Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ СПЕЦИАЛЬНОМУ РИСУНКУ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ СПЕЦИАЛЬНОМУ РИСУНКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК / ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / SPECIAL DRAWING / TRAINING OF DESIGNERS / TEACHING PRINCIPLES / EXPERIMENTAL METHODOLOGY / FORMS OF TRAINING ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левен Олег Леонидович

В статье рассматриваются теоретические, методические и практические аспекты обучения рисунку бакалавров дизайна на факультете изобразительного искусства. По мнению автора, методические принципы специального рисунка должны основываться на базовых методических положениях академического рисунка с учетом проектной специфики профессиональной деятельности дизайнера. Рисунок в дизайне является инструментом визуализации творческого поиска, пред-проектного анализа, профессиональной коммуникации в процессе проектирования. В тексте статьи приведено описание общих и специальных методических принципов, определены формы организации обучения бакалавров дизайна специальному рисунку, выявлены перспективы внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий. Также приведены примеры практического внедрения экспериментальной методики, разработанной в процессе педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF TEACHING DESIGNERS SPECIAL DRAWING

The article deals with theoretical, methodological and practical aspects of teaching drawing to bachelors of design at the Faculty of Fine Arts. In the author’s opinion, the methodological principles of special drawing should be based on the basic methodological provisions of academic drawing taking into account the design specifics of the designer’s professional activity. Drawing in design is an instrument of visualization of creative search, pre-project analysis, professional communication in the process of designing. The description of general and special methodical principles is given in the text of the article, forms of organization of training of bachelors of design in special drawing are defined, prospects of introduction of innovative pedagogical technologies in educational process are revealed. There are also examples of practical introduction of experimental methods developed in the process of pedagogical research.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ СПЕЦИАЛЬНОМУ РИСУНКУ»

УДК 372.874 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-4-170-180

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ СПЕЦИАЛЬНОМУ РИСУНКУ

О. Л. Левен

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические, методические и практические аспекты обучения рисунку бакалавров дизайна на факультете изобразительного искусства. По мнению автора, методические принципы специального рисунка должны основываться на базовых методических положениях академического рисунка с учетом проектной специфики профессиональной деятельности дизайнера. Рисунок в дизайне является инструментом визуализации творческого поиска, пред-проектного анализа, профессиональной коммуникации в процессе проектирования. В тексте статьи приведено описание общих и специальных методических принципов, определены формы организации обучения бакалавров дизайна специальному рисунку, выявлены перспективы внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий. Также приведены примеры практического внедрения экспериментальной методики, разработанной в процессе педагогического исследования.

Ключевые слова: специальный рисунок, подготовка дизайнеров, принципы обучения, экспериментальная методика, формы организации обучения.

METHODICAL BASES OF TEACHING DESIGNERS SPECIAL DRAWING

O. L. Leven

Abstract. The article deals with theoretical, methodological and practical aspects of teaching drawing to bachelors of design at the Faculty of Fine Arts. In the author's opinion, the methodological principles of special drawing should be based on the basic methodological provisions of academic drawing taking into account the design specifics of the designer's professional activity. Drawing in design is an instrument of visualization of creative search, pre-project analysis, professional communication in the process of designing. The description of general and special methodical principles is given in the text of the article, forms of organization of training of bachelors of design in special drawing are defined, prospects

© Левен О. Л., 2020

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

of introduction of innovative pedagogical technologies in educational process are revealed. There are also examples of practical introduction of experimental methods developed in the process of pedagogical research.

Keywords: special drawing, training of designers, teaching principles, experimental methodology, forms of training organization.

В XXI в. интерес в обществе к профессии дизайнера постоянно растет, в университетах и профильных вузах России готовят специалистов по различным профилям дизайна и профессиональные кадры для системы дизайн-образования различных уровней. На факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета в 2005 г. был проведен первый набор абитуриентов по новому направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн».

