Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / профессиональный стандарт / Конвенция ПДНВ / профессиональная компетентность / содержание образования / индивидуальная образовательная траектория / мониторинг / качество образования / project activities / professional standard / STCW Convention / professional competence / educational content / individual educational trajectory / monitoring / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Сафонцева, С.А. Лутков

В статье рассматриваются возможности педагогического проектирования для упорядочения образовательного процесса и эффективного управления качеством подготовки выпускника. На основе анализа противоречий в подходах к организации образовательного процесса в морских образовательных организациях авторами предложена теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста морского флота. В качестве основных составляющих этой модели авторами выделяются компоненты «содержание образования», «индивидуальная образовательная траектория» и «мониторинг». Утверждается, что целостность системы профессиональной подготовки специалиста морского флота обеспечивается созданием единого поля психолого-педагогической поддержки образовательного процесса со стороны всех заинтересованных лиц. Авторы статьи утверждают, что мобильность выпускников морских образовательных организаций и их конкурентоспособность на мировом рынке работодателей-судовладельцев существовала задолго до начала модернизации Российской образовательной системы и присоединения России к Болонскому процессу. Авторы полагают, что это обстоятельство связано с требованиями Международной конвенции ПДНВ, являющейся международным профессиональным стандартом деятельности судовых специалистов, сущностные характеристики которой изначально сформулированы в компетентностном подходе. Авторы надеются, что практическая реализация предложенной модели с учётом международных и национальных профессиональных стандартов обеспечит оптимальное достижение итоговой профессиональной компетенции выпускников любого направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ю. Сафонцева, С.А. Лутков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS, TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS OF ACTIVITY (WITH REFERENCE TO A MARITIME EDUCATIONAL ORGANIZATION)

This paper discusses possibilities of pedagogical design for streamlining the educational process and effective management of the quality of graduate training. Based on the analysis of contradictions in the approaches to the organization of the educational process in maritime educational organizations, the authors proposed a theoretical model of professional training of a marine specialist. As the main components of this model, the authors distinguish the components “content of education”, “individual educational trajectory” and “monitoring.” It is argued that the integrity of the professional training system for a marine specialist is ensured by the creation of a unified field of psychological and pedagogical support of the educational process from all interested person. The authors argue that the mobility of graduates of maritime educational organizations and their competitiveness in the world market of employers-shipowners existed long before the modernization of the Russian educational system and Russia’s accession to the Bologna process. The authors believe that this circumstance is associated with the requirements of the International STCW Convention, which is an international professional standard for the activities of ship specialists, the essential characteristics of which were initially formulated in the competence-based approach. The authors hope that the practical implementation of the proposed model, taking into account international and national professional standards, will ensure the optimal achievement of the final professional competence of graduates of any field of study.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)»

2. Zinnurov F.K. Obrazovatel'nye tehnologii v sisteme professional'nojpodgotovkikursantov uchebnyh organizacij MVD Rossii na osnove kontekstnogo podhoda: uchebnoe posobie. Kazan', 2020.

3. Ilidzhev A.A. Didakticheskaya sistema kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii: monografiya. Kazan', 2018.

4. Mandel' B.R. Innovacionnye tehnologiipedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva; Berlin, 2016.

5. Mezenceva O.I. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2018.

Статья поступила в редакцию 06.12.21

УДК 378.1

Safontseva N.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Mathematics, Natural Sciences Subjects and General Professional Modules, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov State Maritime University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: safontseva@iwtsedov.ru

Lutkov S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Engineering), Head of Department of Navigation and Hydrography, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov State Maritime University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: lutkov@iwtsedov.ru

DESIGNING BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS, TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS OF ACTIVITY (WITH REFERENCE TO A MARITIME EDUCATIONAL ORGANIZATION). This paper discusses possibilities of pedagogical design for streamlining the educational process and effective management of the quality of graduate training. Based on the analysis of contradictions in the approaches to the organization of the educational process in maritime educational organizations, the authors proposed a theoretical model of professional training of a marine specialist. As the main components of this model, the authors distinguish the components "content of education", "individual educational trajectory" and "monitoring." It is argued that the integrity of the professional training system for a marine specialist is ensured by the creation of a unified field of psychological and pedagogical support of the educational process from all interested person. The authors argue that the mobility of graduates of maritime educational organizations and their competitiveness in the world market of employers-shipowners existed long before the modernization of the Russian educational system and Russia's accession to the Bologna process. The authors believe that this circumstance is associated with the requirements of the International STCW Convention, which is an international professional standard for the activities of ship specialists, the essential characteristics of which were initially formulated in the competence-based approach. The authors hope that the practical implementation of the proposed model, taking into account international and national professional standards, will ensure the optimal achievement of the final professional competence of graduates of any field of study.

