РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ Торобеков Б.Т. Email: [email protected]
Торобеков Бекжан Торобекович — кандидат технических наук, доцент, проректор по развитию, профессор, кафедра организации перевозок и безопасности движения, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена вопросам совершенствования управления вузов на основе информационной системы. Рассматриваются подходы к созданию информационной системы управления вузом, проанализированы методологии по её разработке. Указаны основные положения, составляющие основу при разработке и реализации информационной системы управления вузом. Изложены материалы автоматизации формирования и реализации рабочих учебных планов специальностей согласно государственным образовательным стандартам. Приведена структура информационной системы с описанием подсистемы реализации учебных планов образовательных программ вузов.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, информационная система управления вузом, автоматизация решения задач, база данных, бизнес-процессы, анализ подсистем, учебный план.
DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEM IN THE MANAGEMENT
OF HIGH SCHOOL Torobekov B.T.
Torobekov Bekzhan Torobekovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector,
DEVELOPMENT, PROFESSOR OF THE DEPARTMENT OF ORGANIZATION OF TRANSPORT AND TRAFFIC SAFETY, KYRGYZ STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I. RAZZAKOV, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article is devoted to the issues of improving the management of universities on the basis of an information system. Approaches to the creation of an information management system of the university are considered, and methodologies for its development are analyzed. The main provisions that form the basis for the development and implementation of the information management system of the university are indicated. Materials of automation offormation and realization of working curricula of specialties according to the state educational standards are stated. The structure of the information system with a description of the subsystem for the implementation of the curricula of the educational programs of higher educational institutions is given. Keywords: higher education institutions, university management information system, the automation of problem solving, database, business processes, subsystems analysis curriculum.
УДК: 004.031:378.141
Введение. В настоящее время формируется новая парадигма образования, существенно отличающаяся от традиционной, которой следовали вузы ранее. В современных условиях быстроразвивающееся информационно насыщенное общество перед высшим образованием ставит новые задачи. Для их решения требуется совершенствование системы управления вузов на основе современного менеджмента и образовательной информационной системы (ИС).
ИС в вузе - это совокупность корпоративной сетевой инфраструктуры и информационных данных и средств, предназначенная для хранения, обработки и передачи большого объема информации. В вузе ИС обычно реализуется на базе локальной сети, которая обеспечивает передачу циркулирующей информации между разными пользователями [1, 3].
Информационная система управления вузом представляет собой масштабную задачу, для решения которой в настоящее время используют ряд организационно-технологических подходов. Первый подход основан на внедрении так называемых ERP-систем (Enterprise Resource Planning), представляющих собой крупные программные комплексы, требующие серьезных материальных и организационных вложений [1].
Второй подход состоит в наращивании интегрированной системы управления предприятием (организацией) снизу вверх. В рамках этого второго подхода процесс информатизации управления носит поэтапный характер и опирается на имеющиеся наработки и используемые программные средства и системы [1].
Выполнение собственных разработок является одним из путей создания ИС, который находит применение в большинстве вузов [2, 5, 7].
При создании информационной системы проводится комплекс мероприятий по внедрению во все виды деятельности вуза информационных технологий как совокупности организационных мер, программ технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения при выполнении функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации.
Актуальность исследования. В течение нескольких последних лет во многих вузах ведутся работы по использованию образовательных информационных технологий. Формируется научное направление, основанное на моделировании систем управления учебным процессом.
Сегодня в научной литературе широко используется понятие образовательного бизнес-процесса в деятельности вуза [5]. Отмечается, что повышение качества образования и управление этим процессом немыслимо без системного подхода к преобразованию процессов, протекающих в современном вузе, без рассмотрения всей системы образования с системных позиций. Подавляющее большинство исследователей [5] обращаются к концепции первичности бизнес-процессов при реорганизации деятельности вуза на основе 1Т-технологий.
Современные 1Т-технологии дают новые возможности и методы передачи и распространения знаний, новые формы системной организации и управления, возможности мобильного управления образовательными бизнес-процессами.
Поскольку образовательные бизнес-процессы представляют собой разнообразные процессы передачи и накопления знаний для формирования знаний и компетенций специалистов, то ГГ-технологии естественным образом стали широко использоваться в вузах.
Таким образом, в настоящее время задачи разработки модели управления вузом на основе проектирования и реализации автоматизированной ИС имеют актуальность.
Постановка задачи. Вузы как социальная система находятся в постоянном развитии: внедряются современные образовательные технологии, инновационные формы деятельности и управления, осуществляются интеграционные процессы, образуются новые образовательные программы и т.д. В связи с этим вопросы управления учебного процесса невозможно решить без эффективной ИС.
В соответствии с задачами современности функции и формы деятельности вузов расширены многогранно, что привело к увеличению потока информации и необходимости их эффективного управления. Также вузам необходимо обеспечивать соблюдение требований государственных образовательных стандартов и критериев качества образовательной деятельности при имеющихся недостаточных ресурсах. В этих условиях одним из важнейших механизмов, затрагивающих основные направления образовательной деятельности, является информационная система, которая рассматривается как эффективный инструмент управления вузом.
