Научная статья на тему 'Компетентентностный подход и его реализация при обучении английскому языку на общетехническом этапе морского образования'

Компетентентностный подход и его реализация при обучении английскому языку на общетехническом этапе морского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / коммуникативная компетенция / профессионально ориентированное обучение / competence-based approach / communicative competence / professionally oriented instruction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ирина Викторовна

В статье подчеркивается приоритет компетентностного подхода в морском образовании, которое ориентируется на квалификационные требования к выпускникам в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Обучение иностранному языку, являющимся как обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов морской технической сферы (судоводителей, судомехаников, электромехаников, радиоинженеров, гидрографов), происходит также на основе компетентностного подхода. Перечисляются компетенции, формируемые у курсантов в процессе обучения иностранному языку. Предлагается считать коммуникативную иноязычную компетенцию входящей в состав профессиональной компетенции будущих специалистов. Обучение происходит в два этапа: общетехнический и этап специализации; автором определяются компетенции, формируемые у курсантов морского вуза в процессе обучения английскому языку на начальном, общетехническом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the competence-based approach priority in Maritime Educa-tion which is orientated to meet the requirements of qualifications needed for graduates according to The International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW). Foreign language is one of the basic components of professional training of future specialists (navigators, marine engineers, electrical engi-neers, radio engineers, hydrographers) and the instruction process is carried out using competence-based approach as well. The author highlights the competences which are formed during the course of language study and suggests including the communicative foreign language competence into the professional competence. Marine Education com-prises two stages: general technical stage and specialized stage; the author points out the competences formed at the initial general technical stage.

Текст научной работы на тему «Компетентентностный подход и его реализация при обучении английскому языку на общетехническом этапе морского образования»

УДК 372.881.1

И. В. Кузнецова

Компетентентностный подход и его реализация при обучении английскому языку на общетехническом этапе морского образования

В статье подчеркивается приоритет компетентностного подхода в морском образовании, которое ориентируется на квалификационные требования к выпускникам в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Обучение иностранному языку, являющимся как обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов морской технической сферы (судоводителей, судомехаников, электромехаников, радиоинженеров, гидрографов), происходит также на основе компетентностного подхода. Перечисляются компетенции, формируемые у курсантов в процессе обучения иностранному языку. Предлагается считать коммуникативную иноязычную компетенцию входящей в состав профессиональной компетенции будущих специалистов. Обучение происходит в два этапа: общетехнический и этап специализации; автором определяются компетенции, формируемые у курсантов морского вуза в процессе обучения английскому языку на начальном, общетехническом этапе.

The article focuses on the competence-based approach priority in Maritime Education which is orientated to meet the requirements of qualifications needed for graduates according to The International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW). Foreign language is one of the basic components of professional training of future specialists (navigators, marine engineers, electrical engineers, radio engineers, hydrographers) and the instruction process is carried out using competence-based approach as well. The author highlights the competences which are formed during the course of language study and suggests including the communicative foreign language competence into the professional competence. Marine Education comprises two stages: general technical stage and specialized stage; the author points out the competences formed at the initial general technical stage.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетенция, профессионально ориентированное обучение.

Key words: competence-based approach, communicative competence, professionally oriented instruction.

Российское образование, планомерно интегрируемое в европейское образовательное пространство, развивается в рамках компетентностного подхода, который закреплен во вступивших в силу в 2011 г. федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения. Содержание цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин направлено на формирование социально-личностных, общеправовых и общеэкономических компетенций

© Кузнецова И. В., 2016

в интересах профессиональной деятельности специалиста. Содержание циклов общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин и способы их реализации нацелены на формирование у студентов общенаучных, профессиональных и специальных компетенций.

В документе Совета Европы - «Европейская система квалификаций» - компетенцию определяют как способность человека использовать знания, навыки и умения в рабочих или учебных ситуациях и в профессиональном и личностном развитии [7, с. 11]. В свою очередь, к компонентам, составляющим профессиональную компетенцию, относят: 1) когнитивную компетенцию (использование концептов, понятий, знаний); 2) функциональную (умения в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности); 3) личностную (поведенческие умения в ситуации); 4) этическую (личностные и профессиональные ценности) [4, с. 41].

Обучение на общеинженерном факультете морского вуза (в течение первых двух лет), безусловно, является профессионально ориентированным, и с первого же семестра начинается процесс формирования профессиональной компетенции будущих судоводителей, судомехаников, электромехаников, гидрографов и радиоинженеров. Владение английским языком для специалистов морской технической сферы -неотъемлемое условие при выполнении ими своих должностных обязанностей в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ). Поэтому формирование иноязычной коммуникативной компетенции является целью языкового образования в морском вузе, а сама она оказывается частью профессиональной компетенции.

