СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях
В статье представлена технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях. Определены компоненты знаний и умений, составляющих содержание профессионального модуля.
в настоящий момент для российских образовательных учреждений всех уровней первоочередной задачей является переход от действующих образовательных программ к новому поколению образовательных программ, реализующих требования компетентностного и модульного подходов к отбору и структурированию содержания образования. При этом, если разработка основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования основывается на заданном федеральным государственным образовательным стандартом базовом перечне компетенций, то разработка программ профессионального обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих) требованиями стандарта не регламентируется.
в этой связи технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях
А.В. Капитонов
Ключевые слова:
модульные
профессиональные
образовательные
программы,
технологии
обучения,
компетенции,
содержание
образования,
квалификационный
уровень.
(рис.1) включает в себя полный цикл их создания - начиная от определения перечня компетенций и заканчивая организационно-содержательным структурированием элементов программы, обеспечивающих формирование выделенных компетенций.
Профессия
К
**у
У
Наличие профессионального стандарта
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
Общероссийский классификатор занятий
Должностные инструкции
Интервьюирование и анкетирование работодателей
Профессиональный
стандарт +
Карточка вида трудовой деятельности
Интервьюирование и анкетирование работодателей
Вид профессиональной деятельности (ВПД)
Общие (ОК) компетенции
Модульная программа профессионального обучения, основанная на компетенциях
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1
ПК 2
К
Профессиональный модуль (ПМ 1)
ПК п
ПМ 2
ПМ п
Общедисциплинарный курс
------
инвариантный вариативный
Рис. 1. Технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях
I А.А. Кива, А.В. Капитонов
самым сложным и значимым этапом для последующей разработки программы является задача верного определения вида профессиональной деятельности и компетенций его составляющих. Логика подобной работы зависит от наличия или отсутствия профессионального стандарта.
При наличии профессионального стандарта по наименованию профессии, предполагаемой должности (для профессий рабочих наименование профессии [1] совпадает, как правило, с наименованием должности) и квалификационному уровню (согласно установленным характеристикам квалификационных уровней, раскрытых через ряд обобщенных показателей профессиональной деятельности [2] ) устанавливается соответствующая «Карточка вида трудовой деятельности». наименование вида трудовой деятельности и есть искомый вид профессиональной деятельности. Приведенный в «Карточке вида трудовой деятельности» перечень единиц профессионального стандарта (трудовых функций) соответствует перечню профессиональных компетенций.
в настоящее время разработанных профессиональных стандартов крайне мало, поэтому на практике при разработке программы приходится идти по второму пути. в этом случае вид профессиональной деятельности определяется на основе анализа установленного перечня документов (отраслевого выпуска Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих (ЕТКс), относящегося к профессии, по которой разрабатывается программа, отраслевых приказов, постановлений, должностных инструкций и т.п.), а также собственного опыта разработчиков. Перечень профессиональных компетенций получают путем конкретизации в рамках определенного вида профессиональной деятельности целостного набора профессиональных функций и компетенций, необходимых для их выполнения.
независимо от наличия или отсутствия профессионального стандарта определение вида профессиональной деятельности и компетенций, его составляющих, требует учета мнения социальных партнеров (в форме интервьюирования, анкетирования и пр.). на данном этапе выделенные в результате проведенного анализа вид профессиональной деятельности, профессиональные компетенции проверяются на полноту, терминологическую точность формулировок и в случае необходимости корректируются, дополняются. Кроме того, в диалоге с социальными партнерами с учетом специфики той или иной профес-
сии дополняется, корректируется, уточняется набор общих компетенций, принимаемый изначально как совокупность социальных и личностных компетенций, широко востребованных рынком труда.
От проектирования результатов образования, выраженных в форме общих и профессиональных компетенций, следует идти к проектированию структуры и объема организационно-содержательных единиц программы.
В процессе отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования установленного набора профессиональных компетенций, важно учитывать, что существуют знания и умения, формирующие профессиональную компетенцию непосредственно (апикально) и опосредованно (имплицитно). К последним относятся базисные для освоения профессиональной компетенции знания и умения. Апикальный компонент знаний и умений составляет содержание профессионального модуля (каждый модуль непосредственно направлен на формирование определенной профессиональной компетенции), имплицитный - содержание общедисциплинарного курса, который может иметь наряду с инвариантной частью (содержание, базовое для всех профессиональных модулей) вариативную часть (содержание, базовое для одного или нескольких профессиональных модулей).
Формирование общих компетенций осуществляется имплицитно в процессе освоения содержания программ профессиональных модулей и общедисциплинарного курса.
— Литература —
1. Методика разработки профессиональных стандартов. - М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2008. - С. 24.
2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова [и др.]. - М. : Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.