Научная статья на тему 'Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе'

Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / образовательная программа / государственный образовательный стандарт / содержание учебной дисциплины / индивидуальная образовательная траектория / competence / educational program / state educational standard / academic subject content / individual educational path

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Ю. Сафонцева

В статье рассматриваются возможности повышения внутренней мотивации студентов при изучении непрофильных учебных дисциплин в технических вузах. На примере укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» автором выделены по две универсальные и общепрофессиональные компетенции, необходимые для выполнения определенных трудовых функций специалистов водного транспорта и формируемые учебной дисциплиной «Физика» при реализации основных образовательных программ. Задачи освоения данной предметной области автор ставит в соответствие формируемым компетенциям ФГОС ВО и указывает индикаторы их проявления. При этом автор акцентирует внимание на различиях требований международного профессионального стандарта деятельности плавсостава, предъявляемых к разным категориям судовых специалистов. Автор показывает, что каждую тему, раздел учебной дисциплины «Физика» можно поставить в соответствие не только компетенциям определенного ФГОС ВО, но и специальным профессиональным компетенциям для конкретной категории плавсостава. Автор утверждает, что этот факт необходимо учитывать при подборе содержания проблемных и проектных заданий учебных дисциплин, формулируя их не абстрактно, а используя конкретные объекты будущей профессиональной деятельности обучающихся. Автором делается вывод о том, что такой подход позволит показать значимость освоения конкретной учебной дисциплины для обучающихся определенной специальности или направления подготовки и выстроить их индивидуальные образовательные траектории, разработав соответствующее данной образовательной программе дидактическое и диагностико-квалиметрическое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Ю. Сафонцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF TEACHING METHODS OF ACADEMIC SUBJECTS WITH THE HELP OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH

The paper deals with the possibility of increasing the internal motivation of students under study of non-core academic subjects in technical universities. Exemplified by an enlarged group of majors and program tracks “Technique and Technologies of Shipbuilding and Water Transport”, the author puts emphasis on two universal and general professional competencies necessary for fulfilling certain labor functions of water transport specialists and formed by the academic subject “Physics” in the implementation of basic educational programs. The author associates the tasks of subject mastery with the competencies developed by the Federal State Educational Standard of Higher Education and points at indicators of their demonstration. At the same time, the author focuses on the differences in the requirements of the international professional standard of the crew, presented to different categories of ship specialists. The author shows that each topic, section of the subject “Physics” can be brought into correspondence not only with the competencies of a certain FSES HE, but also with special professional competencies for a specific category of ship personnel. The author affirms that this fact must be taken into account when selecting the content of problematic and project tasks of academic subjects, wording them not notionally, but using specific objects of the students’ future professional activity. The author comes to a conclusion that this approach will show the importance of mastering a specific academic subject for students of a particular major or program track and build their individual educational paths by developing didactic and diagnostic-qualimetric support corresponding to this educational program

Текст научной работы на тему «Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе»

References

1. Lu L. Vzaimodejstvie nacional'nyh kul'tur Rossii iKitaya v XX veke. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2004.

2. Van D. Tvorchestvo kitajskih kompozitorov v kontekste stanovleniya nacional'nogo akkordeonnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2016.

3. Imhanickij M.I. Stanovlenie garmoniki: novye aspekty. Garmonika: istoriya, teoriya, praktika: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Majkop, 2000.

4. Muzykal'naya 'estetika stran Vostoka. Moskva, 1967.

5. Luj 'E. Formirovanie i razvitie kitajskogo iskusstva akkordeona. Sian', 2010.

6. Hohlov A.N. Anglo-franko-kitajskaya vojna i vopros o pomoschi Rossii Kitayu. Dokumenty oprovergayut. Protiv fal'sifikaciiistoriirussko-kitajskih otnoshenij. Moskva: Mysl', 1982.

