Научная статья на тему 'Проектирование самостоятельной учебной деятельности как средство творческого развития личности'

Проектирование самостоятельной учебной деятельности как средство творческого развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Зоя Семеновна

В данной статье рассматривается актуальная проблема проектирования самостоятельной учебной деятельности как средства творческого развития личности. В статье представлен пример организации процесса подготовки обучающихся к самообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование самостоятельной учебной деятельности как средство творческого развития личности»

венных моментов педагогического воздействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание [3].

Групповая работа студентов проводится по следующему алгоритму:

1, Самостоятельная работа:

а) изучить содержание темы по дополнительным теоретическим материалам, а также даются ссылки на те издания, которые целесообразно использовать при анализе, и являются материалом для практического осмысления обучающимися теоретического материала, полученного на лекции и обсужденного на семинаре;

б) найти ключевые слова;

в) разработать по ключевым терминам свой собственный конспект, вопросы для контроля, закрепления темы или тесты.

2. Работа в паре или в группе:

а) объяснение содержания темы партнеру или группе;

б) восприятие содержания темы партнеров;

в) обсуждение результатов самостоятельной работы в форме диалога, т. е. обсуждение всех позиций ситуаций проблем и выбор более эффективной и оптимальной позиции. Диалог - это публичное размышление вслух. В диалоге необходимо учитывать мнение других, конструктивное отношение к критике. Все это должно проявляться в отношениях между студентами и между преподавателем и студентами. Здесь диалог понимается не как разговор двоих, а как технология субъект-субъектных отношений. Диалог - это неформальная связь, живая обратная связь. Диалог пробуждает у обучающих: взаимоуважение, взаимообогащение, взаимопонимание, терпимость, право свободно выражать свои мысли;

г) рефлексивный анализ самостоятельной работы. Схематично этот метод можно представить следующим образом: лекция (теоретический материал) > семинар (обсуждение полученного теоретического материала) > индивидуальное творческое осмысление фактического материала, предложенного преподавателем > диалог > рефлексия > самооценка и оценка преподавателем работы обучающихся.

В самостоятельной работе студентов проявляется много нового, например, эта проектная деятельность, который основном носит субъективный характер. Результат деятельности - комплекс качеств личности: умственной активности, стремления добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельности в решении поставленной задачи, трудолюбия, изобретательности и др. Любая деятельность направлена на реализацию какой-то цели, так как именно цель определяет направление и структуру деятельности в данных условиях.

В качестве примера приведем алгоритм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы педагогического проектирования»:

- На лекциях самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленного на видео-, аудио-, СБ-носителях (электронные лекции):

■— Изучение материала следует начать с проработки текста лекции.

- Выделите ключевые слова для составления опорного конспекта (сжатая информация или логико-структурная схема информации).

- Сформулируйте выводы по содержанию изученного материала.

- Попытайтесь создать свою собственную интерпретацию прочитанного учебного материала.

- Проверьте себя, достигнута ли цель самостоятельной работы.

- Проведите рефлексивный анализ, определяя трудности в работе и пути их преодоления, обращая внимание на способы построения новой, более совершенной деятельности.

Творческие задания:

1. Выделите в тексте лекции ключевые термины, отражающие сущность понятия проектирование системы образования.

2. Составьте, используя ключевые термины опорный конспект.

3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.

4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «образование», «деятельность», «проектирование» из разных публикаций, источников.

Рефлексия: Оцените свои новообразования: для меня лично этот материал....

На практических занятиях:

- Обсудите теоретические положения по теме и различные подходы к данной проблеме.

- В группе обсудите разные позиции проблемы, ситуации и выберите более эффективную, оптимальную позицию, обоснуйте и сделайте свое заключение.

- В ходе обсуждения темы необходимо обратить внимание на практическую сторону вопроса.

- Подготовьте по итогам экспертизы устный доклад и осуществите его публичную презентацию, обосновывая свой выбор.

В процессе подведения итогов занятия следует рассмотреть вопросы эффективного применения проектирования в современных условиях.

В этом случае схема будет выглядеть следующим образом: обсуждение полученного теоретического материала > индивидуальное творческое осмысление фактического материала и перенос на практическую сторону вопроса > подготовка проекта и публичное презентация > экспертиза и оценка самостоятельной работы студентами > рефлексивный анализ > подведение итогов преподавателем самостоятельной работы обучающегося.

Таким образом, развитие способностей, закрепление и углубление знаний происходит в самостоятельной деятельности, то очевидно, что ценность педагогического процесса зависит от создания условий и количества завершённых актов при максимальной активности в процессе обучения.

