Научная статья на тему 'Интеграция образовательных областей стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания'

Интеграция образовательных областей стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1183
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ / EDUCATIONAL FIELD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARDS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева С.Н., Курашова В.А., Данилина Н.А., Сабитова Г.Н.

В данной статье авторы рассматривают процесс интеграции относительно новое явление в педагогике. Отмечается, что в настоящее время еще только нащупываются пути объединения различных компонентов образования содержания образования, средств, методов обучения и воспитания, соотношения педагогических условий и организационных форм, которые могли бы обеспечить формирование целостной картины мира. Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми осуществляется через особые структурные единицы «образовательные области», которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание дошкольников может реализовываться именно через них. Педагоги детского сада №1012 г. Москвы более двадцати лет занимаются экологическим воспитанием детей в разных возрастных группах по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», разрабатывают интегрированные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. В качестве примера представлен сценарий одного из мероприятий, в котором представлена интеграция различных образовательных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева С.Н., Курашова В.А., Данилина Н.А., Сабитова Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of integration a relatively new phenomenon in Russian pedagogy. It is noted that currently few steps towards uniting the various components of education content of education, means and methods of training and education that would ensure the formation of a child’s coherent picture of the world were made. Implementation of the Program of kindergarten and educational activities with children are made through special structural units “educational areas”, which are according to a new Educational standard of Russia described as “certain lines of development and education of children”. The experience of the teachers of kindergarten № 1012 of Moscow in the sphere of ecological education of children in different age groups helped to integrate different activities for preschool children in the frame of the program “Young Ecologist”. An example of one class which presents the integration of various educational areas is described.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных областей стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания»

С. Н. Николаева, В. А. Курашова, Г. Н. Сабитова, Н. А. Данилина

Интеграция образовательных областей Стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания

С. Н. Николаева, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО В. А. Курашова, заведующая детским садом №1012 Г. Н. Сабитова, воспитатель детского сада №1012 Н. А. Данилина, воспитатель детского сада № 1012

В данной статье авторы рассматривают процесс интеграции - относительно новое явление в педагогике. Отмечается, что в настоящее время еще только нащупываются пути объединения различных компонентов образования - содержания образования, средств, методов обучения и воспитания, соотношения педагогических условий и организационных форм, которые могли бы обеспечить формирование целостной картины мира. Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми осуществляется через особые структурные единицы - «образовательные области», которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание дошкольников может реализовываться именно через них. Педагоги детского сада №1012 г. Москвы более двадцати лет занимаются экологическим воспитанием детей в разных возрастных группах по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», разрабатывают интегрированные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. В качестве примера представлен сценарий одного из мероприятий, в котором представлена интеграция различных образовательных областей.

Ключевые слова: интеграция, образовательные области, образовательный стандарт, экологическое воспитание.

Integration of educational Standards of preschool education in ecological activities

Nikolaeva S.N., Doctor of Pedagogy, Leading Scientific Researcher of the Institute of Pedagogical-

Psychological Problems of Childhood of Russia Academy of Education (Moscow, Russia)

Kurashova V.A., Head of the Preschool Establishment #1012 (Moscow, Russia)

Sabitova G.N., Teacher of the Preschool Establishment #1012 (Moscow, Russia)

Danilina N.A., Teacher of the Preschool Establishment #1012 (Moscow, Russia)

The article is devoted to the process of integration - a relatively new phenomenon in Russian pedagogy. It is noted that currently few steps towards uniting the various components of education - content of education, means and methods of training and education that would ensure the formation of a child's coherent picture of the world - were made. Implementation of the Program of kindergarten and educational activities with children are made through special structural units - "educational areas", which are according to a new Educational standard of Russia described as "certain lines of development and education of children". The experience of the teachers of kindergarten № 1012 of Moscow in the sphere of ecological education of children in different age groups helped to integrate different activities for preschool children in the frame of the program "Young Ecologist". An example of one class which presents the integration of various educational areas is described.

Keywords: integration, educational field, educational standards, ecological education.

Интеграция различных областей знания, которая в настоящее время наблюдается в реформировании образования, направлена на создание у детей единой, полноценной картины мира. Это, прежде всего, касается преодоления разобщенности двух основных сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Исследователи этого процесса под интеграцией понимают целостное видение мира, которое возможно при совмещении представлений различного рода - обыденных, сказочно-мифологических, естественнонаучных, гуманитарных, художественных.

