Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ МУЛЬТИСРЕДОВОГО УРОКА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ МУЛЬТИСРЕДОВОГО УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СКВОЗНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / МУЛЬТИСРЕДОВЫЙ УРОК / КРОСС-МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНСТРУКТОР МУЛЬТИСРЕДОВОГО УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елистратова Ксения Александровна

В статье рассматривается проблематика проектирования новых образовательных результатов с использованием инструментов мультисредового урока, в числе которых автор особо выделяет и дает определение сквозных компетенций. Также представлена авторская классификация сквозных компетенций. Применительно к школьному этапу образования человека предлагается семь обобщенных групп компетентностей: социальная; образовательно-познавательная; психолого-педагогическая; общегражданская; технологическая; общекультурная; менеджерская. Проблематика мультисредового урока, занятий, мероприятий в статье рассматривается в рамках более широкого контекста, связанного с кросс-многомерной организацией образовательного процесса, дидактикой и организационно-педагогическими подходами к построению мультисредового урока. Кросс-многомерная организация образовательного процесса рассматривается как результат повторяющихся и ситуативных, управляемых и стохастических взаимодействий и пересечений образовательной среды с разнообразными пространствами и средами, в числе которых цифровая, культурно-историческая, этнокультурная, инновационная, технологическая, валеологическая, предметно-пространственная среды; библиомедийное, аксиологическое, семантическое, семиотическое, ноосферное, событийное и другие пространства. Приводятся примеры пересечения и взаимодействия в рамках урока, занятия по внеурочной деятельности отдельных пространств и сред, а также достигаемых педагогических результатов и эффектов. Значительное место в статье отводится описанию построения и применения конструктора мультисредового урока, позволяющего одновременно использовать потенциалы нескольких пространств и сред, решать образовательно-воспитательные задачи в соответствии с ФГОС и потребностями обучающихся, обеспечивать формирование у них метапредметных результатов, сквозных компетенций, навыков будущего. Отдельный вопрос, нашедший освещение в статье, - проблемно-деятельностная режиссура мультисредового урока, роль учителя в его проектировании, в том числе в определении образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елистратова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING NEW EDUCATIONAL OUTCOMES BASED ON THE TOOLS OF A MULTI-ENVIRONMENT LESSON

The article deals with the problem of designing new educational results using the tools of a multi-environment lesson, among which the author highlights and defines cross-cutting competencies. The author's classification of cross-cutting competencies is also presented. With regard to the school stage of human education, seven generalized groups of competencies are proposed: social; educational and cognitive; psychological - pedagogical; general civil; technological; general cultural; managerial. The problems of a multi-environment lesson, classes, activities in the article are considered within a broader context associated with the cross-multidimensional organization of the educational process, didactics and organizational and pedagogical approaches to building a multi-environment lesson. The cross-multidimensional organization of the educational process is considered as a result of repetitive and situational, controlled and stochastic interactions and intersections of the educational environment with a variety of spaces and environments, including digital, cultural-historical, ethno-cultural, innovative, technological, valeological, subject-spatial environments; biblio - media, axiological, semantic, semiotic, noospheric, event and other spaces. Examples of intersection and interaction within the lesson, classes on extracurricular activities of individual spaces and environments, as well as the pedagogical results and effects achieved as a result of this are given. A significant place in the article is given to the description of the construction and application of the multi-environment lesson constructor, which allows you to simultaneously use the potentials and capabilities of several spaces and environments, solve educational problems in accordance with the Federal State Educational Standards and the needs of students, ensure the formation of their meta-subject results, cross-cutting competencies, skills of the future. A separate issue, which is covered in the article, is the problem-activity direction of a multi-environment lesson, the role of the teacher in its design, including determining educational results.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ МУЛЬТИСРЕДОВОГО УРОКА»

Человек и образование. 2022. № 2. С. 125-133.

