УДК 378:677
Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина
СОЗДАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ЖЕНСКОЙ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ
Ключевые слова: полимерные материалы, проектирование, трансформация, одежда-трансформер. конструкция,
биэластичный материал.
В статье раскрыты особенности приемов трансформации одежды, таких как растяжение-сжатие, отделение-присоединение, регулирование-фиксация и др. Предложено женское изделие, имеющее несколько видов трансформации -платье с длинными рукавами; блуза с объемным воротником; платье без рукавов. Приведена конструкция спроектированного изделия из биэластичного материала.
Keywords: polymeric materials, design, transformation, transformable clothing, pattern, bielastichny material.
This paper proposes the features of methods of clothes' transformation, such as stretching and compression, strain and accession, regulation and fixing, etc. The proposed women's cloth, which has several types of transformation -dress with long sleeves; blouse with voluminous collar; sleeveless dress. Its given the pattern of the designed product from bielastichny material.
Рост конкурентоспособности среди
производителей модной одежды зачастую приводит к применению нестандартных решений с целью привлечения клиентов. Одним из таких решений является создание трансформируемых изделий.
Анализ современного рынка выявил устойчивый спрос на изделия-трансформеры. Классическими вариантами таких изделий являются куртки с трансформацией по принципу «отделение -присоединение» деталей или элементов одежды. Это варианты с отстегивающимися рукавами, капюшонами, утепленными подкладками. Интерес к ним проявляют практически все поло-возрастные группы.
Известен ряд приемов, обеспечивающих трансформацию в костюме: растяжение - сжатие; отделение - присоединение; регулирование -фиксация; свертывание - развертывание; исчезновение - появление; замещение деталей; совмещение - вкладывание; перестановка [1].
В последнее время появились различные модели, изменяющие свой внешний вид в зависимости от способа их размещения на теле потребителя. Наиболее распространенными принципами трансформации в таких изделиях являются «растяжение - сжатие», «регулирование -фиксация» «свертывание - развертывание», «перестановка - перемещение». Такие лидеры продаж, как Cozy от Донны Каран, Emamy -dress, Infinity-Dress, в качестве основного материала использую биэластичный полимерный материал, позволяющий растягивать полотно как в продольном так и поперечном направлении, адаптируя тем самым изделие к особенностям фигуры потребителя. Такое растяжение полотна становится возможным во многом благодаря наличию эластана. Именно эластан позволяет волокну растягиваться, превышая свои продольные размеры в 5-8 раз, и возвращаться в свои исходные размеры. Наличие всего 2% эластана позволяет значительно увеличить эластичные свойства материала. Для трансформируемых изделий рекомендуется наличие порядка 10-20% эластичного волокна, которые обеспечат достаточную степень
растяжимости материала. Кроме того, необходимым является подбор трикотажных материалов, способных обеспечить дополнительный комфорт при эксплуатации [2].
В качестве проектируемого изделия выбрана женская одежда. Базовое изделие предположительно может выглядеть в виде платья, имеющего втачные длинные узкие рукава, с воротником типа «труба», высота которого должна быть не менее разницы высоты от линии пола до подмышечных впадин и высоты от линии пола до линии талии. Нижняя часть изделия представляет собой две детали, сшитые по боковым швам [3]. Технический рисунок изделия представлен на рисунке 1.
Рис. 1 - Технический рисунок изделия-трансформера
Основным принципом трансформации в данном изделии выступает «перестановка -перемещение», предполагающий использование материалов, обеспечивающих эластичность изделия, способность адаптироваться к разным участкам тела, обеспечивать необходимую растяжимость конструкции, как эти видно из таблицы, представленной ранее.
При надевании изделия на фигуру, оно будет принимать вид, представленный на рисунке 2.
Рис. 2 - Трансформация изделия в платье
Используя такой прием трансформации, как «перестановка-перемещение», получаем новый вид изделия, внешний вид которого представлен на рисунке 3.
Рис. 3 - Трансформация изделия в блузу
В данном случае трансформация произошла за счет перевертывания изделия на 180°. Таким образом, воротник-«труба» трансформировался в лиф изделия; рукава остались на месте, однако нижний шов рукава из предыдущего варианта трансформировался здесь в верхний шов. Подол платья приобрёл вид объемного воротника -«хомута». По факту видим, что в данном случае используется еще и такие принципы трансформации, как «растяжение - сжатие» и «свертывание - развертывание». Таким образом, в одном изделии могут иметь место несколько принципов трансформации.
