Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумейко Александр Александрович

Статья посвящена рассмотрению актуальной для высшего образования проблемы - проектированию индивидуальных образовательных траекторий студентов с использованием ресурсов образовательной среды. Актуальность данного вопроса обусловлена, с одной стороны, процессом общей гуманизации системы образования в целом и высшего образования, в частности; с другой стороны, существует потребность в повышении эффективности подготовки специалистов на основе внедрения инновационных образовательных технологий и подходов. Рассмотрены теоретические основы индивидуализации процесса обучения в вузе, представлен анализ опыта проектирования и внедрения в практику высшего образования индивидуальных образовательных траекторий на базе Тюменского государственного университета, КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж», Курского государственного политехнического колледжа, Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. Определено, что ключевыми принципами проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов являются: самостоятельность, свобода выбора и самообразование, рассмотрены некоторые условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий, а также их направления. Обоснован вывод о том, что проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов вуза рассмотрена довольно фрагментарно, проанализированы единичные примеры внедрения индивидуальных образовательных траекторий в практику высшего образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумейко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS USING THE RESOURCES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the consideration of an urgent problem for higher education - the design of individual educational trajectories of students using the resources of the educational environment. The relevance of this issue is due, on the one hand, to the process of general humanization of the education system in general and higher education in particular; on the other hand, there is a need to improve the effectiveness of training specialists based on the introduction of innovative educational technologies and approaches. The theoretical foundations of the individualization of the learning process at the university are considered, the analysis of the experience of designing and implementing individual educational trajectories into the practice of higher education on the basis of Tyumen State University, Governor’s Aviation College, Kursk State Polytechnic College, Komsomolsk-on-Amur State University, Amur Humanitarian and Pedagogical State University is presented. It is determined that the key principles of designing individual educational trajectories of students are: independence, freedom of choice and self-education, some conditions for designing individual educational trajectories, as well as their directions, are considered. The conclusion is substantiated that the problem of designing an individual educational trajectory of university students is considered rather fragmentary, isolated examples of the introduction of individual educational trajectories into the practice of a higher educational institution are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с использованием ресурсов образовательной среды

Шумейко Александр Александрович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет E-mail: science17@list.ru

Статья посвящена рассмотрению актуальной для высшего образования проблемы - проектированию индивидуальных образовательных траекторий студентов с использованием ресурсов образовательной среды. Актуальность данного вопроса обусловлена, с одной стороны, процессом общей гуманизации системы образования в целом и высшего образования, в частности; с другой стороны, существует потребность в повышении эффективности подготовки специалистов на основе внедрения инновационных образовательных технологий и подходов. Рассмотрены теоретические основы индивидуализации процесса обучения в вузе, представлен анализ опыта проектирования и внедрения в практику высшего образования индивидуальных образовательных траекторий на базе Тюменского государственного университета, КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж», Курского государственного политехнического колледжа, Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. Определено, что ключевыми принципами проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов являются: самостоятельность, свобода выбора и самообразование, рассмотрены некоторые условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий, а также их направления. Обоснован вывод о том, что проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов вуза рассмотрена довольно фрагментарно, проанализированы единичные примеры внедрения индивидуальных образовательных траекторий в практику высшего образовательного учреждения.

Ключевые слова: проектирование, индивидуальная образовательная траектория, образовательная среда, личностно-ориентированное обучение, компетенции, студенты вуза.

о с

U

со см о см

Актуальной тенденцией современного профессионального образования является гуманизация подготовки будущих специалистов, которая обеспечивает всестороннее развитие личности, индивидуальный подход к субъектам учебной деятельности. Учет личностного фактора в подготовке специалистов является приоритетным в контексте реализации технологического подхода, который на современном этапе развития педагогической теории и практики определяется одним из направлений совершенствования процесса обучения, его системности, воспроизводимости, целенаправленности. Обеспечение гуманизации и технологизации высшего профессионального образования требует готовности педагога к применению личностно-развивающих и личностно-ориентированных педагогических технологий, в том числе проектированию индивидуальных образовательных маршрутов.

Проблемам подготовки педагогов к применению личностно-ориентированного подхода к обучению на технологических принципах посвящены работы Е.В. Астаховой [1], Н.М. Жуковой [5], Н.А. Селезневой [13], В.И. Слободчи-кова [14], А.П. Тряпицыной [16] и др. Психолого-педагогические аспекты внедрения личностно-развивающих педагогических технологий в высшем профессиональном образовании освещаются в трудах Ю.В. Корчемкиной, Н.А. Белоусовой, В.П. Мальцева [7], В.В. Лоренц [8], Н.Н. Погребняк [12], И.Э. Унта [17] и др.