Научная статья

УДК 37.

doi:10.54884/S181570410020703-8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ МУЛЬТИСРЕДОВОГО УРОКА

Ксения Александровна Елистратова

Инженерно-технологическая школа, Ленинградская область, Россия xenos88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4955-2784

Аннотация. В статье рассматривается проблематика проектирования новых образовательных результатов с использованием инструментов мультисредового урока, в числе которых автор особо выделяет и дает определение сквозных компетенций. Также представлена авторская классификация сквозных компетенций. Применительно к школьному этапу образования человека предлагается семь обобщенных групп компетентностей: социальная; образовательно-познавательная; психолого-педагогическая; общегражданская; технологическая; общекультурная; менеджерская. Проблематика мультисредового урока, занятий, мероприятий в статье рассматривается в рамках более широкого контекста, связанного с кросс-многомерной организацией образовательного процесса, дидактикой и организационно-педагогическими подходами к построению мультисредового урока. Кросс-многомерная организация образовательного процесса рассматривается как результат повторяющихся и ситуативных, управляемых и стохастических взаимодействий и пересечений образовательной среды с разнообразными пространствами и средами, в числе которых цифровая, культурно-историческая, этнокультурная, инновационная, технологическая, ва-леологическая, предметно-пространственная среды; библиомедийное, аксиологическое, семантическое, семиотическое, ноосферное, событийное и другие пространства. Приводятся примеры пересечения и взаимодействия в рамках урока, занятия по внеурочной деятельности отдельных пространств и сред, а также достигаемых педагогических результатов и эффектов. Значительное место в статье отводится описанию построения и применения конструктора мультисредового урока, позволяющего одновременно использовать потенциалы нескольких пространств и сред, решать образовательно-воспитательные задачи в соответствии с ФГОС и потребностями обучающихся, обеспечивать формирование у них метапредметных результатов, сквозных компетенций, навыков будущего. Отдельный вопрос, нашедший освещение в статье, - проблемно-деятельност-ная режиссура мультисредового урока, роль учителя в его проектировании, в том числе в определении образовательных результатов.

Ключевые слова: новые образовательные результаты, сквозные компетенции, проектирование образовательных результатов, мультисредовый урок, кросс-многомерный образовательный процесс, конструктор мультисредового урока.

Для цитирования: Елистратова К.А. Проектирование новых образовательных результатов на основе инструментов мультисредового урока // Человек и образование. 2022. №2. С. 125-133. http:dx. doi.0rg/10.54884/S181570410020703-8.

Original article

DESIGNING NEW EDUCATIONAL OUTCOMES BASED ON THE TOOLS OF A MULTI-ENVIRONMENT LESSON

Ksenia А. Elistratova

Engineering and Technological school, Leningrad Region, Russia xenos88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4955-2784

Abstract. The article deals with the problem of designing new educational results using the tools of a multi-environment lesson, among which the author highlights and defines cross-cutting competencies. The author's classification of cross-cutting competencies is also presented. With regard to the school stage of human education, seven generalized groups of competencies are proposed: social; educational and cognitive; psychological - pedagogical; general civil; technological; general cultural; managerial. The problems of a multi-environment lesson, classes, activities in the article are considered within a broader context associated with the cross-multidimensional organization of the educational process, didactics and organizational and pedagogical approaches to building a multi-environment lesson. The cross-multidimensional organization of the educational process is considered as a result of repetitive and situational, controlled and stochastic interactions and intersections of the educational environment with a variety of spaces and environments, including digital, cultural-historical, ethno-cultural, innovative, technological, valeological, subject-spatial environments; biblio - media, axiological, semantic, semiotic, noospheric, event and other spaces. Examples of intersection and interaction within the lesson, classes on extracurricular activities of individual spaces and environments, as well as the pedagogical results and effects achieved as a result of this are given. A significant place in the article is given to the description of the construction and application of the multi-environment lesson constructor, which allows you to simultaneously use the potentials and capabilities of several spaces and environments, solve educational problems in accordance with the Federal State Educational Standards and the needs of students, ensure the formation of their meta-subject results, cross-cutting competencies, skills of the future. A separate issue, which is covered in the article, is the problem-activity direction of a multi-environment lesson, the role of the teacher in its design, including determining educational results.

Keywords: new educational results, cross-cutting competencies, designing educational outcomes, multi-environment lesson, cross-multidimensional educational process, multi-environment lesson constructor.

