Научная статья на тему 'Проектирование содержания модульных программ профессиональной подготовки на компетентностной основе'

Проектирование содержания модульных программ профессиональной подготовки на компетентностной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРАКТОРИСТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ОБЩЕДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС / VOCATIONAL TRAINING / THE TRACTOR OPERATOR / THE COMPETENCE / THE PROFESSIONAL MODULE / THE GENERAL DISCIPLINARY COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василькова Т. А., Капитонов А. В.

В статье рассматриваются возможности модульно-компетентностного подхода к проектированию содержания образовательных программ на примере подготовки по профессии Тракторист (определенных категорий). В качестве средства формирования общих и профессиональных компетенций выступает модульная организация содержания профессиональной подготовки и соответствующая технология обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василькова Т. А., Капитонов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article possibilities of the modular and competent approach to designing of the maintenance of educational programs on a preparation example by a trade the Tractor operator (certain categories) are considered. As means of formation of the general and professional competences the modular organization of the maintenance of vocational training and corresponding technology of training acts.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания модульных программ профессиональной подготовки на компетентностной основе»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ

ОСНОВЕ

ВАСИЛЬКОВА Т.А., КАПИТОНОВ А.В.

В статье рассматриваются возможности модульно-компетентностного подхода к проектированию содержания образовательных программ на примере подготовки по профессии Тракторист (определенных категорий). В качестве средства формирования общих и профессиональных компетенций выступает модульная организация содержания профессиональной подготовки и соответствующая технология обучения.

In article possibilities of the modular and competent approach to designing of the maintenance of educational programs on a preparation example by a trade the Tractor operator (certain categories) are considered. As means of formation of the general and professional competences the modular organization of the maintenance of vocational training and corresponding technology of training acts.

Социально-экономические изменения породили ряд трансформационных процессов в сфере труда. Адаптация предприятий и организаций к рыночным условиям сопровождается их перепрофилированием, реорганизацией и как следствие - изменением структуры занятости и ростом требований к качеству рабочей силы. Подобные процессы еще более усложняют непростую кадровую ситуацию на рынке труда. Предприятия и организации испытывают острый дефицит трудовых ресурсов и нуждаются в увеличении объемов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (далее - подготовки). Удовлетворение данной потребности предприятий и организаций позволит гибко реагировать на организационнотехнологические изменения в сфере труда, осуществлять перераспределение рабочей силы и, самое главное, в сжатые сроки восполнить недостающий кадровый потенциал. Максимальная степень соответствия данным требованиям достигается при условии осуществления профессиональной подготовки работников на модульно-компетентностной основе.

С позиции личности реализация образовательных программ профессиональной подготовки на модульно-компетентностной основе будет способствовать повышению конкурентоспособности работника за счет ускоренного обучения в соответствии с актуальными запросами рынка труда, возможности саморазвития и самореализации.

В настоящее время существует проблема несоответствия механизмов отбора содержания профессиональной подготовки рабочих кадров, требованиям работодателей к качеству профессиональной деятельности работников. В этих условиях возрастает актуальность поиска подходов к совершенствованию традиционной технологии проектирования содержания профессиональной подготовки и ее реализации.

Наиболее успешным механизмом обеспечения качества профессиональной подготовки, удовлетворяющей требованиям социальной и производственной сфер, является разработка учебно-программной документации на модульно-компетентностной основе. В рамках данного подхода главным является отбор содержания профессиональной подготовки достаточного для достижения особых образовательных результатов - общих и профессиональных компетенций. В качестве средства достижения подобного образовательного результата выступает модульная организация содержания профессиональной подготовки и соответствующая технология обучения.

Продемонстрируем технологию проектирования содержания программ профессиональной подготовки на модульно-компетентностной основе и возможности данного подхода на примере подготовки по профессии «Тракторист» определенной категории.

Профессия «Тракторист» является остро востребованной экономикой, общей для всех отрас-

лей народного хозяйства профессией. Эта профессия включена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Ввиду острой востребованности экономики, особенно сельскохозяйственного производства, рабочих кадров освоивших профессию тракториста решение проблемы профессиональной подготовки является особо актуальной. Так, например, в одной только сфере сельскохозяйственного производства в соответствии с официальными статистическими данными за 2008 год парк тракторов, комбайнов и специальных самоходных сельскохозяйственных машин (без учета тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) составлял 4943000 единиц, в то время как, квалифицированных рабочих занятых в сфере не только сельского, но и лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства, рыболовства насчитывается всего 2442000 человек. Таким образом, каждый работник, занятый в этих сферах, в целях максимально эффективного использования парка техники, реализации в случае необходимости своей профессиональной мобильности, должен пройти профессиональную подготовку по профессии «Тракторист» определенной категории. Причем для сферы сельскохозяйственного труда особенно актуальной является профессиональная подготовка с выходом на профессию тракторист-машинист категории <^», в сферу профессиональной деятельности которого входит выполнение работ на зерноуборочных и специальных самоходных сельскохозяйственных машинах, проведение технического обслуживания и ремонта соответствующих машин. Профессиональная подготовка по профессии тракторист-машинист категории <^» позволит значительно сократить сроки освоения профессиональной образовательной программы тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства на уровне начального профессионального образования за счет выделения общих профессиональных умений и знаний. Кроме того, тракторы активно используются в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и других родственных видах деятельности.