Разработка методического сопровождения дисциплин изобразительного цикла, в том числе и специального рисунка, проводилась при активном участии педагогов и методистов кафедры рисунка. Результаты научно-педагогической работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедр рисунка и дизайна, по итогам промежуточного и итогового контроля проводились консультации с ведущими преподавателями. В ходе разработки новых учебных планов вносились изменения в рабочие программы дисциплин, корректировались методические рекомендации, уточнялись оценочные средства. В процессе обучения были выявлены вопросы теоретического и практического плана, требующие дальнейшего исследования и разработки. Выпускающие кафедры дизайна периодически обращали внимание на тот факт, что студенты «не всегда могут убедительно нарисовать эскиз», в то время как на просмотрах по рисунку и живописи получают вполне высокие оценки. В этой ситуации актуализировались задачи координации учебных навыков, полученных в процессе освоения академического рисунка, с целью их эффективного применения в качестве профессиональных графических приемов в проектном процессе.

Включение автора в учебно-методический процесс определило цель данного исследования: на основе анализа специфики профессионального дизайнерского рисунка определить содержание учебного предмета, выявить методические основы обучения дизайнеров специальному рисунку, выработать принципы, подходы, формы, новые методы обучения (общий и предметный уровень). Требовалось найти наиболее эффективные способы, средства обучения, приемы выполнения конкретного задания.

На формирование специфики современного визуального языка в дизайне оказало существенное влияние несколько факторов. Это, прежде всего, исторические первоисточники проектной графики в разных видах художественно-прикладной деятельности - в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, технической художественно-проектной документации. Развитие в XIX в. системы художественно-промышленных школ и училищ было обусловлено потребностью бурно развивающейся промышленности в специалистах нового типа, способных создавать технически грамотные и наглядные графические проекты. Ориентация учебного процесса на профильную специализацию потребовала, помимо традиционного академического рисунка, введения специализированных художественно-графических дисциплин. Эти учебные предметы были направлены на овладение навыками рисования, актуальными для конкретной специальности.

Большинство исследователей отмечают, что проблему подготовки дизайнеров по прикладному специальному рисунку следует рассматривать с позиции анализа взаимосвязей академического и специального рисования. Эти два направления в обучении

рисунку находятся в сложном и тесном взаимодействии с самого начала появления новой области деятельности - дизайна.

Обучение рисунку студентов-дизайнеров в рамках академических дисциплин находится в контексте общего формирования методики учебного рисунка в отечественной художественной школе. Исследователи методологии изобразительного искусства и педагогики искусства особо выделяют роль учебного рисунка в художественном образовании, именно рисунок служит фундаментом освоения других дисциплин изобразительного цикла. Идеи научного подхода к рисованию, сформированные выдающимися художниками Возрождения, получили развитие в школах П. П. Чистякова, А. Ашбе, Ш. Холлоши, Д. Н. Кардовского, Н. Э. Радлова, В. А. Фаворского, А. А. Дейнеки, Н. Н. Ростовцева. История становления и развития методики преподавания академического рисунка в России хорошо изучена и описана в научных исследованиях [1; 2].

В современном художественном образовании академический рисунок является системной дисциплиной, формирующей базу разнообразных методик и педагогических технологий профессиональной подготовки специалистов и бакалавров в области дизайна [3; 4], архитектуры [5], декоративно-прикладного искусства [6], педагогики изобразительного искусства [1; 2; 4].

На начальном этапе исследования основное внимание было уделено определению специфики современного профессионального дизайнерского рисунка, выявлению его свойств и функций в проектной деятельности. Рисунок в дизайне традиционно является основой языка проектной графики и инструментом, осуществляющим поисково-творческую и аналитическую функции в профессиональной деятельности дизайнера. Последнее десятилетие отмечено особым вниманием исследователей к изучению коммуникативной функции рисунка как инструмента профессиональной коммуникации, направленного на оптимизацию процесса проектирования.