Процесс интеграции - это относительно новое явление в педагогике, в настоящее время еще только нащупываются пути объединения различных компонентов образования -содержания образования, средств, методов обучения и воспитания, соотношения педагогических условий и организационных форм, которые могли бы обеспечить формирование целостной картины мира. Исследователи отмечают: «В теориях естественных наук все чаще встречаются понятия истории, цели, смысла, значимости, ценности знания. Наблюдаемая тенденция обозначается как гуманитаризация естествознания, то есть природа в естественных науках начала XXI века обнаруживает черты, близкие человеку, а научная картина мира начинает включать в себя природу, человека, культуру как органически взаимосвязанные части единого целого»1 (с. 77).

Важно отметить: в «Стандарт начального общего образования» второго поколения введено понятие «образовательная область», что представляет собой объединение нескольких областей знания. «Образовательная область открыла возможности для сближения предметных областей и построения интегратив-ных курсов, в которых удельный вес предметов <...> становится примерно одинаковым» (с. 78). Для начальной школы интеграция позволяет «облегчить» предметы, освободить их от излишней конкретизации материала, устранить «второстепенность» предметов, экономить учебное время, повысить познавательную активность детей.

Основным источником интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования

1 Самкова ВА. Интеграция естественнонаучного и обществоведческого образования как источник приобщения младшего школьника к культурному опыту человечества // Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества. - М.- СПб: РАО ИСОМО - Нестор-История, 2011.

является «научная картина мира - система наиболее общих представлений о мире, вырабатываемых и выражаемых с помощью фундаментальных понятий и принципов науки» (с.79). Сейчас можно наблюдать расширение этого понятия до некой более общей целостности -единой картины мира, в которой помимо естественнонаучных отраслей (физики, космологии, химии, биологии и др.) присутствует другая составляющая - социальная картина мира (основы истории цивилизаций, экономики, права, морали, искусства, религии и др.).

В настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования2 и период дошкольного детства стал первой ступенью общего образования. В этом документе, так же, как и в Стандарте начальной школы, предусмотрено, что реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми осуществляется через особые структурные единицы - «образовательные области», которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание дошкольников может реализовываться именно через них. Хорошо знакомая работникам дошкольных учреждений авторская система экологического воспитания детей3 вписывается в обозначенные в «Стандарте» образовательные области и поэтому легко может быть осуществлена на практике.

Прежде всего, экологическое воспитание дошкольников реализуется через образовательную область «познавательное развитие»: в соответствии с программой «Юный эколог» дети получают разнообразные знания о природе - растениях (комнатных и растущих на территории детского сада), животных (домашних, диких, декоративных и др.), о сезонных явлениях природы, условиях жизни, роста и развития живых существ, их приспособленности к среде обитания. Доступные детям экологические знания, полученные через непосредственные наблюдения в природе, практическую деятельность, художественную литературу, беседы, становятся основой правильного и осознанного отношения к объектам природы,

2 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // Российская газета, № 6241 от 25 ноября 2013 года.

3 Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. А также программа «Юный эколог» и методические пособия к ней, опубликованные в этом же издательстве в 2010 году.

которые окружают дошкольников в детском саду и дома.

Одновременно с познавательной реализуется образовательная область «речевое развитие». Познавая природу, ребята интенсивно расширяют словарный запас (через обозначение объектов и явлений природы, их признаков и качеств); знакомясь с зависимостями природы, вникая во взаимосвязи растений и животных со средой обитания, они учатся выражать словами причинно-следственные связи, объяснять наблюдаемые явления и их изменения, события, происходящие в природном мире, рассказывать о них.

Система экологического воспитания, реализуемая через технологии для разных возрастных групп, хорошо согласуется с образовательной областью «социально-коммуникативного развития». Дети на первоначальном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность природы, жизни), вникают в правила поведения в природе, участвуют в трудовых операциях, направленных на создание необходимых условий жизни для растений и животных. Совместный труд на благо социоприродного пространства, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к коллективной деятельности и коммуникации. К концу дошкольного периода у детей формируются начала экологической культуры - социокультурное новообразование личности, позволяющее им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Экологическое воспитание успешно интегрируется и с образовательной областью «художественно-эстетического развития» детей. Эмоциональный отклик на прекрасное в окружающем мире возникает у дошкольников в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту естественной природы и ее отражение в произведениях искусства. При этом следует иметь в виду, что красота живой природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, не болеют, проявляют свою приспособленность и жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты. Художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь

с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает обогащенное развитие личности ребенка.

