Научная статья на тему 'Проектирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства'

Проектирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ЦИКЛИЧНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / REGIONAL HEALTH SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PLANNING THE PEDAGOGICAL PROCESS / TECHNOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL MEANS / INTERACTION / SUBJECT POSITION / SCIENTIFIC PROGNOSTICATION / MOTIVATIONAL SUPPORT / CONTINUITY AND RECURRENCE / PRINCIPLES OF PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Риза Ахмедзакиевич

В статье представлены межведомственные технологии проектирования процесса формирования регионального здоровьесберегающего пространства. Прописан поэтапный процесс создания этого многоуровневого педагогического объекта усилиями многих специалистов, представляющих разные секторы общества. Данный процесс опирается на общие принципы педагогического проектирования, которые адаптированы к проектированию рассматриваемого пространства: принцип прогнозирования, принцип мотивационного обеспечения проектирования, принцип субъектной позиции обучающегося, принцип взаимодействия участников, принцип технологичности, принцип непрерывности и цикличности. Раскрываются роль и место органов исполнительной власти всех уровней в проектировании регионального здоровьесберегающего образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касимов Риза Ахмедзакиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of the Process of Regional Health Saving Educational Environment

Interdepartmental technologies of the process of forming the regional health saving environment are presented in this article. The process of forming this multi-level pedagogical object is elaborated by many specialists representing different sectors of society. This process is based on the common principles of pedagogical planning (adapted to the formation of the environment): scientific prognostication, a principle of motivational ensuring planning; a principle of a subject position of any student; a principle of participants’ interaction; a principle of technological effectiveness; a principle of continuity and recurrence. The role and the place of key decision-makers at all levels in formation of the regional health saving educational environment are defined.

Текст научной работы на тему «Проектирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства»

УДК 37

Р. А. Касимов

Проектирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства

В статье представлены межведомственные технологии проектирования процесса формирования регионального здоровьесберегающего пространства. Прописан поэтапный процесс создания этого многоуровневого педагогического объекта усилиями многих специалистов, представляющих разные секторы общества. Данный процесс опирается на общие принципы педагогического проектирования, которые адаптированы к проектированию рассматриваемого пространства: принцип прогнозирования, принцип мотивационного обеспечения проектирования, принцип субъектной позиции обучающегося, принцип взаимодействия участников, принцип технологичности, принцип непрерывности и цикличности. Раскрываются роль и место органов исполнительной власти всех уровней в проектировании регионального здоровьесберегающего образовательного пространства.

Ключевые слова: региональное здоровьесберегающее образовательное пространство, проектирование педагогического процесса, технологический подход, педагогические средства, взаимодействие, субъектная позиция, прогнозирование, мотивационное обеспечение, непрерывность и цикличность, принципы проектирования.

R. A. Kasimov

Planning of the Process of Regional Health Saving Educational Environment

Interdepartmental technologies of the process of forming the regional health saving environment are presented in this article. The process of forming this multi-level pedagogical object is elaborated by many specialists representing different sectors of society. This process is based on the common principles of pedagogical planning (adapted to the formation of the environment): scientific prognostication, a principle of motivational ensuring planning; a principle of a subject position of any student; a principle of participants' interaction; a principle of technological effectiveness; a principle of continuity and recurrence. The role and the place of key decision-makers at all levels in formation of the regional health saving educational environment are defined.

Keywords: regional health saving educational environment; planning the pedagogical process; technological approach; pedagogical means; interaction, subject position; scientific prognostication; motivational support; continuity and recurrence; principles of planning.

Важным средством формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства являются проекты, которые разрабатываются на уровне образовательной организации, на муниципальном и региональном уровнях. Наиболее сложным для их реализации является этап проектирования. Проектирование предполагает определенный процесс, «в ходе которого создается прототип, прообраз необходимого объекта, то есть проект» [4, с. 131]. При проектировании разрабатываются различные варианты здоро-вьесберегающей деятельности и прогнозируется их результат, который определяется правильно выбранным технологическим подходом.