Профессиональная подготовка, имеющая целью успешное выполнение работ на самоходных машинах (тракторах), ведется на каждую категорию в отдельности и осуществляется по следующим профессиям: Тракторист категории «А», Тракторист категории «В», Тракторист категории «С», Тракторист категории <^», Тракторист категории «Е», Тракторист-машинист категории <^».

Разработка учебно-программной документации по каждой из вышеперечисленных профессий, несмотря на некоторую специфику, имеет единый алгоритм.

Первым этапом разработки учебно-программной документации является анализ профессиональной деятельности по профессии. Целью данного этапа является выделение видов профессиональной деятельности. Выделение видов профессиональной деятельности осуществляется на основе анализа технологии и организации труда в соответствующей сфере, требований работодателей, существующей нормативно-правовой документации. Успешность осуществления выделенных в результате подобного анализа, видов профессиональной деятельности, по сути, есть концентрированное выражение требований сферы труда. Система образования адаптирует данные требования, говоря о необходимости достижения особых образовательных результатов - профессиональных компетенций. Таким образом, определив виды профессиональной деятельности по профессии можно выделить соответствующие профессиональные компетенции, сформированность которых обеспечит успешное осуществление выделенных видов профессиональной деятельности. Например, в профессиональной деятельности по профессии Тракторист категории «С» выделены следующие ее виды:

- уметь управлять тракторами категории «С» с прицепными приспособлениями и без таковых;

- проводить техническое обслуживание тракторов категории «С»;

- проводить ремонт тракторов категории «С»;

- успешное осуществление выделенных видов профессиональной деятельности обеспечивают следующие профессиональные компетенции, подлежащие формированию в процессе

обучения:

- управлять тракторами категории «С»;

- проводить техническое обслуживание тракторов категории «С»;

- проводить разборку тракторов категории «С» на агрегаты и узлы;

- проводить ремонт типовых соединений;

- проводить ремонт дисков сцепления, тормозных дисков, колодок и лент;

- проводить ремонт рессор;

- проводить ремонт амортизаторов;

- проводить ремонт ободов и дисков тракторных колес.

Каждая из представленных профессиональных компетенций формируется в рамках отдельно взятого профессионального модуля. Профессиональный модуль содержит перечень умений и знаний, последовательное освоение которых ведет к формированию соответствующей профессиональной компетенции.

Так, на формирование профессиональной компетенции «Управлять тракторами категории «С»» направлен профессиональный модуль «Основы управления трактором категории «С», в рамках которого выделен следующий комплекс умений:

- выбирать оптимальную рабочую позу;

- действовать рабочими органами трактора;

- считывать и оценивать показания контрольно-измерительных приборов, индикаторов и т.д. и соответствующий комплекс знаний:

- правил посадки за рулем, положения рук на руле, рычагах; ног на педалях и на полу во время движения;

- назначения, расположения, приемов действия органами управления трактором, органами пуска двигателя, приборами сигнализации и освещения, органами управления вспомогательными устройствами;

- назначения, расположения, допустимых пределов показаний контрольноизмерительных приборов, индикаторов и т.д.

Последовательное освоение выделенного комплекса умений и знаний в рамках изучения отдельно взятого профессионального модуля в итоге приведет к формированию профессиональной компетенции «Управлять тракторами категории «С». При этом выделение умений и знаний, направленных на формирование профессиональной компетенции, представляет собой процесс отбора содержания образования по профессиональному модулю.

Помимо содержания профессионального модуля, непосредственно формирующего профессиональную компетенцию, существует содержание, ориентированное на формирование системы знаний, умений и практического опыта, опосредованно формирующих профессиональные компетенции, представленное в общедисциплинарном курсе (ОДК). Содержание ОДК направлено на формирование знаний, умений и практического опыта, не входящих непосредственно в содержание ни одного из профессиональных модулей, но необходимых для их освоения. Подход к построению структуры ОДК - дисциплинарный. Отдельно взятый ОДК может включать в себя разделы различных учебных дисциплин.

