Научная статья УДК 37
DOI: 10.20323/1813-145X_2023_4_133_84 EDN: YJJUIY
Проектирование содержания профессиональной подготовки педагогов-тьюторов Мария Павловна Кривунь
Старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8679-4555
Аннотация. Антропологизация современного отечественного образования, обновление его содержания, организационной структуры, технологической платформы на основе принципа индивидуализации обусловили востребованность российской системой образования новой педагогической профессии «тьютор». Внедрение в педагогический процесс инновационной практики тьюторского сопровождения требует не только распространения в педагогическом сообществе концептуальных идей, принципов и способов тьюторской деятельности, но и обеспечения соответствующей подготовки и переподготовки педагогических кадров, формирующей у педагогических работников систему профессиональных знаний и тьюторских компетенций.
Цель исследования — выявить и проанализировать методологические подходы и принципы организации профессиональной подготовки педагогов-тьюторов, которые необходимо учитывать при разработке магистерских программ в области тьюторства. На основе анализа диссертационных исследований и научных публикаций, посвященных проблеме подготовки педагогических кадров к профессиональной тьюторской деятельности, а также изучения опыта работы тьюторских магистратур российских вузов определены теоретические основы профессионального образования педагогов-тьюторов; разработано понятие профессиональной подготовки; выделены структурные компоненты и уровни готовности педагогов к реализации тьюторских функций в образовательном процессе. В результате проведенного исследования выявлены педагогические условия и средства, обязательные для организации профессионального образования педагогов-тьюторов, а также сформулированы концептуальные идеи, лежащие в основе проектирования содержания образовательных программ в области тьюторства. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, как сегодня в системе высшего образования должна осуществляться подготовка педагогических кадров к профессиональной тьюторской деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; профессиональное образования; профессиональное обучение; педагог-тьютор; тьюторство; тьюторская деятельность; тьюторское сопровождение
Для цитирования: Кривунь М. П. Проектирование содержания профессиональной подготовки педагогов-тьюторов // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133). С. 84-92. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_84. https://elibrary.ru/YJJUIY
Original article
Designing the content of professional training of teacher-tutors
Mariya P. Krivun
Senior lecturer, department of theory and history of pedagogy, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8679-4555
Abstract. The anthropologization of modern domestic education, the updating of its content, organizational structure, and technological platform based on the principle of individualization have determined the demand for a new pedagogical profession «tutor» by the Russian education system. The introduction of the innovative practice of tutor support into the pedagogical process requires not only the dissemination of conceptual ideas, principles and methods of tutor activity in the pedagogical community, but also the appropriate training and retraining of teaching staff, forming a system of professional knowledge and tutor competencies among teaching staff.
The purpose of the study is to identify and analyze methodological approaches and principles of the organization of professional training of pedagogue-tutors, which must be taken into account when developing master's programs in the field of tutoring. Based on the analysis of dissertation research and scientific publications devoted to the problem of
© Кривунь М. П., 2023
training teaching staff for professional tutoring, as well as studying the experience of tutor master's degrees of Russian universities, the theoretical foundations of professional education of pedagogue-tutors are determined, the concept of professional training is developed, structural components and levels of readiness of pedagogues for implementing tutor functions in the educational process are highlighted. As a result of the conducted research, pedagogical conditions and means that are mandatory for the organization of professional education of pedagogue-tutors are identified, and conceptual ideas underlying the design of the content of educational programs in the field of tutoring are formulated. The data obtained allow us to draw conclusions in what way the training of teaching staff for professional tutoring should be carried out in the higher education system today.
Keywords: professional training; professional education; professional training; pedagogue-tutor; tutoring; tutor activity; tutor support
For citation: Krivun M. P. Designing the content of professional training of teacher-tutors. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (4): 84-92. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_84. https://elibrary.ru/YJJUIY
Введение
Одним из важнейших приоритетов государственной политики в сфере образования в ближайшей перспективе выступает современная подготовка будущих учителей [Стратегические приоритеты ... ]. В условиях актуализации парадигмы личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование субъектной позиции обучающегося, развитие его индивидуальности, обосновывается необходимость обновления не только содержания самого образовательного процесса, но и подходов к организации педагогической деятельности, традиционных ролей педагога, педагогического мышления.
