Научная статья
УДК 159.922.7+316.6
doi: 10.35266/2312-377X-2023-2-63-72
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елена Сафиулловна Шамухаметова Ольга Вячеславовна Коновалова 2
1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
2 Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия
1 [email protected] http://orcid.org/0009-0007-9986-8000
2 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2807-5648
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что детство является важным периодом для развития ребенка, когда закладывается фундамент дальнейшего становления личности, раскрываются основные тенденции и ориентация этого развития. Одной из основных проблем данного возраста является повышенная агрессивность. Специалисты в области детской психологии отмечают важность и сложность данной проблемы. Распространение жестокости в детском коллективе вызывает обеспокоенность у родителей и специалистов.
Целью статьи является изучение результатов исследования проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте. Авторами проанализированы теоретические подходы к понятию детской агрессивности, признаки, а также основные причины ее проявления. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В работе использованы психологические методы и методики, направленные на достижение поставленных цели и задач. Для проверки объективности полученных результатов были применены методы математической статистики, обозначены критерии и показатели проявления агрессивности и выделены ее уровни. На основании полученных результатов было доказано, что агрессивность в детском возрасте демонстрируется в различных формах. Статья предназначена для педагогов-психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и специалистов, интересующихся проблемой проявления детской агрессивности.
Ключевые слова: дошкольник, старший дошкольный возраст, детская агрессивность, причины агрессивности, критерии, показатели, уровни агрессивности
Благодарности: авторы признательны рецензентам журнала «Северный регион: наука, образование, культура» за помощь в подготовке статьи.
Шифр специальности: 5.3.7. Возрастная психология.
Для цитирования: Шамухаметова Е. С., Коновалова О. В. Исследование агрессивности у детей старшего дошкольного возраста // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 2. С. 63-72. DOI 10.35266/2312-377X-2023-2-63-72.
Original article
STUDY OF AGGRESSIVENESS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Elena S. Shamukhametova Olga V. Konovalova 2
1 Surgut State University, Surgut, Russia
2 Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia
1 [email protected] http://orcid.org/0009-0007-9986-8000
2 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2807-5648
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that childhood is an important period when the groundwork for further personality development is laid and the main trends of such development are determined. Over-the-top aggressiveness is one of the main problems at this age. Child psychologists highlight the importance and complexity of the problem. The spread of violence among children is a concern to parents and professionals.
The purpose of the article is to show the results of studying aggressiveness manifestation in senior preschool children. Theoretical approaches to the concept of child aggressiveness, its signs and reasons of manifestation in senior preschool children were analyzed by the authors. The study involved senior preschool children. Psychological methods were used to achieve the set goals and objectives of the study. To assess the objectivity of the obtained results, methods of mathematical statistics were applied. Criteria and indicators of aggressiveness manifestation were specified. Based on the obtained results it is proved that there are different forms of aggressiveness manifestation in children. The article is intended for educational psychologists, preschool teachers and professionals interested in child aggressiveness manifestation.
Keywords: preschooler, senior preschooler, child aggressiveness, reasons of aggressiveness, criteria, indicators, levels of aggressiveness
Acknowledgments: The authors are grateful to the reviewers of the journal "Severny region: nauka, obrazovanie, cultura" for their help in preparing the article.
Code: 5.3.7. Developmental Psychology.
For citation: Shamukhametova E. S., Konovalova O. V. Study of aggressiveness in senior preschool children. Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2023;(2):63-72. DOI 10.35266/2312-377X-2023-2-63-72.
ВВЕДЕНИЕ
Агрессивность у детей является серьезной психологической и социальной проблемой. Агрессивные дети драчливы, возбудимы, раздражительны, враждебны к окружающим. С развитием чувственной сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, детская агрессивность у большинства дошкольников снижается. Отметим, что у некоторых детей агрессивность развивается и на дальнейшем этапе школьного обучения, что проявляется в потере возможностей полноценного общения с ровесниками, деформации полноценного развития, возникновении трудностей принятия новых социальных ролей и сложностей в учебной деятельности [1].
В настоящее время работы зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют о сложности и многоплановости данной проблемы; при анализе трудов по данной теме были выявлены противоречивые взгляды на понятие «агрессивность». Под этим термином в «Кратком словаре системы психологических понятий» К. К. Платонова понимается «стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние» [2, с. 6]. Агрессивность также рассматривается как «психическое свойство личности, некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека... - заключается в готовности к использованию негативных средств для
реализации своих целей и предпочтении таких средств» [3, с. 7]. По Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) агрессивность относят к нарушениям социального поведения [4]. Применительно к старшим дошкольникам считаем правомерным использовать «проявление агрессивных реакций».
Формирование гуманного и нравственного отношения к окружающим начинается в дошкольном возрасте и в дальнейшем является значительной опорой для становления в обществе ребенка как личности.
В психологической науке накопился значительный опыт исследований агрессивности у детей дошкольников. Исследования Г. В. Бурменской, А. И. Захарова выявили, что на ранних этапах онтогенеза агрессивность у детей понимается как реакция на неблагоприятные воздействия среды и обусловливается нарушением формирования эмоциональной сферы. Агрессивность в данном случае поддается измерению и при необходимости психологической коррекции.
Изучая вопрос детской агрессивности, мы также обратили внимание на определение Р. С. Немова: «Агрессивность - устойчивая или временная черта характера, проявляется во враждебности человека в отношении других людей, животных, а также по отношению к предметам окружающего мира.» [5].
По мнению А. Р. Ратинова и О. Д. Сит-ковской, агрессивность в человеке не предусмотрена изначально, она возникает в про-
цессе социализации в обществе и носит социально-приобретенный характер. Авторы отмечают, что агрессивность входит в систему ценностей, особенно она взаимосвязана с мотивационным аспектом. Становление происходит в детском возрасте и на этапе младшего подросткового возраста [6]. Создается позиционная своеобразная направленность личности, включающая в себя наличие деструктивных тенденций и выбор преимущественно насильственных средств для достижения любой задачи.
В нашей работе мы будем придерживаться следующего определения агрессивности -это проявление агрессивных реакций. Существуют различные причины возникновения агрессивности у детей. Так, Г. Э. Бреслав среди распространенных причин выделяет: желание привлечь к себе внимание детей; стремление получить предмет; занять главенствующее положение в коллективе; защита и месть; ущемление достоинства другого ребенка, с целью показать собственное превосходство. Е. О. Смирнова среди психологических причин, влияющих на возникновение агрессивности у детей, отмечает недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; низкий уровень саморегуляции; проблемы развития игровой деятельности; проблемы принятия в детском коллективе [7].
Е. С. Ениколопов отмечает, что дети, также как и взрослые, могут проявлять агрессивность в полной мере. Для ребенка демонстрация агрессивности это один из методов привлечь внимание.
Большое внимание в работах по данной тематике уделяется социальному фактору, роли семьи, которая в настоящее время признается главным социальным источником агрессивности. В семье происходит начальная социализация, дошкольник учится взаимодействовать с другими людьми, усваивает определенную форму отношений, которая сохраняется у него на протяжении всей жизни [8].
Исследования разных авторов показывают, что агрессивность является одной из наиболее распространенных реакций нарушения эмоционального фона и поведения, с которыми сталкиваются родители, воспитатели
и психологи. К агрессивности относят враждебность, конфликтность, раздражительность, непослушание, негативизм, драчливость и жестокость у детей.
Проблема детской агрессивности постепенно разрешается в процессе развития лич-ностно-смысловой сферы и развития произвольности поведения у ребенка. Ребенок 5-7 лет все понимает, но не может взять под контроль свою агрессивность, поскольку еще не умеет полноценно управлять своими эмоциями. Иногда ребенок совершает агрессивный выпад не намеренно, а в ответ на действия от других людей, что является неуправляемой агрессивностью. К 6-7 годам начинает формироваться агрессивность, направленная лично к другому взрослому или ребенку. Отметим, что происходит изменение в проявлении форм агрессии, желание драться и другие агрессивные действия заменяются на более социализированные формы [9].
