венных моментов педагогического воздействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание [3].
Групповая работа студентов проводится по следующему алгоритму:
1, Самостоятельная работа:
а) изучить содержание темы по дополнительным теоретическим материалам, а также даются ссылки на те издания, которые целесообразно использовать при анализе, и являются материалом для практического осмысления обучающимися теоретического материала, полученного на лекции и обсужденного на семинаре;
б) найти ключевые слова;
в) разработать по ключевым терминам свой собственный конспект, вопросы для контроля, закрепления темы или тесты.
2. Работа в паре или в группе:
а) объяснение содержания темы партнеру или группе;
б) восприятие содержания темы партнеров;
в) обсуждение результатов самостоятельной работы в форме диалога, т. е. обсуждение всех позиций ситуаций проблем и выбор более эффективной и оптимальной позиции. Диалог - это публичное размышление вслух. В диалоге необходимо учитывать мнение других, конструктивное отношение к критике. Все это должно проявляться в отношениях между студентами и между преподавателем и студентами. Здесь диалог понимается не как разговор двоих, а как технология субъект-субъектных отношений. Диалог - это неформальная связь, живая обратная связь. Диалог пробуждает у обучающих: взаимоуважение, взаимообогащение, взаимопонимание, терпимость, право свободно выражать свои мысли;
г) рефлексивный анализ самостоятельной работы. Схематично этот метод можно представить следующим образом: лекция (теоретический материал) > семинар (обсуждение полученного теоретического материала) > индивидуальное творческое осмысление фактического материала, предложенного преподавателем > диалог > рефлексия > самооценка и оценка преподавателем работы обучающихся.
В самостоятельной работе студентов проявляется много нового, например, эта проектная деятельность, который основном носит субъективный характер. Результат деятельности - комплекс качеств личности: умственной активности, стремления добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельности в решении поставленной задачи, трудолюбия, изобретательности и др. Любая деятельность направлена на реализацию какой-то цели, так как именно цель определяет направление и структуру деятельности в данных условиях.
В качестве примера приведем алгоритм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы педагогического проектирования»:
- На лекциях самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленного на видео-, аудио-, СБ-носителях (электронные лекции):
■— Изучение материала следует начать с проработки текста лекции.
- Выделите ключевые слова для составления опорного конспекта (сжатая информация или логико-структурная схема информации).
- Сформулируйте выводы по содержанию изученного материала.
- Попытайтесь создать свою собственную интерпретацию прочитанного учебного материала.
- Проверьте себя, достигнута ли цель самостоятельной работы.
- Проведите рефлексивный анализ, определяя трудности в работе и пути их преодоления, обращая внимание на способы построения новой, более совершенной деятельности.
Творческие задания:
1. Выделите в тексте лекции ключевые термины, отражающие сущность понятия проектирование системы образования.
2. Составьте, используя ключевые термины опорный конспект.
3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.
4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «образование», «деятельность», «проектирование» из разных публикаций, источников.
Рефлексия: Оцените свои новообразования: для меня лично этот материал....
На практических занятиях:
- Обсудите теоретические положения по теме и различные подходы к данной проблеме.
- В группе обсудите разные позиции проблемы, ситуации и выберите более эффективную, оптимальную позицию, обоснуйте и сделайте свое заключение.
- В ходе обсуждения темы необходимо обратить внимание на практическую сторону вопроса.
- Подготовьте по итогам экспертизы устный доклад и осуществите его публичную презентацию, обосновывая свой выбор.
В процессе подведения итогов занятия следует рассмотреть вопросы эффективного применения проектирования в современных условиях.
В этом случае схема будет выглядеть следующим образом: обсуждение полученного теоретического материала > индивидуальное творческое осмысление фактического материала и перенос на практическую сторону вопроса > подготовка проекта и публичное презентация > экспертиза и оценка самостоятельной работы студентами > рефлексивный анализ > подведение итогов преподавателем самостоятельной работы обучающегося.
Таким образом, развитие способностей, закрепление и углубление знаний происходит в самостоятельной деятельности, то очевидно, что ценность педагогического процесса зависит от создания условий и количества завершённых актов при максимальной активности в процессе обучения.
Самостоятельная работа способствует также приобретению опыта в творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования такого сложного явления, как готовность к самообразованию и не должно быть одностороннего подхода, когда подчеркивается значение лишь одного из компо-
нентов структуры самообразовательной деятельности как ведущего в становлении самообразования.