7. Sosna N.A. Posledstviya missii N.P. Ignat'eva v Kitaj v 1859 - 1860 gg. Rossiya i ATR. 2019; № 2 (104).

8. Argudyaeva Yu.V. Translyaciya zabajkal'skimi kazakami kul'turnogo naslediya russkih v severo-vostochnyj Kitaj. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2014; № 3. Available at: http://sibnasledie.omsu.ru

9. Chzhi U. Obzorrazvitiya iskusstva igry na akkordeone. Pekin: Muzykal'nyj izdatel'skij dom, 1992.

Статья поступила в редакцию 10.03.20

УДК 378

Safontseva N.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Deputy Director for Educational,

Methodological and Scientific Work, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov State Maritime University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: safontseva@iwtsedov.ru

SPECIAL ASPECTS OF TEACHING METHODS OF ACADEMIC SUBJECTS WITH THE HELP OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH. The paper deals with the possibility of increasing the internal motivation of students under study of non-core academic subjects in technical universities. Exemplified by an enlarged group of majors and program tracks "Technique and Technologies of Shipbuilding and Water Transport", the author puts emphasis on two universal and general professional competencies necessary for fulfilling certain labor functions of water transport specialists and formed by the academic subject "Physics" in the implementation of basic educational programs. The author associates the tasks of subject mastery with the competencies developed by the Federal State Educational Standard of Higher Education and points at indicators of their demonstration. At the same time, the author focuses on the differences in the requirements of the international professional standard of the crew, presented to different categories of ship specialists. The author shows that each topic, section of the subject "Physics" can be brought into correspondence not only with the competencies of a certain FSES HE, but also with special professional competencies for a specific category of ship personnel. The author affirms that this fact must be taken into account when selecting the content of problematic and project tasks of academic subjects, wording them not notionally, but using specific objects of the students' future professional activity. The author comes to a conclusion that this approach will show the importance of mastering a specific academic subject for students of a particular major or program track and build their individual educational paths by developing didactic and diagnostic-qualimetric support corresponding to this educational program.

Key words: competence, educational program, state educational standard, academic subject content, individual educational path.

Н.Ю. Сафонцева, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, проф., зам. директора по учебно-методической и научной работе,

Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова филиала ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»,

г. Ростов-на-Дону, E-mail: safontseva@iwtsedov.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

В статье рассматриваются возможности повышения внутренней мотивации студентов при изучении непрофильных учебных дисциплин в технических вузах. На примере укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» автором выделены по две универсальные и общепрофессиональные компетенции, необходимые для выполнения определенных трудовых функций специалистов водного транспорта и формируемые учебной дисциплиной «Физика» при реализации основных образовательных программ. Задачи освоения данной предметной области автор ставит в соответствие формируемым компетенциям ФГОС ВО и указывает индикаторы их проявления. При этом автор акцентирует внимание на различиях требований международного профессионального стандарта деятельности плавсостава, предъявляемых к разным категориям судовых специалистов. Автор показывает, что каждую тему, раздел учебной дисциплины «Физика» можно поставить в соответствие не только компетенциям определенного ФГОС ВО, но и специальным профессиональным компетенциям для конкретной категории плавсостава. Автор утверждает, что этот факт необходимо учитывать при подборе содержания проблемных и проектных заданий учебных дисциплин, формулируя их не абстрактно, а используя конкретные объекты будущей профессиональной деятельности обучающихся. Автором делается вывод о том, что такой подход позволит показать значимость освоения конкретной учебной дисциплины для обучающихся определенной специальности или направления подготовки и выстроить их индивидуальные образовательные траектории, разработав соответствующее данной образовательной программе дидактическое и диагностико-квалиметрическое обеспечение.

Ключевые слова: компетенция, образовательная программа, государственный образовательный стандарт, содержание учебной дисциплины, индивидуальная образовательная траектория.

Компетентностно-ориентированный образовательный процесс предполагает овладение обучающимися универсальными, общепрофессиональными, профессиональными, специальными и иными компетенциями в соответствии с ФГОС соответствующего уровня образования [1], обеспечивая интегральную профессиональную компетентность [2] выпускника образовательной организации. Существует множество способов и методических приемов изложения программного материала учебной дисциплины у любого дипломированного преподавателя, однако наиболее действенным является стимулирование внутренней мотивации обучающегося для осознания необходимости осмысления и закрепления в памяти предлагаемого учебного материала [3].

И вот здесь возникает огромная проблема, заключающаяся в слабой вовлеченности обучающихся в учебный процесс, связанная с отсутствием познавательного интереса к преподаваемой учебной дисциплине и, как следствие, отсутствием доминирующего желания его изучения. Волевые установки дисциплинированных и особо ответственных обучающихся, обусловленные личностными их качествами, позволяют сформировать вектор воли, направленный на обеспечение усилий для, как правило, формального заучивания предлагаемого материала. Следствием такого подхода является недолговечность и поверхност-

ность приобретаемых знаний и невозможность их дальнейшего практического применения [3].