Key words: project activities, professional standard, STCW Convention, professional competence, educational content, individual educational trajectory, monitoring, quality of education.

Н.Ю. Сафонцева, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, проф., Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Ростов-на-Дону, E-mail: safontseva@iwtsedov.ru С.А. Лутков, канд. пед. наук, канд. техн. наук, зав. каф. судовождения и гидрографии Института водного транспорта имени Г.Я. Седова -филиала ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Ростов-на-Дону, E-mail: lutkov@iwtsedov.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

В статье рассматриваются возможности педагогического проектирования для упорядочения образовательного процесса и эффективного управления качеством подготовки выпускника. На основе анализа противоречий в подходах к организации образовательного процесса в морских образовательных организациях авторами предложена теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста морского флота. В качестве основных составляющих этой модели авторами выделяются компоненты «содержание образования», «индивидуальная образовательная траектория» и «мониторинг». Утверждается, что целостность системы профессиональной подготовки специалиста морского флота обеспечивается созданием единого поля психолого-педагогической поддержки образовательного процесса со стороны всех заинтересованных лиц. Авторы статьи утверждают, что мобильность выпускников морских образовательных организаций и их конкурентоспособность на мировом рынке работодателей-судовладельцев существовала задолго до начала модернизации Российской образовательной системы и присоединения России к Болонскому процессу. Авторы полагают, что это обстоятельство связано с требованиями Международной конвенции ПДНВ, являющейся международным профессиональным стандартом деятельности судовых специалистов, сущностные характеристики которой изначально сформулированы в компетентностном подходе. Авторы надеются, что практическая реализация предложенной модели с учётом международных и национальных профессиональных стандартов обеспечит оптимальное достижение итоговой профессиональной компетенции выпускников любого направления подготовки.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональный стандарт, Конвенция ПДНВ, профессиональная компетентность, содержание образования, индивидуальная образовательная траектория, мониторинг, качество образования.

Модернизация Российской образовательной системы, начатая в 2000-х годах, обусловлена присоединением России к Болонскому процессу. Целью проводимой модернизации является интеграция российских образовательных организаций в общеевропейское и мировое образовательное пространство, способствующая повышению мобильности российских студентов и преподавателей; конкурентоспособность российской высшей школы в зарубежных рейтингах ведущих образовательных организаций; повышение престижности и качества российского образования; формирование кадрового потенциала России высшей квалификации.

Отличительной особенностью морских образовательных организаций (университетов), и не только на современном этапе модернизации, является подготовка членов экипажей морских судов, чья профессиональная деятельность должна соответствовать международным нормам компетентности и стандартам поведения флотских специалистов.

Международная конвенция ПДНВ о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты [1], к которой в настоящее время присоединилось более 120 стран-участников, служит своеобразным международным профессиональным стандартом деятельности судовых специалистов, соответствие которому способствует сохранности человеческой жизни и имущества на море, а также экологической безопасности.

Подписание Россией (тогда СССР) в 1979 году Международной конвенции ПДНВ означало, что с этого момента выпускник морской образовательной организации должен изначально являться «конвертируемым» специалистом транспортной отрасли в международном масштабе. Потенциальные возможности трудоустройства не только в российские, но иностранные судоходные компании и предприятия; работа в «смешанных» судовых экипажах, членами которых могут являться представители разных стран мира; знание единого для всех языка (английского) международного общения и делопроизводства на судне и т.д. способствовали мобильности выпускников морских образовательных организаций и их конкурентоспособности на мировом рынке работодателей-судовладельцев задолго до начала Болонского процесса.