Содержание ОДК носит общепрофессиональный характер, позволяя избежать опасности формирования разрозненных теоретических знаний и практических умений, опосредовано влияет на успешность освоения выделенных видов профессиональной деятельности, заданных в формате профессиональных компетенций. Например, формирование профессиональной компетенции «Проводить ремонт типовых соединений и узлов», происходит на двух уровнях - освоение ОДК: «Общеслесарные работы», «Общетехнологические сведения», «Охрана труда» и профессионального модуля «Ремонт типовых соединений и узлов». Причем освоение тем ОДК предшествует освоению профессионального модуля. Специфика заключается в том, что не все содержание ОДК может быть необходимо для освоения профессионального модуля

и формирования соответствующей профессиональной компетенции. Так, например, в курсе «Общеслесарные работы» знания, умения и практический опыт по темам - «Клепка»; «Пайка, лужение, склеивание» не являются необходимыми для формирования профессиональной компетенции «Проводить ремонт типовых соединений и узлов». Таким образом, речь идет о выделении комплекса взаимосвязей (по типу межпредметных) между темами ОДК и содержанием профессиональных модулей, что позволит более гибко с экономией временных и финансовых затрат формировать профессиональные компетенции. Необходимо отметить, что ОДК не содержит тем не связанных с содержанием профессиональных модулей.

Помимо профессиональных компетенций, формируемых в рамках изучения содержания конкретного профессионального модуля, выделяют общие компетенции. Они формируются в результате освоения содержания как тем ОДК, так и содержания профессиональных модулей.

Общие компетенции представляют собой совокупность социально-личностных характеристик, обладание которыми означает потенциальную способность человека успешно выполнять профессиональные и не относящиеся к профессиональным, имеющие универсальный характер, задачи.

ОБЩЕДИСЦИПЛИНАРНЫИ КУРС

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

1. Общеслесарные работы

2. Правовая ответственность тракториста

3. Общетехнологические сведения

4. Правила дорожного движения

5. Оказание первой медицинской помощи

6. Охрана труда

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Устройство тракторов категории «С».

Устройство тракторов категории «Е».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

1. Ремонт типовых соединений

2. Ремонт дисков сцепления, тормозных дисков, колодок и лент

3. Ремонт рессор

4. Ремонт амортизаторов

5. Ремонт ободов и дисков тракторных колес

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1. Техническое обслуживание тракторов категории «С»

2. Основы управления трактором категории «С»

1. Техническое обслуживание тракторов категории «Е»

2. Основы управления трактором категории «Е»

3. Разборка тракторов категории

«С»

3. Разборка тракторов категории «Е»

Рис.1. Структура программ профессиональной подготовки (переподготовки) по профессиям Тракторист категории «С» и Тракторист категории «Е»

Модульно-компетентностное проектирование содержания дополнительных образовательных программ профессиональной подготовки открывает широкие возможности для их гибкости и вариативности. Ниже приводится структура программ профессиональной подготовки по профессиям Тракторист категории «С» и Тракторист категории «Е», раскрывающая возможности применения модульно-компетентностного подхода к их содержательному проектированию (рис.1).

Представленная модель наглядно показывает, что за счет выделения инвариантного и вариативных блоков в содержании профессиональной подготовки появляется возможность оптимизации содержания и времени профессиональной подготовки рабочих кадров, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных гибко реагировать на изменения рынка труда и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены. Так, например, работник, освоивший профессию Тракторист категории «С», может в сокращенные сроки пройти профессиональную переподготовку на любую другую категорию. Например, переподготовка с категории «С» на категорию «Е» представляет собой изучение сокращенного по объему междисциплинарного курса (в него войдет лишь изучение, некоторых конструктивных особенностей тракторов категории «Е»), и изучение сокращенных по объему профессиональных модулей: «Управление трактором категории «Е», «Техническое обслуживание тракторов категории «Е», «Разборка тракторов категории «Е» на агрегаты и узлы. В перечисленные профессиональные модули войдет все, что связано со спецификой управления, технического обслуживания и разборки трактора категории «Е». Таким образом, возможно осуществление переподготовки с категорию на категорию в значительно сокращенные сроки, за счет существования инварианта содержания профессиональной подготовки. Некоторым исключением является переподготовка на категорию «F» в силу ее специфики, что потребует более длительных сроков ее освоения по сравнению с переподготовкой на другие категории.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, тракторист, компетенция, профессиональный модуль, общедисциплинарный курс.

Keywords: vocational training, the tractor operator, the competence, the professional module, the general disciplinary course.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.