Многочисленные наблюдения за деятельностью преподавателей, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, и за профессорско-преподавательским составом высшей школы показывают, что причина крайне низкой внутренней мотивации обучающихся, которые уже являются студентами, выбравшими определенную специальность или направление подготовки, кроется в отсутствие должного понимания педагогическими работниками сути компетентностного подхода при организации образовательного процесса в рамках своей учебной дисциплины [4].

К сожалению, несмотря на многолетнюю педагогическую практику и введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов очередного, 3++, поколения, основанных на компетентностно-ориентированном образовании, многие преподаватели по-прежнему работают в традиционной парадигме. Жалуясь на нехватку объема аудиторной учебной нагрузки, проводя контрольно-оценочные действия только с помощью устных опросов знаний фактологического материала, такие преподаватели не утруждают себя разработкой дидактического и диагностико-квалиметрического обеспечения учебного про-

цесса, позволяющего осуществить текущий контроль успеваемости с помощью практико-ориентированных проектных заданий [5].

Формирование внутренней мотивации студентов происходит только в случае осознания целесообразности предлагаемых знаний и их практического применения в своей будущей профессиональной деятельности. К сожалению, большинство преподавателей, особенно зрелого возраста, получивших свою квалификацию в традиционной академической парадигме, считают однозначной ценностью содержание своей учебной дисциплины, при этом даже не пытаясь использовать межпредметные и метапредметные связи [6] для выстраивания образовательной траектории своих подопечных, показав необходимость базовых знаний своей любимой предметной области с будущей профессиональной деятельностью выпускников.

Преподаватели специальных дисциплин находятся в более выгодном положении для осознания студентами их познавательной практической ценности, что обусловлено заведомой однозначной связью содержания их учебных дисциплин, разделов, курсов с потенциальной профессиональной деятельностью обучающихся. При этом для студентов специальностей технической направленности даже естественно-научные и общепрофессиональные дисциплины, такие как физика, математика, информатика, материаловедение, электротехника и т.д., не являются априори необходимыми к изучению, не говоря уже о дисциплинах гуманитарного и социально-экономического блока. В этом случае показателем высокой квалификации преподавателя, эффективности его педагогической деятельности служат не только формальные критерии наличия базового образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, ученой степени, звания и т.д., что является, безусловно, необходимым условием профессиональной компетентности самого преподавателя. Владение проектировочными умениями, которые, основываясь на дидактической компетентности в заданной предметной области, позволяют показать ее значимость для контингента обучающихся определенной специальности или направления подготовки и выстроить их индивидуальные образовательные траектории, разработав соответствующее данной образовательной программе дидактическое и диагностико-квалиметри-ческое обеспечение [7].

Таким образом, компетентностный подход означает не только декларированную в ФГОС разного уровня образования ориентацию на интегральную профессиональную компетентность выпускника [2] с помощью перечня разнообразных компетенций, которые обеспечивают возможности различных видов их дальнейшей профессиональной деятельности, но и предполагает использование различных индикаторов проявления одних и тех же компетенций, которые являются латентными переменными образовательного процесса в целом, а также внутри отдельно взятой учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля [1].

В обширном перечне результатов освоения основных образовательных программ укрупненной группы специальностей и направлений (УГСН) подготовки 26.00.00 - «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», в частности 26.05.05 - «Судовождение» [8] и 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» [9], в соответствующем ФГОС 3++ указаны:

- развитие системного и критического мышления, заключающееся в способности осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода и вырабатывать стратегию действий (УК-1);

- проектировочная компетентность, связанная с разработкой и реализацией проектов, проявляющаяся в способности управлять проектами на всех этапах его жизненного цикла (УК-2);

- осведомленность в естественно-научной и общеинженерной областях, проявляющаяся в способностях применять естественно-научные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности (ОПК-2); а также проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные (ОПК-3).

В соответствии с матрицей компетенций вышеперечисленные владения, базирующиеся на определенных знаниях и умениях, формируются различными учебными дисциплинами основных образовательных программ и проявляются в них с помощью различных индикаторов. Все они, бесспорно, служат основой для обобщенной интегральной [2] профессиональной компетентности выпускника любого направления подготовки с инженерной квалификацией в соответствующей технической области.

Изучение фундаментальных законов природы; теорий, методов классической и современной науки; формирование научного мировоззрения, ознакомление с основными направлениями и тенденциями ее современного развития; формирование навыков владения основными приемами и методами решения прикладных проблем; выработка положительной мотивации к самостоятельной работе и самообразованию являются целью изучения многих естественно-научных и общепрофессиональных учебных дисциплин. Однако фундаментом для дальнейшего развития и конкретизации предметной специализации, основой для последующей дифференциации познавательного процесса служит натуральная философия [10], основы которой заложены Ньютоном и получили дальнейшее развитие в теоретической и прикладной физике.

Несмотря на очевидную значимость представлений о естественно-научной и математической основах современной картины мира как целостной информационной системе, изучение «Физики» как учебной дисциплины сталкивается с глобальными трудностями [4]. И это в условиях, когда данный предмет является базовым при изучении в школе на уровне среднего общего образования и обязательным при поступлении на многие специальности бакалавриата технического профиля, как, например, в УГСН 26.00.00 - «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», и обязательным при поступлении на программы специалитета.

Причина такого несоответствия кроется в том, что большинство квалифицированных и высокопрофессиональных преподавателей-предметников ставят знание физической картины мира самоценностью, при этом никак не сопоставляя эти знания, умения и владения с будущей профессиональной деятельностью выпускников в области эксплуатации водного транспорта и транспортного оборудования [11].

Прежде всего, необходимо заметить, что методология научного мышления [10], применяемая при исследовании природных явлений, позволяет осуществить компетентностное разрешение любой, даже далекой от научной, проблемной ситуации. Любая реальная ситуация содержит в себе явную или скрытую проблему. Способность обучающегося разрешать проблемные ситуации, формулируя возможные варианты развития предложенной ситуации и анализируя их с целью выбора наиболее правильного выхода из нее, является индикатором его методологической культуры и обеспечивает, в том числе его профессиональную компетентность [3].

Например, не очень ответственный студент Миша Иванов, не выполнивший домашнее задание, предполагает, что его однокурсница-отличница Маша Петрова задание выполнила. Обратившись к ней за помощью и переписав задание, Миша уверен, что его проблема решена, и двойку он не получит. Однако удостовериться в этом окончательно он, а вместе с ним и сама Маша смогут только после проверки домашних заданий преподавателем.

Можно усомниться в том, что нерадивый студент действует методологически верно. Первый этап методологии научного исследования предполагает наблюдение за объектом исследования, и Миша, знакомый со своими однокурсниками, точно знает, к кому обратиться. Предполагая, что отличница Маша могла сделать домашнее задание, Миша обращается к ней, переходя, пусть даже и неосознанно, на новый методологический этап выдвижения гипотезы. Переписав домашнее задание именно у Петровой, Миша уверен, что Маша сделала его правильно, пока только в теории, но это уже третий этап методологии. Окончательным экспериментальным подтверждением правильности произведенных действий оказывается удовлетворительная отметка Миши, который при переписывании упустил нечто важное, в отличие от Маши, самостоятельно и последовательно излагавшей ход решения.

Такой простой пример из студенческой жизни иллюстрирует универсальность научной методологии и позволяет установить психологический контакт между преподавателем и обучающимися, подчеркивая, что наука не является оторванной от реальной жизни и может быть доступна не только избранным ученым, чья деятельность предполагает научные исследования.

Преодоление психологических барьеров при изучении сложных учебных дисциплин, к которым традиционно относят «Физику», является основанием познавательного интереса, возникновение которого способствует внутренней мотивации обучающегося и, как следствие, его успешности в образовательном процессе [4].

Целью освоения дисциплины «Физика» в УГСН 26.00.00 - «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» является создание у обучающихся (курсантов) основ широкой теоретической подготовки в области физики, позволяющей ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использования физических принципов в тех областях техники, в которых они специализируются.