Самостоятельная работа способствует также приобретению опыта в творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования такого сложного явления, как готовность к самообразованию и не должно быть одностороннего подхода, когда подчеркивается значение лишь одного из компо-

нентов структуры самообразовательной деятельности как ведущего в становлении самообразования.

На наш взгляд, для успешного достижения цели формирования опыта самообразовательной деятельности у студентов необходима система средств, которая отвечает следующим требованиям:

1) ее адекватность уровню подготовленности студентов к самообразовательной деятельности;

2) способность одновременно воздействовать на все три компонента опыта: мотивационный, процессуальный и организационный.

Самостоятельные работы, построенные на принципах (повышения сложности, увеличения уровня творчества, проблемности и т. д.) способствуют развитию у обучаемых познавательной самостоятельности и являются основой для формирования самообразовательной деятельности.

Рассмотренные выше разные типы и виды самостоятельных работ оказывают различное воздействие на формирование творческой самостоятельности личности. Так, самостоятельные работы по образцу готовят личность к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая ее базовыми познавательными умениями. Опыт творческой самостоятельности начинает формироваться только тогда, когда личность выполняет реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Большое значение для его развития имеют частично-поисковые самостоятельные работы, а наивысшего уровня можно достичь при использовании исследовательских самостоятельных работ, при которых обучаемые должны преобразовывать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности в новые ситуации познавательной и практической деятельности, самостоятельно определять цели, предмет своей деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи.

Нами проведено отслеживание следующих компонентов формирования готовности личности к самообразовательной деятельности по 3 уровням сложности: эмоционально-личностного аппарата, овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков, овладение методикой работы с источниками информации, овладение организационно-управленческими умениями [6] у студентов по специальности «менеджмент организации» Якутского государственного университета с 3 по 7 семестры.

Процесс формирования готовности личности к самообразовательной деятельности можно показать на диаграммах № 1-4.

Диаграммы построены на основе анкетных данных, тестирования, самостоятельных, контрольных работ, проектов по разным темам, рефлексии, самоанализа и самооценки студентов. На диаграмме представлены показатели на начало второго и четвертого курсов. Участвовали 18 студентов. Исследование показало недостаточную целевую установку студентов на начальном этапе обучения. В процессе освоения учебной программы по формированию готовности к самообразовательной деятельности, обучающиеся на 4 курсе, перешли с первого уровня ко второму - потребности самостоятельно реализовать социально-значимые задачи и тре-

тьему уровню -- самостоятельно ставить и решать личностно - значимые цели своего самообразования. Далее на следующих диаграммах № 2, 3, 4. проанализированы по представленному предыдущему алгоритму и показаны результаты исследования выше указанных компонентов формирования готовности обучающихся к самообразовательной деятельности.

Диаграмма 1

Создание эмоционально-личностного аппарата

Ш\уровень:научиться целеполаганию в образовании

ОН уровень: сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи

□ Ш уровень: научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностнозначимые цели своего обоазования

2 курс 4 курс

Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков

Диаграмма 2

1 :

1 | 1

! } і |

I

■ 1 ш

к

I •••—■ .

ШI уровень: овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого ШИ уровень: сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира ШН уровень: сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности

2 курс 4 курс

Овладение методикой работы с источниками информации

Диаграмма 3

11 уровень; сформировать основы опыта познавательной Н деятельности для самостоятельной работы с источниками информации

□ И уровень: научиться рациональному применению в самообразовании разнообразны* источников

□ III уровень; научиться умениям рационально находить извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуаций* интеллектуальнопознавательной деятельности

2 курс

4 курс

Диаграмма 4

Овладение организационно - управленческими умениями

£3 ] уровень: сформировать ' умения рационального планирований самообразования

¿311 уровень: научиться обязательности выполнения плана самообразования

□ Ш уровень: научиться оценивать достигнутые 9 | самообразовании результаты и ставить новые задачи

На основании исследования можно сделать следующие выводы но формированию у обучающихся готовности к самообразовательной деятельности необходимо:

- использование в системе самостоятельных работ передачу функций планирования, организации и контроля от преподавателя к обучающему, что является главным в развитии студента в подлинного субъекта деятельности, формирование у него познавательную перспективу, вызывать интерес как мотив для самообразовательной деятельности;

— постоянная актуализация в самообразовательной деятельности обучающихся действий по переносу знаний умений в новую ситуацию, активизация опыта решения проблем, преобразование ранее усвоенных способов деятельности в принципиально новые способы;

- в процессе выполнения самостоятельной работы обучаемый, поставленный в положение организатора своей деятельности, вооружается умениями планировать свою работу и контролировать ход ее выполнения.

