Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 31-38. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 2 (220), pp. 31-38.
УДК 376.6+373+374
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-31-38
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Владимир Иванович Байтуганов
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, vasyaganie@mail.ru
Аннотация
Введение. Проблема проектирования образовательных кластеров воспитательного типа, использующих в своей деятельности ценности традиционной культуры и педагогики, составляет важную часть гуманитарно-ценностного культурологического подхода в современном образовательном процессе. Институт народного воспитания через сетевое событие на основе сетевого взаимодействия как кластерная образовательная система может явиться инновационной технологией, разрабатывающей новые сетевые условия формирования ценностной модели личности школьника.
Цель - на основе собственного опыта, а также современных научных взглядов на структуру, методологию и организационные условия построения образовательных кластеров разработать подходы к построению образовательного кластера ценностного типа в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования с использованием базового стандарта ФГОС-2.
Материал и методы. Сетевое взаимодействие предполагает проектирование, моделирование, а также математические методы при построении взаимодействия образовательных учреждений кластерного типа с учетом специфики воспитательных этносред, а также образовательных организаций, входящих в кластер. Это ведет к использованию методологии системного подхода и системного анализа сетевых явлений и процессов при моделировании данного взаимодействия.
Результаты и обсуждение. На основе использования методологии системного анализа социокультурных явлений и процессов, проходящих в учреждениях-партнерах, а также современных подходов в развитии образовательной сети, таких как ресурсный, целевой, личностно ориентированный, в контексте культурологического и аксиологического, мы получаем модель развития личности, в основу которой положено формирование ценностных ориентаций школьников. Условиями данного моделирования является построение воспитательного пространства педагогического кластера воспитательного типа. К числу основных кластерных сетевых моделей, разработанных автором, относится идентичная распределительная - в форме художественно-эстетического центра, содержание образования которой связанно с народными традициями и их ценностным потенциалом. В деятельности такой модели предполагается организация социально значимых культурно-досуговых мероприятий, форумов, акций, реализации досуговых программ духовно-нравственной, социокультурной, коррекционно-оздоровительной направленности, повышения квалификации и переподготовки кадрового состава, обеспечение обучения в исследовательских лабораториях, эксплораториумах и т. д. Другой моделью будет ресурсная, предполагающая использование потенциала образовательных организаций. Возможно применение и использование концентрированной модели, а также целевой, предполагающей создание единого образовательного центра (комплекса).
Заключение. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дается обоснование базовому образовательному стандарту, который реализуется как через воспитательное пространство общеобразовательной школы, так и воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей. Данная модель в сетевом взаимодействии может быть реализована через множество дополнительных воспитательных программ и подпрограмм. Каждая такая образовательно-воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: школьная урочная деятельность; внешкольная деятельность (культурные практики); социальные практики; воспитание на основе семейных традиций; введение в основы традиционных российских религий.
Главным в реализации данной модели является сетевое воспитательное событие, поскольку в нашем случае сетевое событие связано с народной культурой - это воссоздание и проведение народного праздника. Такое сетевое событие можно смоделировать, оно органично входит в воспитательную систему нашей сетевой модели.
Ключевые слова: сетевая деятельность, ресурсы сети, кластер, сетевое событие, воспитательное пространство, этнокультурная модель
Для цитирования: Байтуганов В. И. Проектирование сетевого образовательного кластера на традициях народной педагогики в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 31-38. https://doi. о^/10.23951/1609-624Х-2022-2-31-38
© В. И. Байтуганов, 2022
NETWORK EDUCATIONAL CLUSTER CONCEPTION BASED ON PUBLIC PEDAGOGY TRADITIONS IN THE CONTEXT OF GENERAL AND SUPPLEMENTARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS' COOPERATION
Vladimir I. Baytuganov
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation, vasyaganie@mail.ru
Abstract
Introduction. The problem of designing educational clusters of an educational type that use the values of traditional culture and pedagogy in their activities is an important part of the humanitarian and value-based cultural approach in the modern educational process. The Institute of Public Education via a network event based on network interaction as a cluster educational system can be an innovative technology that develops new network conditions for the formation of a value-based model of a student's personality.
