АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ № 43 ИМЕНИ МАЙОРА АЛЕКСЕЯ КОВРИЖНЫХ г. ЛИПЕЦКА
Е. А. СТЁПОЧКИНА
Статья посвящена обсуждению результатов анализа состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования. В ней приведены данные об истории кадетской школы № 43, уточнены ее цель и стратегия. В статье описаны промежуточные результаты апробации экспериментальной программы кадетской школы, сильные и слабые стороны состояния гражданско-патриотического воспитания кадет, а также выделен потенциал для проведения деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: кадетская школа, гражданско-патриотическое воспитание.
Значимые изменения, произошедшие в государстве в конце XX - начале XXI в., привели к изменениям в социальной, политической, духовной и экономической жизни России. Кадетское воспитание, ориентированное на получение ответа на поставленные современностью проблемы и вопросы, позволяет изменить государственную систему образования.
Актуальность указанной проблематики подтверждается и позицией современного руководства РФ. Так, президент РФ Д. А. Медведев отмечал: «...Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. <...> Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины...» [4]. Также он указывал на ведущую роль кадетского образования в системе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения: «Сейчас мы вновь возрождаем кадетские училища. Те, кто учится в них, я уверен, будут настоящими патриотами своей страны, будут любить Отчизну, свой родной край. Многие, я уверен, выберут военную специальность, потому что стране нужны защитники.» [5]. Премьер-министр РФ В. В. Путин, солидаризируясь с президентом, отмечал: «Сегодняшней России как ни-
когда раньше нужна новая общественная идеология». Он отмечал, что «после масштабных преобразований в стране образовался идеологический вакуум - одна идеология была утрачена, и ничего не было предложено взамен». В основе новой идеологии, как считал премьер-министр, должен лежать «патриотизм в самом положительном смысле этого понятия» [6].
В рамках диссертационных исследований к вопросу истории кадетского образования и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения обращались: Т. И. Буковская, А. Н. Гребенкин, Г. С. Зайцев, В. Н. Миронов, А. Н. Рощин, Н. А. Сиволобова и пр. Среди диссертационных исследований, посвященных вопросам методики организации кадетского воспитания, необходимо выделить работы следующих специалистов: И. В. Андрюшина, Л. А. Галибиной, С. М. Горбаченко, Н. А. Пашкановой, С. Н. Смирнова, Т. Н. Титовой, Т. В. Ткаченко, Л. Н. Чирковой и пр. Аспекты гражданско-патриотического воспитания в рамках пространства образовательных учреждений анализировались в диссертационных работах следующих авторов: З. М. Абдулмуталимовой, А. Г. Горельце-ва, Д. А. Криворотова, А. Е. Мешкова, С. А. Чот-чаева и пр. Положительными аспектами данных диссертационных исследований является достаточно полное освещение разнообразных вопросов, касающихся как гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так и истории и современности организации и планирова-
ния воспитания кадет. Однако ни один из перечисленных авторов не отразил в своем исследовании специфики гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования.
Опытно-экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования было проведено на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Кадетская школа № 43 имени майора милиции Алексея Коврижных» г. Липецка.
Кадетская школа № 43 на основании Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)» от 15.02.2010 г. № 117 реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, целью которых является военная подготовка несовершеннолетних граждан [1].
Стратегия развития образования в кадетской школе № 43 ориентирована на создание таких условий, в которых будут реализованы цели кадетского образования и сформированы гражданско-патриотический, спортивно-оздоровительный, психо-лого-педагогический содержательные модули.
Первый кадетский класс в школе № 43 был открыт в 2004 г. Решением XX сессии второго созыва Липецкого городского Совета депутатов от 20.05.2003 г. школе было присвоено имя майора милиции Алексея Коврижных - выпускника школы, погибшего в Чеченской республике в августе 2002 г. при исполнении служебного долга [3]. К изменению статуса школы привели такие причины, как: анализ накопившихся ресурсов в ходе реализации Программы развития, потребность и готовность школьного сообщества к совершенствованию системы образования и воспитания. Изменение статуса школы повлекло за собой потребность в разработке экспериментальной программы воспитания и образования [2]. На данный момент школа № 43 реализует экспериментальную программу «Создание образовательного пространства кадетской школы на 2009-2012 гг.».
Смена статуса образовательного учреждения повлекла за собой изменения в нормативноправовой базе. Так, был разработан Устав Кадетской школы, локальные акты «О внутришкольном распорядке Кадетской школы», «О правилах ношения форменного обмундирования», «О ритуале принятия торжественной клятвы кадета», «О ритуале прощания с кадетским знаменем», «О проведении строевого смотра», «О проведении поле-
вых сборов (летних и зимних)», «Об организации образовательного процесса в кадетской школе», «О присвоении званий воспитанникам», «О мерах взысканий и поощрений кадет», «Единые правила и порядок приема в кадетские образовательные учреждения», «Об единых требованиях к состоянию здоровья кандидатов на поступление в кадетские образовательные учреждения».
Кадетская школа № 43 полностью укомплектована преподавателями согласно штатному расписанию. Образовательный процесс в школе осуществляет стабильный коллектив педагогов в количестве 43 человек. Образовательный ценз педагогического состава достаточно высок: 40 педагогов имеют высшее образование (93 %). Из 43 педагогов аттестованы 36 человек (83 %). Из них имеют высшую квалификационную категорию 19 педагогов (44 %), первую - 13 (30 %), вторую - 4 (9 %).
Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие профессиональным мастерством. Из них 24% педагогов проработали в образовании от 10 до 20 лет, 26% свыше 25 лет. Молодых специалистов - 2 человека, учителей-пенсионеров - 5. Средний возраст педагогов, работающих в школе, 44 года.
На основании промежуточных результатов апробации экспериментальной программы кадетской школы № 43 можно отметить следующие основные результаты работы.
В образовательной политике и управлении школой было проведено изменение статуса школы, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности, создан эффективно работающий Управляющий совет школы, изменена структура школьного самоуправления.
В организационно-правовом обеспечении деятельности школы был разработан и утвержден Устав кадетской школы, локальные акты.
В условиях осуществления образовательного процесса был получен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме «Создание образовательного пространства кадетской школы», подготовлены материалы для сборника «Вопросы гражданско-патриотического воспитания кадет через урочную деятельность», сформирован кадетский компонент учебного плана, позволяющий внедрять профильное обучение в условиях Кадетской школы, достигнуто повышение качества образования через интеграцию основного и дополнительного образования, получены стабильные результаты выпускников 11-х классов в результате сдачи ЕГЭ, модернизирована структура методической службы в условиях Кадетской
школы, укреплены связи с учреждениями-партнерами, внедрен системный подход к воспитанию в условиях Кадетской школы, воспитателями кадетских классов разработаны программы по содержательным компонентам экспериментальной работы, разработаны программы летних полевых сборов «Армия. Родина. Долг», укреплена финансово-хозяйственная база школы.
Из имеющихся сильных сторон состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школы № 43 можно выделить следующие:
- функционирование системы взаимодействия и координации в области гражданско-патриотического воспитания кадет;
- присутствие вопросов гражданско-патриотического воспитания в стратегии развития образовательного учреждения;
- наличие у участников и исполнителей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию ресурсов, которые позволяют организовывать и контролировать данный вид деятельности учебного заведения;
- присутствие в образовательном учреждении структуры и специалистов, которые отвечают за осуществление деятельности, направленной на гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- наличие отлаженной системы и механизмов организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
- положительный имидж образовательного учреждения и высокие оценки деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию со стороны органов управления образованием.
К слабым сторонам состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школы № 43 относятся:
- функциональный подход со стороны участников и исполнителей к участию в деятельности по организации гражданско-патриотического воспитания;
- недостаточная степень охвата гражданско-патриотической деятельностью учащихся;
- консервативный подход к организации процесса гражданско-патриотического воспитания, низкий уровень внедрения актуальных форм и методов;
- недостаточная материально-техническая база для деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
- низкий уровень деятельности по информированию учащихся и их родителей, педагогического коллектива и общественности о содержании деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
К наиболее актуальным опасностям гражданско-патриотического воспитания в школе № 43 можно отнести:
- неконтролируемое формирование объединений молодежи, усиление шовинистических и националистических настроений;
- сокращение деятельности учреждений и организаций, функционирующих в области гражданско-патриотического воспитания;
- понижение внимания граждан к мероприятиям и программам по гражданско-патриотическому воспитанию.
Школа № 43 имеет следующий потенциал для проведения деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию:
- обширное культурно-историческое наследие, большое количество памятников истории и культуры;
- проведение на территории города и области мероприятий, приуроченных к исторически значимым событиям на региональном и государственном уровне;
- наличие на территории области и города учебного заведения МВД, а также военных и полицейских частей и формирований;
- действующие общественные организации в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- доступность актуальных форм, методов, технологий, опыта деятельности, методико-научной базы организации воспитательной работы;
- наличие высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов по вопросам воспитания и образования.
Таким образом, в результате проведенного анализа состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования можно отметить, что кадетская школа № 43 имени майора милиции Алексея Коврижных является образовательным учреждением, имеющим одну из наиболее полных программ гражданско-патриотического воспитания в г. Липецке.
Литература
1. Об утверждении Типового положения о кадет-
ской школе (кадетской школе-интернате): постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2010 г. № 117: утв. Правительством Российской Федерации 15 февраля 2010 г. URL: http://
www.base.garant.ru
2. Об изменении наименования Муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа № 43 г. Липецка: приказ Департамента образования администрации г. Липецка от 09 февраля 2009 г. №11/1: подписан 09 февраля 2009 г. URL: http:// www.base.garant.ru
3. О присвоении Муниципальному образовательному учреждению средняя образовательная школа № 43 г. Липецка имени майора милиции А. Коврижных: решение XX сессии второго созыва Липецкого городского Совета депутатов от 20 мая 2003 г.: принято 20 мая 2003 г. URL: http:// www.base.garant.ru
4. Понятие патриотизм // Национальный институт развития современной идеологии. URL: http: // www.nirsi.ru
5. Президент Медведев открыл кадетское училище в Ставрополе и побывал в школе // Ставропольская правда. URL: http:// www.stapravda.ru
6. Привет, жители 3 тысячелетия! // Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2б г. Ставрополь. URL: http:// www. sch26. stavedu.ru
* * *
ANALYSIS OF THE STATE OF CIVIL-PATRIOTIC CADET UPBRINGING WITHIN THE SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM USING THE EXAMPLE OF CADET SCHOOL № 43 NAMED AFTER MAJOR ALEKSEY KOVRIZHNYKH IN LIPETSK
Ye. A. Styopochkina
The article is devoted to the discussion of the results of analysis of the state civil-patriotic upbringing of cadets using the facilities of school educational system. The article contains some information on the history of the cadet school № 43. School goals and strategies are also specified in the article. In the article, the author describes the interim results of the experimental program approbation in the cadet school and weak and strong points of the state of civil-patriotic cadet upbringing. The potential for organization of civil-patriotic upbringing activities was also identified.
Key words: cadet school, civil-patriotic upbringing.