В современном мире, предлагающем неограниченные образовательные возможности цифровой среды, меняется основное назначение педагога — с передачи знаний акцент смещается на творческое и межличностное взаимодействие с обучающимися, что, в свою очередь, обуславливает многообразие позиций в работе педагога: игротехник, модератор, наставник, организатор проектной деятельности и т. д.
По мнению многих исследователей (А. Г. Асмолова, Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой, Т. М. Ковалевой, С. А. Щенникова, В. В. Юдина и др.) сегодня в образовании чрезвычайно востребована тьюторская позиция педагога. Тьюторство рассматривается как инновационная практика индивидуализации образования, обеспечивающая становление субъектности, содействующая саморазвитию и самореализации личности [Профессиональная подготовка ... , 2020]. Педагог-тьютор сопровождает обучающегося в процессе самообразования, поддерживает его самостоятельность и активность в ходе разработки и реализации проектов и программ индивидуальной образовательной деятельности, создает условия для самовыражения и образова-
тельного продвижения ребенка в соответствии с его интересами и устремлениями.
Тьюторство является уникальной культурой педагогической деятельности, складывающейся на протяжении многих веков истории образования, при этом не только не утратившей своей актуальности в эпоху глобальных преобразований, а напротив, обладающей особым ресурсом для качественного переосмысления назначения педагога в новых условиях [Байбородова, 2022]. В связи с этим способность и готовность педагога занимать тьюторскую позицию во взаимодействии с обучающимся рассматривается нами как необходимый элемент профессиональной педагогической деятельности.
Однако организация работы в контексте тью-торских идей и на основе технологии тьюторско-го сопровождения требует от педагога качественного переосмысления своих мировоззренческих и ценностно-смысловых установок, освоения новых способов и средств обучения, преобразования педагогического процесса в целом. Для этого педагог-тьютор должен обладать особыми тьюторскими компетенциями, наличие которых является результатом специальной профессиональной подготовки [Байбородова, 2020].
Постановка проблемы
Вопросы подготовки педагогов на основе современных целевых ориентиров, в условиях инновационной образовательной среды с применением современных технологий и новых дидактических решений широко разрабатываются в российских психолого-педагогических исследованиях (Ю. В. Громыко, С. Г. Косарецкий, А. А. Орлов, В. И. Слободчиков, И. Ю. Тарханова, Е. Н. Шиянов и др.). Профессиональное педагогическое образование переосмысливается в таких направлениях, как профессиональная подготовка педагогов на разных ступенях образова-
ния, содержание и организация педагогического образования, профессиональное становление личности учителя, развитие педагогического мастерства и т. д. [Профессиональная подготовка ... , 2020].
При этом анализ диссертационных исследований и научных публикаций по проблеме подготовки педагогов-тьюторов позволяет заключить, что данный компонент профессионального педагогического образования недостаточно изучен. Разработка ключевых аспектов, которые должны составлять основу подготовки педагогических кадров к осуществлению тьюторской деятельности, ведется в рамках дополнительного и высшего профессионального образования. В работах
B. В. Гарднер, С. В. Загребельной, А. П. Махова,
C. Ю. Суриной сформулированы подходы и принципы к организации обучения педагогов-тьюторов, установлены критерии, показатели и уровни готовности педагогических работников к тьюторскому сопровождению обучающихся, выявлены условия и средства, обеспечивающие формирование тьюторской педагогической позиции, определены особые тьюторские компетенции, представлен анализ апробации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области тьюторства [Гарднер, 2007; Загребельная, 2006; Махов, 2012; Сурнина, 2008]. Некоторые модели профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации тьюторских функций в ходе освоения программ бакалавриата и специалитета рассматриваются в диссертационных исследованиях С. М. Ефименко, А. В. Николаевой, В. С. Пьяни-на. Результаты опытно-экспериментальной работы первой российской тьюторской магистратуры Московского педагогического государственного университета описываются в монографии научного коллектива под руководством Т. М. Ковалевой [Ковалева, 2012].