Надо отметить, что именно стремление к такому подходу нашло свое отражение в одной из методических работ4. Авторы рассматривают вопросы интеграции интеллектуальной и художественной деятельности в целостном образовательном процессе. При этом интеграция понимается ими как организованный педагогом целенаправленный и взаимообратный перенос информации с языка элементарных научных представлений на язык художественных образов в целях порождения в сознании ребенка культурных и личностных смыслов и создания целостной картины мира (с. 18). Главным методом такой интегрированной деятельности становится метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, основную педагогическую ценность при этом составляет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины (образа) мира (с. 19). Авторы осуществляют с детьми экологические проекты («Земля, «Вода», «Воздух», «Солнце») через разные виды деятель-ностей (исследовательская, игровая, поисковая, экспериментирование, наблюдение и др.), а затем создают предметную среду для художественного творчества. При этом предоставляют детям возможность самостоятельно создавать рисунки, поделки из глины, бумаги, бросового и природного материала, которые отражают их эмоциональные впечатления от полученных знаний и познавательной деятельности.

Педагоги детского сада №1012 Ю.-ВОУО г. Москвы5, которые более двадцати лет занимаются экологическим воспитанием детей в разных возрастных группах по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», разрабатывают интегрированные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. В качестве примера приводим сценарий одного из мероприятий, в котором отчетливо представлена интеграция вышеобозначенных образовательных областей: дети получают элементарные экологические знания о хорошо знакомом растении (сирень), гуманитарные представления из истории его использования человеком - селек-

4 Лыкова ИА., Рыжова H.A. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. - М.: ИД «Цветной мир», 2012.

5 В настоящий момент это дошкольное учреждение объединено с гимназией №1597 г. Москвы и является ее структурным подразделением.

ции, выращивании, обработке, применении в жизни. Ребятам демонстрируется привлекательность и красота растения, выращенного в экологически правильных условиях, предоставляется возможность художественной деятельности по воссозданию его красоты.

Ознакомление с темой «Сирень» (старший дошкольный возраст)

Воспитательно-образовательные задачи:

• Уточнить знания детей о сирени как о кустарнике, его отличии от деревьев; показать своеобразие и неповторимость сирени.

• Познакомить детей с легендами о происхождении сирени, с народными приметами, связанными с этим кустарником, учить детей соотносить народные приметы с результатами наблюдений.

• Продолжать сенсорное развитие детей - формировать разные обследовательские действия, направленные на растение в целом и его части (ветви, листья, соцветия). Развивать познавательный интерес и наблюдательность детей, произвольное внимание, воображение.

• Развивать речь детей - умение связно отвечать на вопросы, обогащать словарный запас (соцветие, кисть сирени, аромат, легенда, секатор).

• Развивать эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Познакомить детей с картиной художника Е. Павлова «Сирень», репродукцией картины П. Кончаловского «Сирень», романсом С. Рахманинова «Сирень», поэзией о сирени. Воспитывать у детей эстетические чувства.

• Развивать художественные умения и творческие способности детей - изображать цветы сирени с натуры, используя различные приемы рисования или аппликации. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

• Воспитывать в детях любовь к своему городу, гордость за красоту озелененных улиц Москвы; познакомить с сортами сирени, названными в честь города.

• Продолжать учить детей работать парами, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, отзывчивость, взаимопомощь.

Материал: емкость с водой для веток, секатор, репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»; картина Е. Павлова «Сирень»; презентации: «Как распускается сирень», «Москва - город сирени», романс С. Рахманинова «Сирень»; стихотворения:

С. Маршака «Счастье», О. Криль «Тристих сиреневый», И. Шарковской «Сирень»; ноутбук, оборудование.

Для рисования и аппликации: листы бумаги А4, цветная бумага, клей, кисточки для клея и для краски, подставки для кисточек, карандаши, доска (клеенка) для аппликации, подносы для обрезков, тряпочки, ножницы, гуаше-вые краски.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о сирени.

1 ЧАСТЬ

(проводится на территории детского сада)

Воспитатель приводит детей на поляну, окруженную цветущей сиренью, предлагает полюбоваться красотой этого пространства.

- Ребята, посмотрите вокруг себя, что нас окружает? (Ответы.) Закройте глаза, почувствуйте аромат. Откуда он исходит? (Ответы.)

- Да, нас окружает сирень. Это она источает такой приятный, сладкий запах - АРОМАТ.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения О. Криль «Тристих сиреневый»:

- Сирень лиловая цветет,

Над ней шмелей столпотворенье,

В наш мир приходит каждый год

Сиреневое озаренье.

