Научная статья на тему 'Проектирование системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров'

Проектирование системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
рисунок / рисунок для дизайнеров / преподавание ри-сунка / преобразование изображения / рисунок в про-ектной деятельности / drawing / drawing for designers / teaching drawing / image transformation / drawing in project activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович, Савинова Светлана Васильевна

Актуальность исследования заключается в том, что существующая система подготовки дизайнеров по рисунку не обеспечивает качественную подготовку студентов, от этого страдает готовность выпускников к творческой проектной деятельности. Цель статьи -представить спроектированную систему преподавания академического рисунка в дизайн-образовании, которая позволяет обеспечить современную профессиональную подготовку дизайнеров по рисунку. Методологией исследования выступает системный подход, который позволяет увидеть в процессе преподавания рисунка педагогическую систему и выявить в ней основные свойства и характеристики. Методами исследования являются анализ методических трудов по подготовке дизайнеров по рисунку, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. В результате проведения исследования разработана модель системы преподавания рисунка в дизайн-образовании, которая позволяет повысить эффективность обучения. В модели раскрыты ее состав, структура и функциональная направленность. Составлена программа управления системой преподавания рисунка. Программа предполагает осуществление перехода системы в режим развития в определенно заданных условиях. Составлен комплекс специальных заданий, который способствует эффективному освоению студентами методических принципов работы над рисунком за счет создания действенной системы их повторения, и заданий, предусматривающих будущую проектную деятельность выпускников. Выявлены условия, которые следует учитывать при внедрении спроектированной модели системы преподавания рисунка. Условия связаны прежде всего с управленческим воздействием на существующую систему в процессе ее перехода к разработанной модели. Результаты исследования готовы для использования в учебном процессе при подготовке дизайнеров, применимы при планировании работы кафедр рисунка для рационализации целей, задач и структуры научно-методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a system of teaching drawing in the training of designers

The relevance of the study lies in the fact that the existing system of training designers in drawing does not provide high-quality training of students, the readiness of graduates for creative project activities suffers from this. The purpose of the article: to present a designed system of teaching academic drawing in design education, which allows us to provide modern professional training of designers in drawing. The methodology of the study is a systematic approach that makes it possible to see the pedagogical system in the process of teaching drawing and identify its main properties and characteristics. The research methods are the analysis of methodological works on the training of designers in drawing, pedagogical modeling and pedagogical experiment. As a result of the research, a model of the system of teaching drawing in design education has been developed, which allows us to increase the effectiveness of teaching. The model reveals its composition, structure and functional orientation. A program for managing the drawing teaching system has been compiled. The program assumes the transition of the system to the development mode under certain specified conditions. A set of special tasks has been compiled, which helps students effectively master the methodological principles of working on the drawing by creating an effective system of their repetition, and tasks providing for the future project work of graduates. The conditions that should be taken into account when implementing the designed model of the system of teaching drawing are identified. These conditions are primarily related to the managerial impact on the existing system in the process of its transition to the developed one. The results of the study are ready for use in the educational process in the preparation of designers, they are applicable when planning the work of drawing departments to rationalize the goals, objectives and structure of scientific and methodological work.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231108 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11108 УДК 378.147

Проектирование системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров

Development of a system of teaching drawing in the training of designers

Авторы статьи

I

Authors of the article

Савинов Андрей Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н. Н. Ростовцева ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Российская Федерация

sawinov.andr@yandex.ru ОРСЮ: 0000-0001-5158-9968

Савинова Светлана Васильевна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация ssavv@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1061-9216

Andrey M. Savinov,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Drawing, State University of Education, Professor of the Department of Methods of Teaching Fine Arts named after N.N. Rostovtsev MSPU, Moscow, Russian Federation sawinov.andr@yandex.ru ORCID: 0000-0001-5158-9968

Svetlana V. Savinova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation ssavv@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1061-9216

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

L

_ For ci

citation

Савинов А. М., Савинова С. В. Проектирование системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11. - С. 42-59. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231108.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2023-11108

A. M. Savinov, S. V. Savinova, Development of a system of teaching drawing in the training of designers // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 11. - P. 42-59. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231108.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11108

Поступила в редакцию Received 12.09.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.10.23

Принята к публикации Accepted for publication 26.10.23 Опубликована Published 30.11.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Савинов А. М., Савинова С. В., 2023

Аннотация Abstract

Актуальность исследования заключается в том, что существующая система подготовки дизайнеров по рисунку не обеспечивает качественную подготовку студентов, от этого страдает готовность выпускников к творческой проектной деятельности. Цель статьи -представить спроектированную систему преподавания академического рисунка в дизайн-образовании, которая позволяет обеспечить современную профессиональную подготовку дизайнеров по рисунку. Методологией исследования выступает системный подход, который позволяет увидеть в процессе преподавания рисунка педагогическую систему и выявить в ней основные свойства и характеристики. Методами исследования являются анализ методических трудов по подготовке дизайнеров по рисунку, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. В результате проведения исследования разработана модель системы преподавания рисунка в дизайн-образовании, которая позволяет повысить эффективность обучения. В модели раскрыты ее состав, структура и функциональная направленность. Составлена программа управления системой преподавания рисунка. Программа предполагает осуществление перехода системы в режим развития в определенно заданных условиях. Составлен комплекс специальных заданий, который способствует эффективному освоению студентами методических принципов работы над рисунком за счет создания действенной системы их повторения, и заданий, предусматривающих будущую проектную деятельность выпускников. Выявлены условия, которые следует учитывать при внедрении спроектированной модели системы преподавания рисунка. Условия связаны прежде всего с управленческим воздействием на существующую систему в процессе ее перехода к разработанной модели. Результаты исследования готовы для использования в учебном процессе при подготовке дизайнеров, применимы при планировании работы кафедр рисунка для рационализации целей, задач и структуры научно-методической работы. The relevance of the study lies in the fact that the existing system of training designers in drawing does not provide high-quality training of students, the readiness of graduates for creative project activities suffers from this. The purpose of the article: to present a designed system of teaching academic drawing in design education, which allows us to provide modern professional training of designers in drawing. The methodology of the study is a systematic approach that makes it possible to see the pedagogical system in the process of teaching drawing and identify its main properties and characteristics. The research methods are the analysis of methodological works on the training of designers in drawing, pedagogical modeling and pedagogical experiment. As a result of the research, a model of the system of teaching drawing in design education has been developed, which allows us to increase the effectiveness of teaching. The model reveals its composition, structure and functional orientation. A program for managing the drawing teaching system has been compiled. The program assumes the transition of the system to the development mode under certain specified conditions. A set of special tasks has been compiled, which helps students effectively master the methodological principles of working on the drawing by creating an effective system of their repetition, and tasks providing for the future project work of graduates. The conditions that should be taken into account when implementing the designed model of the system of teaching drawing are identified. These conditions are primarily related to the managerial impact on the existing system in the process of its transition to the developed one. The results of the study are ready for use in the educational process in the preparation of designers, they are applicable when planning the work of drawing departments to rationalize the goals, objectives and structure of scientific and methodological work.