В целях определения теоретических основ и содержания образовательных программ в области подготовки педагогов-тьюторов нам представляется целесообразным проведение анализа научно-исследовательских работ, посвященных тем или иным аспектам как профессионального педагогического образования в целом, так и подготовки педагогических кадров к осуществлению тьюторской деятельности в частности.
Методология и методы исследования
Для проведения теоретического исследования нами использовались такие методы, как контент-анализ, сравнение, сопоставление, обобщение и
систематизация материалов по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта инновационной деятельности российских образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку педагогических кадров в области тьюторства; наблюдение за обучающимися и анализ собственной профессиональной деятельности в качестве преподавателя и тьютора в рамках апробации магистерской программы «Тьюторство в общем и профессиональном образовании» в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Разрабатывая проблему подготовки педагогов-тьюторов, прежде всего, необходимо определить сущность самого понятия «профессиональная подготовка». В справочной, учебной и научной литературе данное словосочетание как целостная терминологическая единица используется в нескольких значениях.
Во-первых, профессиональная подготовка понимается как процесс освоения какой-либо профессиональной деятельности и формирования необходимых для ее выполнения знаний, умений и навыков. С этой точки зрения профессиональная подготовка включает в себя две ипостаси: процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности [Вишнякова, 1999], и процесс передачи обучающимся соответствующих знаний, умений и навыков [Энциклопедия профессионального образования ... , 1998].
Во-вторых, профессиональная подготовка подразумевает результат профессионального образования, проявляющийся в наличии специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных задач, и готовности к осуществлению профессиональной деятельности [Педагогика профессионального образования ... , 2004].
В-третьих, профессиональная подготовка представляет собой систему специально организованного профессионального обучения, целью которого является приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы [Педагогический энциклопедический словарь . , 2002], включающего различные формы получения профессионального образования [Словарь-справочник ... , 2010], а также организационные и педагогические мероприятия, обеспечивающие формирование у личности профессиональной направленности и профессиональной готовности [Общая и профессиональная педагогика ... , 2003].
В результате проведенного анализа термин «профессиональная подготовка» в контексте подготовки педагогов-тьюторов понимается нами как смысловое единство всех трех выделенных значений:
— особым образом обустроенная система профессионального образования в области тью-торства;
— процесс передачи и освоения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной тьюторской деятельности;
— совокупность сформированных у педагога личностно-профессиональных качеств, ценностно-смысловых ориентиров, целевых установок и профессиональных компетенций, обеспечивающих его готовность занимать тьюторскую позицию во взаимодействии с обучающимися и выполнять тьюторские функции в образовательном процессе.
Следовательно, в нашем понимании, профессиональная подготовка педагогических кадров к тьюторскому сопровождению обучающихся представляет собой систему профессионального образования, обеспечивающую процесс и результат освоения профессиональной тьюторской деятельности [Байбородова, 2020].
Однако для определения содержания профессиональной подготовки педагогов-тьюторов необходимо выделить смысловую доминанту, обуславливающую все ключевые элементы профессионального образования в области тьюторства. Как уже отмечалось ранее, овладение уникальной культурой тьюторства во всей ее полноте требует изменения традиционного педагогического мышления, перехода на новый уровень профессионально-личностного развития. Готовность к осуществлению профессиональной тьюторской деятельности характеризуются наличием у педагога специальных тьюторских компетенций, которые представляют собой сложную иерархию мировоззренческих установок, профессиональных знаний и технологических умений.