Отсутствие мер по предупреждению и исправлению агрессивности может привести к ухудшению дальнейшего становления и развития ребенка как личности. Поэтому и возникает необходимость своевременной диагностики агрессивности у детей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и методической литературы, метод теоретических построений (выдвижение гипотезы, теоретических основ и исходных положений исследования); эмпирические: наблюдение, психодиагностический метод, эксперимент; количественный и качественный анализ результатов, метод математической статистики (-критерий Стьюдента).
Цель стандартизированного наблюдения -дать оценку поведенческим проявлениям ребенка. В стандартизированном наблюдении набор признаков уже задан в инструкции, какие факты и черты в поведении следует регистрировать и как производить оценку диагностических данных.
Диагностический инструментарий подбирался с учетом возрастных показателей, информативности и возможности группового
проведения. Проективная методика М. А. Панфилова «Кактус» исследует состояние эмоциональной сферы, выявляет агрессивность, интенсивность и характер направленности. В данной методике нас интересовали такие значения, как агрессия, импульсивность, эгоцентризм. При анализе результатов принимались во внимание данные, соответствующие графическим методам, а именно: изображение, размер рисунка, пространственное положение, сила нажима на карандаш, характеристика линий и рассказ по рисунку.
Цель проективной методики М. З. Дука-ревич «Несуществующее животное» - изучение личности ребенка, наличие агрессивности. Методика основана на концепции психомоторной связи состояния и подсознательных движений руки доминирующего полушария. Ребенок получает лист бумаги А4, цветные карандаши, ему предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Методика проводится как индивидуально, так и в группе. Кроме уровня агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии от окружающих. Большое значение для интерпретации имеет беседа с ребенком по рисунку. Тест оценивается по заданным в методике показателям.
Цель проективной методики Дж. Бук «Дом -Дерево - Человек» - оценка личности испытуемого, получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающими. Выполнение методики состоит из двух частей: процесс рисования и беседа после завершения. Качественный анализ рисунков проводится с учетом содержательных и формальных аспектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста нами было организовано опытно-экспериментальное исследование, целью которого стало изучение агрессивности и ее проявлений у детей 5-7 лет.
Теоретической основой исследования стали положения А. В. Запорожца о ценности
детства и возможностях, создаваемых для становления соответствующих психических процессов и качеств; положения отечественных авторов Л. С. Выготского, С. Л. Колосовой, И. Л. Леденевой, Н. Д. Левитова, А. А. Реана об источниках агрессии человека в контексте главных вопросов формирования личности и круга ее общения; положения о детской агрессивности, видах и формах, психологических особенностях агрессивных детей, динамики агрессивности в детском возрасте (Т. Б. Беневольская, Е. И. Береж-кова, С. Л. Колосова, Е. Е. Копченова, Е. О. Смирнова, И. А. Фурманов, Г. Р. Хузеева, К. Бютнер, Г. Паренс, А. Фрейд, И. А. Алексеева, А. М. Гайдамак, Г. Э. Бреслав, В. В. Лебединский). Основные причины агрессивности у старших дошкольников рассмотрены в трудах Е. И. Смирновой, Э. Фромма, И. В. Дубровиной.
На основании цели и задач исследовательской работы нами было проведено диагностическое обследование старших дошкольников в количестве 48 человек, составляющих экспериментальную и контрольную группы. Диагностика направлена на получение информации о воспитанниках в рамках проблемы агрессивности. Констатирующий эксперимент позволит определить уровень агрессивности и ее структурные компоненты. Остановимся на количественном анализе эмпирического изучения агрессивности у детей.
Первоначально нами было проведено стандартизированное наблюдение за испытуемыми с целью изучения поведенческого компонента проявления агрессивности у детей. Наблюдение за детьми осуществлялось в самостоятельной игровой деятельности детей, во время прогулки и в образовательной деятельности. Нами были выделены агрессивные проявления, такие как упрямство, постоянные возражения, драчливость, беспричинные вспышки гнева, озлобленность, жестокое обращение с предметами, стремление оскорбить, унизить, конфликты со взрослыми [1]. Каждое проявление агрессивности оценивалось в 1 балл. Описание каждого уровня агрессивности представлено в табл. 1.
