Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / АТТЕСТАЦИЯ / НАЗНАЧЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / HEAD OF A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PERSONNEL RESERVE / CERTIFICATION / APPOINTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордашникова Ольга Юрьевна

В статье обоснована логическая необходимость построения модели управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций региона на спиралеобразности многофункциональных процессов кадровой политики: формирования кадрового резерва, аттестации и назначения директорского корпуса. Представлен понятийный аппарат процессов кадровой политики. Определена практическая направленность полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A MODEL FOR MANAGING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEADS OF REGIONAL GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article substantiates the logical need to build a model for managing the professional development of heads of educational institutions in the region on the spiraling of multifunctional processes of personnel policy: the formation of the personnel reserve, certification and appointment of the director’s corps. The conceptual apparatus of personnel policy processes is presented. The practical orientation of the results is determined.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА»

Современные проблемы образования и повышения квалификации педагогических кадров

О. Ю. Гордашникова

(Москва)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА

DESIGNING A MODEL FOR MANAGING PROFESSIONAL

DEVELOPMENT OF HEADS OF REGIONAL GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье обоснована логическая необходимость построения модели управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций региона на спиралеобраз-ности многофункциональных процессов кадровой политики: формирования кадрового резерва, аттестации и назначения директорского корпуса. Представлен понятийный аппарат процессов кадровой политики. Определена практическая направленность полученных результатов. Ключевые слова: профессиональное развитие, руководитель общеобразовательной организации, кадровый резерв, аттестация, назначение.

The article substantiates the logical need to build a model for managing the professional development of heads of educational institutions in the region on the spiraling of multifunctional processes of personnel policy: the formation of the personnel reserve, certification and appointment of the director's corps. The conceptual apparatus of personnel policy processes is presented. The practical orientation of the results is determined.

Key words: professional development, head of a general educational organization, personnel reserve, certification, appointment.

В условиях меняющейся парадигмы образования требуется перезагрузка процессов управления профессиональным развитием директорского корпуса. Актуальные запросы к формам и методам управления профессиональным развитием руководителей школ, возрастающая динамичность полномочий руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, значительный объем информации, ее быстрая сменяемость требуют разработки модели цифрового управления профессиональным развитием директоров школ для наращивания управленческих и цифровых компетенций.

Для решения современных задач национальной системы общего образования в со-

ответствии с мероприятиями федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» [2] актуально ставить вопросы регионализации процессов управления профессиональным развитием руководителя как инструмента повышения управленческих навыков и достижения результативности и эффективности деятельности общеобразовательной организации.

Дальнейшая траектория профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций зафиксирована в основных принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, необходимых для разработки паспортов региональных систем общего образования, включающих

региональные планы мероприятий («дорожную карту») по кадровому обеспечению.

Региональная модель управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций с использованием цифровых технологий, нацеленная на объективность и независимость оценки деятельности руководителя, должна быть выстроена с учетом региональных особенностей [3]. Динамичность профессионального развития директорского корпуса должна обеспечить эффективность системы мотивации к повышению управленческого потенциала (квалификации и развития личности), к достижению результативности системы общего образования.

С позиции этимологии «профессиональное развитие» трактуется как «объявляю своим делом», понятие латинского происхождения. С точки зрения категории, процесс «профессионального развития» приобретает социальный аспект в части приобретения профессиональных знаний и навыков, выполнения профессиональных ролей [6]. Согласно энциклопедии, искомый понятийный аппарат представляет собой некий процесс динамики необратимых мо-тивационно-потребностных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических изменений личности в ходе профессионализации [5]. В свою очередь, в психологическом словаре профессиональное развитие рассматривается как профессиональная деятельность в процессе жизненного развития [4].

По мнению Л.В. Кортенко, профессиональное развитие проявляется в обогащении профессиональных знаний, навыков и умений работников организации для результативного выполнения своих должностных функций, прав и обязанностей [1].

Система управления профессиональным развитием директорского корпуса базируется на процессном подходе, включающем управленческие технологии, методы и мероприятия, направленные на совершенствование профессионального и личностного потенциала руководителей, их социально-психологических компетенций, лидерских качеств с целью повышения ре-

зультативности и эффективности деятельности организаций на рынке образовательных услуг.

Пересечение доминирующих процессов - развитие индивидуальных траекторий и стандартизация процессов и деятельности руководителя школы, усиливает внимание к директорскому корпусу, трансформирует концепцию профессионального развития руководителей, пересмотр существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие цифровых, профессиональных и «мягких» навыков, систем независимой оценки сформированности управленческих и цифровых компетенций. В связи с этим необходимо разработать модели цифрового непрерывного профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций для наращивания управленческих и цифровых компетенций и системы их оценки.