На наш взгляд, для успешного достижения цели формирования опыта самообразовательной деятельности у студентов необходима система средств, которая отвечает следующим требованиям:
1) ее адекватность уровню подготовленности студентов к самообразовательной деятельности;
2) способность одновременно воздействовать на все три компонента опыта: мотивационный, процессуальный и организационный.
Самостоятельные работы, построенные на принципах (повышения сложности, увеличения уровня творчества, проблемности и т. д.) способствуют развитию у обучаемых познавательной самостоятельности и являются основой для формирования самообразовательной деятельности.
Рассмотренные выше разные типы и виды самостоятельных работ оказывают различное воздействие на формирование творческой самостоятельности личности. Так, самостоятельные работы по образцу готовят личность к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая ее базовыми познавательными умениями. Опыт творческой самостоятельности начинает формироваться только тогда, когда личность выполняет реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Большое значение для его развития имеют частично-поисковые самостоятельные работы, а наивысшего уровня можно достичь при использовании исследовательских самостоятельных работ, при которых обучаемые должны преобразовывать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности в новые ситуации познавательной и практической деятельности, самостоятельно определять цели, предмет своей деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи.
Нами проведено отслеживание следующих компонентов формирования готовности личности к самообразовательной деятельности по 3 уровням сложности: эмоционально-личностного аппарата, овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков, овладение методикой работы с источниками информации, овладение организационно-управленческими умениями [6] у студентов по специальности «менеджмент организации» Якутского государственного университета с 3 по 7 семестры.
Процесс формирования готовности личности к самообразовательной деятельности можно показать на диаграммах № 1-4.
Диаграммы построены на основе анкетных данных, тестирования, самостоятельных, контрольных работ, проектов по разным темам, рефлексии, самоанализа и самооценки студентов. На диаграмме представлены показатели на начало второго и четвертого курсов. Участвовали 18 студентов. Исследование показало недостаточную целевую установку студентов на начальном этапе обучения. В процессе освоения учебной программы по формированию готовности к самообразовательной деятельности, обучающиеся на 4 курсе, перешли с первого уровня ко второму - потребности самостоятельно реализовать социально-значимые задачи и тре-
тьему уровню -- самостоятельно ставить и решать личностно - значимые цели своего самообразования. Далее на следующих диаграммах № 2, 3, 4. проанализированы по представленному предыдущему алгоритму и показаны результаты исследования выше указанных компонентов формирования готовности обучающихся к самообразовательной деятельности.
Диаграмма 1
Создание эмоционально-личностного аппарата
Ш\уровень:научиться целеполаганию в образовании
ОН уровень: сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи
□ Ш уровень: научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностнозначимые цели своего обоазования
2 курс 4 курс
Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков
Диаграмма 2
1 :
1 | 1
! } і |
I
■ 1 ш
к
I •••—■ .
ШI уровень: овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого ШИ уровень: сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира ШН уровень: сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности
2 курс 4 курс
Овладение методикой работы с источниками информации
Диаграмма 3
11 уровень; сформировать основы опыта познавательной Н деятельности для самостоятельной работы с источниками информации
□ И уровень: научиться рациональному применению в самообразовании разнообразны* источников
□ III уровень; научиться умениям рационально находить извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуаций* интеллектуальнопознавательной деятельности
2 курс
4 курс
Диаграмма 4
Овладение организационно - управленческими умениями
£3 ] уровень: сформировать ' умения рационального планирований самообразования
¿311 уровень: научиться обязательности выполнения плана самообразования
□ Ш уровень: научиться оценивать достигнутые 9 | самообразовании результаты и ставить новые задачи
На основании исследования можно сделать следующие выводы но формированию у обучающихся готовности к самообразовательной деятельности необходимо:
- использование в системе самостоятельных работ передачу функций планирования, организации и контроля от преподавателя к обучающему, что является главным в развитии студента в подлинного субъекта деятельности, формирование у него познавательную перспективу, вызывать интерес как мотив для самообразовательной деятельности;
— постоянная актуализация в самообразовательной деятельности обучающихся действий по переносу знаний умений в новую ситуацию, активизация опыта решения проблем, преобразование ранее усвоенных способов деятельности в принципиально новые способы;
- в процессе выполнения самостоятельной работы обучаемый, поставленный в положение организатора своей деятельности, вооружается умениями планировать свою работу и контролировать ход ее выполнения.