The objective is to develop approaches to the development of an educational cluster of a value-based type in the conditions of the interaction of general and additional education using the basic standard FSES-2 based on our own experience, as well as modern scientific views on the structure, methodology and organizational conditions for the development of educational clusters.
Material and methods. Cluster-type network interaction is structurally a system and as a system assumes mandatory qualities, such as responsiveness, mobility, adaptability, complementarity, etc.
This leads to the use of the methodology of the system approach and the system analysis of network phenomena and processes when modeling an educational type cluster.
The results of the study. Based on the use of the methodology of system analysis of social and cultural phenomena and processes taking place in partner institutions, as well as modern approaches to the development of the educational network such as: resource, target, person-centered in the cultural and axiological context, we get a model of personality development based on the formation of value orientations of schoolchildren. The construction of an educational space of a pedagogical cluster of an educational type constitutes the conditions of this modelling.
Conclusion. The concept of spiritual and moral development and education of a Russian citizen's personality assumes that the basic standard is implemented both through the educational space of a general education school and the educational space of an institution of additional education for children, which can be implemented through a variety of additional educational programs and subprograms in network interaction. Each educational program (subprogram) is carried out in the following five directions: school classroom activities; extracurricular activities (cultural practices); social practices; education based on family traditions; introduction to the fundamentals of traditional Russian religions.
All this can be implemented through a network educational event, since in network interaction a network event is one of the conditions for its development, in our case a network event associated with folk culture - the recreation and holding of a folk holiday. Such a network event can be modeled, it is organically included in the educational system of our network model.
Keywords: network activity, network resources, cluster, network event, educational environment, ethno-cultural model
For citation:. Baytuganov V. I. Proyektirovaniye setevogo obrazovatel'nogo klastera na traditsiyakh narodnoy pedagogiki v usloviyakh vzaimodeystviya uchrezhdeniy obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Network Educational Cluster Conception Based on Public Pedagogy Traditions in the Context of General And Supplementary Educational Institutions' Cooperation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2022, vol. 2 (220), pp. 31-38 (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-31-38
Введение
Современная сетевая деятельность возможна как обоснованное и спроектированное сетевое взаимодействие в рамках единого образовательного кластера. Наиболее эффективно кластерная этнокультурная модель сможет осуществляться в случае оптимизации разноуровневых форм образовательных программ базового стандарта, расширяющего ресурс развития образовательного учреждения.
Этнокультурная ценностная сетевая модель востребована временем, поскольку сегодня эффективность образовательной среды может быть реа-
лизована на основе создания школьных образовательных комплексов, образовательных центров, осуществляющих взаимодействие общего и дополнительного образования, сетевых многопрофильных центров; центров творчества, консультативных центров для родителей.
По утверждению А. М. Каменского, «кластер -это особый тип системы с высокой степенью независимости элементов» [1]. Образовательный кластер как узел сети, по мнению Е. В. Василевской, может иметь собственное и самобытное содержание, а также развитую инфраструктуру: «Быть узлом (узлами) сети (кластером) - значит иметь свое
собственное, авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов образовательной сети может приобретать необходимые дополнительные сетевые ресурсы» [2].
Под кластерным подходом понимается становление субъектов кластера «в обоснованной работе над конкретной образовательной проблемой», которую решают участники объединений учителей, руководители организаций с включением детей, их родителей - это и есть взаимодополняемое партнерство, которое может быть усилено за счет как отдельных участников, так и кластера в целом [3].
Для нас такой образовательной проблемой является формирование ценностных ориентаций школьников средствами народной педагогики и традиционной культуры в условиях сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования и образовательной организации.
Материал и методы
Для разработки и построения модели сетевого взаимодействия кластерного типа обратимся к рассмотрению теоретических аспектов и сетевой деятельности как партнерства между организациями образования, культуры, спорта и др., а затем спроектируем нашу сетевую кластерную модель в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования.
Сетевое взаимодействие сегодня - это система связей, которые позволяют и системе образования разрабатывать, демонстрировать и внедрять в современную школу разнообразные инновационные модели содержания образования, управления образованием на разных уровнях - муниципальном, окружном, региональном, а также личностном. Этот способ деятельности дает возможность совместно использовать ресурсы как разнонаправленных учреждений образования, так и различных социокультурных институтов, а также отдельных акторов (личностей) [4].