Затем предлагает детям послушать легенду Древней Греции о происхождении сирени. Но вначале спрашивает, знают ли они, что такое легенда? (Ответы.) Поясняет: легенда - это рассказ о событиях, происходивших в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Легенда похожа на сказку, но это не сказка - в большинстве своем легенды основаны на реальных событиях.

Древнегреческая легенда: молодой Пан -бог лесов и лугов повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Опечаленный Пан назвал куст ее именем. Так имя Сиринги и дало название - сирень.

Воспитатель предлагает подойти поближе к сирени, рассмотреть ее:

- Как вы думаете, сирень это дерево или куст? Почему вы так решили? (Ответы.) Чем отличается куст от дерева? (Ответы.)

- Правильно: сирень это кустарник. У кустарника много тонких стволов, а у дерева один толстый ствол. Какие стволы у сирени? Сколько их у одного куста?

Дети рассматривают, трогают, гладят, считают стволы и отвечают на вопросы. Затем также обследуют листья сирени.

Воспитатель собирает ребят в середине полянки и предлагает определить окраску и оттенки цветов сирени (Ответы.)

Ребенок читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Счастье»:

- Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

За несколько дней разоделись кусты,.

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

Далее воспитатель рассказывает вторую легенду о том, почему цветы сирени окрашены в лиловые и белые цвета.

- Скандинавская легенда рассказывает: цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце из капель дождя соткало Радугу над землей. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землей. Весна стала брать лучи Солнца, смешивать с цветами Радуги и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у нее остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала по земле, а из него получилась белая сирень.

- Дети, у нас много кустарников сирени -видите, они окружают поляну и все цветут. Ветки сирени срезают на букеты, которыми украшают помещения. Сейчас я срежу секатором каждому по ветке, вы рассмотрите цветы, понюхаете, а потом поставим их в воду: вечером вы возьмете домой веточку сирени и подарите ее маме. И группу мы украсим букетом.

Воспитатель показывает СЕКАТОР, поясняет, что это специальный инструмент для обрезки деревьев и кустарников, просит повторить название. Режет и раздает детям ветки, предлагает им рассмотреть кисти с цветами.

Дети рассматривают, любуются, нюхают, считают цветочки.

- У сирени один цветок или много? (Ответы.) Правильно: маленькие цветы си-

рени собраны вместе, и называется это соцветие - КИСТЬ. Сирень бывает разных сортов - простая и махровая. У цветочков простой сирени четыре лепестка, а у махровой лепестков много. Посмотрите внимательно на кисть с цветами, определите, какого они цвета, размера, сколько у них лепестков? Простая это сирень или махровая? (Ответы.)

- Да, это простая сирень - у всех цветочков четыре лепестка. Цветочки махровой сирени крупнее и имеют много лепестков.

После наблюдения воспитатель говорит, что народ очень любит сирень и приметил, что если сирень сильно пахнет - жди дождя. Предлагает проверить примету, понюхать, вдохнуть воздух и сказать будет дождь или нет. А еще девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой.

Воспитатель поясняет: сирень любит солнечное место, тогда она очень красиво и долго цветет. Спрашивает, в хорошем ли месте растет эта сирень, просит детей объяснить, почему они так думают.

Далее воспитатель говорит, что много поэтов посвятили сирени свои стихи, и предлагает ребятам прочитать выученные стихотворения.

2 ЧАСТЬ

(проводится в помещении)

Воспитатель предлагает детям посмотреть небольшой фильм (замедленная съемка) о том, как распускается, расцветает сирень. Обращает их внимание на то, что красота сирени привлекала внимание не только поэтов, но и художников - многими из них написаны картины: показывает репродукцию картины П. Кончаловского «Сирень»; картину Е. Павлова «Сирень». Дети рассматривают их. Затем им предлагается подойти к окну и полюбоваться видом на сиреневую поляну. Воспитатель спрашивает у ребят, какая сирень им больше нравится - живая на поляне или та, что изображена на картинах (Ответы.) Высказывает свое мнение:

- А мне нравится и та, и другая сирень: живая радует весной, в мае, когда все распускается, к тому же от нее идет приятный аромат. Картины тоже прекрасны, они висят на стене и украшают помещение, ими можно любоваться круглый год. Люди, которые чувствуют красоту живой природы, пишут стихи и картины, сочиняют музыку - эти произведения радуют всех людей.