For citation: Elistratova K.A. Designing new educational outcomes based on the tools of a multienvironment lesson // Man and education. 2022; (2): 125-133. (In Russ). http:dx.doi.org/10.54884/ S181570410020703-8.

Введение. Образовательный процесс в современной школе является сложным явлением, производным от составляющих и наполняющих его содержательно и технологически многочисленных факторов [1; 2; 3]. С полным основанием можно утверждать, что это есть некая открытая социальная система [21-4], в которой процесс образования выходит за рамки классной комнаты [5]. Определяющей особенностью образовательного процесса является сочетание в различных комбинациях и взаимодействие с ним различных пространств и сред. В силу этого имеет место феномен многосредовости, как новая педагогическая реальность [6; 7; 8; 9]. Повторим, что данная реальность возникает в результате повто-

ряющихся и ситуативных, управляемых и стохастических взаимодействий и пересечений образовательной среды с разнообразными пространствами и средами (цифровая, культурно-историческая, этнокультурная, инновационная, технологическая, вале-ологическая, предметно-пространственная среды; библиомедийное, аксиологическое, семантическое, семиотическое, ноосферное, событийное и другие пространства).

В каждом конкретном случае указанные выше пространства и среды имеют значение и должны учитываться учителем при проектировании урока, планировании применения определенных педагогических средств, форм, методов и технологий, определении ожидаемых результатов и эффек-

тов, включая предметные, метапредметные, личностные результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [10]. Это важно также в аспектах организации и инновационного обновления образовательной деятельности в целом, обеспечения качества образования.

Например, предметно-пространственная среда имеет существенное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации подвижной деятельности обучающихся. Семантическое пространство активно задействуется при организации теоретического обучения, освоении фундаментального ядра знаний. Использование элементов производственно-профессиональной среды является важной предпосылкой для организации эффективной профориентационной работы, создания профильных классов. Аксиологическое пространство имеет определяющее значение при определении содержания, форм и технологий воспитательной работы, в процессе создания позитивной организационной культуры школы. Учебно-исследовательская деятельность в современной школе немыслима без опоры на элементы инновационной и технологической среды, сетевого пространства («Фаблаб-лаборато-рии», нанолаборатории, лаборатории Интернет-вещей и т.п.). Географическое пространство важно для позиционирования школы, выбора стратегий ее сетевого взаимодействия и внешних связей.

Материалами для подготовки настоящей статьи послужили публикации по проблематике новых образовательных результатов, проектированию и применению в образовании кросс-многомерных пространств и сред. В ходе работы с источниками информации использовался ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение.

Результаты. Использование феномена кросс-многомерных пространств и сред в качестве фактора инновационного обновления образовательной деятельности с практической точки зрения важно в условиях полномасштабного перехода общего образования на компетентностную модель, когда особую значимость приобретает ме-

тапредметный потенциал личности обучающегося, выпускника школы, когда важно ориентироваться не только на академические достижения [11], но и на так называемые новые образовательные результаты в виде цифровых навыков [12] функциональной грамотности, мягких навыков, навыков будущего, сквозных компетенций [13; 14; 15; 16; 17; 18]. Иногда о таких результатах говорят, как о многофункциональных, понимая под ними результаты, позволяющие личности реализовываться в различных областях, сферах жизнедеятельности [19].

С учетом многообразия пространств и сред, взаимодействующих и пересекающихся в рамках целостного образовательного процесса школы, речь в первую очередь может идти о мультисредовом уроке, о про-блемно-деятельностной режиссуре его проектирования со стороны учителя, включая образовательные результаты. Такой подход ставит учителя в позицию аналитика, конструктора, проектанта, организатора коммуникаций, общения, способствует развитию у него системного мышления, получению новых компетенций.

Проектирование мультисредового урока объективно выдвигает задачу разработки некоего инструмента, который позволял бы решения определенных педагогических задач, в первую очередь задач формирования соответствующих образовательных результатов и педагогических эффектов. Под образовательными результатами понимаются «ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, выраженные на языке знаний, способностей, компетенций; они описывают, что должен будет в состоянии делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы, а также уровня(ей) образования» [20].

