Научная статья на тему 'Проектирование тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха старшеклассников'

Проектирование тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / SUCCESS / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА / TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Наталья Александровна, Копнова Мария Николаевна

В статье автор актуализирует проблему проектирования тренинговой программы развития мотивации достижения успеха старшеклассников; приводятся данные теоретического анализа проблемы, а также методические аспекты проектирования тренинговой программы развития мотивации достижения успеха старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING TRAINING PROGRAMS THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS HIGH SCHOOL STUDENTS

In the article the author actualizes the problem of designing a training program for the development of motivation to achieve success of high school students; the data of theoretical analysis of the problem, as well as methodological aspects of designing a training program for the development of motivation to achieve success of high school students.

Текст научной работы на тему «Проектирование тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха старшеклассников»

3. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. / Н. С. Лейтис. - М.: МПСИ, -2003. - 464 с.

4. Понасенкова, С. В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей / С. В. Понасенкова. - М. - 2003. - №2. - С. 21-35.

5. Савенков, А. И. Детская одаренность как теоретическая проблема. Начальная школа / А. И. Савенков. М.: - 2000. - №1. - С. 94-100.

Психология

УДК 159.9(075.8)

кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Копнова Мария Николаевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье автор актуализирует проблему проектирования тренинговой программы развития мотивации достижения успеха старшеклассников; приводятся данные теоретического анализа проблемы, а также методические аспекты проектирования тренинговой программы развития мотивации достижения успеха старшеклассников.

Ключевые слова: проектирование, мотивация, достижение успеха, старшеклассники, тренинговая программа.

Annotation. In the article the author actualizes the problem of designing a training program for the development of motivation to achieve success of high school students; the data of theoretical analysis of the problem, as well as methodological aspects of designing a training program for the development of motivation to achieve success of high school students.

Keywords: design, motivation, success, high school students, training program.

Введение. Формирования мотивации достижения успеха старших школьников является актуальной проблемой по причине сильного влияния на учебную мотивацию, на процессы их личностного и профессионального самоопределения. Влияние на мотивационную сферу старшеклассников посредством психологического тренинга считается одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения успеха. Все это требует от педагога-психолога владения способностью к психолого-педагогическому проектированию тренинговых программ развития мотивации к достижению успеха старшеклассников. К сожалению, при достаточной разработанности проблемы в целом, в практике обучения старшеклассников вопросы разрешения обозначенной проблемы представлены недостаточно, до настоящего времени четкие единые требования к проектированию тренинговых программ развития мотивации к достижению успеха отсутствуют.

Формулировка цели статьи: раскрыть особенности мотивации достижения подростков; специфику проектирования программы тренинга развития мотивации к достижению успеха старшеклассниками.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическое проектирование представляет собой процесс разработки проекта, который содержит в себе решение определенной проблемы. Применение педагогического проектирования способствует решению значимых личностных и общественных проблем с детальной регламентацией деятельности всех действующих лиц, времени реализации замысла, условий, необходимых для достижения желаемого, для полноценного саморазвития и самореализации педагога-психолога [1; 6; 122].

Мотивация достижения - это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. Мотив достижения старшеклассников характеризуется направленностью субъекта на достижение успеха, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Кроме этого для старших школьников характерна развитость мировоззрения, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, становление профессионального и личностного самоопределения. Проблема развития мотивации достижения успеха старшеклассников обусловлена, с одной стороны ее влиянием на личностное, профессиональное развитие школьников и непостоянством мотивации на успех учащихся с другой стороны [2; 3; 8; 11].

Тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической практики. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием мотивации стремления к успеху старшеклассников [0; 5; 9; 10]. Все это требует от педагога-психолога владения навыками применения различных технологий в данном направлении, в том числе способности к психолого-педагогическому проектированию тренинговых программ развития.

Проектирование тренинговых программ развития мотивации к достижению успеха представляет собой деятельность, имеющую обоснованную актуализацию проблемы развития стремления к успеху, на которую она направлена и совокупность последовательных операций активного обучения в тренинговой группе. Проектирование тренинговых программ развития мотивации к достижению успеха может быть представлено совокупностью следующих этапов: предпроектный, проектный, этап реализации, послепроектный этап [5; 7; 9].

Тренинговая программа «Хочу быть успешным!» направлена на развитие мотивации к достижению успеха и представлена совокупностью взаимосвязанных этапов. Содержание предпроектного этапа включает в себя определение концепции и целей тренинга, особенностей тренинговой группы посредством диагностики, проблематизации.

