Научная статья на тему 'Проектирование информационной системы управления вузом'

Проектирование информационной системы управления вузом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
287
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Умаров А. А.

В статье описывается задача разработки информационной системы управления современного международного вуза – МКТУ им. А. Ясауи. Модель информационной системы основана на Интернет / Интранет технологий. Материалы работы будут полезны системным аналитикам, администраторам и пользователям новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Умаров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование информационной системы управления вузом»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

© Умаров А.А.*

Международный Казахско-Турецкий Университет им. А. Ясауи, Республика Казахстан, г. Туркестан

В статье описывается задача разработки информационной системы управления современного международного вуза - МКТУ им. А. Ясауи. Модель информационной системы основана на Интернет / Интранет технологий. Материалы работы будут полезны системным аналитикам, администраторам и пользователям новых информационных технологий.

Комплексная автоматизация вуза - одна из приоритетных задач Республики Казахстан

В последние годы в Республике Казахстан особенно интенсивно идут процессы реформирования и модернизации в сфере образования и науки. В настоящее время идет процесс реализации проекта «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг.» [1-3]. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735. Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, управление и финансирование, структуру и содержание системы образования, кадровую и социальную политику. Разработка Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях. Одной из приоритетных направлений, является автоматизация деятельности государственного аппарата, учреждений образования и культуры, ускорения реализации проекта «электронного правительства» [4-5].

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в современном мире государственный орган без хорошо развитой информационной инфраструктуры

* Старший преподаватель кафедры Информатики и численных методов.

не сможет работать с наибольшей отдачей. Это требование времени. Наряду с другими важными факторами перевод управления и исполнения ряда государственных функций из традиционно бумажной в электронную сферу становится необходимым условием успеха. Растущие объемы информации, необходимость ее быстрой и оперативной обработки - все это потребовало целенаправленных усилий и по автоматизации вуза - Медународного Казахско- Турецкого Университета им. А. Ясауи (МКТУ им. А. Ясауи).

Стоит подчеркнуть, что в разделе Цели - Показатели стратегического плана развития вуза МКТУ им. А. Ясауи на 2009-2013 гг. [6, с. 72] определена конкретная цель - разработка информационной системы управления вузом. Целью данного проекта является разработка информационной системы (ИС) управления вузом, она состоит из задач:

1. системный анализ вуза;

2. моделирование бизнес-процессов вуза;

3. определение пользователей (автоматизированных мест) и вопросы информационной безопасности;

4. описание конфигурации программного и информационного обеспечения;

5. этапы проектирования и реализации ИС.

Срок разработки проекта определен в [6, с. 72] и занимает 2 года. Исполнитель проекта (группа разработки) - информационный отдел вуза. В результате реализации проекта будет создана единая автоматизированная система управления вузом, т.е. формирование единого информационного пространства вуза, системы электронной почты, электронного документооборота и электронной библиотеки.

Первые две задачи были рассмотрены в [11]. По итогам решений их в данной работе решаются последние три задачи.

Автоматизация вуза предполагает обеспечение информацией пользователей с учетом их полномочии и прав:

- всего состава вуза (руководители, профессорско-преподавательский состав (III 1С), студенты);

- внешних пользователей.

Задача 3. Определение пользователей (автоматизированных мест) и вопросы информационной безопасности

Следует обратить внимание на то, что организация работы ИС действует по так называемому принципу - принципу одного окна. Это означает, что деятельность вуза прозрачна для всех: и для внутренних сотрудников, и для внешних пользователей. Вход в ИС вуза осуществляется через веб (напомним, что тип архитектуры системы - Интернет / Интранет технология). Стоит подчеркнуть, что уже существует веб-сайт вуза (www.turkistan.kz). Так как наша система реализуется в виде веб-службы и она должна объе-

динисться в нее через гибкий интерфейс в виде подсистемы. Ответственным за работу системы является - веб-администратор.

Пользователей вуза ИС (табл. 3 и 4) целесообразно поделить на две группы: сотрудники информационного отдела и остальные (администрация, ППС, студенты). Это обстоятельство позволяет облегчить описание их работ. Кроме того, у каждой административной должности должен быть по штату помощник, являющееся связующим звеном между начальником и информационным отделом. Это должность офис-секретаря.

