Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / проектное обучение / педагогический проект / образовательная среда / педагог / primary school / project training / pedagogical project / educational environment / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Калинина Ирина Геннадьевна

Статья посвящена проблеме проектирования образовательной среды начальной общеобразовательной школы, посредством проектной деятельности. В статье подробно рассмотрены основы проектной деятельности в образовании. Педагогическое проектирование предполагает довольно непростое явление, которое включает большое количество других подходов к образованию, особенно, в совершенствовании личности. Авторы анализируют возможности эффективного проектирования образовательной среды начальной школы. Рассматривают методологические основы проектирования в образовании. Выделяют аспекты проектной деятельности в образовательном процессе начального общего образования. В статье выделены требования, обязательные на стадии проектирования образовательной среды в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Калинина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of designing the educational environment of an elementary secondary school, through project activities. The article describes in detail the basics of project activity in education. Pedagogical design involves a rather difficult phenomenon, which includes a large number of other approaches to education, especially in the improvement of personality. The authors analyze the possibilities of effective design of the educational environment of primary school. Consider the methodological foundations of design in education. There are aspects of project activity in the educational process of primary general education. The article highlights the requirements that are mandatory at the design stage of the educational environment in primary school.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Калинина Ирина Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования образовательной среды начальной общеобразовательной школы, посредством проектной деятельности. В статье подробно рассмотрены основы проектной деятельности в образовании. Педагогическое проектирование предполагает довольно непростое явление, которое включает большое количество других подходов к образованию, особенно, в совершенствовании личности. Авторы анализируют возможности эффективного проектирования образовательной среды начальной школы. Рассматривают методологические основы проектирования в образовании. Выделяют аспекты проектной деятельности в образовательном процессе начального общего образования. В статье выделены требования, обязательные на стадии проектирования образовательной среды в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, проектное обучение, педагогический проект, образовательная среда, педагог.

Annotation. The article is devoted to the problem of designing the educational environment of an elementary secondary school, through project activities. The article describes in detail the basics of project activity in education. Pedagogical design involves a rather difficult phenomenon, which includes a large number of other approaches to education, especially in the improvement of personality. The authors analyze the possibilities of effective design of the educational environment of primary school. Consider the methodological foundations of design in education. There are aspects of project activity in the educational process of primary general education. The article highlights the requirements that are mandatory at the design stage of the educational environment in primary school.

Key words: primary school, project training, pedagogical project, educational environment, teacher.

Введение. Проектная деятельность не может считаться предметом онтологических исследований, которые проводятся в педагогической области и относятся к таким понятиям, как развитие или обучение. Проектирование, это ярко выраженные стадии развития человека ещё на раннем этапе формирования общества. Конструирование неразрывно связано с самим процессом жизнедеятельности и сегодня превратилось в самостоятельный тип жизнедеятельности. Каждый процесс делается не интуитивно и не импульсивно, а преднамеренно. Это позволяет человеку реализоваться в основе своего проекта или прообраза. В процессе осознания своей деятельности появляется понимание о том, каким орудием труда можно пользоваться и что создавать. Также просчитывается способ достижения своей цели. Прежде всего, сегодня мы рассматриваем проектирование, как метод инновационного переустройства реальности. То же самое можно сказать о педагогической деятельности. Образовательные организации трактуют проектную деятельность, как предоставление культурного навыка в варианте логической концепции познаний. Таким образом происходит развитие обучающихся. На замену приходит новейшая роль воспитания, как субъект переустройства социума. В результате появляются новейшие конфигурации социального поведения, что очень важно для развития независимой, серьезной личности.

Целью статьи является рассмотрение возможности проектирования образовательной среды начальной школы, посредством проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях Колесниковой И.А, характерной чертой проектирования считается формирование новейших элементов познания того, что может возникнуть в процессе творческой деятельности. Проектирование предполагает особый подход для видения реальности в соответствии с условиями, которые очень важны на разных этапах становления человека. Это постоянное желание поменять не идеальную реальность и ускорить наиболее совершенное. В.П. Беспалько обозначил, что слово «проектирование» до окончания XX столетия почти нигде не использовалось. Взамен него преподаватели выбирали «создание и разработку», «планирование». На сегодняшний день потребность подготовки педагога к предстоящей работе увеличивается, в связи с возникновением большого числа педагогических инициатив. Это очень важно для педагога, который только познает современные трудности образования способы его развития. С другой стороны, педагог приспосабливается к коллективной проектной работе с появлением новых учащихся, которые обладают собственным мышлением и стремятся всеми силами к познанию наук [2].

