Научная статья на тему 'Проектирование модели повышения квалификации преподавателей вузов на основе компетентностного подхода'

Проектирование модели повышения квалификации преподавателей вузов на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ДОЦЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Л. М.

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия проектирования компетентностно-ориентированных моделей подготовки преподавателя высшей школы в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели повышения квалификации преподавателей вузов на основе компетентностного подхода»

УДК 378.126

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Л.М.Романова

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия проектирования компетентностно-ориентированных моделей подготовки преподавателя высшей школы в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, компетенции преподавателя высшей школы, модель подготовки, старший преподаватель, доцент.

Современные требования и условия развития общества и всей системы непрерывного профессионального образования оказывают большое влияние на состав и структуру компетентностных моделей преподавателей вузов, находящихся на различных должностных уровнях. Поэтому повышение квалификации (ПК) преподавателей, занимающих различные должности, должно быть дифференцированным, что необходимо учитывать при проектировании дополнительных образовательных программ.

Результаты сравнения специфики различных должностных уровней раскрывает проблему актуализации и компенсации необходимых компетенций преподавателя высшей школы (ПВШ). Так, для старшего преподавателя характерны организация и проведение всех видов учебной, научно -исследовательской и самостоятельной работы студентов, проводится активная методическая работа по вопросам высшего профессионального образования и разработке учебно-методического комплекса дисциплины. У доцента акценты в деятельности смещены на руководство всеми видами работ кафедры и повышение качества оказания образовательных услуг, увеличивается объем научно-исследовательской работы и участие в подготовке научно-педагогических кадров кафедры. Профессиональное выполнение новых видов профессионально-педагогической деятельности должно опираться на системное знание, обобщенный опыт и специальную подготовку [1].

Нами выявлены организационно-педагогические условия проектирования компетентностно-ориентированных моделей повышения квалификации преподавателей, которые включают разработку:

- компетентностных моделей ПВШ (например: ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора), позволяющих реализовать компетентностный подход в системе ПК;

- компетентностно-ориентированных моделей подготовки к деятельности на конкретной должности, основанных на принципах гуманизации, дифференциации, контекстности, андрагогики и акмеологии.

В соответствии с вышесказанным разработана структура подготовки ПВШ к деятельности на конкретной должности в системе ПК (см. рис.1). Структура включает четыре этапа: подготовительный (проектирование программ на основе компетентностных моделей ПВШ на конкретном должностном уровне); диагностический (выявление социально-психологического портрета слушателей и оптимального режима повышения квалификации); обучающий (собственно повышение квалификации); аттестационный (оценка и анализ результатов ПК, рекомендации слушателям).

При разработке программ повышения квалификации ПВШ формирование профессионально-педагогических компетенций трансформируется в проблему выбора необходимого практико-ориентированного содержания, обеспечивающего подготовку к деятельности на разных этапах личностного развития (в соответствии с должностными уровнями) и решение конкретных задач в контексте профессиональной деятельности. Содержание подготовки ориентировано на реализацию компетентностных моделей ПВШ с учетом современных требований к организации ПК и возможных затруднений в деятельности педагога.

Подготовительный этап:

- разработка программ на основе компетентностных моделей ПВШ

I

Диагностический этап:

- анкетирование

- тестирование

- беседа

- опрос

Обучающий этап (собственно повышение квалификации):

- самостоятельная

- аудиторная работа

Аттестационный этап:

- анализ результатов

- рекомендации ФПКП

Проектирование целей и содержания подготовки к деятельности на конкретном должностном уровне

Мониторинг ППС вуза, отбор претендентов для ПК

Психолого-педагогическая диагностика слушателей

Отказ от ПК, отсутствие мотивации

Выявление оптимального графика и режима обучения

"И-

Коллективная форма

IV

я

Индивидуальная форма

I

Реализация моделей подготовки с использованием:

Модульность обучения

/—N \гп/

Технологии активного обучения

/—\ V-/

Тестовый контроль и БРС

I

Выявление затруднений в деятельности и обучении

I

Индивидуальное консультирование

1 к к г

Разработка и защита выпускной работы 4- Самостоятельная работа и выполнение творческих

1' 1 г

Оценка уровня сформированности компетенций

Рис.1. Структура повышения квалификации преподавателя вуза при подготовке к деятельности на должности.

