Научная статья на тему 'Проектирование образовательного варианта в овладении иностранным языком для профессиональных целей'

Проектирование образовательного варианта в овладении иностранным языком для профессиональных целей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ / ВЫБОР / АЛГОРИТМ / УСЛОВИЯ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL VARIANT / CHOICE / ALGORITHM / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкина Юлия Юрьевна

Статья посвящена проблеме вариативного иноязычного образования в профессиональной высшей школе. Рассматриваются требования к проектированию индивидуальной образовательной траектории овладения иностранным языком для профессиональных целей, и предлагается алгоритм рационального выбора варианта. Разработаны условия осуществления такого выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF EDUCATIONAL VARIANT IN MASTERING FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES

The article is devoted to the problem of variant foreign language education in vocational high school. The requirements for the design of individual educational trajectory of learning a foreign language for professional purposes are discussed, and the algorithm of rational choice of the variant is proposed. The conditions for implementing such a choice are developed.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного варианта в овладении иностранным языком для профессиональных целей»

Тимкина Юлия Юрьевна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Статья посвящена проблеме вариативного иноязычного образования в профессиональной высшей школе. Рассматриваются требования к проектированию индивидуальной образовательной траектории овладения иностранным языком для профессиональных целей, и предлагается алгоритм рационального выбора варианта. Разработаны условия осуществления такого выбора. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/1 -2/62.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 2. C. 213-215. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 378.147

Статья посвящена проблеме вариативного иноязычного образования в профессиональной высшей школе. Рассматриваются требования к проектированию индивидуальной образовательной траектории овладения иностранным языком для профессиональных целей, и предлагается алгоритм рационального выбора варианта. Разработаны условия осуществления такого выбора.

Ключевые слова и фразы: иноязычное образование; высшая школа; образовательный вариант; выбор; алгоритм; условия.

Тимкина Юлия Юрьевна, к. пед. н.

Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова timkinaj@mail. т

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Вариативное иноязычное образование в высшей школе предназначено для реализации студентами индивидуальных траекторий овладения иностранным языком. Оно осуществляется за счет выбора образовательных вариантов на основе алгоритма, позволяющего проектировать оптимальную траекторию развития вторичной языковой личности с учетом исходного уровня владения иностранным языком, направления подготовки, уровня образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура), интересов и личных предпочтений, когнитивных стилей учения. Целью прохождения индивидуальной траектории является достижение определенного уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции как качества вторичной языковой личности, позволяющего будущим выпускникам участвовать в профессиональной межкультурной коммуникации на иностранном языке.

Требования к разработке образовательных вариантов подготовки к профессиональной иноязычной деятельности формулируются исходя из их дидактических характеристик, общедидактических подходов и принципов вариативного образования: наличие общего составляющего элемента, присущего всем вариантам, и своеобразного, уникального элемента, характерного для конкретного варианта; нацеленность на индивидуальное развитие вторичной языковой личности; целостность как внутреннее единство компонентов варианта; открытость. На основе дидактических характеристик образовательного варианта сформулируем параметры, которым должно удовлетворять построение варианта.

Образовательный вариант имеет место только в ряду подобных, следовательно, варианты ряда должны иметь общий элемент. Он (ядро варианта) может быть представлен разными уровнями содержания, например: тезаурус сферы общения, грамматические конструкции, ситуация общения в рамках темы, профессионально-ориентированный текст или видеофильм, сфера общения, направление подготовки, уровень подготовки и т.д. Ядро является необходимым минимумом (базовой, обязательной частью) освоения образовательного варианта, содержит основной материал, необходимый для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Ядро вариантов едино для всего ряда образовательных вариантов.

Характерная, уникальная часть варианта, отличающая его от других, должна быть представлена многообразием иноязычного образования. Оно может быть отражено разным содержанием (например, в рамках одной темы могут рассматриваться разные аспекты объекта или явления, разные точки зрения и т.д.); разнообразными типами и жанрами текстов, функционирующими в различных коммуникативных ситуациях; видами речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, аудирование); коммуникативными задачами выполняемой работы; методами и средствами (например, ресурсы Интернета и различные формы Интернет-коммуникации, такие как электронная почта, чат, форумы, веб-конференции и др., обеспечивающие интерактивность образовательного процесса с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или другими участниками обучающего курса, доступ к различным источникам информации); организацией совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, электронных конференций, аудио- и видеозаписей; формами работы (индивидуальной, парной, групповой).

