Научная статья на тему 'Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы'

Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭРГОНОМИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / EDUCATION / EDUCATIONAL FIELD / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ERGONOMIC FIELD / PEDAGOGIC MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резниченко М. Г.

В статье представлены принципы, технология и обозначены условия построения воспитательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building of the educational space

The article represents the principles and the technology of building the educational space in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы»

Редакционная почта

151

держания коррекционной работы, осуще- ке, так и в ходе online-общения с тьюто-ствляющейся как в индивидуальном поряд- ром.

ZAYKINM.I, FOKEEVM.I. VIRTUAL CLASS FOR STUDENTS’ PREPARATION TO STATE EXAMINATION

The need and reasonability of using virtual environment of education in the work with rural students while preparing them for State Exam are described. The authors propose an approach to the organization of virtual class which will provide the highest possible saving of the advantages of a common school class.

Keywords: virtual class, students’ preparation for State Examination, Mathematics, generalized schemes of solving typical problems.

М.Г. РЕЗНИЧЕНКО, доцент Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы

В статье представлены принципы, технология и обозначены условия построения воспитательного пространства вуза.

Ключевые слова: воспитание, воспитательное пространство, воспитательная технология, эргономичность, педагогическое моделирование.

Воспитание социально активной,профессионально компетентной личности, способной к освоению культуры и системы ценностей, предполагает построение в вузе гуманистического воспитательного пространства, ориентированного на установление социально продуктивных и психологически комфортных взаимоотношений между его субъектами.

Воспитательное пространство возникает в процессе конструктивной деятельности и развивается на ее основе; являясь частью воспитательной среды, оно влечет за собой изменение характеристик этой среды. Понятие «воспитательное пространство » введено в категориальный аппарат отечественной педагогики Л.И. Новиковой. Если среда в основе своей - данность, то воспитательное пространство - это результат и форма деятельности, осуществляемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности нетолько созидательной,но и интегрирующей [1, с. 133]. Таким образом, среду надо уметь использовать в воспитательных це-

лях, а единое пространство надо уметь создавать.

В настоящее время сложился подход к пониманию воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, способной выступить интегрированным условием личностного развития каждого человека. В такой трактовке «механизмом » создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, содержанием которого является их совместная деятельность.

Принимая за структурную единицу воспитательного пространства вуза ситуацию общения и взаимодействия его субъектов, мы утверждаем, что условием обретения им гуманистической основы является состояние психологического комфорта его участников. Иными словами, создание воспитательного пространства должно основываться на принципахпедагогической эргономики. Реализации данного замысла способствует усиление процессов теоретического, методологического и практического синтеза в

152

Высшее образование в России • № 8, 2009

науке и образовании. Вместе с подготовкой специалиста (знающего и умеющего) в системе высшего образования поставлена задача подготовки культурного человека. Поэтому наряду с эргономикой и теорией воспитания основанием нашего исследования послужили теория, методология и практика проектной культуры с целью ее интеграции в воспитательный процесс.

Синтез педагогики, эргономики и проектной культуры стал отправным пунктом для формирования нового представления

о воспитательном пространстве высшей школы, об образе профессиональной культуры педагога, о соответствующих новым представлениям образовательных технологиях. Синтетические по своей природе проектные разработки должны быть воплощены в систему подготовки педагога к организации воспитательного пространства и в новые средства трудовой деятельности вузовского педагога.

В профессиональной подготовке преподавателей, особенно технических вузов, отсутствуют такие важные предметы, как педагогика и психология высшей школы. Как минимум странно это выглядит в отношении профессии педагога, принадлежащей к типу «человек - человек». В психологии труда давно известно о существовании компенсируемых и некомпенсируемых профессионально значимых качеств. Для преподавателя качеством, обладающим большими компенсаторными возможностями, является склонность к общению и со-трудничествус людьми. Однако отбор преподавателей высшей школы продолжает осуществляться на основе оценки уровня только познавательных и исследовательских навыков выпускников, поступающих в аспирантуру. Это крайне негативно сказывается как на деятельности вузов, так и на дальнейшей судьбе самих педагогов на этапе их профессиональной адаптации по ме-стуработы. Причина в том, что отсутствие склонности к общению и сотрудничеству с людьми нельзя компенсировать никакими другими качествами, даже при очень высоком уровне развития последних.

Преподавателю необходимо владеть эффективной технологией общения со студентами и коллегами. Впрочем, в ней нуждаются и представители других профессий. В вузах технического профиля недостаточно дисциплин, дающих представление о теоретических основах управления коллективами. Преобладающий в образовании авторитарный стиль общения Н.Ю. Посталюк анализирует в совокупности с другими стереотипами педагогического поведения и противопоставляет ему стиль педагогического общения в условиях сотрудничества преподавателя со студентами [2, с. 26]. Ею выделяются такие отрицательные последствия авторитарного стиля, как конформное поведение, менторство, морализирование и «особые профессиональные черты личности педагога». К ним автор относит: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, категоричность в суждениях, «манию судить », нетерпимость к «чужим», не совпадающим с собственной точкам зрения, профессиональный педагогический педантизм.

Еще одним примером невостребованно-сти психологических и педагогических рекомендаций может служить шаблонность в организации внеучебной работы, проведение из года в год одних и тех же обязательных мероприятий по утвержденному сценарию. Как результат - студенты вяло или скептически реагируют на призывы, а единственным стимулом для них является комплекс традиционных «благ», к которым приобщается «активный» студент.