Реализация технологического подхода в образовании предполагает проектирование педагогических процессов (Н. А. Алексеев, Л. В. Байбородова В. С. Безруких, Г. Е. Муравьева, М. И. Рожков, В. З. Юсупов и др.). Два взгляда на технологию в педагогике как

на продукт проектирования педагогического процесса и проектирования педагогического процесса как технологии, представленные в данных работах, реализуются нами в проектировании регионального здоровьесберегающего образовательного пространства.

Проектирование педагогического процесса требует совместных усилий многих субъектов образовательной системы. М. И. Рожков подчеркивает, что проектирование в педагогике означает создание на основе прогноза таких педагогических средств, технологий, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. Проектирование предполагает создание определенного педагогического объекта усилиями многих специалистов. Мы создаем проект процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на различных уровнях: региональном, муниципальном и образовательной

© Касимов Р. А., 2016

организации. В проектировании этого объекта на каждом из уровней принимают участие вместе с педагогами специалисты разных сфер деятельности, вовлеченные в процесс формирования исследуемого пространства. Проект - это результат совместной деятельности, требующий соответствия определенным принципам проектирования. Опираясь на общие принципы педагогического проектирования, предложенные М. И. Рожковым, Л. В. Байбородовой, основываясь на разработанных нами принципах формирования исследуемого пространства, мы предложили принципы проектирования, на которые следует опираться при проектировании здоровьесберегающего образовательного пространства:

— Принцип прогнозирования предполагает оценку всех факторов образа жизни и условий, влияющих на состояние здоровья субъектов образовательного процесса, их параметры, на начало проектирования исследуемого пространства и прогнозирование его позитивных изменений за период реализации проекта. Прогноз параметров образа жизни обучающихся базируется на данных, полученных в ходе диагностики распространенности поведенческих факторов риска здоровью в результате анкетирования, бесед, наблюдений и анализа полученных данных в начале проектирования. Прогноз параметров условий, влияющих на здоровье обучающихся, базируется на диагностике объективных данных состояния организационно-педагогической среды на всех уровнях. Эти данные анализируются, осуществляется прогноз их позитивного изменения за время реализации проекта формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства.

— Принцип мотивационного обеспечения проектирования процесса формирования здоро-вьесберегающего образовательного пространства предполагает создание заинтересованного отношения всех субъектов образовательной деятельности, участвующих в проектировании, которое проявляется в добровольном и активном их участии в этом процессе. Важным фактором, побуждающим к проектированию, выступает педагогическая идея, основанная на конечной цели создания здоровьесберегающего образовательного пространства. К примеру, это может быть цель воспитания здоровой, свободной, счастливой, ориентированной на труд личности.

— Принцип субъектной позиции обучающегося предполагает его активное участие в проектировании здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации и проектировании им своего индивидуализированного здорового стиля жизни на основе нормативной (идеальной) структуры здорового образа жизни.

— Принцип взаимодействия участников, которые вовлечены в проектирование процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, предполагает их согласованную совместную деятельность по созданию данного объекта на региональном, муниципальном и локальном уровнях. На региональном уровне участниками взаимодействия могут быть представители исполнительной власти в сфере образования, других ведомств, общественных организаций и бизнеса, а также наиболее активные, имеющие опыт здоровьесберегающей деятельности руководители образовательных организаций и учителя. Организационной формой совместной работы по проектированию могут быть межведомственные рабочие группы, в которые также могут приглашаться ученые местных и федеральных институтов системы образования и здравоохранения.

На муниципальном уровне участниками взаимодействия могут быть представители местных исполнительных органов власти в сфере образования, других ведомств, общественных организаций и бизнеса, а также наиболее активные, имеющие опыт здоровьесберегающей деятельности руководители образовательных организаций, учителя, психологи, социальные работники, представители родительского комитета и другие специалисты. Организационной формой совместной работы по проектированию могут быть муниципальные межведомственные рабочие группы, в которые также могут приглашаться ученые педагогических институтов и специалисты-консультанты системы образования и здравоохранения.