На основе описанной структуры спроектирована модель компетентностно-ориентированной подготовки старшего преподавателя и доцента в системе

повышения квалификации (см. рис.2).

Цель: формирование актуализированных компетенций соответствующей должности

Компетенции старшего преподавателя Компетенции доцента

1. психолого-педагогические 2. информационные 3. коммуникативные 4. в области развития и саморазвития 5. предметно-профессиональной и познавательной деятельности 1. психолого-педагогические 2. информационные 3. коммуникативные 4. в области развития и саморазвития 5. предметно-профессиональной и познавательной деятельности 6. научно-исследовательские 7. в области управления и менеджмента качества

Функции:

компенсирующая

развивающая

адаптационная

Принципы:

гуманизации диф ференциации индивидуализации контекстности прикладной направленности андрагогики акмеологии

Содержание подготовки

Модули программы подготовки старшего _преподавателя_

Модули программы подготовки доцента

1. Личность и деятельность ПВШ. Профессиональная модель старшего преподавателя. Компетентностная модель специалиста-профессионала.

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (проектирование целей, задач, содержания учебных занятий).

3. Планирование, организация и руководство (самостоятельной, учебной, научно-исследовательской работой студентов и контроля уровня их учебных достижений).

4. Педагогическое мастерство._

1. Модернизация системы высшего и послевузовского образования. Правовые и экономические вопросы профессиональной деятельности ПВШ

2. Функциональные особенности педагогической деятельности исследовательская деятельность

3. Функциональные особенности педагогической деятельности доцента: учебно-воспитательная работа, методическая и издательская деятельность

4. Инновационные педагогические технологии и управление качеством образования. Психология управления

5. Педагогическое мастерство_

профессионально-доцента: научно-

профессионально-

XX

Формы организации

Коллективная (групповая): лекционные и практические занятия Индивидуальная: самостоятельная работа и консультации

Методы и технологии обучения и контроля знаний

проблемное изложение, круглые столы, дискуссии, тренинги, презентации; ситуационные и имитационные игры, инновационные авторские проекты балльно-рейтинговая система; тестирование и анкетирование

Результаты реализации подготовки:

Результаты подготовки старшего преподавателя Результаты подготовки доцента

1. Выполнение выпускной аттестационной работы «Разработка дидактических элементов учебно-методического комплекса дисциплины» 2. Разработка технологической карты, описание алгоритма дидактической игры 1. Выполнение выпускной аттестационной работы «Разработка авторской образовательной технологии по преподаваемой дисциплине» 2. Подготовка реферативной работы (или эссе), написание статьи (или рецензии)

3. Подготовка презентации, дискуссионных вопросов, моделирование проблемных ситуаций

4. Выявление уровня самоактуализации и составление ориентировочной программы личностно -профессионального роста

Готовность к выполнению профессиональных функций на должности

Рис. 2. Модель компетентностно-ориентированной подготовки старшего преподавателя и

доцента в системе повышения квалификации

Обе образовательные программы направлены на реализацию цели -подготовку ПВШ к деятельности на конкретном должностном уровне. Результатом повышения квалификации является комплекс компетенций, необходимых для выполнения профессионально-педагогических функций на должностных уровнях старшего преподавателя и доцента. Отличительной чертой ПК ассистентов при подготовке к деятельности на должности старшего

преподавателя является направленность на формирование умений подготовки и проведения аудиторных (в т.ч. лекционных) занятий, на развитие навыков оптимального педагогического взаимодействия и общения в студенческих группах. При подготовке старших преподавателей к деятельности доцента формируются системное мышление, умения педагогического проектирования новых дисциплин, развиваются компетенции инновационной и научно-исследовательской деятельности, лидерские и управленческие качества.