Поставим в соответствие задачи освоения учебной дисциплины «Физика» с формируемыми в результате освоения образовательных программ компетенциями ФГОС ВО и индикаторами их проявления в предметной области «Физика» (табл. 1):

Профессорско-преподавательский состав, реализующий программы подготовки экипажей морских судов, помимо компетенций ФГОС ВО обязан также учитывать в рамках своей учебной дисциплины, где это возможно (табл.2), требования Международной конвенции «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты» с поправками (ПДНВ) [12], предъявляемые к плавсоставу. ПДНВ фактически является профессиональным стандартом деятельности различных категорий судовых специалистов разного уровня: от вспомогательного рядового состава вахтенных матросов или мотористов; специалистов среднего звена, относящихся к уровню эксплуатации, до командного уровня управления офицеров морского флота. Это означает, что при изучении содержания программного материала по учебной дисциплине «Физика» необходимо придерживаться наиболее значимых разделов, тем и вопросов для специалистов морского флота, гарантируя уровень профессиональной компетентности выпускников морских образова-

Таблица 1

Компетенции ФГОС ВО и индикаторы их проявления в предметной области «Физика»

Код компетенции Наименование компетенции Задачи освоения «Физики» Индикаторы проявления компетенций в предметной области

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода и вырабатывать стратегию действий Формирование основ научного мышления и мировоззрения; понимание границ применимости физических законов; умение оценивать степень достоверности полученных результатов Знать: фундаментальные разделы физики

Уметь: анализировать и систематизировать полученные знания

Владеть: способами критического физического мышления

УК-2 Способен управлять проектами на всех этапах его жизненного цикла Демонстрация тесной взаимосвязи физических законов и их применения в технике с целью подбора адекватных технических средств для достижения профессиональных результатов Знать: основы проектной деятельности

Уметь: моделировать физические и технологические процессы

Владеть: способами применения новейших достижений в области физики и смежных наук

ОПК-2 Способен применять естественно-научные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности Выработка приемов и навыков решения конкретных задач из разных областей физики, помогающих решать профессиональные задачи Знать: методы теоретического и экспериментального исследования в физике

Уметь: использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности

Владеть: методами проведения физических исследований и экспериментов

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные Ознакомление с современной научной аппаратурой и выработка начальных навыков проведения экспериментальных научных исследований различных физических явлений и оценки погрешностей измерений Знать: основные методики выполнения экспериментов, исследований физических явлений и проведения измерений физических величин

Уметь: планировать и организовывать эксперимент; работать с приборами и инструментами; профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы

Владеть: методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей; основными приемами обработки экспериментальных данных

тельных организаций и обеспечивая достижение оптимального педагогического действия преподавателя [4].

Таблица 2

Формируемые компетентности образовательных программ в соответствии с требованиями МК ПДНВ

26.05.05- «Судовождение» 26.05.06 - «Эксплуатация судовых энергетических установок»

А-11/1-1) - «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения», (А-11/1-9) - «Маневрирование судна», (А-П/1-10) - «Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращением с ними во время рейса». (А-Ш/1-4) - «Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления», (А-Ш/1-6) - «Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления», (А-Ш/1-7) - «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования».

Рассмотрим более детально на примере отдельных разделов и тем, каким образом физическая картина мира проявляется в сугубо прикладной специфической области судовождения и эксплуатации водного транспорта.

Универсальные и общепрофессиональные компетенции, формируемые в процессе изучения курса «Физики» для специальностей 26.05.05 - «Судовождение» [8] и 26.05.06 - «Эксплуатация судовых энергетических установок» [9] одинаковы в соответствии с ФгОс 3++ (табл.1), однако область профессиональной деятельности инженеров-судоводителей и инженеров-механиков различна [12] (табл. 2). В связи с этим имеют различную значимость разные разделы и темы курса «Физики» для обеих специальностей.

В частности, для судоводителя индикаторами его профессиональной компетентности служит умение планировать и проводить переход; определять местоположение; маневрировать судном, изменяя направление скорости его движения с помощью руля, движителей, подруливающих устройств в целях обеспечения безопасности мореплавания или решения эксплуатационных задач [12]. На физическом языке это означает: производить расчет траектории движения судна и определять местоположение судна спустя любое время после нача-

ла движения. Это составляет комплексную цель кинематического описания любого типа движения. При этом теоретическая составляющая следующая: знать основные характеристики описания поступательного и вращательного движения, уметь применять их для описания различных видов движения, а практическая составляющая: овладеть способами записи кинематических уравнений движения, уравнений скорости и уметь решать их математически при описании движения конкретных физических объектов.

Любой судоводитель должен знать, что маневренность судна не является величиной постоянной и что причиной изменения скорости тела (и судно не является исключением) служат силы, действующие на него. И если конкретные силы, действующие на судно, являются предметом разделов специальных учебных дисциплин, связанных с изучением особенностей управления судном, технических средств судовождения, теории устройства судна и т.д., то, определения силы, момента силы и прочих основных характеристик являются теоретической основой комплексной цели динамики: выяснение причин возникновения различных типов движения.