Эксперимент проводился на базе МОУ «Гимназия № 19» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 30 учащихся 11 класса в возрасте 16-17 лет. Цель эксперимента: исследование мотивации достижения успеха

старшеклассников. Для реализации цели исследования был подобран комплекс диагностических методик: «Диагностика личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерс), «Тест-опросник мотивации успеха и мотивации боязни неудачи» (А. А. Реан), «Потребность в достижении цели» (Ю. М. Орлов), «Диагностика мотивации достижения» (А. Мехрабиан, модификация М. Ш. Магомед-Эминова). Полученные результаты исследования указывают на то, что для 43,3 % старшеклассников характерен низкий уровень мотивации достижения успеха. Школьники стремятся не брать на себя ответственность, планируют свою деятельность на относительно короткие сроки, меньше стремятся к достижению успеха по итогам выполняемой деятельности. У 36,7 % учащихся выявлен средний уровень мотивации достижения успеха. Высокий уровень мотивации достижения успеха выявлен у 20 % учащихся. Для учащихся с такими показателями характерна инициативность, настойчивость в достижении цели, стремление выполнять деятельность лучше, чем раньше.

Анализ полученных данных позволял обозначить проблематизацию проекта: большинство учащихся в старшем школьном возрасте имеют низкий уровень мотивации стремление к успеху. Следовательно, целесообразно корректировать уровень мотивации достижения успеха старшеклассников в специально созданных условиях. С помощью обозначения проблематизации была конкретизирована концепция проекта: тенденция стремиться к успеху старшеклассников наиболее эффективно возникает посредством работы в тренинговых группах посредством активных методов обучения.

На основе обозначения проблематизации и обозначенной концепции определялась «аудитория» проекта, которая является носителем данной проблемы, т. е. те старшеклассники, которые имеют низкий уровень мотивации на достижение успеха. На основе анализа их особенностей была обозначена цель психолого-педагогической работы - развитие мотивации достижения успеха старшеклассников. Поставленная цель раскрывалась в задачах, которые помогали ее детализировать, вели к намеченному результату: вооружение учащихся системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций; развитие стойкого стремления к достижению самостоятельно поставленной цели; нивелирование стремления понравиться окружающим людям в своих целях, средствах и результатах деятельности; обучение умению и желанию выбирать средние или чуть выше среднего по сложности выполнения задачи; создание условий для включения школьников в процесс самопознания, совершенствования, самопринятия; развитие адекватного понимания самого себя, освоение методов релаксации; развитие адекватной самооценки.

К ожидаемым результатам можно отнести: развитие личностного и мотивационного ресурса учащихся, развитие стойкого стремления к достижению самостоятельно поставленной цели; приобретение ими навыков целеполагания и планирования деятельности, рефлексии; грамотно ставить перед собой цели и задачи, формировать позитивные личностные установки к достижению успеха.

Содержание проектного этап тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха связано с определением совокупности видов деятельности в их логической и временной последовательности, технологическая составляющая тренинга, планирование действий по реализации проекта.

Для того чтобы работа в рамках проектирования программы была эффективной, необходимо соблюдать ряд принципов: принцип добровольного участия, принцип возрастных особенностей участников, принцип соответствия методам познания, принцип диалогизации взаимодействия, принцип обратной связи, принцип самодиагностики, принцип оптимизации развития, принцип постоянного состава группы.

Программа рассчитана на 14 занятий. Программа тренинга развития мотивации достижения успеха старшеклассников включала три этапа работы:

1 этап - ориентировочный (занятие 1-2): активизировать и сблизить членов группы, установить продуктивный контакт педагога с группой.

2 этап - основной (занятие 3-12): повышение мотивацию достижения успеха у детей старшего школьного возраста.

3 этап - заключительный (занятие 13-14): подведение результатов работы, осмысление качественных изменений, которые произошли с каждым участником и в группе в целом.

Структура тренинговых занятий была представлена несколькими взаимосвязанными частями, а именно: ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия; разминка - воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности; основное содержание занятия - совокупность функциональных упражнений и техник; рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего); ритуал прощания - смысловое завершение занятий.

На занятиях использовались следующие методы и приемы: диалоги, рисунок, рассказ, подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения и их обсуждение, метод незаконченных предложений, метод мозгового штурма, метод проблемных ситуаций и т. д.

Для развития мотивации достижения успеха старшеклассников была использована технология создания ситуации успеха: эмоциональная поддержка, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, высокая оценка детали. Созданию ситуации успеха способствовало использование в развивающей работе технологии коллективного обучения. Выполняя работу в паре постоянного состава, старшеклассники получали возможность справиться с заданием успешно. А также на занятиях было использовано сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения. Психолог создавал проблемную ситуацию, направлял учащихся на ее решение, организовал поиск решения на основе знаний, выдвигал гипотезы, помогал установлению причинно-следственных связей. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышало прочность и действенность усвоенных знаний, позволяло ученикам почувствовать свою причастность к происходящему.

Закреплению уверенности старшеклассника в собственных силах способствовало любое подтверждение психологом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью использовалось портфолио достижений учащегося.