Ключевые слова Key words

рисунок, рисунок для дизайнеров, преподавание рисунка, преобразование изображения, рисунок в проектной деятельности drawing, drawing for designers, teaching drawing, image transformation, drawing in project activities

Благодарности Acknowledgements

Вятскому государственному университету и Государственному университету просвещения, на базе которых проводилось исследование. The authors are grateful to the Vyatka State University and the State University of Education, on the basis of which the study was conducted.

Введение / Introduction

Опыт художественной педагогики показал, что фундаментом художественного образования является рисунок. Поэтому от того, как поставлено обучение рисунку, во многом зависит качество профессиональной подготовки дизайнеров. Однако к настоящему времени не разработано единой системы подготовки дизайнеров по рисунку, в которой были бы учтены особенности будущей проектной деятельности выпускников. В практике организации преподавания рисунка в учебных заведениях имеется два основных подхода. В первом случае предпочитают не производить изменений в сложившейся многолетней методике обучения рисунку, считая, что занятие академическим рисунком уже само по себе является полезным и формирует фундаментальные навыки. При этом дисциплину ведет художник, как правило, не

владеющий спецификой дизайн-проектирования. Второй путь - это когда имеется понимание того, что надо учитывать специфику подготовки дизайнера, в этом варианте преподавание рисунка отдают на усмотрение дизайнеру, который превращает рисунок в проектную графику, при этом задания часто носят разрозненный, экспериментальный характер. Такое происходит, потому что в теории задача разработки системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров в полном объеме так и не была решена. В связи с этим выявляется проблема, которая заключается в необходимости проектирования системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров -ее состава, структуры и функциональной направленности.

Цель статьи - представить результаты исследования, в котором разработана и апробирована система преподавания академического рисунка в дизайн-образовании, призванная обеспечить современную профессиональную подготовку будущего дизайнера по рисунку.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить методологию проектирования системы и проанализировать историю развития существующей системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании.

2. Разработать модель системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании.

3. В проектируемой модели задать функциональную направленность жизнедеятельности системы и обосновать комплекс методических принципов работы над академическими рисунками.

4. Составить программу управления системой преподавания академического рисунка и экспериментально проверить эффективность разработанной модели.

Обзор литературы / Literature review

Процесс проектирования обновленной системы необходимо рассматривать в контексте развития методики обучения рисунку дизайнеров с опорой на исследования, которые были проведены в этом направлении. При этом следует учитывать и исследования, в которых преподавание рисунка рассматривается как педагогическая система, они могут служить общеметодологическим основанием для проведения научного поиска.

Исследования, посвященные проектированию различных моделей в художественной педагогике, в которых процесс обучения рисунку рассматривается как система, провели В. В. Бабияк [1], А. И. Иконников [2], Б. А. Карев [3]. Кроме того, имеется солидная база исследований по методике преподавания рисунка, посвященных совершенствованию подготовки учителей изобразительного искусства, и эти труды также могут служить основой для проведения исследований, так как найденные и показавшие свою эффективность различные методы, применимы и для других направлений подготовки, в том числе дизайнеров [4-7]. Но в тех и других исследованиях нет учета специфики подготовки дизайнеров. С позиции подготовки дизайнеров можно выделить исследование М. В. Горелова, в котором обосновывается роль рисунка как инструмента проектного мышления дизайнера [8]. Кроме того, в последние годы исследователи приходят к выводу о необходимости проведения специального рисунка для дизайнеров. Обоснованию этого положения посвящено исследование О. Л. Ле-вена, он в своей работе доказал необходимость специального рисунка как отдельного курса при подготовке дизайнеров [9-11]. Также в научных исследованиях обсуждается вопрос отличительных особенностей академического рисунка для дизайнеров

(В. П. Маяковский [12], А. А. Точилин [13]), Е. А. Соболев [14]), задачи формирования проектного мышления средствами художественных дисциплин (С. П. Ломов [15]). Важен вывод, к которому приходят исследователи, а именно то, что преподавание рисунка в том виде, в каком ведется сейчас, не удовлетворяет требованиям времени.

Зарубежные исследования близкой к нам реалистической школы представлены немногочисленными работами в этом направлении. Такие авторы, как Г. Бамм [16], и Е. Барчаи [17], в большей степени обращали свое внимание на изучение анатомических и конструктивных особенностей фигуры человека, преподавание рисунка для дизайнеров не входило в сферу их научных исследований. У авторов, в работах которых отражена специфика рисунка для дизайнеров, не содержится методики преподавания, так как их работы в большей степени направлены на освоение композиции в дизайне (A. Арнтсон [18], T. Самара [19]). Из последних зарубежных исследований представляют интерес работы по методике освоения обучающимися художественной грамоты A. Буковец и Р. Поточника, которые считают, что процесс выполнения рисунка является базовым навыком, который в настоящее время в их среде зачастую игнорируется, и в связи с этим они предлагают нестандартное методическое пособие -книгу с картинками художника [20]. Учеными было проведено исследование, в котором к произведениям изобразительного искусства прилагаются интервью. Исследователи показали, что техника рисунка карандашом по их методике привлекает обучающихся и обновляет представления о концепциях изобразительного искусства. Данная методика вполне может быть использована, но в большей степени она подходит для начинающих осваивать художественную грамоту по рисунку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенные ранее исследования создали методическую базу подготовки дизайнеров по рисунку, но в них не всегда учитываются особенности обучения рисунку дизайнеров, в них не ведется разработка педагогических моделей и они не связаны с методикой обучения или рассчитаны на другой уровень образования. Поэтому в настоящее время назрела необходимость разработки такой модели обучения рисунку, которая учитывала бы современные условия профессиональной деятельности дизайнера. Исходя из этого была поставлена цель спроектировать обновленную модель системы преподавания рисунка для дизайнеров, которая учитывала бы как современные требования к подготовке дизайнеров, так и особенности подготовки дизайнеров, которые заключаются том, что к графической подготовке дизайнера предъявляются дополнительные требования, учитывающие специфику будущей проектной деятельности. Основой для проектирования модели системы преподавания академического рисунка послужили исследования, в которых предлагаются различные модели действительности. Для осуществления механизма проектирования был проанализирован ряд трудов по разработке педагогических систем (В. П. Беспалько [21], А. Р. Камалеева, [22], Н. В. Кузьмина [23], Г. Н. Стайнов [24] и др.), а также исследования с использованием системного подхода (Ю. А. Конаржевский [25], Л. М. Панчешникова [26] и др.), в которых доказывается, что системное видение объекта необходимо использовать при проектировании сложных социальных систем и каждый объект рассматривать как систему. Именно такая точка зрения была положена в основу проектирования обновленной модели системы преподавания рисунка в дизайн-образовании.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологией исследования является системный подход, который дает возможность увидеть в каком-либо объекте систему и рассматривать его как совокупность

взаимосвязанных компонентов, позволяет выявить основные свойства и характеристики. Объект исследования - процесс обучения студентов академическому рисунку в системе высшего профессионального дизайн-образования. Методами исследования являются анализ исторических, психолого-педагогических, методических трудов по вопросам подготовки дизайнеров по рисунку; педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. Базой исследования являлся Вятский государственный университет и Государственный университет просвещения. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн». В экспериментальную группу входило 60 студентов, в контрольную группу - 62 студента, обучающихся на I-IV курсах. Экспериментальная работа включала три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Изучалась история развития системы преподавания рисунка - от ее зарождения до момента, когда система стала объектом анализа. Был проведен анализ методических подходов к обучению рисунку, осуществлен срез современного состояния подготовки дизайнеров по рисунку, разрабатывались и обосновывались специальные задания. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, осуществлялась апробация разработанной системы преподавания рисунка в дизайн-образовании. На третьем этапе проводился контрольный этап педагогического эксперимента и систематизация полученных результатов эксперимента, обрабатывались данные для получения статистических показателей.