Сюда могут входить организации, в которых реализуются общеобразовательные развивающие дополнительные программы, а также учреждения, для которых прослеживается взаимосвязь между организованной и реализуемой внеурочной работой по программам дополнительного образования и собственным интенсивным развитием их организации [5].
Сетевое взаимодействие не может характеризоваться только партнерскими отношениями, суть его - в нахождении возможности разнообразия и развития как образовательной, так и воспитывающей среды, а также всего сетевого воспитательно-
го пространства. Участники сетевого взаимодействия должны договориться по поводу как совместных действий, так и совместного использования ресурсов. Кроме того, важно использовать и компетенции участников разных институтов из разных территорий для достижения совместных целей каждого из участников [6]. Как отмечает Н. М. Кон-нова, в результате как непосредственного, так и опосредованного взаимодействия в сети образуются новые социально-педагогические структуры, которые обладают и новыми свойствами и характером общественных отношений, в нашем случае это воспитательно-образовательные структуры, создаваемые на основе взаимодействий средней школы, учреждения дополнительного образования, включая и других участников - профессиональное образование, общественные организации [7].
Для ученых Е. А. Ворониной, А. В. Золотаревой, Н. М. Конновой, Н. Г. Красноруцкой, Т. А. Ромм и др., разрабатывающих данное направление в педагогике, кластерный характер образования предполагает и инновационный механизм его функционирования в виде взаимоиспользования различных ресурсов сети, в том числе на основе институтов воспитания - семейного, социального, традиционного и др., а также в целом института культурного развития через организацию сетевого сотрудничества (организация проектов, технология событий и др.).
При моделировании образовательного пространства нашего кластера мы опираемся на сетевую кластерную теорию, теорию этнокультурного моделирования в рамках интеграции образовательных сетей разного уровня и статуса.
Для обеспечения эффективной сетевой образовательной деятельности необходимо соблюсти следующие условия:
- наличие партнерских связей взаимодействия между организациями культуры, спорта, бизнеса, гражданского сообщества, образования, администрациями различных уровней;
- проектирование и реализацию педагогических событий через народный календарь;
- моделирование кластерно-образовательной среды (создание классных коллективов традиционной культуры в образовательном учреждении, структурных подразделений УДО, программ и технологий по приобщению школьников к народным традициям).
Значимым в функционировании нашей образовательной сети является институт традиционного (народного) воспитания, который является частью средового обустройства кластера. В нем мы предполагаем и включение педагогических технологий на основе народной педагогики и ценностей традиционной культуры, состоящей из ценностей языка,
в том числе языка общения, народного праздника и традиций как регулятора поведения, семейных ценностей, ценностей религии, которые актуализируются и привносятся в педагогическую практику.
Определим нормативно-правовую базу, разработанную в современном образовании и связанную с сетевым взаимодействием. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), договоры между различными организациями культуры, образования, общественных структур и власти.
Результаты и обсуждение
Разрабатывая технологию сетевого взаимодействия, мы характеризуем его как деятельностно-образовательное пространство, в которое входят узлы (центры) активности и каналы связи, а также потоки активности между ними. Одним из таких узлов активности могут быть центры внешкольной работы на базе средних школ, объединяющие усилия в воспитательной и творческой работе. Системное видение технологии сетевого взаимодействия кластерного типа предполагает следующие подходы к развитию образовательной сети: ресурсный, целевой, личностно ориентированный [8].
При ресурсном подходе в условиях сетевого взаимодействия необходимы организации, часть из которых могут быть донорами, а часть - реципиентами.
Используя ресурсы партнера, организация-реципиент может более качественно предложить виды образовательных услуг, а организация-донор получает дополнительные возможности в выполнении своих задач. Для нашей образовательной сети донорами являются организации, разрабатывающие и внедряющие образовательные программы с элементами традиционной культуры и народной педагогики и предлагающие образовательному сообществу их использование как моделей взаимодействия при ресурсном подходе; организации-реципиенты используют наработанные технологии других организаций в своей деятельности.