Нацеленность на индивидуальное развитие вторичной языковой личности реализуется на уровне учета когнитивного учебного стиля студентов, то есть проектирование варианта осуществляется для студентов конкретного когнитивного стиля, который может определяться исходя из особенностей мышления, способов познания людей определенных профессий. Например, студенты технических направлений часто обладают по-ленезависимым, рефлексивным, терпимым, визуальным стилями, тогда как студенты-гуманитарии проявляют полезависимый, импульсивный стили. Кроме учета когнитивных стилей, свойственных людям разных профессий, важно осуществлять индивидуальную диагностику студентов для разработки заданий, соответствующих их индивидуальным когнитивным стилям [2], и принятия во внимание личностно-профессиональных предпочтений [6], что включает соответствие используемого материала возрасту, личным интересам, определяемым на основе опросов, анкет и т.д. Необходима профессионализация образования, что является наиболее важным в становлении будущего специалиста.

Профессионализация иноязычного образования достигается насыщением вариантов в содержательном плане за счет аутентичных текстов по специальности, отбор которых происходит в соответствии с задачами

214

^БЫ 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 2

профессиональной иноязычной деятельности будущих специалистов, наличием межкультурных маркеров, позволяющих развивать социокультурную компетенцию как необходимое качество вторичной языковой личности. Стержнем варианта является не только профессионально-ориентированное содержание, но и моделирование информационной среды, то есть создание таких коммуникативных ситуаций и условий, которые будут окружать выпускника после трудоустройства, предполагающего пребывание в иноязычном окружении или деятельность в контакте с носителями языка - специалистами в области профессиональной деятельности [5]. Исходный уровень языковой подготовки студентов учитывается при создании дифференцированных заданий, определении объема учебного материала.

Целостность образовательного варианта должна быть представлена логикой его освоения, взаимосвязью его компонентов: мотивационного, управляющего, технологического, контролирующего. Рационально выбранный вариант должен быть представлен в программе полностью, в общих чертах, схематично и т.д., содержать задачи освоения, минимальные границы (ядро), примерную учебную нагрузку, формы контроля и оценки.

Открытость варианта должна реализовываться наличием разных способов и путей решения, возможностью творческого поиска, импровизации, личностной самореализации, что предполагает получение разнообразных образовательных продуктов, а также взаимодействием с образовательной средой, информационными ресурсами, студентами и преподавателями, профессиональным сообществом, наличием перспектив дальнейшего самообразования, определенной совокупностью элементов, обладающих «нишами возможностей» и «нишами вероятностей» [3].

Образовательный вариант должен содержать ниши информационно-познавательных, исследовательских, мотивационно-статусных, коммуникативно-рефлексивных возможностей [Там же, с. 14]. Наличие данных ниш должно способствовать обогащению новыми знаниями и умениями, новыми способами иноязычного образования и речевой деятельности в целом, определению стратегии и тактики деятельности, созданию условий для творческого самовыражения, сотрудничества, объединения с преподавателями и студентами, профессионального роста [1, с. 61].

Соблюдение требований к разработке образовательных вариантов обеспечит проектирование и построение профессионально-ориентированного иноязычного образования, личную и профессиональную заинтересованность студентов в прохождении индивидуальной образовательной траектории.

Наличие многообразных вариантов иноязычной подготовки неизбежно ведет за собой необходимость осуществления выбора. Выбор образовательного варианта реализуется на основе алгоритма. Алгоритм рационального выбора образовательного варианта подготовки студентов к профессиональной иноязычной деятельности строится на аргументах, описывающих условия выбора и его специфику на различных уровнях подготовки в вузе. Как отмечает И. В. Леушина, выбор должен быть основан на «выявлении и учете факторов, влияющих на эффективность» образовательного процесса [4, с. 50].

Эффективность освоения варианта будет зависеть от уровня мотивации, управления образовательным процессом и сочетания методов, приемов, организационных форм и средств обучения, ориентированных на индивидуальные особенности личности [Там же]. Выявление условий выбора образовательного варианта осуществим исходя из наличия «ниш вероятностей». Когда во всех структурных компонентах образовательного процесса в полной мере реализуется потенциал варианта, когда его построение максимально соответствует требованиям к разработке, происходит переход из состояния «ниш возможностей» в состояние «ниш вероятностей» [3].

Таким образом, условия выбора, являющиеся аргументами при применении алгоритма, включают лич-ностно-профессиональную самореализацию, обеспечивающую личность мотивацией, возможностью творческого самовыражения, личностно-профессионального роста; исследовательскую деятельность, обеспечивающую поддержание интереса, обогащение новыми знаниями и опытом деятельности в самостоятельной работе, определение собственных образовательных стратегий и тактик; оптимальное сочетание исследовательских методов, приемов; сочетание индивидуальной и групповой работы, позволяющей реализовывать подъем социального статуса (социализацию), обмен опытом, демонстрацию успехов, взаимооценку достижений, сотрудничество в образовательной деятельности; наличие технологического инструментария для поиска новых знаний, применения их в деятельности, осуществления контроля и оценки. Совокупность данных условий и их максимальное выполнение обеспечат выбор оптимального образовательного варианта.

