Подготовка персонала
45 =
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА
Рубрику ведет
П.В. Косенков, проректор по учебной и научной работе НОУ ВПО МИЭЭ, кандидат технических наук, доцент, почетный энергетик РФ
Проектирование системы тестирования при разработке электронного обучающего курса
Е. Г. Губский,
заведующий лабораторией разработки средств дистанционного обучения МИЭЭ
На фоне непрерывно снижающегося качества преподавания и неуклонно повышающегося среднего возраста педагогов возрастает потребность в качественной и количественной оценке эффективности образовательного процесса и обученности студентов.
Внедрение системы дистанционного обучения (СДО) предъявляет дополнительные требования к контролю над работой преподавателя и студента.
Универсальным способом контроля является педагогическое тестирование с применением ЭВМ.
Уже неоднократно поднимавшийся вопрос проектирования и внедрения системы тестирования в учебный процесс решён во многих вузах с разработкой соответствующих методических материалов. Однако проектирование системы тестирования сразу в рамках вуза не всегда приемлемо, и зачастую такая система формируется уже после разработки тестов по целому ряду дисциплин. Процесс внедрения СДО в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ) показал, что тестирование в рамках электронного обучающего курса дисциплины разрабатывается преподавателями несистемно, что связано с отсутствием чётких методических рекомендаций.
При проектировании системы тестирования нельзя забывать, что тестирование выполняет три
основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
• Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная, функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы контроля.
• Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
• Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Совокупность тестов, разрабатываемых в рамках ЭОК, является самостоятельной системой. Следовательно, появляется задача проектирования системы тестирования в рамках электронного обучающего курса (ЭОК).
Система — совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
^стема тестирования на уровне ЭОК в соответствии с системным подходом представлена на рис. 1.
гошшшв'
= 46
Энергобезопасность и энергосбережение
Рис. 1. ^стема тестирования на уровне электронного обучающего курса
Можно выделить три уровня:
• тестирование для проведения текущего контроля;
• тестирование для проведения рубежного контроля;
• тестирование для проведения итогового контроля.
Именно использование всех трёх уровней позволяет наиболее полно оценить уровень обученности и активности студента при работе в системе дистанционного обучения.
Текущее тестирование проводится преподавателем для проверки качества усвоения знаний по определенным учебным вопросам изучаемой темы дисциплины, носит воспитательный и обучающий характер.
Рубежное тестирование проводится по окончании изучаемой темы или раздела дисциплины. Результаты тестирования используются преподавателем для формирования куммулятивной оценки по дисциплине. Целью рубежного тестирования является определение степени освоения студентами темы или раздела. На этом уровне выполняются диагностические и обучающие функции тестирования.
Итоговое тестирование проводится с целью контроля остаточных знаний студентов по изучаемой дисциплине и носит диагностический характер.
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает три блока материалов:
— методические материалы;
— рекомендации и инструкции к методическим материалам;
— оценочные средства контроля обучен-ности.
Технология проектирования системы тестирования по учебной дисциплине предполагает несколько последовательных этапов.
1. Разработка понятийно-терминологической структуры курса, проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.
2. Определение целей тестирования и разбиение
понятийно-терминологической структуры в соответствии с ними на понятия и термины проверяемые при:
• текущем контроле знаний студентов (диагностика усвоения отдельных учебных вопросов);
• рубежном контроле знаний студентов (диагностика усвоения отдельных тем и разделов);
• итоговом контроле знаний студентов (по всей программе учебной дисциплины).
3. Разработка таблиц спецификации тестов по дисциплине (таблицы уровней сложности тестовых заданий, таблица проверяемых в тестах понятий).
4. Разработка тестовых заданий.
5. Экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование) и корректировка.
6. Определение количества тестовых заданий в каждом тесте и времени их выполнения.
7. Разработка методики оценивания, определение и расчет показателей оценки. Составляются оценочные шкалы. Определяются диапазоны оценок. Количество правильных ответов для получения зачета, оценки «хорошо», «отлично» и т.д.
8. Апробация тестов.
9. Корректировка и добавление новых заданий для улучшения параметров тестов на основании результатов апробации.
10. Формирование окончательных вариантов тестов.
Описанная технология проектирования системы тестирования прошла апробацию в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения. Системы тестирования для электронных обучающих курсов разрабатывались в системе дистанционного обучения, разработанной на базе оболочки MOODLE по предметам физика, информатика, метрология, философия и ряду других. При этом были выявлены очевидные преимущества и недостатки систем тестового контроля:
• тестирование является более качественным и объективным способом оценивания;
• тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки;
• тестирование позволяет настраивать более широкие шкалы оценивания;
• тестирование носит не только диагностическую функцию, но и тренеровочно-обучающую, что способствует более эффективному усвоению материала;
• система тестирования позволяет проводить оценку остаточных знаний сразу по нескольким темам и разделам дисциплины.
При этом очевидными недостатками являются:
— разработка системы тестирования — длительный и трудоемкий процесс;
— данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов;
— тест не позволяет проверять и оценивать знания, связанные с творчеством.
нддемшиии