С целью определения основных педагогических и методических положений по теме исследования, необходимо было выявить различия в целях, задачах учебного академического и специального рисунка. Основополагающие принципы академического рисунка направлены, прежде всего, на «перекодирование восприятия пространственных свойств объекта в изображение на плоскости, понимание рисунка, как обозначение объекта и его свойств, а не механическое подражание натуре» [7, с. 136]. В процессе освоения академического рисунка решаются такие фундаментальные психолого-педагогические задачи, как формирование художественного восприятия и визуального мышления обучающихся. Главной целью специального рисунка является адаптация знаний и навыков академического рисунка к требованиям профильных проектных дисциплин.

По нашему определению, профессиональный рисунок в дизайне - это поисково-аналитический вид рисунка, реализующий механизм творческого поиска и визуального анализа объекта проектирования с помощью изобразительных средств графики.

Основываясь на предварительных выводах исследования, мы предложили и обосновали определение дисциплины «Специальный рисунок» как отдельного поисково-аналитического вида учебного рисунка. Из этого следует, что «Специальный рисунок» является самостоятельным учебным предметом в структуре ООП.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ нормативной [8; 9] и методической документации, диссертационных исследований и научной периодики по тематике нашего исследования, а также обобщение результатов педагогической практики позволили выделить два ключевых положения, общепринятых в современной методологии обучения дизайнеров рисунку:

1. Методика обучения специальному рисунку дизайнеров должна основываться

на базовых методических принципах обучения академическому рисунку.

2. Процесс подготовки дизайнеров по рисунку должен реализовываться с учетом специфики и сообразно методологии профессиональной художественно-проектной деятельности.

Методические принципы академического рисунка, которые лежат в основе отечественной высшей школы подготовки дизайнеров по рисунку, находятся в тесной связи с общими дидактическими закономерностями - доступности, наглядности, систематичности, прочности усвоения знаний, научности, взаимосвязи теории и практики.

Современная практика преподавания рисунка в профильных вузах и на факультетах искусства и дизайна опирается на основополагающие принципы реалистического рисунка, реализация которых призвана решать сложные задачи формирования у обучающихся основ изобразительной грамотности, развитие визуального мышления в контексте материалистической диалектики [7]. Наиболее общими принципами обучения рисунку являются: принцип методической последовательности выполнения рисунка с натуры; принцип аналитического (конструктивного) рисования; принципы развития творческого художественного мышления и целостности восприятия натуры.

Основными нормативными учебными целями освоения специального рисунка являются: развитие визуального ассоциативно-образного мышления; формирование проектного мышления; освоение изобразительных средств проектной графики, закрепление знаний и навыков реалистичного рисунка и закономерностей гармонизации художественной композиции. В качестве регулятивной и направляющей цели выступает развитие творческих способностей и повышение уровня креативности будущих бакалавров дизайна. [10]. В процессе обучения студенты должны освоить методы анализа объекта с последующей переработкой рисунка в направлении проектирования, как алгоритм последовательных логических и

интуитивных действий с использованием изобразительно-выразительных средств художественной графики. Методика обучения специальному рисованию должна также содержать элементы, формирующие коммуникативные компетенции обучающихся по направлению «дизайн».

В соответствии с названными выше положениями, необходимо выделить группу методических принципов, направленных на обучение дизайнеров рисунку с учетом специфики художественного проектирования и профильной дифференциации дизайнерской деятельности:

• принцип освоения различных видов краткосрочного рисунка и наброска;

• принцип приоритета аналитического рисунка;

• педагогическая установка на освоение рисунка, как инструмента творческого поиска;

• ориентация учебного процесса на практическую реализацию проектного замысла;

• принцип педагогической установки на восприятие и понимание рисунка как способа визуализации информации.

Одна из основных проблем педагогической практики - это выбор метода обучения. В ходе эксперимента были апробированы традиционные методы, применяемые для обучения академическому рисунку: наглядный показ, метод исправления ошибок, разъяснение ошибок, метод педагогической установки, педагогический рисунок. Контроль результатов обучения (зачеты, экзамены) проводился в форме текущих, промежуточных, итоговых просмотров, традиционной для академических художественных дисциплин.

