Научная статья на тему 'Проектирование программы развития вуза физической культуры на основе системного подхода'

Проектирование программы развития вуза физической культуры на основе системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / EDUCATION MANAGEMENT / DESIGN IN EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION DEVELOPMENT PROGRAM / UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION / SYSTEMATIC APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Сергей Геннадьевич

Для эффективного решения поставленных перед вузом физической культуры задач необходимо осуществлять управление основными процессами образовательной организации, одним из инструментов которого может быть программа развития. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах, посвященных общим вопросам высшего образования вообще и образования в области физической культуры в частности, управлению образованием, системному подходу в образовании. Именно методология системного подхода позволяет, на наш взгляд, наиболее эффективно спроектировать программу развития вуза физической культуры. В соответствии с этим нами разработана программа развития Уральского государственного университета физической культуры на период 2020-2024 гг. Программа состоит из шести разделов. В каждом разделе осуществлена структуризация на основе трех взаимосвязанных аспектов. Первый из них отражает имеющийся задел, достигнутый в период подготовки к проектированию программы, который длился с 2016 до 2020 г. При этом определяются наиболее существенные предпосылки, способствующие повышению эффективности управления вузом. Второй аспект связан с постановкой на основе созданного задела конкретных задач, которые фактически представляют собой перечень мероприятий, направленных на повышение качества деятельности УралГУФК по всем основным направлениям его функционирования. И, наконец, третий аспект предполагает проектирование ожидаемых результатов, которые планируется достичь по итогам реализации программы. Они представляют собой своего рода индикаторы для оценки эффективности выполнения поставленных задач. Спроектированная по такому принципу программа развития вуза физической культуры, на наш взгляд, содержит в себе все необходимые условия модернизации управления университетом в целях достижения высокого качества результатов по всем его основным процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROGRAM DESIGN FOR A UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE BASED ON A SYSTEM APPROACH

For the effective solution of the tasks set before the university of physical education, it is necessary to manage the main processes of the educational organization. One of the tools can be a development program. The theoretical background of this problem can be found in the literature on general issues of higher education, on the physical culture education, on education management using a system approach to education. The methodology of the system approach allows, in our opinion, to design effectively the development program for a university of physical culture education. The authors have created a development program for the Ural State University of Physical Culture (further USUPhC) for the period from 2020 to 2024. The program consists of six sections. Each section is structured on the basis of three interrelated aspects. The first aspect reflects the rationale for the program design and the preparation for the program implementation it is the period from 2016 to 2020. At the same time, the most essential prerequisites that contribute to the increase of the effectiveness of university management have been identified. The second aspect is related to the formulation of specific tasks, which represent a list of activities aimed at improving the quality of USUPhC activities in all the spheres of its activities. The third aspect involves the design of the expected results that are planned to be achieved. They are indicators to assess the effectiveness of tasks’ implementation. The program for the development of a university of physical culture contains all the necessary conditions for modernizing university management to achieve high quality results in all its basic processes.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы развития вуза физической культуры на основе системного подхода»

УДК 378.679.6 + 378.037

йО!: 10.14529/ре<200202

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

С.Г. Сериков

Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск, Россия

Для эффективного решения поставленных перед вузом физической культуры задач необходимо осуществлять управление основными процессами образовательной организации, одним из инструментов которого может быть программа развития. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах, посвященных общим вопросам высшего образования вообще и образования в области физической культуры в частности, управлению образованием, системному подходу в образовании. Именно методология системного подхода позволяет, на наш взгляд, наиболее эффективно спроектировать программу развития вуза физической культуры.

В соответствии с этим нами разработана программа развития Уральского государственного университета физической культуры на период 2020-2024 гг. Программа состоит из шести разделов. В каждом разделе осуществлена структуризация на основе трех взаимосвязанных аспектов. Первый из них отражает имеющийся задел, достигнутый в период подготовки к проектированию программы, который длился с 2016 до 2020 г. При этом определяются наиболее существенные предпосылки, способствующие повышению эффективности управления вузом. Второй аспект связан с постановкой на основе созданного задела конкретных задач, которые фактически представляют собой перечень мероприятий, направленных на повышение качества деятельности УралГУФК по всем основным направлениям его функционирования. И, наконец, третий аспект предполагает проектирование ожидаемых результатов, которые планируется достичь по итогам реализации программы. Они представляют собой своего рода индикаторы для оценки эффективности выполнения поставленных задач. Спроектированная по такому принципу программа развития вуза физической культуры, на наш взгляд, содержит в себе все необходимые условия модернизации управления университетом в целях достижения высокого качества результатов по всем его основным процессам.

Ключевые слова: управление образованием, проектирование в образовании, программа развития образовательной организации, вуз физической культуры, системный подход в образовании.

Постановка задачи

Образовательная организация высшего образования является сложной динамичной системой. В первую очередь это организация, созданная для решения задач органа исполнительной власти, которому она подведомственна. Основной задачей данных образовательных организаций является подготовка специалистов, обладающих теми или иными профессиональными компетенциями. Вузы физической культуры, как образовательные организации высшего образования, подведомственны Министерству спорта Российской Федерации. Соответственно, их главной задачей является подготовка кадров для отрасли физической культуры и спорта. Решению данной задачи способствует ряд процессов, реализуемых в вузе. Для их эффективной реа-

лизации необходимо осуществлять управление данными процессами, стратегически ориентированное на достаточно длительный период и предполагающее определенное развитие, выражающееся как в изменениях тех или иных количественных показателей, так и в неких качественных преобразованиях. Одним из инструментов такого управления может выступать программа развития вуза физической культуры, проектируемая на пятилетний период.

Обзор литературы

В связи с тем, что специфика нашей статьи предполагает исследование вузовской тематики, важной теоретической предпосылкой для нас являются изыскания, посвященные различным проблемам деятельности образовательных организаций высшего образования.

В современных исследованиях, посвященных соответствующей тематике, весьма глубоко изучены общие тенденции вузовского образования [3, 25, 26, 30]. Важную роль играют научные труды в области гуманизации образования [7, 8, 16]. Существенное внимание уделяется поиску перспективных направлений повышения качества образования обучающихся [4, 10, 12].

Особое внимание следует уделить анализу теоретических исследований в области организации образовательного процесса в вузах физкультурно-спортивного профиля [5, 13, 14, 17]. При этом важно учитывать, что одно из существенных отличий вузов физической культуры от иных образовательных организаций высшего образования состоит в ярко выраженной здоровьесберегающей направленности образовательного процесса. Поэтому в качестве теоретических предпосылок данной статьи отдельно необходимо отметить изыскания, посвященные изучению здоровьесбе-регающего образовательного процесса [18, 24, 28].

В то же время объектом исследования, в рамках которого решается проблема проектирования программы развития вуза физической культуры, является, по нашему мнению, управление образованием. Поэтому в данной статье мы опираемся на ряд научных трудов, посвященных рассмотрению фундаментальных вопросов управления образованием [2, 6, 15, 23]. Более детально нами проанализированы публикации в области управления образовательными организациями высшего образования [9, 21, 27, 29].

Кроме того, в данной статье проектирование программы развития вуза осуществляется на основе системного подхода. Существует ряд фундаментальных исследований и разработок, посвященных реализации данного подхода применительно к различным объектам в области образования [1, 5, 11, 16, 22]. Соответствующие научные труды также составили одну из важных теоретических предпосылок нашего исследования.

Методология

и результаты исследования

Как уже сказано выше, при проектировании программы развития вуза физической культуры на пятилетний период мы опирались на методологию системного подхода. В соответствии с этим, данная программа рассматривается нами как система и в процессе

ее проектирования целесообразно исходить из того, что любой системе присущи четыре признака - состав, структура, функции и генезис [11].

Любая система имеет определенный состав, то есть рассматривается как совокупность неких элементов. Соответственно, при проектировании программы развития вуза физической культуры мы выделяем шесть основных элементов. Их состав определяется основными процессами, из совокупности которых складывается деятельность вуза физической культуры. Основными направлениями данной деятельности выступают образовательная, научно-исследовательская, спортивная, международная, административно-хозяйственная и социальная. Исходя из указанных направлений, в качестве основных элементов проектируемой нами системы имеет смысл выделить следующие: «1. Проектирование и реализация образовательных программ. 2. Научные исследования и разработки. 3. Спортивная работа. 4. Международная деятельность. 5. Управление материальной базой. 6. Социальная поддержка сотрудников и студентов» [20].

Далее рассмотрим структуру проектируемой нами системы. Она предполагает выделение внутри системы определенных взаимосвязей и иерархии ее элементов. Мы предлагаем устанавливать соответствующую иерархию исходя из трех взаимосвязанных аспектов.

Первый из них - это имеющийся задел для дальнейшего развития образовательной организации. Данный аспект предполагает определение наиболее существенных предпосылок, способствующих повышению эффективности управления вузом физической культуры.

Второй аспект предполагает, что на основе имеющегося задела осуществляется постановка задач, которые необходимо решить в целях обеспечения эффективного развития соответствующей образовательной организации высшего образования. Такие задачи характеризуют перечень мероприятий, направленных на повышение качества деятельности вуза физической культуры по всем основным направлениям его функционирования.

И, наконец, третьим аспектом в структуре проектируемой программы развития вуза физической культуры выступают предполагаемые результаты реализации задач, со-

Направление 1

Задачи развития

Структура программы развития УралГУФК

держащихся в данной программе. Соответствующие результаты содержат в себе некие целевые ориентиры, или, иначе говоря, индикаторы, по которым можно оценивать эффективность выполнения поставленных задач в процессе реализации программы, а также по ее итогам.

Таким образом, программа имеет структуру, изображенную на рисунке.

Рассмотрим каждое из направлений во взаимосвязи выявленных аспектов. 1. Проектирование и реализация образовательных программ Имеющийся задел в области проектирования и реализации образовательных программ.

В УралГУФК внедрена электронная информационно-образовательная среда, вклю-

чающая в себя: предоставление доступа ко всем документам, входящим в основные образовательные программы; обеспечение фиксации информации об образовательном процессе, его промежуточных, итоговых и заключительных результатах; электронные портфолио студентов; обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса через сеть Интернет; обеспечение возможности проведения всех видов занятий и процедур оценки результатов образования с применением электронного обучения.

В октябре-ноябре 2019 г. впервые организовано участие студентов университета в процедуре независимой оценки качества образования, проводимой Рособрнадзором. Оценка проводилась по трем компетенциям. По ее результатам общий уровень освоения компетенций студентами УралГУФК составил более 90 %.

«УралГУФК первым среди вузов физической культуры России стал участвовать в региональном и национальном чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс». С 2017 г. университет является организацией-партнером регионального конкурса и официальной площадкой по проведению соревнований в компетенции «Адаптивная физическая культура» [19]. Также, начиная с 2017 г., студенты УралГУФК ежегодно принимают участие в национальном чемпионате по компетенциям «Массажист» и «Адаптивная физическая культура».

«В целях обеспечения обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья, приобретены и внедрены в образовательный процесс 7 единиц индукционных систем для обучения слабослышащих, портативное устройство для чтения и принтер Брай-ля для обучения слабовидящих, компьютерный роллер и клавиатура с большими кнопками для обучения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» [19].

Для повышения уровня методического обеспечения образовательного процесса в библиотеку УралГУФК приобретено свыше 5400 экземпляров учебной и около 1000 экземпляров научной литературы.

100 % профессорско-преподавательского состава прошли повышение квалификации в области владения средствами информационно-коммуникационных технологий.

В УралГУФК обучились по программам дополнительного профессионального образования более 1000 работников отрасли физической культуры и спорта Уральского федерального округа. По заявкам Минспорта Челябинской области и подведомственных ему организаций организовано 3 цикла курсов повышения квалификации тренеров и 7 тематических семинаров для тренеров с привлечением ведущих Российских специалистов.

На основе задела сформулированы «задачи в области проектирования и реализации образовательных программ и соответствующие им предполагаемые результаты: полный переход на Федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++» [20]; лицензирование новых направлений подготовки; активизация участия студентов в конкурсах профессионального мастерства разного уровня; совершенствование электронной информационно-образовательной среды УралГУФК; расширение возможностей использования современных образовательных технологий, в том числе для обеспечения возможности беспрепятственного получения образования лицами с ОВЗ; совершенствование учебно- и научно-методического обеспечения образовательного процесса для всех категорий обучающихся; разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования как для научно-педагогических работников университета, так и для тренеров и инструкторов физической культуры в Уральском федеральном округе и близлежащих регионах в рамках государственного задания [20]. Предполагаемые результаты коррелируют с этими задачами. Имеющийся задел и ресурсы обеспечивают возможность их достижения.

2. Научные исследования и разработки

Имеющийся задел в области научных исследований и разработок включает в себя проведение следующих мероприятий.

На базе УралГУФК проведено 3 международных и 10 всероссийских научных конференций, 4 из которых реализованы в соответствии с планом научных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации.

В соответствии с государственным заданием выполнено 5 тем НИР в области научного обоснования подготовки спортивного резерва и квалифицированных спортсменов. Освоено 6,2 млн руб.

По договорам с Министерством по физи-

ческой культуре и спорту Челябинской области в рамках сопровождения ведущих спортсменов сборных команд региона за период 2016-2019 гг. выполнены НИР на сумму 4 млн руб. Кроме того, выполнены работы по научно-методическому обеспечению спортсменов в подведомственных Министерству организациях на общую сумму 400 тыс. руб.

«Закуплено новое и модернизировано имеющееся научное оборудование, а также приобретены материалы для исследований на сумму 1,8 млн руб.» [19]. В качестве примера можно привести нейромиоанализатор «Ней-ромиан», психотест «Нейрософт» и др.

За указанный период в УралГУФК оформлено 13 патентов и авторских свидетельств.

Опубликовано 60 статей в изданиях, включенных в международные научные базы WebofScience, Scopus, а также 420 статей в изданиях, входящих в реестр ВАК Минобр-науки России.

Всего за указанный период проведено более 12 тыс. человеко-исследований, в которых участвовало более 500 спортсменов по таким видам спорта, как бокс, велоспорт, гребля, дзюдо, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.

Среди задач в области научных исследований и разработок: подготовка создания регионального Центра научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва и медико-восстановительного центра на базе лабораторий университета; создание новой лабораторной базы УралГУФК; разработка «программы выявления одаренных детей для занятий спортом на основе тестирования физических качеств и определения генетических маркеров одаренности» [20]; активизация развития новых проектов и создание информационной среды для поддержки всех видов НИР; укрепление кадрового обеспечения НИР. Достижимость предполагаемых результатов обеспечивается имеющимся заделом и их соответствием задачам [20].

3. Спортивная работа

Охарактеризуем имеющийся задел в области спортивной работы.

На XXXI летних Олимпийских играх 2016 г. в Рио-де-Жанейро студенты и выпускники УралГУФК завоевали 5 медалей: Сафин Тимур (фехтование) - 1 золотая и 1 бронзовая, Жилинскайте Виктория (гандбол) - 1 золотая, Белякова Анастасия (бокс) - 1 бронзовая, Каримова Эльвина (водное поло) -

1 бронзовая. На XXIII зимних Олимпийских играх и XII зимних Паралимпийских играх

2018 г. в Пхенчхане завоевано 10 медалей: Войнов Вячеслав (хоккей) - 1 золотая, Нестеров Никита (хоккей) - 1 золотая, Прохоркин Николай (хоккей) - 1 золотая, Елистратов Семен (шорт-трек) - 1 бронзовая, Лысова Миха-лина (спортсменка-паралимпиец) - 2 золотых и 1 серебряная в биатлоне, 2 серебряных и 1 бронзовая в лыжных гонках.

Помимо спорта высших достижений, активное развитие в указанный период получил студенческий спорт в УралГУФК. Среди некоторых достижений в данной сфере необходимо отметить 1 общекомандное место на финальных соревнованиях V Всероссийской зимней Универсиады 2018 г., 1 место команды университета в сезоне 2018-2019 гг. в студенческой хоккейной лиге (дивизион «бакалавр»), 1 место команды УралГУФК во Всероссийских студенческих соревнованиях по спортивному ориентированию на лыжах в

2019 г., 2 место команды вуза на Всероссийских студенческих соревнованиях по конькобежному спорту в 2019 г., 3 место команды университета на зимнем чемпионате РССС по легкой атлетике и др.

В октябре 2019 г. на основании Приказа Министра спорта Российской Федерации в УралГУФК открыт Центр тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

«За указанный период в целях улучшения условий и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса приобретено спортивного инвентаря и спортивной формы на сумму около 2,3 млн руб.

На командирование студентов УралГУФК для участия в различных спортивных соревнованиях и мероприятиях направлено около 12 млн руб.» [19].

Приоритетные задачи и предполагаемые результаты в области спортивной работы включают, прежде всего, создание необходимых условий для успешных выступлений студентов УралГУФК на XXXII летних Олимпийских играх 2020 г., XXIV зимних Олимпийских играх 2022 г. и XXXIII летних Олимпийских играх 2024 г.; на международных, всероссийских и региональных студенческих соревнованиях. Также среди задач этого направления - развитие «волонтерского движения, активизация спортивно-массовой работы с населением Челябинской области в

рамках национального проекта «Спорт - норма жизни». В соответствии с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. поставлена задача начать реализацию в университете федеральных стандартов спортивной подготовки, программ спортивной подготовки на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства» [20]. Предполагаемые результаты охарактеризованы количественными и качественными показателями и соответствуют поставленным задачам.

4. Международная деятельность

В области международной деятельности с Урал ГФК имеется следующий задел.

На сегодняшний день действует 26 договоров о международном сотрудничестве, заключенных между университетом и различными зарубежными организациями. В последние годы в УралГУФК на обучение поступил 121 иностранный студент.

В 2016 и 2017 гг. УралГУФК в рамках международного гранта DAAD (немецкая служба академических обменов) на общую сумму около 30 тыс. евро провел совместно с Йенским университетом им. Фридриха Шиллера летнюю школу «Экономика спорта и спортивный менеджмент» с привлечением 3 лекторов данного университета.

Задачи и предполагаемые результаты в области международной деятельности связаны с активизацией всех аспектов международной деятельности сотрудников УралГУФК (образовательной, научных исследований), а также с привлечением большего числа иностранных студентов [20].

5. Управление материальной базой

В последние годы произошло заметное укрепление материальной базы УралГУФК. «В рамках целевой субсидии от Минспорта России получено финансирование на сумму 105,8 млн руб. для проведения капитальных ремонтов учебно-спортивного корпуса УралГУФК (легкоатлетический манеж) и общежития «Дом студентов» [19]. Мероприятия данного направления были направлены на обеспечение доступности среды для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с государственной подпрограммой «Развитие хоккея в Российской Федерации» проведены проектно-изыскательские работы и планируется завершение в 2021 г. строительства крытого катка с искусственным льдом.

Среди задач и предполагаемых результа-

тов - реконструкция учебного корпуса Екатеринбургского института физической культуры (филиала) УралГУФК; создание «учебно-спортивного комплекса для нужд учебного процесса, и для обеспечения тренировочного процесса по легкой атлетике, футболу, гимнастике, боксу, спортивной борьбе, тхэквондо, плаванию и водному поло на выделенном в безвозмездное пользование университету земельном участке; обеспечение полное соответствие материально-технической базы всех корпусов и общежитий УралГУФК требованиям доступности для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья» [20]. Среди задач обеспечения материального развития университета в перспективе - «принятие всех необходимых мер для включения в план создания объектов капитального строительства Минспорта России учебного корпуса на 400 мест с общежитием на 200 мест на выделенном в безвозмездное пользование университету земельном участке» [20]. Соответствующие предполагаемые результаты отражены в разделе 5.3 программы [20].

6. Социальная поддержка сотрудников и студентов Данное направление значимо для сохранение и развития человеческого ресурса УралГУФК и в данном направлении можно отметить ряд достижений в последние годы (отчетный период): рост средней заработной платы профессорско-преподавательского состава УралГУФК на 43,5 % (с 44,5 тыс. руб. в месяц до почти 64 тыс. руб. в месяц); стимулирующие выплаты другим категориям сотрудников за указанный период в объеме 8,3 млн руб.; материальная помощь в общей сложности более 1,2 млн руб. сотрудникам и 20,2 млн руб. студентам; 2,1 млн руб. на непрерывное образование сотрудников УралГУФК [19].

Задачи в области социальной поддержки сотрудников и студентов направлены на повышение удовлетворенности сотрудников и студентов условиями профессиональной деятельности и социальными условиями [20]. Предполагаются совершенствования балльно-рейтинговой системы для материального поощрения сотрудников разных категорий в УралГУФК. Запланированные меры направлены на то, чтобы «обеспечивать ежегодное выполнение соотношения средней заработной платы научно-педагогических работников

университета и средней заработной платы по экономике региона на уровне выше 200 %, а преподавателей колледжа - на уровне выше 100 %» [20].

Перейдем к функциональной составляющей проектируемой нами системы. Любая система проектируется исходя из какого-либо функционального назначения, которое соответствует цели, на достижение которой направлена в целом реализация соответствующей программы. «Соответственно нами сформулирована следующая цель программы - модернизировать систему управления университетом для достижения высокого качества результатов по основным процессам вуза: проектирование и реализация образовательных программ, научные исследования и разработки, спортивная работа, международная деятельность, управление материальной базой, социальная поддержка сотрудников и студентов» [5].

Генезис системы характеризует стадии и временные промежутки развития системы. На основе этой характеристики мы ставим задачи на период с 2020 по 2024 г. и определяем предполагаемые результаты реализации программы в течение ближайших пяти лет, рассматривая период с 2016 г. по настоящее время как задел успешного достижения цели программы.

Эффективность программы оценивалась исходя из успешности осуществления задела по каждому из шести направлений (элементов) программы, а также преемственности поставленных задач и предполагаемых результатов относительно задела.

Выводы

Основным результатом представляется разработанная для одного из физкультурных вузов Уральского федерального округа программа развития [30]. Программа развития ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» а) разработана на основе системного подхода; б) состоит из вышеуказанных шести разделов (элементов); в) в каждом разделе осуществлена структуризация по трем уровням: имеющийся задел, задачи, предполагаемые результаты.

Можно констатировать, что применение системного подхода в качестве методологической основы для проектирования программы развития образовательной организации выс-

шего образования позволяет построить достаточно эффективную модель реализации перспективных мероприятий по всем основным направлениям деятельности вуза, базирующихся на созданных ранее предпосылках и позволяющих прогнозировать конечные результаты. Созданная с учетом ведущих положений системного подхода программа развития вуза физической культуры содержит в себе все необходимые условия модернизации управления университетом в целях достижения высокого качества результатов по основным его процессам, включая образовательную, научно-исследовательскую, спортивную, международную, административно-хозяйственную и социально-ориентированную работу.

Литература

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методол. проблемы / А.Н. Аверьянов. -М. : Политиздат, 1985. -263 с.

2. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М. : ОЦ «Педагогический поиск», 1999. -224 с.

3. Котлярова, И.О. Научно-образовательный процесс в университете / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Все-рос. науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.

4. Куликов, Л.М. Системный подход к проектированию стратегии развития вуза физической культуры / Л.М. Куликов, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Т. 5, № 1. - С. 27-33.

5. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса / И.О. Кот-лярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, О.А. Хан-жина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2008. - № 29 (129). - С. 34-54.

6. Репин, С.А. Программно-целевой принцип управления образованием / С. А. Репин. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -221 с.

7. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированное непрерывное образование / Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. -№ 38 (171). - С. 7-10.

8. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.

9. Сериков, Г.Н. Знаниево-компетент-ностная концепция модернизации образования в университете / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - № 24 (241). - С. 8-21.

10. Сериков, Г.Н. Качество образования как ценность / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. -№ 29 (129). - С. 14-34.

11. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. -Курган: Зауралье, 1997. -464 с.

12. Сериков, Г.Н. Ориентиры измерения качества образования /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -№ 3 (179). - С. 19-31.

13. Сериков, Г.Н. Управление физкуль-турно-спортивной деятельностью / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: Урал. гос. ун-т физ. культуры, 2003. - 248 с.

14. Сериков, Г.Н. Управление физкуль-турно-спортивной деятельностью: теоретический аспект / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. -Челябинск: УралГУФК, 2011. - 338 с.

15. Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -№ 12 (188). - С. 49-58.

16. Сериков, С.Г. Гуманно-ориентированная интерпретация системы качества образования / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009. -№ 6. - С. 15-20.

17. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Теория и практика физ. культуры. - 2016. -№ 5. - С. 6-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающее образование в вузе: методология, теория и практика / С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2014. - 194 с.

19. Сериков, С.Г. Отчет исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО «УралГУФК» Серикова Сергея Геннадьевича за период с 23.05.2016 г. по настоящее время / С.Г. Сери-

ков. - http://www.uralgufk.ru/sites/ default/files/ news/files/Otchet_o_rabote_Serikova_S.G._v_ statusei.o._rektora.pdf (дата обращения: 25.03.2020).

20. Сериков, С.Г. Программа кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО «УралГУФК» Серикова Сергея Геннадьевича / С.Г. Сериков. -http://www.uralgufk.ru/sites/default/files/news/ files/Serikov S.G._-_programma.pdf (дата обращения: 01.02.2020).

21. Элементы теории и практики управления образовательной организацией высшего образования / С.Г. Сериков, Н.В. Богдан, О.А. Клестова и др. - Челябинск: Урал. Акад., 2015. - 326 с.

22. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности / Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. -319 с.

23. Chinapah, V. Integrated Development of Human Resources and Educational Planning / V. Chinapah, J-I. Lofstedt, H. Weiler // Prospects. - 1989. - Vol. 19. - Iss. 1. - P. 11-32.

24. Clarke, C. Sustaining the Health and Wellbeing of Academic Staff / C. Clarke // British Journal of Occupational Therapy. - 2014. -No. 77. - P. 72-73.

25. Kotlyarova, I. A Model for Academic Staff Training in International Activities /1. Kotlyarova, K. Volchenkova // INTED 2017 Proceedings. - P. 1878-1882.

26. Khasawneh, S. Learning Organization Disciplines in Higher Education Institutions: An Approach to Human Resource Development in Jordan / S. Khasawneh / Innovative Higher Education. - 2011. - Vol. 36. - Iss. 4. - P. 273-285.

27. Serikov, S. Saving of Students' Health as an Academic Staff Competence / S. Serikov, G. Serikov, E. Orekhov // INTED2016 Proceedings. - P. 5780-5784.

28. Relationship Between the Development of Personal Resources of Academic Staff and Their Innovative Activities / I. Kotlyarova, G. Serikov, S. Vaulin, I. Shchurov // ICERI 2018 Proceedings. - P. 7830-7834.

29. Vaulin, S. Integration of Education, Science and Entrepreneurship in Student Training and Professional Development of Academic Staff and Enterprise Employees / S. Vaulin // INTED 2017Proceedings. - P. 2701-2704.

30. Voloshina, I. Kotlyarova, I. Lifelong Learning for University Human Resource Development / I. Voloshina, I. Kotlyarova // INTED 2017 Proceedings. - 2017. - P. 2669-2673.

Сериков Сергей Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск, [email protected].

Поступила в редакцию 12 февраля 2020 г.

DOI: 10.14529/ped200202

DEVELOPMENT PROGRAM DESIGN FOR A UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE BASED ON A SYSTEM APPROACH

S.G. Serikov, [email protected]

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

For the effective solution of the tasks set before the university of physical education, it is necessary to manage the main processes of the educational organization. One of the tools can be a development program. The theoretical background of this problem can be found in the literature on general issues of higher education, on the physical culture education, on education management using a system approach to education. The methodology of the system approach allows, in our opinion, to design effectively the development program for a university of physical culture education.

The authors have created a development program for the Ural State University of Physical Culture (further USUPhC) for the period from 2020 to 2024. The program consists of six sections. Each section is structured on the basis of three interrelated aspects. The first aspect reflects the rationale for the program design and the preparation for the program implementation -it is the period from 2016 to 2020. At the same time, the most essential prerequisites that contribute to the increase of the effectiveness of university management have been identified. The second aspect is related to the formulation of specific tasks, which represent a list of activities aimed at improving the quality of USUPhC activities in all the spheres of its activities. The third aspect involves the design of the expected results that are planned to be achieved. They are indicators to assess the effectiveness of tasks' implementation. The program for the development of a university of physical culture contains all the necessary conditions for modernizing university management to achieve high quality results in all its basic processes.

Keywords: education management, design in education, educational organization development program, university of physical education, systematic approach to education.

References

1. Aver'janov A.N. Sistemnoe poznanie mira. Metodologicheskie problem [Systemic Knowledge of the World. Methodological Issues]. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 263 p.

2. Konarzhevskiy Yu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie [Management and Intraschool Management]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 1999. 224 p.

3. Kotlyarova I.O., Sefikov G.N. [Scientific and Educational Process at the University]. Metodolo-giya i metodika formirovaniya nauchnykh ponyatiy u uchashchikhsya shkol i studentov vuzov: materialy X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Methodology and Methodology for the Formation of Scientific Concepts in School and University Students: Materials of the X All-Russian Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk, ChGPU Publ., 2004, pp. 24-27. (in Russ.)

4. Kulikov L.M., Serikov S.G. [A systematic Approach to Designing a Development Strategy for a University of Physical Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2013, vol. 5, no. 1, pp. 27-33. (in Russ.)

5. Kotlyarova I.O., Serikov G.N., Serikov S.G., Khanzhina O.A. [Indicators for Assessing the Quality of the Results of the Educational Process]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare, Physical Education, 2008, no. 29 (129), pp. 34-54. (in Russ.)

6. Repin S.A. Programmno-tselevoy printsip upravleniya obrazovaniem [Program-targeted Principle of Education Management]. Chelyabinsk, Izd-vo ChGPU Publ., 1999. 221 p.

7. Serikov G.N., Kotlyarova I.O. [Humanely Oriented Continuing Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2009, no. 38 (171), pp. 7-10. (in Russ.)

8. Serikov G.N., Serikov S.G. Zdorov'esberezhenie v gumannom obrazovanii [Health Care in Humane Education]. Ekaterinburg-Chelyabinsk, Izd-vo ChGPU Publ., 1999. 242 p.

9. Serikov G.N. [Knowledge-competency-based Concept of Modernization of Education at the University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2011, no. 24 (241), pp. 8-21. (in Russ.)

10. Serikov G.N., Serikov S.G. [The Quality of Education as a Value]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare, Physical Education, 2008, no. 29 (129), pp. 14-34. (in Russ.)

11. Serikov G.N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: Aspects of Systemic Reflection]. Kurgan, Zaural'e Publ., 1997. 464 p.

12. Serikov G.N. [Benchmarks for Measuring the Quality of Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2010, no. 3 (179), pp. 19-31. (in Russ.)

13. Serikov G.N., Serikov S.G. Upravlenie fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nost'yu [Management of Sports Activities]. Chelyabinsk, Ural'skiy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kul'tury Publ., 2003. 248 p.

14. Serikov G.N., Serikov S.G. Upravlenie fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nost'yu: teoreticheskiy aspekt [Management of Sports Activities: Theoretical Aspect]. Chelyabinsk, UralGUFK Publ., 2011. 338 p.

15. Serikov G.N., Serikov S.G. [Management Support for Student Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2010, no. 12 (188), pp. 49-58. (in Russ.)

16. Serikov G.N., Serikov S.G. [Humane-oriented Interpretation of the Quality System of Education]. Education and science. Izvestiya UrO RAO, 2009, no. 6, pp. 15-20. (in Russ.)

17. Serikov G.N., Serikov S.G. Health-saving Role of Physical Education in the Educational Process of a University. Theory and Practice of Physical Education, 2016, no. 5, pp. 6-8. (in Russ.)

18. Serikov S.G. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie v vuze: metodologiya, teoriya i praktika [Health-saving Education at the University: Methodology, Theory and Practice]. Chelyabinsk, Ural'skaya akademiya Publ., 2014. 194 p.

19. Serikov S.G. Otchet ispolnyayushchego obyazannosti rektora UralGUFK Serikova Sergeya Gennad'evicha za period s 23.05.2016 g. po nastoyashchee vremya [Report of the Acting Rector of UralGUFK Serikov Sergey Gennadevich for the Period from 05.23.2016 to the Present]. Available at: http://www.uralgufk.ru/sites/default/files/news/files/Otchet_o_rabote_Serikova_S.G._v_statuse_i.o._ rektora.pdf (accessed 25.03.2020).

20. Serikov S.G. Programma kandidata na dolzhnost' rektora UralGUFK Serikova Sergeya Gennad'evicha [The Program of the Candidate for the Post of rector of UralGUFK Serikov Sergey Gennadie-vich]. Available at: http://www.uralgufk.ru/sites/default/files/news/files/Serikov_S.G._-_ programma.pdf (accessed 01.02.2020).

21. Serikov S.G., Bogdan N.V., Klestova O.A., Ishimova I.N., Borodina E.S. Elementy teorii i praktiki upravleniya obrazovatel'noy organizatsiey vysshego obrazovaniya [Elements of the Theory and Practice of Managing an Educational Institution of Higher Education]. Chelyabinsk, Ural'skaya Akademiya Publ., 2015. 326 p.

22. Yudin E.G. Sistemnyy podkhod i printsipy deyatel'nosti [Systematic Approach and Principles of Activity]. Moscow, Nauka Publ., 319 p.

23. Chinapah V. Löfstedt J-I. Weiler H. Integrated Development of Human Resources and Educational Planning. Prospects, 1989, vol. 19, iss. 1, pp. 11-32. DOI: 10.1007/bf02195855

24. Clarke C. Sustaining the Health and Wellbeing of Academic Staff. British Journal of Occupational Therapy, 2014, no. 77, pp. 72-73.

25. Kotlyarova I., Volchenkova K. A Model for Academic Staff Training in International Activities. INTED 2017Proceedings, pp. 1878-1882.

26. Khasawneh S. Learning Organization Disciplines in Higher Education Institutions: An Approach to Human Resource Development in Jordan. Innovative Higher Education, 2011, vol. 36, iss. 4, pp. 273-285. DOI: 10.1007/s10755-010-9170-8

27. Serikov S., Serikov G., Orekhov E. Saving of Students' Health as an Academic Staff Competence. INTED2016Proceedings, pp. 5780-5784. DOI: 10.21125/inted.2016.0383

28. Kotlyarova I., Serikov G., Vaulin S., Shchurov I. Relationship Between the Development of Personal Resources of Academic Staff and Their Innovative Activities. ICERI2018 Proceedings, pp. 7830-7834. DOI: 10.21125/iceri.2018.0402

29. Vaulin S. Integration of Education, Science and Entrepreneurship in Student Training and Professional Development of Academic Staff and Enterprise Employees. INTED2017 Proceeding, pp. 2701-2704. DOI: 10.21125/inted.2017.0741

30. Voloshina I., Kotlyarova I. Lifelong Learning for University Human Resource Development. INTED2017Proceedings, 2017, pp. 2669-2673. DOI: 10.21125/inted.2017.0734

Received 12 February 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Сериков, С.Г. Проектирование программы развития вуза физической культуры на основе системного подхода / С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12, № 2. -

С. 19-29. DOI: 10.14529/ped200202

Serikov S.G. Development Program Design for a University of Physical Culture Based on a System Approach. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 2, pp. 19-29. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped200202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.