Для получения таких образовательных результатов необходимо:

во-первых, задействовать потенциал и возможности цифровой, информационно-образовательной среды [21; 22; 23; 24], нескольких взаимодействующих и пересекающихся с ними пространств и сред;

во-вторых, создавать вариативность и избыточность, обеспечивать качество со-

держания, образовательного контента;

в-третьих, диверсифицировать виды учебной, учебно-исследовательской, проектной деятельности; создавать в ходе их реализации уникальные, индивидуально востребованные учебные ситуации (в т.ч. ситуации-тренинги, живые ситуации: ситуации погружения), коммуникативные и оценочно-рефлексивные ситуации;

в-четвертых, обеспечивать управляемость образовательного процесса, системность, преемственность и реализацию принципа опережения в формировании тех или иных навыков, умений, компетенций.

В качестве инструмента проектирования и формирования образовательных результатов нами предложен конструктор мультисредового урока. Идея применения конструкторов, как неких «коробочных решений», шаблонов для осуществления «сборки» тех или иных процессов, уже получила развитие и применение в образовании, и прежде всего в бизнес-образовании. В качестве примеров можно привести следующие:

1. Конструктор занятия (урока), предложенный Некоммерческой организацией «Благотворительный фонд наследия Менделеева».

2. Школьный конструктор опыта, разработанный Агентством REDKEDS в 2019 году.

3. Конструктор опыта. Инструмент для создания занятий с целью формирования и развития четырех укрупненных группы навыков (т.н. 4К: коллаборация; коммуникация; критическое мышление; креативное мышление).

4. Игровой конструктор для развития компетенций у учителей в формировании навыков будущего у обучающихся «PRO-Ак-тивность» (авторы - Анастасия Азбель и Леонид Илюшин).

Анализ существующих конструкторов уроков, занятий, педагогического опыта позволяет утверждать, что они в первую очередь ориентированы на получение тех или иных эффектов в виде результатов, предусмотренных ФГОС, навыков XXI века, так называемых навыков 4К. Рассмотренные конструкторы предполагают опору на ши-

рокое применение инновационных технологий (включая цифровые инструменты), использование различных образовательных практик. Использование отдельных элементов, потенциала различных пространств и сред (цифровая среда, историко-культурное пространство) предполагается, но при этом не постулируется.

Предлагаемый нами конструктор муль-тисредового урока, наоборот, предполагает максимально широкую опору на указанные в начале статьи пространства и среды. В частности, выполнение на мультисре-довых уроках проектных заданий требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности. Для успешного выполнения творческой части проектного задания, подбора и анализа информации необходимы доступ к массивам информационных источников, обращение к историко-культурному контексту, учет социальных, технологических, географических, экономических факторов.

В конструкторе мультисредового урока доминантной является ориентация на сквозные компетенции, необходимые человеку на любом этапе его жизни, в любой сфере профессиональной деятельности. Это некие обобщенные, универсальные навыки и умения, позволяющие успешно решать жизненные и профессиональные задачи, в том числе новые и выходящие за пределы актуальных жизненно-профессиональных ситуаций.

В нашем определении сквозные компетенции обучающегося, выпускника школы - это комплекс сгармонизированных, универсальных по отношению к различным сферам и видам деятельности, одинаково важных для жизни и профессиональной деятельности на любых их этапах навыков, умений, форм и приемов мыслительной деятельности, личностных качеств, видов грамотности и готовности, которые обеспечивают высокий уровень интеграции в социальные процессы, самореализацию личности, ее успешность в профессиональной сфере и качество жизни.