Среди всех пользователей вуза самая большая группа - студенты. Количество студентов только очного отделения составляет около 10 тысяч. Они имеют доступ только чтение (просмотр, поиск) для просмотра информации об успеваемости и только во время экзаменов (тестов) могут вводить свои данные.

Внешние пользователи имеют ограниченный доступ к ИС. Они имеют только возможность просмотра информации о вузе, о новостях, о правилах поступления, и т.д.

Таблица 1

Распределение рабочих мест (технические работники)

№ Должность Используемые функции ИС

Отвественный за работу | Обязанности и функции

1. Управленческая деятельность (техническая часть)

1.1. Веб-администратор Управление веб-узлом (информационной системой вуза) Администрирование всей системой, веб-узла

1.2. Администратор почтовой службы Организация электронной почты Администрирование электронной почты

1.3. Администратор базы данных Организация хранилища Хранение, репликация, восстановление БД

1.4. Системный администратор Настройка и ремонт системы Настройка системных журналов, проверка конфигурации

1.5. Администратор по информационной безопасности Ведение политики безопасности Регистрация пользователей, распределение доступа к информации

Таблица 2

Общая схема процессов и соответствующие автоматизированные места

№ Должность Используемые функции ИС

Бизнес-процесс Функция ИС

2 Управленческая деятельность

2.1 Начальник отдела канцелярии Контроль за документооборотом Анализ отчетов по всему вузу по документооброту (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

2.2 Офис-секретарь отдела (помощник) Обеспечение документооборотом Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр

3 Библиотека

Продолжение табл. 2

№ Должность Используемые функции ИС

Бизнес-процесс Функция ИС

3.1 Начальник библиотеки Организация работы библиотеки Анализ отчетов по всему вузу по документооброту (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

3.2 Офис-секретарь отдела Регистрация и учет библ. Поиск, ввод, обновление, удале-

(помощник) данных ние, просмотр

4 Учебно-воспитательная работа (УВР)

4.1 Вице-президент по учебной работе Контроль за УВР по вузу Анализ отчетов по всему вузу по учебному процессу (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

4.2 Офис-менеджер (помощник) Регистрация и учет информации деканата Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр

Анализ отчетов по всем факуль-

4.3 Начальник отдела УВР Контроль за УВР по отделу тетам по учебному процессу (организации) (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

4.4 Офис-секретарь (учебный Регистрация информации в Поиск, ввод, обновление, удале-

отдел) базу данных ние, просмотр

4.5 Офис-менеджер по планированию (учебный отдел) Планирование УВР Вычисление учебного плана (по факультетам, специальностям, и т.д.)

4.6 Офис-менеджер по подготовке учебного плана (учебный отдел) Подготовка учебного плана Вычисление расписания занятий (по предметам, по преподавателям)

4.7 Декан Контроль за УР по факультету Анализ отчетов по всему факультету (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

4.8 Офис-секретарь (деканат) Регистрация и учет информации деканата Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр, проведение анализа

4.9 Зав. кафедрой Контроль за УР по кафедре Анализатор отчетов по всей кафедре (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

4.10 Офис-секретарь (кафедра) Регистрация и учет информации деканата Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр

4.11 Зам. декана по уч. части Учет препод. работы по Регистрация в базе информации

(деканат) факультету по препод.

4.12 Преподаватель (кафедра) Учет преподавательской работы, произв. практики Ввод данных после проведения блоков, экзаменов (отчеты) - по группам; - по предметам.

4.13 Преподаватель (кафедра) Учет кураторской работы Ввод данных кураторской работы (по проведению восп. занятий)

5 Научная работа (НР)

5.1 Вице-президент по научной работе Контроль за НР по вузу Анализ отчетов по всему вузу по научной работе (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

5.2 Офис-менеджер Регистрация и учет информации деканата Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр

Продолжение табл. 2

№ Должность Используемые функции ИС

Бизнес-процесс Функция ИС

5.3 Начальник отдела НР Контроль за НР по отделу Анализ отчетов по всем факультетам (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

5.4 Офис-секретарь (научный отдел) Регистрация и учет информации деканата Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр

5.5 Зам. декана по науч. работе (деканат) Учет преподавателей по НИИ Регистрация в базе данных информации по препод-м

5.6 Преподаватель (кафедра) Учет научной работы студента (в своей группе) Ввод данных НИИ работы студента

6 Общежитие

6.1 Комендант Организация деятельности общежития Анализ отчетов по всем факультетам (в виде диаграмм, таблиц, графиков)

6.2 Офис-секретарь Учет и регистрация данных общежития Поиск, ввод, обновление, удаление, просмотр

7 Студент

7.1 Студент Просмотр информации о своей успеваемости. Прохождение тестов Поиск, просмотр. Ввод данных на тестировании.