Несмотря на это, модернизация образовательной системы затронула в России образовательные организации различной ведомственной принадлежности, в том числе транспортной отрасли, в частности, учредителем которых является Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Этот факт обусловлен тем, что квалификационные характеристики специалистов в различных отраслях, в том числе и в сфере транспорта, разработанные в 1980-х годах, отражали в государственных образовательных стандартах функции, которые должен был выполнять выпускник вуза в процессе своей будущей профессиональной трудовой деятельности. Сущностные же характеристики

международных требований конвенции изначально сформулированы в терминах «компетентности» [2]. Это означает, что уровень профессиональной подготовки будущего специалиста морского флота формулировался в компетентностном подходе задолго до появления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Под компетентностью [3] понимают «способность принимать ответственные решения на основе критического отношения к новым идеям и способам их доказательства с учётом экспериментальных данных [4], то есть разрешать проблемные ситуации» [5].

Конвенция ПДНВ определяет компетентность специалистов морского флота на трех уровнях ответственности: вспомогательном, эксплуатации, управления; содержит требования к организации системы контроля за уровнем их подготовки, а также к аттестации и дипломированию выпускников. Поэтому для отечественной системы подготовки кадров для морского флота этот документ являлся и является основополагающим и обязательным для исполнения [6]. Это означает, что Российская национальная школа подготовки морских специалистов соответствует международным стандартам качества и предоставляет выпускникам морских образовательных организаций возможности перспективного карьерного роста, целью которого является занятие высших командных должностей на судне, включая капитана и старшего механика.

ФГОС нового поколения предъявили требования к результатам освоения образовательных программ не с точки зрения квалификационных характеристик деятельности судового специалиста, а с позиции описания желаемого образа его личностных качеств - компетенций, проявляющихся через множество отдельных характеристик, отражающих наличие определенных теоретических знаний и практического владения умениями и навыками в избранной сфере деятельности, а также ценностно-смысловых ориентаций, обусловленных отношением к своей будущей профессиональной деятельности, ее успешности и карьерному росту.

В настоящее время при разработке образовательной программы подготовки члена экипажа морского судна должны быть также учтены национальные требования к результатам ее освоения. Это означает, что помимо требований, сформулированных в соответствии с конкретным ФГОС укрупненной группы специальностей/направлений подготовки 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта высшего или среднего профессионального образования, необходимо учитывать профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, перечень которых указан в приложении к любому ФГОС ВО/СПО. На основе одного или нескольких профессиональных стандартов необходимо сформулировать требования к результатам освоения образовательной программы в части овладения дополнительными профессиональными компетенциями, направленными на выполнение определенных трудовых функций выпускником. Профессиональный стандарт, на который ориентирована реализуемая образовательная программа, определяет ее специфические особенности, заданные конкретной специализацией или профилем.

Таким образом, комплексное решение проблемы конкурентоспособности выпускников морских образовательных организаций на основе теоретического исследования методологических подходов к способам упорядочения реализуемого образовательного процесса и повышения качества подготовки выпускников обеспечивают актуальность проведенного исследования.

Целью настоящего исследования является поиск продуктивных стратегий эффективного управления качеством подготовки выпускников морских образовательных организаций, в основу которых положено педагогическое проектирование. Основной задачей исследования является создание теоретической модели профессиональной подготовки специалиста морского флота. Новизна представленной теоретической модели профессиональной подготовки специалиста морского флота заключается в необходимости одновременного учета международных требований, сформулированных в обозначенной конвенции, и национальных требований в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами.

В современных условиях основной миссией морских образовательных организаций является обеспечение гарантированного достижения выпускниками интегральной профессиональной компетентности, которая формируется поэтапно в процессе освоения обучающимися основных образовательных программ подготовки членов экипажей морских судов, поэтому проведенное исследование имеет теоретическую значимость для морских образовательных организаций, а практическая реализация предлагаемой теоретической модели профессиональной подготовки специалиста морского флота служит перспективой для дальнейших исследований.

Компетентностно-ориентированное образование непосредственно связано с моделью образовательной системы постиндустриального общества, в которой на первый план выходит согласованность требований академического сообщества и работодателей. Именно поэтому основной целью образовательного процесса в современных условиях становится профессиональная компетентность выпускника, проявляющаяся в способности разрешать проблемные ситуации на соответствующем уровне ответственности (управленческой, исполнительской).

Профессиональная компетентность является интегральной латентной переменной образовательного процесса, характеризующая потенциальные возможности индивида продолжать обучение и добиваться успехов в избранной им профессиональной сфере. Критерием профессиональной компетентности служит демонстрация готовности осознанного выбора из альтернативных вари-

антов развития событий и принятия решения в ситуациях неопределенности на прикладном и абстрактном уровнях на основе приобретенных знаний, умений и навыков [5; 7].

