Научная статья на тему 'Проектирование технологий по формированию психосоматического здоровья студентов университета'

Проектирование технологий по формированию психосоматического здоровья студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / АЛГОРИТМ ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОГРАММ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / УТОМЛЕНИЕ / STUDENTS / DESIGN OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH TECHNOLOGIES / ALGORITHM OF PSYCHO-REGULATORY PROGRAMS / PSYCHOSOMATIC HEALTH / STRESS / FATIGUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстокора Олег Николаевич

Разработана технология по формированию психосоматического здоровья студентов в сфере физического воспитания. Представлены результаты опытноэкспериментальной работы по внедрению психорегулирующих методик в процессе физического воспитания студентов, результаты которой указывают на позитивные сдвиги в улучшении уровня физического состояния, эмоционального комфорта и снижения тревожности у студентов экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толстокора Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF PSYCHOSOMATIC HEALTH UNIVERSITY STUDENTS

Developed a technology for the formation of psychosomatic health of students in the field of physical education. The results of experimental work on the introduction of psycho-regulatory techniques in the process of physical education of students, the results of which indicate positive changes in improving the level of physical condition, emotional comfort and reduce anxiety among students of the experimental group.

Текст научной работы на тему «Проектирование технологий по формированию психосоматического здоровья студентов университета»

УДК 796.011.3

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

О.Н. Толстокора

Разработана технология по формированию психосоматического здоровья студентов в сфере физического воспитания. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению психорегулирующих методик в процессе физического воспитания студентов, результаты которой указывают на позитивные сдвиги в улучшении уровня физического состояния, эмоционального комфорта и снижения тревожности у студентов экспериментальной группы.

Ключевые слова: студенты, проектирование физкультурно-оздоровительных технологий, алгоритм психорегулирующих программ, психосоматическое здоровье, стресс, утомление.

В современных условиях жизни при наличии факторов риска развития психических расстройств актуализируется проблема формирования психосоматического здоровья студентов. Студенческая молодёжь в период своего профессионального становления наиболее остро реагирует на происходящие процессы модернизации высшего образования, что приводит к тревожности, депрессии, агрессивности и ряду других психоэмоциональных состояний, отрицательно влияющих на здоровье. Снижается уровень функционального состояния познавательных процессов и качество образовательной деятельности студентов по овладению компетенциями будущей профессиональной деятельности.

Основной целью исследования явилось проектирование технологий по формированию психосоматического здоровья студентов университета.

Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что из-за стремительных перемен в развитии общества и быстро изменяющихся условий окружающей среды у студентов возникают отрицательные эмоции, продолжительное воздействие которых приводит к различным психосоматическим расстройствам [2, 7].

Особую тревогу вызывают результаты исследований, указывающие тенденции снижения уровня стрессоустойчивости студентов [1, 8] и показателей состояния здоровья [6, 7]. На современном этапе психосоматическое здоровье студенческой молодёжи становится одной из актуальных социальных проблем общества [5].

Изучение специальной литературы показало, что при наличии пси -хосоматических расстройств студенты принимают различные психоактивные вещества, которые ведут к повышению в крови уровня катехоламина и кортизола, вызывающие состояние стресса [8].

Многочисленные результаты исследований свидетельствуют о том, что в профилактике стрессовых состояний особое место отводится физкультурно-оздоровительным технологиям, которые активизируют деятельность внутренней секреции и гипофиза, повышают психологический комфорт, самооценку и уверенность в себе, что приводит к улучшению защитных функций организма против тревожности и агрессии. Исходя из данного положения была разработана технология формирования психосоматического здоровья студентов в сфере физического воспитания, которая содержит:

- диагностику, включающую обследование по показателям: резервов кардиореспираторной системы, особенностей вегетативной нервной регуляции, психологического статуса и интегральной оценки уровня здоровья;

- проектирование индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ, в которых учитываются мотивы занятий определённым видом оздоровительных тренировок, индивидуальные энергетические возможности и результаты диагностики по паспортам здоровья;

- определение субъективной оценки утомления (СОУ) по методике E. Groll, M. Haider «Шкала состояний», оценивающей ощущения в данный момент, выбрав одно из двух парных прилагательных, оценив степень его выраженности по трёхбалльной шкале: сильный-слабый, весёлый-грустный, сонный-бодрый, спокойный-взволнованный и т. д. Оценки испытуемых перекодируются от 1 до 7 с использованием следующего ключа: в рядах 1, 2, 5, 7 и 9 слева направо; в рядах 3, 4, 6, 8 и 10 соответственно справа налево. Алгебраическая сумма оценок после перекодировки служит косвенным показателем СОУ. Оценки в 10-30 баллов интерпретируются как слабая степень утомления (А), 30-55 баллов - средняя (А) и 55-70 баллов - сильная степень утомления (Б) [3];

