Научная статья на тему 'Технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях'

Технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ / MODULAR VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS / TRAINING TECHNOLOGIES / COMPETENCIES / CONTENT OF EDUCATION / LEVEL OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кива Александр Алексеевич, Капитонов Андрей Викторович

В статье представлена технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях. Определены компоненты знаний и умений, составляющих содержание профессионального модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кива Александр Алексеевич, Капитонов Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Elaboration of Competency-Based Modular Professional Training Programs

The technology of elaboration of the vocational modular programs, based on competencies is presented in the article. The components of knowledge and skills making up the content of professional module are determined in the article.

Текст научной работы на тему «Технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях

В статье представлена технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях. Определены компоненты знаний и умений, составляющих содержание профессионального модуля.

в настоящий момент для российских образовательных учреждений всех уровней первоочередной задачей является переход от действующих образовательных программ к новому поколению образовательных программ, реализующих требования компетентностного и модульного подходов к отбору и структурированию содержания образования. При этом, если разработка основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования основывается на заданном федеральным государственным образовательным стандартом базовом перечне компетенций, то разработка программ профессионального обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих) требованиями стандарта не регламентируется.

в этой связи технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях

А.В. Капитонов

Ключевые слова:

модульные

профессиональные

образовательные

программы,

технологии

обучения,

компетенции,

содержание

образования,

квалификационный

уровень.

(рис.1) включает в себя полный цикл их создания - начиная от определения перечня компетенций и заканчивая организационно-содержательным структурированием элементов программы, обеспечивающих формирование выделенных компетенций.

Профессия

К

**у

У

Наличие профессионального стандарта

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

Общероссийский классификатор занятий

Должностные инструкции

Интервьюирование и анкетирование работодателей

Профессиональный

стандарт +

Карточка вида трудовой деятельности

Интервьюирование и анкетирование работодателей

Вид профессиональной деятельности (ВПД)

Общие (ОК) компетенции

Модульная программа профессионального обучения, основанная на компетенциях

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1

ПК 2

К

Профессиональный модуль (ПМ 1)

ПК п

ПМ 2

ПМ п

Общедисциплинарный курс

------

инвариантный вариативный

Рис. 1. Технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях

I А.А. Кива, А.В. Капитонов

самым сложным и значимым этапом для последующей разработки программы является задача верного определения вида профессиональной деятельности и компетенций его составляющих. Логика подобной работы зависит от наличия или отсутствия профессионального стандарта.

При наличии профессионального стандарта по наименованию профессии, предполагаемой должности (для профессий рабочих наименование профессии [1] совпадает, как правило, с наименованием должности) и квалификационному уровню (согласно установленным характеристикам квалификационных уровней, раскрытых через ряд обобщенных показателей профессиональной деятельности [2] ) устанавливается соответствующая «Карточка вида трудовой деятельности». наименование вида трудовой деятельности и есть искомый вид профессиональной деятельности. Приведенный в «Карточке вида трудовой деятельности» перечень единиц профессионального стандарта (трудовых функций) соответствует перечню профессиональных компетенций.

в настоящее время разработанных профессиональных стандартов крайне мало, поэтому на практике при разработке программы приходится идти по второму пути. в этом случае вид профессиональной деятельности определяется на основе анализа установленного перечня документов (отраслевого выпуска Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих (ЕТКс), относящегося к профессии, по которой разрабатывается программа, отраслевых приказов, постановлений, должностных инструкций и т.п.), а также собственного опыта разработчиков. Перечень профессиональных компетенций получают путем конкретизации в рамках определенного вида профессиональной деятельности целостного набора профессиональных функций и компетенций, необходимых для их выполнения.

независимо от наличия или отсутствия профессионального стандарта определение вида профессиональной деятельности и компетенций, его составляющих, требует учета мнения социальных партнеров (в форме интервьюирования, анкетирования и пр.). на данном этапе выделенные в результате проведенного анализа вид профессиональной деятельности, профессиональные компетенции проверяются на полноту, терминологическую точность формулировок и в случае необходимости корректируются, дополняются. Кроме того, в диалоге с социальными партнерами с учетом специфики той или иной профес-

сии дополняется, корректируется, уточняется набор общих компетенций, принимаемый изначально как совокупность социальных и личностных компетенций, широко востребованных рынком труда.

От проектирования результатов образования, выраженных в форме общих и профессиональных компетенций, следует идти к проектированию структуры и объема организационно-содержательных единиц программы.

В процессе отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования установленного набора профессиональных компетенций, важно учитывать, что существуют знания и умения, формирующие профессиональную компетенцию непосредственно (апикально) и опосредованно (имплицитно). К последним относятся базисные для освоения профессиональной компетенции знания и умения. Апикальный компонент знаний и умений составляет содержание профессионального модуля (каждый модуль непосредственно направлен на формирование определенной профессиональной компетенции), имплицитный - содержание общедисциплинарного курса, который может иметь наряду с инвариантной частью (содержание, базовое для всех профессиональных модулей) вариативную часть (содержание, базовое для одного или нескольких профессиональных модулей).

Формирование общих компетенций осуществляется имплицитно в процессе освоения содержания программ профессиональных модулей и общедисциплинарного курса.

— Литература —

1. Методика разработки профессиональных стандартов. - М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2008. - С. 24.

2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова [и др.]. - М. : Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.