Научная статья на тему 'Проектирование материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды'

Проектирование материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Г. Кошман, В. Н. Старченко, Т. Г. Шатюк

В статье рассматривается проблема проектирования материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды. Выделены две группы его функций (общая и специальная). Определены принципы организации материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды. Доказано, что проектирование выступает условием развития материально-технического компонента посредством создания его стратегического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of building material and technical components of modern physical training, sport and educational space. Two groups of its functions (the general and special) are allocated. Principles of the organisation of a material component of the modern physical training, sport and educational space. It is proved that designing acts as a condition of development of a material and technical components by means of creation of its strategic project.

Текст научной работы на тему «Проектирование материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

57

УДК 796.376

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

М. Г. Кошман

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ТиМФК УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

В. Н. Старченко

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ТиМФК УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

Т. Г. Шатюк

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

В статье рассматривается проблема проектирования материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды. Выделены две группы его функций (общая и специальная). Определены принципы организации материальнотехнического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды. Доказано, что проектирование выступает условием развития материально-технического компонента посредством создания его стратегического проекта.

Введение

Реализация современных концептуальных положений физического воспитания подрастающего поколения требует проектирования адекватной образовательной среды и ее материально-технического компонента [1]. Остановимся на краткой характеристике теоретико-методологических основ средового подхода в образовательном пространстве. Современная образовательная среда (СОС) отечественных общеобразовательных учреждений является социокультурным порождением, которое в свою очередь предопределяется необходимостью создания и реализации комплекса условий для оптимального запуска процессов становления, функционирования и развития физической культуры личности молодого гражданина Республики Беларусь.

В исследовании материально-технического компонента теоретической основой выступает эколого-личностная модель образовательной среды, разработанная В. А. Ясвиным [2]. По его утверждению, термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В. А. Ясвина, включает три структурных компонента:

• пространственно-предметный - помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т. п.;

• социальный - характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

• психодидактический - содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Кроме этого, эвристическими являются и другие модели образовательной среды, разработанные отечественными учеными: коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, разработанная В. В. Рубцовым; антрополого-психологическая модель образовательной среды, которая предложена В. И. Слободчиковым; психодидактическая модель образовательной среды школы, предложенная В. П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. А. Ясвиным и др.; экопсихологическая модель образовательной среды, предложенная психологом В. И. Пановым.

58

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Результаты исследования и их обсуждение

При раскрытии сущностных характеристик этого феномена мы опираемся на теоретикометодологические исследования коллектива ученых лаборатории проектирования образовательных систем Научно-методического учреждения «Национальный институт образования», которые сформулировали обобщенное определение понятия «Образовательная среда школы». Образовательная среда школы - совокупность (система) разного рода возможностей, предоставляемых учреждением образования субъектам образовательных процессов для обеспечения условий их полноценного и разностороннего развития. Материально-технический компонент развивающей образовательной среды представляет собой систему технических и предметных средств, служащую для предоставления субъектам возможностей для освоения знаний, умений и способов деятельности, стимулирующую к активной познавательной деятельности, позволяющую удовлетворять потребности в познании, общении и присвоении базовых основ культуры. В соответствии с онтологическими представлениями, зафиксированными в данных определениях под «Материально-техническим компонентом (МТК) современной развивающей образовательной физкультурно-спортивной среды понимается система технических и предметных средств, служащая для предоставления субъектам физкультурно-спортивной деятельности возможностей для освоения физкультурного мышления, знаний, ценностей, двигательных умений и способов физкультурной деятельности, развития физических качеств, стимулирующая и активизирующая познавательную и учебно-двигательную деятельность, позволяющую удовлетворять потребности в познании, общении, двигательной деятельности и присвоении базовых основ физической культуры».

В данном определении понятия «Материально-технический компонент современной развивающей образовательной физкультурно-спортивной среды» имеет одно смыслообразующее ядро, в качестве которого выступает «система возможностей для развития учащихся (педагогов), усвоения ими физкультурных знаний, ценностей, способов физкультурного мышления и деятельности ...». В соответствии с этим внешняя материальная и техникотехнологическая среда физической культуры и спорта должна создавать систему актуальных и потенциальных возможностей для развития участников (субъектов) образовательного процесса.

В соответствии с важностью и значением материально-технического компонента в современной развивающей физкультурно-спортивной среде раскроем его структуру и функциональное назначение, что позволит задать его структурно-функциональную модель. В состав пространственно-предметных элементов материально-технического компонента включаются такие группы объектов, как: сооружения, помещения, оборудование, инвентарь, книги, предметы одежды и др.

Сооружения и помещения. Делятся на открытые и крытые, а по включенности в учебнодвигательную деятельность:

- учебно-тренировочные (спортивные залы, спортивные площадки, стадионы, бассейны, корты, тренажерные залы, тиры.);

- оздоровительно-рекреационные (рекреации, зал лечебной физической культуры, зал адаптивной физической культуры, зал физической реабилитации, актовые залы, сауны, видео и кинозалы.).

- учебно-бытовые (холлы, коридоры, релактоны, комнаты отдыха, столовая, душевые, фитобары и др.).

- образовательные и историко-культурные (музеи спортивной славы, кабинеты олимпийского образования, .)

Оборудование и инвентарь. Объекты, входящие в состав материально-технического компонента СОС, представляет три основных блока оборудования:

- учебное: учебная техника (тренажеры, технические устройства и приспособления, усилители, термометры, микрофоны, вспомогательные материалы и инструмент, музыкальные инструменты и др.), спортивный инвентарь (мячи, скакалки, канаты, сетки, гири, лыжи, коньки, ворота, брусья, тренажеры и др.); учебная мебель (столы и стулья для учащихся и педагогов, учебные доски, скамейки, стеллажи, шкафы и др.);

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

59

- досуговое (технические устройства, гостевое, праздничное и специальное оборудование, наглядные пособия, спортивно-хозяйственный инвентарь, мебель и др.);

- учебно-бытовое технические устройства и предметы для удовлетворения физиологических потребностей (устройства, обеспечивающие работу пищеблока, медблока, санблока), специализированная мебель (диваны, кресла, скамейки, стулья для холлов, коридоров, релактонов, комнат отдыха; столы, стулья, шкафы, стеллажи для оборудования учительской комнаты; диваны, кушетки, кровати, шкафы, используемые для меблировки медицинского блока; шкафчики индивидуального пользования для хранения предметов собственности, размещенные в гардеробе или приспособленном для этого помещении и др.).

Носители информации. Экранно-звуковые и мультимедийные средства (телевизоры, видео- и аудиомагнитофоны, экраны, интерактивные доски, проекторы, планшеты, компьютеры, информационно-компьютерные комплексы и др.); наглядно-учебные пособия (учебные плакаты, муляжи, куклы, учебные стенды, макеты, наборы коллекций); учебники; методическая литература; научно-техническая литература; справочники, энциклопедии, словари; художественная литература; периодическая печать; виртуальные библиотеки и др.

Экипировка и атрибутика. Предметы одежды (деловая, спортивная, рабочая, специальная и праздничная...); ранцы, сумки, сменная сезонная спортивная одежда и обувь; вещи; верхняя одежда; эмблемы; медали; символы; физкультурно-спортивные знаки и другая экипировка и атрибутика.

Представленный в форме блиц-содержания состав материально-технического компонента СОС не является законченным и закрытым для дальнейшего расширения, дополнения и развития с учетом появления новых материалов, образцов мебели, оборудования, средств обучения и т. п., которые вызваны развитием науки, техники и человеческого мышления. Эта информация является базисной для дальнейшего размышления, научного поиска, исследовательской аналитики, герменевтической экспертизы и рефлексии, что предоставляет широкие возможности для дальнейшего продвижения по траверзе экспериментального пути в рамках выявления, аргументации, формулировки и фиксации стратегии (принципов) организации материально -технического компонента современной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях в сфере физической культуры и спорта.

Функции материально-технического компонента современной развивающей физкультурноспортивной среды подразделяются на две группы: общие и специальные. К общим функциям относятся следующие: эстетическая, зрелищная, коммуникативная, обучающая, воспитательная, развивающая, досугово-рекреационная, реабилитацио-коррекционная, гедонистическая, эвристическая.

