Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" В ВУЗАХ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" В ВУЗАХ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

Представлены рекомендации по проектированию учебного процесса в части, касающейся реализации дисциплин (модулей) физической подготовки в вузах МВД России, с учетом анализа изменений, произошедших в последней редакции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, разработанных для подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TAKING INTO ACCOUNT THE IMPLEMENTATION OF MODERN REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Recommendations on the design of the educational process regarding the implementation of physical training disciplines (modules) in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented, taking into account the analysis of changes that have occurred in the latest edition of federal state educational standards for higher education, developed for training personnel in the interests of defense and security of the state, ensuring law and order.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" В ВУЗАХ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.011.3

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ВУЗАХ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINE «PHYSICAL TRAINING» IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TAKING INTO ACCOUNT THE IMPLEMENTATION OF MODERN REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich Ph.D., assistant professor head of the department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Представлены рекомендации по проектированию учебного процесса в части, касающейся реализации дисциплин (модулей) физической подготовки в вузах МВД России, с учетом анализа изменений, произошедших в последней редакции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, разра-ботанных для подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Abstract. Recommendations on the design of the educational process regarding the implementation of physical training disciplines (modules) in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented, taking into account the analysis of changes that have occurred in the latest edition of federal state educational standards for higher education, developed for training personnel in the interests of defense and security of the state, ensuring law and order.

Ключевые слова: физическая подготовка; федеральный государственный образовательный стандарт; правовое обеспечение национальной безопасности; правоохра-нительная деятельность; юриспруденция.

Keywords: physical training; federal state educational standard; legal provision of national security; law enforcement; jurisprudence.

Согласно требованиям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации прием на обучение в соответствии с ранее актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) третьего поколения (так называемая редакция 3+) прекращается с 31 декабря 2020 года и в силу вступает новая редакция стандартов (3++)

при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальностям 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности и 40.05.02 Правоохранительная деятельность, а также программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Другими словами, образовательный процесс обучающихся набора 2021 года будет осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++. При этом необходимо отметить, что на текущий момент в вузах МВД России подготовка кадров ведется по специальностям 40.05.01 и 40.05.02 как в очной, так и заочной форме, а по направлению подготовки 40.03.01 - только в заочной форме.

Последняя редакция ФГОС ВО по вышеуказанным специальностям и направлению подготовки устанавливает структуру и объем программ специалитета и бакалавриата (табл. 1 и 2), и определяет, что дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией с учетом соблюдения обязательных требований.

Таблица 1

Структура и объем программ специалитета

Структура программы специалитета Объем программы специалитета и ее блоков в зачетных единицах (з. е.)

Блок 1 Дисциплины (модули) не менее 210

Блок 2 Практика не менее 24

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9

Объем программы специалитета 300

Таблица 2

Структура и объем программ бакалавриата

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата и ее блоков в зачетных единицах (з. е.)

Блок 1 Дисциплины (модули) не менее 200

Блок 2 Практика не менее 15

Блок 3 Государственная итоговая аттестация не менее 6-9

Объем программы бакалавриата 240

Программы специалитета должны обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в объеме не менее 2 з. е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)», а также в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з. е. и не включаются в объем программ специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения. При этом установлено, что в федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, вместо дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 т. е. в очной форме обучения.

Касательно программы бакалавриата, то она должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в объеме не менее 2 з. е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» и в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з. е. и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.

Таким образом, в части, касающейся реализации программ специалитета в заочной форме обучения, изменений не произошло: трудоемкость дисциплины «Физическая подготовка» должна по-прежнему составлять не менее 2 з. е. (72 академических часа). Вместе с тем при реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в заочной форме обучения по программе бакалавриата устанавливаются отличные от ранее действующих требования. Если ранее они изучались в рамках элективных дисциплин (модулей) в объеме 328 академических часов, то теперь - в объеме не менее 2 з. е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)». С учетом сказанного, а также в связи с тем, что с сотрудниками ОВД в пр-цессе их служебной деятельности в территориальных органах МВД России, согласно приказу Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», организуются обязательные занятия физической подготовкой в объеме не менее 100 часов в год, трудоемкость дисциплины «Физическая подготовка», реализуемой в образовательных организациях МВД России для слушателей, обучающихся по программам специалитета и бакалавриата в заочной форме, может быть представлена следующим образом (табл. 3).

Более значительные изменения касаются реализации дисциплины (модуля) «Физическая подготовка» по программам специалитета в очной форме обучения, что связано с переводом всего количества выдаваемых академических часов в зачетные единицы. Другими словами, весь объем (а не только 2 з. е., как ранее) дисциплины (модуля) включается в объем программ специалитета, а трудоемкость части дисциплины (модуля), изучаемой в рамках семестра, должна быть кратна 36 академическим часам. В этой связи отпадает необходимость в реализации модуля «Физическая подготовка», включающего две дисциплины, одна из которых ранее была «привязана» к 2 з. е., а вторая - к академическим часам, которые в з. е. не переводились. Кроме того, возникают определенные проблемы с равномерным распределением учебных занятий по семестрам обучения.

Исходя из вышеизложенного, при обучении в очной форме с целью реализации дисциплины «Физическая подготовка» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ необходимо обеспечить поэтапное проектирование учебного процесса и его организацию с учетом специфики каждого из этапов.

Таблица 3

Объем (трудоемкость) дисциплины «Физическая подготовка» и виды учебной

работы (заочная форма обучения)

Курс 5

Вид учебной работы Всего (бакалавриат)

часов/з. е. Курс 6 (специалитет)

Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторная работа) (всего) 10 10

Лекции 2 2

Практические занятия 8 8

Самостоятельная работа обучающихся (всего) 62 62

Подготовка к семинарам, практическим занятиям, 52 52

самостоятельное изучение тем

Подготовка к промежуточной аттестации 4 4

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 6 6

Общая трудоемкость: часы 72 72

зачетные единицы (з.е.) 2 2

Так, на этапе начальной подготовки (1-2 курс) для достижения адаптации первокурсников к новому для них виду деятельности и успешного овладения ими программного материала в учебном процессе должны использоваться разнообразные средства и методы, направленные на повышение разносторонней физической подготовленности и закрепление навыков выполнения комплекса базовых боевых приемов борьбы, обеспечивающие требуемый уровень физической готовности лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский» [1, 2].

На этапе углубленной подготовки (3-4 курс), на фоне разносторонней физической подготовленности, решаются задачи развития наиболее важных для сотрудников ОВД психофизических качеств и формирования прикладных двигательных навыков, преимущественно с использованием проблемно-ситуационных упражнений, которые предполагают задания на занятиях отрабатывать в форме решения конкретных (наиболее типичных) задач (ситуаций), связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, с правом выбора курсантом (слушателем) по своему усмотрению использовать те или иные действия для выполнения задания с последующей оценкой их эффективности. В целях достижения более высокого уровня подготовленности на данном этапе, кроме метода стандартного повторения двигательных действий, необходимо использовать метод вариативного упражнения, который обеспечивает формирование навыка выполнения двигательного действия в любой обстановке, что предполагает использование различных подготовительных действий для проведения приема, проведение приема из различных исходных положений, нарастание скорости атакующих действий ассистента и его сопротивления, проведение приемов на ассистентах разного роста, веса и телосложения, выполнение условно-целевых заданий, проведение учебно-

тренировочных поединков, спаррингов по различным видам единоборств [3, 4].

Этап совершенствования технико-тактической подготовленности (5 курс) предполагает комплексное построение образовательного процесса с учетом междисциплинарных связей, результатом чего должно являться формирование целостной готовности выпускников к эффективному, в том числе правомерному, применению мер физического принуждения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Учебные вопросы необходимо отрабатывать в ходе выполнения комплексных заданий, включающих технико-тактические действия в условиях повышенной физической нагрузки, воздействия других сбивающих факторов, на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности [6]. В рамках данного этапа необходимо создавать на занятиях относительно высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности и комплексировать различные средства физической подготовки, которые обеспечивают формирование не отдельно взятых профессионально-прикладных качеств и навыков, а специальную работу над их комплексным проявлением в ограниченный отрезок времени в условиях воздействия стресс-факторов и моделирования ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным. Такая организация занятий предусматривает правовую оценку принимаемого решения, реализацию действий по тактике личной безопасности, преследование и задержание правонарушителя в различных условиях: после интенсивной физической нагрузки, на местности, в помещении, автомобиле, с учетом действий третьих лиц и т. д. [1, 3]

Таблица 4

Объем (трудоемкость) дисциплины «Физическая подготовка» и виды учебной

работы (очная форма обучения)