Нами, применительно к школьному этапу образования человека, выполнена автор-

ская классификация сквозных компетенций. Они представлены в виде семи обобщенных групп:

1. Социальная компетентность (например, социальная адаптация, медийно-ин-формационная грамотность; социальные коммуникации и взаимодействие, финансовая грамотность, работа в команде);

2. Образовательно-познавательная компетентность (например, функциональная грамотность, читательская компетентность, системные компетенции, навыки работы с информацией, креативность, методологическая компетентность);

3. Психолого-педагогическая компетентность (например, навыки саморегуляции, решения и преодоления психологических проблем и затруднений, ментальные установки);

4. Общегражданская компетентность (например, юридическая, политическая, электоральная грамотность, родительская компетентность);

5. Технологическая компетентность (например, цифровая компетентность);

6. Общекультурная компетентность (например, нравственно-этическая компетентность, экологическая (эколого-валео-логическая) компетентность, художественно-эстетическая грамотность, ноосферное мышление);

7. Менеджерская компетентность (например, самоменеджмент, квалитативная компетентность, управление временем, решение проблем, лидерство).

В ходе мультисредового урока, спроектированного на основе предлагаемого нами конструктора, используется комплекс эффективно действующих на формирование и развитие сквозных компетенций средств, форм, методов и технологий. Предполагается сочетание индивидуальной и групповой работы. Учитывается наличный или желаемый уровень развития той или иной компетенции:

уровень базовой компетентности - компетенция эффективно проявляется во всех базовых, стандартных ситуациях;

уровень сильной компетентности - личность проявляет компетенцию в нестан-

дартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности:

уровень стратегической компетентности - личность проявляет особо высокую степень развития данной компетенции, которая может служить примером для других.

Конструирование мультисредового урока, таким образом, предполагает учет целого ряда факторов: виды формируемых и развиваемых сквозных компетенций; наличный (предполагаемый) уровень развития сквозных компетенций; виды задей-ствуемых в ходе урока пространств и сред; технологии и инструменты мультисредово-го урока; индикаторы сформированности сквозных компетенций.

Кросс-многомерная структура образовательного процесса в аспектах формирования сквозных компетенций, спроектированная на основе предлагаемого нами конструктора мультисредового урока, позволяет:

организовывать полноценные событийные практики с использованием различных элементов предметно-пространственной среды и включением в число их участников не только субъектов образовательной деятельности, но и различных социальных партнеров и представителей реального сектора производства, бизнеса, сфер культуры, здравоохранения, науки, сферы обслуживания;

расширять пространство выбора содержания учебного, учебно-исследовательского материала за счет обращения к элементам библио-медийного пространства;

получать больший воспитательно-социализирующий эффект, обращаясь к ценностно-эмоциональной сфере и знако-во-символьным позициям, используя культурно-исторический потенциал;

определять перспективные задачи, не решаемые в настоящее время, но потенциально решаемые завтра на основе новых материалов, схем, технологий и подходов, виртуальной и дополненной реальности;

выстраивать в проектном формате привлекательные проспективные модели и стратегии с ориентацией на личностные образовательные потребности обучающихся; строить по итогам форсайтов и виртуаль-

ных коворкингов образы будущего целых отраслей, областей профессиональной деятельности; выходить на коробочные решения;

выстраивать эффективные каналы получения обратной связи, получать в процессе организации обучения соответствующие формирующие эффекты;

использовать различные варианты индивидуальной, парной, групповой работы, включая работы в сетевом формате, когда участники проекта, события удаленно взаимодействуют, совместно решают определенную образовательную задачу;

проходить профессиональные пробы, знакомиться с новейшими технологиями, трансформацией профессий будущего, получать навыки и умения, которые опережают существующие практики, технологии, используемые подходы;

учиться действовать и созидать в условиях неопределенности инновационной среды, быстрых темпов изменений, обращаясь к искусственному интеллекту, большим данным, гетерогенным метаресурсам.

Заключение. В целом можно заключить, что использование идеи конструктора мультисредового урока придает процессу формирования и развития сквозных компетенций у обучающихся системный, планомерный и управляемый характер, позволяет в значительной мере индивидуализировать данный процесс и, как следствие, решать важную социально-педагогическую задачу подготовки обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в условиях цифровой эпохи, нового технологического уклада, экономики знаний.

Список источников

1. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?: пер. с англ. / Андреас Шляйхер. М.: Изд-во «Национальное образование», 2018. 328 с. (Антология образования).

2. Эффективные» школы: ресурсы, контингент и управленческие стратегии директоров. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 44 с.

3. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58-95.

4. Berstein B. (2003). Open school, open society? In: Towards a Theory of Educational Transmissions. Routledge. 176 p.

5. Cappelli G., Brealey S. The Thinking Learning Classroom. New York. 2016. 441 p.

6. Ахмедьянова А.Х., Кашапова Л.М. Концепция создания кросс-культурной образовательной среды школы, обеспечивающей формирование гармонично развитой личности обучающегося // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 6-12.

7. Елистратова К.А., Панасюк В.П. Образовательный процесс в школе: кросс- многомерная реальность (моногр.). СПб.: Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 2021. 108 с.

8. Козырева О.А., Гайко М.Е. Возможности мультисредового подхода в педагогике и социологии // Образование. Карьера. Общество. 2011. № 3 (32). С. 24-32.

9. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // Человек и образование. 2020. № 1. С. 30-38.

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Интернет-ресурс: https://base.garant.ru/401433920/ (Дата обращения 14.05.2022).

11. Абдурахманова Э.М. Учительские ожидания и академические достижения учащихся: обзор зарубежных исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 75-87.

12. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с.

13. Макарьев И.С. Навыки XXI века: модель подготовки специалиста (учебно-методическое пособие). СПб.: СПб ГАПОУ Морской технический колледж им. адмирала Д. Н. Сенявина, 2021. 240 с.

14. Мякинина С.Б. Сквозные компетенции финского образования: финский опыт, российские реалии, сравнительный анализ // Школа будущего. 2019. № 3. С. 72-87.

15. Панасюк В.П., Ачкасова О.Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 114-122.

16. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 28.10.2007. Интернет-ресурс:: https:// gtmarket.ru/library/articles/3325. (Дата обращения 30.04.2022).

17. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Ре-моренко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

18. Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон А.С. Хэтти; под ред. В.К. Загвоздкина, Е.А. Хамраевой. М.: Изд-во «Национальное образование», 2017. 496 с.

19. Елистратова К.А., Панасюк В.П. Формирование многофункциональных результатов образовательного процесса в кросс-многомерной среде школы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 158-163.

20. Образовательные результаты: понятие, функции, требования. Центр изучения школьных практик и образовательных программ XXI века, Институт образования Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/553/553dbceecbd41e6c2780a82efe82f208.pdf. (Дата обращения 21.01.2022).

21. Ванина Э.В. Учитель в цифровых рамках // Непрерывное образование. 2021. № 4. С. 38-42.

22. Рубенко А.Н. Информационно-образовательная среда как объект педагогических исследований // Вестник Таганрогского института им.А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 106-110.

23. Tyner K. Literacy in a Digital World Mahwah / K.Tyner. London, 2017. P. 9-15.

24. Uden, L., Wangsa, I., Damiani, E. The Future of E-learning: E-learning Ecosystem // 2007. Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies (IEEE DEST 2007). P. 113-117.

References

1. Schleicher, A. (2018) World-class education. How to build a school system of the XXI century? M.: Publishing House «National Education». (In Russ)

2. «Effective» schools: resources, contingent and management strategies of directors. Newsletter (2017). M.: National Research University «Higher School of Economics». (In Russ)

3. Yastrebov, G.A., Pinskaya, M.A., Kosaretsky, S.G. (2014). The use of contextual data in the education quality assessment system: experience in the development and testing of tools. Education Issues, no. 4, pp. 58-95. (In Russ)

4. Berstein, B. (2003). Open school, open society? Towards a Theory ofEducational Transmissions. Routledge.

5. Cappelli, G., Brealey, S. (2016). The Thinking Learning Classroom. New York.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Akhmedyanova, A.H., Kashapova, L.M. (2019). The concept of creating a cross-cultural educational environment of the school, ensuring the formation of a harmoniously developed personality of the student. In: Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy, no. 1, pp. 6-12. (In Russ)

7. Elistratova, K.A., Panasyuk, V.P., (2021). Educational process at school: cross - multidimensional reality (monograph). In: St. Petersburg: International Academy of Environmental Sciences and Life Safety. (In Russ)

8. Kozyreva, O.A., Gaiko. M.E. (2011). The possibilities of a multi-media approach in pedagogy and sociology (article) In: zh-l «Education. Career. Society», no. 3 (32), pp. 24-32. (In Russ)

9. Panasyuk, V.P., Elistratova, K.A. (2020) Cross - multidimensional spaces and environments as factors of innovative renewal of educational activity. Man and Education, no. 1, pp. 30-38. (In Russ)

10. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021 "On approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education". Available at: URL: https://base.garant.ru/401433920/ (Accessed: 14 May 2022).