На выбор методики профессиональной подготовки дизайнеров, в первую очередь, влияет ряд факторов, связанных с особенностями профессиональной проектной деятельности. Ключевым фактором, определяющим выбор методов ведения обучения специальному рисунку, является междисциплинарный характер учебного предмета. В связи с этим наиболее оптимальным нам

представляется сочетание методов, применяемых в процессе преподавания академического рисунка и проектирования. В ходе исследования наиболее эффективными для реализации учебных задач дисциплины «Специальный рисунок» были признаны следующие методы и педагогические приемы, используемые в обучении проектной деятельности:

• Проектный метод, или метод проектов, применяется в экспериментальной программе по специальному рисунку в качестве ключевого метода, реализующего задачи междисциплинарного взаимодействия проектирования и академического рисунка. Учебное задание выступает в качестве проблемной ситуации, для решения которой обучающемуся необходимо не только применить имеющиеся знания и навыки, но и провести самостоятельную поисково-исследовательскую работу. Ориентация на практическую реализацию по профилю обучения предполагает выполнение соответствующих этапов проектной деятельности - этап предпроектного анализа, разработка концепции, итоговое предложение. В качестве одной из основных учебных задач специального рисунка предполагается освоение алгоритмов проектных действий. Также проектный метод направлен на формирование основ профессиональной коммуникации, развитие креативности и личностных качеств будущих дизайнеров.

• Метод портфолио зарекомендовал себя как эффективный способ формирования рефлексивной составляющей учебного процесса. Обучающиеся самостоятельно фиксируют этапы и результаты выполнения задания, сохраняют разделы портфолио в цифровом формате, как часть своего творческого учебного архива. В течение семестра студенты вместе с преподавателем анализируют результаты аудиторной и самостоятельной работы, вносят коррективы, уточняют дальнейшее направление учебно-проектной работы. Окончательный вариант семестрового портфолио редактируется и размещается в электронной образовательной среде университета. Метод портфолио

выполняет в учебном процессе ряд функций. Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степанова в своем исследовании выделяют диагностическую, развивающую, прогнозирующую функции этого метода [11]. В качестве диагностического инструмента портфолио рассматривают как дополнение традиционных методик оценивания результатов обучения - тестов, экзаменов, просмотров. Портфолио является средством развития самоорганизации и активизации познавательной активности студентов и одновременно может использоваться как способ профессиональной самоидентификации и прогнозирования перспектив профессионального развития.

• Метод «мозговой штурм» (brain storming) реализуется в форме групповой работы, с целью оперативного решения поставленной задачи и поиска максимального разнообразия вариантов решения проблемы. Применяется в педагогической деятельности для активизации творческой активности, стимулирования дивергентного мышления обучающихся, фантазии, формирования навыков профессиональной коммуникации. На занятиях по специальному рисунку элементы данного метода находят применение в ходе обсуждения творческо-поисковой части групповых заданий.

• Метод «мастер-класс» применяется как педагогическая технология передачи практического опыта и знаний в сжатой, но доступной форме наглядного показа, сопровождаемого краткими теоретическими комментариями. По форме этот метод близок методу наглядного показа, отличие заключается в содержании, которое отражает авторские подходы, приемы и методы ведения практической работы, основанные на уникальном опыте конкретного художника, мастера, педагога. Специальный рисунок является практической дисциплиной, в ходе учебного процесса студенты должны освоить большое количество разнообразных практических навыков, технических приемов, алгоритмов выполнения упражнений и заданий по темам занятий. Часть заданий направлена на закрепление знаний и навыков, полученных на занятиях по

параллельным дисциплинам изобразительного цикла - пропедевтике, композиции, академическому рисунку и живописи. Соответственно, в начале занятия по специальному рисунку преподавателю достаточно провести краткую вступительную беседу, обращая внимание обучающихся на связь новой темы с уже полученными знаниями и навыками. Выполнение заданий по освоению новых техник и алгоритмов поискового и аналитического рисунка требует более подробного и наглядного объяснения. Мы считаем, что в этом случае наиболее оптимальным методом является краткий (5-10 мин) мастер-класс по изучаемой теме.