Анализ диссертационных исследований, в которых изучаются основные аспекты формирования готовности педагогов к реализации функций тьютора, позволяет определить структуру готовности, включающую четыре основных элемента: мотивационно-ценностный, когнитивный, опера-ционно-технологический и рефлексивно-регулятивный.
Каждый элемент имеет набор сущностных характеристик. Так, мотивационно-ценностный
компонент готовности к профессиональной тьюторской деятельности предполагает наличие профессионального интереса и положительного отношения к процессу тьюторского сопровождения, внутренней устойчивой потребности в реализации тьюторских функций; принятие профессиональной тьюторской деятельности как личностно значимой; стремление к профессиональному развитию на основе идей педагогической антропологии, индивидуализации и тьюторства. Когнитивный или познавательный аспект готовности педагога-тьютора предусматривает ориентацию в нормативно-правовых документах, регламентирующих тьюторскую деятельность; оперирование основными понятиями в области педагогики индивидуализации и тьюторства; наличие знаний по методологии и теории тью-торства, систематизированных представлений о предмете и содержании работы педагога-тьютора, технологии тьюторского сопровождения. Операционно-технологический элемент готовности к профессиональной деятельности педагога-тьютора включает в себя практические умения и навыки работы с детьми и родителями по выявлению, формированию и развитию индивидуального образовательного запроса; владение технологией сопровождения обучающегося на разных этапах разработки и реализации индивидуальной образовательной программы; способность использовать в процессе тьюторского сопровождения оптимальные педагогические технологии, методы и формы; навыки взаимодействия с субъектами образовательной деятельности в целях создания условий для реализации ИОП обучающегося; умение разрабатывать и адаптировать методический инструментарий в соответствии с задачами тьюторской деятельности, вести рабочую документацию педагога-тьютора. Рефлексивно-регулятивный компонент готовности педагога к реализации тьюторских функций характеризуется его способностью к рефлексивной оценке своей профессиональной деятельности; умением оценивать собственную образовательную практику с точки зрения ценностно-целевых ориентиров, содержательного наполнения, операционно-деятельностного
оснащения и технологического процесса на соответствие культурному образцу тьюторской деятельности; способностью к выработке, принятию и выполнению оптимальных решений в процессе осуществления тьюторского сопровождения обучающихся [Байбородова, 2020].
Также в качестве содержательно-смыслового аспекта рассмотрения категории готовности педагогов к осуществлению профессиональной тьюторской деятельности исследователи выделяют уровни готовности (высокий, средний и низкий), которые отражают сущностные изменения педагогического субъекта, происходящие с ним в процессе профессионального образования. Оценку уровня готовности к деятельности педагога-тьютора С. М. Ефименко предлагает осуществлять по следующим критериям: наличию-отсутствию профессиональных навыков (направленности); мотивам профессиональной деятельности в качестве тьютора; уровням сформиро-ванности профессионально значимых умений и качеств личности; качеству теоретической и организационно-практической подготовки [Ефи-менко, 2011].
Изучение диссертационных исследований, монографий, научных статей по проблеме профессиональной подготовки педагогов-тьюторов позволило определить обязательные компоненты организации профессионального образования в области тьюторства. Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются следующие:
- проектирование образовательной программы должно осуществляться с опорой на требования профессионального стандарта тьюторской деятельности;
- содержание учебных дисциплин должно отражать широкий спектр философско-методологических и теоретических оснований педагогики индивидуализации и тьюторства, а также практических схем тьюторской работы;
- организация образовательного процесса должна предусматривать возможность гибкого преобразования под индивидуальные образовательные запросы обучающихся, в ней не должно быть четко заданных и непреодолимых в случае необходимости структурных элементов, жестких временных ограничений при проведении учебных занятий;
- профессиональная подготовка в области тьюторства должна обеспечивать формирование культурного образца и опыта тьюторской деятельности, что достигается посредством создания в разном масштабе и различных направлениях системы тьюторского сопровождения обучающихся;
- практическое овладение профессиональной тьюторской деятельностью должно осуществляться в рамках непрерывной тьюторской практики, которая предусматривает регулярное раз-
ворачивание обучающимися самостоятельных тьюторских проб [На пути к новым открытиям ... , 2021].