11. Abdurakhmanova, E.M. (2020). Teacher expectations and academic achievements of students: a review of foreign studies. In: Domestic and foreign pedagogy, v. 1, no. 4 (69), pp. 75-87. (In Russ)

12. Digital Skills training: Global challenges and best practices (2018). In: Analytical report for the III International Conference «More than learning: how to develop digital skills» Sberbank Corporate University. M.: Autonomous non-profit organization of additional professional education «Sberbank Corporate University». (In Russ)

13. Makariev, I.S. (2021). Skills of the XXI century: a model of specialist training (educational and methodical manual).St. Petersburg: St. Petersburg Marine Technical College named after Admiral D. N. Senyavin. (In Russ)

14. Myakinina, S.B. (2019). Cross-cutting competencies of Finnish education: Finnish experience, Russian realities, comparative analysis In: School of the Future, no. 3, pp. 72-87. (In Russ)

15. Panasyuk, V.P., Achkasova, O.G. (2021). End-to-end digital competencies of a student as a new concept of professional pedagogy. Siberian Pedagogical Journal, no. 5, pp. 114-122. (In Russ)

16. Popov, A.A., Proskurovskaya, I.D., Rozhkova, E.S. Setting cross-cutting competencies of the population as a positioning strategy in the social policy of Russia. Available at: URL: https:// gtmarket.ru/library/articles/3325. (Accessed: 30 April 2022)

17. Frumin, I.D. Dobryakova, M.S. et el (2018) Universal competencies and new literacy: what to teach today for tomorrow's success. Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education. National Research University «Higher School of Economics», Institute of Education. Moscow: HSE. (In Russ)

18. Hattie, John A.S. (2017). Visible learning: synthesis of the results of more than 50,000 studies covering more than 86 million schoolchildren. Zagvozdkin,V.K., Khamraeva, E.A (eds). M.: Publishing House «National Education». (In Russ)

19. Elistratova, K.A., Panasyuk, V.P. (2020). Formation of multifunctional results of the educational process in a cross-multidimensional school environment (article). In: zh-l «Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University», no. 5 (183), pp. 158-163. (In Russ)

20. Educational results: concept, functions, requirements. Center for the Study of School Practices and Educational Programs of the XXI century, Institute of Education Research University «Higher School of Economics». Available at: URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/55 3/553dbceecbd41e6c2780a82efe82f208.pdf. (Accessed: 21 January 2022)

21. Vanina, E.V. (2021) Teacher in digital framework In: Continuing Education, no. 4, pp. 38-42. (In Russ)

22. Rubenko, A.N. (2017). Information and educational environment as an object of pedagogical research. Bulletin of A.P. Chekhov Taganrog Institute, no. 1, pp. 106-110. (In Russ)

23. Tyner, K. (2017). Literacy in a Digital World Mahwah. London, pp. 9-15.

24. Uden, L., Wangsa, I., Damiani, E. (2007). The Future of E-learning: E-learning Ecosystem. In: Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies (IEEE DEST), pp. 113-117.

Статья поступила в редакцию 14.05.2022; одобрена после рецензирования 17.05.2022; принята к публикации 19.05.2022.

The article was received on 14.05.2022; approved after reviewing on 17.05.2022; accepted for publication on 19.05.2022.

Информация об авторе:

Елистратова Ксения Александровна

Директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Инженерно-технологическая школа», Ленинградская область

Information about the author:

Elistratova Ksenia Aleksandrovna

Director of Municipal educational institution «Engineering and Technological school», Liningrad Rtgion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.