Модель подготовки позволяет осуществить полный аттестационный цикл, состоящий из четырех этапов, а также проводить мониторинг повышения квалификации преподавательского состава вуза; осуществлять психолого-педагогическую диагностику слушателей; формировать компетенции, необходимые для адаптивного перехода с одного должностного уровня на следующий; актуализировать психолого-педагогические знания и умения ПВШ, направленные на решение практических задач; проводить индивидуальные акмеологические консультации и давать рекомендации в области профессионально-педагогической деятельности и непрерывного образования ПВШ; осуществлять процедуру аттестации ПВШ с участием ФПКП.

При проектировании модели повышения квалификации преподавателей вузов соблюдаются общие педагогические принципы гуманизации и индивидуализации. Кроме них эффективность подготовки к деятельности на конкретной должности обеспечивается принципами дифференциации (с учетом выявленных компетенций ПВШ различных должностных уровней), контекстности и прикладной направленности (использование активных методов обучения с целью формирования практических умений, необходимых в будущей профессионально-педагогической деятельности). Среди принципов андрагогики и акмеология наиболее значимы приоритетность самостоятельного обучения, рефлективность (на основе имеющегося прошлого личного опыта сознания и деятельности ПВШ), ориентация на развитие личности и стремление к самоактуализации (выполнение индивидуальных творческих заданий).

При создании модели повышения квалификации ПВШ используются элементы проектно-технологического подхода, для которого характерны: ориентация на получение конкретного результата; интегративный и исследовательский характер; аксиологичность; направленность на субъекта; логика деятельности; индивидуальный темп; осознанность [2].

Учитываются его принципы, поддерживающие требования компетентностного подхода: принцип продуктивности, ориентирующий повышение квалификации на реальный практически значимый продукт (разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины, новой образовательной технологии др.); принцип интеграции обучения с наукой, учреждениями образования и работодателями, результаты которой оказываются адекватными в естественной среде (формирование конкретных компетенций, необходимых для выполнения деятельности ПВШ на той или иной должности); принцип субъектности, в основе которого лежит закон самоопределения (модульность программ, обеспечивающая учитывать индивидуальные особенности слушателей); принцип континуальности, который отражает требования закона взаимосвязи и единства теории и практики в обучении (развитие компетенций ПВШ в контексте планируемой профессиональной деятельности с применением активных методов обучения); принцип рефлексии, обеспечивающего профессионально-личностное развитие личности (посредством внедрения акмеологического сопровождения слушателей).

Таким образом, педагогическая подготовка ассистента к деятельности старшего преподавателя и старшего преподавателя к деятельности доцента в системе ПК станет успешной, если будут разработаны и внедрены: образовательные программы на основе принципа модульности, обеспечивающего возможность индивидуального подхода; адаптированные в системе ПК современные образовательные технологии, актуализирующие творческий потенциал слушателей; акмеологическое сопровождение, ориентированное на личностно-профессиональное развитие.

Анализ результатов научных исследований показал, что дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы станет более эффективным, если его проектирование ориентировано на решение конкретных практических задач в соответствии с компетенциями занимаемой должности, реализует целостный подход к проблеме педагогического мастерства и личностно-профессионального развития, является регулярным и вариативным.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Романова Л.М. Моделирование повышения квалификации преподавателя высшей школы на траектории ассистент - старший преподаватель - доцент // Alma Mater. 2011. № 3. С.40-42.

2. Ибрагимов Г.И. Содержание и процесс дидактической подготовки учителя на основе проектно-технологического подхода // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6 (95). С. 5-13.

References:

1. Matushanskiy G.U., Zavada G.V., Romanova L.M. Modelirovanie povy'sheniya kvalifikacii prepodavatelya vy'sshey shkoly' na traektorii assistent - starshiy prepodavatel' - docent // Alma Mater. 2011. № 3. S.40-42.

2. Ibragimov G.I. Soderjanie i process didakticheskoy podgotovki uchitelya na osnove proektno-tehnologicheskogo podhoda // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2012. № 5-6 (95) S. 5-13.

Зарегистрирована: 07.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.