Прикладная направленность учебного процесса в морских образовательных организациях приводит к необходимости объективной оценки качества образования с помощью педагогических измерителей [7; 8; 9]. Однако анализ образовательной практики показывает, что до сих пор в морских образовательных организациях имеются противоречия в подходах к организации образовательного процесса, обусловленные:

- объективной необходимостью построения траектории профессионального становления компетентного флотского специалиста и отсутствием внутри-предметных и межпредметных логических взаимосвязей в рамках образовательного процесса;

- необходимостью практической ориентации образовательного процесса и недостаточностью содержательной смысловой составляющей учебных дисциплин;

- существующими требованиями к формированию профессиональной компетентности выпускника и профессиональной квалификацией профессорско-преподавательского состава;

- необходимостью применения инновационных образовательных и педагогических технологий и использованием традиционных форм, методов и методик преподавания учебных дисциплин;

- использованием диагностико-квалиметрического обеспечения образовательного процесса и его мониторинга и отсутствием объективных критериев контрольно-оценочной деятельности преподавателя;

- увеличением доли практико-ориентированных заданий, тренажерной и практической подготовки и преобладанием теоретического обучения, особенно в условиях пандемии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- необходимостью усвоения программного материала на уровне понимания и отсутствием внутренней мотивации обучающихся;

- обеспечением осведомленности обучающихся относительно требований международных и национальных профессиональных стандартов деятельности и отсутствием информированности обучающихся о требованиях работодателя.

Для создания непротиворечивой системы организации образовательного процесса в морских образовательных организациях создаются внутривузовские системы стандартов качества образования, декларирующие приверженность организации определенной политике и устанавливающие цели в области качества; регламентирующие этапы реализации образовательного процесса, их последовательность и мониторинг; определяющие порядок обеспечения и управления необходимыми для этого человеческими и материальными ресурсами; описывающие процедуры взаимодействия и распределение ответственности между должностными лицами и подразделениями организации; предусматривающие возможность осуществления диагностико-квалиметрических измерений, их анализа и принятия в случае необходимости корректирующих и предупреждающих действий.

Обязательными составляющими внутривузовских систем стандартов качества образования являются процедуры, связанные с проектированием образовательного процесса. Проектирование, представлявшееся ранее творческим процессом, связанным с научно-технической деятельностью и инженерными изысканиями, в последние десятилетия прочно вошло в социально-гуманитарную сферу [10; 11]. Этот факт обусловлен тем, что создание модели желаемого будущего и системы целенаправленной деятельности по достижению этого будущего является актуальным независимо от того, о какой профессиональной предметной области идёт речь.

Любая проектная деятельность связана с целеполаганием, подбором всевозможных средств достижения поставленной цели и ориентирована на конечный результат проекта задолго до его экспериментальной апробации. В частности, педагогическое проектирование позволяет определить теоретико-методологические основы, содержательные компоненты и организационно-методическое сопровождение образовательного процесса любого уровня, целью которого является формирование компетентности выпускника образовательной организации.

Конкретизация педагогического замысла проектной деятельности в виде чёткого изложения поставленной цели далее предполагает создание конкретной процедурной схемы, определение основных возможных направлений и принципов её реализации, а также оценивание необходимых для этого ресурсов.

Проектирование учебного процесса носит процессуальный характер и подразумевает разработку отдельных составляющих целостной системы, планирование текущей деятельности и прогнозирование полученных результатов.

Педагогическое проектирование подразумевает:

- разработку, внедрение и совершенствование основных образовательных программ, содержащих перечень учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и последовательность их реализации (рабочие учебные планы); рабочие программы всех учебных дисциплин и практик; фонды контрольно-измерительных материалов, позволяющие оценить уровень сформированности профессиональной компетентности обучающихся;

- подбор высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава;

- планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в соответствии с полученным образованием и имеющейся квалификацией;

- организацию текущего и перспективного планирования учебной, методической и научной работы;

- разработку учебно-методической документации с целью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- обеспечение адекватных условий реализации образовательного процесса, связанных с материально-техническим оснащением специализированным сертифицированным оборудованием, достаточностью фонда библиотечных, в том числе и электронных, ресурсов, наличием компьютерной и прочей организационной техники;