В целях обеспечения эффективности управления вузом по реализации своей миссии необходимо разработать модель по реализации необходимых бизнес-процессов и обеспечению достижения планируемых результатов на основе автоматизации анализа показателей деятельности вузов и принятия управленческих решений при минимальных материальных и временных ресурсах. Именно решению данных вопросов посвящена данная статья.
Результаты исследований. В Кыргызском государственном техническом университете (КГТУ) разработана и внедрена информационная система управления, состоящая из различных компонент и использующая интегрированные данные [4, 5, 6].
В университете проделан значительный объем работ по созданию и внедрению единой ИС университета. Ядром внедряемой ИС является подсистема «Деканат» разработанная и внедренная на всех факультетах.
Текущее состояние ИС университета представлено следующими взаимосвязанными между собой подсистемами: автоматизированное рабочее место (АРМ) деканат; управление учебным процессом (АРМ -учебные планы); расчет распределения нагрузки кафедр; приемная комиссия (Абитуриент); студенческий отдел кадров; ведение штатных расписаний; подсистема обмена данными между бухгалтерией и деканатами; система сбора информации; подсистема отдела кадров университета; подсистема международного отдела; подсистемы информационной поддержки и сопровождения; подсистема формирования общеуниверситетских отчетов по комплексной оценке, деятельности университета.
Приведенные подсистемы с соответствующими поставленными перед ним задачами составляют структуру информационной системы.
В зависимости от специфики задач все пользователи делятся на Windows-клиентов, программное обеспечение которых устанавливается на их рабочих местах, и Web-клиентов, получающих доступ к системе через Web-интерфейс. Взаимосвязи подсистем информационной системы университета приведены ниже.
Основой ИС является единая база данных. Указанные выше задачи решаются соответствующими подсистемами. В целом ИС построена по технологии «клиент - сервер» и обеспечивает
многопользовательский режим работы в корпоративной вычислительной сети КГТУ с большим числом терминалов на кафедрах, факультетах, в Учебном управлении и других подразделениях. Рассмотрим подробнее наиболее важную подсистему информационной системы. Подсистема подготовки учебных планов
Автоматизированная подсистема подготовки учебных планов обеспечивает решение следующих частных задач:
• формирование базы данных рабочих учебных планов всех специальностей, обеспечиваемых университетом по формам обучения;
• обеспечение соответствия рабочих учебных планов, помещаемых в базу данных, государственным образовательным стандартам;
• обеспечение соответствия рабочих учебных планов требованиям унификации объема аудиторных занятий по учебным дисциплинам, изучаемым в массовом порядке;
• введение в справочник дисциплин, преподаваемых в каждом семестре и разбивка по часам лекционных, семинарских занятий, времени для самостоятельной подготовки, а также генерирование формы контроля. Полученные данные позволяют составить учебные планы на семестр;
• получение отчетов: отчеты по кафедре (распределение дисциплин и преподавателей); отчеты по учебным планам (графики учебного процесса, циклы и компоненты дисциплин); информация по разделу «Учебный процесс» (отчеты, связанные с успеваемостью студентов); отчеты преподавателей по выполнению учебной нагрузки и т.д.
Решение указанных задач достигается на основе развитого пользовательского интерфейса с интерактивным режимом работы пользователя с выполнением необходимых проверок непосредственно в процессе оформления учебного плана. Получить доступ к программе могут только зарегистрированные пользователи, имеющие имя входа и пароль. Номенклатура доступных функций и содержание информации определяются полномочиями конкретного пользователя.
Программа реализована на СУБД SQL Server, отчеты генерируются с помощью ReportServer, интерактивные формы сделаны на DELPHI и Visual Studio на основе клиент - серверного приложения [4].
Выводы. Разработанная и реализуемая в практической деятельности ИС управления вузом обеспечивает информационную поддержку и автоматизацию учебного процесса. ИС успешно применяется в организации приема абитуриентов, учета контингента и мониторинга знаний студентов, формировании и реализации учебных планов, управлении персоналом и структурными подразделениями университета.
Список литературы / References
1. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Корпоративная информационная среда вуза: методология, модели, решения: Монография. Владивосток: Дальнаука, 2007. 301 с.
2. Зайцев А.С., Емельянов В.Ю., Воронин И.В. Автоматизация как основа оптимального планирования учебного процесса университета // Мехатроника, автоматизация, управление, 2007. № 5. С. 45-48.
3. Администрирование Microsoft SQL Server 2000. Учебный курс MCSA/MCSE, MCDBA / Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2002. 640 с.
4. Торобеков Б.Т., Саитов Н.Ж. Информационная система в управлении вузом. Проблемы автоматики и управления: Научно-технический журнал/Национальная Академия наук КР. Илим. Бишкек, 2008. С. 198-202.
5. Торобеков Б.Т., Бабак В.Ф. Развитие информационного управления на пути к инновационному вузу. Проблемы автоматики и управления: Научно-технический журнал / Национальная Академия наук КР. Илим. Бишкек, 2008. С. 203-209.
6. Торобеков Б.Т., Саитов Н.Ж. Информационное пространство образовательной деятельности вуза. Совершенствование содержания и технологии учебного процесса: сб. трудов научно-методической конф. / Из-во ТПУ. Томск, 2010. С. 142-143.