Результаты исследования / Research results

Реализация цели исследования достигалась путем решения поставленных задач. Рассмотрим подробнее, как решались эти задачи.

Первая задача. Исследование было направлено на целостное постижение процесса обучения студентов рисунку в дизайн-образовании, поэтому за методологическую основу был взят системный подход. Он дал возможность провести исследование, выработать необходимые решения при проектировании и управлении системой. Рассматривая процесс преподавания рисунка с точки зрения системного подхода, можно видеть, что он представляет собой взаимодействие педагога со студентами по освоению ими теории и практики рисунка, опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - умений выполнять рисунки в зависимости от задач задания. Приобретение такого опыта позволяет сформировать у студентов способность осуществлять сложные виды действий, которые определяются как профессиональные компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования определяет следующую профессиональную компетенцию выпускника-дизайнера: «владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка». В этой компетенции имеется два направления работы: овладение умением выполнять рисунки и умением перерабатывать их для выражения проектных идей. Вот эта переработка изображения в направлении проектирования объекта и является особенностью, дополнительной к задачам традиционной академической подготовки. Таким образом, можно утверждать, что у будущих дизайнеров преподавание рисунка должно реализовываться в тесной взаимосвязи между рисованием «академическим» и «специальным».

Согласно системному подходу, необходимо было провести исследование происхождения системы, процесса ее появления и развития до того времени, когда система стала объектом анализа. Проведенный анализ показал, что становление системы преподавания рисунка в отечественной художественной школе имело поступательный

характер, она из года в год совершенствовалась и получала научно-теоретическое обоснование. В процессе функционирования системы подготавливались условия для ее перехода в качественно новое состояние: изменялась структура, элементный состав, ее роль в системе художественной подготовки обучающегося. В дизайн-образовании появились собственные особенности обучения рисунку. Рисунки, в учебных заведениях подготовка в которых была ориентирована на промышленное производство, могли быть как аналитическими, с преобладанием конструктивного рисования при решении учебных задач, так и концептуальными - выражающими различные идеи и решающими творческие задачи с использованием эмоционального, экспрессивного характера выполнения изображения.

Вторая задача. Далее была проведена разработка искомой модели системы преподавания рисунка с учетом специфики дизайн-образования. Проектирование системы осуществлялось поэтапно.

На первом этапе процесс преподавания был определен как сложная система с множеством взаимосвязанных структурных элементов. При этом мы исходили из того, что система преподавания, как отмечал Ю. А. Конаржевский, - это как бы внешнее проявление всей системы работы педагога, результат функционирования этой системы [25]. Исходя из этого положения и опираясь на исследования в области педагогических систем, выделили следующие подсистемы: цели и задачи преподавания; содержание материала, который должны усвоить студенты; осуществление механизма преподавания в процессе подготовки и проведения занятия; контроль и оценка результата обучения; самосовершенствование профессионального уровня преподавателя; взаимоотношения преподавателя и студентов; работа преподавателя по ознакомлению с нормативными документами. Каждая подсистема, в свою очередь, состоит из отдельных элементов. Например, такой компонент системы, как «цели и задачи преподавания», - это отправная точка функционирования системы. Элементами данного компонента являются: общая цель; обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые сформулированы на основе компетенций, заложенных в ФГОС ВО. Следующий компонент системы - это «содержание учебного материала», который включает в себя эмпирические, теоретические и практические знания. Практические знания, в свою очередь, определяются знаниями о методах и методических принципах выполнения рисунков, знаниями о схемах построения изображения и т. д. Аналогичным образом у каждой подсистемы определены элементы и у каждого из них раскрыта их содержательная сторона.

На втором этапе проектирования определялась структура системы преподавания. Структура - это то, как связаны отдельные компоненты системы между собой [27]. Для обеспечения необходимой структуры в разрабатываемой системе были определены и проанализированы основные связи, которые должны быть между компонентами в ходе функционирования системы. Были выявлены целевые связи, которые являются системообразующими, так как именно цели обучения объединяют все компоненты в систему. Последовательность анализа связей выстраивалась по следующему алгоритму: вычленялась связь и ее содержание; определялся характер связи; выявлялся структурный тип связи. Например, связь между такими компонентами системы, «как цели и задачи преподавания» и «содержание учебного материала». Цель и задачи преподавания для своей реализации воплощаются в содержание учебного материала. В соответствии с целью и задачами педагог определяет задание, студент осуществляет учебную деятельность, в результате которой усваивает определенное

содержание учебного материала. Результаты усвоения дают возможность педагогу предпринять следующий акт преподавания, используя очередную порцию содержания учебного материала. По содержанию это причинная связь порождения, в которой через цель и задачи преподавания порождается содержание. По характеру связи это связь системообразующая, так как цели и задачи объединяют все компоненты в единое целое. По типу структуры это связь исходного направления. Используя такой подход, сконструировали основные связи между всеми компонентами системы. Далее был выявлен компонент, вокруг которого вращаются все остальные элементы системы. Таким системообразующим фактором в проектируемой системе преподавания рисунка является осуществление механизма преподавания в процессе проведения занятия, когда происходит непосредственное общение педагога и обучающихся. Преподавание рисунка связано со временем и пространством. Педагог должен видеть движение руки рисующего, характер проводимой им линии, проработки формы на всех стадиях выполнения рисунка. Преподавание рисунка - это прямое взаимодействие педагога и обучающихся в процессе проведения занятия. Без проведения занятия нет и процесса преподавания, поэтому на него фокусируются, прямо или косвенно, все остальные элементы. Структура системы преподавания рисунка представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура системы преподавания рисунка

На третьем этапе использовалось построение «дерева целей системы», где единая цель системы достигается посредством реализации более частных целей, на которые распадается и которые ее конкретизируют. Кроме того, вычленяя систему из множества других объектов, необходимо было установить и проанализировать факторы внешней среды, оказывающие влияние на систему преподавания рисунка. К ним были отнесены, прежде всего, организационно-правовые, от которых зависит создание, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, и другие факторы внешней среды, такие как экономические, социально-культурные, или ближайшие системы, оказывающие влияние на разрабатываемую систему преподавания рисунка.

