Научная статья на тему 'Об опыте разработки модуля "приемная комиссия" управленческо-образовательной среды "электронный университет"'

Об опыте разработки модуля "приемная комиссия" управленческо-образовательной среды "электронный университет" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА "ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" / UNIVERSITY MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОДУЛЬ "ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ" / MODULE "ADMISSIONS OFFICE" / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY / MANAGERIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / "ELECTRONIC UNIVERSITY"

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Берулава Галина Алексеевна, Малыш Виктор Григорьевич

В статье представлен опыт разработки и внедрения управленческо-образовательной среды «Электронный университет», и, в частности, модуля «Приемная комиссия», реализуемых в Международном инновационном университете. В университете создана единая информационная среда, включающая ряд взаимосвязанных модулей и обеспечивающая возможность принятия обоснованных управленческих решений по всем стратегическим и тактическим аспектам деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Берулава Галина Алексеевна, Малыш Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the experience of development of the module "Admissions office" of management and educational environment "Electronic university"

The article presents the experience of developing and implementation of the management and educational environment «Electronic University», namely a module «Admissions office», introduced in the International Innovative University. The university possesses a unified information environment, which includes a number of interrelated modules and provides the opportunity to make well-informed management decisions on all strategic and tactical aspects of the university activity.

Текст научной работы на тему «Об опыте разработки модуля "приемная комиссия" управленческо-образовательной среды "электронный университет"»

информатизация образования

Берулава Г.А., Малыш В.Г.

об опыте разработки модуля «приемная комиссия» упрабленческо-образобательной среды «электронный университет»

С целью совершенствования подготовки специалистов в условиях новой информационной среды в Международном инновационном университете разработана новая сетевая концепция развития личности, в которой обучение построено на основе синтеза традиционного и электронного образовательного пространства.

Нами выявлены методологические основания, принципы и условия эффективного развития личности в виртуальном информационном пространстве, показано влияние информационного общества на продуцирование индивидуальных виртуальных миров; исследована роль феномена виртуальной реальности, под которой понимается объективная реальность, обусловленная процессами естественного или искусственного (эмотивного, информационного) замещения образа объективного мира его симуляцией или имитацией (не константная коммуникация), пребывание в которой сопровождается ощущением иммерсии (погружения) и возможностью существования и действования в ней.

в функциональном плане механизм актуализации виртуальной реальности можно представить следующим образом: сознание, находящееся под воздействием комплексной (обусловленной мультимедийностью) постоянно осуществляемой в реальном масштабе времени, синхронизированной и непрерывно обновляющейся информации и эмоций, как отражения фрагмента действительности, теряет (целенаправленно или случайно) информационную и эмоциональную связь с константной реальностью, которая замещается виртуальной. все это необходимо учитывать как при организации самого процесса обучения, основанного на привлечении виртуальных образов, опосредованных средствами современных электронных технологий, так и на создании современных технологий управления вузом и информационного аналитического сопровождения учебного и воспитательного процесса.

Современный университет характеризуется сложной структурой организации образовательной деятельности, обусловленной многообразием направлений подготовки обучающихся, форм обучения и источников их

финансирования, большим числом студентов и абитуриентов. в этих условиях принятие руководством эффективных управленческих решений может быть выполнено только на основе максимально полных, точных и актуальных данных по студенческому и кадровому составу, финансовому состоянию, доходам и расходам образовательной организации, другим показателям ее деятельности.

в связи с вышеизложенным, Международный инновационный университет значительное внимание уделяет автоматизации и информатизации основных процессов управленческой и образовательной деятельности, что позволяет эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Так, в Международном инновационном университете в течение 15 лет на платформах 1С: Предприятие и WEB разрабатывается и совершенствуется управленческо-образовательная среда «электронный университет». это отвечающий всем современным требованиям программный продукт, позволяющий максимально оптимизировать процессы, связанные с управлением деятельностью образовательной организации. электронная управленческо-образовательная среда «электронный университет» МИУ на сегодняшний день представляет собой высокоэффективную и постоянно развивающуюся современную систему управления вузом. Применение сервис-ориентированной архитектуры позволило создать масштабируемую, распределенную модульную информационную систему, демонстрирующую высокие эксплуатационные характеристики. Программа позволяет максимально оптимизировать процессы, связанные с обеспечением профессиональной и социальной компетентности студентов. электронная среда обеспечивает такие характеристики внутривузовского менеджмента, как надежное хранение данных; изоляция файлов автоматизированной информационной системы от прямого доступа; использование современных механизмов транзакций и блокировок, позволяющих исключить сбои в автоматизированной информационной системе; использование достоинств модульного построения автоматизированной системы; преемственность разработки и модернизации автоматизированной информационной системы; организация работы автоматизированной информационной системы во всех корпусах вуза и его региональных структурах с использованием технологий построения распределенных баз данных.

