Научная статья на тему 'Типология методических направлений преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера'

Типология методических направлений преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ДИЗАЙН / DESIGN / ИНТЕРЬЕР / INTERIOR / РИСУНОК / DRAWING / МЕТОДИКА / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вуль Ольга Александровна

Рассматриваются проблемы дизайн-педагогики, связанные с переориентацией целевого направления обучения прикладному рисунку в период развития цифровых технологий. Предлагается типология видов эскизно-графического поиска, обосновывающая методическую структуру преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьераThe article deals with the problems of design teaching connected with the changes of purposes in teaching of applied drawing in the era of digital technologies. The author suggests the typology of different graphical sketches that could be the basis of applied drawing teaching of the students majoring in interior design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология методических направлений преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера»

УДК 378.095, 741.02

О.А. Вуль,

Балтийский институт экологии, политики и права (г. Санкт-Петербург)

Типология методических направлений преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера

Балтийский институт экологии, политики и права

В современной системе преподавания дизайна одним из самых востребованных является профиль «Дизайн интерьера». Популярность этого профессионального направления обусловлена его интегрирующим характером. В дизайне интерьера архитектура, формируя внутренние пространства зданий, смыкается как с декоративно-прикладным искусством, так и с проектированием оборудования, относящимся к промышленному дизайну.

Сфера деятельности проектировщика интерьера охватывает множество функций - от создания пространственных решений до проработки стилистических нюансов, от прорисовки декоративных

деталей до поиска эмоционального образа объекта. В связи с разнообразием профессиональных задач подготовка бакалавров дизайна интерьера должна опираться на методически ясное построение базовых дисциплин, в ряду которых важнейшее место традиционно занимает рисунок, определяющий особое качество визуального восприятия и, в конечном итоге, будущую успешность дизайнера.

Рассматривая рисунок как составляющую художественно-промышленного образования, необходимо остановиться на существующем в российской педагогической практике разделении понятий «академическо-

го» и «специального» рисунка [2]. Для точного обозначения второго раздела, ориентированного на выработку узкопрофессиональных рисовальных навыков, автором статьи вводится термин «специализированный рисунок» [3, с. 146].

Структура обучения рисовальным навыкам в художественно-промышленных вузах сохраняется без существенных изменений с середины XX столетия до наших дней. Фундамент обучения, независимо от прикладной направленности, традиционно составляет общий курс рисунка, восходящий к традициям русской академической школы [1, с. 39]. Специализированный рисунок, являющийся

© Вуль О.А., 2015

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ВУЛЬ

аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заведующая кафедрой «Искусство интерьера» Балтийского института экологии, политики и права (г. Санкт-Петербург), член Союза художников и дизайнеров России. Сфера научных интересов: проблемы профессиональной педагогики в области специализированной подготовки студентов-дизайнеров интерьера, применение рисовальных навыков в практике проектного эскиза. Автор более 5 публикаций

Рассматриваются проблемы дизайн-педагогики, связанные с переориентацией целевого направления обучения прикладному рисунку в период развития цифровых технологий. Предлагается типология видов эскизно-графического поиска, обосновывающая методическую структуру преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера.

Ключевые слова: педагогика, дизайн, интерьер, рисунок, методика.

The article deals with the problems of design teaching connected with the changes of purposes in teaching of applied drawing in the era of digital technologies. The author suggests the typology of different graphical sketches that could be the basis of applied drawing teaching of the students majoring in interior design.

Key words: pedagogy, design, interior, drawing, methodology.

в большинстве вузов завершающим разделом программы обучения изобразительному искусству, предназначен обеспечивать взаимосвязь последнего с профессиональной деятельностью художника прикладного направления или дизайнера.

Учитывая сокращение сроков подготовки студентов по программам бакалавриата по сравнению со временем, выделявшимся ранее на подготовку специалистов, крайне важно дать студентам рисовальный инструментарий, обеспечивающий определенные навыки и умения в течение непродолжительного периода.