Эффективность учебного процесса достигается путем подбора оптимальных комбинаций методов, педагогических средств и форм организации учебной деятельности. В ходе проведения педагогического эксперимента по реализации методики специального рисунка были апробированы различные традиционные формы проведения занятий: групповая (малые группы по 3 человека), фронтальная (вступительная беседа, вводная лекция), индивидуальная (самостоятельное выполнение общего для всей группы задания), индивидуализированная форма (отдельное задание в рамках общей темы). Также ряд занятий проводились в интерактивной форме - лекция-визуализация, дискуссия, обсуждение коллективного проекта.

Учебные задания по специальному рисунку выполняются студентами в виде практических заданий в аудитории (лабораторные занятия), также много времени в учебных планах дисциплины отводится самостоятельной работе обучающихся. В рабочей программе дисциплины «Специальный рисунок» направления обучения «дизайн» на аудиторные и самостоятельные занятия отводится, соответственно, 216 и 112 учебных часов.

Методический принцип освоения различных видов краткосрочного рисунка и наброска позволяет достичь качественных характеристик профессионального дизайнерского рисунка, выявленных в ходе на-

шего исследования: лаконичность рисунка (быстрая фиксация проектных идей); обратимость рисунка (трансформируемость), приоритет выразительности (образности) в изображении или конструктивного (аналитического) подхода, в зависимости от этапа проектирования.

Практические занятия по специальному рисунку начинаются с выполнения серии из 7-10 набросков с натуры различных объектов (предметы быта, гипсовые модели, фигура человека). На первых занятиях с целью определения исходного уровня подготовки студентам предлагается выполнить наброски в различных техниках, продолжительность набросков постепенно уменьшается с 10 до 3-5 мин. На последующих занятиях преподаватель ставит различные задачи по каждой серии набросков, перед началом выполнения набросков проводится краткая вступительная беседа о видах, целях, функциях, технике наброска в проектной творческой деятельности графического дизайнера [12]. Для повышения наглядности донесение информации сопровождается демонстрацией образцов из методического фонда кафедры и личного фонда преподавателя. Также студентам показываются примеры из научной и художественной периодики, доступной в электронном виде.

Второй специальный методический принцип реализуется в ходе выполнения студентами заданий и упражнений по аналитическому рисунку в аудитории. Изложенные в экспериментальной программе по специальному рисунку темы рассчитаны на выполнение каждой в течение 8-16 учебных часов, то есть 2-4 недель (на занятия по специальному рисунку в учебном плане отводится 4 часа в неделю). Педагог знакомит группу с темой занятия, при необходимости проводит устный опрос для проверки степени усвоения теоретических знаний по теме и дает вводную информацию в форме беседы или лекции-визуализации. Преподаватель в краткой презентации демонстрирует обучающимся, по каким параметрам (конструкция, пластика,

силуэт, фактура, формообразующие линии) можно анализировать объект, какие существуют виды конструктивного рисунка, объясняет основные задачи и цель аналитического рисунка - определить и выбрать наиболее выразительный визуальный параметр изучаемого объекта. Далее проводится краткий мастер-класс, в ходе которого преподаватель показывает основные приемы и этапы ведения работы по визуальному анализу конкретного объекта. На первом занятии по каждой теме обучающиеся выполняют также несколько рисунков в качестве упражнений.

В процессе выполнения аналитического рисунка или зарисовки с модели в аудитории каждый студент самостоятельно ведет работу, преподаватель корректирует ход работы методом разъяснения ошибок или педагогического рисунка. Исправление ошибок как метод используется крайне редко, так как многолетний опыт показывает, что частое использование этого метода в преподавании рисунка может привести к снижению мотивации обучающихся. В качестве альтернативы применения данного метода, который, как правило, необходим для студентов с более низким уровнем подготовки, обучающемуся даются дополнительные упражнения и индивидуализированные задания.

В конце занятия проводится разбор результатов учебной работы, который может проходить в разных формах - индивидуально с каждым студентом в форме краткого просмотра или в форме обсуждения с группой.