Таким образом, развитие опыта самообразовательной деятельности приобретает особое значение в современных условиях, которые характеризуются высокими темпами распространения научно-технической информации, развитием информационных, компьютерных технологий, необходимостью постоянного повышения профессиональной компетентности, интеллектуальности, профессиональных и личностных качеств. Развитие этих качеств является необходимым условием для непрерывного профессионального роста и мобильности, творческого развития личности.

Библиографический список

1, Булавенко, О. А, Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования [Текст]: монография. / О. А. Булавенко. - М.; НИИ школьных технологий, 2006. С. 123-125.

2. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. [Текст] / М. В. Кларин. - М.: Арена, 1994. - С. 100-101,

3. К вопросу о типологии и статусе электронных изданий учебного назначения / Руденко-Моргун О. И., Дунаева Л. А. Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский педагогический государственный университет (МПГУ). - м.; РУДН, 2003. - 55 с.

4, Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад.,

2004.-88 с.

5, Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития [Текст]: учебное пособие. / А. П. Панфилова. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. - 536 с.

6. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М.; Педагогическое общество России.

2005, — 144 с.

УДК 32

Иванова Татьяна Николаевна

Старший преподаватель кафедры истории образования, этиопедагогики и яков-левоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», [email protected], Чебоксары

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*

Ivanova Tatyana Nikolayevna

Senior teacher at the Chair of History of Education, Ethnopedagogics in the I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, [email protected], Cheboksary

METHODS OF FORMATION OF ETHICAL CULTURE IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

Для решения задач по формированию этической культуры у учащихся начальных классов мы использовали большой набор методов воспитания. Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время наиболее распространенной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина) и представляется весьма важным включение четвертой группы методов воспитания, методов контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (В. А. Сластенин).

В результате сопоставительного анализа, мы пришли к следующей системе методов формирования этической культуры:

I. Методы формирования сознания личности: рассказ, диспут, доклад, пример, увещевание, внушение, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа.

И. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

III. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, одобрение, осуждение.

IV. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение за детьми, устный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос), письменный контроль (сочинения, творческие работы и т. п.), тестовый контроль, анализ результатов общественно-полезной деятельности, самоконтроль учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Издание (статья) осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ проекта 07-06-22 607 а/В).

Далее остановимся на характеристике наиболее часто применяемых нами методов формирования этической культуры.

К I группе мы отнесли методы формирования сознания личности. Педагогу трудно воспитать какое-либо качество в ребенке, не добившись ясного понимания значения этого качества. В учебных пособиях прошлых лет эта группа методов называлась иначе - методами убеждения, так как главной их целью является формирование устойчивых убеждений. В арсенал методов формирования сознания личности мы включили старые и забытые басни, поучительные рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, а также чувашские сказки, фольклор. Широкое применение получили этические беседы, диспуты, внушения, доклады и т. п.

Нас интересовали условия эффективности этической беседы. При организации мероприятий, направленных на формирование этической культуры, мы учитывали следующие особенности беседы:

1. Беседа должна иметь проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа проводилась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослым ответов. Нужно дать ребятам возможность высказать то, что они думают, учить аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.

4. Материал должен быть близок эмоциональному опыту ребенка.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения, ничье мнение не должно быть проигнорировано.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу [1, с. 110].

Например, на уроке этической культуре, направленном на воспитание уважения к старшим людям, к матери мы использовали беседу по рассказу К. Петрова «Космонавт амашё» («Мама космонавта»). Занятие мы начали с психологического тренинга. Все ученики и учитель сели в круг, каждому из присутствующих было предложено рассказать о своей матери, первой выступила учитель. Это упражнение содействовало сближению коллектива, способствовало созданию атмосферы откровенности, открытия и доверия.

Не менее эффективным, методом убеждения является пример. Закономерность его воздействия заключается в том, что явления воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеваются в памяти. Когда мы говорим о примере, мы имеем ввиду родителей, учителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, жизнь знаменитых людей. Здесь важно обратить внимание ученика на положительных героев, научить ребенка анализировать отрицательные поступки, извлекать правильные выводы.