Эстетическая функция заключается в создании условий, отражающих высшие достижения науки и техники, информационных технологий в сфере физического совершенствования человека. Помещения, оборудование, инвентарь по физическому воспитанию и спорту должны соответствовать канонам красоты и продуцировать красоту тела, движения, отношения и физкультурного мышления. Зрелищная функция отражает проявление максимальных физических и психических возможностей человека в условиях соревнования, кризиса и экстремальных условий. Современный и адекватный физическому упражнению МТК СОС в сфере физического воспитания и спорта, а также само соревнование предстают как зрелище, яркое, захватывающее событие участников состязания, демонстрирующее силу духовно-телесной природы человека. Коммуникативная функция заключается в процессе познания, общения участников физкультурноспортивной и соревновательной деятельности. МТК СОС в потенциале имеет большой информационный компонент и выражает отношение общества и личности к физкультурноспортивной сфере в поликультурном взаимодействии. Обучающая функция заключается в том, что, по мнению профессора И. П. Ратова, реализуется концепция искусственно-управляющей среды, способствующая более эффективному обучению двигательных умений и навыков. Она выражается в принципе принудительно-облегчающего разучивания, где создаются искусственные условия внешней среды, позволяющие поэтапно формировать двигательные действия. Воспитательная функция заключается в стимулировании и создании мотивации для формирования базой культуры личности в процессе занятий физической культурой и спортом. Развивающая функция заключается в создании условий для рефлексивно-деятельностного отношения субъектов физкультурно-спортивной деятельности на основе реализации принципа обратной связи. Досугово-рекреационная функция выражает валеологическую, здоровьесберегающую направленность МТК СОС в физическом воспитании и массовом спорте. Имеется огромное

60

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

количество материально-технических средств в физическом воспитании и спорте, позволяющих человеку заняться активным отдыхом и полезно, рационально проводить свободное время. Реабилитацио-коррекционная функция реализуется в адаптивном физическом воспитании и спорте, а также в процессе занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры. Она выражается в восстановлении утраченных форм и функций организма, а также в совершенствовании телесной и двигательной функций человеческого организма. Гедонистическая функция заключается в получении удовольствия от занятий физическими упражнениями на современной базе МТК СОС в сфере физической культуры и спорта. Эвристическая функция проявляется в решении различных и многообразных двигательных задач и проблем при выполнении образовательной, учебнотренировочной и соревновательной деятельности.

К специальным функциям МТК СОС относятся следующие: мотивирующая, деятельностнопрактическая, прикладная, преобразующая, диагностическо-оценочная, организационно-управленческая, информационно-коммуникативная.

Мотивирующая функция заключается в проявлении внутренней и внешней мотивации личности занимающихся, в стимулировании, в появлении интереса к занятиям физической культурой и спортом. Деятельностно -практическая функция проявляется в осуществлении полноценной, в соответствии с учебной программой, двигательной и физкультурно -спортивной деятельности. Прикладная функция заключается в решении с помощью МТК СОС жизнедеятельностных задач в процессе физического воспитания и спорта. Преобразующая функция отражает изменение, трансформацию телесности и двигательной сферы человека, который занимается в условиях СОС, насыщенной материально-техническим компонентом физкультурно-спортивного профиля. Диагностическо-оценочная функция отражает механизм обратной связи в процессе занятий физическими упражнениями в условиях МТК СОС, насыщенного информационными технологиями и искусственным интеллектом. Организационно -управленческая функция МТК СОС выражает создание и организацию занятий физическим упражнениями, а также управление физкультурным развитием человека. Информационно -коммуникативная функция отражает до предела насыщенность современными информационными технологиями и обмен информацией между субъектами физкультурно-спортивной деятельности с целью познания и общения.

Принципы организации МТК современной физкультурно-спортивной образовательной среды: целесообразности (принцип отражения цели), трансформируемости, модульности [3]. Раскроем сущностные характеристики каждого принципа.

Целесообразности (принцип отражения цели). При разработке (проектировании) МТК СОС необходимо исходить из преследуемой целевой установки. При этом цель должна быть представлена системно и, по-возможности, конкретно, с указанием численных значений её главных параметров. Такое представление цели использования МТК СОС позволяет реализовать принцип отражения цели, который требует от проектировщика использования значений главных параметров цели при создании всех конструктивных элементов упомянутой среды.