Реализация принципа педагогической установки на освоение специального рисунка как инструмента творческого поиска проходит в форме как аудиторной, так и самостоятельной работы. Это связано с тем, что студентам необходимо найти и проанализировать большой массив справочной информации в электронной среде, провести исследовательскую работу по изучению исторических и проектных аналогов. Педагогическое сопровождение реализуется в форме консультаций на занятиях и

удаленно, через Интернет. Поисковая составляющая определяется следующими положениями.

• Методика поисковых действий студентов определяется как алгоритм последовательных логических и интуитивных действий. Креативные компоненты поисковой деятельности должны инициироваться методическими составляющими. Соответственно, в ходе освоения темы результаты выполнения задания по визуальному анализу объекта транслируются в задания по применению изобразительно-выразительных средств и далее - в задания по трансформации рисунка с помощью приемов стилизации и комбинаторики.

• Методика проектного поиска содержит элементы чередования разнонаправленных этапов (дивергентность, конвер-гентность). Дивергентная составляющая проектного мышления предполагает развитие равноправных и равнозначных вариантов концепции. Педагогом ставится учебная задача на выполнение каждым студентом максимального количества вариантов трансформации рисунка с применением любых графических техник. На этом этапе работа ведется сначала в аудитории, затем после просмотра в конце занятия даются индивидуальные задания, которые студенты должны выполнить самостоятельно. Наиболее эффективной формой контроля результатов обучения является проведение просмотра домашних и аудиторных работ с участием в обсуждении всей группы, так как разнообразие представленных вариантов расширяет ассоциативный ряд всех участников, повышает интерес и активизирует мотивацию студентов.

Следующий этап поискового рисунка можно условно определить как конвергентный - выбор единого вектора направления поиска. На данном этапе реализации экспериментальной программы по специальному рисунку задания формируются отдельно для каждого студента, ориентируясь на индивидуальные особенности, предпочтения, темперамент, уровень креативности, степень владения техниками рисун-

ка и графики. Обучающиеся должны с помощью педагога выбрать направление итогового проектного задания по профилю подготовки, выделить наиболее выразительные и информативные варианты концепции, определить оптимальную технику выполнения графического листа.

Завершает тему задание, реализующее принципы ориентации учебного процесса на практическую реализацию конечного проектного замысла и принцип установки на восприятие и понимание рисунка как способа визуализации информации. Понимание коммуникативной специфики современного дизайна позволяет определить направление учебной задачи специального рисунка на формирование визуально-коммуникативной составляющей профессиональной компетенции будущего дизайнера.

Поощряется выполнение задания последовательно в ручном исполнении и в цифровом формате. Тематика направленности итоговой композиции задается двумя способами. Первый способ - каждый студент самостоятельно, с помощью педагога, выбирает индивидуально тему проектного задания, ориентируясь на личные предпочтения, опыт проектной работы и личный ассоциативный ряд, возникающий в процессе поисково-аналитического этапа. Во втором варианте тему итогового проектного задания называет педагог, ориентируясь на текущие темы проектных дисциплин. Тема может быть одна для всей группы (например, эмблема организации или мероприятия), либо выделяется несколько тем в рамках одного направления (например, логотип, эмблема, и другие элементы фирменного стиля) для выполнения в малых группах по 3-4 человека. В этом случае преподаватель организует групповые обсуждения работ с целью создания единой стилистики. Процесс обсуждения используется для ознакомления будущих дизайнеров с различными способами визуализации информации в проектной деятельности. В краткой презентации преподаватель дает определение понятий «скрайбинг», «скетчноутинг», при необходимости проводит мастер-класс по

графической фасилитации, то есть «сжатию большого объема информации... с помощью символов» [13, с. 55].

Следует особо отметить, что специфика проектной деятельности дизайнеров определяется многоплановостью и дифференциацией решаемых задач в процессе проектирования. В связи с этим многократно возрастает количество визуальной иллюстративной и методической информации, необходимой для сопровождения учебного процесса, демонстрация становится возможна только в цифровом формате, с использованием информационных технологий в качестве основного технического средства обучения. Практика преподавания подтверждает мнение большинства исследователей о несомненной эффективности ИКТ как инструмента донесения наглядной учебной информации.

