Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ ИНЦИДЕНТМЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ ИНЦИДЕНТМЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инцидент-менеджмент / информационная система / бизнес-процессы / BPMN / incident-management / information system / business processes / BPMN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — З.И. Гришин, Н.С. Карябкин, А.В. Соинов, И.А. Панфилов

В статье обосновывается актуальность внедрения информационной системы инцидент-менеджмента, описываются её бизнес-процессы и потоки работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — З.И. Гришин, Н.С. Карябкин, А.В. Соинов, И.А. Панфилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A BUSINESS PROCESS MODEL OF INCIDENT MANAGEMENT SYSTEM FOR THE GOVERMENT

In this review we will focus on substantiates the relevance of implementation of the incident-management system, and also describes business processes of this system and its workflows.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ ИНЦИДЕНТМЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

УДК 519.866

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ ИНЦИДЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

З. И. Гришин Н. С. Карябкин, А. В. Соинов Научный руководитель - И. А. Панфилов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sleshe4ka@gmail.com

В статье обосновывается актуальность внедрения информационной системы инцидент-менеджмента, описываются её бизнес-процессы и потоки работ.

Ключевые слова: инцидент-менеджмент, информационная система, бизнес-процессы, BPMN.

DESIGNING A BUSINESS PROCESS MODEL OF INCIDENT MANAGEMENT SYSTEM

FOR THE GOVERMENT

Z. I. Grishin, N. S. Karyabkin, A. V. Soinov Scientific supervisor - I. A. Panfilov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: sleshe4ka@gmail.com

In this review we will focus on substantiates the relevance of implementation of the incident-management system, and also describes business processes of this system and its workflows.

Keywords: incident-management, information system, business processes, BPMN.

Развитие современной Российской Федерации невозможно без учета трендов цифровизации и онлайнизации, помогающих в итоге повысить качество жизни населения. Стремительная «оцифровка» основных сфер жизнедеятельности ведет к значительным изменениям региональных жизненных пространств, оказывая влияние на каждого российского жителя, повышая конкуренцию регионов и контроль за работой органов исполнительной власти [1].

Система инцидент-менеджмента может быть использована в целях получения и передачи инцидентов (как малых, таких как авария на дороге, пожар в частном секторе, так и крупных, таких как наводнения, крупные лесные пожары и иные чрезвычайные ситуации) из диспетчерских служб в органы исполнительной власти и иные контролирующие ход решения инцидента органы [2].

В целом, информационные системы инцидент менеджмента являются достаточно гибкими, их можно настроить под различные нужды [3]. Имеются уже созданные системы инцидент-менеджмента в России, в основном они используются для мониторинга негативных комментариев граждан в социальных сетях, выделяя жалобы и вопросы. Далее сообщения передаются в ОИВ, где проблемные ситуации пытаются разрешить и ответить на них [4].

Предлагаемая в данной работе информационная система инцидент-менеджмента ставит целью передачу инцидентов (карточек инцидента) в контролирующие ход решения

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

инцидента органы. Такая система позволит следить за ответственными органами исполнительной власти и быстро находить источник проблем, возникших в ходе разрешения инцидента [5].

Для интеграции данной системы в действующий комплекс мер, направленный на разрешение инцидентов, требуется понимание того, как будут передаваться карточки инцидентов между диспетчерской службой, органами исполнительной власти и информационной системой инцидент-менеджмента [6].

Для описания бизнес-процессов и потоков работ предлагаемой информационной системы была выбрана методология ВРМК 2.0 - рисунок 1. Данная методология считается удобной в нашем случае, так как является общей нотацией для различных категорий специалистов, как для заказчиков и разработчиков технического задания, так и для исполнителей-разработчиков информационной системы, а также конечных пользователей.

Рис. 1. Концепция реагирования на инцидент с учетом системы инцидент-менеджмента в нотации

BPMN 2.0

В данной диаграмме имеется 3 пула: единая дежурно-диспетчерская служба, органы исполнительной власти и система инцидент-менеджмента, которую будет использовать контролирующий орган. В ЕДДС инциденты могут попадать из самых разных источников: служба 112, диспетчерская служба МВД, ГИБДД, пожарная охрана, пожарная лесоохрана, ГИМС, УГМС, диспетчер ГОЧС, служба газа, обращения граждан по месту регистрации и пр. Процессы, происходящие внутри каждого из пулов, происходят на территории и при помощи имеющегося программного обеспечения конкретного пула.

Далее ЕДДС передает инцидент на исполнение в выбранные органы исполнительной власти, а также информирует систему инцидент-менеджмента (контролирующий орган) о нём. По мере работы над инцидентом информация о нём уточняется, новые данные заносятся в карточку инцидента. Когда работа над инцидентом завершена, задействованные органы исполнительной власти обновляют карточку и инциденту присваивается статус «Разрешен».

Непосредственно в системе инцидент-менеджмента предусматривается контроль разрешения инцидента, выявление нарушений, сбор и обработка данных (ведение статистики), а также формирование отчетов по инцидентам по запросу. В системе, при необходимости, будет возможным просмотр истории обновления карточки инцидента, где будет видно какой орган исполнительной власти, когда и какую информацию передавал.

Таким образом, внедрение информационной системы инцидент-менеджмента позволит детальнее рассматривать процесс работы над инцидентами, что положительно скажется на скорости поиска ошибок, при работе над ними. Кроме того, данная система хорошо интегрируется в текущий комплекс программного обеспечения, т.е. существенной трансформации процесса работы с инцидентами не потребуется. Также данная система является гибкой и предусматривает возможность работать с любым родом инцидентов -локальные пожары, чрезвычайные ситуации, перевозка опасных грузов, отслеживание сроков исполнения госзаказов и т. д.

Библиографические ссылки

1. Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801

2. National Incident Management System [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/National Incident Management System

3. Richard A. Chase. FIRESCOPE: a new concept in multiagency fire suppression coordination: серия публикаций. U.S. Department of Agriculture, Forest Service, Pacific Southwest Forest and Range Experiment Station, 1980. 17с.

4. Медиалогия Инцидент [Электронный ресурс]. URL: https://mauimrst.ru/monitoring/

5. Гришин З. И., Карябкин Н. С., Карасева Т. С. Разработка и развитие информационных систем инцидент-менеджмента в рамках программы «Цифровая экономика» - ИНДУСТРИЯ 5.0, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (ЭКОПРОМ-2021). Санкт-Петербург. 18-20 ноября 2021 года. С. 377-380.

6. Гришин З. И., Панфилов И. А., Сивцова Е. И., Митрофанова Д. В. Разработка системы инцидент-менеджмента для органов исполнительной власти Красноярского края - НАУКА И ИННОВАЦИИ - СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ. Москва. 13 августа 2021 года. С. 71-74.

© Гришин З. И., Карябкин Н. С., Соинов А.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.