В заключение отметим, что разработка образовательного варианта в соответствии с обозначенными требованиями, рациональный выбор на основе предложенного алгоритма, учет специфики выбора на каждой ступени подготовки в вузе позволят студентам эффективно осваивать индивидуальную образовательную траекторию в овладении иностранным языком для профессиональных целей.

Список литературы

1. Безукладников К. Э. Лингводидактические компетенции: методика формирования: монография. Пермь, 2011. 204 с.

2. Гладкова О. Д., Коннова З. И. «Кейс-стади» при профессиональной иноязычной подготовке специалистов с позиции когнитивного моделирования в образовании // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3. Ч. 2. С. 44-53.

3. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: автореф. дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2006. 24 с.

4. Леушина И. В. Иностранный язык в системе подготовки специалистов технического профиля. Н. Новгород, 2006. 152 с.

5. Леушина И. В. Иноязычная подготовка студентов в образовательном пространстве технического вуза: информационный, когнитивный, акмеологический аспекты. Н. Новгород, 2008. 123 с.

6. Хлыбова М. А. Преемственность в преподавании иностранных языков в процессе непрерывного профессионального образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64). Ч. 1. С. 211-213.

THE DESIGN OF EDUCATIONAL VARIANT IN MASTERING FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES

Timkina Yuliya Yur'evna, Ph. D. in Pedagogy Perm State Agricultural Academy timkinaj@mail. ru

The article is devoted to the problem of variant foreign language education in vocational high school. The requirements for the design of individual educational trajectory of learning a foreign language for professional purposes are discussed, and the algorithm of rational choice of the variant is proposed. The conditions for implementing such a choice are developed.

Key words and phrases: foreign language education; higher school; educational variant; choice; algorithm; conditions.

УДК 372.882

В статье прокомментированы результаты наблюдения деятельности учителей русского языка и литературы при подготовке обучающихся к итоговому сочинению, которое рассматривается как гносеологическая модель. Иллюстрируется гносеологическое моделирование текста школьного сочинения как один из способов познания мира и самопознания на основе системы актуализированных специализированных, практических и метапредметных знаний.

Ключевые слова и фразы: итоговое сочинение; гносеологическое моделирование; система; текст; познание; картина мира; предметные, специализированные и метапредметные знания.

Трунцева Татьяна Николаевна, к. пед. н.

Академия социального управления, г. Москва tanya. truntseva@mail. т

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Подготовка к сочинению в новом формате литературно-публицистической статьи - актуальная проблема современного школьного образования, потому что эта итоговая работа носит надпредметный характер [1, с. 121]. Проблемам подготовки к сочинению посвящены работы Л. С. Айзермана, О. Ю. Богдановой, Т. А. Калгановой, Н. Н. Кохтева, Т. А. Ладыженской, В. Н. Мещерякова, Н. П. Морозовой, В. А. Никольского, Ю. А. Озерова, М. А. Рыбниковой. Однако рассмотрению школьного сочинения в аспекте системной познавательной деятельности, обеспечивающей возможность постижения школьником картины мира через гносеологическое моделирование, уделено недостаточно внимания. Избранная проблема изучена мало, вместе с тем ее решение практически необходимо, так как предполагает преодоление трудностей, связанных с качеством творческих работ формата «итоговое сочинение» (далее - ИС).

Мотивация включения в учебный процесс сочинения на литературно-публицистическую тему (ИС) объясняется тем, что подготовка к нему на уроках русского языка и литературы с 5 по 11 класс может обеспечить формирование и развитие определенной системы знаний. Тем не менее наблюдения последних лет показывают, что образцы ИС, избираемые учителем для подготовки учеников, по существу, указанной направленности не имеют.

Так, в 2016 году в ходе работы Творческой лаборатории «Развитие профессиональных компетенций учителя в системе подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе» нами было предложено следующее задание: «Закончите предложение "Школьное сочинение на литературно-публицистическую тему - это..."». Приведем определения, данные учителями: «...это ответ на один из проблемных вопросов, сформулированных в теме сочинения или соотносящихся с ней»; «.форма выражения личного отношения к общечеловеческим законам с опорой на изученный литературный материал»; «.способ выражения читательского опыта в форме текста».

Отметим, что среди ответов были приближенные к пониманию ИС как способа системной познавательной деятельности, соотносящейся с важными дидактическими принципами как основополагающими требованиями к практической организации учебного процесса, например: «Школьное сочинение на литературно-публицистическую тему - это способ понимания учеником окружающего мира. Оно происходит через личностное постижение целостности картины мира, законов природы, принципов взаимоотношений людей. ИС - это результат обучения школьника как на уроке русского языка и литературы, так и на других уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.