все модули электронной управленческо-образовательной среды связаны между собой и составляют единое целое, делая картину статусного продвижения студента в вузовском простаинстве полностью прозрачной и позволяющей осуществлять обратную связь в режиме он-лайн.

Разработанная авторская система «электронный вуз» обеспечивает следующие преимущества:

- высокую производительность при обработке больших объемов информации,

- высокую параллельность при одновременной работе большого количества пользователей с одной информационной базой,

- удобство администрирования и упорядочения доступа пользователей к

информационной базе,

- отсутствие доступа пользователей непосредственно к файловой системе серверов.

Принципиальная модель представляет собой систему из двух контуров учета - академического и финансового.

вокруг контуров реализована система объектов ( справочники, документы, отчеты и обработки), которые сгруппированы в подсистемы : «Приемная комиссия», «Отдел кадров по студентам», «Бухгалтерия», «Учебный отдел», «деканат», «Кафедра», «Тестирование», «Аттестационный отдел», «Личный кабинет студента», «Канцелярия».

взаимодействие объектов и контуров учета в процессе внесения и обработки информации позволяет полностью автоматизировать их и, соответственно, процесс управленческой деятельности вУза от момента регистрации абитуриентов в приемной комиссии до печати дипломов выпускников, а также обеспечить вывод информации студентам через подсистему «Личный кабинет студента», доступ к которой организован круглосуточно и из любого компьютера или мобильного устройства.

в 2016-2017 году была проведена кардинальная модернизация АСУ «электронный университет». в первую очередь программу «научили» вести раздельный учет по всем региональным подразделениям вуза. в систему внедрены объекты, позволяющие объединить сотрудников региональных подразделений в виртуальном рабочем пространстве. данная перестройка позволила совершенствовать автоматизацию процессов и исключить появление ошибок ручной работы. Система обеспечивает автоматическое формирование всех необходимых документов для личных дел, автоматический контроль параметров приемной компании и вывод файлов для отправки во внешние системы контроля (ФИС и др.). Основной упор делается на реализацию возможности взаимодействия с внешними сервисами: банки, программы бухгалтерского учета, внешние учетные системы и классификаторы.

Как уже отмечалось, логика работы автоматизированной управленческо-образовательной среды «электронный университет» начинается с автоматизации работы приемной комиссии. Подсистема «Приемная комиссия» обеспечивает сокращение ручных функций в работе сотрудников приемной комиссии и делает ее работу более прозрачной для проверки руководства и внешних организаций. в ее составе условно можно выделить следующие объекты: модуль регистрации абитуриентов и ввода персональных данных, модули отчетности по контингенту и по оплате абитуриентов вуза. Программа позволяет дифференцировать студентов по курсам, направлениям, формам обучения, полу, региону проживания, статусу, типу обучения. Работа с программой позволяет определять увлечения студента, источник получения информации о вузе, предыдущие достижения студента в различных сферах, его гражданство, отношение к военной службе, баллы ЕГэ, учебные достижения, социальный статус.

Подсистема «Приемная комиссия» позволяет обеспечить решение

следующих задач:

- построение локальной модели образовательной организации высшего образования;

- формирование персональных данных абитуриентов;

- ввод данных об образовании, о полученных баллах ЕГЭ;

- формирование данных для проведения вступительных испытаний и обработка их результатов;

- статистический анализ контингента абитуриентов по измерениям модуля кадровых перемещений;

- реализацию возможности регистрации абитуриента в нескольких подразделениях ВУЗа и присвоение номера личного дела с кодировкой по подразделениям университета, в том числе региональным;

- начисление задолженности за обучение;

- автоматическое формирование и заполнение договора между студентом и вузом при первоначальном поступлении;

- автоматическое перенесение данных абитуриента в подсистему «Отдел кадров по студентам» на зачисление;

- реализацию возможности контроля в режиме on-line прохождения данных абитуриента по цепочке: приемная комиссия - бухгалтерия - отдел кадров по студентам, для своевременной передачи документов личного дела студентов в соответствующие структурные подразделения.