В результате конструирования модели была получена система, у которой имеются следующие признаки: наличие совокупности элементов, составляющих основу системы; развитая структура, представляющая способ связи элементов системы; целеустремленность, которая является определяющим элементом системы; потенциал взаимодействия системы с внешней средой, с которой любая социальная система имеет ряд взаимоотношений (см. рис. 2).

Третья задача. Затем было проведено обоснование функциональной направленности разработанной модели, которое является необходимым условием завершения проектирования системы преподавания и которое тесно связано с процессом целепо-лагания. При этом было определено, что достижение поставленных целей не может быть осуществлено без разработки механизма освоения методических принципов выполнения рисунка. Поэтому были обоснованы и сформулированы методические принципы ведения работы над рисунком [28]. Следует отметить, что обоснование методических принципов работы над рисунком происходило таким образом, чтобы в своей совокупности они раскрывали методы работы над рисунком и были направлены на функционирование системы преподавания академического рисунка. Методические принципы работы над рисунком представляют главные положения, которыми необходимо руководствоваться для передачи идейного замысла, дают понимание того, как следует вести работу над рисунком, какие задачи решать на отдельных этапах и в течение всего периода обучения. В разработанной модели системы преподавания рисунка предусмотрена возможность формировать различные комбинации освоения методических принципов и выбирать необходимую последовательность, которая обеспечивает оптимальный режим функционирования системы. К методическим принципам работы над рисунком были отнесены: принцип методической последовательности в работе над рисунком; принцип композиционного расположения изображения на листе; принцип рисования симметричных парных форм; принцип конструктивного анализа формы в рисунке; принцип тонального решения рисунка; принцип целостности изображения; принцип художественно-образного решения рисунка; принцип мысленного рисования.

Четвертая задача. Построенное «дерево целей» и выявленные методические принципы работы над академическим рисунком позволили составить программу управления разработанной системой преподавания рисунка. Вся работа была разделена на три этапа:

Этап 1 - выделение объекта управления. Объектом управления является система преподавания рисунка, которая вычленена из окружения, и на ней сфокусировано внимание.

Этап 2 - формулирование целей управления и проведение их декомпозиции.

Этап 3 - составление списка необходимых мероприятий достижения каждой цели.

На третьем этапе необходимо было наполнить программу управления конкретными мерами по подготовке педагогов к управлению педагогическими системами, а для студентов - разработать комплекс специальных заданий, которые развивали бы системную организацию их мышления и способствовали бы освоению ими методических принципов работы над рисунком. Таким образом, под каждую цель разрабатывались конкретные пути и средства ее достижения. Разработанная программа управления спроектированной системой должна была способствовать переходу от реальной системы к желаемой.

Далее была осуществлена апробация программы управления и разработанной модели в ходе экспериментального обучения рисунку при подготовке дизайнеров.

Рис. 2. Модель системы преподавания академического рисунка будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе

Для решения этой задачи было проведено три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводился в двух направлениях: выявление уровня подготовки студентов по рисунку и определение уровня целостности системы преподавания академического рисунка у преподавателей. Результаты констатирующего эксперимента приведены на рис. 3. Итоги эксперимента в процентном соотношении показали, что результаты контрольной и экспериментальной групп примерно идентичны. Уровень теоретических и практических умений и навыков студентов в ЭГ был определен как высокий - 12%, средний уровень - 46%, низкий уровень - 42%. В КГ результат был определен как высокий уровень - 13%, средний уровень - 45%, низкий уровень - 42%.

Рис. 3. Результаты теоретической и практической подготовки студентов по рисунку

(констатирующий эксперимент)

Далее необходимо было определить, каков характер педагогического процесса по рисунку применительно к решению задач исследования, как педагогический процесс, методы его проведения, установки и другое обеспечивают системное овладение студентами методическими принципами выполнения учебных рисунков.

Была проанализирована деятельность преподавателей рисунка, работающих со студентами-дизайнерами. Для этого была разработана программа наблюдения и сбора информации по оценке уровня целостности системы преподавания академического рисунка. В процессе анализа использовались измерения деятельности преподавателя по различным направлениям работы. Для проведения измерений использовались материалы, связанные с управлением образовательными системами [29]. Если показатель, относящийся к деятельности преподавателя, проявлялся: всегда, то он оценивался в 8-7 баллов; часто - в 6-5 баллов; редко - в 4-3 балла; иногда - в 1-2 балла; никогда - в 0 баллов. Оценка суммы всех показателей в баллах и каждого показателя в отдельности осуществлялась использованием следующей формулы:

К

К (фактическое количество баллов) К2 (максимально возможное количество баллов)

х 100%

Если коэффициент эффективности составлял 100-60%, то уровень целостности системы преподавания оценивался как оптимальный, если 59-40% - то как уровень допустимый, 39-20% - как уровень недостаточный.

При подведении итогов средний коэффициент эффективности составил 36%, что соответствует недостаточному уровню.

Таким образом, проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого определялось современное состояние изучаемой системы, показало, что в настоящее время в учебных заведениях, осуществляющих подготовку дизайнеров, не в полной мере решаются вопросы профессионального обучения рисунку. Констатирующий эксперимент подтвердил необходимость разработки обновленной системы преподавания академического рисунка, обеспечивающей повышение профессионально-художественного уровня развития студентов и разработки мер по ее внедрению в практику дизайн-образования.

С этой целью был осуществлен формирующий эксперимент.

Работа проходила в двух направлениях - с преподавателями рисунка и со студентами.

В первую очередь необходимо было провести работу с преподавателями рисунка, так как именно они ежедневно имеют дело с педагогическими системами, воздействовать на которые эффективно, не имея представления о системном подходе, о методике системного анализа, очень трудно.

Работа с педагогами строилась на основе сотрудничества, чтобы это были совместные активные усилия преподавателей в общем стремлении улучшить качество обучения. Чтобы рассмотреть действие программы управления системой преподавания академического рисунка, для примера возьмем одну из десяти целей первого уровня, проследим ее декомпозицию и рассмотрим технологию достижения. Например, цель «Сформировать у каждого члена педагогического коллектива теоретико-методические основы для понимания сущности процесса преподавания как сложной, целостной системы». Она распадается на более конкретные цели второго уровня. Для достижения целей второго уровня проводилась психолого-педагогическая и информационно-технологическая подготовка с применением системного подхода в процессе преподавания академического рисунка. Затем проводился анализ влияния системного подхода в преподавании рисунка на состояние качества знаний, умений и навыков студентов. Это мероприятие необходимо было для того, чтобы сформировать на основе выводов из проведенного анализа педагогическое общественное мнение о роли системного подхода в преподавании рисунка. Когда был проведен анализ и получены выводы, переходили ко второму мероприятию по достижении следующих целей и так по каждой цели первого уровня. Затем под каждую цель второго уровня на третьем уровне целей определялись средства ее достижения.