8 Внешние пользователи

8.1 Работники сферы образования, студенты, и т.д. Просмотр информации о вузе, правила приема, и т.д Поиск, просмотр.

Информационная безопасность. Данный вопрос должен параллельно решаться с задачей распределения автоматизированных рабочих мест пользователям. Обеспечение безопасности - очень важный фактор при проектировании ИС. Чтобы обеспечить надежную безопасность все компьютеры сети должны входить в домен (систему, имеющую единые правила безопасности). Управляет доменом компьютер, имеющий роль сервера - контроллер домена. Всем пользователям в сети раздаются свои права по единой политике безопасности (ПБ). ПБ определяется на основе анализа допустимых полномочий сотрудников организации и информированности - той информации о существенных параметрах, которой обладают участники ОС на момент принятия решений о выбираемых стратегиях.

Таблица 3

Политика безопасности (для сотрудников и студентов)

Пароли Доступ Тип инф. Ограничение по врем

Президент 8 символов ТЧ Вся информация о вузе неограничено

Вице-президенты 8 символов ТЧ Вся информация о вузе неограничено

Деканы (по факультетам) 8 символов ТЧ, В Полномочная инф. В - во время пров. блоков, экзаменов по своим предм.

Продолжение табл. 3

Пароли Доступ Тип инф. Ограничение по врем

Нач. отделов (по отделам) 8 символов ТЧ, В Полномочная инф. В - во время пров. блоков, экзаменов по своим предм.

Зав. каф. (по каф.) 8 символов ТЧ, В Полномочная инф. В - во время пров. блоков, экзаменов по своим предм.

Преподаватели (по предм.) 8 символов ТЧ, В Полномочная инф. В - во время пров. блоков, экзаменов по своим предм.

Студенты (очное отделение) 4 символа ТЧ, В Полномочная инф. В - во время пров. блоков, экзаменов по своим предм.

Для получения доступа все пользователи должны быть зарегистрированы в единой базе данных. Например, пользователям (руководству, ППС и студентам) раздаются уникальные пароли администратором по информационной безопасности (табл. 3 и 4). Внешние пользователи не имеют паролей, соответственно не имеют доступа к внутренней информации, кроме просмотра информации о вузе.

Таблица 4

Политика безопасности (для должностей информационного отдела)

Пароли Доступ Тип инф. Ограничение по врем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Веб-администратор 12 символов ПД Вся информация о вузе Полгода

Администратор почтовой службы 12 символов ПД Вся информация о вузе Полгода

Системный администратор 12 символов ПД Вся информация о вузе Полгода

Администратор БД 12 символов ПД, СД Полномочная инф. Полгода

Администратор по инф. безопасности 12 символов ПД, СД Полномочная инф. Полгода

Операторы 8 символов ТЧ, В, О, У Полномочная инф. Каждый месяц

Офис-секретарь (у каждого начальника) 8 символов ТЧ, В, О, У Полномочная инф. В, О, У - во время пров. блоков, экзаменов по своим предм.

Примечание: ТЧ - только чтение, ПД - полный доступ, СД - схема данных, В - ввод, О - обновление, У - удаление

Задача 4. Описание конфигурации программного и информационного обеспечения

Определим два важных тербования к ИС:

1. Ориентирование на современные сетевые информационные технологии, то есть использование интернет-интранет технологий. Оно не только позволит создать современный информационный комплекс, но и обеспечит такие принципиально важные возможности, как открытость и дос-

тупность системы. Это особенно важно для развития новых форм обучения (в том числе дистанционного обучения), формирования информационных потоков в региональные и высшие органы управления и обратно, информирования абитуриентов, студентов, выпускников, населения о формах и программах подготовки и переподготовки, реализуемых вузом.

2. Обеспечение модульности и расширяемости ИС. При проектировании необходимо использовать единые стандарты и технологические решения, должны соблюдаться требования открытых систем: мобильность (переносимость) программных средств, совместимость работы технических и программных средств различных платформ и производителей, возможность расширения, реконфигурации и др. Успешное широкое внедрение ИС невозможно без обеспечения механизмов ее адаптации к потребностям и условиям конкретного вуза.

