Научная статья на тему 'Интегративный подход как основа формирования компетентности'

Интегративный подход как основа формирования компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход как основа формирования компетентности»

154

Высшее образование в России • № 8, 2009

• выработка и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательного пространства;

• наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего организацию процесса адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов;

• ориентация цели, задач, принципов построения воспитательного пространства на субъекта;

• профессиональная компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.);

• осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование навыков проектной культуры студенческого актива;

• психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства [6, с. 146].

Проектирование воспитательного пространства вуза ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных

и личностных качеств человека. Этой ориентации целесообразно придерживаться при разработке проектов учебного, вне-учебного и внутреннего компонентов воспитательного пространства вуза.

Литература

1. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Вос-

питательное пространство» как открытая система: Общественные науки и современность. 1998. № 1 . С. 132-134.

2. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудниче-

ства: Путь к успеху. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. 108 с.

3. Генисаретский О.И, Носов Н.А. Самооб-

разы и личностные образцы деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. С. 44-59.

4. Розин В.М. Проблемы и стратегия нетра-

диционного проектирования // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. С.60-65.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Куль-

тура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

6. См.: Резниченко М.Г. Условия построения

эргономичного воспитательного пространства вуза// Гуманизация образования. 2007. № 1. С. 47-54.

REZNICHENKO M. G. BUILDING OF THE EDUCATIONAL SPACE The article represents the principles and the technology of building the educational space in higher education institution.

Keywords: education, educational field, educational technology, ergonomic field, pedagogic modeling.

Т.А. СТАРШИНОВА, доцент В.Г. ИВАНОВ, профессор Казанский государственный технологический университет 1

В систему высшего профессионального образования приходят стандарты нового поколения, основанные на компетентност-ном подходе. В связи с этим нужно подчеркнуть, что даже тщательная проработка самой структуры профессиональной компе-

Интегративный подход как основа формирования компетентности

тентности и входящих в нее компетенций, активно осуществляемая в последнее время многими специалистами, сама по себе не позволяет ответить на важнейший вопрос: как именно, с помощью каких механизмов эту компетентность формировать?

Редакционная почта

155

Компетенция как системное новообразование не может возникнуть одномоментно. Необходима длительная работа не только педагога, но и самого обучающегося, связанная не просто с применением знаний на практике, но с преодолением внешних и внутренних барьеров, с осознанием своих особенностей и как личности, и как субъекта профессиональной деятельности. Можно сказать, что формирование профессиональной компетентности специалиста - это прежде всего субъектное присвоение, ин-териоризация предметного знания, переход его в знание личностное, «встроенное » в профессиональное мышление.

Для реализации подобной стратегии важны непрерывность, преемственность, систематичность и интеграция на всех уровнях образования. При этом решение задачи систематизации и интеграции знания в существенной степени зависит от усилий самого обучающегося.

Методпроектов, политехнизм в обучении, связь обучения с производством и производительным трудом, реализация межпредметных связей, взаимосвязь общего и профессионального образования, укрупнение дидактических единиц, технология модульного обучения - все это примеры некоторых значимых направлений реализации идеи интеграции в отечественной педагогической практике. В.С. Безрукова, И.Д. Зверев, К.Ю. Колесина, Н.Ю. Кустов, В.Н. Максимова, Н.К. Чапаев и другие исследователи выделяют различные типы, характеристики, уровни и показатели интеграции. Проблему интеграции в профессиональном образовании подробно разрабатывали А.П. Беляева, М.Н. Берулава, Л.А. Волович, В.В. Кондратьев, А.А. Кирсанов, А.А. Куприянов, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, З.С. Сазонова, Ю.С. Тюн-ников и др. (см.: [1-6]).

В широком смысле под интеграцией обычно понимается процесс объединения разобщенных компонентов в новую целостность. В случае педагогической интеграции это могут быть новые качества, связи и функции педагогической системы и, как

следствие - новые компетенции, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки в рамках данной системы.

Хотя в современных педагогических исследованиях «интегративный подход» часто упоминается как рядоположенный по отношению к «компетентностному», вряд ли это правильно. Скорее можно предположить, что интегративный подход в его разнообразных проявлениях и уровнях применения (интеграция науки, образования и производства, интеграция образования на различных его ступенях, интеграция содержания образования отдельных дисциплин и многое другое) является средством формирования профессиональной компетентности. Компетенции можно рассматривать как новообразования, составляющие квинтэссенцию профессионального мыщления и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Сказанное относится прежде всего к компетенциям, формируемым при изучении психолого-педагогических дисциплин. В системе непрерывного профессионального образования в техническом вузе они являются основой психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста. Психолого-педагогическая подготовка - один из важнейших факторов формирования трех блоков компетенций: социально-личностного, личностно-деятельностного и когнитивного. Социально-личностные компетенции позволяют в последующей профессиональной деятельности взаимодействовать с людьми и осуществлять руководство. Личностно-деятельностные компетенции делают возможным самопознание, понимание своих сильных и слабых сторон, нахождение эффективных индивидуальных стилей профессиональной деятельности, профессиональное саморазвитие. Когнитивные компетенции необходимы для успешной работы с информацией и самообразования.

В блок социально-личностных компетенций специалиста входят следующие компоненты:

156

Высшее образование в России • № 8, 2009

• знания о человеке как субъекте общения, о закономерностях взаимодействия между людьми в профессиональных группах, коллективах;

• умения, навыки и опыт взаимодействия с людьми в различных ситуациях, готовность брать на себя руководство при решении сложных производственных и социальных проблем;

• рефлексия своих особенностей как субъекта общения и профессионального взаимодействия;

• коммуникативные (позволяющие эффективно осуществлять обмен информацией), перцептивные (позволяющие разбираться в людях и строить успешную тактику взаимодействия с ними) и интерактивные (позволяющие организовывать совместную профессиональную деятельность) способности и качества личности;

• основы индивидуального стиля профессионального общения (использование сильных сторон специалиста);

• опыт общения при выполнении различных профессиональных ролей.

В блок личностно-деятельностных компетенций входят такие компоненты, как:

• знание о сущности и структуре личности и деятельности;

• навыки и опыт самопознания, позволяющие осознать себя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего и индивидуальными особенностями, и важнейшими профессионально значимыми качествами;

• установка на самореализацию;

• понимание сущности процессов самовоспитания, самообразования, дающих возможность профессионального роста;

• сформированность индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности;

• другие качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие.

В блоке когнитивных компетенций можно выделить следующие компоненты:

• понимание сущности и структуры познавательной сферы и ее особенностей, проявляющихся как в учебной, так и в профессиональной деятельности;

• навыки, опыт работы с профессионально значимой информацией;

• способность к самообучению;

• индивидуальный стиль мышления и профессиональной деятельности.

Формирование описанных компетенций в техническом вузе возможно в рамках непрерывной психолого-педагогической подготовки, основанной на интегративном подходе.

Литература

1. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция:

сущность, состав, механизмы реализации //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

2. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования. Казань, 1994.

3. Волович A.A., Артемьева Л.А. Теорети-

ческие основы педагогических технологий гуманитарного образования // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М., 1994.

4. Давыдов В. Н. Интегративно-проектный

подход во внеурочной работе по химии. СПб., 2002.

5. Хисамиева Л.Г., Курамшин И.Я., Иванов

В.Г. и др. Профессионально-направленные междисциплинарные задачи в системе технологической подготовки специалистов. Казань, 2005.

6. Кирсанов A.A., Кондратьев В.В, Гурье Л.И.

и др. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе. М., 2006.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.