- определение коэффициента вегетатики (КВ) по тесту Luscher [4]. Испытуемому предлагается выбрать из 8 карточек: четырёх основных (синей, зелёной, красной и жёлтой) и четырёх дополнительных цветов (фиолетовой, коричневой, чёрной и серой). Первой выбранной карточке присваивается № 1. Исследуемый повторяет процедуру с оставшимися карточками. Второй выбранной карточке присваивается № 2. Процедура повторяется до тех пор, пока последовательно не будут выбраны все карточки с соответствующим присвоением номера очерёдности выбора каждой. После небольшой паузы процедура тестирования повторяется. Числовые коэффициенты подсчитываются по второму выбору, который всегда бывает более спонтанным. КВ является показателем настроя на активность, трату энергии и даёт основание для соответствующей коррекции. Подсчёт производится по формуле:

18 - К - Ж КВ =-

18 - С - З

где К, С, Ж и З соответственно позиции (№ выборки) красного, синего, жёлтого и зелёного цветов по второму ряду выбора. КВ может изменяться от 0,2 до 5. При этом значения КВ<1 (1) свидетельствуют о трофотропном доминировании, усталости и желания отдохнуть в спокойной обстановке. Значения КВ>1 (2) считаются показателями знерготропного доминирования, активности и траты энергии [4].

Четвёртым элементом данного алгоритма является определение преимущественной нагрузки на зрительный (а) или слуховой (б) анализатор.

В дальнейшем алгоритм формирования психорегулирующих программ строится по следующей схеме, которая приведена в табл. 1.

Таблица 1

Блок-схема алгоритма психорегулирующих программ

II

А Б А Б

1 2 1 2 1 2 1 2

а б а б а б а б а б а б а б а б

Согласно данному алгоритму становится возможным формирование 16 программ психологической регуляции, которые в символьном выражении будут иметь следующие обозначения (код): 1.А.1а, 1.А.1.б, 1.А.2.а, 1.А.2.б, П.А.1.а, П.А.1.б, П.А.2.а, П.А.2.б, 1.Б.1.а, 1.Б.1.б, 1.Б.2.а, 1.Б.2.б, П.Б.1.а, П.Б.1.б, П.Б.2.а, П.Б.2.б. Формирование структуры программы осуществляется на основании расшифровки каждого символа кода и соединение в целое программных элементов.

Опытно-экспериментальная проверка разработанной технологии формирования психосоматического здоровья студентов проводилась в процессе физического воспитания в Южном федеральном университете с сентября по май 2018/19 учебного года.

Эксперимент проводился в форме учебно-тренировочных занятий по видам спорта, в котором принимали участие 22 студента контрольной и 21 студент экспериментальной групп.

Основное отличие в организации занятий экспериментальной группы состояло в использовании разработанной технологии формирования психосоматического здоровья. Контрольная группа студентов занималась по типовым рабочим программам по физической культуре.

Результаты проведения опытно-экспериментальной работы представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели психосоматического здоровья студентов

(при р<0,05), (Х±т)

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

Начало Конец Начало Конец

учебного года учебного года учебного года учебного года

Уровень физического состояния, усл. ед. 0,56±0,03 0,58±0,16 0,53±0,04 0,69±0,02

Индекс Руфье, усл. ед. 9±0,2 8±0,3 9±0,2 6±0,3

Показатель эффективности кровообра- 132±0,2 133±0,3 133±0,4 119±0,3

щения, усл. ед.

Проба Генчи, с 16±0,3 19±0,2 18±0,4 37±0,4

Проба Штанге, с 38±0,3 45±0,3 52±0,4 60±0,4

Индекс Пинье, усл. ед. 28±0,4 30±0,4 27±0,4 19±0,3

Мотивация, балл 129±0,2 130±0,3 131±0,4 139±0,5

Эмоциональный комфорт, балл 62±0,3 60±0,2 59±0,4 63±0,4

Тревожность, балл 71±0,5 73±0,4 69±0,5 60±0,3

Сравнительный анализ представленных данных в табл. 2 указывает, что до эксперимента уровень психосоматического состояния был одинаковый. В ходе реализации разработанной технологии в экспериментальной группе: уровень физического состояния достоверно поднялся до выше среднего. Физическая работоспособность по индексу Руфье в начале года была в пределах среднего уровня, а в конце учебного года повысилась до уровня выше среднего. Аналогично и по оценкам проб Генчи, Штанге и Пинье показатели в конце учебного года достигли уровня выше среднего.