Методы формирования сознания личности являются эффективными помощниками в целях воспитания духовных начал младшего школьника. В этой связи нам бы хотелось напомнить о старой школе, в которой небесполезно и широко применялись назидательные истории (А. Калкан «Наян Кампур» - «Ленивый Кампур», М. Юхма «Шурдебек»), притчи («Анне пек лайаххи ни9та та ?ук» - «Лучше матери никого, нигде нет»), рассказы (В. Алентей «Таван ял» - «Родная деревня», С. Шавлы «Шура хуламар Шупашкар» - «Родной город Чебоксары», В. Алентей «Таван чёлхе» -«Родной язык», И. Я. Яковлев «Автан»- «Петух», Г. Н. Волков «Анна-апана зиму уехала к сыну..сказки («Пять хлебов», «Кукушка», «Юман-батыр», «В стране светлого дня») и т. п. Вывод по прочитанному ученики должны были сделать без помощи учителя, так как это способствовало развитию самостоятельного мышления.

В состав II группы мы включили методы организации деятельности. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников, упражнениях, как часто их называли в недавнее время. В освоении опыта общественной деятельности они играют решающую роль. Путем многократного повторения требуемых действий учитель может добиться формирования устойчивых качеств личности. Упражнения часто реализуются через поручения, которые представляют собой планомерно и регулярно выполняемые действия.

В нашем исследовании методы организации деятельности мы использовали чаще в работе с отстающими в учебе детьми, тем которым требуется в первую очередь индивидуальный подход. Например, при работе с Катей К. (у девочки занижена самооценка), мы старались давать ей индивидуальные задания, главные роли на выступлениях, поручения (проверить состав класса, помочь проверить тетради), хвалили, беседовали, старались сблизить с наиболее общительными учащимися и т. д. Все это проделывалось для того, чтобы Катя почувствовала себя важным, необходимым членом коллектива. В экспериментальной группе были дети, которые все делали быстрее всех и отвлекали других учащихся, здесь мы использовали дополнительные задания.

И. П. Подласый указывал, что адекватность упражнений спроецированному поведению — важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями [1,с. 118].

Педагогическое требование, еще один метод организации деятельности. В. А. Сластен и н установил, что по форме предъявления различают требования прямые (указания, предписания, приказания) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.). В нашем экспериментальном исследовании мы чаще использовали косвенную форму требований.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях (метод воспитывающих ситуаций). В педагогике существует несколько важных условий применения данного метода:

- он исключает надуманность, ситуация должна быть естественной;

- в нем должна быть неожиданность. Учитель должен предугадать возможную отрицательную реакцию ученика и внезапной реакцией поступить иначе, чтобы воспитанник принял позицию взрослого.

Этот метод широко использовался нами как на занятиях этической культуры, так и на других уроках и внеурочное время. Например, на занятии направленном на формирование трудолюбия мы использовали рассказ В. Тарават «Я - мужчина»:

«На крыльцо с маленьким ведерочком вышла бабушка,

- Сашок, сбегай, пожалуйста, к роднику. Очень вкусный чай

получается из родниковой воды. — Она протянула мне ведерко.

- Сейчас. Только ты мне ведро вынеси.

- Да вот же ведро. Не видишь?

- За кого ты меня, бабуля, принимаешь?

- Как за кого? Внучок ты мой.

- Внук! Внук! Я - мужчина, бабуля! Разве это ведро? Это котелок какой-то. Люди смеяться будут. Я сильным стать хочу!

Обсуждение этого рассказа вызвало большой интерес у детей, каждый хотел поведать о себе, многие рассказывали о своей деревне, бабушке, родителях. Ведь ни для кого не секрет, что жизнь в деревне постоянно требует трудовых усилий, умений и главное желания работать. Такие рассказы-ситуации служат хорошим подспорьем в формировании этических качеств младших школьников.

В следующую группу вошли методы стимулирования. Одобрения и осуждения у чуваш находили широкое применение в нравственном воспитании детей. К поощрениям относили одобрение, похвалу и премирование (преподнесение подарков). Одобрительные замечания старых людей — «лайах туран» - «хорошо сделал», «маттур ё9летён» - «работаешь молодцом» и другие имели большой педагогический эффект. Они служили своеобразным подкреплением положительных поступков детей, вселяли в них веру в свои возможности. Похвала в народной педагогике, как правило, применялась в трех вариациях: индивидуальная похвала, похвала ребенка в присутствии товарищей (в данном случае его ставят в пример остальным), похвала ребенка в присутствии родителей: «Хороший сын растет, уже сейчас видно, что вырастет из него трудовой человек» и т. д.

Несмотря на то, что похвала несет большой положительный заряд, она может воспринята ребенком двояко и не всегда применима в воспитательных целях. Надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Не следует хвалить:

- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т. д.);

- за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.