- мониторинг качества образовательного процесса и его анализ с целью обеспечения объективности оценки результатов учебных достижений и уровня сформированности профессиональной компетентности обучающихся;

- планирование корректирующих и предупреждающих действий в случае обнаружения несоответствий с целью повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность морской образовательной организации регламентируется наличием Лицензии на право ведения образовательной деятельности, ФГОС высшего и/или среднего профессионального образования, Международной конвенцией ПДНВ, а также внешними нормативно-правовыми документами и приказами Минобразования России, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта и внутренними локальными нормативными актами.

Разрабатывая внутривузовские системы стандартов качества, морские образовательные организации должны предусмотреть соответствующие процедуры, определяющие педагогические объекты, условия и порядок их проектирования. Только реальное практическое применение проектных технологий, предполагающих четкую постановку педагогических целей, направленных на формирование профессиональной компетентности обучающихся, обеспечение образовательного процесса соответствующими материально-техническими, кадровыми и прочими необходимыми ресурсами, позволит упорядочить образовательный процесс и эффективно управлять качеством подготовки выпускника.

Профессиональное становление специалиста и формирование его профессиональной компетентности происходят в процессе реализации основных образовательных программ среднего профессионального или высшего образования. Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста морского флота представлена на рис. 1.

Основными компонентами в этой модели являются:

- «Содержание образования», включающее учебный материал учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, учебных и производственных практик и т.д. основных образовательных программ; учебники

и учебные пособия; всевозможные средства наглядности, к которым за два последних учебных года при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях борьбы с пандемией и организацией учебного процесса в удаленном режиме добавились обучающие компьютерные программы, информационные сетевые ресурсы, контенты открытых образовательных платформ и т.д.;

- «Мониторинг», предполагающий использование диагностических процедур для текущего контроля деятельности обучающегося в процессе выполнения ими учебных заданий; промежуточную аттестацию с помощью фондов оценочных средств, контрольно-измерительных материалов и прочего диагно-стико-квалиметрического обеспечения учебного процесса;

- «Индивидуальная образовательная траектория», состоящая из последовательного теоретического изучения обучающимся взаимосвязанных и взаимодополняющих учебных дисциплин; тренажерной подготовки с помощью виртуальных симуляторов, формирующей способность к профессиональным действиям в различных ситуациях неопределенности, возможных в будущей производственной деятельности; реальной практической подготовки на действующих морских судах.

Целостность системы профессиональной подготовки специалиста морского флота обеспечивается созданием единого поля психолого-педагогической поддержки образовательного процесса со стороны административно-управленческого персонала морских образовательных организаций, их профессорско-преподавательского состава и представителей работодателей - действующих работников отрасли, участвующих в процессе разработки основных образовательных программ и их реализации в период теоретического обучения, практической подготовки и государственной итоговой аттестации (ГИА). Именно в период прохождения ГИА происходит демонстрация сформированности профессиональной компетентности выпускниками морских образовательных организаций и оценка ее уровня [8; 9].

При этом в основание процесса профессиональной подготовки специалиста морского флота должны быть положены не только национальные стандарты в виде соответствующего ФГОС высшего или среднего профессионального образования, включая профессиональные стандарты конкретных специалистов, но и международные стандарты профессиональной деятельности плавсостава в соответствии с требованиями Международной конвенции ПДНВ.

Однако достижение профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки специалиста морского флота достигается только на основе комплексной проектной деятельности по организации всего образовательного процесса в целом и отдельных его составляющих в виде проектирования учебной деятельности обучающихся в рамках различных учебных дисциплин, тренажерной подготовки, а также в период учебной и производственной практики. Это означает, что проектировочной компетентностью должны обладать не только руководители и организаторы образовательного процесса. Профессорско-преподавательский состав образовательной организации должен быть

Рис.1.Теоретическая модельпрофессиональнойподготовкиспециалистаморскогофлота

способен к проектированию «содержания образования» и выстраиванию «индивидуальной образовательной траектории» каждого обучающегося в своей предметной области, а также к созданию проектных заданий, тестов рубежного контроля и других контрольно-измерительных материалов для пополнения фондов оценочных средств и осуществления «мониторинга».

Оптимизация образовательного процесса в условиях непрерывного профессионального морского образования [6] должна учитывать содержательное сопряжение учебных дисциплин среднего профессионального и высшего образования, исключая его дублирование и предоставляя возможность каждому обучающемуся выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию на различных уровнях образования.

В частности, при реализации образовательных программ как среднего профессионального, так и высшего образования в области судовождения в соответствии с требованиями обозначенной конвенции обязательным к освоению является Стандарт компетентности, изложенный в разделе А-11/1 «Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимости 500 или более» главы II «Стандарты в отношении капитана и палубной команды» Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты [1].

Данный факт обусловлен равными стартовыми профессиональными возможностями выпускников морской образовательной организации с квалификацией техника-судоводителя и инженера-судоводителя, первоначально занимающими одинаковые должности вахтенных помощников капитана на морских суднах соответствующего класса.

Это означает, что функция «Судовождение на уровне эксплуатации» [1, с. 113] Таблицы А-11/1 и соответствующие ей сферы компетентности, например, связанная с «Планированием и осуществлением перехода и определением местоположения» [1, с. 113], должны быть сформированы как при реализации программы подготовки специалиста среднего звена 26.02.03 Судовождение, так и образовательной программы высшего образования 26.05.05 Судовождение, каждая из которых разрабатывается в соответствии со своими ФГОС ВО/СПО. Знание, понимание и профессиональные навыки на уровне эксплуатации, а также их демонстрация в процессе текущей, промежуточной и итоговой аттестации необходимы выпускнику морской образовательной организации как на ступени среднего профессионального, так и высшего образования.

Функция «Судовождение на уровне управления» [1, с. 127] и перспектива занятия на судне высшей командной должности капитана/старшего помощника капитана доступна только выпускникам морских университетов, имеющим высшее образование. Этот факт обусловлен приобретением в процессе его получения дополнительной профессиональной компетентности в таких сферах, как «Планирование рейса и судовождение» [1, с. 127], «Определение местоположения и точность определения местоположения различными способами» [1, с. 127] и «Определение и учет поправок компаса» [1, с. 128], которые расширяют знание, понимание и профессиональные навыки в сфере компетентности, связанной с осуществлением перехода и определением местоположения судна, и способствуют повышению уровня ответственности выпускника до управленческого статуса.

Необходимо отметить, что при формировании индивидуальной образовательной траектории в процессе получения высшего образования для обучающегося, освоившего программу среднего профессионального образования соответствующего профиля, должно быть учтено знание, понимание и профессиональные навыки, полученные им в результате предшествующего обучения. Это обстоятельство приводит к необходимости уточнения понятия «содержание образования». Компетентностно-ориентированный образовательный процесс предполагает практическую направленность содержания учебных дисциплин, демонстрацию ее значимости [12] для контингента обучающихся определенной специальности или направления подготовки.

Это, в свою очередь, способствует усилению профессиональной ориентации всего образовательного процесса в целом при реализации основной образовательной программы профессиональной подготовки специалиста морского флота и приводит к необходимости учета в ее структуре внутрипредметных и межпредметных взаимосвязей, что можно осуществить с использованием кластерного метода [11].

Данный факт означает, что понятие «содержание образования», гарантирующее профессиональную подготовку высококвалифицированных членов эки пажей морских судов предполагает:

- определение содержательно значимых учебных элементов рабочай программы каждой учебной дисциплины на основе требований ФГОС ВО/СПО и, где это возможно, Международной конвенции ПДНВ (учебный элемент);

- учет внутрипредметных взаимосвязей, представляющих собой причинно-следственные связи внутри конкретной темы, других тем данного раздела, других разделов конкретной учебной дисциплины (рис. 2);

- учет межпредметных взаимосвязей с учебными элементами других учебных дисциплин (рис. 3);

- создание практико-ориентированных заданий, тренажерная подготовка, практика с целью овладения обучающимися способами деятельности и установленными конвенцией стандартами поведения;

- мониторинг сформированности компетентности.

Уточнение понятий«содержания образования»идидактическийпрецип преемственности образовательных программ предполагают, что при формиро-внноииодзоиазааьнСобразоваиеуьнйй т«аекториина ттупенивие шегообаат зования возможно сокращение учебного материала, направленного на формирование профессиональной компетентности на уровне эксплуатации при наличии у оунающероря днплтмао срежем графесснйнтльиои обрнзрвайи«зрозйеиствуч ющего профиля. Следствием этого является сокращение срока освоения образо-вэт^г^сроЧ^с^^р^имм ысысшего рбрaзр«aиия.