Таблица 1
Описание уровней агрессивности
Уровень Показатели
Высокий (5-6 баллов) Вспышки агрессивности у детей носят разрушительный характер. Они склонны к непродуманным поступкам. Часто вспыльчивы и жестоки по отношению к окружающим. Нередко своим поведением провоцируют конфликтные ситуации
Средний (3-4 балла) Отрицательно относятся к замечаниям, не всегда соблюдают дисциплину в группе, иногда непослушны, пристают к более слабым детям
Низкий (0-2 балла) Дети уравновешены, спокойны, вспышки агрессивности отсутствуют или возникают редко, имея, в основном, защитный характер
Примечание: составлено авторами по результатам собственного исследования
В экспериментальной группе у 12 детей зафиксированы постоянные возражения и упрямство. Данный критерий проявляется как в общении с детьми, так и со взрослыми. Дети отказываются выполнять даже легкие поручения, это особенно характерно в образовательной деятельности. Стремление унизить и оскорбить выражено у 6 детей, в основном наблюдается в игровой деятельности. Дети стремятся занять лидирующее положение и быть главными в коллективе. Также выражены драчливость и жестокое обращение с игрушками, проявление враждебности к окружающим.
В контрольной группе посредством наблюдения были зафиксированы гнев и озлоб-
ленность у 10 детей. Дети вспыльчивы и враждебны к другим детям. Ребята игнорируют и отказываются выполнять просьбы взрослых, проявляют негативизм и упрямство (9 детей). В образовательной деятельности у детей были замечены конфликты со взрослыми, данные проявления свойственны 8 детям. Резкое отношение к предметам выражено в меньшем количестве, замечено у 6 детей. В обеих группах присутствует защитная агрессивность на негативные проявления от других детей. Количество детей по каждому критерию представлено в табл. 2.
Распределение детей по критерию агрессивности
Таблица 2
Критерий агрессивности Экспериментальная группа Контрольная группа
Упрямство, постоянные возражения 12 9
Драчливость 9 8
Беспричинные вспышки гнева, озлобленность 7 10
Жестокое обращение с предметами 9 6
Стремление оскорбить, унизить 6 5
Конфликты со взрослыми 9 8
Примечание: составлено авторами по результатам собственного исследования.
Представленные признаки соотнесем с вы- ности. Графическое отображение результа-соким, средним, низким уровнями агрессив- тов наблюдения представлено на рис.1.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
□ Экспериментальная группа ЕЗ Контрольная группа
Рис. 1. Результаты стандартизированного наблюдения за детьми
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Для исследования эмоционально-личностной сферы детей использовалась проективная методика «Кактус» М. А. Панфилова. По рисунку мы определяли качества личности испытуемого.
В экспериментальной группе высокая агрессивность выявлена у 5 дошкольников (21 %), их кактус - с многочисленными торчащими и большими иголками, причем у 3 детей (13 %) иголки расположены близко друг к другу, что может говорить о высокой степени агрессии. Отрывистые линии, сильный нажим у 4 дошкольников (17 %) свидетельствуют об импульсивности ребенка. На вопросы: «Этот кактус сильно колется? Можно ли его потрогать?», - дети отвечали, что кактус сильно колючий, может уколоть.
У 7 детей (29 %) на кактусе присутствует маленькое количество иголок, что говорит о том, что ребенок может быть агрессивен
По итогам проведенной методики мы видим, что наибольшее количество детей в обеих группах изобразили кактусы в ярких цветах. Данные изображения не имеют выраженных признаков агрессивности. По общей характеристике рисунок кактуса был отнесен к доброму экстравертированному и доброму интро-вертированному типам. В остальных рисунках выявлена значительная агрессивность.