Таблица 5

Выбор операционной системы

№ Тип пользователя Тип операционной системы (старый вариант) Тип операционной системы (новый вариант)

1. Сервер MS Windows 2003 Server MS Windows 2008 Server

2. Клиент MS Windows XP Professional MS Windows Vista

Таблица 6

Сравнение старой и новой (проектируемой) ИС Вуза

Тип Автоматизация бизнес-процессов База данных Совместимость Наличие почтовой службы

Старая (как есть) Клиент-Серверная 1.Учебный процесс (неполностью) 2.Воспитателный процесс (неполностью) 3. Научная работа (неполностью) Сервер - MS SQL Server 2005 Клиент - MS Access Разрозненная, друг с другом несовместимая (данные хранятся в разных источниках) Не было

Новая (как надо) Интернет-Интранет Все процессы объединить в единое целое (единое управление) Сервер - MS SQL Server 2005 Клиент - MS Access Единая система (единое хранилище) Разработка единой почтовой службы MS Exchange Server

Сравнительный анализ информационной системы Как есть (в прошлом) и Как надо (в будущем) показан в табл. 7 и 8. Воспользуемся этими данными в своей задаче.

Исходя из первого требования, новую систему будем строить на основе интернет-интранет технологий. Для среды разработки такой архитектуры удачно подходит среда программирования Internet Developer, основанная на технологий ASP NET.

Таблица 7

Сравнение Клиент / Серверной и Интернет / Интранет архитектуры

Тип архитектуры Обмен Информацией Реализация Масштабы Управление и контроль Степень доступности и прозрачности

Клиент-Серверная (старая, существующая) только внутри сети Относительно несложная Локальный Только со стороны руководства вуза Недоступна извне и непрозрачна

Интернет-Ин-транет (новая, внедряемая) Одновременный обмен 1. с внешними сетями 2. с внутренней сетью Сложная (предварительно должна быть разработка вебсайта) Глобаль -ный 1. со стороны Министерства Образования и науки РК 2. со стороны руководства вуза Доступна всем и прозрачна (возможность дистанционного обучения )

Второе требование вполне удовлетворяют продукты фирмы Microsoft, благодаря распространенности и удобности использования. К тому же, в старой версии была использована операционная система послендней фирмы, так что нет необходимости ее менять и перестраивать все конфигурации. Так что конфигурация ПО полностью настраивается под систему MS Windows.

Таблица 8

Веб-служба

Программное обеспечение Автоматизированное рабочее место

Веб-сервер MS Internet Information Server Веб-администратор

Веб-клиент MS Internet Explorer Все сотрудники

Таблица 9

Почтовая служба

Программное обеспечение Автоматизированное рабочее место

Веб-сервер MS Exchange Server Веб-администратор

Веб-клиент MS Outlook Все сотрудники

Реализовать ИС вуза предлагается в виде системы, имеющей несколько независимых уровней. На самом нижнем уровне находится хранилище данных [7-8], содержащее полную информационную модель вуза, куда стекается вся информация вуза. Эти данные создаются в оперативных базах данных, автоматизирующих отдельные виды деятельности вуза (например, учебный отдел, научная отдел) и представляет второй уровень ИС. На этом же уровне находятся средства поддержки принятия решений и справочные системы. Все компоненты второго уровня являются поставщиками и/или потребителями данного хранилища. Третий уровень ИС составляют клиентские части, предоставляющие пользовательский ин-

терфейс для доступа к информации и обеспечения управления им. Данные между уровнями могут передаваться и внутри организации и по сети Интернет (рис. 1).

Приказы, распоряжения, объявления распространяются сверху вниз с помощью служб администрирования (табл. 8 и 9):

- почтовой службой (по адресам E-mail)

- веб-службой (HTML).

Передача отчетов из подразделений вуза (снизу вверх) также осуществляется с помощью этих служб.

Хранилище данных

Рис. 1. Архитектура ИС вуза

Автоматизированные места (пользовательские) ИС вуза строятся на основе табл. 3 и 4. Доступ к базе данных через каждое автоматизированное место может обеспечиваться и через корпоративную сеть (внутреннюю сеть вуза), и через Интернет. Это обстоятельство дает возможность уменьшения нагрузки, так как преподаватель может вводить данные и у себя дома (после работы).