Оптимальное размещение и крепление груза; знание моментов сил, вращающих судно при его погрузке и разгрузке; определение местоположения центра тяжести судна при определенной загрузке; определение перемещения точки приложения сил, действующих на судно в разные моменты времени и т.д. также являются проявлением профессиональной компетентности судоводителя, недостаточное овладение которой может привести к чрезвычайной ситуации на море, вплоть до затопления судна. Все эти базовые знания и умение применить их к реальной практической ситуации в профессиональной деятельности должны быть сформированы при изучении физических основ механики.

Инженер-механик, освоивший основную образовательную программу 26.05.06 - «Эксплуатация судовых энергетических установок», ориентирован на эксплуатацию главных судовых энергетических установок, электрооборудования, электронной аппаратуры и вспомогательных механизмов, а также связанных с ними систем управления. При этом он должен уметь производить техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования, имеющегося на судне [12]. Такое содержание профессиональной компетентности предполагает получение целостной понятийной картины о физических основах функционирования судового энергетического оборудования; получение системы знаний об описании движения сплошной среды (элементах гидромеханики); о физических законах, лежащих в основе принципов действия тепловых и электрических машин, что является целью освоения различных разделов курса «Физики».

Статистическая физика и термодинамика являются фундаментальной базой для понятийного усвоения особенностей описания состояний макросистем,

заключающих множество частиц (газов) и тепловых процессов, в которых они участвуют. Общий принцип действия тепловых машин, рабочими телами которых служат газы, находит свое дальнейшее логическое развитие и практическое применение в последующих общепрофессиональных и профессиональных дисциплинах, при изучении конструктивных особенностей двигателей внутреннего сгорания, дизелей, турбин, паросиловых установок, холодильного оборудования и их эксплуатации и ремонта.

Знание источников электромагнитного взаимодействия, умение применять основные характеристики для описания электрических и магнитных полей, владение описанием электромагнитных явлений, изучаемых электродинамикой, позволят выпускнику в будущей профессиональной деятельности разобраться с устройством и наладкой, и, возможно, с ремонтом любого электрического и электронного оборудования.

Таким образом, каждую тему раздела учебной дисциплины «Физика» можно поставить в соответствие не только некоторым универсальным и общепрофессиональным компетенциям определенного ФГОС ВО, но и специальным профессиональным компетенциям ПДНВ для конкретной категории плавсостава.

Этот факт необходимо учитывать при подборе содержания проблемных и проектных заданий [3], формулируя их не с помощью абстрактных тел, а, где это возможно, используя конкретные объекты будущей профессиональной деятельности обучающихся [4]. Например: рассчитать траекторию движения судна...; судовой винт совершает вращательное движение по закону...; скорость вращения вала судового двигателя изменилась на ...; определить вязкость морской воды..; найти давление воздуха в камере сгорания дизельного

Библиографический список

двигателя.; описать цикл тепловой машины.; ротор судового генератора переменного тока вращается с частотой.; момент инерции лебедки.; айсберг плавает.; судно поперечных размеров.движется в магнитном поле Земли.и т.д.

Это налагает определенную ответственность на преподавателя физики, который должен обладать не только коммуникативной, дидактической, внутри-предметной и прочей компетентностью, необходимой для успешной педагогической деятельности в своей предметной области. К своим личностным и профессиональным качествам должны быть добавлены владения метапредметными и межпредметными связями [6], позволяющие обеспечить дидактическое и диагно-стико-квалиметрическое сопровождение учебного процесса и выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в рамках своей учебной дисциплины.

Таким образом, создание методической системы преподавания, ориентированной на профессиональную компетентность в той сфере деятельности, к которой готовится обучающийся образовательной организации, является индикатором профессиональной компетентности самого преподавателя. Следует отметить, что такой дидактический подход возможен для любой, даже гуманитарной учебной дисциплины, которая может быть востребована для формирования универсальных культурологических и гуманистических личностных качеств, повышения экономической грамотности обучающихся, развития их лидерских качеств, умения работать в команде и т.д. Такой компетентностный подход гарантирует повышение качества образования, формируя разносторонне развитую личность, способную решать серьезные профессиональные и нравственные задачи в личных интересах и интересах общества в определенной сфере деятельности.

1. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Разработка модели компетентности выпускника университета. Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2012; № 1: 85 - 93.

2. Сафонцев С.А., Черных О.В. Интегративный подход к измерению компетентности как латентной переменной. Ростов-на-Дону: Издательство РКСИ, 2011.

3. Сафонцева Н.Ю. Проблемно-проектный метод обучения в дидактике высшей школы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Педагогические науки. 2012; № 7: 47 - 50.

4. Сафонцева Н.Ю. Концепция модернизации методической системы преподавания физики в условиях непрерывного профессионального образования. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006; № 7: 174 - 178.

5. Формирование профессиональных компетенций в высшей школе. Под редакцией Т.П. Гордиенко, А.Н. Томилина, Е.В. Хекерта. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2019: 46 - 65.

6. Сафонцева Н.Ю. Черкашина А.Г. Роль междисциплинарных связей учебных планов компетентностно-ориентированного образования. Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII Международных психолого-педагогических чтений. Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ 2009; Ч. III: 74 - 80.

7. Сафонцева Н.Ю. Теоретические аспекты проблемы проектирования педагогических объектов в условиях непрерывного профессионального морского образования. Ростов-на-Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2005.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности26.05.05 «Судовождение». Москва, 2018.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования-специалитет по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Москва, 2018.

10. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Основы современной натуральной философии: методические указания по физике. Ростов-на-Дону: ООО ВУД, 2001.

11. Сафонцева Н.Ю., Лутков С.А. Морское образование Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство Ро ИПК и ПРО, 2007.

12. О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Международная конвенция. London: IMO, 2017. Available at: http://www.imo.org

References

1. Safoncev S.A., Safonceva N.Yu. Razrabotka modeli kompetentnosti vypusknika universiteta. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta: Pedagogicheskie nauki. 2012; № 1: 85 - 93.

2. Safoncev S.A., Chernyh O.V. Integrativnyjpodhod kizmereniyu kompetentnostikaklatentnojperemennoj. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RKSI, 2011.

3. Safonceva N.Yu. Problemno-proektnyj metod obucheniya v didaktike vysshej shkoly. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: Pedagogicheskie nauki. 2012; № 7: 47 - 50.

4. Safonceva N.Yu. Koncepciya modernizacii metodicheskoj sistemy prepodavaniya fiziki v usloviyah nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2006; № 7: 174 - 178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Formirovanie professional'nyh kompetencij v vysshej shkole. Pod redakciej T.P. Gordienko, A.N. Tomilina, E.V. Hekerta. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2019: 46 - 65.

6. Safonceva N.Yu. Cherkashina A.G. Rol' mezhdisciplinarnyh svyazej uchebnyh planov kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah Yuga Rossii, Central'noj Azii i Kazahstana: materialy dokladov XXVIII Mezhdunarodnyh psihologo-pedagogicheskih chtenij. Rostov-na-Donu.: IPO PI YuFU, 2009; Ch. III: 74 - 80.

7. Safonceva N.Yu. Teoreticheskie aspekty problemy proekíirovaniya pedagogicheskih ob'ektov v usloviyah nepreryvnogo professional'nogo morskogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RO IPK i PRO, 2005.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti26.05.05 «Sudovozhdenie». Moskva, 2018.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya-specialitet po special'nosti 26.05.06 «'Ekspluataciya sudovyh 'energeticheskih ustanovok». Moskva, 2018.

10. Safoncev S.A., Safonceva N.Yu. Osnovy sovremennojnatural'noj filosofii: metodicheskie ukazaniya po fizike. Rostov-na-Donu: OOO VUD, 2001.

11. Safonceva N.Yu., Lutkov S.A. Morskoe obrazovanie Yuga Rossii. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RO IPK i PRO, 2007.

12. O podgotovke idiplomirovaniimoryakovinesenii vahty. Mezhdunarodnaya konvenciya. London: IMO, 2017. Available at: http://www.imo.org

Статья поступила в редакцию 12.03.20

УДК 355.13

Tenishcheva V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: vic-ver@mail.ru Tsyganko Ye.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: lena_tsyganko.@mail.ru Kuznetsova Yu.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: julx@bk.ru

OPPORTUNITIES OF SIMULATOR IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MARINE SPECIALIST IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE STCW CONVENTION. The article explores a problem of training marine specialists for the activities in the English-speaking environment using simulators in accordance with the requirements of the International Maritime Convention (STCW). The Maritime English is an important means of solving the profes-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.