Здесь мы подходим к следующему аспекту практики организации учебного процесса: внедрение в образовательный процесс ИКТ требует пересмотра традиционных форм обучения, адаптации этих форм к реализации обучения в электронной (цифровой) образовательной среде. Одним из основных направлений решения этой проблемы в мире является педагогическая модель смешанного образования. Исследователи данной проблемы [14], выделяя два основных подхода к определению смешанного обучения, с позиции реалий современной российской педагогической практики наиболее оптимальным называют вариант, в котором сочетаются формы очного и дистанционного обучения. Рисунок относится к творческим дисциплинам, личный контакт является обязательным условием учебного процесса, тем не менее нельзя отрицать преимущества современных информационных педагогических технологий. Одним из наиболее перспективных направлений реализации экспериментальной программы по специальному рисунку является разработка «электронного учебного курса с веб-поддержкой» для размещения в электронной образовательной среде (ЭОС МГОУ). На данном этапе идет формирование визуального

контента для презентаций электронного методического пособия, разработанного на основе собранного в ходе исследования иллюстративного материала. В структуру этого курса также входят метаданные, глоссарий, дополнительные материалы по дисциплине в текстовом и мультимедийном формате.

Заключение

Таким образом, в ходе теоретического и экспериментального исследования были определены общие и специальные методические принципы, выявлены наиболее оптимальные методы и формы организации обучения бакалавров дизайна специальному рисунку, обозначены перспективы внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

Результаты педагогического эксперимента были положительно оценены выпускающими кафедрами графического дизайна и дизайна среды МГОУ. Обучающиеся по экспериментальной методике группы в целом показали более высокие результаты на промежуточных и итоговых просмотрах в 2018-2019 гг. По согласованию с учебно-методическим советом факультета изобразительного искусства МГОУ элементы экспериментальной программы были внедрены в

рабочие программы дисциплины «Специальный рисунок по профилям подготовки «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн костюма». Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей художественно-прикладных дисциплин, студентов и магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальности 13.00.02.

Современное состояние общества определило требования к качеству подготовки будущих специалистов в различных областях экономики. Новые участники глобального экономического процесса после окончания образовательных учреждений должны демонстрировать высокий уровень самостоятельности в принятии решений, стремление к совершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, готовность взаимодействию с обществом на всех уровнях коммуникации. Технологические новации во всех сферах человеческой деятельности часто опережают образовательные процессы, характеризующиеся повышенной инертностью в силу традиционности существующих методик обучения. Ориентация на требования работодателей к набору профессиональных качеств специалиста также вносит коррективы в определение новых целей, форм и методов обучения в высшей школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломов С. П., Ломова Н. Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России. М.: НИИ ИЭП, 2018.

2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2014.

3. Барциц Р. Ч. Актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников-дизайнеров в современных условиях. Теория и практика: моногр. М., 2011. 245 с.

4. Савинов А. М. Проектирование системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2015. 548 с.

5. Шабанов Н. К., Степанова Н. С. Проблемы конструктивного построения формы в рисунке в системе архитектурного образования // Архитектура и современные информационные технологии (Architecture and Modern Information Technologies), AMIT. М.: МАРХИ, 2017. № 1(38). С. 343-353.

6. Хворостов А. С. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве // Уч. Зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 336-339.

7. Левен О. Л. Дисциплина «специальный рисунок» как самостоятельный вид учебного рисунка в системе обучения дизайнеров // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2018. № 2. С. 133-139.

8. ФГОС ВО напр. подг. 54.03.01 дизайн (приказ № 1004 Мин. обр. и науки от 11.08.2016 г.). URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=54_03_01 (дата обращения: 25.10.2019).

9. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497).

10. Чистов П. Д., Левен О. Л. Художественно-творческие задачи дисциплины «специальный рисунок» // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2016. № 4. С. 158-166.

11. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 139-157.