В экспериментальной группе родители отмечают, что в состоянии агрессивности и злости дети ломают игрушки, настаивают на своем. Родители 4 дошкольников подчеркнули, что у детей проявляется мстительность в ответ на плохие слова или негативные действия других. Пятеро детей на требование родителей пытаются сделать все наоборот.
В контрольной группе 4 ребенка проявляют лидерские качества, любят командовать дру-
в случае защиты. Восемь дошкольников (33 %) изобразили кактус почти без иголок, 3 ребенка (13 %) - нарисовали голым. Это может говорить о доверчивости и наивности детей.
В контрольной группе высокая агрессивность отмечена у 4 детей (17 %). У 3 детей (13 %) присутствует импульсивность, у 2 испытуемых (8 %) выявлена тревожность. Рисунки не отличались красочностью и насыщенностью цветов, у нарисованных кактусов много торчащих колючек, импульсивных линий. У 6 детей (25 %) на кактусе присутствует маленькое количество иголок (агрессия в случае защиты). У 3 дошкольников (13 %) имеется тенденция к эмоциональной зависимости, неуверенности в себе (маленькое изображение, смещенное к нижней части листа). Таблица 3 отражает анализ результатов проективной методики «Кактус».
гими детьми в группе. Четверо детей испытывают злость и раздражение при неудачах, обвиняя окружающих людей. Родители отметили, что 3 ребенка оценивают себя лучше других в различных групповых занятиях.
Для выявления агрессивности нами была проведена проективная методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич. В соответствии с результатами дети были определены к высокому, среднему, низкому уровням [10].
Результаты в экспериментальной группе показали, что у 6 испытуемых (25 %) выявлен высокий уровень агрессивности. У 3 детей (13 %) в характере преобладает демонстративность. На рисунке это видно в изображении нефункциональных деталей и украшений. У 2 детей (8 %) имеется вербальная агрессия, у животных на рисунке изображены зубы. Также у 2 дошкольников (8 %) преоб-
Таблица 3
Результаты проективной методики «Кактус»
Вид рисунка Экспериментальная группа Контрольная группа
Агрессивно-тревожный кактус 13 % 13 %
Агрессивно-испуганный кактус 8 % 8 %
Агрессивно-импульсивный кактус 17 % 13 %
Добрый экстравертированный кактус 37 % 41 %
Добрый интровертированный кактус 25 % 25 %
Примечание: составлено авторами по результатам собственного исследования.
ладает физическая сила, у животных изображено большое, непропорциональное голове тело. Шестеро детей (25 %) изобразили животных в темных оттенках.
Кроме уровня собственной агрессивности в рисунках демонстрируется отношение к агрессии окружающих. Боязнь нападения приводит к желанию защитить нарисованное животное. У 1 ребенка (4 %) на рисунках изображено большое количество игл, которые использовались в качестве защиты. Страх агрессивности отражается в широко расставленных руках с очень большими кистями (высокая неудовлетворенная потребность в общении) у 2 детей (8 %). Четверо детей (17 %) не изобразили у животных органы чувств, что может говорить о трудностях в общении.
У 3 испытуемых (13 %) средний уровень агрессивности. Эти дошкольники изобразили нейтральных животных, но в рисунках присутствует несколько деталей, которые показывают агрессивность (зубы, когти). Рисунки представлены в темных цветах.
У 15 дошкольников (62 %) агрессивности по рисункам не выявлено. В рисунках нет символов агрессии, животные не угрожающие.
В контрольной группе отмечено 4 ребенка (17 %) с высоким уровнем агрессивности. У детей получились крупные изображения, сильные и уверенные линии, наличие орудий нападения (зубы, рога, когти, иголки). На одном рисунке изображено нападение одного
животного на другое. У 3 детей (13 %) преобладает физическая сила, у животных изображено большое тело непропорциональное голове. Четыре ребенка (17 %) изобразили животных в темных оттенках. У 5 детей (21 %) в рисунке преобладает демонстративность. На рисунке это видно в изображении красочных деталей и украшений.