Вопросы других тем данного раздела

Рис. 2. Кастервнутрипредметных взаимосвязей

Рис. 3. Кластер межпредметных взаимосвязей

Описанные выше действия по осуществлению педагогического проектирования требуют педагогического мастерства от каждого преподавателя и предусматривают владение педагогическими технологиями, как «способом формирования компетентности обучающихся, системой деятельности преподавателя и обучающихся в образовательномпроцессе,пастроеннойна конкретнойпра-блеме в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей -а одарпания- диигноотски»[10].

Таким образом, технологичность образовательного процесса является блидствйепоиущостилнеппйпроекиной пеябеоьности в обризовктильной организации, что в результате должно обеспечить переход от представлений желаемого образа выпускника морской образовательной организации к реаль-номе днйсиветпльно профассоонаеьндкоейепентнбм»сйериай1испсморакоге флота.

Попнодя инокпронепбнбого исследовакио.скедусабродеолощить.чте предложенная теоретическая модель профессиональной подготовки специ-блисиамооскпгофлтиа имееинпиолико тмореточссеуеи прасгеисещю значимость для организации образовательного процесса в морских образовательных организациях. Основные компоненты «содержание образования», «индивидуальоая обцтзиваоеоьнаяссеекториови «мбиотсаитг», «п-лагю холого-педагогической поддержки», а также необходимость педагогического нроектйтоеаеиякпаете ро авнотсипаебмееных gпeжйоeемeбннlXйзпим остя -зей являются инвариантными в предложенной модели. Для ее практической ееашзмции в л»бoмбaнpaнлцнисйoдгмтoйкт даcпaрoчеoгюло»йть адсна-вание существующие национальные профессиональные стандарты, перечень которых приведен в любом ФГОС ВО/СПО последнего поколения, и если тако-выаоущестнyюдме>]адтниаaднытбpобeваннтк киблетемтиеити апеаиадистив различного уровня в разнообразных областях.

Библиографический список

1. Конвенция ПДНВ и Кодекс ПДНВ. Лондон: Международная морская организация, 2017.

2. Лайл М. Cпенсер-мл. и Cайн М. ^енсер. Компетенции на работе. Перевод с английского. Москва: HIPPO, 2005.

3. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов. Москва: ООО «Макет ДC Корпорейшн», 2005.

4. Cафонцева H.IO., Трофимов МБ. Интегральная компетентность в области физической культуры. Ростов-на-Дону: Издательство Р^И, 2011.

5. Cафонцев C.A., Cафонцева H.O. Разработка модели компетентности выпускника университета. Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2012; № 1: 85 - 93.

6. Лутков C.A. Моделирование содержания непрерывного профессионального образования при подготовке специалистов морского транспорта. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2001.

7. Борисова МА Особенности конструктной валидации дидактических тестов. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2008. В. Боран-Кешишьян A^., Кондратьев СИ., Томилин A.H., Хекерт E.B. Разработка банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные технологии. 2019; № 1-2 (43): 149 - 156.

9. Кондратьев СИ., Боран-Кешишьян A^., Томилин A.H. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные технологии. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.

10. Монахов BM, Bасекин C.B. и др. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии. Тольятти: BУиТ, 2004.

11. Cафонцева H.O. Кластерный метод проектирования педагогических объектов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2006.

12. Cафонцева H.O. Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 74 - 77.

13. Бордовская H.B., Реан A.A. Педагогика. Cанкт-Петербург: Питер, 2006.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Konvenciya PDNV i Kodeks PDNV. London: Mezhdunarodnaya morskaya organizaciya, 2017.

2. Lajl M. Spenser-ml. i Sajn M. Spenser. Kompetenciina rabote. Perevod s anglijskogo. Moskva: HIPPO, 2005.

3. Globalizaciya obrazovaniya: kompetencii i sistemy kreditov. Moskva: OOO «Maket DS Korporejshn», 2005.

4. Safonceva N.Yu., Trofimov M.V. Integral'naya kompetentnost v oblasti fizicheskoj kul'tury. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RKSI, 2011.