Построение модели сетевого взаимодействия предполагает использование и целевого подхода, в задачи которого входит поиск партнера с соответствующими целями деятельности. Взаимодействие между организациями может дать эффект синергии.
Рис. 1. Схема сетевого взаимодействия воспитательной системы кластерной сетевой модели школы народных традиций на основе коммуникаций образовательного кластера
Такое взаимодействие осуществляется между образовательными организациями и институтами власти. Поскольку общие цели данных институтов - нахождение комфортных условий проживания и создание общей социальной среды района, в том числе на основе использования народных традиций, а также организации досуга детей и молодежи при использовании разнообразных культурно-досуго-вых программ (в том числе в каникулярный период на основе русской традиционной культуры - это народные праздники, фестивали народного творчества, конкурсы и проекты этнокультурного содержания), муниципальные власти могут предоставить помещения, открытые площадки, осуществить информационную поддержку, оказать финансовую помощь для их реализации [9].
При создании кластерной модели воспитательного типа в школе важным являлось проектирование всей педагогической системы образовательного учреждения как кластерной, на первом уровне которой предполагается взаимодействие воспитательной системы с внешними партнерами, а это учреждения дополнительного образования, центры творчества, внешкольные центры, а также центры культуры; на втором уровне необходимо взаимодействие внутри школы через создание школьных творческих коллективов, внеурочной деятельности, студий и кружков, и на третьем уровне кластером может быть классный школьный коллектив - у нас это организованные классы русской традиционной культуры в общеобразовательной школе (рис. 1). Таким образом, кластерное моделирование становится и способом моделирования всей воспитательной системы образовательного учреждения.
Наиболее эффективно кластерная модель нашей воспитательной сети сможет осуществляться в случае оптимизации использования разноуровневой формы освоения образовательных программ через соотношения инвариантной, вариативной и дополнительной части базового стандарта, расширяющего ресурс развития образовательного учреждения. По мнению А. В. Золотаревой, в существующих моделях взаимодействия общего и дополнительного образования наиболее близкой к нашей модели будет модель организации дополнительного образования детей в школе, а также уже апробированная модель сетевого взаимодействия - художественно-эстетический центр [10].
Наиболее приемлемой организацией такого пространства будет модель сетевого взаимодействия идентичная распределительная - в форме художественно-эстетического центра - школы народных традиций, содержание образования которого связано с народными педагогическими традициями и их ценностным потенциалом, реализуемым через художественное образование и воспитание (рис. 2). В деятельности такой модели также предполагается организация событийных мероприятий различной направленности, связанных с духовно-нравственным воспитанием личности, способствующим единению родителей, семьи и школы.
Главная систематизирующая идея образовательного кластера находит свое выражение в общей цели [11], которая заключается в создании совместных проектов [12], входящих в том числе и в учебный процесс, что дает возможность формирования профессиональных компетенций выпускников, в частности компетенций, связанных с традиционной культурой, а это диалог культур, социальная и духовно-нравственная компетенции. Кроме того, сам процесс сетевого моделирования является одним из инструментов управления творческими проектами учащихся, педагогов и их родителей.
Таким образом, проектируемая кластерная сетевая модель формирования ценностных ориентаций школьников может быть основана:
1) на ценностях традиционной культуры и общечеловеческих ценностях, их моделировании в пространстве взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования;
2) проектировании единого ценностного образовательно-воспитательного пространства участников сетевого взаимодействия;
3) сетевом партнерстве в рамках образовательных программ и социокультурных технологий.
Все эти условия предполагают использование средового культуросообразного подхода, в центре которого - личность обучающегося, формируемая на основе ценностей культуры, народной педагогики, а также идентичности.
При реализации гуманистической стратегии в нашей сетевой модели мы опираемся на работы Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Т. И. Гончарова, Н. П. Гузик, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, Е. А. Ямбурга и др. Это дает нам возможность построения единого образовательного пространства и целостной образовательной среды в нашей сети при интеграции дополнительного и общего образования в единую воспитательную систему, в которой саморазвитие личности является главной ценностью.
