Водозаборная плотина выполнена в виде фронтального водоприёмника с «карманом» длина «кармана» составляет 14,2 м, ширина 1,5 м. Порог бокового водоприёмника установлено на отметки 38.80, высота порога составляет 1,70 м. Уровень воды над порогом при заборы воды изменяется от V39,10 до V39,62. При заборы воды промывной щит закрыт, вода двигается вдоль кармана попадает в боковое окно водоприёмника шириной В=4,0 м. Средние скорости движения воды в кармане в зависимости от глубины (Нф= 2,0 ^ 2,52м) изменяются от = 0,407 м/с до = 0,325 м/с. При движение воды в кармане донные наносы величиной > 0,6мм осаждаются в нем, «осветленная» вода поступает в боковое окно водоприёмника. При заполнениями кармана донными наносами до отметки V38,30 м, промывной щит поднимается и происходит промывка наносов в нижний бьеф сооружения [7; 8].
В промывном лотке устанавливается бурной режим потока, средние скорости превышают 3,50 м/с на входе в боковое окно устанавливается мусора защитная металлическая сетка, которая не допускает плавающие тела в напорной бассейн [2; 3; 4].
d) Напорной бассейн и водоприёмник ГЭС. h) Водобойной колодец и рисберма.
e) Отводящий канал гидроузла.
Список литературы / References
1. Полад-заде А. Водозаборные сооружения на горных реках, 1964. С. 6-7.
2. Баширов Ф.Б. Водозаборные сооружения на горных реках. М., 1986.46 с.
3. ЧавтораевА.И. Облегченные водозаборные сооружения на горных реках М.: Сельхозгиз, 1958. 127 с.
4. Пат. 980064 Республика Азербайджан. Водозаборное сооружение / Ахмедов В.М., Муслимов А.М., Абилов Р.С.
5. Абилов Р.С. Разработка рациональный конструкции водозаборного сооружения для горных рек и его исследование: канд. диссер. Баку, 2008. С. 95.
6. Алтунин С.Т. Регулирование русел рек при водозаборе, 1950. С. 123-126.
7. Гидротехнические сооружения для малой энергетики горно предгорной зоны/под. пер. Н.П. Лаврова. Б. Салам, 2009. 504 с.
8. Лавров Н.П., Логинов Г.И., Борисенко Д.А., Шипиятов А.В. Водозаборный гидроузел для деривационной ГЭС на р. Мерке // Гидротехническое строительство, 2012. № 10. С. 37-40.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Торобеков Б.Т. Email: [email protected]
Торобеков Бекжан Торобекович — кандидат технических наук, доцент, проректор по развитию, профессор, кафедра организации перевозок и безопасности движения, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: рассматриваются вопросы разработки информационной системы (ИС) управления вузом. Приведена разработанная информационная система, обеспечивающая сквозную автоматизацию организации и управления работы приемной комиссии на примере Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. Описано функционирование автоматизированной подсистемы приемной комиссии (ПК) вуза. ИС управления рассмотрена как человеко-машинная система с автоматизированной технологией получения результатов организации, документационного оформления и управления.
Ключевые слова: информационная система управления вузом, информационные технологии, подсистемы управления, бизнес-процессы, приемная комиссия, регистрация абитуриентов, пользователи, операторы и администраторы.
AUTOMATION OF THE PROCESSES OF THE RECEPTION COMMISSION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF THE
INFORMATION SYSTEM Torobekov B.T.
Torobekov Bekzhan Torobekovich - candidate of technical sciences, associate professor, vice-rector,
DEVELOPMENT, PROFESSOR OF THE DEPARTMENT OF ORGANIZATION OF TRANSPORT AND TRAFFIC SAFETY, KYRGYZ STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I. RAZZAKOV, BISHKEK, KYRGYZ REPUBLIC
Abstract: the issues of developing the information system (IS) of university management are considered. The developed information system that provides end-to-end automation of the organization and management of the work of the selection committee (SC) on the example of the Kyrgyz state technical university named after I. Razzakov. The functioning of the automated subsystem of the admissions committee of the university is described. The control IS is considered as a human-machine system with the automated technology of obtaining the results of organization, documentation and management.
Keywords: information system of university management, information technology, management subsystem, business processes, the selection committee, the registration of students, users, operators and administrators.
УДК.: 004.031.2:378.141
Введение. Высшие учебные заведения представляют собой сложную систему, имеющей целью удовлетворение потребностей личности, государства и общества в образовательных услугах высокого качества.
Содержание образовательной деятельности определяется вузом на основе требований соответствующих образовательных стандартов. Вуз как система подвержена воздействию внешней и внутренней сред и зависит от многих факторов организации ее деятельности. При этом общая деятельность вуза многогранна и охватывает учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, социальную, производственно-хозяйственную и др. работы.