Вид учебной работы Всего Семестры

часов/з. е. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Контактная работа обучающихся с

преподавателем (аудиторная 500 66 66 30 74 30 66 30 66 ос а 72

работа) (всего) н

Лекции 8 8 о

Семинары 8 8 ч ч ш р с ш ^

Практические занятия 484 50 66 30 74 30 66 30 66 72

Самостоятельная работа обучающихся (всего) 112 6 6 6 34 6 6 6 6 36

Подготовка к семинарам, ? *

практическим занятиям, 16 7 и § * 9

самостоятельное изучение тем оа т р со с ,я

Подготовка к промежуточной

аттестации: зачет экзамен 14 18 2 2 2 9 2 2 2 2 а н I е в т с 9

Промежуточная аттестация: зачет 28 4 4 4 18 4 4 4 4 Ч о в т 18

экзамен 36 и о

Общая трудоемкость: часы 612 72 72 36 108 36 72 36 72 О. 1= 108

зачетные единицы (з.е.) 17 2 2 1 3 1 2 1 2 3

Решить проблему распределения трудоемкости дисциплины «Физическая подготовка», реализуемой для курсантов и слушателей, обучающихся в очной форме, предлагается следующим образом (табл. 4), исходя из того, что проектами примерных учебных планов по программам специалитета предполагается выделить на освоение дисциплины 17 з. е., составляющих 612 академических часов, из которых 500 аудиторные часы и 112 часов самостоятельная работа.

Резюмируя, отметим, что в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ дисциплина «Физическая подготовка» относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и должна формировать компетенции, проявляющиеся в способностях выпускников поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, в том числе правомерно и эффективно осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений.

Литература

1. Баркалов С. Н. Место дисциплины «Физическая подготовка» в структуре образовательных программ, реализуемых вузами МВД России: конкретизация характеристики и принципов построения учебно-воспитательного процесса // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 38-47.

2. Моськин С. А. Особенности методики обучения боевым приемам борьбы // Наука и инновации в сфере образования и производства : сборник научных трудов. Орел : Орловский государственный университет, 2015. С. 157-161.

3. Баркалов С. Н. Особенности проектирования физической подготовки сотрудни-ков органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2015. № 1 (62). С. 117-119.

4. Кузнецов М. Б. Некоторые моменты обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 95-99.

5. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Некоторые аспекты организации и проведения учебных занятий по преодолению полосы препятствий в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта курсантов и слушателей : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 92-96.

References

1. Barkalov S. N. Mesto distsipliny «Fizicheskaya podgotovka» v strukture obra-zovatel'nykh programm, realizuemykh vuzami MVD Rossii: konkretizatsiya kharakteristiki i prin-tsipov postroeniya uchebno-vospitatel'nogo protsessa [The place of discipline «Physical training» in structure of the educational programs implemented by higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia: specification of characteristic and principles of creation of teaching and educational process]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 4 (29), pp. 38-47.

2. Mos'kin S. A. Osobennosti metodiki obucheniya boevym priemam bor'by [Features of the methodology for teaching combat techniques]. Nauka i innovatsii v sfere obrazovaniya i proizvodstva : sbornik nauchnykh trudov [Science and innovation in the field of education and

production : collection of scientific works]. Orel, Orel State University Publ., 2015, pp. 157-161. (In Russia).

3. Barkalov S. N. Osobennosti proektirovaniya fizicheskoy podgotovki sotrudnikov orga-nov vnutrennikh del [Design features of physical training of employees of internal affairs bodies]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova -Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2015, no. 1 (62), pp. 117-119.

4. Kuznetsov M. B. Nekotorye momenty obucheniya kursantov i slushateley obrazo-vatel'nykh organizatsiy MVD Rossii boevym priemam bor'by [Some moments of training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on combat techniques of wrestling]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoy kul'tury slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii. Sbornik statey [Current problems of physical culture development of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2018, pp. 95-99. (In Russia).

5. Kuznetsov M. B., Osipov D. V. Nekotorye aspekty organizatsii i provedeniya uchebnykh zanyatiy po preodoleniyu polosy prepyatstviy v obrazovatel'nykh organiza-tsiyakh MVD Rossii [Some aspects of organizing and conducting training classes on overcoming obstacles in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov i slushateley. Sbornik statey [Current problems of physical culture and sports of cadets and students. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2017, pp. 92-96. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.