в процессе внедрения также обеспечивается:

- ввод персональных данных абитуриентов;

- регистрация заявлений абитуриентов о поступлении на одно или несколько направлений подготовки с возможностью зачисления на то направление подготовки, по которому будут успешно пройдены вступительные испытания и которое будет выбрано абитуриентом перед зачислением;

- отслеживание полноты документов, представленных абитуриентом, с контролем сроков предоставления и фиксации фактов последующего представления документов;

- формирование отчетов по контингенту абитуриентов, в том числе для отчетов в вышестоящие организации;

- возможность печати всей номенклатуры личного дела студента;

- возможность загрузки электронных копий документов абитуриентов для просмотра и печати непосредственно в АСУ «Электронный ВУЗ»;

- возможность автоматической выгрузки данных по принятым заявлениям данных в Федеральные информационные системы;

- возможность контроля параметров приемной кампании (правил приема) в процессе регистрации абитуриентов;

- перевод интерфейса подсистемы «Приемная комиссия» на управляемые формы;

- возможность автоматически выдать логин и пароль студенту для входа в созданный на сайте личный кабинет, в котором студент в режиме он-лайн видит

выполнение им учебного плана и свой финансовый статус;

- возможность автоматически присвоить студенту номер заключенного договора с ним, который соответствует номеру личного дела и номеру студенческого билета;

- возможность сразу же при регистрации студента в программе вывести на печать договор с присвоением индивидуального номера студента и выдаче ему договора, что юридически является оптимальным.

- формирование документа «Регистрация абитуриента», на основании которого формируется: приказ о зачислении в подсистеме «Отдел кадров по студентам», автоматически формируется и печатается «договор при поступлении», автоматически формируются документы учета для подсистемы «Бухгалтерия»;

- получение личного кабинета студента, что уже на стадии регистрации обеспечивает оперативную обратную связь с вузом, а процесс нахождения студента на всех этапах зачисления и дальнейшего обучения психологически комфортным.

в подсистеме кроме персональных данных абитуриента регистрируется информация о его личных достижениях в различных сферах, а также информация для осуществления аналитики контингента.

Созданная в Международном инновационном университете авторская управленческо-информационная среда«электронныйуниверситет»обеспечивает возможность доступа к ее ресурсам для всех подразделений образовательной организации. При этом используемая архитектура системы позволяет постоянно развивать и наращивать ее функциональные возможности. Наличие полной и достоверной информации в реальном масштабе времени по всем процессам управления вузом и субъектам данных процессов обеспечивает возможность принимать обоснованные управленческие решения по всем стратегическим и тактическим аспектам деятельности университета.

для оценки уровня развития информатизации в Международном инновационном университете применяются следующие критерии:

- авторский характер создаваемого в вузе программного обеспечения, в соответствии с разработанными в МИУ инновационными управленческими и образовательными технологиями;

- стратегия ИТ и система показателей, характеризующих достижение целей стратегии;

- корпоративные стандарты и регламенты применения ИТ с перечнем обязательных компетенций персонала;

- консолидированная вычислительная сеть с едиными регламентами управления и информационной безопасности;

- востребованность персоналом и студентами ИТ-ресурсов и сервисов среды;

- уровень наполнения управленческо-образовательной среды информационными образовательными ресурсами;

- единая система регистрации пользователей среды и управления доступом к ресурсам;

- интеграция образовательных и административных ресурсов в единую среду;

- интеграция ИТ-ресурсов удаленных подразделений вуза;

- система мониторинга ИТ-ресурсов и сервисов.

В целом, инновационные электронные управленческие и образовательные технологии, разработанные и функционирующие в Международном инновационном университете дают возможность решать следующие задачи:

- в максимальной степени использовать все преимущества электронного информационного пространства;

- обеспечивают максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения;

- обеспечивают реализацию индивидуальной траектории развития мыслительных процессов личности в соответствии с индивидуальным образом мира, стилем индивидуальности, когнитивным стилем и доминирующими поведенческими стратегиями;

- стимулировать формирование механизмов саморазвития личности в образовательном процессе, не локализованном только в пределах образовательного учреждения.

литература

1. Берулава, Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина A.B., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С. , Исталиева С.К. // Гуманизация образования. 2015. №2. С. 52-58.

2. Берулава, Г.А. внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Г.А. Берулава, A.B. Дружинина, Е.В. Беляева, В.Г. Малыш, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, Л.Р. Кадырова // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С.83-89.

3. Берулава, Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе / Г.А. Берулава // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2009. - №1. - С.21-35.

4. Берулава, Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2010. - №4. - С.8-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.