УДК 519.866
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ ИНЦИДЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
З. И. Гришин Н. С. Карябкин, А. В. Соинов Научный руководитель - И. А. Панфилов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: sleshe4ka@gmail.com
В статье обосновывается актуальность внедрения информационной системы инцидент-менеджмента, описываются её бизнес-процессы и потоки работ.
Ключевые слова: инцидент-менеджмент, информационная система, бизнес-процессы, BPMN.
DESIGNING A BUSINESS PROCESS MODEL OF INCIDENT MANAGEMENT SYSTEM
FOR THE GOVERMENT
Z. I. Grishin, N. S. Karyabkin, A. V. Soinov Scientific supervisor - I. A. Panfilov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: sleshe4ka@gmail.com
In this review we will focus on substantiates the relevance of implementation of the incident-management system, and also describes business processes of this system and its workflows.
Keywords: incident-management, information system, business processes, BPMN.
Развитие современной Российской Федерации невозможно без учета трендов цифровизации и онлайнизации, помогающих в итоге повысить качество жизни населения. Стремительная «оцифровка» основных сфер жизнедеятельности ведет к значительным изменениям региональных жизненных пространств, оказывая влияние на каждого российского жителя, повышая конкуренцию регионов и контроль за работой органов исполнительной власти [1].
Система инцидент-менеджмента может быть использована в целях получения и передачи инцидентов (как малых, таких как авария на дороге, пожар в частном секторе, так и крупных, таких как наводнения, крупные лесные пожары и иные чрезвычайные ситуации) из диспетчерских служб в органы исполнительной власти и иные контролирующие ход решения инцидента органы [2].
В целом, информационные системы инцидент менеджмента являются достаточно гибкими, их можно настроить под различные нужды [3]. Имеются уже созданные системы инцидент-менеджмента в России, в основном они используются для мониторинга негативных комментариев граждан в социальных сетях, выделяя жалобы и вопросы. Далее сообщения передаются в ОИВ, где проблемные ситуации пытаются разрешить и ответить на них [4].
Предлагаемая в данной работе информационная система инцидент-менеджмента ставит целью передачу инцидентов (карточек инцидента) в контролирующие ход решения
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
инцидента органы. Такая система позволит следить за ответственными органами исполнительной власти и быстро находить источник проблем, возникших в ходе разрешения инцидента [5].
Для интеграции данной системы в действующий комплекс мер, направленный на разрешение инцидентов, требуется понимание того, как будут передаваться карточки инцидентов между диспетчерской службой, органами исполнительной власти и информационной системой инцидент-менеджмента [6].
Для описания бизнес-процессов и потоков работ предлагаемой информационной системы была выбрана методология ВРМК 2.0 - рисунок 1. Данная методология считается удобной в нашем случае, так как является общей нотацией для различных категорий специалистов, как для заказчиков и разработчиков технического задания, так и для исполнителей-разработчиков информационной системы, а также конечных пользователей.
Рис. 1. Концепция реагирования на инцидент с учетом системы инцидент-менеджмента в нотации
BPMN 2.0
В данной диаграмме имеется 3 пула: единая дежурно-диспетчерская служба, органы исполнительной власти и система инцидент-менеджмента, которую будет использовать контролирующий орган. В ЕДДС инциденты могут попадать из самых разных источников: служба 112, диспетчерская служба МВД, ГИБДД, пожарная охрана, пожарная лесоохрана, ГИМС, УГМС, диспетчер ГОЧС, служба газа, обращения граждан по месту регистрации и пр. Процессы, происходящие внутри каждого из пулов, происходят на территории и при помощи имеющегося программного обеспечения конкретного пула.
Далее ЕДДС передает инцидент на исполнение в выбранные органы исполнительной власти, а также информирует систему инцидент-менеджмента (контролирующий орган) о нём. По мере работы над инцидентом информация о нём уточняется, новые данные заносятся в карточку инцидента. Когда работа над инцидентом завершена, задействованные органы исполнительной власти обновляют карточку и инциденту присваивается статус «Разрешен».
Непосредственно в системе инцидент-менеджмента предусматривается контроль разрешения инцидента, выявление нарушений, сбор и обработка данных (ведение статистики), а также формирование отчетов по инцидентам по запросу. В системе, при необходимости, будет возможным просмотр истории обновления карточки инцидента, где будет видно какой орган исполнительной власти, когда и какую информацию передавал.
Таким образом, внедрение информационной системы инцидент-менеджмента позволит детальнее рассматривать процесс работы над инцидентами, что положительно скажется на скорости поиска ошибок, при работе над ними. Кроме того, данная система хорошо интегрируется в текущий комплекс программного обеспечения, т.е. существенной трансформации процесса работы с инцидентами не потребуется. Также данная система является гибкой и предусматривает возможность работать с любым родом инцидентов -локальные пожары, чрезвычайные ситуации, перевозка опасных грузов, отслеживание сроков исполнения госзаказов и т. д.
Библиографические ссылки
1. Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801
2. National Incident Management System [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/National Incident Management System
3. Richard A. Chase. FIRESCOPE: a new concept in multiagency fire suppression coordination: серия публикаций. U.S. Department of Agriculture, Forest Service, Pacific Southwest Forest and Range Experiment Station, 1980. 17с.
4. Медиалогия Инцидент [Электронный ресурс]. URL: https://mauimrst.ru/monitoring/
5. Гришин З. И., Карябкин Н. С., Карасева Т. С. Разработка и развитие информационных систем инцидент-менеджмента в рамках программы «Цифровая экономика» - ИНДУСТРИЯ 5.0, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (ЭКОПРОМ-2021). Санкт-Петербург. 18-20 ноября 2021 года. С. 377-380.
6. Гришин З. И., Панфилов И. А., Сивцова Е. И., Митрофанова Д. В. Разработка системы инцидент-менеджмента для органов исполнительной власти Красноярского края - НАУКА И ИННОВАЦИИ - СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ. Москва. 13 августа 2021 года. С. 71-74.
© Гришин З. И., Карябкин Н. С., Соинов А.В., 2022