Овладение системным подходом давало преподавателю возможность в процессе обучения рисунку уметь выделять элементы, подсистемы, блоки, чтобы управленческое воздействие на данный процесс имело точный адрес. Так, например, для того, чтобы разобраться в таком понятии, как «итоги семестрового просмотра работ по рисунку», необходимо было разбить его на такие блоки, как состояние методической работы, состояние качества преподавания, качество реализации общекультурных и профессиональных компетенций, качество знаний, умений и навыков студентов и т. д. Системный подход давал возможность разобраться в сущности таких процессов, как проведение занятия, подведение итогов за семестр, тему, учебный год, уровень качества их знаний, умений и навыков, уровень качества преподавания и т. д. - все это системные объекты, эффективно управлять которыми можно, только если хорошо знаешь их ход и развитие, содержание которых достаточно глубоко освоено. Аналогичная работа проводилась и под все другие цели, что создало единую систему

управления процессом преподавания академического рисунка. В результате проведенная работа позволила сделать процесс управления до предела конкретным, последовательным и целенаправленным.

При работе со студентами целью первого уровня стало обеспечить прочные осознанные знания и умения за счет создания на занятии действенной системы их повторения и систематизации. Далее она распалась на более конкретные цели второго уровня, связанные с использованием дополнительных заданий, упражнений. Для достижения этих целей на целереализующем уровне выполнялись серии заданий, направленные на закрепление методических принципов или этапов выполнения рисунка, а также упражнений с учетом подготовки дизайнеров по формированию умений перерабатывать рисунки в направлении проектирования объекта. Для этого была разработана экспериментальная программа обучения, в которой все задания разделены на две группы.

Задания первой группы - это задания, направленные на освоение основ академического рисунка, развитие исполнительских умений и навыков, глубокое и прочное освоение методических принципов работы над рисунком. К заданиям первой группы относятся: выполнение набросков с задачей компоновки изображения; первоначальные наброски для длительных работ; рисование предметов, имеющих симметричную форму; линейно-конструктивные зарисовки различных объектов; краткосрочные тональные рисунки; зарисовки, направленные на передачу материальности объекта.

Задания второй группы связаны с будущей проектной деятельностью выпускников. Это краткосрочные рисунки объекта и его преобразование с учетом применения выполненного рисунка в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера. Целью таких заданий является овладение приемами переработки изображения в направлении проектирования объекта. Для каждого программного академического задания предлагалась определенная комбинация дополнительных заданий. Выполнение рекомендуемых дополнительных заданий осуществлялось студентами на практических аудиторных занятиях, а также в качестве домашних самостоятельных заданий. Такие задания проводились в тесной взаимосвязи с курсом проектирования и обсуждением задач с преподавателем, ведущим у студентов проект. Например, если тема проекта была многостраничные издания и студентам необходимо было выполнить дизайн журнала, то заранее обговаривалось, какая будет у каждого студента тема журнала, каковы действующие лица, герои и т. п. Студенты должны были выполнить рисунки по всем основным темам академических заданий, провести их преобразование, используя различные графические техники и приемы и, после консультации с преподавателем, выбрать наиболее подходящие для проекта с тем, чтобы применить их в качестве заставки для рубрики, статьи, концовки или на обложке, развороте страницы.

После проведенной работы, завершения семестра и учебного года проводился итоговый контроль. Материалы итогового контроля были использованы для проведения контрольного эксперимента. Результаты оценки уровня подготовки студентов по рисунку до и после экспериментальной работы приведены на рис. 4.

Результаты контрольного эксперимента выявлялись путем наблюдения за работой студентов, отслеживалось, как соблюдается ими методическая последовательность выполнения рисунка, насколько они понимают задачи рисунка; сопоставлялся качественный уровень рисунков, выполняемых в ЭГ и КГ по итогам каждого занятия и контрольных заданий в конце семестров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Сравнительные результаты теоретической и практической подготовки студентов по рисунку

в ЭГ и КГ (контрольный эксперимент)

Сравнивая результаты констатирующего и формирующего экспериментов, видим, что уровень теоретической и практической подготовки студентов по рисунку в ЭГ, оцененный как низкий, сократился на 32%, средний - уменьшился на 10%, а уровень, отмеченный как высокий, возрос на 42%. Часть студентов из низкого уровня перешла на средний, а из среднего на высокий уровень.

После проведенной работы было произведено контрольное обследование группы преподавателей, участвующей в эксперименте, по тем же критериям, что и в констатирующем эксперименте. Итоги анализа системы преподавания академического рисункатаковы: коэффициент эффективности составил 50%, что соответствует среднему уровню (допустимый уровень).

Обсуждение результатов

По завершении эксперимента было проведено сравнение исходного и конечного состояний системы, которое показало, что апробация разработанной модели в практике преподавания рисунка прошла успешно. Проведенная работа позволила повысить уровень целостности системы преподавания академического рисунка и в результате положительно повлияла на качество обучения рисунку при подготовке дизайнеров. Несмотря на невысокие показатели, имеется динамика роста уровня целостности системы преподавания рисунка (с 36% до внедрения и 50% после внедрения), что, на наш взгляд, будет способствовать его повышению после продолжения внедрения разработанной модели системы преподавания рисунка и действия программы управления данной системой.

Результаты эксперимента показали высокую результативность разработанных заданий, развивающих системную организацию мышления студентов: от традиционных заданий по развитию навыков компоновки изображения, конструктивного анализа формы изображаемого объекта и других до заданий, в которых используются умения применять выполненные рисунки в направлении проектирования объекта.

Полученные данные педагогического эксперимента согласуются с мнением авторов о том, что развитию профессиональных качеств при обучении рисунку способствует системный подход, так как при таком подходе «студент овладевает системой понятий и

учится ими оперировать в процессе своей будущей профессиональной деятельности» [30]. Кроме того, результаты исследования, представленные комплексом специальных заданий, согласуются с мнением, что рисунок, связанный с получаемой квалификацией, способствует формированию визуального мышления будущих дизайнеров [31-33]. Также коррелируются с выводами исследователей, указывающих на необходимость овладения специальным рисунком, в котором будут представлены задания, обращенные на преобразование изображений в направлении проектирования объекта [34-36].

В процессе работы по внедрению модели системы преподавания рисунка были выявлены условия, которые необходимо учитывать при осуществлении внедрения разработанной модели и которые связаны с управленческим воздействием на систему. Это совершенствование процесса целеполагания, определения управленческой роли преподавателя рисунка, соответствие ее современному уровню, объединение усилий всех преподавателей кафедры, а также проведение постоянного анализа получаемых результатов, обработка этого материала, обобщение и выводы.

Заключение / Conclusion

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сформулировать следующие выводы:

- в результате проведенной работы были распространены достижения в области системного подхода на новый объект - процесс преподавания академического рисунка, который обоснован как целостная педагогическая система;

- определены этапы проектирования системы преподавания академического рисунка и разработана ее теоретическая модель;

- в созданной модели спроектирована функциональная направленность, которая позволяет производить анализ и предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий;

- разработана программа управления процессом обучения академическому рисунку, проверена эффективность разработанной модели в ходе экспериментального обучения академическому рисунку при подготовке дизайнеров;

- разработанные упражнения и предложенный комплекс заданий ускоряют процесс освоения методических принципов академического рисунка.