Как уже было заявлено, моделирование ценностной кластерной воспитательной системы как целостной и устойчивой - это процесс, связанный с работой каждого классного руководителя со своими учрежденческими коллегами, педагогами учреждений дополнительного образования, с классными и иными руководителями других учреждений, с обучающимися, а также с их родителями (законными представителями) по формированию необходимого целостного общеколлективного и системного представления о необходимых важнейших и актуальных качествах и компонентах всей воспитательной системы, об основных ее определяющих системообразующих способах и связях, о возможностях и этапах ее построения, а также о взаимодействиях в условиях средового обустройства жизни класса, творческого коллектива, детского культурного сообщества.
При проектировании этнопедагогической цен-ностно-ориентационной модели формирования личности ребенка в условиях сетевого образовательного кластера ее построение будет основано на последовании следующих основных этапов:
1. Моделирование этнокультурной сетевой среды (этнокультурная воспитательная модель).
2. Создание условий для устойчивого формирования нравственного поведения в данной среде с обязательным сохранением психических качеств личности - интернализационная (поведенческая) модель.
3. Развитие психических качеств школьника через принятие им культурных ценностей народной культуры и педагогики (интерпсихическая модель).
При организации сетевой модели, по мнению ученых Е. Б. Евладовой, С. Л. Паладева, Л. Н. Буй-ловой и др., особенностями содержания ее будет опора на содержание основного образования, связанного с воспитанием на основе этнической культурной традиции.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагается, что базовый стандарт реализуется как через воспитательное пространство общеобразовательной школы, где реализуется образовательно-
CTn
O
x
CD —t CD OJ O
CD —t CD
O 13 CD
"O Ш In
o o\
"O
Организации, с которыми МБОУ ДОД ДДТ «Центральный» (школа народных традиций «Васюганье») г. Новосибирска осуществляет постоянные творческие контакты
Общеобразовательные школы г. Новосибирска: гимназия № 1, СОШ №4, 12, 156, 99,182
Учреждения культуры: НГОНБ, музеи г. Новосибирска, дома культуры, ОЦРФиЭ, филармония, ДШИ, НКЦ
Администрации разных уровней: Центральный округ, мэрия г. Новосибирска
Научные организации: СО РАН, НИПКиПРО, вузы: НГПУ, НГУ, НГК им. М.И. Глинки
Сотрудничество со школами народной культуры системы дополнительною образования г. Новосибирска
Школа народной культуры «Ясница» ДТДиУМ «Юниор»
и
Школа народной культуры «Лель» ЦДТ «Сотдружество»
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Дополнительные общеразвивающие программы художественно-эстетической направленности
Общее фортепианное
| фортепиано ]
Народная живопись и ремесла
Народных инструментов
Народного пения
сольное пею1е
Раннее эстетическое развитие
Дополнительные общеразвивающие программы для классов русской традиционной культуры
i
i 1
Православная культура Народные ремесла и промыслы Хорового и сольного пения
| сольное пение
Духовное пение народная кукла
Русская традици- лозоплетение
| бисероплетение | казачий хор
1 фольклорный
Дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности
Русская традиционная культура
Народные ремесла и промыслы
народная игра
| народный театр \
Учащиеся
Родители
t» &
» I
а: о
05 £
0
1
о §
а: я
05 О
(\) О
О ^
о §
3
§
о* Я О
(\)
О
§
о
3 я
О/
я -я
S
X
воспитательная программа (подпрограмма), осуществляемая по пяти направлениям:
1. Школьная урочная деятельность.
2. Внешкольная деятельность (культурные практики).
3. Социальные практики.
4. Воспитание на основе семейных традиций.
5. Введение в основы традиционных российских религий.
Все это может быть реализовано через сетевое воспитательное событие, поскольку в сетевом взаимодействии одним из условий его развития является сетевое событие, в нашем случае - сетевое событие, связанное с народной культурой (воссоздание и проведение народного праздника). Такое сетевое событие можно смоделировать, оно органично входит в воспитательную систему нашей сетевой модели.
При моделировании событийного воспитательного мероприятия, и на этой основе и сетевого
пространства, мы будем опираться на события народного календаря (систему народных праздников) как содержательную основу структуры нашей кластерной сетевой модели.