Однако несмотря на это, проблема проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов с использованием ресурсов образовательной среды продолжает оставаться актуальной и недостаточно разработанной.

Целью статьи является изучение особенностей проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов с использованием ресурсов образовательной среды.

В исследовании М.Р. Ибляминовой индивидуальная образовательная траектория студента рассматривается как «многогранный феномен, имеющий ключевой смысл в свободе выбора участников образовательного процесса, тем самым создаются адаптивные условия для самоопределения, самореализации и самосовершенствования в условиях образовательного процесса» [6, с. 369].

О.Ю. Еремичева, Т.Н. Кочетова, Е.А. Афанасьева рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как особую форму или способ «студентоцентрированной» организации обучения, которая при этом будет соответствовать

ФГОС высшего образования и учебной программой специальности, и будет направлена на формирование индивидуального стиля самообразования обучающегося и поэтапное овладение необходимыми профессиональными компетенциями в процессе образовательной деятельности [4].

Таким образом, можно констатировать, что в основе проектирования индивидуальной траектории обучения студента лежат принципы индивидуализации, свободы выбора и самообразования.

И.А. Баева, И.В. Кондакова под образовательной средой рассматривают «целостное системно-синергетическое организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным окружением, которое позволяет раскрыть индивидуальность человека» [2, с. 213]. Согласно утверждению Т.Н. Березиной, образовательная среда представляет собой динамическую систему, которая обеспечивает трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению, порождается субъектами педагогических взаимоотношений и влияет на каждого ее участника [3].

Таким образом, образовательная среда - это совокупность целенаправленных психолого-педагогическая процессов, которые содержат специально организованные условия для развития, формирования личности, включения ее в социальное и пространственно-предметное окружение. Индивидуальная образовательная траектория может стать органичной частью образовательной среды современного вуза.

Проектированию индивидуальной образовательной траектории студентов вуза посвящены исследования Р.И. Ибатуллина и Э.С. Анисимо-вой, А.Н. Меньшиковой [9; 18], Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой [10], Т.В. Погодаевой, Л.М. Во-лосниковой, О.В. Огородновой [11], Г.В. Терещука [16].

Исследователями Т.В. Погодаевой, Л.М. Во-лосниковой, О.В. Огородновой рассмотрен опыт проектирования индивидуальной образовательной траектории на примере Тюменского государственного университета. В основу модели легла двухуровневая система: ядро этой системы - перечень обязательных к изучению студентами дисциплин, которые направлены на формирование ключевых универсальных компетенций (цифровая грамотность, критическое мышление, функциональная грамотность, умение работать в междисциплинарных командах, умение принимать решения в условиях неопределенности, адаптивные умения); периферию составили элективные курсы на выбор по пяти основным направлениям обучения. Возможность выбора элективов была предоставлена студентам, начиная с первого курса обучения [11].

«Г.В. Терещук выделил универсальные условия организации индивидуализации обучения студентов [15]:

• разработка системы оценивания, которая бы

позволяла наиболее полно диагностировать

общие и специальные способности и компетенции студента;

• взаимосвязь мониторинга учебных достижений и профессиональной диагностики;

• дифференциация содержания обучения;

• увеличение степени самостоятельности обучающихся в разработке собственных индивидуальных траекторий обучения, внедрение элементов «открытого обучения»;

• усиление консультативно-тьюторской функции преподавателя.

Р.И. Ибатуллин и Э.С. Анисимова рассматривают три направления индивидуальной образовательной траектории [18]:

1. Информативное направление обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории, дающей студенту возможность выбрать содержание образования и его уровень, наиболее соответствующие его способностям, потребностям и интересам;

2. Информативное направление обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории, дающей студенту возможность выбрать содержание образования и его уровень, наиболее соответствующие его способностям, потребностям и интересам;

3. Процессуальное направление рассматривает организационные аспекты образовательного процесса. Благодаря активному использованию современных информационных технологий наиболее актуальным направлением реализации отдельных траекторий является деятельность, ориентированная на информационные технологии. В образовательной деятельности могут быть использованы различные виды информационных технологий, но наиболее популярной среди них является технология электронного обучения.

В исследовании А.Н. Меньшиковой рассматривается опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий на примере Курского государственного политехнического колледжа. В качестве образовательной среды рассмотрен ее конкретный тип - электронная образовательная среда как наиболее, по мнению автора, оптимальная среда для обучения студентов по направлению «Дизайн».

На первом этапе студенты должны были пройти входную диагностику, которая была направлена на изучение их индивидуальных способностей, интересов и мотивации. Это необходимо для индивидуализации маршрута обучения. Далее студенты через личный кабинет получали доступ к основной части учебного курса, а также его дополнительным модулям. Дополнительными модули были созданы для одаренных студентов, а также как факультативные модули для углубленного изучения тех или иных предметов.

Образовательные модули включали в себя теоретические материалы, текстовые и видеолекции с возможностью комментирования, семинары, мастер-классы, документальные материалы, тесты [9].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

и со

Е.В. Неумоева-Колчеданцева освещает опыт разработки индивидуальных образовательных траекторий в КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж», Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета на примере студентов педагогических специальностей. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается автором как один из инструментов интенсификации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов [10].

Индивидуальная образовательная траектория позволяет сформировать определенный профессиональный функционал в соответствии с про-фессиограммой, учебным планом, типом образовательной организации, профессиональным стандартам, актуальным требованиям к уровню компетентности педагога.

Индивидуальная образовательная траектория была внедрена в учебную практику студентов. В соответствии с ней студенты должны были взаимодействовать с разными субъектами в открытом социально-образовательном пространстве: другими педагогами, обучающимися и их родителями. При этом индивидуальная траектория развития студента в период практики рассматривалась как своего рода «персональный путь овладения намеченным функционалом, позволяющий студенту раскрыть и реализовать свой потенциал» [10, с. 36].

По нашему мнению, проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов вуза в общем виде может быть рассмотрено следующем виде:

• изучение нормативно-правовых актов (ФГОС, стандарт специальности и др.)

• анализ реальных потребностей потенциальных работодателей

• мониторинг предпочтений и интересов студентов

• разработка образовательных модулей Таким образом, анализ публикаций показал,

что проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов вуза рассмотрена лишь фрагментарно: представлены единичные примеры внедрения индивидуальной образовательной траектории в практику высшего образовательного учреждения, недостаточно рассмотрен вопрос соответствия индивидуальной образовательной траектории требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, учебных программ, реальных требований потенциальных работодателей, а также возможностям самих студентов и преподавателей вузов.

Были рассмотрены основные компоненты проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов вуза: изучение нормативно-правовых актов (ФГОС, стандарт специальности и др.); анализ реальных потребностей потенциальных работодателей; мониторинг предпочтений и интересов студентов; разработка образовательных модулей (основной и дополнительный блоки).

Литература

1. Астахова Е.В. Система образование: ресурсы и возможности формирования социального доверия // Трансформация социальных функций образования в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф., Харьков, 17-18 февр. 2015 г. Харьков, 2015. С. 62-66.

2. Баева И.А., Кондакова И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Симферополь, 2020. С. 213-221.

3. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897-902.

4. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.

5. Жукова Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 233 с.

6. Ибляминова М.Р. Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа // Изв. Са-рат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. № 4. Т. 8. С. 368-373.

7. Корчемкина Ю.В., Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Применение OLAP-технологий для построения и реализации индивидуальной траектории обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 10. С. 196-200.

8. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2001. 250 с.

9. Меньшикова А.Н. Обеспечение психологически комфортной образовательной среды как предпосылка эффективного формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров // Гуманизация образовательного пространства: материалы межнунар. форума. Саратов, 2020. С. 209-217.

10. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Опыт и перспективы индивидуализации современного педагогического образования в контексте практики // Образовательные технологии. 2019. № 4. С.36-48.

11. Погодаева Т.В., Волосникова Л.М., Огород-нова О.В. Индивидуальные образовательные траектории как фактор повышения конкурентоспособности молодежи // Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона: материалы форума с международным участием. Тюмень, 2019. С. 214220.

12. Погребняк Н.Н. Индивидуальное обучение как форма научной деятельности в системе высшего образования стран ЕС // Науковий ча-сопис НПУ iменi М.П. Драгоманова. Серiя 16: Творча особистють учителя: проблеми теори i практики. 2014. № 23 (33). С. 58-64.

13. Селезнева Н.А. Проблемы реализации компе-тентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3-8.

14. Слободчиков В.И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека // Социальная педагогика. 2014. № 6. С. 77-86.

15. Терещук Г.В. Компетентностный подход в работе педагогического университета // Образование. 2013. № 45. С. 4.

16. Тряпицына А.П. Актуальные задачи исследований общего образования на современном этапе развития университета // Универсум. Universum: вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 29-40.

17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.

18. Ibatullin R.R., Anisimova E.S. Construction of individual educational trajectory of students based on e-learning // 10th International Conference on Application of Information and Communication Technologies (AICT). 2016. pp. 1-4.

DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS USING THE RESOURCES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Shumeyko A.A.

Amur Humanitarian Pedagogical State University

The article is devoted to the consideration of an urgent problem for higher education - the design of individual educational trajectories of students using the resources of the educational environment. The relevance of this issue is due, on the one hand, to the process of general humanization of the education system in general and higher education in particular; on the other hand, there is a need to improve the effectiveness of training specialists based on the introduction of innovative educational technologies and approaches. The theoretical foundations of the individualization of the learning process at the university are considered, the analysis of the experience of designing and implementing individual educational trajectories into the practice of higher education on the basis of Tyumen State University, Governor's Aviation College, Kursk State Polytechnic College, Komsomolsk-on-Amur State University, Amur Humanitarian and Pedagogical State University is presented. It is determined that the key principles of designing individual educational trajectories of students are: independence, freedom of choice and self-education, some conditions for designing individual educational trajectories, as well as their directions, are considered. The conclusion is substantiated that the problem of designing an individual educational trajectory of university students is considered rather fragmentary, isolated examples of the introduction of individual educational trajectories into the practice of a higher educational institution are analyzed.

Keywords: design, individual educational trajectory, educational environment, personality-oriented learning, competencies, university students.

References

1. Astakhova E.V. Education system: resources and opportunities for the formation of social trust // Transformation of social functions of education in the Modern World: Materials of the International Scientific and Practical Conference, Kharkiv, February 17-18, 2015. Kharkiv, 2015. pp. 62-66.

2. Baeva I.A., Kondakova I.A. Psychological safety of the educational environment in the assessments of teachers and college students // Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies. Simferopol, 2020. pp. 213221.

3. Berezina T.N. On the emotional safety of the educational environment // Psychology and psychotechnics. 2013. No. 9. pp. 897-902.

4. Eremicheva O. Yu., Kochetova T.N., Afanasyeva E.A. Professional formation of bachelors: features of educational trajectories of future mathematicians // Baltic Humanitarian Journal. 2016. Vol. 5. No. 3 (16). pp. 125-128.

5. Zhukova N.M. Individualization and differentiation of university students' education: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. M., 2006. 233 p.

6. Iblyaminova M.R. Definition of the content of the concept of "individual educational trajectory" by the method of content analysis // Izv. Sarat. un-ta. Ser. Acmeology of education. Psychology of development. 2019. No. 4. Vol. 8. pp. 368-373.

7. Korchemkina Yu.V., Belousova N.A., V. Maltsev.P. Application based on OLAP technologies for the construction and implementation of an individual trajectory of students // Modern hightech technologies. 2018. No. 10. pp. 196-200.

8. Lorentz V.V. Designing an individual educational route as a condition for preparing a future teacher for professional activity: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Omsk, 2001. 250 p.

9. Menshikova A.N. Providing a psychologically comfortable educational environment as a prerequisite for the effective formation of professional competencies of future designers // Humaniza-tion of educational space: materials of mezhnunar. forum. Saratov, 2020. pp. 209-217.

10. Neumoeva-Kolchedantseva E.V. Experience and prospects of individualization of modern pedagogical education in the context of practice // Educational technologies. 2019. No. 4. pp. 36-48.

11. Pogodaeva T.V., Volosnikova L.M., Ogorodnova O.V. Individual educational trajectories as a factor of increasing the competitiveness of youth // Strategies and practices for the development of inclusive culture in the region: materials of the forum with international participation. Tyumen, 2019. pp. 214-220.

12. Pogrebnyak N.N. Individual training as a form of scientific activity in the higher education system of the EU countries // Naukoviy chasopis NPU imeni M.P. Dragomanova. Series 16: Creativity of the teacher: problems of theory and practice. 2014. No. 23 (33). pp. 58-64.

13. Selezneva N.A. Problems of implementing a competence-based approach to educational outcomes // Higher education in Russia. 2009. No. 8. pp. 3-8.

14. Slobodchikov V.I. Individuality as a way of spiritual being of a person // Social pedagogy. 2014. No. 6. pp. 77-86.

15. Tereshchuk G.V. Competence approach in the work of pedagogical university // Education. 2013. No. 45. p. 4.

16. Tryapitsyna A.P. Actual tasks of general education research at the present stage of university development // The universe. Universe: Bulletin of the Herzen University. 2012. No. 1. pp. 2940.

17. Unt I.E. Individualization and differentiation of education. M.: Pedagogy, 1990. 192 p.

18. Ibatullin R.R., Anisimova E.S. Building an individual educational trajectory of students based on e-learning // 10th International Conference on the Application of Information and Communication Technologies (AICT). 2016. pp. 1-4.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.