В отечественной методике многокомпонентную коммуникативную компетенцию детализируют следующим образом:

1) как совокупность языковой, речевой, социокультурной составляющих [3, с. 223; 5, с. 23];

2) как единство лингвистического (знания о системе изучаемого языка и навыки оперирования языковыми средствами общения), прагматического (знания, навыки и умения, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением) и социолингвистического (знания, навыки и умения, позволяющие осуществлять речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка) компонентов [2, с.19].

В зарубежных исследованиях в зависимости от роли языка и речи выделяются различные составляющие коммуникативной компетенции. В работах Ван Эка, базирующихся на постулате о том, что изучение иностранного языка не ограничивается выработкой коммуникативных умений, но тесно связано с личным и социальным развитием личности, сформулированы следующие компоненты коммуникативной компетен-

ции: лингвистическая, социолингвистическая, компетенция дискурса, стратегическая, социокультурная, социальная компетенции. Мы предлагаем в структуре коммуникативной компетенции, актуальной для морского образования, выделить следующие составляющие: лингвистическую, социальную, стратегическую и дискурсивную компетенции.

Учитывая вышеприведенную компонентную структуру профессиональной и коммуникативной компетенций, можно отметить, что составляющие коммуникативной иноязычной компетенции одновременно входят и в структуру компонентов профессиональной компетенции (когнитивной, функциональной, личностной и этической), которые формируются, однако, средствами других дисциплин. То есть лингвистическая компетенция (как владение системой знаний об изучаемом языке) связана с когнитивной компетенцией; социальная компетенция (как умение вступать в коммуникативные отношения, ориентируясь и управляя социальной ситуацией) является частью функциональной компетенции; стратегическая компетенция (как способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка и опыта) соотносится с личностной компетенцией, предполагающей поведенческие умения; дискурсивная компетенция (как способность построения дискурсов на основе личностных и профессиональных ценностей) взаимодействует с этической компетенцией (рисунок).

Рисунок. Взаимодействие компонентов коммуникативной и профессиональной компетенций специалистов морской технической сферы

И профессиональная, и коммуникативная компетенции развиваются постепенно, поэтому для учебного процесса на общеинженерном факультете актуален вопрос развития общепрофессиональной компетенции и формирования коммуникативной иноязычной компетенции первого

264

этапа, которая представляет собой предмет интереса исследования в сфере языкового обучения.

Современное образование постулирует не передачу знаний, а получение их в процессе личностно-значимой деятельности, вне которой не формируются определенные навыки и умения использования знаний и не происходит подготовка молодого человека к реальной жизни. Образование ставит целью сформировать у личности ключевые компетенции для успешного интегрирования в жизнь социума. Роль иностранного языка в развитии личности невозможно переоценить [5, с. 19]. Из рисунка следует, что обучение иностранному языку является одним из механизмов формирования профессиональной компетенции в целом.

Реализация компетентностного подхода означает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не совокупность знаний, умений и навыков как самоцель, а набор компетенций, отражающих реальную способность обучающихся самостоятельно решать поставленные задачи на практике [6, с. 15].

В стенах морского вуза такой практикой для курсантов общеинженерного факультета может быть участие в олимпиаде по английскому языку, регулярное презентационное представление в учебной группе самостоятельно изученного материала, организация тематического мероприятия на английском языке, общение с представителями иностранных компаний, участие в ежегодной предметной конференции с презентациями и докладами в рамках деятельности НОК (научного общества курсантов).

Специалистов в морском вузе готовят к эксплуатационно-технологической, организационно-управленческой, проектной, производственно-технологической, научно-исследовательской и научно-педагогической видам профессиональной деятельности. В ФГОС перечисляются общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которыми должен обладать выпускник, освоивший основные образовательные программы.

Отметим те компетенции, которые формируются в процессе обучения иностранному языку, который относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических наук:

• способность к социальному взаимодействию, толерантность к другой национальности и культуре в условиях многонациональных экипажей (ОК-4);

• способность и готовность к активному общению в производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранным (английским) языками как средствами делового общения, обладая навыками публичной и научной речи (ОК-6);

• готовность вести необходимую эксплуатационную документацию на английском языке (ПК-14);

• владение международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей и организации управления интернациональным экипажем (ПК-20).

