Научная статья на тему 'Проектирование программы развития современной школы'

Проектирование программы развития современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / НОВАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ / PROJECTING / DEVELOPMENT PROGRAM / MODERN SCHOOL / CONTEMPORARY SCHOOL / NATIONAL SECURITY / FACTORS OF SCHOOL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна

В статье речь идет о региональном опыте проектирования программ развития современной школы на региональном, муниципальном и школьном уровнях. О первых результатах реализации таких программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to regional experience of projecting modern school development program for regional, municipal and school levels as well as to initial results of their realization.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы развития современной школы»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Н. Э. Касаткина

MODERN SCHOOL DEVELOPMENT PROJECT

N. E. Kasatkina

В статье речь идет о региональном опыте проектирования программ развития современной школы на региональном, муниципальном и школьном уровнях. О первых результатах реализации таких программ.

The article is devoted to regional experience of projecting modern school development program for regional, municipal and school levels as well as to initial results of their realization.

Ключевые слова: проектирование, программа развития, современная школа, новая школа, национальная безопасность, факторы развития школы.

Keywords: projecting, development program, modern school, contemporary school, national security, factors of school development.

Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения образования и повышения доступности образования широким слоям населения неизбежно приводит к необходимости создания образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму современного образования, разработать программу развития отечественной школы.

Проектирование системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого выпускника школы в частности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики является одной из важных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики.

Развитие системы общего и профессионального образования определяется необходимостью организации непрерывного, самостоятельного, опережающего воспитательно-образовательного процесса.

Проектирование программы общего и профессионального образования становится таким явлением, которое способно предоставить обучающимся разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечивает возможность получения современного профессионального знания.

Подобная программа дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, независимо от того, где бы территориально он ни проживал.

В итоге формируется сеть (консорциум) связанных друг с другом учебных заведений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности учащейся молодежи.

Тем самым создается возможность многомерного движения личности в образовательно-профессиональном пространстве, ее развитие через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.

При проектировании программы образования мы использовали накопленный в условиях Кемеровской области научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт осуществления дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры образования региона.

Таким образом мы обеспечили объединение усилий вузов, ссузов, учреждений НПО и общеобразовательных учреждений и на основе:

- требований государственных образовательных стандартов;

- общих психолого-педагогических, методических и технологических требований к учебнометодическим и информационным ресурсам регионального образования;

- единых требований к уровню психолого-пе-дагогической компетентности кадров преподавателей системы регионального образования;

- создания единой информационно-образовательной системы регионального образования;

- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие образования в целом;

- координации всех субъектов образовательного процесса региона.

Это особенно важно в настоящее время, когда система образования испытывает деградацию и как следствие - снижение количества и качества высококвалифицированных выпускников, что представляет угрозу даже национальной безопасности России. Такая постановка вопроса не является чем-то беспрецедентным в мировой практике. Достаточно обратиться к опыту США. Сама за себя говорит формулировка принятых в разное время американских федеральных законов: «Об образовании в целях национальной обороны», «Об образовании в целях укрепления экономической безопасности», «О национальных целях образования» и др.

По уровню квалификационного потенциала имеющиеся в распоряжении России трудовые ресурсы оцениваются многими экспертами по-прежнему как лучшие в мире. Данное качественное преимущество основывается на эффективных отечест-

венных традициях. Однако по мере деградации отечественной образовательной системы снижается и квалификационный ресурс.

Требования к переходу к «постиндустриальному обществу», «наукоемкой экономике», «обществу знаний» представлены сегодня в каждой платформе развития России. Мы согласны с Б. Л. Вульфсоном, что в действительности отечественное образование развивается в прямо противоположном по отношению к обозначенным ориентирам направлении. Все более возрастает сырьевая составляющая экономического роста, которая не требует высокого уровня образования. Растрачиваются невосполнимые ресурсы при том, что возобновляемый интеллектуальный потенциал минимизируется. А потому очень важно определить угрозы, мешающие развитию образования, как фактора, лишающего Россию перспектив долгосрочного развития. Таким образом, российская система образования реформируется в направлении противоположном новым историческим реалиям [1].

В практике работы региональной системы образования существуют различные учреждения общего образования. Так, в Кемеровской области функционируют 64 лицея и гимназии, 12 школ с углубленным изучением учебных предметов, более 40 ресурсных центров и других образовательных учреждений. А потому мы считаем, что не может быть единой программы развития образования для всех образовательных учреждений: каждое образовательное учреждение должно разрабатывать свою программу развития, в которой должны быть отражены: ведущая идея, цели, задачи реализации программы, развитие материально-технической базы школы, подготовки кадров для реализации новых стандартов обучения, финансирование образовательного учреждения и т. д.

Каждая школа в своей программе определяет: как будет осуществляться ремонт школы, какие классы будут модернизироваться, кто из учителей пройдет повышение квалификации и где, какие новые ученические, родительские и учительские объединения будут создаваться, где школьники проведут свои каникулы, где будут отдыхать учителя, в каких конкурсах и конференциях примут участие учителя, в каких олимпиадах, конференциях «школах» и конкурсах примут участие ученики и т. д.

Но для развития системы образования кроме программы развития необходимо создать организационно-педагогические условия, которые могут быть созданы только региональными и муниципальными органами образования. Мы считаем целесообразным программу разрабатывать на несколько лет.

Остановимся в качестве примера более подробно на вопросах проектирования создания материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В Кузбассе самый большой парк школьных автобусов. Сегодня в области действует более 400 школьных маршрутов. Для обеспечения безопасности детей школьные автобусы начали осна-

щаться системой спутникового видеонаблюдения ГЛОНАСС или ГЛОНАС/ОРЯБ/.

Важнейшим условием повышения качества образования является материально-техническая база образовательных учреждений, предполагающая оснащение помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, наличие необходимого оборудования.

В течение трех лет мы осуществляли мониторинговое исследование удовлетворенности жителей Кузбасса качеством образования. Более 75 % родителей, дети которых посещают образовательные учреждения, считают, что материально-техническая база учреждений образования соответствует современным требованиям.

В последние два года наблюдается повышение уровня удовлетворенности основных потребителей образовательных услуг отдельными составляющими материально-технической базы. Так в 2009 - 2010 учебном году родители отмечали улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений (с 57,99 до 60,31 %), дошкольных образовательных учреждений (с 95,26 до 97,28 %) [2]. На протяжении двух лет сохраняется высокая оценка со стороны родителей материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей.

Практически все родители (97,28 %) отмечают, что санитарно-гигиенические условия в образовательных учреждениях соответствуют предъявляемым требованиям, причем их оценки в 2009 - 2010 учебном году в сравнении с 2008 - 2009 учебным годом стали значительно выше.

Создание хорошей материально-технической базы это хорошо, но недостаточно. Ведь даже при наличии достаточной материально-технической базы и необходимого финансирования (что в Кемеровской области удалось обеспечить) без квалифицированных преподавателей, которые бы отвечали требованиям третьего тысячелетия, невозможно обеспечить не только создание эффективного образовательного пространства, но и развитие системы образования в целом.

В 2009 - 2010 учебном году в образовательных учреждениях региона работали 46893 педагогических работника, 19234 из них - в общеобразовательных учреждениях. Это на 608 человек меньше, чем в 2008 - 2009 учебном году, что объясняется процессами оптимизации кадрового потенциала образовательных учреждений всех типов и видов.

В региональной системе образования в основном работают учителя в возрасте от 30 до 45 и от 45 до 55 лет со стажем работы от 10 до 25 и более 25 лет. Снижается количество педагогических работников в возрасте более 60 лет (с 17,21 % в 2008 -

2009 учебном году до 15,43 % в 2009 - 2010 учебном году), наблюдается сокращение стажевой группы педагогов, которые трудятся в образовании более 25 лет. Увеличивается количество молодых специалистов со стажем работы до 3 лет с 4,78 % в 2008 - 2009 учебном году до 5,75 % в 2009 -

2010 учебном году [2].

Региональная кадровая программа, направленная на стимулирование притока в систему образования молодых специалистов через осуществление мер социальной поддержки, определена в «Законе об образовании Кемеровской области». Реализация этой программы способствовала постепенному омоложению педагогических коллективов образовательных учреждений, увеличению числа педагогов в возрасте до 30 лет и группы педагогов со стажем работы до трех лет.

В настоящее время в учреждениях образования области работают 1289 молодых специалистов. Из них: 474 педагога впервые в этом году приступили к педагогической деятельности, 428 имеют стаж работы до 2 лет, 387 - от 2 до 3 лет.

Особые условия созданы для молодых специалистов, работающих в сельской местности: им предоставляется жилье и единовременное социальное пособие: выпускники высших учебных заведений получают пособие в размере 35000 рублей, а выпускники средних профессиональных учебных заведений - 25000 рублей; осуществляется погашение жилищного займа за счет средств областного бюджета педагогам - молодым специалистам, которые едут работать в сельские образовательные учреждения и проработали в них 7 лет.

Наблюдается положительная динамика в качественных характеристиках педагогических кадров региона: 95,1 % из них имеют педагогическое образование, а 82,53 % - высшее профессиональное образование (данный показатель выше норматива, установленного в стандартах нового поколения на 22,53 %).

Количество учителей, имеющих квалификационную категорию, в Кемеровской области превышает нормативы стандарта (удельный вес не менее

75 %): около 90 % педагогов имеют квалификационную категорию и ежегодно эта цифра растет.

С каждым годом увеличивается число учителей, занимающихся подготовкой научной квалификационной работы на соискание ученой степени.

Сегодня в образовательных учреждениях Кемеровской области работают 147 кандидатов и докторов наук, 94 аспиранта и соискателя. Накопленный опыт, высокие результаты профессиональной деятельности, творческий поиск, интерес к исследованию актуальных проблем современной педагогики стимулируют желание учителей заниматься научной работой.

В 2010 году 34 учителям, защитившим диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, вручены премии на общую сумму 410 тысяч рублей.

Геополитическое соперничество в современной мировой конкурентной борьбе начинается со школьной парты. Не будет преувеличением сказать, что именно в сфере образования определяется расклад сил будущего мироустройства. Мы солидарны с В. Э. Багдасаряном [3] в том, что сегодня включение сферы образования в систему национальной безопасности представляет в иерархии управленческих задач российской государственной политики одну из приоритетных стратегических установок.

Литература

1. Вульфсон, Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон. - М., 1999. - С. 48 - 61.

2. Год учителя в Кузбассе. Информационный справочник. - Кемерово, 2010. - 54 с.

3. Багдасарян, В. Э. Наука и образование как факторы национальной безопасности России / В. Э. Багдасарян. - М., 2011. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.