Проведенное исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Все материалы получили практическое применение и в дальнейшем могут использоваться не только в учебном процессе по рисунку, но и при повышении профессиональной квалификации преподавателей рисунка. Материалы исследования могут быть использованы в процессе планирования работы кафедр рисунка с точки зрения совершенствования целей, задач и структуры научно-методической работы.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы, а лишь демонстрирует одну из возможностей и служит базой для создания каждым педагогом собственной системы преподавания.

Ссылки на источники / References

1. Бабияк В. В. Русский академический учебный рисунок (XVIII - начало XX века): дис. ... д-ра искусствоведения. -СПб., 2005. - 603 с.

2. Иконников А. И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художествено-гра-фических факультетах педвузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 33 с.

3. Карев Б. А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика): дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 283 с.

4. Алексеева С. О., Башкатов И. А., Мещеряков В. Д. Авторские программы как современный аспект совершенствования художественно-педагогического образования // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. памяти ученого, педагога, художника Н. К. Шабанова, Курск, 27-28 апреля 2021 года. Вып. 1. - Курск: Курский государственный университет, 2021. - С. 121-126. EDN fotdrm.

5. Каретникова А. П. О различных подходах к выполнению учебного рисунка // Современные проблемы развития художественного образования и визуальных искусств (к 100-летию Витебского народного художественного училища): материалы междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 20-21 декабря 2018 года / отв. ред. Е. О. Соколова. - Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2018. - С. 196-202. EDN VVPRBZ.

6. Макарова К. В. Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: на примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога: автореф. дис ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 16 с.

7. Чистов П. Д. Актуальные проблемы обучения изобразительному искусству // Наука и школа. - 2023. - № 2. -С. 144-153. DOI 10.31862/1819-463X-2023-2-144-153. EDN HXELGE.

8. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: на примере МГХПУ им. С. Г. Строганова: дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2006. - 168 с.

9. Левен О. Л. Место и роль дисциплины «специальный рисунок» в современной системе профессиональной подготовки дизайнеров // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Елец, 25 апреля 2019 года / под ред. М. В. Климовой и В. А. Мальцевой. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2019. - С. 246-249. EDN ZLDGKM.

10. Левен О. Л. Методические основы обучения дизайнеров специальному рисунку // Наука и школа. - 2020. -№ 4. - С. 170-180. DOI 10.31862/1819-463X-2020-4-170-180. EDN EQLJYL.

11. Левен О. Л. Компетентностный потенциал дисциплины «Специальный рисунок» // Kant. - 2020. - № 1(34). -С. 278-284. EDN IAOXJB.

12. Маяковский В. П., Кузьмичева С. И. Модернизация преподавания рисунка для дизайнеров // Инженерные и социальные системы: сб. науч. тр. института архитектуры, строительства и транспорта ИВГПУ. - Иваново: Ивановский государственный политехнический университет, 2020. - С. 129-131.

13. Точилин А. А. Проектная деятельность в освоении академического рисунка для студентов-дизайнеров // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018. - С. 24-32.

14. Соболев Е. А. Задачи учебного рисунка в художественно-промышленном образовании на современном этапе // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы 1-й междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. - СПб.: ФГБОУВО «СБбГУПТД», 2016. - С. 176-184.

15. Ломов С. П. Формирование проектного мышления в системе дизайн-образования // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. - № 5. - С. 7-11.

16. Bammes G. Der nackete Mensch // Hand- und lehrbuch der anatomie furkunstler. - Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1982. - 474 S.

17. Barcsay J. Miiveszeti anatomía. - Budapest: Korvina, 1975. - 295 s.

18. Arntson A. Graphic Design Basics. - Belmont, USA: Wadsworth Publishing, 2007. - 272 p.

19. Samara T. Design Elements: A Graphic Style Manual. - N. Y.: Rockport Publishers, 2007. - 273 p.

20. Bukovets A., Potochnik R. The attitude of an elementary school student to teaching a monochrome picture book by an artist without text and graphite // Teaching Artist Journal. - 2019. - Vol. 17. - Is. 3-4. - URL: https://doi.org/10.1080/15411796.2019.1680230

21. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

22. Камалеева, А. Р. Системный подход в педагогике // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - № 3(9). -С. 13-23. EDN TXMQVX.

23. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н. Взаимосвязь структурных и функциональных элементов в образовательной системе // Историческое наследие великого князя Александра Невского и вызовы современности: материалы XIV Международных Александро-Невских чтений, Псков, 27-28 апреля 2023 года. - Псков: Псковский государственный университет, 2023. - С. 111-115. EDN OXNBEI.

24. Стайнов Г. Н. Совершенствование педагогической компетентности преподавателя на инновационной основе концепции системного педагогического проектирования // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2013. - № 5. - С. 181-186. EDN RCPGDB.

25. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - С. 223.

26. Панчешникова Л. М. О системном подходе в методических исследованиях. - М.: Советская педагогика, 1973. - № 4. - С. 71-75.

27. Савинов А. М. Структура системы преподавания академического рисунка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1(55). - С. 106-110. ЕЭМ МТРКУМ.

28. Савинов А. М. Методические принципы работы над академическим рисунком в художественной подготовке студента // Художественно-педагогическое наследие Николая Николаевича Ростовцева: классика и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Н. Н. Ростовцева, Москва, 16-19 апреля 2018 года / Московский педагогический государственный университет. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. - С. 210-214. ЕЭМ КОТ^Н.

29. Управление образовательными системами: учеб. пособие / под ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. - С. 143.

30. Кравченко К. А. Особо значимые педагогические условия обучения академическому рисунку в системе художественно-педагогического образования // Философия образования. - 2016. - № 3(66). - С. 149. ЭО! 10.15372/РНЕ20160315.

31. Меркулова С. В. Проблемы формирования визуального мышления студентов-дизайнеров средствами рисунка // Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., Бирск, 05 апреля 2018 года. - Бирск: Восточная печать, 2018. - С. 63-74.

32. Мартынов В. В. Роль занятий по специальной графике на развитие творческих способностей графического дизайнера // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. - 2010. - Т. 2. - С. 333-340.

33. Красносельских Е. А., Мартынов В. В. Роль авторской графики в дизайне сувениров как ресурса стимулирующего привлекательность регионального туризма // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике: сб. науч. тр. / под ред. О. Б. Павленкович. Вып. 6. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023. - С. 34-40. ЕЭМ РРВКБР.

34. Савинов А. М. Использование возможностей рисунка в формировании умений выполнять изображения в направлении проектирования объекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. -№ 11. - С. 110-124. ЭО! 10.24412/2304-120Х-2021-11076. ЕЭМ ЭЮУМУ.

35. Левен О. Л. Теоретические и практические аспекты освоения техник быстрого рисования бакалаврами графического дизайна на занятиях специальным рисунком // Инновации в социокультурном пространстве: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск, 18 апреля 2019 года. - Благовещенск: Амурский государственный университет, 2019. - С. 136-139. ЕЭМ ЭМХКЕС.