12. Левен О. Л. Теоретические и практические аспекты освоения техник быстрого рисования бакалаврами графического дизайна на занятиях специальным рисунком // Инновации в социокультурном пространстве: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2019. С. 136-139.

13. Катханова Ю. Ф., Корзинова Е. И., Игнатьев С. Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 51-59.

14. Катханова Ю. Ф., Александрова Е. Ю. Технология смешанного обучения в высшей школе // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы XXIV Междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 1ю Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. С. 136-142.

REFERENCES

1. Lomov S. P., Lomova N. F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolakh Rossii. Moscow: NII IEP, 2018.

2. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v shkole. Moscow: AGAR, 2014.

3. Bartsits R. Ch. Aktualnye problemyprofessionalnoy i spetsialnoypodgotovki khudozhnikov-dizaynerov v sovremennykh usloviyakh. Teoriya i praktika: monogr. Moscow, 2011. 245 p.

4. Savinov A. M. Proektirovanie sistemy prepodavaniya akademicheskogo risunka v dizayn-obrazovanii. ScD dissertation (Education). Moscow, 2015. 548 p.

5. Shabanov N. K., Stepanova N. S. Problemy konstruktivnogo postroeniya formy v risunke v sisteme arkhitekturnogo obrazovaniya. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii (Architecture and Modern Information Technologies), AMIT. Moscow: MARKhI, 2017. No. 1(38), pp. 343-353.

6. Khvorostov A. S. Spetsifika risunka v dekorativno-prikladnom iskusstve. Uch. Zap. Or-lovskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2009, No. 3, pp. 336-339.

7. Leven O. L. Distsiplina "spetsialnyy risunok" kak samostoyatelnyy vid uchebnogo risunka v sisteme obucheniya dizaynerov. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Peda-gogika. 2018, No. 2, pp. 133-139.

8. FGOS VO napravlenie podgotovki 54.03.01 dizayn (prikaz No. 1004 Min. obr. i nauki ot 11.08.2016). Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=54_03_01 (accessed: 25.10.2019).

9. Federalnaya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (utverzh-dena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.2015 No. 497).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chistov P. D., Leven O. L. Khudozhestvenno-tvorcheskie zadachi distsipliny "spetsialnyy risunok". Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2016, No. 4, pp. 158166.

11. Zeer E. F., Stepanova L. N. Portfolio kak instrumentalnoe sredstvo samootsenivaniya uchebno-professionalnykh dostizheniy studentov. Obrazovanie i nauka. 2018, Vol. 20, No. 6, pp. 139-157.

12. Leven O. L. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty osvoeniya tekhnik bystrogo risovani-ya bakalavrami graficheskogo dizayna na zanyatiyakh spetsialnym risunkom. In: Inno-vatsii v sotsiokulturnom prostranstve. Proceedings of the XII International scientific-practical conference. Blagoveshchensk, 2019. Pp. 136-139.

13. Katkhanova Yu. F., Korzinova E. I., Ignatiev S. E. Vizualizatsiya uchebnoy informatsii kak pedagogicheskaya problema. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika i psi-khologiya. 2018, No. 4, pp. 51-59.

14. Katkhanova Yu. F., Aleksandrova E. Yu. Tekhnologiya smeshannogo obucheniya v vys-shey shkole. In: Fundamentalnye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktualnye vo-prosy, dostizheniya i innovatsii. Proceedings of the XXIV International scientific-practical conference. In 3 part. Part 1. Penza: MTsNS "Nauka i Prosveshchenie". 2019. Pp. 136-142.

Левен Олег Леонидович, доцент кафедры рисунка факультета изобразительного искусства и народных ремесел, Московский государственный областной университет; член Союза художников России, Творческого союза художников России, ассоциации художников г. Мытищи Московской области

e-mail: leven.oleg@yandex.ru

Levеn Oleg L., Associate Professor, Drawing Department, Fine Arts and folk crafts Faculty, Moscow Region State University; Member of the Union of artists of Russia, member the Creative Union of artists of Russia, member the Association of artists of Mytishchi, Moscow Region

e-mail: leven.oleg@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2020 The article was received on 01.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.