Средний уровень агрессивности можно выделить у 3 детей (13 %). Низкий уровень отмечен у 17 дошкольников (70 %).
В экспериментальной и контрольной группах после рисования проводилась беседа. В большинстве случаев девочки называли животных добрым именем, они земного происхождения, их прототипы реально существуют в нашей природе, животные травояд-ны. Мальчики в названиях используют полностью вымышленные имена, их животные плотоядны.
На вопрос: «У несуществующего животного есть друзья?», - 7 детей ответили, что их друзья более сильные и злые (крокодилы, тигры, волк и т. д.). Это также является подтверждением негативизма и агрессивности. У 2 детей в поведении не наблюдается агрессивных проявлений, но в рисунке и рассказе они присутствуют, это может свидетельствовать о подавляемой агрессии.
Таким образом, проанализировав и сопоставив результаты методики «Несуществующее животное», представляем их на рис. 2.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
0 Экспериментальная группа ЕЗ Контрольная группа
Рис. 2. Результаты проективной методики «Несуществующее животное»
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
В качестве диагностического инструментария была выбрана проективная методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бук. По рисунку можно оценить личность испытуемого, выделить такие компоненты, как враждебность, конфликтность, негативизм, агрессивность, тревожность, трудности в общении. Согласно выраженности и количеству компонентов у детей был определен низкий (08 баллов), средний (9-22 баллов) и высокий (от 23 баллов) уровни агрессивности [11].
В экспериментальной группе 2 ребенка (8 %) полностью заштриховали человека, линии размашистые и выходят за контур, что может говорить о трудностях в общении. Еще у 2 детей (8 %) человек изображен в нападающей позиции, у него нарисованы кулаки, что выявляет существующие признаки агрессивности. Четверо испытуемых (17 %) расположили рисунок внизу листа, это свидетельствует о том, что дети не уверены в себе, имеют низкую самооценку. Один ребенок (4 %) нарисовал рисунок на военную тему, человек в агрессивной позе, что говорит о наличии агрессивных тенденций.
В рисунках многих детей наблюдаются детали демонстративности. В особенности это можно выделить у девочек, они изобразили сказочных персонажей с множеством украшений и завитков. У этих детей имеется повышенная потребность во внимании, поэтому могут возникать проблемы в общении. У 3 дошкольников (13 %) можно увидеть проявление тревожности. Дети во время рисования были напряжены, старались не показывать свой рисунок. На рисунке видны линии нажима карандаша на бумагу. В частности, 1 ребенок (4 %) сильно выделил туловище - оно получилось слишком крупным, что говорит о наличии неудовлетворенных потребностей. У 3 испытуемых (13 %) на рисунке у человека виден оскал, ноздри сильно подчеркнуты, зубчатые неровные линии выполнены с нажимом.
В контрольной группе у 2 детей (8 %) по анализу рисунка можно выделить признаки агрессивности. Изображены сильные руки, пальцы крупные и длинные, похожи на гвозди, что говорит о враждебности и откры-
той агрессии. У двух детей (8 %) замечено, что ствол несколько зачернен, это указывает на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, может сигнализировать о скрытой агрессии.
В некоторых рисунках у деревьев размашистые штриховки, выделены ветки деревьев, которые направлены вверх - это может быть проявлением тревожности и стремлением к власти. Четыре ребенка (17 %) расположили рисунок внизу листа, рисунки маленького размера, что может говорить о незащищенности ребенка, о неуверенности в себе. У 2 детей (8 %) в рисунке нарисованы кулаки, прижатые к телу, уши слишком подчеркнуты, много острых углов, что также может свидетельствовать о проявлениях негативизма. Как и в экспериментальной группе, во многих рисунках детей присутствует демонстративность (звездочки, кисточки, завитки, украшения).
Итоговый показатель проявлений агрессии по методике в экспериментальной группе составил: 21 % - высокий уровень, 13 % -средний уровень, 66 % - низкий уровень. В контрольной группе следующие показатели: высокий - 17 %, средний - 13 %, низкий уровень агрессивности - у 70 % детей. Следовательно, проведенная проективная методика позволила оценить состояние детей, получить данные, касающиеся сферы взаимоотношений с окружающим миром, определить враждебность, конфликтность, агрессивность и негативизм.