В целях подготовки руководителя к сложной полифункцинальной деятельности [7], для решения поставленной задачи необходимо воспользоваться методическим инструментарием моделирования организационной процедуры процессов профессионального развития руководителя школы, насыщения кадровых процессов новым концептуальным содержанием с учетом региональных особенностей, общих закономерностей, лучших и эффективных практик, использовать современные информационные технологии.

Источником информации являются результаты диагностического исследования и экспертного изучения региональной нормативно-правовой и отчетной документации, результаты анализа опыта правоприменения и регламентации кадровой политики в сфере образования в выборочной совокупности субъектов РФ (таблица 1, с. 6).

Предметом исследовательского количественного контент-анализа явилось содержание текстов и текстовых массивов по кадровой политике в исследуемой области по схеме (рис. 1).

Модель управления профессиональным развитием руководителей системы общего образования региона (рис. 2), на наш взгляд,

Таблица 1

Список объектов для исследования по федеральным округам

Центральный 1. Москва 2. Московская область 3. Рязанская область Сибирский 11. Омская область 12. Томская область

Южный 4. Волгоградская область 5. Ростовская область Уральский 13. Свердловсая область 14. Ханты-мансийский автономный округ- Югра

Северо-Западный 6. Санкт-Петербург 7. Ленинградская область 8. Архангельская область Приволжский 15. Самарская область 16. Республика Татарстан

Дальневосточный 9. Магаданская область 10. Хабаровский край Северо-Кавказский 17. Чеченская республика 18. Ставропольский край

должна быть построена на спиралеобразно-сти многофункциональных процессов формирования кадрового резерва, аттестации и назначения директоров школ на нормативно-правовой и методической основе (рисунок 3).

Проектирование модели управления профессиональным развитием директорского корпуса представляет собой разра-

ботку технологии выполнения работ, распределение полномочий и ответственности различных участников процесса:

- органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования;

- органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

V • Стратификация генеральной совокупности документов по кадровой политике директорского корпуса в системе общего образования, выставленных в сети Интернет \

• Выбор субъектов РФ, в которых представлено максимальное число актуализированных документов по кадровой политике руководителей общеобразовательных организаций,выставленных в сети Интернет *

* • Определение общей численности населения от 3 до 18 лет в выбранных субъектах РФ

м • Выбор субъектов РФ с учетом числа преобладающих по процентному соотношению числа населения дошкольного и школьного возраста к общему числу населения в федеральном округе N

• Выбор субъектов РФ по числу актуализированных документов к числу населения в возрасте от 3 до 18 лет

• Определение минимального и максимального числа общеобразовательных организаций в выбранном субъекте РФ л /

Рис 1. Разработка плана выборки исследования документов по кадровой политике директорского корпуса в системе общего образования субъектов РФ

Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования

Региональный оператор

О

Доступ к реестру о профессиональном развитии руководителей 00 органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования

Рис. 2. Модель управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций региона

- регионального оператора, выполняющего функции организационно-методического, информационно-технического и аналитического обеспечения по профессиональному развитию директорского корпуса региональной системы общего образования;

- руководители и кандидаты на замещение вакантной должности руководителя образовательной организации по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по собственной инициативе.

Консолидация документов, регламентирующих работы по формированию кадрового резерва директорского корпуса, в свою очередь, позволила сформулировать понятийный аппарат процессов кадровой политики (рис. 3), на основе которого должно меняться их концептуальное содержание. Согласно рис. 2, процесс формирования кадрового резерва осуществляет регио-

нальный оператор, который определяется органом исполнительной власти субъекта РФ. Организационно-методическое, информационно-техническое и аналитическое обеспечение формирования кадрового резерва директорского корпуса выражается в выполнении региональным оператором следующих основных функций:

- информирует органы исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере общего образования, путем рассылки и размещения информационного письма на своем официальном сайте в сети «Интернет» и других источниках информации о предстоящем пополнении кадрового резерва;

- аккумулирует информацию о потребности в управленческих кадрах в сфере общего образования на территории субъекта РФ, муниципальных районов и городских округов на текущий и плановые 3 года;

■■Ай^

Кадровый резерв - сформированная на конкурсной основе группа граждан, имеющих необходимые профессионально-деловые, личностные, морально-этические качества, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019) N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, ■ специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н или профессионального стандарта

Аттестация руководителей государственных или муниципальных организаций, осуществляющих

образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования - это систематическое подтверждение соответствия уровня квалификации руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к занимаемой должности

Назначение руководителей общеобразовательных организаций осуществляется на основе нормативно-правовых актов учредителей, подведомственных органам исполнительной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования_

Рис. 3. Понятийный аппарат процессов кадровой политики

- организует сбор и обобщение сведений о кандидатах в кадровый резерв, формирует справку кандидата для работы комиссии;

- разрабатывает форму реестра и ведет реестр участников кадрового резерва субъекта РФ;

- формирует и сопровождает цифровые кабинеты кандидатов, в которых размещает протоколы экспертизы документов, результаты оценочных процедур, приказы по включению/невключению кандидатов в кадровый резерв, фиксирует результаты подготовки резервиста в программах профессионального развития, вакансии в государственных и муниципальных организациях субъекта РФ, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного и общего образования;

- организует прием, регистрацию и первичную экспертизу электронных или бумажных документов и материалов, необходимых для работы комиссии по проведению конкурсного отбора кандидатов;

- представляет отчетную документацию по итогам проведения отбора по запросу органа исполнительной власти субъекта РФ и др.