Воспитатель показывает фильм, в котором под музыку С. Рахманинова «Сирень» дети ви-

дят картины разных художников, а также художественные фотографии с изображением сирени.

Далее следует короткий рассказ воспитателя с одновременным показом презентации «Москва - город сирени»:

- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы.) Скажу вам, ребята, интересную вещь: Москву называют городом сирени! Потому что в Москве очень много парков, скверов, где растет сирень. В Москве есть Сиреневый бульвар, Сиреневый сад, на ВВЦ есть уголок сирени. В честь Москвы названы сорта сирени. Сорт сирени «Красавица Москвы» назван цветочным символом нашей столицы. Давайте посмотрим фотографии, как расцветает эта красавица. (Демонстрация фото этапов распускания соцветия.) Есть и другие сорта сирени, названные в честь Москвы. (Показ фото сортов: «Красная Москва», «Небо Москвы», «Утро Москвы», «Огни Москвы», «Московский Университет».)

Двое детей читают стихотворение:

- Москва - это город цветущей сирени, Как символ счастья, мира и добра. Сиренью победителей встречали, Кричали в 45-м им УРА!

Цвети, сирень, цветок столицы, Цвети века из года в год. Цветок любви, мечты и жизни, С тобой всегда пусть май цветет!

- Как вы думаете, для чего сажают сирень? (Ответы.)

Сирень сажают не только для красоты. Сирень очень хорошо собирает пыль, очищает воздух. Так что давайте кусты сирени беречь, не ломать, чтобы любоваться ее красотой.

Воспитатель читает стихотворение И. Шар-ковской «Наша сирень» (сочиненное музыкальным руководителем детского сада): В весенний майский день Расцвела красивая сирень. Своих цветов она нам дарит аромат, И стал еще красивее наш детский сад. Ты подойди к сирени, полюбуйся на цветы, Тихонечко скажи им: «Как красивы вы!»

3 ЧАСТЬ

(проводится в изостудии или в группе перед обедом или после сна) Воспитатель:

- Дети, вы так много сегодня узнали о сирени, любовались нашими кустарниками на поляне, смотрели короткие фильмы о сирени, о Москве, видели картины художников

и слушали музыку. У вас, конечно, много впечатлений! Теперь вы сами можете стать художниками - нарисовать красками ветку или куст сирени. А можно сделать аппликацию ветки сирени из цветной бумаги - кому что захочется.

Для работы подготовлены два больших стола - один для рисования красками (на нем бумага, кисти, белая, коричневая, зеленая и лиловая краски, вода в банках), другой - для аппликации (на нем белая и цветная бумага разных лиловых оттенков, клей, кисти для клея, тряпочки, коричневые карандаши или фломастеры для рисования ветки). Воспитатель предлагает детям определиться с выбором и подойти к столу, за которым каждый будет создавать свою картину. Рисующим детям воспитатель показывает, как нарисовать сначала ветку, а затем, смешивая белую краску с лиловой, создавать кисть сирени, нарисовать листья на ветке.

Детям, выполняющим аппликацию, воспитатель предлагает объединиться в пары, чтобы вместе создать одну картину. Напоминает, что аппликация выполняется приемом обрывания: вместе подбирают тона бумаги, один ребенок обрывает бумажки (цветы), другой - приклеивает их, формируя кисть сирени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитатель напоминает всем, что дети могут подходить к окну, к картине, репродукции и смотреть на сирень. (Звучит музыка С. Рахманинова «Сирень».)

После завершения работ детьми воспитатель организует выставку, аппликации можно собрать в одну коллективную работу «Букет сирени». Выставку осматривают родители с детьми этой и других групп. ■

Интернет-источники

Сирень в ботаническом саду фото картинка torange.ru/Landscape/spring/Сирень-...

florapedia.ru foto.mail.ru/mail/feofanovna49/425/ Небо Москвы - Сирень - Природа photoshare.ru photoshare.ru/photo9885725.html

Московские парки: Сады / Сиреневый сад moscowparks.narod.ru/ сиреневый сад Москва картинки

Легенда о происхождении сирени Моя любимая флора loveflora.ru/interesnie-fakti/1148

Сергей Рахманинов - Сирень - YouTube youtube.com/watch?v=1 p_i-K7-F2g

Сергей Рахманинов Сирень - скачать 1x^3 новинки и музыкальные хиты... mp3-sait.info/ listen/С Рахманинов С...

Статья поступила в редакцию 5.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.