Прежде чем ответить на вопрос, какие же именно навыки и умения должны быть выработаны у современного дизайнера интерьера в процессе обучения рисунку, необходимо разобраться, чем существующая ситуация в преподавании рисунка будущим дизайнерам отличается от той, которая складывалась на протяжении предыдущего столетия.

Во-первых, с распространением специализированных компьютерных программ в середине 1990-х годов на смену рисованной подаче проектов приходит 3D-модель. Воспитание рисовальных навыков у студентов художественно-промышленных спе-

циальностей, имевшее ранее в качестве основной цели достоверное изображение проектируемых объектов [6, с. 10], и в качестве вспомогательной цели - создание эскизов к проекту, меняет свою целевую направленность. Область практического применения рисунка сосредотачивается на второй цели - эскизном поиске. Эскизный набросок, создаваемый от руки, по-прежнему остается областью, которую невозможно заменить компьютерным моделированием, так как быстрое рисование обеспечивает моментальную фиксацию идеи, является предметом интуитивной находки. Цифровые технологии необходимы в процессе последующей деталировки, которая обеспечивается 3D-моделированием на дальнейших этапах проектирования [5, с. 108].

Во-вторых, изменение целевой направленности преподавания рисунка существенно повышает значение его специализации. Реалии современной системы подготовки дизайнеров по программам федерального государственного образовательного стандарта не оставляют времени для постепенного перехода от академического натурного рисования к применению вырабатываемых им умений в практике проектирования.

Продолжающееся развитие информационных технологий создает иллюзию возможности замены рисования 3D-моделированием. Утрата использования рисовальных навыков в дизайн-практике обедняет профессиональный арсенал и приводит к разобщенности дисциплин, формирующих графическую подготовку дизайнеров, что, в свою очередь, ведет к падению общего уровня проектной культуры. В складывающейся ситуации специализированный рисунок становится звеном, призванным объединить в процессе создания проектного эскиза академический, технический рисунки и перспективу, обеспечить значительным потенциалом стилистических возможностей проектную графику. Итогом интеграции этих дисциплин должно стать обязательное применение рисунка в проектировании.

Однако сложившееся положение специализированного рисунка в структуре программ подготовки дизайнеров не в состоянии обеспечить перечисленные дисциплинарные взаимодействия. Специализация в рисунке часто сводится к овладению техниками уникальной графики и некоторой профессиональной дифференциацией заданий. Программа обучения рисунку выстроена без учета своей главной цели - взаимосвязи с проектированием. Если до прихода цифровых технологий разобщенность рисунка и проектирования в системе подготовки дизайнеров компенсировалась в процессе выполнения проектных заданий, то доминирование компьютерной графики в презентации проектов привело к невозможности такой компенсации.

Итак, развитие цифровых презентаций проектов приводит к необходимости корректировки общей структуры преподавания рисунка студентам-дизайнерам, повышая роль специализированного рисунка как логического звена, направляющего профес-

Академический рисунок

сиональную подготовку на главную цель проектного рисования -образный поиск в графическом эскизе. Автор настоящей статьи ни в коей мере не оспаривает роли академического рисунка, обеспечивающего фундамент художественного визуального восприятия. Речь идет о преобразованиях в методике преподавания специализированного рисунка как дисциплины, параллельной рисунку академическому. В качестве темы для исследования путей методического развития рисунка в педагогике дизайна выбран специализированный рисунок для будущих дизайнеров интерьера.

Если принять в качестве отправной точки для создания цикла методических заданий по специализированному рисунку его целевое назначение - эскизно-графический поиск, предшествующий проекту, то виды такого поиска, сгруппированные по характеру решаемых проектных задач, могут быть выбраны в качестве первичного классификационного признака. В этом случае соответствующая каждому виду эскизно-графического поиска область его применения в проектировании позволит составить перечень типологических соответствий. При-

веденная типология становится основой для создания методической структуры обучения специализированным навыкам: группы заданий объединяются в разделы, соответствующие определенной области применения эскизно-графического поиска, или эскизного проектного рисунка. Таким образом, автором предлагается методическое построение, ориентированное на практическую направленность упражнений по рисунку для будущих дизайнеров интерьера.