После внедрения ИС проводится тестирование производительности системы - веб-сервера. Применяется метод имитационного моделирования, основанный на проведении статистических экспериментов [9-10]. На основе этих результатов производится настройка технического и программного обеспечения.

На самом нижнем уровне находится подсистема хранения (хранилище на базе SQL Server), на среднем или внутреннем уровне находятся подсистема формирования отчетов (программируются на языках Visual Basic, Java Script) и подсистема обработки данных (язык SQL), на самом верхнем уровне (клиентском уровне) находятся подсистемы сбор информации (формы HTML) и подсистема формирования и отправки сообщении на основе MS Exchange Server, подсистема распространения выполняется через обычный веб-браузер.

Задача 5. Этапы проектирования и реализации ИС управления вузом

Для управления проектом создается Совет по управлению проектом. Исполнитель проекта заранее известен - информационный отдел вуза. Эта группа должна подчиняться Совету по управлению проектом. Исполнителю проекта полномочна управлять как внутренними консультантами, так и персоналом вуза, задействованном в проекте.

Учитывая значительный объем работ по проектированию системы в целом, а также сложность проектирования обеспечивающего комплекса, то есть финансового, бухгалтерского и материально-технического обеспечения в связи с изменяющимися условиями функционирования (изменение законодательства и появление подзаконных актов, новых документов и т.п.) целесообразно разбить работы по проектированию, реализации и внедрению системы на два этапа (табл. 10 и 11).

Таблица 10

Начальный этап (учебный год 2010-2011)

№ Наименование работ Сроки реализации

1. Создание Совета по управлению проектом 10.09-15.09

2. Согласование на уровне руководства бизнес- моделей, рассмотренных в задаче 1 16.09-30.09

3. Согласование на уровне руководства конфигурации программного и информационного обеспечения, архитектуры ИС, рассмотренных в задаче 2 16.09-30.09

4. Разработка механизмов формирования и актуализации комплекса общесистемных классификаторов, словарей, справочников 01.10-20.10

5. Согласование набора обязательных входных и выходных документов в каждой подсистеме ИС 21.10-20.11

6. Разработка и согласование структуры интегрированной базы данных ИС вуза 21.11-30.11

7. Разработка приложений первой очереди

7.1. Создание подсистемы (модуля) «документооброт» 01.11-30.01

7.2. Создание подсистемы электронной почты 01.11-30.12

7.3. Создание подсистемы «деканат» 01.11-30.01

7.4. Создание подсистемы «куратор» 01.11-30.11

7.5. Создание подсистемы «общежитие» 01.11-30.11

7.6. Создание подсистемы «библиотека» 01.11-30.12

Продолжение табл. 10

№ Наименование работ Сроки реализации

7.7. Объединение всех подсистем в единую систему Инсталляция системы. Первый этап тестирования 30.01-15.02

8. Организация и проведение рабочего совещания 15.02-30.02

9. Опытная эксплуатация первой очереди. Адаптация пользователей к использованию системой 01.03-01.05

10. Организация и проведение рабочего совещания 01.05-14.05

11. Тестирование приложений первой очереди ИС, анализ результатов тестирования. 15.05-30.05

12. Разработка технической документации, руководства пользователей первой очереди ИС 14.05-30.06

13. Опытная эксплуатация первой очереди. Адаптация пользователей к использованию системой 01.03-01.05

Таблица 11

Перспективы развития ИС (учебный год 2011-2012)

14. Проведение презентации первой очереди ИИАС 01.09-10.09

15. Разработка приложений второй очереди

15.1. Создание подсистемы кадрового комплекса (на базе ПО «1С Бухгалтерия») в объеме, необходимом для полноценного функционирования учебного процесса; 11.09-30.12

Создание подсистемы бухгалтерского учета (на базе ПО «1С Бухгалте-

15.2. рия»), выполняющее многоуровневое управление финансами вуза, расчет заработной платы, учет и управление запасами и материалами; 11.09-30.12

15.3. Создание подсистемы управления научными проектами; 11.09-30.11

15.4. Объединение всех подсистем в единую систему. Инсталляция системы. Первый этап тестирования 01.12-15.12

15.5. Опытная эксплуатация первой очереди. Адаптация пользователей к использованию системой 16.12-30.01

16. Организация и проведение рабочего совещания 01.01-14.01

17. Тестирование приложений первой очереди ИС, анализ результатов тестирования. 14.01-28.02