Выход из ситуации видится в процессе приобщения, а в большинстве случаев - приучения и обучения студента организовывать внеучебную работу в вузе как самостоятельно, так и в сотрудничестве с педагогами и администрацией. Для этого необходимо осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование у студенческого актива навыков проектной культуры. Администрация вуза, как правило, неохотно финансирует воспитательные проекты преподавателей и студентов, считая эту статью расходов не столь

Редакционная почта

153

важной. В связи с этим необходимо формировать профессиональную компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (обеспечивать высокий уровень проектной культуры, развивать организаторские и коммуникативные способности и т.д.).

Деятельность по проектированию воспитательного пространства является весьма специфичной. Выявить эту специфику помогли противоположные мнения известных методологов. С одной стороны, по свидетельству О.И. Г енисаретского, в процессе обособления проектной деятельности складывалось представление о том, что «проектировать можно все» [3, с. 54]. С другой стороны, на одном из круглых столов наличие безграничных возможностей социального проектирования было подвергнуто сомнению высказыванием В.М. Розина о том, что «человека проектировать невозможно» [4, с. 63]. Налицо диалектическое противоречие, поэтому обратимся к мнению крупнейшего специалиста в области истории философии. По А.Ф. Лосеву, внутренний план личности - это «личность как идея, как принцип, как смысл всего становления, как неизменное правило, по которому равняется реальное протекание » [5, с. 96]. Заметим также, что самопроектиро-вание рассматривается нами как предпосылка самосовершенствования человека в самом широком смысле - самоделания, са-мосозидания, самодостраивания, самотво-рения и др. И наконец, существует внешнее проявление результатов самосовершенствования в виде самовыражения, саморегуляции, самоактуализации и др.

В связи с этим встает задача создать такое воспитательное пространство для подготовки специалиста и преподавателя вуза, которое давало бы целостное представление о внутреннем мире человека, помогало освоить гибкий стиль общения, могло востребовать большую часть практических разработок психологов. Цели, задачи, принципы построения воспитательного пространства должны быть ориентированы на субъекта.

В анализируемой нами проблеме перечень противоречий существующей профессиональной подготовки и, в частности, процесса воспитания одновременно является и перечнем искажающих факторов. Характер самого процесса искажения можно обозначить как несоответствие в мировосприятии преподавателей и студентов вузов. Противоречия необходимо воспринимать не столько как барьеры на пути профессионального становления студентов и роста квалификации преподавателей вуза, сколько как ориентиры в поиске выхода из кризиса организации воспитательного пространства в высшей школе.

Обращение кпонятию А.Ф. Лосева «единораздельная целостность» [5,с. 98] позволяет представить единое пространство, в котором осуществляется воспитательный процесс, разделенным на элементы. Взяв этот подход за основу, можно предположить, что воспитательное пространство высшей школы для всех участников образовательного процесса включает следующие основные компоненты: учебный, вне-учебный и внутренний. Важно отметить качественную разнородность основных компонентов воспитательного пространства. Так, учебный компонент предполагает в основном формирование профессиональных ценностей и качеств, а внеучебный и внутренний компоненты - реализацию и развитие индивидуальных способностей и склонностей. Как показало исследование, обозначение качественной разнородности компонентов воспитательного пространства служит в дальнейшем важным основанием для решения конкретной методологической задачи построения воспитательного пространства. Один из эффективных способов его построения - это разработка проекта всего воспитательного пространства, а также отдельных его элементов, а также обеспечение возможности проектирования ситуаций общения, коммуникации, воспитательных событий.

Эффективность построения воспитательного пространства зависит от ряда дополняющих друг друга условий. Среди них:

154

Высшее образование в России • № S, 2009

• выработка и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательного пространства;

• наличие в вузе центра социальнопсихологической поддержки студентов, обеспечивающего организацию процесса адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов;

• ориентация цели, задач, принципов построения воспитательного пространства на субъекта;

• профессиональная компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.);

• осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование навыков проектной культуры студенческого актива;

• психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства [6, с. 146].

Проектирование воспитательного пространства вуза ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных

и личностных качеств человека. Этой ориентации целесообразно придерживаться при разработке проектов учебного, вне-учебного и внутреннего компонентов воспитательного пространства вуза.

Литература

1. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Вос-

питательное пространство» как открытая система: Общественные науки и современность. 1998. № 1 . С. 132-134.

2. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудниче-

ства: Путь к успеху. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. 108 с.

3. Генисаретский О.И., Носов Н.А. Самооб-

разы и личностные образцы деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. С. 44-59.

4. Розин В.М. Проблемы и стратегия нетра-

диционного проектирования // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. С.60-65.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Куль-

тура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

6. См.: Резниченко М.Г. Условия построения

эргономичного воспитательного пространства вуза// Гуманизация образования. 2007. № 1. С. 47-54.

REZNICHENKO M. G. BUILDING OF THE EDUCATIONAL SPACE The article represents the principles and the technology of building the educational space in higher education institution.

Keywords: education, educational field, educational technology, ergonomic field, pedagogic modeling.

Т.А. СТАРШИНОВА, доцент В.Г. ИВАНОВ, профессор ^

Казанский государственный технологический университет 1

В систему высшего профессионального образования приходят стандарты нового поколения, основанные на компетентност-ном подходе. В связи с этим нужно подчеркнуть, что даже тщательная проработка самой структуры профессиональной компе-

Интегративный подход как основа формирования компетентности

і тентности и входящих в нее компетенций,

і активно осуществляемая в последнее время многими специалистами, сама по себе не позволяет ответить на важнейший вопрос: как именно, с помощью каких механизмов эту компетентность формировать?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.