Актуализация проектной деятельности в школе приходится на вторую половину 90-х гг., когда с формированием новых идей появилась стандартизация образования. Таким образом появляется возможность перехода от старых методов преподавания к новым. Сегодня довольно часто возникают сложные ситуации, которые связаны с переходом к всеобщей глобализации. Это связано с развитием новых технологий. Далеко в этом направлении продвинулись работы В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко. Фактические способности проектной деятельности в воспитании еще более расширились с возникновением сетевых справочно-коммуникационных технологий. С развитием коммуникационных технологий стало возможным переходить к проектному обучению, что предполагает обучение с поддержкой проектирования, воспитания и образования (О. Газман, Г. Ильин.)

В современном понятии проектирование это процесс развития личности в максимально сжатой форме за короткий срок. Человек постепенно переосмысливает и учиться понимать то, чего можно достичь, приложив собственные знания в разных науках. Тут очень важно ценностное понимание, насколько перспективным может оказаться проект для всего общества. На этом этапе важна устремленность к конечному результату, чтобы увидеть действительность грядущего. С помощью проектирования возможно заранее анализировать разные задачи и разработать специфический тип преподавательской деятельности, направленный на достижение конкретной задачи. Это может быть один из предложенных вариантов исследования:

- особый вид продукции;

- новый способ исследования;

- переустройство реальности;

- инновации в научно-технической культуре;

- административные процедуры.

В согласовании с этим утверждением, педагогическое проектирование можно трактовать, как практическую работу для создания новейших, просветительских проектов. Также поддерживается метод А.П. Тряпицына в сфере познания и

трактовки педагогической реальности, новые методы нормирования и трансляции научно экспериментальной работы Т.Н. Масюкова. Педагогическое проектирование поддерживает научное направление педагогики, направленное на разрешение вопросов формирования, переустройства, улучшения, дозволения противоречий в просветительских проектах Е.С. Заир-Бек. Стоит выделить уникальный процесс формирования и реализации проекта, своеобразный метод развития и новые технологии обучения.

В воспитании личности подобный тип образования зачастую выступает одним из возможных средств преподавания, выполняя дополнительную роль с иными типами педагогической работы. Сегодняшний контекст проектирования возможно отметить такими термином как культура. Никто и не задумывается, сколько возможностей нам дарит эта наука. Методология проектирования охватывает несколько направлений [1]:

1. Практическое руководство, направленное на разработку новейших систем образования и видов педагогической деятельности, которые не существуют на практике образовательных проектов.

2. Развивающиеся области познания методом трактовки педагогической действительности.

3. Практическое академическое направление педагогики и организуемой фактической работы, направленное на разрешение вопросов развития, переустройства, улучшения в нынешних просветительных концепциях Е.С. Заир-Бек.

Приуроченность проектирования к среде обитания общества формируют экологическую часть проектной культуры. В некоторых случаях, недостаток этой составляющей обрекает на провал некоторые планы всей работы. Концепции, технологии и эвристики, которые указывают на креативные планы проектировщиков, представляют собою мировоззренческую часть культуры. Область ценностей формирует аксиологическую часть. Таким образом, при построении и оценке проектной работы, немаловажно принимать во внимание экологичность, философию, тенденции современного общества. Сегодня в рамках проектной культуры сложилась уникальная система обучения, которая базируется на следующих аспектах:

- целевой аспект гарантирует систему проектирования под разные задачи в согласовании с установленной нормой потребностей;

- модульный аспект ориентирован на планирование с использованием многофункциональных модулей, представляющих структурные элементы целой концепции под конкретные работы;

- программный аспект нацелен на реализацию комплекса планов в рамках общего проекта.