Исследование видов эскизно-графического поиска, сгруппированных по характеру проектных задач, позволяет выявить три основных смысловых раздела: объемно-пространственный, декоративно-стилистический и образно-ассоциативный.

Построение программы специализированного рисунка для студентов-дизайнеров интерьера на основе этих трех разделов подразумевает вариативность последовательности их преподавания и взаимодействие как между собой, так и с другими дисциплинами. Одна и та же постановка может выполняться с применением различных подходов, расширяя диапазон возможностей обучающихся и конкретизируя понимание достигаемых в каждом случае учебных целей.

Первый из видов эскизно-графического поиска, носящий организующий характер, образует объемно-пространственный раздел, объединяющий значительную группу задач: поиск формы объектов и их место в интерьер-ном пространстве; выявление внутренних ритмов объектов и соотношений их масс, определяющих архитектурно-пластическую структуру интерьера. Эти задачи позволяют обозначить область применения объемно-пространственного поиска в графическом эскизе: планировочные схемы, ортогональные и аксонометрические проекции,

а также перспективные изображения будущего объекта, которые могут различаться по степени схематизации. Область применения этого раздела в дизайне интерьера смыкается с применением графического эскиза в подготовке студентов-архитекторов. Фактически речь идет о поиске архитектоники интерьерного пространства. Основной методический подход к обучению специализированному рисунку в рассматриваемом разделе можно обозначить как конструктивно-аналитический.

Для освоения объемно-пространственного графического эскиза необходимы, в первую очередь, навыки рисования по представлению, обеспечиваемые интеграцией академического, технического рисунков и перспективы. Структурное видение пространства, являющееся основополагающим компонентом этой области, направлено прежде всего на исследование его «каркаса», осуществляемое посредством конструктивного рисования. Хотя для выявле-

БИЭПП. Евгения Моховикова. 5 курс. Набросок дворцового интерьера

ния пространственных отношений используются условные светотеневые градации, но в основном объемно-пространственный эскиз носит линейный характер.

Задания раздела, направленные на развитие объемно-пространственного мышления, разбиваются на две группы. К первой из них относятся упражнения на быстрое рисование ортогональных и аксонометрических проекций на основе планировочных схем интерьеров различной сложности. Во вторую группу входят перспективные эскизы. Упражнения здесь строятся на использовании различных точек обзора и уровней линии горизонта. Изображения выполняются в различных ракурсах, отличающихся от исходно заданных. Важным моментом освоения заданий второй группы является употребление терминологического ряда, применяемого в геометрическом построении линейной перспективы.

Следующий раздел в предлагаемой типологии видов эскизно-графического поиска, декоративно-стилистический, раскрывает взаимосвязь дизайна интерьера с декоративно-прикладным искусством. Раздел ориентирован на выявление стилистического характера интерьера посредством эскизного поиска его декоративных элементов. Освоение раздела нацелено на следующие задачи: изучение пластической природы деталей интерьера, поиск стилистических соответствий интерьерного декора и предметов обстановки, создание орнаментальных и текстурных композиций. Разработка методических заданий для второго раздела опирается на копировальный подход, обеспечивающий тактильное запоминание базовых элементов основных исторических стилей.

В соответствии с этими задачами, область применения декоративно-стилистического поис-

ка в проектном эскизе включает в себя: уверенное рисование деталей оборудования интерьера по памяти и представлению на основе копий и натурных зарисовок, наброски орнаментов, эскизы цветовых и фактурных решений фрагментов интерьера.

Навыки, получаемые в результате освоения раздела, достигаются посредством рисования с натуры, копирования и последующего рисования по памяти фрагментов отделки и элементов интерьерного оборудования. Мастерство рисунка здесь неразрывно связано со знаниями в области истории искусства и дизайна, обеспечивая соответствие практических моторных навыков дизайнера-рисовальщика его пониманию особенностей стилистических направлений. Так как успешное освоение этого раздела построено на выразительности графических приемов, при выполнении рисунков широко используются светотеневые соотношения и декоративные графические материалы.