5. Safoncev S.A., Safonceva N.Yu. Razrabotka modeli kompetentnosti vypusknika universiteta. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta: Pedagogicheskie nauki. 2012; № 1: 85 - 93.

6. Lutkov S.A. Modelirovanie soderzhaniya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya pri podgotovke specialistov morskogo transporta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

7. Borisova M.A. Osobennostikonstruktnoj validacii didakticheskih testov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2008.

8. Boran-Keshish'yan A.L., Kondrat'ev S.I., Tomilin A.N., Hekert E.V. Razrabotka banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie intellektual'nye tehnologii. 2019; № 1-2 (43): 149 - 156.

9. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin A.N. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie intellektual'nye tehnologii. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.

10. Monahov V.M., Vasekin S.V. i dr. Pedagogicheskie ob'ekty. Pedagogicheskoe proektirovanie. KNOW HOW tehnologii. Tol'yatti: VUiT, 2004.

11. Safonceva N.Yu. Klasternyj metod proektirovaniya pedagogicheskih ob'ektov. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta, 2006.

12. Safonceva N.Yu. Osobennosti metodiki prepodavaniya uchebnyh disciplin v kompetentnostnom podhode. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 74 - 77.

13. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

Статья поступила в редакцию 10.01.22

УДК 372.881

Semenova Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: 5ok@bk.ru

Sizova T.V., Cand. of Science (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: tvkyshtymova@mail.ru

DEVELOPMENT OF SPEECH ACTIVITY IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF FOLKLORE TEXTS. The article deals with the way of using Russian folklore texts in teaching Russian as a foreign language. The choice of the research material is conditioned by the necessity of taking into account cultural peculiarities, mentality and linguistic personality as a factor of students' motivation to develop their speech activity. The article presents forms and methods of working with the version of the Russian fairy tale "Tsarevna-Frog" that was first recorded in the Trans-Ural region and later entered the treasury of Russian fairy tales. The described forms and methods of working with a literary text enable realization of the activity approach, the essence of which lies in the practice of communication, hearing, listening, discussing, understanding. The key to the development of speech activity in the study of Russian as a foreign language are creative educational technologies, problem-based learning and critical thinking technologies. A significant component is taking into account the cultural specifics of the students' country. The possibility of using the above-mentioned technologies in a great number of variants testifies to the potential of the raised topic.

Key words: teaching Russian as a foreign language, modern educational technologies, speech activity, folklore texts as teaching tool.

Ю.А. Семенова, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: 5ok@bk.ru

Т.В. Сизова, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: tvkyshtymova@mail.ru

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ

В статье рассматривается возможность использования текстов русского фольклора при обучении русскому языку как иностранному. Выбор материала исследования обусловлен необходимостью учета культурных особенностей, ментальности и языковой личности как фактора мотивации обучающихся к развитию своей речевой деятельности. В статье представлены формы и приемы работы с версией русской сказки «Царевна-лягушка», впервые записанной в Зауралье и позже вошедшей в сокровищницу отечественных сказок. Описанные формы и приемы работы с художественным текстом дают возможность реализовать деятельностный подход, сущность которого заключена в практике общения, коммуникации, умения слышать, слушать, обсуждать, понимать. Ключевыми для развития речевой деятельности при изучении русского языка как иностранного стали творческие образовательные технологии, технологии проблемного обучения и развития критического мышления. Значимой составляющей является учёт культурной специфики страны обучающихся. Возможность использования рассмотренных технологий в многочисленном количестве вариантов свидетельствует о перспективности поднимаемой темы.

Ключевые слова: преподавание русского языка как иностранного, современные образовательные технологии, речевая деятельность, фольклорные тексты как средство обучения.

Изучение русского языка как иностранного в современном мире уже невозможно без постижения культуры, менталитета и национальной языковой личности, поскольку эти факторы обусловливают «способность к межкультурному общению» и формируют «социокультурную компетенцию как конечный результат овладения языком» [1, с. 40]. Кроме того, обращение к культуре того народа, язык

которой изучается, является основой «стимулировании интереса» к обучению. При формировании мотивационной составляющей особое место занимает этнокультурный подход как основа интеграции культур, грамотного перевода культурных кодов, лояльного выстраивания системы методов, приемов и форм работы по обучению русскому языку Основные принципы этого подхода были озвучены в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.