Этап реализации в проектировании тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха старшеклассников представляется нами как практическая реализация замысла тренинга.

Организация занятий: при частоте встреч 1-2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла в среднем 1 час. Форма работы: групповая.

При реализации тренинговой работы по развитию мотивации стремлении к успеху старшеклассников психолог обозначал школьникам, что развитие мотивированности на успех действительно будет полезно в их будущей деятельности, т. е. происходило стимулирование на результат, а не на оценку.

Тактично используя методы и приемы психологической работы, психолог помогал старшекласснику увидеть себя, черты своего характера. Подрастающий человек получал возможность задуматься о существующих мотивах поведения и проанализировать свои потребности. Психолог, являясь активным участником тренинга, становился и активным союзником школьника в создании его мотивации на успех. Аргументированно построенный информационный аспект занятий позволял позитивно влиять на старшеклассника, на его жизненные установки. Процесс этот длительный и систематический.

Психолог выступал его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы, мотивация личным примером, доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда.

На тренинге создавались такие ситуации, в которых учащиеся могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.

Итогом проектирования тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха старшеклассников являлась готовая тренинговая программа.

Послепроектный этап в проектировании тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха содержит описание экспертизы результатов реализации проекта путем повторной диагностики тренинговой группы. На этом этапе проводится заключительная диагностика уровня мотивации к достижению успеха старшеклассников. Реализация данного этапа планируется в рамках дальнейшей работы по обозначенной проблеме.

Выводы. Таким образом, процесс проектирования тренинговой программы развития мотивации к достижению успеха старшеклассников может быть представлен совокупностью взаимосвязанных этапов: на предпроектном этапе была проведена диагностика группы старшеклассников, по итогам которой было отмечено значительное большинство, имеющих низкое стремление к достижению успеха (проблематизация); выдвинута концепция проекта (предложение, что тенденция стремиться к успеху старшеклассников наиболее эффективно возникает посредством работы в тренинговых группах посредством активных методов обучения); «аудиторией» проекта выступили старшеклассники, имеющие низкий уровень мотивации достижения успеха; обозначена цель психолого-педагогической работы - развитие мотивации достижения успеха старшеклассников; цель раскрывалась в задачах, которые помогали ее детализировать, вели к намеченному результату (повышение показателей стремления к достижению успеха в собственной деятельности у старшеклассников); на проектном этапе была определена структура тренинга (организационный, основной, заключительный), его тематические блоки, объем программы, обозначены методы и приемы, технологии развития; этап реализации содержал характеристику субъект-субектных отношений тренера и группы участников по исполнению замысла проекта; послепроектный этап предполагал осуществление повторной диагностики с определением эффективности разработанной тренинговой программы.

Литература:

1. Беликова, Л. Ф. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении: учеб. пособие / Л. Ф. Беликова, Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 87 с.

2. Богинская, Ю. В. Формирование мотивации достижений у современной молодежи [Электронный ресурс] / Ю. В. Богинская, Я. А. Глузман // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://publikacia.net/archive/uploads/pages /2016_1_4Z03.pdf. - Загл. с экрана.

3. Болотова, В. Г. Особенности формирования мотивационной сферы старшеклассников в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс] / В. Г. Болотова // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 24-25 ноября 2011 г.). - Ростов-н/Дону, 2011. - URL: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/94-conference-internet-2014-april/part1 /756-1-3.

4. Борисова, Т. М. Развитие мотивации достижения успеха у учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Т. М. Борисова, Н. А. Вдовина // Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения: материалы VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции 16 дек. 2013 - 15 апр. 2014 г.: сб. науч. тр. / под науч. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2014. - 1 электрон. опт. диск.

5. Варданян, Ю. В. Тренинг как средство развития мотивации достижения жизненного успеха подростков / Ю. В. Варданян, Е. А. Лежнева // Российский научный журнал. - 2012. - № 5 (30). - С. 78-84.

6. Зубов, Д. В. Сущность психолого-педагогического проектирования [Электронный ресурс] / Д. В. Зубов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-psihologo-pedagogicheskogo-proektirovaniya.

7. Клеветова, Т. В. Методологические основы формирования у старшеклассников мотивации достижения при изучении физики / Т. В. Клеветова // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2008. - № 1. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/14_pub.pdf.

8. Котельникова, И. А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности [Электронный ресурс] / И. А. Котельникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 30. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55323.htm.

9. Кручинин, В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010. - 155 с.

10. Лежнева, Е. А. Модель тренинга жизненного успеха / Е. А. Лежнева // СИСП. - 2013. - № 9 (29). -С. 76-80.

11. Литвинова, Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности (на примере младших школьников и младших подростков): дис. ... канд. психол. наук / Литвинова Галина Владимировна. -Хабаровск, 2003. - 157 с.

12. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании: монография / Н. А. Масюкова. - Минск: М-во образования Респ. Беларусь. Нац. ин-т образования, 2000. - 287 с.