Таким образом, сопоставив и проанализировав результаты проективных методик и стандартизированного наблюдения, можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 5 детей (21 %), средний -у 3 (13 %), низкий - у 16 детей (66 %). В контрольной группе: высокий уровень продемонстрировали 4 человека (17 %), средний уровень выявлен у 3 детей (13 %), низкий - у 17 детей (70 %). Детям с высоким уровнем агрессии свойственны вспышки гнева, драчливость и враждебность по отношению к другим людям, предметам. У детей со средним уровнем выражен негативизм
и конфликтность, они нарушают дисциплину ность отсутствует или возникает в редких в коллективе, пристают к более слабым детям. случаях. Результаты представлены на рис. 3. Дети с низким уровнем спокойны, агрессив-
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
S Экспериментальная группа 0 Контрольная группа
Рис. 3. Распределение испытуемых в зависимости от проявления агрессивности
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Для сравнения экспериментальной и контрольной групп между собой был использован критерий 1;-Стьюдента для независимых выборок. Для сравнения использовались по-
Между экспериментальной и контрольной группами нами не было выявлено статистически значимых различий по исследуемым методикам. По нашему мнению, обе группы находятся в равных условиях развития и практически идентичны по выраженности агрессивности, что позволяет считать их эквивалентными на констатирующем этапе эксперимента [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты исследования показали, что и в экспериментальной, и в контрольной группе были выявлены дошкольники с высоким уровнем агрессивно-
казатели методик «Несуществующее животное» и «Дом - Дерево - Человек», являющиеся наиболее информативными. Данные представлены в табл. 4.
сти, которым свойственны вспышки гнева, драчливость и враждебность по отношению к другим людям, предметам. У детей со средним уровнем выражен негативизм и конфликтность, они нарушают дисциплину в коллективе, пристают к более слабым детям. Дети с низким уровнем спокойны, агрессивность отсутствует или возникает при необходимости защитить или защититься. Проведенное исследование показало, что полученные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-разви-вающей работы по нивелированию агрессивности.
Таблица 4
Эмпирические значения критерия t-Стьюдента
Уровень агрессивности по методикам Среднее значение в экспериментальной группе Среднее значение в контрольной группе Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
«Несуществующее животное» 5,042 ± 5,575 5,667 ± 5,961 -0,375 0,709
«Дом-Дерево-Человек» 11 ± 10,661 12 ± 11,406 -0,314 0,755
Примечание: составлено авторами на основе результатов собственного исследования.
Список источников
1. Бубнова, Э. Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада : автореф. дис ... канд. психол. наук. М., 1998. 18 с.
2. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. Изд. 2., перераб. и доп. М. : Высшая школа, 1984. 175 с. URL: https://bookap. info/book/platonov_kratkiy_slovar_sistemy_psiholo gicheskih_ponyatiy_1984/bypage/ (дата обращения: 25.01.2023).
3. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. : Москов. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1998. 96 с. URL: https://www.studmed.ru/ view/semenyuk-lm-psihologicheskie-osobennosti-ag ressivnogo-povedeniya-podrostkov-i-usloviya-ego-korrekcii_26a5b056775.html (дата обращения: 31.01.2023).
4. Неймер Ю. Л. Психологический словарь. Ростов н/Д. : Феникс, 2003. 604 с.
5. Немов Р. С. Психология : Словарь-справочник : В 2 ч. М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003. Ч. 1. 302 p. URL: https://iknigi.net/avtor-robert-nemov/31904-psihologiya-slovar-spravochnik-v-2-ch-chast-1-robert-nemov/read/page-4.html (дата обращения: 25.01.2023).
6. Астанакулова П. В. Агрессивность как проблемная форма межличностных отношений дошкольников // Труды Брат. гос. ун-та. Серия. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 65-68.
7. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб. : Речь, 2007. 144 с.