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе теоретического исследования по проблеме профессиональной подготовки тьюторов для сферы образования были определены основные понятия, выделены структурные компоненты готовности педагога к тьюторской деятельности, охарактеризованы уровни готовности и способы их оценки, установлены педагогические условия и средства, необходимые для организации профессионального образования педагогов-тьюторов. Анализ научной литературы показал, что разработка теории и методики обучения в области тьюторства преимущественно ведется в рамках дополнительного профессионального образования и высшего образования по программам бакалавриата и специалитета. Однако для подготовки педагогических кадров к профессиональной тьюторской деятельности вышеуказанных программ профессионального образования, которые в основном выполняют ознакомительно-просветительскую функцию, недостаточно. Для обеспечения системы отечественного образования высококвалифицированными специалистами, готовыми и способными разворачивать практику тьюторского сопровождения обучающихся, наиболее целесообразно профессиональную подготовку осуществлять в рамках специализированных магистерских программам. При этом проблема организации профессионального образования в области тьюторства по магистерским программам в диссертационных исследованиях не рассматривалась. В качестве основных информационных источников здесь выступают отдельные публикации, представляющие опыт работы высших учебных заведений, реализующих инновационную образовательную практику подготовки педагогов к тьюторской деятельности по программам магистратуры. В связи с этим мы считаем, что дальнейшее продвижение в вопросе профессионального образования педагогов-тьюторов должно происходить по направлению разработки содержания магистерских программ.
Результаты проведенного теоретического исследования по проблеме подготовки педагогических кадров к профессиональной тьюторской деятельности легли в основу разработки авторским коллективом кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского
магистерской программы «Тьюторство в общем и профессиональном образовании».
На первом этапе проектирования основной образовательной программы работа велась над формированием обобщенного теоретического конструкта — допредметого содержания программы, которое, согласно И. М. Осмоловской, складывается, «исходя из представления о содержании образования на личностном уровне, то есть представления о той модификации содержания образования, которая происходит при присвоении его личностью в процессе обучения» [Модернизация современного образования ... , 2004, с. 43]. То есть допредметное содержание — это целостное, не разделенное на самостоятельные учебные курсы содержание, которое должен освоить каждый обучающийся в процессе всего своего образования.
На основе проработанного обобщенного теоретического конструкта профессиональной подготовки педагогов-тьюторов был очерчен содержательно-смысловой контур основной образовательной программы тьюторской магистратуры, установлены обязательные компоненты профессиональной подготовки в области тьюторства, включающие систему знаний, необходимых для понимания и освоения инновационной тьютор-ской деятельности, а также умений и навыков, связанных с формированием соответствующих компетенций будущего специалиста.
В допредметном содержании были выделены ключевые элементы, из которых, на наш взгляд, должны складываться ценностные ориентации, мировоззренческие установки, теоретическая база и практический опыт педагога-тьютора. Во-первых, это методологические подходы, концептуальные идеи, направления развития современного образования и педагогической науки. Во-вторых, те аспекты педагогической деятельности или области научного знания, которые должны составлять общепрофессиональную педагогическую компетентность. В-третьих, фило-софско-методологические основы, формирующие понимание места и роли тьюторства в эволюционном развитии педагогического знания. В-четвертых, содержание образования, отражающее сущность и особенности профессиональной тьюторской деятельности, которое выстраивается на основе методологии и теории тьюторства, концепции тьюторской деятельности, практики тьюторского сопровождения. В-пятых, различные модели, направления, практические схемы профессиональной тьюторской деятельности:
тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями, на разных возрастных этапах, в различных направлениях индивидуальной образовательной деятельности и т. д.
Далее допредметное содержание основной образовательной программы делилось на предметные области, конкретизировалось в учебных модулях и дисциплинах. На этом этапе проектирования программы тьюторской магистратуры удерживались два содержательно-смысловых фокуса: собственно содержание изучаемой предметной области с точки зрения отражения полноты теоретических знаний и уровень сложности образовательной программы профессиональной подготовки соответствующих специалистов. А затем, с опорой на ориентиры допредметного содержания, общую логику, структуру и предметное наполнение основной образовательной программы, разрабатывалось содержательное наполнение отдельных учебных дисциплин. Таким образом, выстраивалось содержание профессионального образования педагогов-тьюторов на уровне магистратуры и обеспечивалась его целостность.
Заключение
В соответствии со стратегическими ориентирами государственной политики в сфере профессионального педагогического образования актуализирована задача подготовки педагогических кадров к реализации тьюторских функций в образовательном процессе. Разработка теории и методики обучения тьюторской деятельности ведется в направлениях дополнительного и высшего профессионального образования.
Результаты апробации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки позволили определить подходы и принципы к организации профессионального образования педагогов-тьюторов, критерии, показатели и уровни готовности специалистов к осуществлению тьюторской деятельности, установить организационно-педагогические условия и средства, обеспечивающие формирование профессиональной тьюторской позиции и специальных тьютор-ских компетенций. Отдельные модели профессиональной подготовки педагогов-тьюторов, авторские программы специализированных модулей и учебных дисциплин по тьюторству прошли опытно-экспериментальную проверку в системе высшего образования по программам бакалавриата и специалитета. Однако осуществлять подготовку педагогов к профессиональной тьюторской
деятельности наиболее целесообразным представляется в рамках реализации магистерских программ. Накопленный опыт работы первых тьюторских магистратур российских вузов, результаты диссертационных исследований, а также выделенные концептуальные идеи профессиональной подготовки педагогов-тьюторов должны составлять основу для разработки содержания таких программ.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Педагогическое сопровождение школьников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки : монография / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, М. П. Кривунь. Ярославль : РИО ЯГПУ 2022. 191 с. (От школьника до учителя...).
2. Байбородова Л. В. Профессиональная подготовка тьюторов для сферы образования : монография / Л. В. Байбородова, М. П. Кривунь. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 232 с.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва : НМЦ СПО, 1999. 538 с.
4. Гарднер В. В. Организация процесса повышения квалификации на основе индивидуальных образовательных программ // Актуальные проблемы высшей школы. Инновационные технологии в образовании : материалы региональной заочной научно-практической конференции. Чита : ЧитГУ, 2007. 172 с.
5. Ефименко С. М. К вопросу о педагогических условиях, обеспечивающих эффективную подготовку будущих педагогов к реализации функций тьютора // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 1-1 (69). С. 52-59.
6. Ефименко С. М. Теоретические основы проектирования модели подготовки будущих учителей к реализации функций тьютора // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 2-2 (70). С. 98-104.
7. Загребельная С. В. Структурно-функциональная модель подготовки тьюторов системы повышения квалификации учителей начальных классов // Перспективы использования вариативных учебно-методических комплектов в современной начальной школе : материалы областной научно-методической конференции. Тамбов : ТОИПКРО, 2006. С. 36-40.
8. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова, А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. Москва ; Тверь : СФК-офис, 2012. 246 с.
9. Махов А. П. Формирование тьюторской позиции педагога в системе дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 200-206.
10. Модернизация современного образования: теория и практика : сборник научных трудов / под ред.
И. М. Осмоловской, доктора педагогических наук ; сост. Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина. Москва : ИТиИП РАО, 2004. 524 с.
11. На пути к новым открытиям: Направления исследований ученых кафедры педагогических технологий : коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, Ю. В. Яковлевой. Ярославль : РИО ЯГПУ 2021. 354 с.
12. Николаева А. В. Показатели и критерии оценки готовности будущих специалистов к тьюторскому сопровождению дошкольников // Психология и педагогика субъектов семейной и социальных систем : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2014. С. 96-99.
13. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» : в 2-х книгах / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск : Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн. 1. 174 с.
14. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластенина. Москва : Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
16. Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2020. 294 с.
17. Пьянин В. С. Тьюторство как особенность деятельности преподавателя в вузе по профессиональной подготовке бакалавра // Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка : материалы научно-практической конференции / под общ. ред. Е. М. Зотовой. Москва, 2009. С. 37-40.
18. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. Выпуск 1. Москва : ФИРО, 2010. 19 с.
19. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286 474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (дата обращения: 17.05.2023).
20. Сурнина Т. Ю. Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя // Омский научный вестник. 2008. № 1 (63). С. 83-88.
21. Сурнина Т. Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 169-179.
22. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева. Москва : АПО, 1998. 1784 с.
Reference list
1. Bajborodova L. V. Pedagogicheskoe soprovozhde-nie shkol'nikov v processe doprofessional'noj pedagog-icheskoj podgotovki = Pedagogical support of schoolchildren in the process of pre-professional pedagogical training : monografija / L. V. Bajborodova, M. V. Gruzdev, M. P. Krivun'. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. 191 s. (Ot shkol'nika do uchitelja...).
2. Bajborodova L. V. Professional'naja podgotovka t'jutorov dlja sfery obrazovanija = Training of tutors for education : monografija / L. V. Bajborodova, M. P. Krivun'. Moskva ; Berlin : Direkt-Media, 2020. 232 s.
3. Vishnjakova S. M. Professional'noe obrazovanie = Professional education: Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika. Moskva : NMC SPO, 1999. 538 s.
4. Gardner V V. Organizacija processa povyshenija kvalifikacii na osnove individual'nyh obrazovatel'nyh programm = Organization of the professional development process based on individual educational programs // Aktual'nye problemy vysshej shkoly. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii : materialy regional'noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chita : ChitGU, 2007. 172 s.
5. Efimenko S. M. K voprosu o pedagogicheskih uslovijah, obespechivajushhih jeffektivnuju podgotovku budushhih pedagogov k realizacii funkcij t'jutora = On the issue of pedagogical conditions that ensure the effective preparation of future teachers for implementing functions of a tutor // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. 2011. № 1-1 (69). S. 52-59.
6. Efimenko S. M. Teoreticheskie osnovy proektiro-vanija modeli podgotovki budushhih uchitelej k realizacii funkcij t'jutora = Theoretical basis for designing a model for preparing future teachers for implementing tutor functions // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. 2011. № 2-2 (70). S. 98-104.
7. Zagrebel'naja S. V Strukturno-funkcional'naja model' podgotovki t'jutorov sistemy povyshenija kvalif-ikacii uchitelej nachal'nyh klassov = Structural and functional model for training tutors of the system of advanced training of primary school teachers // Perspektivy ispol'zovanija variativnyh uchebno-metodicheskih kom-plektov v sovremennoj nachal'noj shkole : materialy ob-lastnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Tambov : TOIPKRO, 2006. S. 36-40.
8. Kovaleva T. M. Professija «t'jutor» = Profession «tutor» / T. M. Kovaleva, E. I. Kobyshha, S. Ju. Popova,
A. A. Terov, M. Ju. Cheredilina. Moskva ; Tver' : SFK-ofis, 2012. 246 s.
9. Mahov A. P. Formirovanie t'jutorskoj pozicii peda-goga v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija = Formation of tutoring position of the teacher in the system of additional professional education // Nizhe-gorodskoe obrazovanie. 2012. № 3. S. 200-206.
10. Modernizacija sovremennogo obrazovanija: te-orija i praktika = Modernizing modern education: theory and practice : sbornik nauchnyh trudov / pod red. I. M. Osmolovskoj, doktora pedagogicheskih nauk ; sost. L. B. Prokofeva, G. A. Voronina. Moskva : ITilP RAO, 2004. 524 s.
11. Na puti k novym otkrytijam: Napravlenija issle-dovanij uchenyh kafedry pedagogicheskih tehnologij = Towards new discoveries: Areas of research of scientists of the Department of Pedagogical Technologies : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. L. V Bajborodovoj, Ju. V. Jakovlevoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 354 s.
12. Nikolaeva A. V. Pokazateli i kriterii ocenki gotovnosti budushhih specialistov k t'jutorskomu so-provozhdeniju doshkol'nikov = Indicators and criteria for assessing readiness of future specialists for tutoring for preschoolers // Psihologija i pedagogika sub#ektov semejnoj i social'nyh sistem : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Sankt-Peterburg : Politehnika-servis, 2014. S. 96-99.
13. Obshhaja i professional'naja pedagogika = General and professional pedagogy : uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti «Professional'noe obuchenie» : v 2-h knigah / pod red. V. D. Simonenko, M. V. Retivyh. Brjansk : Izd-vo Bijanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003. Kn. 1. 174 s.
14. Pedagogika professional'nogo obrazovanija = Pedagogy of vocational education : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / E. P. Belozercev,
A. D. Goneev, A. G. Pashkov i dr. ; pod red. V. A. Slastenina. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. 368 s.
15. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' = Pedagogical encyclopedic dictionary / pod red.
B. M. Bim-Bada. Moskva : Bol'shaja Rossijskaja jenci-klopedija, 2002. 528 s.
16. Professional'naja podgotovka sub#ektov obra-zovatel'nogo processa v sovremennom vuze = Professional training of subjects of the educational process in modern university : kollektivnaja monografija / otv. red. A. Ju. Nagornova. Ul'janovsk : Zebra, 2020. 294 s.
17. P'janin V S. T'jutorstvo kak osobennost' deja-tel'nosti prepodavatelja v vuze po professional'noj podgo-tovke bakalavra = Tutoring as a feature of the teacher's activity in university on professional training of a bachelor // Problemy professional'noj podgotovki sovremen-nogo uchitelja inostrannogo jazyka : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshh. red. E. M. Zotovoj. Moskva, 2009. S. 37-40.
18. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossijskogo professional'nogo obrazovanija = Dictionary-reference book of modern Russian vocational education / avtory-sostaviteli : V. I. Blinov, I. A. Voloshina, E. Ju. Esenina, A. N. Lejbovich, P. N. Novikov. Vypusk 1. Moskva : FIRO, 2010. 19 s.
19. Strategicheskie prioritety v sfere realizacii gosu-darstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» do 2030 goda (v red. Postanovlenija Pravi-tel'stva RF ot 07.10.2021 № 1701) = Strategic priorities in implementing the state program of the Russian Federation «Development of Education» until 2030 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation of 07.10.2021 № 1701). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286 474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (data obrashhenija: 17.05.2023).
20. Surnina T. Ju. Kompetentnostnaja model' t'ju-torskoj dejatel'nosti kak osnova dlja sovershenstvovanija dejatel'nosti sovremennogo prepodavatelja = Competency model of tutoring activities as the basis for improving the activities of a modern teacher // Omskij nauchnyj vestnik. 2008. № 1 (63). S. 83-88.
21. Surnina T. Ju. Razvitie t'jutorskih kompetencij kak sposob sovershenstvovanija dejatel'nosti sovremen-nogo prepodavatelja = Development of tutoring competencies as a way to improve activities of a modern teacher // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 3. S. 169-179.
22. Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija = Encyclopedia of Vocational Education : v 3-h tomah / pod red. S. Ja. Batysheva. Moskva : APO, 1998. 1784 s.
Статья поступила в редакцию 11.04.2023; одобрена после рецензирования 26.05.2023; принята к публикации 04.08.2023.
The article was submitted 11.04.2023; approved after reviewing 26.05.2023; accepted for publication 04.08.2023.