Научная статья на тему 'Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников'

Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
898
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садретдинова А. И.

В статье раскрываются педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников: здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ; культуротворческая образовательная технология; диагностический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning Pedagogical Conditions for Forming Personal and Social Safety Culture of Senior Preschool Children

The article covers pedagogical conditions of senior preschool children's safety culture development: healthy environment as the complex support of effective safety culture development of children in kindergarten; cultural and creative technology; diagnostic instruments.

Текст научной работы на тему «Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»

А. И. Садретдинова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых был сам человек. В третьем тысячелетии в связи с проявлениями разрушительных сил природы, опасностей социального характера, увеличением количества промышленных аварий и катастроф, отсутствием навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности.

В современной российской действительности, как и во все времена, человеческий фактор является главной движущей силой общественного развития. Сегодня, в эпоху перемен, возрастает актуальность знаний о человеке, о возможностях его адаптации к быстро меняющейся природной, социальной и культурной среде, динамичным изменениям во всех сферах общественной жизни.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Безопасность — это состояние защищенности, устойчивости важных интересов, здоровья и жизни личности. Достичь такого состояния можно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, не подозревающих о возможности возникновения опасностей. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения была предложена новая учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности. Данная дисциплина представляет собой область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающих соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н. А. Едимская, М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин и др.). Подготовка должна проводиться на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.).

© А. И. Садретдинова, 2008

Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Между тем в реальной действительности все более обостряются следующие противоречия: между нарастающими темпами деградации социоприродной среды в процессе углубления экологического кризиса, реальной практикой экосоциального бытия и низкой скоростью осознания, отражения в общественном и индивидуальном сознаниях остроты ситуации, потребности формирования безопасного мышления и поведения в дисгармоничных условиях; социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с безопасностью жизнедеятельности личности, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации.

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье.

Для того чтобы формировать культуру безопасности жизнедеятельности у детей, необходимо знать идеальную характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности:

1) это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения;

2) Это ребенок, который знает:

• свои имя, фамилию, домашний адрес;

• предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ (детских оздоровительных учреждениях);

• причины возникновения возможных травмирующих ситуаций, опасных для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; следует соблюдать осторожность и безопасность у окна, на балконе);

• как обращаться с острыми, колющими и режущими предметами;

• приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

• способы поведения при пожаре: вызвать пожарных по телефону, не прятаться, выйти из комнаты или лечь на пол;

3) Ребенок умеет пользоваться с осторожностью:

• самостоятельно — столовыми приборами;

• с разрешения взрослых — иголкой, теркой, молотком, гвоздями;

• вместе со взрослыми — инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);

• пожароопасными предметами — обращается за помощью к взрослым при необходимости использования;

4) Ребенок знает, что и как необходимо делать в определенных ситуациях:

• в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);

• оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;

• выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;

• различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;

• проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;

• соблюдать правила дорожного движения;

• правильно вести себя на природе;

• элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

• как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;

• объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий);

• оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

В данной статье мы обосновываем основные подходы к проектированию педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. «Проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII в. и восходящего к латинскому «projecшs», означающему «брошенный вперед».

П. Буккер1 и Т. Вудсон2 подчеркивают, что проектирование является процессом, при котором многократно принимается решение по разработке проекта и многократно моделируется объект проектирования до тех пор, пока не будет достигнут положительный конечный результат. Дж. К. Джонс 3 указывает на функциональное значение проектирования, заключающееся в создании идеальных моделей объектов, которые в определенном отношении лучше, чем существующие, и служат для удовлетворения общественных потребностей. Т. В. Кудрявцев4 под проектированием понимает процесс создания представлений об объекте, которое объективируется в разнообразной технической документации. Таким образом, проектирование является специфической человеческой деятельностью, направленной на выработку субъектом представлений о предполагаемых результатах деятельности и возможных способах (средствах) их достижения, осуществляемой на основе представлений человека о действительности и о себе самом. В современных исследованиях отечественных педагогов проектирование рассматривается и как этап педагогической деятельности при решении конкретной задачи, и как особый вид педагогической деятельности, которая является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, И. К. Журавлев и др.). Отсюда сущность проектирования определяется и как «предварительное мысленное построение будущего процесса обучения» (В. В. Сериков), и как «предварительная целеобусловленная разработка конкретных практических взаимодействий участников педагогических систем, процессов» (В. П. Лебедева). Анализ данных определений показал, что существуют значительные расхождения в толковании понятия «проектирование», но в целом педагогическое проектирование рассматривается как целенаправленная деятельность (процесс) по созданию проекта (системы, модели) с целью совершенствования педагогического процесса5.

Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников осуществлялось нами в контексте культурологического и личностно-ориентированного подходов на основе следующих принципов:

1) принципа адаптации, проявляющегося в средствах, способах адаптации личности к среде обитания и жизнедеятельности, позволяющего ребенку психологически комфортно и защищенно чувствовать себя и проявлять позитивное отношение к социоприродным условиям;

2) системно-прогностического принципа, согласно которому дошкольное образование

рассматривается как система, отражающая происходящие в обществе перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями; 3) принципа интегративности, определяющего взаимодействие разных видов деятельности ребенка в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности; 4) одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания детьми правил техники безопасности жизнедеятельности; 5) результативности (развивающего эффекта).

Первым условием проектирования является создание здоровьесберегающей среды как комплексного средства обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ. Нами выделены следующие требования организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ:

• валеологизация и экологизация образовательного процесса, предполагающие нацеленность на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей;

• биоэкосоциальная адаптация ребенка к условиям пребывания в ДОУ, что обеспечивается оптимизацией жизненного пространства, здоровым образом жизни, культурой взаимоотношений;

• учет возрастных и индивидуальных психосоматических возможностей детей.

Вторым условием проектирования является реализация педагогической технологии как

системообразующего фактора природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса. Педагогическую технологию мы рассматриваем как логическую последовательность операций, отражающую объективный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной цели, направленный на реализацию и активизацию резервных возможностей участников, сохранение их здоровья и обеспечивающий не только знания, умения, навыки, но и безопасность жизнедеятельности.

Содержательный блок технологии представлен программой «Формируем культуру безопасности жизнедеятельности у дошкольников». Ее целью является формирование у дошкольников ориентиров в сознании «безопасность — опасность», умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватных этим понятиям. Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе».

Культура безопасности в квартире формируется через создание у ребенка умения пользоваться бытовыми приборами, знаний о возможных травмирующих ситуациях, опасных для здоровья и жизни. С этой целью можно организовывать с детьми дидактические игры «Опасные предметы», «Как не обжечься», игры-тренинги «Могут ли игры быть опасными?», «Светофор» и др.

Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения, через проявление в сознании ориентиров «безопасность — опасность», усвоение определенных знаний (своих «паспортных» данных), формирование психологии взаимоотношений. Создание представлений об опасностях на улицах города возможно с помощью фотоколлажа. Варианты использования фотоколлажа различны. Например, упражнение «Найди и покажи, что нельзя делать на проезжей части» позволяет уточнить знания об опасных действиях на дороге, способствует развитию доказательности речи. Игры «Я загадаю, а ты отыщи», «Опасно — безопасно», «Найдите

и назовите правила дорожного движения», «Правила поведения в автобусе» направлены на закрепление и систематизацию существующих у детей представлений.

Формирование безопасности поведения в природе осуществляется через получение детьми знаний об окружающем мире, экологических законах природы, их действиях, формирование экологического сознания, основанного на системе средств экологической сферы деятельности. Уже в дошкольном возрасте ребенка можно научить различать опасность и безопасность, развить у него умение предотвращать опасности. Прогностические умения в этом возрасте ограничены уровнем доступных знаний, однако готовность к прогнозу возможных вариантов разворачивания событий и предотвращение нежелательных вариантов можно воспитывать уже у дошкольников. С детьми необходимо рассматривать действия человека в природе и их последствия. Этому способствуют моделирование проблемных ситуаций, метод проектов, беседы «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы», «Как вести себя во время грозы».

Третьим условием проектирования является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень детских представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др.

1 Буккер П. Моделирование объекта проектирования. М., 1964.

2 Вудсон Т Проектирование как итерационный процесс. М., 1966.

3ДжонсДж. К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976.

4 Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. М.,

1975.

5 Тупичкина Е. А. Проектирование технологии преемственности интеллектуального развития детей 5-7 лет на основе информационного подхода: Автореф. докт. дис. Ростов-на-Дону, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.