Во внеурочной деятельности нами отработан следующий механизм проведения народного праздника: подготовка, проведение праздника, оценка его результатов.
Таким образом, при построении модели сетевой образовательной организации кластерного типа необходимо опираться:
- на партнерство учреждений разной направленности;
- определение целей организаций, входящих в образовательный кластер;
- событийное мероприятие (народный календарный праздник);
- создание этнокультурной ценностной воспитательной системы [13].
Список источников
1. Каменский А. М. Классный кластер. URL: http://www.likt590.ru/about/director/klass-klaster.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
2. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. М., 2007. 52 с.
3. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народное образование. 2019. № 4. С. 101-104.
4. Алехина С. В. и др. Этнокультурное образование в условиях сетевого взаимодействия: учеб.-метод. пособие. Борисо-глебск: ВГУ, 2016. 97 с.
5. Воронина Е. А. Создание моделей межведомственного сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта и других: метод. рекомендации для руководителей учреждений дополнительного образования детей. СПб., 2015. URL: http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/setevoe-vzaimodeistvie.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
6. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука: известия УрО РАО. 2010. № 8 (76). С. 32-41.
7. Коннова Н. М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2009. С. 156-163.
8. Модели сетевого взаимодействия кластерного типа учреждений педагогического образования для уровня дополнительного образования: метод. рекомендации / Н. Н. Суртаева и др. СПб.; Тюмень, 2017. 88 с. URL: http://togirro.ru/assets/ files/2018/IZDANIYA/modeli_setevogo_vzaimodeistvia_2017.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
9. Ле-ван Т. Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций по вопросам формирования у обучающихся культуры здоровья: теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки кадров // Образование и наука. 2015. № 9 (128). С. 83-106. URL: http://www.edscience.ru/jour/article/viewFile/513/459 (дата обращения: 25.03.2021).
10. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 176 с. (Серия «Одаренные дети»).
11. Красноруцкая Н. Г. Образовательный кластер в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования // Интернет-форум в рамках Всерос. науч. конф. с международным участием «Педагогика в современном мире». URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-41 (дата обращения: 25.03.2021).
12. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Научно-образовательный кластер как фактор развития профориентационной работы с учащейся молодежью // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-й Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2017. С. 28-36.
13. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
References
1. Kamenskiy A. M. Klassnyy klaster [Classroom Cluster] (in Russian). URL: http://www.likt590.ru/about/director/klass-klaster.pdf (accessed 25 March 2021).
2. Vasilevskaya E. V. Setevaya organizatsiya kak novyy tip otnosheniy i deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh [Network Organization as a New Type of Relations and Activities in Modern Conditions]. Setevaya organizatsiya metodicheskoy raboty na munitsypal'nom urovne: metodicheskoye posobiye [Network Organization of Methodological Work at the Municipal Level: methodical textbook]. Moscow, 2007. 52 p. (in Russian).
3. Shamova T. I. Klasternyy podkhod k razvitiyu obrazovatel'nykh sistem [Cluster Approach Towards the Development of Educational Systems]. Narodnoye obrazovaniye, 2019, no. 4, pp. 101-104 (in Russian).
4. Alekhina S. V. et al. Etnokul'turnoye obrazovaniye v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya: uchebno-metodicheskoye posobiye [Ethno-Cultural Education in the Conditions of Network Interaction: scientific and methodological textbook]. Borisoglebsk, VSU Publ., 2016. 97 p. (in Russian).
5. Voronina E. A. Sozdaniye modeley mezhvedomstvennogo setevogo vzaimodyeystviya v sfere dopolonitel'nogo obrazovaniiya detey s ispol'zovaniyem resursov organizatsii nauki, kul'tury, sporta i drugikh: metodicheskiye rekomendatsii dlya rukovoditeley uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Creating Models of Interdepartmental Network Interaction in the Field of Additional Education of Children Using the Resources of Organizations of Science, Culture, Sports and Others: Methodical Recommendations for the Heads of Additional Education Institutions for Children]. Saint Petersburg, 2015 (in Russian). URL: http:// baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/setevoe-vzaimodeistvie.pdf (accessed 25 March 2021).