Принято выделять ряд ключевых функций такой работы экспериментальную, аналитическую, прогностическую, нормируемую. Кроме того, новым проектам свойственна конструктивность, направленность на получение важного итога на базе прогностического познания. Проект выделиться на фоне других, благодаря своей конструктивности и прочих закономерностей. Вся работа проектирования направлена на получение комплекса нескольких проектов в рамках единой программы [3].

Педагогическое проектирование предполагает довольно непростое явление, которое включает большое количество других подходов к образованию, особенно, в совершенствовании личности. Наиболее важными аспектами считаются системный, деятельностный и синергетический подход. Каждый проект содержит следующие этапов текущей деятельности: диагностирование, моделирование, прогнозирование и проектирование. Каждый из них предполагает разный тип педагогической деятельности, включая целевое направление конкретной деятельности, разработку проекта, планирование и контроль.

Процедура проектирования включает образовательные концепции разного уровня, содержание и современные педагогические технологи. К таким технологиям относятся:

- методы руководства и управления процессом образования;

- составление плана и надзор;

- формирования просветительных учреждений.

Изучая основные принципы педагогического проектирования, мы начинаем понимать, как преодолеть трудности преподавания на базе социокультурного контекста. Кроме того, учитываются психологические, технические, координационные административные аспекты, что очень важно для преподавания наук новыми способами.

В результате на образовательную среду как на объект нацелено внимание педагогов, психологов, а сегодня изучается и менеджерами образования. Отдельный повод заинтересоваться образовательной средой стали реформы и внедрение ФГОС. В этом отношении A.A. Вербицкий утверждает, что начальная школа, хотя и приступила к реформе, но столкнулась с парадоксами. Цели образования обладают огромной значимостью. Однако не возникло изменений, ни в начальном звене, ни в средней и в старшей школе, ни в профессиональном образовании.

Традиционность целей сохранилась, а также не сформирован состав и структура. Содержание образования всё ещё фокусируется на задачах, а к проблемным его отнести нельзя. Сегодня развитие мышления и интеллекта, как учёные абсолютно уверены, нуждается только в проблемных ситуациях, ускоряющих развитие. Но учебная ситуация продолжает нуждаться в репродуктивном мышлении. Так, знание сперва нужно применять именно путем ее репродукции, а затем переходить к более высокой степени, проблемному обучению. Важно осознать, как необходимо использовать знание, умения и навыки, если урок организован как нового типа, проблемный.

Образовательная среда сегодня проектируется так, чтобы включить проблемность, а это условие является стимулом. В начальной школе нужно сочетать новое проблемное обучение и традиционное, и репродуктивное [4].

Поскольку в начальной школе ученик может преодолеть отдельные противоречия, превзойти свой уровень знаний, достигнуть требуемого, то развития начнет возрастать. Ученик начальной школы, не зная как справиться с теорией или практикой, с участием педагога понимает необходимость создать и развить психические новообразования - обзавестись знаниями, компетенциями, способными устранить противоречия. Так он сможет дать ответ на возникший вопрос, пополнит спектр личностных качеств.

Исходя из всего вышеизложенного в проектировании новой образовательной среды для начальной школы следует определить, какая учебная ситуация будет нести психологическую новизну. В итоге педагогу нужно и можно станет отказаться от канонов, по которым строится учебная деятельность и большинство аспектов урока, а перейти на другую форму обучения - творческую. Если форма обучения творческая, то нужно подготовить новую критериальную шкалу для оценок, поскольку классическую оценку выставить н информативно. Полагаем, что педагогу начальных классов, проектируя содержание образования, нужно стремиться позиционировать предмет учебной деятельности таким способом, чтобы взаимодействовать со школьником субъект-субъектным путем, вовлекать в деятельность на уроке как субъект образования [5].