Еще одной трансформацией является преобразование базового изделия приемом «перестановка-перемещение» в платье без рукавов.
Такое изделие получается благодаря перемещению воротника-«трубы» на уровень лифа. При этом рукава играют роль пояса, способного подчеркнуть фигуру и выступить в роли декоративного элемента. Трансформация изделия в платье без рукавов представлена на рисунке 4.
Следует отметить, что от длины рукавов зависит количество возможных вариантов их завязывания. На рисунке 4 представлен вариант с использованием рукавов стандартной длины (65-70 см). При значительном увеличении длины рукавов появляется возможность использования их в качестве бретелей и драпировки лифа различной конфигурации. Однако увеличение длины рукавов приведет к необходимости их сборки, драпировки в других вариантах.
Рис. 4 - Трансформация изделия в платье без рукавов
В качестве основы выбрана базовая конструкция платья с одношовным рукавом из эластичных материалов, построенная по европейской методике промышленного конструирования.
Дальнейшее моделирование заключается в создании полочки и спинки изделия с цельнокроеным рукавом. С этой целью базовая конструкция рукава расчленяется на две составляющие - переднюю и заднюю часть рукава -которые накладываются соответственно на базовую конструкцию полочки и спинки платья.
Необходимость придания достаточной степени свободы движения человека в процессе эксплуатации трансформируемого изделия продиктовала вариант примыкания рукава к полочке и спинке, предусматривающего соприкосновение двух точек - верхней и нижней точки проймы. На рисунке 5 представлена модельная конструкция изделия-трансформера.
Дальнейшее развитие конструкции изделия сводится к унификации деталей. Напомним, что одним из важнейших требований к изготовлению проектируемого изделия-трансформера является подбор эластичных материалов, имеющих упругое растяжение во всех направлениях полотна. Такое свойство материала позволяет нивелировать небольшие расхождения в конструкции полочки и
спинки изделия и привести их к «общему знаменателю» - контуру, который наиболее близко проходит к внешней линии выкройки полочки и спинки изделия. Видимые различия сводятся к увеличенной длине полочки при идентичной конфигурации срезов. Это объясняется тем, что увеличенная длина полочки компенсирует объем выступающей груди. Однако, степень эластичности рекомендованного материала позволяет не только учесть объем груди спереди, но и более точно облегать ее, следуя персональным изгибам тела женщины.
Рис. 5 - Модельная конструкция изделия-трансформера
Созданные на основе модельной конструкции промышленные лекала, имеют следующие характерные особенности: полочка и спинка изделия имеет одинаковую конфигурацию, цельные по центральной линии, которая является одновременно и линией направления долевой нити; полочка и спинка имеют цельнокроеную с рукавом конструкцию; воротник-«хомут» является отрезным, имеет симметричное построение; обтачка воротника цельнокроеная и по своей конфигурации полностью повторяет воротник; детали по основным срезам имеют припуск на швы шириной 1 см, по низу рукавов - 3 см, по низу изделия - 5 см; все детали снабжены технологическими рассечками, позволяющими оптимизировать изготовление изделия в промышленных условиях.
Спроектированное изделие-трансформер
позволяет значительно увеличить функциональные возможности одежды современной женщины, расширить визуальный ряд образов потребителей. Кроме того, это изделие, совмещая в себе несколько вещей, позволяет сокращать затраты на производство, реализацию, утилизацию изделий, что несомненно является положительным фактором экономической и экологической эффективности.
Литература
1. Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач : дис. ... канд. Искусствоведения / В.В. Семкин. -М., 1983. -183с.
2. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А., Салахова Л.И. Создание трансформируемой одежды с использованием полимерных материалов / Л.М.Тухбатуллина и др.// Вестник технол. ун-та. 2015. -Т.18, №7. - С. 200-201.
3. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Проектирование женской трансформируемой одежды/ Л.М.Тухбатуллина и др.// Вестник технол. ун-та. 2015. -Т.18, №9. - С. 175178.
© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, [email protected].
© L. M. Toukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; L. A. Safina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU; [email protected].