36. Митрофанова Г. Н., Левен О. Л. Дисциплина «Проектная графика», как одна из ключевых составляющих в процессе обучения художников декоративно-прикладного искусства // Инновации в социокультурном пространстве: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск, 20 апреля 2023 года. Ч. !!. - Благовещенск: Амурский государственный университет, 2023. - С. 94-97. ЭО! 10.22250/9785934934096_94. ЕЭМ С1МХУВ.

1. Babiyak, V. V. (2005). Russkij akademicheskij uchebnyj risunok (XVIII - nachalo XX veka) [Russian Academic didactic drawing (XVIII - early XX century)]: dis.... d-ra iskusstvovedeniya, St. Petersburg, 603 p. (in Russian).

2. Ikonnikov, A. I. (1999). Puti sovershenstvovaniya sistemy obucheniya akademicheskomu risunku na hudozhestveno-graficheskih fakul'tetah pedvuzov [Ways to improve the system of teaching academic drawing at the art and graphic faculties of pedagogical universities]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk, Moscow, 33 p. (in Russian).

3. Karev, B. A. (2003). Sistema obucheniya risunku na arhitekturnom fakul'tete tekhnicheskogo vuza (teoriya i praktika) [The system of teaching drawing at the Faculty of Architecture of an engineering university (theory and practice)]: dis.... d-ra ped. nauk, Moscow, 283 p. (in Russian).

4. Alekseeva, S. O., Bashkatov, I. A., & Meshcheryakov, V. D. (2021). "Avtorskie programmy kak sovremennyj aspekt sovershenstvovaniya hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya" [Original programs as a modern aspect of improving art and pedagogical education], Hudozhestvennoe i hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie: an-aliz proshlogo, ocenka sovremennogo i vyzovy budushchego: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati uchenogo, pedagoga, hudozhnika N. K. Shabanova, Kursk, 27-28 aprelya 2021 goda. Vyp. 1, Kurskij gosudarstven-nyj universitet, Kursk, pp. 121-126. EDN fotdrm (in Russian).

5. Karetnikova, A. P. (2018). "O razlichnyh podhodah k vypolneniyu uchebnogo risunka" [About different approaches to making training drawings], Sovremennye problemy razvitiya hudozhestvennogo obrazovaniya i vizual'nyh is-kusstv (k 100-letiyu Vitebskogo narodnogo hudozhestvennogo uchilishcha): materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Vitebsk, 20-21 dekabrya 2018 goda, Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P. M. Masherova, Vitebsk, pp. 196-202. EDN VVPRBZ (in Russian).

6. Makarova, K. V. (2005). Formirovanie hudozhestvennogo obraza v akademicheskom risunke portreta: na primere ispol'zovaniya vyrazitel'nyh vozmozhnostej myagkih graficheskih materialov vsistemepodgotovkihudozhnika-ped-agoga [The formation of an artistic image in the academic drawing of a portrait: a case study of the use of expressive means of soft graphic materials in the training system of an artist-teacher]: avtoref. dis ... kand. ped. nauk, Moscow, 16 p. (in Russian).

A. М. Саßиноß, С. ß. CaßuHoßa

7. Chistov, P. D. (2023). "Aktual'nye problemy obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu" [Actual issues of teaching fine arts], Nauka i shkola, № 2, pp. 144-153. DOI 10.31862/1819-463X-2023-2-144-153. EDN HXELGE (in Russian).

8. Gorelov, M. V. (2006). Risunok kak instrument proektnogo myshleniya: na primere MGHPU im. S. G. Stroganova [Drawing as a tool of project thinking: a case study of the Stroganov Moscow State Academy of Arts and Industry]: dis.... kand. iskusstvovedeniya, Moscow, 168 p. (in Russian).

9. Leven, O. L. (2019). "Mesto i rol' discipliny "special'nyj risunok" v sovremennoj sisteme professional'noj podgotovki dizajnerov" [The place and role of the discipline "special drawing" in the modern system of professional training of designers], Razvitie kreativnostilichnosti vsovremennom mul'tikul'turnom prostranstve: sb. materialov Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf., Elec, 25 aprelya 2019 goda, Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I. A. Bunina, Elec, pp. 246-249. EDN ZLDGKM (in Russian).

10. Leven, O. L. (2020). "Metodicheskie osnovy obucheniya dizajnerov special'nomu risunku" [Methodological foundations of teaching designers special drawing], Nauka i shkola, № 4, pp. 170-180. DOI 10.31862/1819-463X-2020-4-170-180. EDN EQLJYL (in Russian).

11. Leven, O. L. (2020). "Kompetentnostnyj potencial discipliny "Special'nyj risunok" [Competence potential of the discipline "Special drawing"], Kant, № 1(34), pp. 278-284. EDN IAOXJB (in Russian).

12. Mayakovskij, V. P., & Kuz'micheva, S. I. (2020). "Modernizaciya prepodavaniya risunka dlya dizajnerov" [Modernization of drawing teaching for designers], Inzhenernye i social'nye sistemy: sb. nauch. tr. instituta arhitektury, stroitel'stva i transporta IVGPU, Ivanovskij gosudarstvennyj politekhnicheskij universitet, Ivanovo, pp. 129-131 (in Russian).

13. Tochilin, A. A. (2018). "Proektnaya deyatel'nost' v osvoenii akademicheskogo risunka dlya studentov-dizajnerov" [Project activities in mastering academic drawing for design majors], Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sb. st. po materialam IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Associaciya nauchnyh sotrudnikov "Sibirskaya akademicheskaya kniga", Novosibirsk, pp. 24-32 (in Russian).

14. Sobolev, E. A. (2016). "Zadachi uchebnogo risunka v hudozhestvenno-promyshlennom obrazovanii na sovremennom etape" [Objectives of training drawing in art and industrial education at the present stage], Dizajn i hudozhestvennoe tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: materialy 1-j mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. Ch. 2, FGBOUVO "SBbGUPTD", St. Petersburg, pp. 176-184 (in Russian).

15. Lomov, S. P. (2010). "Formirovanie proektnogo myshleniya v sisteme dizajn-obrazovaniya" [Development of project thinking in the system of design education], Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, BGPU im. M. Akmully, Ufa, № 5, pp. 7-11 (in Russian).

16. Bammes, G. (1982). "Der nackete Mensch" [The naked person], Hand- undlehrbuch der anatomie furkunstler, VEB Verlag der Kunst, Dresden, 474 p. (in German).

17. Barcsay, J. (1975). Miiveszeti anatomia [Musculoskeletal anatomy], Korvina, Budapest, 295 p. (in Hungarian).

18. Arntson, A. (2007). Graphic Design Basics, Wadsworth Publishing, Belmont, USA, 272 p. (in English).

19. Samara, T. (2007). Design Elements: A Graphic Style Manual, Rockport Publishers, New York, 273 p. (in English).

20. Bukovets, A., & Potochnik, R. (2019). "The attitude of an elementary school student to teaching a monochrome picture book by an artist without text and graphite", Teaching Artist Journal, vol. 17, is. 3-4. Available at: https://doi.org/10.1080/15411796.2019.1680230 (in English).