В образовательной организации в проектировании здоровьесберегающего образовательного пространства могут принимать участие директор, представители администрации организации, классные руководители, учителя, психологи, родители, а также специалисты-консультанты и наиболее активные, включившиеся в здоровьесберегающую

деятельность обучающиеся. Организационной формой совместной работы по проектированию может быть междисциплинарная школьная рабочая группа. Особое место в проектировании необходимо отвести проектированию индивидуализированного здорового стиля жизни обучающегося. Создание такого проекта самим обучающимся должно сопровождаться со стороны взрослых в образовательной организации - классным руководителем, учителем, психологом, медицинским или социальным работником, а дома - родителями.

— Принцип технологичности при проектировании предполагает определенный алгоритм совместных действий участников, осуществляющих проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства. Данные действия могут осуществляться на региональном, муниципальном и локальном уровнях и обеспечивать достижение поставленной цели:

• на региональном уровне - разработку межведомственной программы формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства;

• на муниципальном уровне - разработку межведомственной программы формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства;

• на локальном уровне - разработку программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации.

В процессе проектирования осуществляется подбор технологий формирования исследуемого пространства, обеспечивающих создание условий для взаимодействия всех субъектов здоровьесберегающего образовательного пространства с целью воспитания здоровой, свободной, счастливой, ориентированной на труд личности.

— Принцип непрерывности и цикличности при проектировании процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства предполагает несколько проектов, идентичных по структуре и разных по уровню и времени реализации. Программа формирования регионального и муниципального здоровьесбере-гающего образовательного пространства проектируется на период от трех до пяти лет. Программа формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации проектируется сроком на один

год или на полгода с учетом развития нормативно-правовой базы, новых здоровьесберегающих технологий и накопленного опыта в данной сфере деятельности. Это позволяет определить цикличность проектирования процесса формирования рассматриваемого пространства. Непрерывность проектирования обеспечивается тем, что оно осуществляется на протяжении всего периода общего и дополнительного образования детей.

Проектирование процесса формирования здо-ровьесберегающего образовательного пространства на всех его уровнях требует предусматривать участие органов исполнительной власти в сфере образования, так как это позволит

— обеспечить использование внутренних и внешних, реальных и потенциальных возможностей образовательной системы для достижения целей проекта на всех уровнях;

— скоординировать взаимодействие всех субъектов проектируемого процесса на этапе проектирования и его реализации;

— создать условия специалистам других ведомств для обучения основам здоровьесберега-ющей деятельности в сфере образования до начала проектирования;

— обеспечить координацию и взаимодействие со средствами массовой информации по проектированию информационной поддержки процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства;

— осуществить проектирование многоуровневой системы управления процессом формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства и оценку эффективности ее реализации.

Проектирование процесса формирования здо-ровьесберегающего образовательного пространства на всех уровнях осуществляется по структуре единых этапов. Проектирование рассматриваемого пространства включает следующие этапы: подготовительный, диагностический, планировочный, этап апробации проекта, этап анализа результатов и принятия решения для внедрения [6].

С целью обеспечения наглядности действия субъектов образовательного пространства по проектированию здоровьесберегающего образовательного пространства на региональном, муниципальном и локальном уровнях каждый из названных этапов мы представили в Таблице 1.

Таблица 1

Этапы проектирования формирования регионального здоровьесберегающего обр

азовательного пространства

Название этапа

Действия субъектов регионального здоровьесберегающего образовательного пространства_

Действия субъектов муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства

Действия субъектов образовательной организации

Первый этап -подготовительный

Органы исполнительной власти в сфере образования: создают межведомственный координационный совет и межведомственную рабочую группу, составляют график его работы; проводят обучающий семинар для членов рабочей группы по проектированию здоровьесберегаю-щего образовательного пространства; организуют его работу по графику. В состав рабочей группы входят представители ведомств образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, социального обеспечения, социальной безопасности, по делам молодежи и др. Координирует деятельность рабочей группы руководитель или заместитель одного из отделов регионального ведомства образования

Органы исполнительной власти в сфере муниципального образования: создают межведомственный координационный совет и межведомственную рабочую группу, составляют график его работы; проводят обучающий семинар для членов рабочей группы по проектированию здоровьесбере-гающего образовательного пространства; организуют его работу по графику. В состав рабочей группы входят представители ведомств образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, социалного обеспечения, социальной безопасности, по делам молодежи и др. Координирует деятельность рабочей группы руководитель или заместитель одного из отделов муниципальной системы образования

Администрация образовательной организации: создает междисциплинарный школьный совет и междисциплинарную рабочую группу, составляет график их работы; проводит занятия с участниками рабочей группы по проектированию здоровьесберегающего образовательного пространства; организует его работу по графику. В состав рабочей группы входят представители администрации образовательной организации, классные руководители, учителя-предметники, психологи, родители, а также специалисты-консультанты и наиболее активные, включившиеся в здоро-вьесберегающую деятельность обучающиеся. Координирует деятельность рабочей группы заместитель директора образовательной организации по воспитательной работе_

Второй этап -диагностический

Проводятся выборочные исследования распространенности факторов образа жизни и среды, оказывающих вредное воздействие на здоровье обучающихся в регионе. Выявляются формальные и неформальные субъекты образовательного пространства, реализующие здоровьесберегаю-щие программы в регионе. Проводится оценка профессиональных и экономических ресурсов для развития здоро-вьесберегающей образовательной деятельности в регионе. Результаты подготовительного и диагностического этапов обсуждаются на межведомственном координационном совете, и принимается решение о разработке программы формирования регионального здоровьесберегаю-щего образовательного пространства

Проводятся выборочные исследования распространенности факторов образа жизни и среды, оказывающих вредное воздействие на здоровье обучающихся в муниципальном образовании. Выявляются формальные и неформальные субъекты образовательного пространства, реализующие здоровьесберегающие программы в муниципальной системе образования. Проводится оценка профессиональных и экономических ресурсов для развития здоровьесберегающей образовательной деятельности в муниципальной системе образования. Результаты подготовительного и диагностического этапов обсуждаются на межведомственном координационном совете, и принимается решение о разработке программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в муниципальном образовании и сельском поселении

Проводится изучение распространенности факторов образа жизни и среды, оказывающих вредное воздействие на здоровье обучающихся в образовательной организации на основе анкетного опроса, наблюдения и бесед. Проводится оценка профессиональных и экономических ресурсов для развития здоровьесберегающей образовательной деятельности в образовательной организации. Результаты подготовительного и диагностического этапов осуждаются на междисциплинарном школьном совете и принимается решение по разработке программы здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации

Название этапа

Действия субъектов регионального здоровьесберегающего образовательного пространства_

Действия субъектов муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства

Действия субъектов образовательной организации

Третий этап -планировочный

В соответствии с графиком региональной межведомственной рабочей группой осуществляется разработка региональной программы формирования здоровьесбере-гающего образовательного пространства. Все члены межведомственной рабочей группы вносят свои предложения в свободных дискуссиях в разрабатываемую программу. Спорные вопросы рассматриваются экспертами и решаются простым голосованием. Разработанный проект программы передается для экспертной оценки и согласования у всех руководителей ведомств, участвующих в разработке данного документа и утверждается заместителем руководителя региона по социальным вопросам

В соответствии с графиком муниципальной межведомственной рабочей группой осуществляется разработка программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в муниципальном образовании и сельских поселениях по согласованию с главой района и сельских поселений. Также осуществляется разработка программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в сельских поселениях. Все члены межведомственной рабочей группы вносят свои предложения в свободных дискуссиях в разрабатываемую программу. Спорные вопросы рассматриваются экспертами и решаются простым голосованием. Данный документ согласуется со всеми руководителями ведомств администрации муниципального образования, участвующими в его разработке, и утверждается заместителем главы муниципального образования по социальным вопросам

В соответствии с графиком междисциплинарной рабочей группой осуществляется разработка программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации. Все члены междисциплинарной рабочей группы вносят свои предложения в свободных дискуссиях в разрабатываемую программу, особое внимание уделяется мнению членов группы из числа обучающихся и родителей. Спорные вопросы рассматриваются экспертами и решаются простым голосованием. Проект программы визируется директором образовательной организации, передается для согласования руководителю ведомства муниципальной системы образования, в сельской школе - главе сельского поселения и утверждается директором

Четвертый этап -апробации проекта

Руководителем региональной системы образования

- осуществляется выбор 1-2 муниципальных образований для апробации проекта;

- назначается руководитель проекта на этапе апробации из числа заместителей, осуществляющий меведомствее-ную координацию развитием проекта в экспериментальных муниципальных образованиях;

- создается научно-методическая группа, осуществляющая сопровождение проекта на этапе апробации, в которую входят учреждения сфер образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.;

- в муниципальные органы исполнительной власти в сфере образования, включенные в эксперимент, направляются соответствующие постановления, распоряжения и указания;

- во взаимодействии с научно-методической группой осуществляется организационно-педагогическое сопровождение апробации проекта

Муниципальное ведомство образования издает приказ об апробации программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в муниципальном образовании и сельских поселениях по согласованию с главой района и сельских поселений. Назначается руководитель проекта на этапе апробации из числа ведущих специалистов сферы образования. Направляются соответствующие рапоряжения о развитии программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательные организации. Во взаимодействии с региональной научно-методической группой руководство муниципальной системы образования осуществляет организационно-педагогическое сопровождение внедрения проекта в образовательных организациях. Организует межведомственный образовательный семинар, межведомственные организационные совещания, «круглые столы» для субъектов, участвующих в апробации проекта. Организуется совместная работа специалистов разных ведомств в образовательных организациях в

Руководство образовательной организации издает приказ о внедрении программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации. В соответствии с целями и задачами проекта организуется образовательный процесс по формированию здорового образа жизни обучающихся и созданию здоровьесберегающих условий в образовательной организации. Занятия по формированию здорового образа жизни обучающихся строятся на междисциплинарном принципе. Уроки по формированию физической культуры проводит учитель по физической культуре, по формированию экологической культуры - учитель по биологии и ОБЖ, по формированию медицинской культуры -медицинский работник школы либо приглашенный из медицинской организации, по психологической культуре - психолог, по духовно-нравственной культуре - учитель истории, классный руководитель, специалисты сферы культуры, духовные служащие и др. Классным

Название этапа Действия субъектов регионального здоровьесберегающего образовательного пространства Действия субъектов муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства Действия субъектов образовательной организации

в экспериментальных муниципальных образованиях; - организуется региональная межведомственная конференция по развитию программ формирования здоровьесбере-гающего образовательного пространства в экспериментальных муниципальных образованиях в начале этапа апробации и по его завершению. Наиболее успешные результаты проекта представляются участникам конференции и обсуждаются с участием специалистов ведомств, общественности и бизнеса; - осуществляется сбор данных о результатах проекта на этапе апробации от экспериментальных муниципальных образований и оформляется общий отчет о результатах рамках реализации мероприятий программы формирования здоро-вьесберегающего образовательного пространства в них. Полученные результаты на основе данных из образовательных организаций, реализующих проект формирования здоровьесбе-регающего образовательного пространства, обобщаются межведомственной рабочей группой и приглашенными экспертами из числа представителей научно-методической группы. Результаты работы сводятся в общий отчет руководителем либо другим учителем организуются уроки здоровья, на которых обучающиеся проектируют свой индивидуализированный здоровый стиль жизни. Руководитель образовательной организации совместно со специалистами службы обеспечения, медицинскими работниками, психологами и другими организует работу по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических норм и правил в классах и других помещениях. Проводятся мероприятия по организации здорового питания, снабжению чистой питевой водой, соблюдению мер безопасности, созданию условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а также содействующих формированию здорового образа жизни

Пятый этап -анализа результатов и принятия решения для внедрения Руководитель проекта организует совместное заседание межведомственной рабочей группы и научно-методической группы для подведения итогов апробации проекта. На данном заседании анализируются результаты апробации проекта в экспериментальных муниципальных образованиях, вносятся корректировки и предложения для внедрения во всех муниципальных образованиях региона. Общие результаты передаются на рассмотрение руководителю региональной системы образования. Далее общие результаты проекта рассматривает региональный межведомственный координационный совет и рекомендует для внедрения Руководитель проекта на муниципальном уровне организует заседание межведомственной рабочей группы с приглашением экспертов из научно-методической группы с целью подведения итогов апробации проекта. Участники заседания анализируют результаты апробации проекта, вносят корректировки и предложения для внедрения в образовательных организациях. Общие результаты передаются на рассмотрение руководителю ведомства муниципального образования. Далее отчетные документы направляются руководителю региональной системы образования Результаты апробации проекта формирования здоровьесбере-гающего образовательного пространства в образовательной организации рассматриваются на междисциплинарной рабочей группе. Осуществляется анализ и корректировка проекта. Вырабатываются предложения, которые передаются на рассмотрение междисциплинарного школьного совета и руководителю образовательной организации. После согласования обобщенные предложения направляются руководителю муниципальной системы образования

Как осуществляется взаимодействие субъектов образовательного пространства непосредственно при проектировании программы формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства?

На подготовительном этапе члены межведомственной рабочей группы по проектированию программы формирования регионального здоро-вьесберегающего образовательного пространства, в которую входят специалисты всех привлеченных

к проектированию ведомств, под руководством одного из руководителей управления региональной системы образования проводят организационное совещание. Акцентируется внимание участников на осознание всеми значимости и важности предстоящей совместной работы. На данном мероприятии в свободных дискуссиях обсуждаются цели, задачи, структура и основные направления развития планируемой программы. После обсуждения внесенных предложений осу-

ществляется корректировка основных направлений сотрудничества. Для членов рабочей группы проводятся образовательные семинары с привлечением ученых высшей школы по проектированию совместных планов действий разных ведомств, решающих общую задачу.

На втором этапе (диагностическом) органами исполнительной власти в сфере образования во взаимодействии с ведомством здравоохранения и другими заинтересованными субъектами осуществляется изучение распространенности факторов образа жизни и среды, отрицательно влияющих на здоровье субъектов образовательного процесса. Для обеспечения высокого качества исследований определяется структура (региональный институт развития образования), которая организует системное взаимодействие с органами исполнительной власти в сфере образования муниципальных образований и образовательными организациями, попавшими в случайную выборку. Выявляются субъекты образовательного пространства, уже реализующие здоро-вьесберегающие программы. На основе взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства, изъявившими желание участвовать в развитии здоровьесберегающей деятельности, оцениваются имеющиеся ресурсы для проектирования и формирования регионального здоро-вьесберегающего образовательного пространства. Полученные данные обобщаются и передаются для обсуждения и использования в работе по проектированию в межведомственную рабочую группу и экспертам из числа ученых для подготовки варианта структуры планируемой межведомственной программы.

На третьем этапе - планировочном - в соответствии с утвержденным графиком работы межведомственной рабочей группы, опираясь на полученные определенные знания, результаты исследований, мнения приглашенных экспертов из числа ученых, члены рабочей группы приступают к проектированию программы формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства. На основе варианта структуры программы открываются дискуссии по содержанию основных путей ее развития. Рассматриваются возможности совместного решения отдельных наиболее проблемных направлений. Предлагаются механизмы, технологии, формы и методы реализации намеченных организационных и педагогических задач. В конце первого заседания межведомственной рабочей группы рождается «черновой» вариант программы. На следующем засе-

дании, в соответствии с графиком, на основе анализа и осмысления выработанного на предыдущем заседании варианта программы открываются новые обсуждения с участием всех членов межведомственной рабочей группы. Через 5-7 заседаний проектирование программы формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства, как правило, завершается и представляется для согласования руководителям региональных ведомств, принимающих участие в проектировании рассматриваемой программы. Далее проект программы представляется на рассмотрение и согласование в региональный межведомственный координационный совет по охране здоровья детей и молодежи. После согласования программа может быть предложена для апробации в одном-двух муниципальных образованиях либо для внедрения в масштабе региональной системы образования.

На четвертом этапе - апробации проекта (в случае принятия решения) - межведомственная рабочая группа, созданная в экспериментальном муниципальном образовании, проходит те же этапы, которые были изложены выше, для регионального уровня, что позволяет адаптировать региональную программу для формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства. Для оценки эффективности развития программы формирования здоровьесбе-регающего образовательного пространства в экспериментальном муниципальном образовании в начале и в конце ее апробации проводятся выборочные исследования распространенности факторов образа жизни и среды, отрицательно влияющих на здоровье субъектов образовательного процесса. Как правило, на апробацию проекта отводится 1-2 года.

Пятый этап - анализ результатов и принятие решения для внедрения программы. Результаты апробации проекта программы формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства на муниципальном уровне анализируются экспертной группой, участвующей в проектировании, и выносятся на обсуждение межведомственной рабочей группы. Ее члены в свободной дискуссии дают свои оценки и предложения, на основе которых вносятся корректировки в аналитическую справку и сам проект. После этого апробированная программа формирования регионального здоро-вьесберегающего образовательного пространства передается для рассмотрения и согласования в региональный межведомственный координаци-

онный совет по охране здоровья детей и молодежи, утверждается заместителем губернатора региона по социальным вопросам и предлагается к внедрению в масштабе региона.

Можно сделать общий вывод из вышеизложенного, что проектирование процесса формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства может быть успешным при условии участия в нем всех заинтересованных ведомств на основе их взаимодействия и реализации основных принципов проектирования.

Библиографический список

1. Алексеев, С. В. Здоровье детей и подростков и проблемы валеологии на современном этапе развития российского общества [Текст] / С. В. Алексеев // Здоровье и образование : материалы Международного конгресса валеологов, г. Санкт-Петербург, 30 марта 1999 года. - СПб., 1999. - С. 17-19.

2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая педагогика [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.

3. Муравьева, Г. Е. Закономерности и принципы проектирования образовательного процесса [Текст] / Г. Е. Муравьева // Школьные технологии. - 2004. -№ 2. - С. 29-33.

4. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / под ред. В. С. Кукушкина. - Ростов н/Д. : Издательский центр «Март», 2002. - 320 с.

5. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учебное пособие для студентов

вузов [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 254 с.

6. Юсупов, В. З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональной системе образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В. З. Юсупов. - Киров, 1999. - 365 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Alekseev, S. V. Zdorov'e detej i podrostkov i problemy valeologii na sovremennom jetape razvitija rossijskogo obshhestva [Tekst] / S. V. Alekseev // Zdorov'e i obrazovanie : materialy Mezhdunarodnogo kongressa valeologov, g. Sankt-Peterburg, 30 marta 1999 goda. - SPb., 1999. - S. 17-19.

2. Bezrukih, M. M. Zdorov'esberegajushhaja pedagogika [Tekst] / M. M. Bezrukih. - M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2004. - 240 s.

3. Murav'eva, G. E. Zakonomernosti i principy proek-tirovanija obrazovatel'nogo processa [Tekst] / G. E. Murav'eva // Shkol'nye tehnologii. - 2004. - № 2. -S. 29-33.

4. Pedagogicheskie tehnologii : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih special'nostej [Tekst] / pod red. V. S. Kukushkina. - Rostov n/D. : Izdatel'skij centr «Mart», 2002. - 320 s.

5. Rozhkov, M. I. Organizacija vospitatel'nogo processa v shkole : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [Tekst] / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. - M. : VLADOS, 2000. - 254 s.

6. Jusupov, V. Z. Teoreticheskie osnovy social'no-pedagogicheskogo proektirovanija v regional'noj sisteme obrazovanija [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk / V. Z. Jusupov. - Kirov, 1999. - 365 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.