Таким образом, развитие опыта самообразовательной деятельности приобретает особое значение в современных условиях, которые характеризуются высокими темпами распространения научно-технической информации, развитием информационных, компьютерных технологий, необходимостью постоянного повышения профессиональной компетентности, интеллектуальности, профессиональных и личностных качеств. Развитие этих качеств является необходимым условием для непрерывного профессионального роста и мобильности, творческого развития личности.
Библиографический список
1, Булавенко, О. А, Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования [Текст]: монография. / О. А. Булавенко. - М.; НИИ школьных технологий, 2006. С. 123-125.
2. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. [Текст] / М. В. Кларин. - М.: Арена, 1994. - С. 100-101,
3. К вопросу о типологии и статусе электронных изданий учебного назначения / Руденко-Моргун О. И., Дунаева Л. А. Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский педагогический государственный университет (МПГУ). - м.; РУДН, 2003. - 55 с.
4, Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад.,
2004.-88 с.
5, Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития [Текст]: учебное пособие. / А. П. Панфилова. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. - 536 с.
6. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М.; Педагогическое общество России.
2005, — 144 с.
УДК 32
Иванова Татьяна Николаевна
Старший преподаватель кафедры истории образования, этиопедагогики и яков-левоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», [email protected], Чебоксары
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*
Ivanova Tatyana Nikolayevna
Senior teacher at the Chair of History of Education, Ethnopedagogics in the I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, [email protected], Cheboksary
METHODS OF FORMATION OF ETHICAL CULTURE IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE
Для решения задач по формированию этической культуры у учащихся начальных классов мы использовали большой набор методов воспитания. Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время наиболее распространенной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина) и представляется весьма важным включение четвертой группы методов воспитания, методов контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (В. А. Сластенин).
В результате сопоставительного анализа, мы пришли к следующей системе методов формирования этической культуры:
I. Методы формирования сознания личности: рассказ, диспут, доклад, пример, увещевание, внушение, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа.
И. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
III. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, одобрение, осуждение.
IV. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение за детьми, устный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос), письменный контроль (сочинения, творческие работы и т. п.), тестовый контроль, анализ результатов общественно-полезной деятельности, самоконтроль учащихся.
* Издание (статья) осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ проекта 07-06-22 607 а/В).
Далее остановимся на характеристике наиболее часто применяемых нами методов формирования этической культуры.
К I группе мы отнесли методы формирования сознания личности. Педагогу трудно воспитать какое-либо качество в ребенке, не добившись ясного понимания значения этого качества. В учебных пособиях прошлых лет эта группа методов называлась иначе - методами убеждения, так как главной их целью является формирование устойчивых убеждений. В арсенал методов формирования сознания личности мы включили старые и забытые басни, поучительные рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, а также чувашские сказки, фольклор. Широкое применение получили этические беседы, диспуты, внушения, доклады и т. п.
Нас интересовали условия эффективности этической беседы. При организации мероприятий, направленных на формирование этической культуры, мы учитывали следующие особенности беседы:
1. Беседа должна иметь проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам находить на них ответы.
2. Нельзя допускать, чтобы беседа проводилась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослым ответов. Нужно дать ребятам возможность высказать то, что они думают, учить аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
3. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.
4. Материал должен быть близок эмоциональному опыту ребенка.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения, ничье мнение не должно быть проигнорировано.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу [1, с. 110].
Например, на уроке этической культуре, направленном на воспитание уважения к старшим людям, к матери мы использовали беседу по рассказу К. Петрова «Космонавт амашё» («Мама космонавта»). Занятие мы начали с психологического тренинга. Все ученики и учитель сели в круг, каждому из присутствующих было предложено рассказать о своей матери, первой выступила учитель. Это упражнение содействовало сближению коллектива, способствовало созданию атмосферы откровенности, открытия и доверия.
Не менее эффективным, методом убеждения является пример. Закономерность его воздействия заключается в том, что явления воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеваются в памяти. Когда мы говорим о примере, мы имеем ввиду родителей, учителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, жизнь знаменитых людей. Здесь важно обратить внимание ученика на положительных героев, научить ребенка анализировать отрицательные поступки, извлекать правильные выводы.