Заметим, что некоторые компетенции, прямо не относящиеся к иностранному языку, тем не менее формируются и с помощью языкового образования, например, способности представить современную картину мира (ОК-1); понимать роль охраны окружающей среды ...(ОК-12); самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения.. (ПК-1); понимать сущность и значение информации в развитии современного общества ...(ПК-3); а также знание основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации. (ПК-4) [8].

В рабочих программах всех специальностей в соответствии с ФГОС перечислены компетенции курсантов-выпускников, которые будут сформированы в результате освоения дисциплины «Английский язык». Они варьируются в зависимости от специализации, но для начального этапа обучения они требуют уточнения, так как после окончания второго курса еще преждевременно надеяться, что у курсанта имеются способности к переоценке накопленного своего и чужого опыта (ОК-7), научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы» (ОК-10) и другие важные компетенции зрелого специалиста.

При обучении общепрофессиональному языку, а также в процессе подготовки к мероприятиям на английском языке и участии в них создаются условия для развития у курсантов следующих способностей и компетенций (в соответствии с рисунком):

• способности к самообразованию и постоянному совершенствованию в интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности (будущая когнитивная компетенция);

• креативности (способность создать собственный текст на английском языке - будущая дискурсивная компетенция);

• автономности (способность самостоятельной учебной деятельности - будущая функциональная компетенция);

• способности познавательной деятельности (извлекать, синтезировать необходимые сведения и использовать их практически - будущая функциональная компетенция);

• предметной компетенции в общепрофессиональной сфере (будущая когнитивная компетенция);

• информационной компетенции (владение технологиями поиска и критическое осмысление доступной информации из сети Интернет - будущая функциональная компетенция);

• языковой компетенции первого этапа (курсант повышает свой уровень в области владения фонетикой, грамматикой, лексикой английского языка будущая лингвистическая компетенция);

• речевой компетенции первого этапа (курсант улучшает владение способами формирования и формулирования мыслей в процессе порождения речи - будущая лингвистическая компетенция);

• организованности (курсант обязан в указанный срок завершить подготовку учебного задания или проекта - будущая личностная компетенция);

• презентационных способностей (умение на семинаре или конференции представить свой «интеллектуальный продукт» слушателям -будущая личностная компетенция);

• компенсаторных умений (курсант должен справиться с вынужденными паузами в случае поиска нужных слов или фраз, а также с «неудобными» вопросами слушателей, выступая перед аудиторией -будущая стратегическая компетенция);

• межкультурной компетенции личности (для успешного прохождения первой морской практики на борту учебного судна - будущая этическая компетенция).

Отличительной характеристикой компетентностного подхода является переход с «обучения на всю жизнь» на «обучение на протяжении всей жизни». Степень готовности обучающихся к моменту окончания вуза к самообразованию на протяжении всей жизни зависит от развития у них в процессе обучения умений самостоятельной учебной деятельности [6, с. 45]. Центральным моментом в организации обучения в компе-тентностном подходе выступает поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся [1, с. 83].

Следовательно, уже в курсе обучения общепрофессиональному языку необходимо создать условия для самостоятельной работы курсантов, например:

• определить объем материала для самостоятельного изучающего чтения с обязательным реферативным отчетом о проделанной работе;

• ввести обязательное презентационное представление курсантами самостоятельно изученного тематического материала в учебных группах не менее двух раз в семестр;

• организовать на каждом занятии освещение курсантами последних мировых новостей, извлеченных из аутентичных источников.

Таким образом, на общеобразовательном этапе обучения в морском вузе общепрофессиональная подготовка синтезируется с гуманитарным развитием личности. Различные формы аудиторной и внеаудиторной работы в курсе обучения английскому языку нацелены на формирование коммуникативной компетенции первого этапа, компоненты которой способствуют развитию общепрофессиональной компетенции курсантов.

Список литературы

1. Баева Г.А. О роли компетентностного подхода в современном образовании // Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода / отв. ред. Г.А. Баева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 270 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводи-дактика и методика: учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 336 с.

3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.

4. Комарова Ю.А. Идентификация профессиональной компетентности: анализ международных исследований по проблеме подготовки компетентного специалиста // Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода / отв. ред. Г.А. Баева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 270 с.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 272 с.

6. Сысоев П.В. Информационные и коммуникативные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие. - М.: Либроком, 2013. - С. 15.

7. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF), 2008. 20 p. - URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/news/EQF_EN.pdf (дата обращения: 20.12.2015).

8. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm1410-1.pdf (дата обращения: 20.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.