Высшим учебным заведениям как система и объект управления характерны следующие особенности:
• результаты деятельности вуза определяются от внутренних и внешних связей и их динамичности;
• наличие составляющих элементов по направлениям деятельности по горизонтали и уровню иерархии;
• функционирование и объединение элементов системы для достижения поставленной цели и т.д.
В обеспечении выполнения поставленной цели важная роль отводится планированию деятельностью
вуза. Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Так, система управления вузом реализует цель, которая может быть сформулирована как сохранение и приумножение деловых и научных ценностей общества, подготовка всесторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста, обладающего широкими знаниями посредством применения современных технологий.
Таким образом, управления образовательной деятельностью вуза требует созданию образовательной информационной системы (ИС).
Информационная система представляет собой совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи образовательного процесса, методов, средств, персонала, в процессе обработки информации и выработки управленческого решений [1, 4].
Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения, совершенствование системы преподавания и управления учебным процессом приводит к увеличению объема необходимой информации, повышает требования к ее оперативности и способам получения. Современные компьютерные технологии открывают доступ к новым источникам информации, способам общения, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. В этих условиях ИС вуза и средства автоматизации учебного процесса должны обеспечивать информационные запросы обучающихся, связанные непосредственно с учебным процессом, и запросы преподавательского состава вуза, связанные как с непосредственным учебным процессом, так и с автоматизацией его обеспечения.
ИС управления вуза можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результативной информации, необходимой для информационного обслуживания образовательной деятельности и оптимизации ее управления. С помощью ИС обеспечивается многовариантность прогнозирования, принимаются управленческие решения, организуются учет и анализ, обеспечивается достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации [5].
В настоящее время формируется опыт корпоративного управления вузом. Создаются распределенные базы данных для решения определенных задач управления. Внедряется электронная система документооборота, что требует изменение содержания, объема и направленности информационных потоков между структурными подразделениями вуза. Важную роль в решении задач по автоматизации управления играет переосмысливание методов управления подразделениями вуза, проведение реструктуризации подразделений и создание новых подразделений, выполняющих аналитические пункции.
ИС ставит целью - существенно повысить уровень организации и оперативность управления вузом с применением информационной технологии (ИТ) на базе компьютерной техники. ИС управления вузом позволяет с использованием технических средств сбора, передачи и обработки информации, значительно сократить затраты труда структурных подразделений на осуществление функций их работы.
Постановка задачи. Управление деятельностью вузом осуществляется посредством получения и обработки информации о состоянии работы на различных уровнях. Процесс управления предполагает получение сведений о состоянии системы в необходимый момент времени о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на образовательную систему и обеспечить выполнение управленческих функций. Одной из начальных стадий проектирования ИС является анализ и формирование информационной структуры и документооборота ПК.
Управление процессами ПК, требует колоссальных организационно-управленческих работ и ресурсов. В основном это определяется сложностью процесса, т.е. количеством информационных потоков, а также несовершенством механизмов создания отчетов и передачи информации руководству. В этих условиях одним из важнейших механизмов, затрагивающих основные направления образовательной деятельности, является информационная система ПК, которая рассматривается как инструмент управления вузом. Именно решению данных вопросов посвящена данная статья.
Результаты исследований. В КГТУ им. И. Раззакова уже несколько лет ведутся работы по компьютеризации учебного процесса и созданию корпоративной сети управления учебным процессом на основе использования современных информационных технологий [5, 6]. Основная направленность работы ориентирована на разработку прикладных систем, способствующих дальнейшему совершенствованию управления образовательными процессами в вузе, а также формированию и упорядочиванию систем документооборота между подразделениями вуза.
Модель существующей ИС университета включает в себя следующие подсистемы (ПС): ПС «Отдел кадров сотрудников», ПС «Учебное Управление», ПС «Абитуриент», ПС «Отдел кадров студентов», ПС «Бухгалтерия», ПС «Деканат», ПС «Тест».
ИС обеспечивает поддержку принятия решения на всех этапах бизнес-процессов, в том числе по приему абитуриентов.
Рассмотрим подробнее автоматизированную подсистему ПК.