Трансформируемости. При разработке (проектировании) МТК СОС следует исходить из принципиальной возможности её трансформации в соответствии с изменениями параметров цели, а также в соответствии с изменениями педагогически значимых параметров контингента её пользователей.

Модульности. Достижение требований предыдущего принципа естественным образом может быть реализовано посредством модульного построения элементов МТК СОС. Комбинация модулей в том или ином порядке позволит трансформировать МТК СОС среду как в соответствии с изменениями параметров цели, так и в соответствии с изменениями параметров контингента её пользователей.

Вопросами проектирования, организации и управления созданием материально -технического компонента СОС по статусу должны заниматься управленцы различных уровней, начиная от членов Правительства, курирующих вопросы образования, физической культуры и спорта, работников министерства образования, министерства спорта и туризма и заканчивая директорами учебных заведений, детско-юношеских спортивных школ, учителями физической культуры, тренерами, учащимися и их родителями и родственниками.

Наличие принципов организации материально-технического компонента современной физкультурно-спортивной образовательной среды (СФСОС) в общеобразовательных учреждениях,

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

61

учрежедниях спорта в свою очередь характеризуется стратегическим проектом ее создания: аналитико-проблематизационный; потребностно-мотивационный; аксиологический; научно-теоретический; проектировочный (разработка проекта создания материально-технического компонента СФСОС); ресурсный (всестороннее ресурсное обеспечение проекта МТК СФСОС: кадровое, финансовое, научное, материально-техническое, учебно-методическое и др.); оценочно-экспертный (осуществление логико-герменевтической и социокультурной видов экспертиз в рамках профессиональной, общественной, государственной, общественно-государственной типов экспертиз); рефлексивноуправленческий; экспериментальный; инновационный; внедренческий [4]. Реализация стратегического плана базируется на тактическом планировании, которое представляет в развернутом виде поэтапную деятельность по организации и созданию материально-технического компонента СФСОС.

Выводы

1) Функции материально-технического компонента современной развивающей физкультурно-спортивной среды подразделяются на две группы: общие и специальные. К общим функциям относятся: эстетическая, зрелищная, коммуникативная, обучающая, воспитательная, развивающая, досугово-рекреационная, реабилитацио-коррекционная, гедонистическая, эвристическая. К специальным функциям относятся следующие: мотивирующая, деятельностнопрактическая, прикладная, преобразующая, диагностическо-оценочная, организационноуправленческая, информационно-коммуникативная.

2) Принципами организации МТК современной физкультурно-спортивной образовательной среды являются: целесообразности (принцип отражения цели), трансформируемости и модульности.

3) Организация и управление материально-техническим компонентом современной физкультурно-спортивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, учрежедниях спорта осуществляется посредством создания ее стратегического проекта (концептуальная часть, технологическая часть и ресурсное обеспечение).

Литература

1. Кряж, В. Н. Гуманизация физического воспитания / В. Н. Кряж. - Минск : НИО, 2001. - 179 с.

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 362 с.

3. Старчанка, У. М. Натуральныя ўмовы педагагічнага працэсу / У. М. Старчанка // Педагагічная спадчына акадэміка І. Ф. Харламава і сучасныя праблемы навучання і выхавання вучнёўскай і студэнцкай моладзі (да 85-годдзя з дня нараджэння) : матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф. :у 2 ч. / ГГУ им. Ф. Скорины ; рэдкал.: Ф. У. Кадол [і інш.]. - Гомель :, 2005. - Ч. 1. - С. 139-144.

4. Кошман, М. Г. Культура педагогического проектирования в образовании : учеб.-практ. пособие / М. Г. Кошман, И. А. Мазурок ; под ред. И. А. Мазурок. - 2-е изд., испр. и доп. - Гомель : ГУО «ГОИРО», 2008. - 148 с.

Summary

The article deals with the problem of building material and technical components of modern physical training, sport and educational space.

Two groups of its functions (the general and special) are allocated. Principles of the organisation of a material component of the modern physical training, sport and educational space. It is proved that designing acts as a condition of development of a material and technical components by means of creation of its strategic project.

Поступила в редакцию 03.08.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.