8. Перешеина Н., Заостровцева М. Агрессивность дошкольников. Коррекция поведения. М. : Сфера, 2016. 112 с.
9. Жигинас Н. В., Сухачева Н. И. Социально-педагогические условия детской агрессии // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 34-39.
10. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб. : Питер, 2011. 224 с.
11. Микляева, Н. В., Гладких Л. П. Экспресс-диагностика развития детей : мат-лы для тематического контроля. М. : Айрис-пресс, 2007. 104 с.
12. Шамухаметова Е. С., Киселева Е. В. Взаимосвязь детских страхов и уровня агрессивности в старшем дошкольном возрасте // Глобальные проблемы в международных академических исследованиях : сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практич. конф., 8 февраля 2022 г. М. : Профессиональная наука, 2022. 169 с. С.71-75.
Информация об авторах
Е. С. Шамухаметова - кандидат психологических наук, доцент.
О. В. Коновалова - кандидат психологических наук, доцент.
References
1. Bubnova E. Sh. Osobennosti proyavlenii agressivnogo povedeniya starshikh doshkolnikov v gruppe detskogo sada. Extended abstract of Cand. Sci. (Psychology) Thesis. Moscow, 1998. 18 p. (In Russian).
2. Platonov K. K. Kratkii slovar sistemy psikholog-icheskikh ponyatii. 2nd ed., revised. Moscow: Vysshaia shkola; 1984. 175 p. URL: https://bookap. info/book/platonov_kratkiy_slovar_sistemy_psiho-logicheskih_ponyatiy_1984/bypage/ (accessed: 25.01.2023). (In Russian).
3. Semenyuk L. M. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii. Moscow: Moscow University of Psychological and Social Sciences: Flinta; 1998. 96 p. URL: https://www.studmed.ru/view/semenyuk-lm-psihologicheskie-osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov-i-usloviya-egokorrekcii_26a5b056775.html (accessed: 31.01.2023). (In Russian).
4. Neimer Yu. L. Dictionary of Psychology . Rostov-on-Don: Feniks; 2003. 604 p. (In Russian).
5. Nemov R. S. Psikhologiya: Slovar-spravochnik: in 2 Parts. Moscow: VLADOS-Press; 2003. Part 1. 302 p. URL: https://iknigi.net/avtor-robert-nemov/31904-psihologiya-slovar-spravochnik-v-2-ch-chast-1-robert-nemov/read/page-4.html (accessed: 25.01.2023). (In Russian).
6. Astanakulova P. V. Agressivnost kak problemnaya forma mezhlichnostnykh otnoshenii doshkolnikov. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2017:(1):65- 68. (In Russian).
7. Breslav G. E. Psikhologicheskaya korrektsiya detskoi i podrostkovoi agressivnosti. Saint Petersburg: Rech; 2007. 144 p. (In Russian).
8. Peresheina N., Zaostrovtseva M. Agressivnost doshkolnikov. Korrektsiya povedeniya. Moscow : Sfera; 2016. 112 p. (In Russian).
9. Zhiginas N. V., Sukhacheva N. I. Socio-pedagogical conditions of child aggression. Pedagogical Review. 2017:(4):34-39. (In Russian).
10. Kolosova S. L. Detskaya agressiya. Saint Petersburg : Piter; 2011. 224 p. (In Russian).
11. Miklyaeva N. V., Gladkikh L. P. Ekspress-diagnostika razvitiya detei: materialy dlya tematich-eskogo kontrolya. Moscow: Airis-press; 2007. 104 p. (In Russian).
12. Shamukhametova E. S., Kiseleva E. V. Vzaimos-vyaz detskikh strakhov i urovnya agressivnosti v starshem doshkolnom vozraste. In: Globalnye problemy v mezhdunarodnykh akademicheskikh issledovaniiakh: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, February 8, 2022. Moscow: Professionalnaya nauka; 2022. 169 p. (In Russian).
Information about the authors
Elena S. Shamukhametova - Candidate of Sciences
(Psychology), Associate Professor.
Olga V. Konovalova - Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor.