Научная статья на тему 'Проектирование женской трансформируемой одежды'

Проектирование женской трансформируемой одежды Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1150
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / POLYMERIC MATERIALS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ОДЕЖДА-ТРАНСФОРМЕР / TRANSFORMABLE CLOTHING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А.

В статье раскрыты особенности приемов трансформации одежды, таких как растяжение-сжатие, отделение-присоединение, регулирование-фиксация и др. Приведены рекомендации по выбору материалов для каждого из перечисленных приемов. Предложено женское изделие, имеющее несколько видов трансформации -платье с длинными рукавами; блуза с объемным воротником; платье без рукавов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование женской трансформируемой одежды»

УДК 378:677

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ

Ключевые слова: полимерные материалы, проектирование, трансформация, одежда-трансформер.

В статье раскрыты особенности приемов трансформации одежды, таких как растяжение-сжатие, отделение-присоединение, регулирование-фиксация и др. Приведены рекомендации по выбору материалов для каждого из перечисленных приемов. Предложено женское изделие, имеющее несколько видов трансформации -платье с длинными рукавами; блуза с объемным воротником; платье без рукавов.

Keywords: polymeric materials, design, transformation, transformable clothing.

This paper proposes the features of methods of clothes' transformation, such as stretching and compression, strain and accession, regulation and fixing, etc. Its gives the recommendations about a choice of materials for each of the listed receptions. The proposed women's cloth, which has several types of transformation -dress with long sleeves; blouse with voluminous collar; sleeveless dress.

Проектирование одежды с использованием отделение - присоединение; регулирование - фик-

принципов трансформации является одним из самых сация; свертывание - развертывание; исчезновение -

востребованных способов создания новых изделий в появление; замещение деталей; совмещение - вклады-

легкой промышленности. Обусловлено это тем, что вание; перестановка [1]. Каждый из перечисленных

в этой отрасли постоянно бушует конкурентная приемов требует для воплощения особые материалы,

борьба, и зачастую выигрывают в ней те компании, обладающие необходимыми характеристиками. В таб-

которые способны привлечь покупателей нестан- лице 1 приведены рекомендации по подбору мате-

дартными решениями. риалов для каждого приема трансформации [2].

Известен ряд приемов, обеспечивающих трансформацию в костюме: растяжение - сжатие;

Таблица 1 - Рекомендации по выбору материалов для различных приемов трансформации одежды

Прием трансформации Описание Рекомендации по выбору материалов

«Растяжение - сжатие» деталей или элементов одежды Трансформация происходит за счет изменения линейных размеров изделия Материалы высокой эластичности, с добавлением специального полимера-эластана; трикотажные полотна, обеспечивающие эластичность за счет вязки

«Отделение - присоединение» деталей или элементов одежды Отделение и присоединение отдельных элементов к изделию, например, рукавов к жилету, что приведет к получению нового вида изделия - куртки Материалы, обеспечивающие достаточную прочность и жесткость в местах присоединения изделий

«Регулирование - фиксация» величины, объема и формы деталей одежды Изменение длины, формы, степени прилегания за счет различных фиксаторов, бретелей, хлястиков и т.д. Материалы, обеспечивающие достаточную прочность и жесткость в местах фиксации

«Свертывание - развертывание» деталей или элементов одежды Изменение размера и формы отдельных элементов изделия за счет свертывания и развертывания, например, длины рукавов, объема воротника и т.д. Материалы, обеспечивающие мягкие складки при свертывании, обладающие высокой не-сминаемостью

«Исчезновение - появление» объема элементов изделия Трансформация предполагает появление отдельных деталей или элементов изделия из специальных «карманов», например, складной капюшон Материалы должны обладать малым объемом и высокой степенью несминаемости

«Замещение» деталей или элементов одежды другими деталями или элементами Предполагает снятие одного элемента и замены на другой, например, съемные длинные рукава замещаются на короткие Материалы, обеспечивающие достаточную прочность и жесткость в местах присоединения съемных элементов

«Вывертывание» Получение нового внешнего вида изделия за счет вывертывания Двусторонние материалы или двойной пакет материалов, обеспечивающий двусторонность изделий

«Перестановка - перемещение» деталей, элементов одежды или всего изделия Перемещение изделия из плечевой зоны в поясную, например, трансформация сарафана в юбку Материалы, обеспечивающие эластичность изделия, способность адаптироваться к разным участкам тела

Анализ современного рынка выявил устойчивый спрос на изделия-трансформеры. Классическими вариантами таких изделий являются куртки с трансформацией по принципу «отделение - присоединение» деталей или элементов одежды. Это варианты с отстегивающимися рукавами, капюшонами, утепленными подкладками. Интерес к ним проявляют практически все поло-возрастные группы.

В последнее время появились различные модели, изменяющие свой внешний вид в зависимости от способа их размещения на теле потребителя. Наиболее распространенными принципами трансформации в таких изделиях являются «растяжение -сжатие», «регулирование - фиксация» «свертывание - развертывание», «перестановка - перемещение». Такие лидеры продаж, как Cozy от Донны Каран, Emamy -dress, Infinity-Dress, в качестве основного материала использую биэластичный полимерный материал, позволяющий растягивать полотно как в продольном так и поперечном направлении, адаптируя тем самым изделие к особенностям фигуры потребителя. Такое растяжение полотна становится возможным во многом благодаря наличию эластана.

Именно эластан позволяет волокну растягиваться, превышая свои продольные размеры в 5-8 раз, и возвращаться в свои исходные размеры. Наличие всего 2% эластана позволяет значительно увеличить эластичные свойства материала. Для трансформируемых изделий рекомендуется наличие порядка 10-20% эластичного волокна, которые обеспечат достаточную степень растяжимости материала. Кроме того, необходимым является подбор трикотажных материалов, способных обеспечить дополнительный комфорт при эксплуатации.

В качестве проектируемого изделия выбрана женская одежда. Базовое изделие предположительно может выглядеть в виде платья, имеющего втачные длинные узкие рукава, с воротником типа «труба», высота которого должна быть не менее разницы высоты от линии пола до подмышечных впадин и высоты от линии пола до линии талии. Нижняя часть изделия представляет собой две детали, сшитые по боковым швам. Технический рисунок изделия представлен на рисунке 1.

Рис. 1 - Технический трансформера

рисунок изделия-

Основным принципом трансформации в данном изделии выступает «перестановка - перемещение», предполагающий использование материалов, обеспечивающих эластичность изделия, способность адаптироваться к разным участкам тела, обеспечивать необходимую растяжимость конструкции, как эти видно из таблицы, представленной ранее.

При надевании изделия на фигуру, оно будет принимать вид, представленный на рисунке 2.

Рис. 2 - Базовый внешний вид изделия-трансформера

Используя такой прием трансформации, как «перестановка-перемещение», получаем новый вид изделия, внешний вид которого представлен на рисунке 3.

Рис. 3 - Трансформация изделия в блузу

В данном случае трансформация произошла за счет перевертывания изделия на 180°. Таким образом, воротник-«труба» трансформировался в лиф изделия; рукава остались на месте, однако нижний шов рукава из предыдущего варианта трансформировался здесь в верхний шов. Подол платья приобрёл вид объемного воротника - «хомута». По факту видим, что в данном случае используется еще и такие принципы трансформации, как «растяжение -сжатие» и «свертывание - развертывание». Таким образом, в одном изделии могут иметь место несколько принципов трансформации.

Еще одной трансформацией является преобразование базового изделия приемом «перестановка-перемещение» в платье без рукавов. Такое изделие получается благодаря перемещению воротника-

«трубы» на уровень лифа. При этом рукава играют роль пояса, способного подчеркнуть фигуру и выступить в роли декоративного элемента. Трансформация изделия в платье без рукавов представлена на рисунке 4.

Рис. 4 - Трансформация изделия в платье без рукавов

Следует отметить, что от длины рукавов зависит количество возможных вариантов их завязывания. На рисунке 4 представлен вариант с использованием рукавов стандартной длины (65-70 см). При значительном увеличении длины рукавов появляется возможность использования их в качестве бретелей и драпировки лифа различной конфигурации. Однако увеличение длины рукавов приведет к необходимости их сборки, драпировки в других вариантах.

Представленный вариант женского изделия-трансформера находится на начальном уровне проектирования и требует дальнейших разработок в области создания и отработки конструкции, подбора материалов и технологии изготовления. Этому будут посвящены следующие статьи авторов.

Литература

1. Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач : дис. ... канд. Искусствоведения / В.В. Семкин. -М., 1983. -183с.

2. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А., Салахова Л.И. Создание трансформируемой одежды с использованием полимерных материалов / Л. М. Тухбатуллина и др.// Вестн. Казан. технол. ун-та. 2015. -Т.18, №7. - С. 200-201.

© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, tuleissan@mail.ru; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, lsafina@mail.ru.

© L. M. Toukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, tuleissan@mail.ru; L. A. Safina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU; lsafina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.