Задания, относящиеся к разделу, образуют три группы. К первой группе относится собственно копирование образцов: оно выполняется на основе предварительного отбора коллекций элементов интерьера. В эту же группу входят зарисовки исторических интерьеров с натуры. Вторая группа заданий направлена на рисование фрагментов интерьера и отдельных его элементов по памяти. Упражнения здесь нацелены на запоминание и уверенное воспроизведение элементов основных исторических и современных стилистических направлений в отделке и оборудовании интерьера. И, наконец, третья группа заданий вырабатывает навык рисования интерьеров по представлению и памяти на основе включения «выученных» элементов в различные композиционные сочетания, создаваемые на основе заданных планировочных схем и

разверток. В третьей группе выработанное знание стилей смыкается в практическом применении с результатами изучения объемно-пространственного раздела.

Заключительный вид эскизно-графического проектного поиска, рассматриваемый в предлагаемой статье, - образно-ассоциативный. Этот раздел актуализирует основную цель программы обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера -применение рисовальных навыков в первичном поиске образа проектируемого объекта. Соответственно, в последнем разделе рисунок и проектирование смыкаются в единый комплекс задач, в числе которых: создание объемно-пространственного образа объекта; поиск декоративных приемов; решение планировочных схем; применение техник коллажа в качестве комбинаторного метода выбора идей. Сама графика в ассоциативно-образном разделе должна носить характер «обратной связи» и приобретать свойства интерактивного поля, подсказывающего идеи студенту-дизайнеру. Этот раздел призван логически объединить результаты освоения двух предыдущих разделов, задания которых могут чередоваться.

Основной методический подход для заключительного раздела, объединяющего в себе многообразие графических техник и навыков, точнее всего обозначается как комбинаторный. Согласно решаемым задачам область применения третьего раздела включает две группы.

К первой группе относится ассоциативный поиск в набросках пространственных форм и силуэтов элементов проектируемого интерьера или всего интерьера в целом. В качестве поисковой основы могут применяться, например, природные объекты, отличающиеся выразительной формой. В рамках первой группы можно выделить подгруппу формально-геометрического поиска планиро-

вочных решений путем создания абстрактных композиций, отсылающих нас к курсу пропедевтики.

Ко второй группе относятся комбинаторные поиски в эскизном рисунке, направленные на создание эмоционально выразительного образно-стилистического решения интерьера. В этой области графического поиска применяются как перспективные рисунки, так и проекционные изображения и наброски отдельных фрагментов.

В целом третий раздел призван, выявляя в качестве основного подхода к графическому поиску рисование по представлению, объединить в себе навыки первых двух разделов, дополнить их сочетаниями техник и приемов уникальной графики и приложить к созданию моментального эскиза, фиксирующего проектную идею. Таким образом, область применения образно-ассоциативного раздела представляет собой итоговую цель курса специализированного рисунка для будущих дизайнеров интерьера - свободный эскизный поиск на начальном этапе проектирования, сочетающий широкий спектр рисовальных средств со свободным приложением их комбинаций.

Два тематических блока заданий третьего раздела включают,

во-первых, упражнения на выявление образно-пространственного характера объекта. Полем для графических исследований здесь становятся интерьеры, признанные историческим наследием. В качестве двух образных составляющих интерьера рассматриваются пластическая природа объекта, относящаяся к архитектурному формообразованию, и его декоративно-стилистическая компонента. Упражнения объединяют натурные зарисовки интерьера и исследование главных его элементов, создающих визуальный образ. Затем в нескольких эскизах предлагаются композиции узнаваемого коллажа из найденных элементов образа, после чего студентами предлагается окончательный вариант, по лаконичности приближенный к логотипу. Отдельное внимание уделяется лапидарности применяемых графических средств. Упражнения такого рода помогут обучающимся в предстоящей проектной практике выявлять главное в восприятии объекта, создавать его «экслибрис».

Ко второму тематическому блоку заданий третьего раздела относятся упражнения на эскизный поиск концептуальных проектных решений. Сюда входит создание набросков, выяв-

Стиль арт-деко. Авторы ограждения: Азаренков, Вуль, Грачева

Академический рисунок

ляющих общую пластику будущей объемно-пространственной структуры объекта проектирования или его отдельных элементов. Характерными иллюстрациями поисков такого рода могут служить эскизные рисунки Оскара Нимейера, в нескольких линиях определяющие общий характер проектируемых им зданий и их внутренних пространств.

Дальнейшие упражнения второго блока охватывают всевозможные виды коллажа, включая сочетание техник уникальной графики с аппликацией, совмещение цветовых и фактурных плоскостей с линейным наброском, рисование на электронном планшете. Особенность этой области - отсутствие ограничений в технике, обеспечивающее успешное сочетание рукотворной графики с цифровыми форматами при использовании электронных планшетов в качестве рисовального инструментария. Завершающие задания третьего раздела направлены на графическую комбинаторику, основанную на взаимодействии архитектурной пластики объекта и его декоративно-стилистической составляющей.

В своей заключительной части третий раздел специализированного рисунка смыкается по харак-

теру заданий с первичным этапом поиска решений в рамках дисциплины «Проектирование», приводя обучение специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера к искомой цели - его практическому применению.

Повышение роли пластических искусств в архитектурно-дизайнерском образовании является сегодня актуальной областью научных исследований в дизайн-педагогике. Методическая связь проектирования и языка художественных образов раскрывается в диссертации доцента кафедры дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института ТО. Шулики «Концепция проектно-пластического синтеза в системе архитектурно-дизайнерского образования» [7, с. 8]. Психофизиологическая и экзистенциальная роль проектного эскиза в архитектурной практике рассматривается в публикациях финского архитектора-исследователя Юхани Паллас-маа, обосновывающего психологическую взаимосвязь творческого замысла проектировщика с рукотворной формой воплощения проектной идеи [5, с. 83].

Предлагаемая автором статьи структура построения курса специализированного рисунка для дизайнеров интерьера нацелена на сохранение и укрепление рисовальных навыков в педагогике дизайна, их взаимодействие с процессом проектирования. Специализированный рисунок, методически направленный на применение в проектном поиске, призван служить интегрирующей дисциплиной, обеспечивающей взаимопроникновение навыков академического рисунка, перспективы и проектной графики. Методическое развитие специализированного рисунка неотделимо от пропедевтики и проектирования интерьера. Не случайно итоговые задания рассматриваемой методической структуры не ограничиваются только выработкой декоративно-графических на-

выков, но и синтезируют посредством комбинаторики графических приемов варианты решения проектных задач.

Ориентируясь на творческое воображение проектировщика, новые методические направления в преподавании специализированного рисунка призваны поддерживать и развивать навыки графического языка у студентов-дизайнеров, опирающиеся на традиции российского художественного образования. Только синтетическое взаимодействие изобразительного искусства и современных проектных технологий может стать основанием для рождения идей, отвечающих актуальным потребностям современного дизайна.

Литература

1. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XIX - начала XX века. СПб.: Гиппократ, 2004.

2. Власов В.Г. Русская школа декоративно-прикладного искусства как один из источников системы современного дизайнерского образования // Архитектон. Известия вузов. 2009. № 26. URL:http://archvuz. ru/2009_2/15.

3. Вуль О.А. Формирование методических подходов к обучению специализированному рисунку в художественно-промышленных училищах и вузах России // Научное мнение. 2014. № 9.

4. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013.

5. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица: альбом / Отв. ред. Пугин В.В. СПб.: Лики России, 2009.

6. Шулика Т.О. Концепция проек-тно-пластического синтеза в системе архитектурно-дизайнерского образования: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20 / Московский архитектурный институт. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.