Предполагается, что выдвижение кандидатов для включения в кадровый резерв должно проводиться следующими способами:

1) по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ (с согласия кандидата);

2) по представлению органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов субъекта РФ (с согласия кандидата);

3) в порядке собственной инициативы.

Региональный оператор обеспечивает подготовку резервистов, включая процессы по профессиональному развитию, в частности:

1) участие в семинарах, тренингах, совещаниях и других мероприятиях;

2) стажировку в образовательных организациях в сфере общего образования субъекта РФ;

3) участие в координационных и совещательных органах органа исполнительной власти субъекта РФ и/или органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ, проектно-аналитиче-ских и исследовательских работах по заказу органа исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ.

Резервист ежегодно направляет в комиссию отчет об участии в мероприятиях, о приобретении профессиональных знаний и практических навыков управления. Итоги работы с кадровым резервом за истекший год доводятся до руководителей органа исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.

При наличии вакантной должности в образовательных организациях дошкольного и общего образования осуществляется выдвижение кандидатов из кадрового резерва для назначения. При возникновении в муниципальных образовательных организациях вакантных должностей администрация муниципального района, городского округа уведомляет об этом орган исполнительной власти субъекта РФ, который обеспечивает доступ к реестру участников кадрового резерва для выбора кандидатуры на должность руководителя.

Процессы профессионального развития директоров школ также лежат в основе аттестации руководителя общеобразовательной организации, в ходе которой осуществляется подтверждение квалификационных требований (подготовка и подача документов по аттестации), прохождение квалификационных испытаний (участие в тестировании по модулям «Управление образовательной деятельностью образовательной организации», «Администрирование и обеспечение деятельности образовательной организации» и собеседовании с аттестационной комиссией), установление квалификационного соответствия.

Таким образом, новые принципы отбора руководителей общеобразовательных организаций станут настоящим стимулом профессионального развития, а динамичность организационной процедуры аттестации обеспечит развитие эффективной системы мотивации к повышению управленческого потенциала, к достижению результативности общеобразовательных организаций.

Логика моделирования позволила построить механизм, включающий инструменты развития управленческих навыков и эффективной системы мотивации, элементы непрерывного повышения квалификации и развития управленческого потенциала руководителей государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Предлагаемый материал будет полезен для обсуждения региональным и муниципальным органам управления в сфере образования, руководителям организаций в сфере общего образования в целях определения дальнейшей траектории профессионального развития.

Литература

1. Кортенко Л. В. Управление профессиональным развитием персонала как фактор его успешного функционирования // Экономика и эффективность организации производства. - 2007. - № 7. - С. 115-119.

2. Национальный проект «Образование», федеральный проект «Учитель будущего» // Мин-во просвещения Российской Федерации : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. -URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 15.03.2020).

3. Окончательный вариант новой модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения // Мин-во просвещения Российской Федерации: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/press/699/ okonchatelnyy-variant-novoy-modeli-attestacii-uchiteley-budet-utverzhden-tolko-posle-shirokogo-obschestvennogo-obsuzhdeniya (дата обращения 15.03.2020).

4. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://rus-psyho-dict. slovaronline.com (дата обращения 20.01.2020).

5. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. -URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/fc/slovar-207-27. htm#zag-12842 (дата обращения 20.01.2020).

6. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера [Электронный ресурс]. - URL: https://gufo.me/dict/vasmer (дата обращения 20.01.2020).

7. Эффективные практики и инновационные модели профессионального развития руководителя образовательной организации: методич. пособие / Ю.М. Федорчук, С.С. Неу-строев, Ю.В. Полянинова, Ю.А. Чекулаева. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 70 с.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2020).

9. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019) N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2020).

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.12.2018 N 308 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителей и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

13. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2020).

14. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2020).

15. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3273-р «Об основных принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

16. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

17. План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 год (утвержденный Минпросвещения России 08.05.2019 N ОВ-3/02вн) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2020).

18. Письмо Минобрнауки России от 11.09.2012 N ИР-758/08 «Об обеспечении перехода на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений с публичным представлением кандидатами программ развития учреждения» (вместе с «Примерным положением об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного (муниципального) образовательного учреждения») [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

19. Письмо Минобрнауки России от 25.09.2012 N 08-400 «О показателях эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, в том числе с учетом мнения родителей и обучающихся» (вместе с «Методическими указаниями по использованию критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2020).

20. Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве от 14.12.2012 [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.garant.ru (дата обращения 15.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.