21. Bespal'ko, V. P. (1977). Osnovy teorii pedagogicheskih sistem: problemy i metody psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya tekhnicheskih obuchayushchih sistem [Fundamentals of the theory of pedagogical systems: problems and methods of psychological and pedagogical support of technical teaching systems], Izd-vo Voronezh. unta, Voronezh, 304 p. (in Russian).

22. Kamaleeva, A. R. (2015). "Sistemnyj podhod v pedagogike" [System approach in pedagogy], Nauchno-pedagog-icheskoe obozrenie, № 3(9), pp. 13-23. EDN TXMQVX (in Russian).

23. Kuz'mina, N. V., & Zharinova, E. N. (2023). "Vzaimosvyaz' strukturnyh i funkcional'nyh elementov v obrazovatel'noj sisteme" [The relationship between structural and functional elements in the educational system], Istoricheskoe nasledie velikogo knyazya Aleksandra Nevskogo i vyzovy sovremennosti: materialy XIV Mezhdunarodnyh Ale-ksandro-Nevskih chtenij, Pskov, 27-28 aprelya 2023 goda, Pskovskij gosudarstvennyj universitet, Pskov, pp. 111115. EDN OXNBEI (in Russian).

24. Stajnov, G. N. (2013). "Sovershenstvovanie pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelya na innovacionnoj os-nove koncepcii sistemnogo pedagogicheskogo proektirovaniya" [Improving the pedagogical competence of a teacher on the innovative basis of the systemic pedagogical design concept], Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta lesa - Lesnoj vestnik, № 5, pp. 181-186. EDN RCPGDB .

25. Konarzhevskij, Yu. A. (1996). Sistema. Urok. Analiz [System. Lesson. Analysis], POIPKRO, Pskov, p. 223 (in Russian).

26. Pancheshnikova, L. M. (1973). O sistemnom podhode v metodicheskih issledovaniyah [About the system approach in methodological research], Sovetskaya pedagogika, Moscow, № 4, pp. 71-75 (in Russian).

27. Savinov, A. M. (2011). "Struktura sistemy prepodavaniya akademicheskogo risunka" The structure of the academic drawing teaching system], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 1(55), pp. 106-110. EDN NTPKYN (in Russian).

28. Savinov, A. M. (2022). "Metodicheskie principy raboty nad akademicheskim risunkom v hudozhestvennoj podgo-tovke studenta" [Methodological principles of working on academic drawing in the artistic training of a student], Hudozhestvenno-pedagogicheskoe nasledie Nikolaya Nikolaevicha Rostovceva: klassika i sovremennost': materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 100-letiyu so dnya rozhdeniya N. N. Rostovceva, Moskva, 16-19 aprelya 2018 goda, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, Moscow, pp. 210-214. EDN KOTNZH (in Russian).

29. Kukushin, V. S. (ed.) (2003). Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Educational systems management]: ucheb. posobie, IKC "MarT", Moscow, Rostov n/D, p. 143 (in Russian).

30. Kravchenko, K. A. (2016). "Osobo znachimye pedagogicheskie usloviya obucheniya akademicheskomu risunku v sisteme hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya" [Essential pedagogical conditions for teaching academic drawing in the system of art and pedagogical education], Filosofiya obrazovaniya, № 3(66), p. 149. DOI 10.15372/PHE20160315 (in Russian).

31. Merkulova, S. V. (2018). "Problemy formirovaniya vizual'nogo myshleniya studentov-dizajnerov sredstvami risunka" [Issues of fostering visual thinking in design majors using drawings], Tekhnologicheskoe i hudozhestvennoe obrazovanie uchashchejsya molodezhi: problemy i perspektivy: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf., Birsk, 05 aprelya 2018 goda, Vostochnaya pechat', Birsk, pp. 63-74 (in Russian).

32. Martynov, V. V. (2010). "Rol' zanyatij po special'noj grafike na razvitie tvorcheskih sposobnostej graficheskogo dizajnera" [The role of classes in special graphics in the development of creative abilities of a graphic designer], Novye idei novogo veka: materialy mezhdunar. nauch. konf. FAD TOGU, t. 2, pp. 333-340 (in Russian).

33. Krasnosel'skih, E. A., & Martynov, V. V. (2023). "Rol' avtorskoj grafiki v dizajne suvenirov kak resursa stimuliruyush-chego privlekatel'nost' regional'nogo turizma" [The role of original graphics in the design of souvenirs as a resource stimulating the attractiveness of regional tourism], Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya hudozhestvenno-pedagogicheskogo i professional'no-hudozhestvennogo obrazovaniya v otechestvennoj i zarubezhnoj teorii i prak-tike: sb. nauch. tr. / pod red. O. B. Pavlenkovich. Vyp. 6, Tihookeanskij gosudarstvennyj universitet, Habarovsk, pp. 34-40. EDN PPBKSF (in Russian).

34. Savinov, A. M. (2021). "Ispol'zovanie vozmozhnostej risunka v formirovanii umenij vypolnyat' izobrazheniya v napravlenii proektirovaniya ob"ekta" [Using drawing capabilities in the formation of the ability to create images in the field of object design], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 11, pp. 110-124. DOI 10.24412/2304- 120X-2021-11076. EDN DROVMY (in Russian).

35. Leven, O. L. (2019). "Teoreticheskie i prakticheskie aspekty osvoeniya tekhnik bystrogo risovaniya bakalavrami graficheskogo dizajna na zanyatiyah special'nym risunkom" [Theoretical and practical aspects of mastering the technique of rapid drawing by bachelors of graphic design in special drawing classes], Innovacii vsociokul'turnom prostranstve: materialy XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Blagoveshchensk, 18 aprelya 2019 goda, Amurskij gosudarstvennyj universitet, Blagoveshchensk, pp. 136-139. EDN DNXKEC (in Russian).

36. Mitrofanova, G. N., & Leven, O. L. (2023). "Disciplina "Proektnaya grafika", kak odna iz klyuchevyh sostavlyayush-chih v processe obucheniya hudozhnikov dekorativno-prikladnogo iskusstva" [The discipline "Project graphics" as one of the key components in the process of training artists of decorative and applied art], Innovacii v sociokul'turnom prostranstve: materialy XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Blagoveshchensk, 20 aprelya 2023 goda. Ch. II, Amurskij gosudarstvennyj universitet, Blagoveshchensk, pp. 94-97. DOI 10.22250/9785934934096_94. EDN CLWXUB (in Russian).

Вклад авторов щ I Contribution of the authors ^^^^^^^^^^^^^^^^

А. М. Савинов - разработка концепции исследования; построение системы преподавания рисунка в дизайн-образовании; проведение педагогического эксперимента.

С. В. Савинова - разработка модели системы преподавания рисунка у дизайнеров; обработка полученных данных педагогического эксперимента; построение схем, диаграмм.

A.M. Savinov - development of the research concept; building a system of teaching drawing in design education; conducting a pedagogical experiment.

S. V. Savinova - development of a model of a system for teaching designers drawing; processing of the obtained data of a pedagogical experiment; providing diagrams, illustrations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.