хороший детский сад отличается от плохого?
- А в какой детский сад ты бы хотел ходить?
В процессе общения обязательно для себя нужно конспектировать, чтобы понять причину, почему ребенок не хочет ходить в детский сад.
После того когда причина будет выяснена, ребенку предлагается нарисовать на плохом детском садике замок, а ключ спрятать так, чтобы его ни кто не смог найти (здесь необходимо проявить сказочную фантазию!). Как только это сделано, ребенку предлагается порвать лист с плохим детским садо, помять, выкинуть. Этот психотерапевтический эффект помогает ребенку избавиться от негатива, а также поможет сделать ребенку первый шаг к решению сложившейся проблемы. При этом задача всех участников образовательно процесса на данном этапе помочь ребенку.
Интерпретация:
Если ребенок рисует себя в хорошем детском саду в центре, где находятся еще дети (люди), это говорит о положительном эмоциональном состоянии.
Если ребенок себя нарисовал в хорошем детском саду, но с краю это говорит об одиночестве. Если ребенок себя изображает за пределами здания при этом в детском саду есть нарисованные люди , можно предположить что требуется коррекция социально-коммуникативных навыков.
Если ребенок себя нарисовал рядом или в плохом детском саду, можно свидетельствовать о преобладании негативизма.
В любом из случае нужно задавать вопросы о том:
- Почему ты себя тут нарисовал?
- С каким персонажем ты себя ассоциируешь? Почему?
И в ходе опроса вопросы можно составлять самим.
Цвета: один из моментов, нужно внимательно посмотреть на цветовую окраску, так как каждый цвет имеет свою психологическую гамму:
Красный цвет - возбуждающий, горячий, активизирующий, ассоциация с опасностью и агрессией;
Розовый цвет - это цвет жизни, всего живого;
Оранжевый цвет - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей;
Желтый цвет - стимулирует работу мозга и нервной системы;
Фиолетовый цвет означает - тяжелый, холодный, насыщенный, спокойный, таинственный;
Синий цвет - имеет значение, как строгого, чистого, тяжелого, таинственного;
Зеленый цвет - имеет значение, как спокойного, нежного, умиротворяющего, насыщенного, живого, свежего;
Коричневый цвет - означает депрессию, подавление, пустоту, ограничение, разрушительность, воздержание;
Голубой цвет - символизирует легкость, воздушность, разум, нежность, постоянство, слегка пассивность, чистоту.
Использованные источники:
1. Возрастная психология, детская психология, воспитание детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.child-psy.ru/tests/211 .html
2. психология цвета: как каждый цвет характеризует личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://psymod.ru/tipy-lyudey/1991-psihologiya-cveta-kak-kazhdyy-cvet-harakterizuet-vas-kak-lichnost.html
3. психология и психиатрия. Медико-психологический центр «Психомед». Психология цвета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://psihomed.com/psihologiya-tsveta/