6. Davydova N. N. Organizatsyonno-upravlencheskaya model' vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy kak faktor innova-tsionnogo razvitiya regional'nogo obrazovaniya [Organizational and Managerial Model of Interaction of Educational Institutions as a Factor of Innovative Development of Regional Education]. Obrazovaniye i nauka: Izvestiya UrO RAO - Education and Science: Bulletin of Ural Department of Russian Academy of Education, 2010, no. 8 (76), pp. 32-41 (in Russian).
7. Konnova N. M. Vidy sotsial'no-pedagogicheskogo vzaimodeystviya uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey s vysshy-mi uchebnymi zavedeniyami [Types of Socio-Pedagogical Interaction of Institutions of Additional Education of Children with Higher Educational Institutions]. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' sfery sotrudnichestva: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Socio-Pedagogical Activity of the Sphere of Cooperation: materials of the International scientific and practical conference]. Saratov, 2009. P. 156-163 (in Russian).
8. Surtayeva N. N. et al. Modeli setevogo vzaimodeystviya klasternogo tipa uchrezhdeniy pedagogicheskogo obrazovaniya dlya urovnya dopolnitel'nogo obrazovaniya: metodicheskiye rekomendatsii [Models of Cluster-Type Network Interaction of Pedagogical Education Institutions for the Level of Additional Education: methodical recommendations]. St. Petersburg, Tyumen, 2017. 88 p. (in Russian). URL: http://togirro.ru/assets/files/2018/IZDANIYA/modeli_setevogo_vzaimodeistvia_2017.pdf (accessed 25 March 2021).
9. Le-van T. N. Setevoye vzaimodeystviye obrazovatel'nykh organizatsiy po voprosam formirovaniya u obuchayushchikhsya kul'tury zdorov'ya: teoretiko-metodologicheskiy aspekt professional'noy podgotovki kadrov [Network Cooperation of Educational Organizations for Building a Culture of Healthy and Safe Lifestyle: Theoretical-Methodological Aspect of Vocational Staff Training]. Obrazovaniye i nauka - Education and Science, 2015, no. 9 (128), pp. 83-106 (in Russian). URL: http://www.ed-science.ru/jour/article/viewFile/513/459 (accessed 25 March 2021).
10. Modeli setevogo vzaimodeystviya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Models of Network Interaction of General and Additional Education]. Ed. by A. V. Zolotareva. Yaroslavl', Izdatel'stvo YaSPU Publ., 2012. 176 p. (Series "Odarennye deti" [Gifted children]) (in Russian).
11. Krasnorutskaya N. G. Obrazovatel'nyy klaster v innovatsyonnoy infrastrukture regional'noy sistemy professional'nogo obrazovaniya [Educational Cluster in the Innovative Infrastructure of the Regional System of Vocational Education]. Internet-forum v ramkakh Vserossiiskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem "Pedagogika v sovremennom mire " [Internet Forum within the Framework of the All-Russian Scientific Conference with International Participation "Pedagogy in the Modern World"] (in Russian). URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-41 (accessed 25 March 2021).
12. Mukhametzyanova F. Sh., Shaykhutdinova G. A. Nauchno-obrazovatel'nyy klaster kak faktor razvitiya proforiyentatsionnoy raboty s uchashcheysya molodezh'yu [Scientific and Educational Cluster as a Factor in the Development of Career Guidance Work with Young Students]. Nepreryvnoyeprofessional'noye obrazovaniye kakfaktor ustoychivogo razvitiya innovatsionnoy eko-nomiki: materialy 11-y Mezhdunaronoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Continuing Professional Education as a Factor of Sustainable Development of Innovative Economy: materials of the 11th International Scientific and Practical Conference]. Kazan, 2017. Pp. 28-36 (in Russian).
13. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedeniye vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh peda-gogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Introduction to Pedagogical Axiology: Educational Guidance for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 192 p. (in Russian)
Информация об авторах
В. И. Байтуганов, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет (ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126). Information about the authors
V. I. Baituganov, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (ul. Vilyuyskaya, 28, Novosibirsk, Russian Federation, 630126).
Статья поступила в редакцию 07.08.2021; принята к публикации 05.02.2022 The article was submitted 07.08.2021; accepted for publication 05.02.2022