Психология

УДК 159.954-053.6(045)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Колосова Елена Владимировна

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К МЕНТОРИНГУ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования психологической готовности студентов педагогических вузов к менторингу одаренных школьников. Дается теоретический обзор проблемы развития одарённости школьников. Представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности студентов педвузов выступать менторами по отношению к одаренным учащимся.

Ключевые слова: менторинг, ментор, менти, способности, одаренность, креативность, студенты педагогических вузов, психологическая готовность.

Annotation. The article deals with the process of forming the psychological readiness of students of pedagogical universities for mentoring gifted schoolchildren. A theoretical review of the problem of developing the giftedness of schoolchildren is given. Presented are the results of an empirical study of the psychological readiness of students of higher pedagogical universities to act as mentors in relation to gifted students.

Keywords: mentoring, mentor, mentee, abilities, giftedness, creativity, students of pedagogical universities, psychological readiness.

Введение. Развитие современного общества, переход к креативной экономике, основу которой составляют креативные отрасли, где большая часть специалистов занимается творческой деятельностью, требует от системы образования целенаправленного развития творческих способностей школьников. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы в рамках задачи по реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, указывается на значимость создания необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов, а также о психолого-педагогического сопровождении талантливых детей. Опыт лучших систем образования разных стран показывает, что на качество образования влияют три основных фактора: первый - учителями должны становиться лучшие выпускники школ (это возможно только при высоком престиже профессии педагога); второй - качественная подготовка студентов педагогических вузов, способных к творческой педагогической деятельности, третье условие -индивидуальный подход к ученику в школе. Чтобы не отставать от других развитых стран Россия должна целенаправленно способствовать развитию одаренных детей. Идея обучения активной творческой личности, направленной на развитие творческого потенциала лежит в основе многих современных подходов к образованию. Особенно важным это положение является для студентов педагогических вузов, профессиональная деятельность которых предполагает нестандартные творческие решения педагогических ситуаций. Работа с одаренными детьми требует индивидуального подхода. Одной из эффективных форм развития творческих способностей учащихся является менторинг - это метод обучения, при котором опытный наставник (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечным (менти) на протяжении определенного времени. Однако, в современных российских педагогических вузах специальная, целенаправленная и систематическая подготовка будущих педагогов к работе с одаренными детьми не проводится.

Формулировка цели статьи: на основе теоретического анализа проблемы развития одаренности детей рассмотреть потенциал внедрения менторинга в систему подготовки студентов педагогических вузов, изучить психологическую готовность будущих учителей к менторингу одаренных школьников.

Изложение основного материала статьи. В современном креативном обществе проблема одаренности личности, ее диагностики и развития поднимается на новый уровень. В психологии существует множество теорий и подходов к пониманию проблемы одаренности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев, Дж. Рензулли, Е.П. Торренс, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер и др.)

Б.М. Теплов рассматривал «одаренность» как «качественно своеобразное сочетание способностей», одаренность разных людей отличается по структуре и составу своих способностей [7]. Он указывал, что одаренность - это проявление личности в целом, общая направленность личности определяет и структуру ее способностей. Исследования Б.М.Теплова показали, что существенную роль в достижениях играют не только способности, но и волевые особенности личности. Он считал, что когда в одаренности одна из способностей недостаточно развита, то ее можно компенсировать за счет другой. Е.П. Ильин с ним не согласен, так как, по его мнению, если хотя бы один компонент отсутствует, то и одаренности не будет: «...многокомпонентность одаренности уменьшает вероятность появления большого числа талантов, поскольку случаи, когда все компоненты проявляются на высшем уровне, весьма редки» [4, с. 146]. В связи с этим высочайший потенциал проявляется только у 0,5% людей. Представляется, что это относится к самому высокому уровню развития способностей - к гениальности, тогда как Б.М. Теплов рассматривал все уровни развития способностей.

Исследования многих отечественных психологов показали, что одаренность это не постоянная, а динамическая характеристика личности. Так Н.С. Лейтес вводит понятие «возрастная одаренность», этим термином он обозначает предпосылки умственного подъема, обусловленные свойствами детских возрастов. Изучая соотношение возрастных особенностей развития способностей и индивидуальных, Н.С. Лейтес приходит к выводу, что: «Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта» [6, с. 17]. Некоторые авторы рассматривали процесс возрастного развития как постоянный рост умственных сил, на что Н.С. Лейтес аргументированно возражал, что «. с годами возрастают не только умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых» [6, с. 15]. Поэтому часто за одаренность принимают более раннее возрастное развитие, которое в дальнейшем не будет иметь продолжения. Связывая это с индивидуальными особенностями протекания у детей сензитивных периодов развития, Н.С. Лейтес предполагал, что у одаренных детей приобретения сензитивных периодов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.