Автоматизированная подсистема ПК - обеспечивает организацию и сопровождения деятельности приёмной комиссии на всех этапах, начиная от анализа плана набора абитуриентов до формирования контингента студентов первого курса. Она взаимодействует с подсистемами учебного отдела, отдела кадров и бухгалтерией с целью исключения дублирования работ между отделами:
• Основными задачами подсистемы ПК являются:
- формирование плана набора абитуриентов на новый учебный год;
- прием и оформление документов абитуриента по специальностям;
- формирование разных отчетов о ходе работы приемной комиссии;
- подготовка документов для рекомендации, подтверждения и зачисления абитуриентов по специальностям;
- формирование контингента студентов первого курса;
- управление пользователями;
- сверка данных операторов и данных системы;
Решение указанных задач обеспечивается на основе развитого пользовательского интерфейса программы AVN 25.1, реализации интерактивного режима работы пользователя с выполнением необходимых проверок непосредственно в процессе ввода данных в базу. ИС AVN предоставляет единый WEB интерфейс доступа к данным и позволяет оперативно обслуживать абитуриентов.
Ключевым бизнес-процессом подсистемы ПК является прием абитуриентов. Для каждого абитуриента создается новая запись, в рамках которой производятся операции:
• Проверка необходимых документов;
• Рекомендация, подтверждение на зачисление по специальности;
• Подтверждение проведения платежа за обучение в кассе;
• Распределение по академическим группам;
• Отмена и исправление ошибок;
• Формальное удаление записей.
Регистрация абитуриента производится оператором путем заполнения анкетных данных абитуриента используя существующие справочники в AVN 25.1.
Регистрация абитуриента осуществляется на основе следующих параметров:
• Специальность и форма обучения;
• Результат о пройденном тестировании;
• Язык обучения в школе и желаемый язык обучения в вузе;
• Справка на СПИД, виза для иностранных граждан.
Рекомендация на зачисление производится путем формирования и распечатки ранжированного списка абитуриентов используя существующие формы через web-браузер. Информация заносится в базу данных, используя подсистему AVN 25.1.
Подтверждение на зачисление производится оператором, после того как абитуриент произведет оплату за обучение и сдаст необходимые оригиналы документов. После подтверждения абитуриентов на зачисление их заносят в базу, используя подсистему AVN 25.1.
Зачисление производится оператором, после издания приказа о зачислении абитуриентов на соответствующие специальности. Необходимые документы можно формировать и распечатать в виде ранжированного списка абитуриентов в отчетной системе через web-браузер. Зачисленные абитуриенты заносятся в базу, используя AVN 25.1.
Распределение абитуриентов по академическим группам производится оператором после зачисления абитуриента приказом ректора университета. Основные действия распределения по группам:
• В меню AVN 25.1 выбираются необходимые данные: распределение абитуриентов по группам, на факультет, форму обучения, группу, внесем Ф.И.О. абитуриента из списка.
Управление пользователями в полном объеме могут осуществлять только администраторы системы AVN в соответствии с внутренними правилами ПК. В рамках управления пользователями администратор может выполнять следующие действия: регистрирование / удаление новых операторов, редактирование данных оператора, разделение операторов для приема бюджетной и контрактной формы обучения, изменение паролей операторов, управление списком разрешенных отчетов, привязка оператора к структурным подразделениям и факультетам, блокирование и разблокирование оператора.
В целях информационной защиты существует механизм логирования для управленческого мониторинга, который формирует и обрабатывает базу произведенных оператором действий [2, 3, 4].
Выводы. В КГТУ разработана и внедрена в практической деятельности ИС по управлению учебным процессом, включая организацию набора студентов. Подсистема ПК обеспечила ускоренный ввод, поиск и анализ данных абитуриентов, формирование отчетных материалов, а также автоматизацию учета движения и успеваемости студентов, планирование содержания, учета и контроля учебного процесса, выполнения учебных планов.
Список литературы / References
1. Зайцев А.С., Емельянов В.Ю., Воронин И.В. Автоматизация как основа оптимального планирования учебного процесса университета // Мехатроника, автоматизация, управление, 2007. № 5. С. 45-48.
2. Ларсон Б. Разработка бизнес-аналитики в Microsoft SQL Server 2005. Питер: Издательство, 2008.
3. Астахова И.Ф., Толстобров А.П. SQL в примерах и задачах: Учеб. пособие / Мн.: Новое знание, 2002.
4. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Корпоративная информационная среда вуза: методология, модели, решения: Монография. Владивосток: Дальнаука, 2007. 301 с.
5. Торобеков Б.Т., Таштобаева Б.Э., Савина Н.А. Особенности построения информационной системы «Офис регистратора» // Проблемы автоматики и управления. НАН КР. Бишкек: Илим, 2007. С. 157-161.
6. Торобеков Б.Т., Саитов Н.Ж. Информационное пространство образовательной деятельности вуза. Совершенствование содержания и технологии учебного процесса: сб. трудов научно-методической конф. / Из-во ТПУ. Томск, 2010 г. С. 142-143.