Назовём требования, обязательные на стадии проектирования образовательной среды в начальной школе:

1) придерживаться личностной ориентации - понимать, что личность является ключевой целью - развитие, становление, закрепление качеств;

2) стремится, чтобы ученик развивался по закону синергии, осваивал навыки самоорганизации: если учащийся может изменить цель, содержательную сторону, направить образовательную траекторию в образовательной среде, использует заложенное педагогом влияние, а таким образом, обучение действительно ориентируется на личность;

3) образовательная среда предназначена, чтобы каждый элемент влиял на обучающего, подталкивал самообучаться и саморазвиваться;

4) в образовательной среде как критерии её эффективности нужно рассматривать те качества личности, которые возникли у начального школьника, сформированы данной средой;

5) образовательная среда должна подталкивать младшего школьника к развитию, поскольку креативная и гибкая, побуждает изобретать, быть оригинальным и самобытным, продуктивным и ассертивным;

6) проектируя образовательную среду, акцент нужно поставить на внутренней мотивации.

В образовательной среде свойство креативности в проекции на учеников начальной школы подразумевает особенно важное условие: здесь может быть только необычно, интересно и загадочно. Педагог должен задавать такие работы, которые занимательно выполнять.

Использовать ИКТ при построении образовательной среды необходимо, чтобы побудить младших школьников к творчеству, креативности. Названную характеристику личности нужно сделать устойчивой, чтобы возникла возможность действовать творчески, ученик смог воспринимать всё новое, нестандартное, в мышлении развивалась созидательность, легко было создать идеи не только полезные, но и оригинальные, свежие.

Креативная образовательная среда преследует несколько целей: ученик под воздействием педагога увидит, что может творить, почувствует потенциал творчеству. Чтобы научить, как внести в образовательную среду больше творческих начал, нужно опираться на целый ряд критериев: оригинальность, гибкость, а также рассмотреть уровень разработанности. Определив, что среда гибкая, то яснее становится, какую оценку можно поставить начальным школьникам за предложенные идеи, действительно ли ученики ориентируются в поднятых проблемах, умеют подключать для решения проблем разные пути, выстраивать эффективные стратегии, не повторяться. Если показатель гибкости низкий, то педагог ошибся, а мышления ригидное и вязкое, он скован и ограничен, недостаточно владеет информацией. Однако и чрезмерный потенциал нежелательный, так как среда увлекает в разные стороны, характеристики противопоставлены, а создать проект какой-либо одной линией не удастся [6].

Оригинальность как черта подразумевает, что ученик сможет сформулировать идею, яркими и четкими отличиями от очевидной и общеизвестной, его решение станет нетривиальным вариантом, а школьник сможет избежать банальных, шаблонных и стереотипных ответов.

В начальной школе образовательная среда обладает общим воздействием, предопределенными будут восприниматься компоненты данной среды, но целостность среды гораздо более значимая, чем восприятие, которое возникает при контакте с отдельными элементами [2].

Выводы. Таким образом, в начальной школе задача проектирования образовательной среды реализуется с высокой результативностью, если понимать субъективные и конкретные особенности восприятия, осознать экопсихологические закономерности образовательного процесса. Проектирование образовательной среды начальной школы, посредством проектной деятельности становится основой для всестороннего развития школьника.

Литература:

1. Байгужин, П.А. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды / П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова, Р.И Айзман // Science for Education Today: [электронный журнал]. -2019. - Т. 9, № 5. - С. 48-70

2. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 29-36

3. Ионова, Н.В. Анализ теоретических подходов к проблеме педагогического проектирования образовательных систем / Н.В. Ионова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №3 (78). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-teoreticheskih-podhodov-k-probleme-pedagogicheskogo-proektirovaniya-obrazovatelnyh" sistem (дата обращения: 27.10.2023)

4. Патрушева, ИВ. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО / Н.В. Патрушева. - М.: Юрайт, 2019.- 130 с.

5. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Электронный ресурс] / В.В. Рубцов. -URL: http://psychlib.ru/mgppu/RPr/RPr-001.htm#$pl (дата обращения: 01.03.2023)

6. Щуркова, Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО / Н.Е. Щуркова. -М.: Юрайт, 2019,- 168 с.

7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Электронный ресурс] / В.А. Ясвин. -URL: https://pedlib.ru/Books/6/0471/ (дата обращения: 27.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.