В контрольной группе тестируемые показатели практически остались к концу учебного года на прежнем уровне.

Следует отметить достоверное улучшение показателей психосоматического здоровья студентов в экспериментальной группе и снижение в контрольной группе, что согласуется с ранее полученными нами результатами тестирования студентов в течение трёх лет обучения в вузе.

Таким образом, в результате проведённого исследования и опытно-экспериментальной работы по реализации разработанной технологии формирования психосоматического здоровья в процессе физического воспитания получены позитивные сдвиги в улучшении уровня физического состояния, эмоционального комфорта, психоэмоционального состояния и снижения тревожности у студентов экспериментальной группы.

Проведённые исследования дают основание для применения разработанной технологии формирования психосоматического здоровья, как в подготовке специалистов по физической культуре и спорту, так и в процессе физического воспитания студентов университета.

Список литературы

1. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 89-93.

2. Бондин В. И., Путилина Т.А. Некоторые аспекты повышения качества подготовки кадров по физической культуре и спорту в свете современных требований развития общества // Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 9-11.

3. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 200 с.

4. Люшер М. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. А. Никоновой. М.: Эксмо, 2004. 192 с.

5. Психологическое здоровье как психосоциальная проблема / Б.С. Васякин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 46-47.

6. Сетяева Н.Н., Соколовская Л.В., Диордица Л.В. Оценка и коррекция состояния здоровья студентов в период учебы в педагогическом вузе // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 37-40.

7. Толстокора О.Н. Алгоритм формирования программ коррекции психосоматического здоровья // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма / под ред. Е.А. Денисова, Э.В. Мануйленко, А.Н. Касьяненко: сб. материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018. С. 177-182.

8. Физиологические основы здоровья / под ред. Б.И. Ткаченко. СПб.: Архангельск, 2001. 639 с.

Толстокора Олег Николаевич, старший преподаватель, p.pertrencko2016@ yandex.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

DESIGN OF TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF PSYCHOSOMATIC

HEALTH UNIVERSITY STUDENTS

O.N. Tolstokora

Developed a technology for the formation of psychosomatic health of students in the field of physical education. The results of experimental work on the introduction of psycho-regulatory techniques in the process of physical education of students, the results of which indicate positive changes in improving the level of physical condition, emotional comfort and reduce anxiety among students of the experimental group.

Key words: students, design of physical culture and health technologies, algorithm of psycho-regulatory programs, psychosomatic health, stress, fatigue.

Tolstokora Oleg Nikolaevich, senior lecturer, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

Reference

1. Analiz urovnya stressoustojchivosti studentov sportivnyh napravlenij universiteta / V.D. Povzun [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 9. S. 89-93.

2. Bondin V. I., Putilina T.A. Nekotorye aspekty povysheniya kachestva podgotovki kadrov po fizicheskoj kul'ture i sportu v svete sovremennyh trebovanij razvitiya obshchestva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2017. № 3. S. 9-11.

3. Leonova A.B. Psihodiagnostika funkcional'nyh sostoyanij cheloveka. M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1984. 200 s.

4. Lyusher M. Cvetovoj test Lyushera / per. s angl. A. Nikonovoj. M.: Eksmo, 2004.

192 s.

5. Psihologicheskoe zdorov'e kak psihosocial'naya problema / B.S. Vasyakin [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2017. № 9. S. 46-47.

6. Setyaeva N.N., Sokolovskaya L.V., Diordica L.V. Ocenka i korrekciya sosto-yaniya zdorov'ya studentov v period ucheby v pedagogicheskom vuze // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2017. № 8. S. 37-40.

7. Tolstokora O.N. Algoritm formirovaniya programm korrekcii psiho-somaticheskogo zdorov'ya // Innovacionnye preobrazovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma / pod red. E.A. Denisova, E.V. Manujlenko, A.N. Kas'yanenko: sb. materialov XXI Vseros. nauch.-prakt. konf. Rostov n/D: Izd-vo RGEU (RINH), 2018. S. 177-182.

8. Fiziologicheskie osnovy zdorov'ya / pod red. B.I. Tkachenko. SPb.: Arhangel'sk, 2001. 639 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.