18. Разработка технической документации, руководства пользователей первой очереди ИС и др. 01.02-30.04

19. Доработка второй очереди ИС 01.04-30.04

20. Проведение презентации первой очереди ИС 01.05-10.05

21. Разработка перспективного плана развития ИС на 2012 год. 11.05-25.06

22. Проведение семинара по ИС. Обсуждение вопросов интеграции данной системы с другими системами управления в информационной среде Министерства Образования и науки РК. 25.06-30.06

* * *

Разработка и внедрение любой информационной системы в организации хотя бы среднего масшатаба - задача огромной сложности. Это объясняется сложной структурой и сложными бизнес-процессами, происходящими в организации. В результате анализа была получена информаци-

онная модель вуза на основе Интернет/Интранет технологии. Реализация модели позволит реализовать задачу комплексной автоматизации деятельности МКТУ им. А. Ясауи. То есть появится возможность единого управления (принцип одного окна), выполнения единого документооборота между всеми подразделениями вуза. Она обеспечивается централизованным хранением данных, реализацией повсеместного доступа к базам данных по технологии Internet/Intranet, рассылкой сообщений, сводок, предупреждений по электронной почте, и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным архитектурным принципом построения системы является ее модульность. Это в наибольшей мере соответствует организационной структуре построения органов власти. Каждое подразделение, имеющее автономный учет документов, может иметь автономную систему делопроизводства. В то же время каждый из модулей реализует единую информационную логику и содержит изначально заложенную функцию обмена документами с любым другим модулем. Модульность дает возможность внедрения корпоративных систем по частям. Затем эти модули объединяются друг с другом, в результате чего образуется корпоративная система, охватывающая центральный орган управления и большую группу подведомственных организаций, территориально удаленных друг от друга.

Экономичность системы определяется использованием собственных продуктов и технологий; ориентиром на наиболее массовые программно-технические платформы (Microsoft); невысокими затратами на внедрение.

Однако, необходимо заметить, что ИС - лишь инструмент эффективного, качественного управления организацией, и в самом деле, конечные решения принимаются только JIIIР, то есть людьми. И качество управления вузом прежде всего зависит от профессионального качества руководителей и всего коллектива.

Следует отметить, что группа разработки ИС вуза - технический отдел (свои программисты). Их выбор основан на том, что они хорошо знают особенности своих бизнесс-процессов, их работа над разработкой обойдется дешево (проект оценивается примерно в 2 млн. тенге) и безопасно.

Рекомендации данной статьи могут быть полезными техническим сотрудникам, информационным аналитикам, занимающимися проектированием технических систем.

Список литературы:

1. Концепция стратегического развития Республики Казахстан «Казахстан - 2030». - Астана, 1998.

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года №1459.

4. «Об образовании»: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-111.

5. Сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.gov.kz

6. Стратегический план развития Международного Казхско-Турецкого университтета им. А. Ясауи на 2009-2013 гг. - Туркестан, 2010.

7. Умаров А.А. Проектирование базы данных методом нормализации [Электронный ресурс] / Информационно-аналитические материалы. - М., 2008. - Режим доступа: www.citforum.ru.

8. Умаров А.А. Разработка веб-узла фирмы «АББА» // V Всероссийская школа-семинар молодых ученых «Управление большими системами»: сб. трудов. - Т. 2. - Липецк, 2008.

9. Тукубаев З.Б., Умаров А.А. Моделирование и исследование алгоритмов динамического управления потоками сообщений в информационно-вычислительных сетях // Х-я международная научно-техническая конференция «Кибернетика и высокие технологии XXI века». - Воронеж. 2009.

10. Тукубаев З.Б., Умаров А.А. Разработка модели потоков заявок в веб-узле организации с использованием теории массового обслуживания // Вестник МКТУ им. А. Ясауи. - Туркестан, 2009. - № 3.

11. Умаров А.А. Системный анализ и моделирование бизнес-процессов Международного Казахско-Турецкого Университета им. А. Ясауи // I Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». - Новосибирск. 2010.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Черняева Н.В.*

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

Предложены методика отбора перспективных изобретений на основе оценки технико-экономической полезности методами многокритериального анализа. Разработана информационная технология для проведения оценки изобретения.

Успешное развитие предприятия в современных условиях, невозможно без активного вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и нематериальных активов (НМА). При

* Аспирант кафедры «Информационные системы в экономике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.