Методы формирования сознания личности являются эффективными помощниками в целях воспитания духовных начал младшего школьника. В этой связи нам бы хотелось напомнить о старой школе, в которой небесполезно и широко применялись назидательные истории (А. Калкан «Наян Кампур» - «Ленивый Кампур», М. Юхма «Шурдебек»), притчи («Анне пек лайаххи ни9та та ?ук» - «Лучше матери никого, нигде нет»), рассказы (В. Алентей «Таван ял» - «Родная деревня», С. Шавлы «Шура хуламар Шупашкар» - «Родной город Чебоксары», В. Алентей «Таван чёлхе» -«Родной язык», И. Я. Яковлев «Автан»- «Петух», Г. Н. Волков «Анна-апана зиму уехала к сыну..сказки («Пять хлебов», «Кукушка», «Юман-батыр», «В стране светлого дня») и т. п. Вывод по прочитанному ученики должны были сделать без помощи учителя, так как это способствовало развитию самостоятельного мышления.
В состав II группы мы включили методы организации деятельности. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников, упражнениях, как часто их называли в недавнее время. В освоении опыта общественной деятельности они играют решающую роль. Путем многократного повторения требуемых действий учитель может добиться формирования устойчивых качеств личности. Упражнения часто реализуются через поручения, которые представляют собой планомерно и регулярно выполняемые действия.
В нашем исследовании методы организации деятельности мы использовали чаще в работе с отстающими в учебе детьми, тем которым требуется в первую очередь индивидуальный подход. Например, при работе с Катей К. (у девочки занижена самооценка), мы старались давать ей индивидуальные задания, главные роли на выступлениях, поручения (проверить состав класса, помочь проверить тетради), хвалили, беседовали, старались сблизить с наиболее общительными учащимися и т. д. Все это проделывалось для того, чтобы Катя почувствовала себя важным, необходимым членом коллектива. В экспериментальной группе были дети, которые все делали быстрее всех и отвлекали других учащихся, здесь мы использовали дополнительные задания.
И. П. Подласый указывал, что адекватность упражнений спроецированному поведению — важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями [1,с. 118].
Педагогическое требование, еще один метод организации деятельности. В. А. Сластен и н установил, что по форме предъявления различают требования прямые (указания, предписания, приказания) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.). В нашем экспериментальном исследовании мы чаще использовали косвенную форму требований.
Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях (метод воспитывающих ситуаций). В педагогике существует несколько важных условий применения данного метода:
- он исключает надуманность, ситуация должна быть естественной;
- в нем должна быть неожиданность. Учитель должен предугадать возможную отрицательную реакцию ученика и внезапной реакцией поступить иначе, чтобы воспитанник принял позицию взрослого.
Этот метод широко использовался нами как на занятиях этической культуры, так и на других уроках и внеурочное время. Например, на занятии направленном на формирование трудолюбия мы использовали рассказ В. Тарават «Я - мужчина»:
«На крыльцо с маленьким ведерочком вышла бабушка,
- Сашок, сбегай, пожалуйста, к роднику. Очень вкусный чай
получается из родниковой воды. — Она протянула мне ведерко.
- Сейчас. Только ты мне ведро вынеси.
- Да вот же ведро. Не видишь?
- За кого ты меня, бабуля, принимаешь?
- Как за кого? Внучок ты мой.
- Внук! Внук! Я - мужчина, бабуля! Разве это ведро? Это котелок какой-то. Люди смеяться будут. Я сильным стать хочу!
Обсуждение этого рассказа вызвало большой интерес у детей, каждый хотел поведать о себе, многие рассказывали о своей деревне, бабушке, родителях. Ведь ни для кого не секрет, что жизнь в деревне постоянно требует трудовых усилий, умений и главное желания работать. Такие рассказы-ситуации служат хорошим подспорьем в формировании этических качеств младших школьников.
В следующую группу вошли методы стимулирования. Одобрения и осуждения у чуваш находили широкое применение в нравственном воспитании детей. К поощрениям относили одобрение, похвалу и премирование (преподнесение подарков). Одобрительные замечания старых людей — «лайах туран» - «хорошо сделал», «маттур ё9летён» - «работаешь молодцом» и другие имели большой педагогический эффект. Они служили своеобразным подкреплением положительных поступков детей, вселяли в них веру в свои возможности. Похвала в народной педагогике, как правило, применялась в трех вариациях: индивидуальная похвала, похвала ребенка в присутствии товарищей (в данном случае его ставят в пример остальным), похвала ребенка в присутствии родителей: «Хороший сын растет, уже сейчас видно, что вырастет из него трудовой человек» и т. д.
Несмотря на то, что похвала несет большой положительный заряд, она может воспринята ребенком двояко и не всегда применима в воспитательных целях. Надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Не следует хвалить:
- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т. д.);
- за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой;