УДК 378:677
Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина, Б. И. Измайлов
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТРАНСФОРМАЦИИ
Ключевые слова: многофункциональная одежда, проектирование, трансформация, одежда-трансформер.
В статье раскрыты особенности приемов трансформации одежды, таких как перестановка-перемещение, растяжение-сжатие, регулирование-фиксация, свертывание-развертывание, вывертывание. Описано проектируемое изделие, способное трансформироваться на основе описанных приемов.
Keywords: multi-functional clothing, design, transformation, transforming clothes.
This paper proposes the features of methods of clothes' transformation, such as permutation and moving, stretching and compression, regulation and fixing, coagulation-deployment, viverravidae. Described the designed product, able to transform on the basis of the described techniques.
Конкурентная борьба среди производителей модной одежды зачастую приводит к применению нестандартных решений с целью привлечения клиентов. Одним из таких решений является создание многофункциональных изделий, которые называются также трансформируемыми.
Известен ряд приемов, обеспечивающих трансформацию в костюме: растяжение - сжатие; отделение - присоединение; регулирование - фиксация; свертывание - развертывание; исчезновение - появление; замещение деталей; совмещение - вкладывание; перестановка [1]. В последнем варианте, на наш взгляд, более корректной формулировкой послужит фраза «перестановка-перемещение», которая отражает суть процесса трансформации, когда изделие просто перемещается из одного положения в другое и в результате получается новый его вид. Например, часто используется прием перемещения для получения из юбки сарафана и наоборот.
В качестве проектируемого изделия выбрана женская одежда. Базовое изделие предположительно может выглядеть в виде платья, имеющего втачные длинные узкие рукава, с воротником типа «труба», высота которого должна быть не менее разницы высоты от линии пола до подмышечных впадин и высоты от линии пола до линии талии. Нижняя часть изделия представляет собой две детали, сшитые по боковым швам [2]. Технический рисунок изделия представлен на рисунке 1.
Рис. 2 - Базовый вид многофункционального изделия
В проектируемом многофункциональном изделии одним из основных приемов трансформации является «перестановка-перемещение», который позволяет зачастую изменить принадлежность изделия к той или иной ассортиментной группе. На рисунке 3 представлена трансформация платья в блузу за счет перевертывания изделия на 180°. Таким образом,
Рис. 1 - Технический рисунок многофункционального изделия
При надевании изделия на фигуру, оно будет принимать вид, представленный на рисунке 2.
Рис. 3 - Трансформация изделия в блузу
воротник-«труба» трансформировался в лиф изделия; рукава остались на месте, однако нижний шов рукава трансформировался здесь в верхний шов. Подол платья приобрёл вид объемного воротника - «хомута». По факту видим, что в данном случае используется еще и такие принципы трансформации, как «растяжение - сжатие» и «свертывание - развертывание». Таким образом, в одном изделии могут иметь место несколько принципов трансформации [3].
Еще одной трансформацией является преобразование базового изделия приемом «перестановка-перемещение» в платье без рукавов. Такое изделие получается благодаря перемещению воротника-«трубы» на уровень лифа. При этом рукава играют роль пояса, способного подчеркнуть фигуру и выступить в роли декоративного элемента. Трансформация изделия в платье без рукавов представлена на рисунке 4.
Следует отметить, что от длины рукавов зависит количество возможных вариантов их завязывания. На рисунке 4 представлен вариант с использованием рукавов стандартной длины (65-70 см). При значительном увеличении длины рукавов появляется возможность использования их в качестве бретелей и драпировки лифа различной конфигурации. Однако увеличение длины рукавов приведет к необходимости их сборки, драпировки в других вариантах.
кавов
Приемы трансформации, описанные выше, предполагают использование материалов, обеспечивающих эластичность изделия, способность адаптироваться к разным участкам тела, обеспечивать необходимую растяжимость конструкции.
На рисунке 5 представлена трансформация по принципу «свертывание - развертывание», которая позволяет превратить объемный воротник изделия в капюшон. Достаточная высота «воротника» дает возможность получения объемного капюшона, с женственными складками и драпировками.
Такой прием как «регулирование - фиксация» величины, объема и формы деталей одежды применяется чаще всего при изменении длины рукавов или изделия в целом. На рисунке 6 представлена такая трансформация, изменяющая длину изделия за счет кулисок, продетых в специально отстроченные при-
пуски боковых швов. Такое технологическо-конструктивное решение позволяет оставаться кулискам незаметными при отсутствии сборки.
Рис. 6 - Трансформация за счет изменения длины платья
Еще одним действенным приемом трансформации является «вывертывание», который позволяет получить изделие другого цвета и/или фактуры. Для проектируемого изделия этот прием показан на рисунке 7. Основными требованиями, позволяющими реализовать этот вариант, являются:
• подбор материалов для лицевой и изнаночной стороны изделия, идентичных по своим свойствам эластичности, поверхностной плотности, непрозрачности;
• подбор технологии скрытых (или неосыпаю-щихся) швов, позволяющей эксплуатировать изделие как с лицевой, так и с изнаночной стороны.
Проектируемое многофункциональное изделие женского гардероба может изменять свой внешний вид за счет трансформации объемного воротника в кокетку изделия, как это показано на рисунке 8. Следует отметить, что реализация такого приема связана с резким увеличением линейных размеров деталей воротника и становится возможным благодаря использованию тканей и трикотажных полотен с высокой степенью эластичности.
Рис. 7 - Трансформация цвета изделия
Растяжение и сжатие является одним из ведущих принципов смарт-трансформации, применяемой во многих аналогах изделий-трансформеров ведущих производителей. Такие лидеры продаж, как Cozy от Донны Каран, Emamy -dress, Infinity-Dress. Принцип «растяжение-сжатие» применяется во всех вариациях трансформации проектируемого многофункционального изделия и позволяет адаптировать изделие к особенностям фигуры потребителя и обеспечить необходимый уровень комфорта при эксплуатации.
Спроектированное многофункциональное изделие за счет ряда приемов трансформации способно видоизменяться, совместить в себе функции нескольких изделий женского гардероба, расширить визуальный ряд образов потребителей.
Литература
1. Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач: дис. ... канд. Искусствоведения / В.В. Семкин. - М., 1983. -183с.
2. Тухбатуллина Л.М. Создание трансформируемой одежды с использованием полимерных материалов / Л.М. Тухбатуллина, Л.А.Сафина, Л.И.Салахова // Вестн. технол. ун-та. 2015. - Т.18, №7. - С. 200-203.
3. Сафина Л. А. Создание конструкции женской трансформируемой одежды / Л.А.Сафина, Л.М. Тухбатуллина // Вестн. технол. ун-та. 2015. - Т.18, №14. - С. 174-177.
Рис. 8 - Трансформация объемного воротника в кокетку платья
© Л.М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected]; Б. И. Измайлов - доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected].
© L. M. Toukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; L. A. Safina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; B. I.I zmailov - Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected].