Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (на примере учебной практики модуля «Смарт-технологии в физическом образовании»)'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (на примере учебной практики модуля «Смарт-технологии в физическом образовании») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТ-технологии / физическое образование / учебная практика / индивидуальная программа обучения / алгоритм проектирования индивидуальной программы обучения / SMART technology / physical education / educational practice / individual training program / algorithm design individual training program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Наталья Александровна, Карунас Екатерина Владимировна

В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и введения профессионального стандарта педагога, обеспечиваемая путем проектирования и реализации индивидуальной программы обучения по заданному алгоритму. Представлен алгоритм и пошаговое описание деятельности субъектов образовательного процесса при прохождении учебной практики модуля «СМАРТ-технологии в физическом образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Наталья Александровна, Карунас Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN INDIVIDUAL TRAINING PROGRAMS AS A CONDITION OF IMPLEMENTATION OF THE GEF (on the practice of academic practice module «Smart technology in physical education")

In the article the problem of individualization of training in implementing Federal state educational standards of higher education and the introduction of professional standard for teacher provided through the design and implementation of an individual programme of learning for a given algorithm. The algorithm and step-by-step description of activity of subjects of educational process in educational training module "SMART technology in physical education".

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (на примере учебной практики модуля «Смарт-технологии в физическом образовании»)»

УДК 378.147

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(на примере учебной практики модуля «Смарт-технологии в физическом образовании»)

Н.А. Баринова, Е.В. Карунас1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и введения профессионального стандарта педагога, обеспечиваемая путем проектирования и реализации индивидуальной программы обучения по заданному алгоритму. Представлен алгоритм и пошаговое описание деятельности субъектов образовательного процесса при прохождении учебной практики модуля «СМАРТ-технологии в физическом образовании».

Ключевые слова: СМАРТ-технологии, физическое образование, учебная практика, индивидуальная программа обучения, алгоритм проектирования индивидуальной программы обучения

DESIGN INDIVIDUAL TRAINING PROGRAMS

AS A CONDITION OF IMPLEMENTATION OF THE GEF

(on the practice of academic practice module «Smart technology in physical education")

N.A. Barinova, E.V. Karunas

Abstract: In the article the problem of individualization of training in implementing Federal state educational standards of higher education and the introduction of professional standard for teacher provided through the design and implementation of an individual programme of learning for a given algorithm. The algorithm and step-by-step description of activity of subjects of educational process in educational training module "SMART technology in physical education".

Keywords: SMART technology, physical education, educational practice, individual training program, algorithm design individual training program

Внедрение новых образовательных стандартов, модернизация и гуманизация современного образования предоставляют преподавателям возможность активно применять различные образовательные технологии, которые способствуют созданию развивающей образовательной среды необходимой для полноценного раскрытия потенциала каждого обучающегося, развития его особенностей и способностей. Каждый обучающийся получает возможность освоения образовательной программы в собственном темпе и режиме работы, в соответствии с особенностями развития, склонностями к конкретной предметной области, уровню образования, то есть может обучаться по индивидуальной программе обучения.

Под индивидуальной программой обучения (ИПО) мы понимаем гибко адаптированную под конкретного обучающегося и способствующую развитию его личностного потенциала целостную педагогическую систему, включающую целевой, когнитивный, технологический, диагностический, результативный компоненты. Индивидуальная программа обучения выполняет следующие функции: нормативную (обязательна для выполнения в полном объеме);

целеполагания (определяет цели и ценности); содержательную (определяет состав элементов содержания образования); процессуальную (определяет логически последовательное усвоение элементов содержания образования, методы, формы и средства, условия обучения); оценочную (определяет уровень усвоения элементов содержания образования и критерии освоения индивидуальной программы обучения).

К индивидуальной программе обучения предъявляются следующие дидактические требования: полнота, конкретность, процессуальный характер, научность, унификация и дифференциация, мобильность, стабильность и динамичность. Индивидуальная программа обучения представляет собой проект развития обучающегося, поэтому она строится по законам проектной методики [7]. Таким образом, сущностные характеристики индивидуальной

программы обучения - это целостность, непрерывность, цикличность, возрастосообразность, вариативность, субъектность.

Для эффективности проектирования и реализации индивидуальной программы обучения необходимо прохождение ряда этапов, которые целесообразно представить в виде пошагового алгоритма. (Алгоритм - всякое точное предписание, которое задает вычислительный процесс, начинающийся с производного исходного данного и направленный на получение полностью определенного этим исходным результата [5]). Алгоритм должен удовлетворять следующим признакам: детерминированность (в каждый момент времени следующий шаг работы

однозначно определяется состоянием исполнителя; алгоритм выдаёт один и тот же результат (ответ) для одних и тех же исходных данных); понятность (алгоритм должен включать только команды из заранее оговоренной системы команд исполнителя); завершаемость, или конечность (при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов); массовость (алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных) [5].

В алгоритме проектирования и реализации программы обучения можно выделить три основных блока, в каждом из которых необходимо выполнить несколько шагов: выбор типа проектирования или вида активности обучающегося, проектирование (построение) и реализация индивидуальной программы обучения (ИПО) [1,3,4]. Рассмотрим данный алгоритм на примере проектирования и реализации индивидуальной программы обучения по учебной практике модуля «СМАРТ-технологии в физическом образовании», которая является составной частью профессиональной образовательной программы, предусмотренной ФГОС ВО 44.03.01 Профиль «Физика», а также итогом изучения данного модуля.

Основными целями учебной практики являются получение обучающимися первичных профессиональных знаний; закрепление, развитие и совершенствование первичных теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения модуля «СМАРТ-технологии в физическом образовании»; приобретение профессиональных навыков и умений в сфере ИКТ-технологий в образовании. В результате прохождения учебной практики студент овладевает следующими видами профессиональной деятельности: выполнение работ по разработке применению электронного образовательного контента и технологий дистанционного обучения; формирование общекультурных ОК-3 и профессиональных компетенций ПК-2 (способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве ОК-3; способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2) [6].

Учебная практика базируется на освоении следующих дисциплин: «Интерактивные средства обучения», «Организация электронной среды обучения», «Технологии создания электронного образовательного контента», «Основы дистанционного обучения», предшествует изучению дисциплин профессиональной базовой части профессионального цикла, а также производственной (педагогической) и преддипломной практики. Общая трудоемкость учебной практики составляет три зачетных единиц, 108 часов. Содержательная составляющая практики предполагает разбиение на четыре раздела: проектирование электронного курса для ДО (1.1. Выбор учебной дисциплины/раздела для разработки электронного курса для ДО. Разработка структуры электронного курса. 1.2. Отбор содержания учебного материала, его структурирование и представление в электронной форме. Обязательными блоками курса являются лекционный, практический, контрольно-диагностический блоки в режиме онлайн и офлайн. 1.3. Разработка электронного образовательного контента, отобранного учебного материала и подготовка необходимого наглядного и лабораторного оборудования. 1.4. Дизайнерское оформление электронного курса); техническая поддержка электронного курса (2.1. Подготовка электронной площадки для размещения электронного курса в сети интернет, разработка инструкций по работе с ресурсом. 2.2. Размещение в сети интернет, информационное наполнение сайта, регистрация пользователей. 2.3. Осуществление технической поддержки пользователей сайта, исправление выявленных ошибок); методическое сопровождение (3.1. Разработка методических рекомендаций пользователям курса. 3.2. Апробация разработанного и размещенного курса на группе пользователей не менее); защита разработанного электронного курса/проекта).

Выбор типа активности обучающихся в проектировании ИПО - первый блок, который включает два шага [2]. Шаг первый - диагностика уровня готовности обучающегося к проектированию ИПО, которая проводится с помощью тестирования или задания для выявления регулятивных и познавательных умений и навыков.

Например, обучающимся на этом этапе, предлагается охарактеризовать или перечислить свои главные успехи-дела-проблемы-интересы, связанные с тематикой учебной практики. Также они анализируют предлагаемую программу курса, конкретизируя свое знание-незнание по указанным темам и заполняют таблицу (Табл. 1).

Таблица 1. Анализ программы курса

Наименования раздела/этапа учебной практики Я знаю и умею, что (как...) Я не знаю, что (как.), не умею

Проектирование электронного курса для ДО Знаю общую теорию по проблеме, достаточно владею методами проектирования электронного курса... Мало знаком с нестандартными способами структурирования содержания учебного материала...

Техническая поддержка электронного курса

Методическое сопровождение

Выполненные задания оцениваются по бально -рейтинговой системе. При нуле баллов, что может быть связано с технической ошибкой или форс-мажорными обстоятельствами, необходимо вернуться к первому шагу, и если данный результат повторяется, то необходимо обратиться к организатору для изменения средств диагностики. При получении результата, не равного нулю, можно переходить ко второму шагу. На втором шаге в соответствии с уровнем готовности к проектированию ИПО выбирается степень включения обучающегося в проектирование ИПО: если уровень готовности к

проектированию ИПО обучающегося низкий, проектирование ИПО осуществляет преподаватель, обучающийся лишь знакомиться с особенностями ИПО. Если уровень готовности обучающегося средний, то проектирование ИПО осуществляется обучающимся совместно с преподавателем. Если уровень высокий, то обучающийся осуществляет самостоятельное проектирование ИПО под руководством преподавателя.

Шаг третий - это первый шаг проектирования системы ИПО - постановка системообразующего элемента - цели (целеполагания). В качестве задания студенту предлагается определить и записать собственные смыслы (зачем?) и цели участия в курсе (ожидаемый результат) с учетом своего опыта работы по тематике курса, следующее задание предполагает сформулировать свои вопросы коллегам по теме курса (источником вопросов являются реальные потребности автора; цель вопросов - начать обсуждение проблематики курса в режиме телеконференции). Далее переходим к следующему -четвертому шагу, на котором происходит отбор содержания обучения, на котором реализуется содержание этапов учебной практике. Если содержание обучения удовлетворяет поставленной цели, то переходим к пятому шагу, если нет - возвращаемся к целеполаганию.

На пятом шаге отбираем методы обучения. Если выбранные методы удовлетворяют поставленной цели и содержанию обучения, то выбираем адекватные потребностям и возможностям обучающегося организационные формы обучения (шестой шаг), в зависимости от включенности в проектирование ИПО обучающийся выполняет предложенные задания по курсу учебной практике индивидуально, в паре, группе и отбирает активные, интерактивные, проблемные методы обучения. Иначе возвращаемся к целеполаганию или отбору содержания обучения.

Если выбранные организационные формы обучения согласуются с целями, содержанием и методами обучения, то переходим к проектированию результатов (определению критериев, показателей, уровней реализации ИПО). Иначе возвращаемся к отбору организационных форм обучения.

Следующие шаги алгоритма (восьмой, девятый) относятся непосредственно к блоку реализации ИПО. Если результат реализации ИПО не соответствует поставленной цели, то начинаем корректировать программу с момента постановки цели. Если результат реализации ИПО соответствует заявленной цели, то проектируем ИПО для следующего этапа обучения.

Стоит отметить, что после апробации программы учебной практике по модулю «СМАРТ-технологии в физическом образовании» необходимо будет внести коррективы на основе диагностики результатов прохождения данной практики. При организации учебной деятельности обучающегося необходимо включение его в процесс освоения новых знаний, умений, навыков и способов деятельности, в процессе ценностного самоопределения, выработки собственной технологии в образовании при обучении по различным программам обучения. С учетом этого предполагается предоставление свободы выбора собственного образовательного маршрута, овладение умениями строить программы собственного развития в постоянно меняющихся условиях.

Литература:

1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов пед. бакалавриата, педагогов-практиков / Е.С.Заир-Бек. - СПб.: РГПУ, 1995. - 234с.

2. Образовательная программа - маршрут ученика: часть 1 / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПб., 2000. -228с.

3. Образовательная программа маршрут ученика: часть 2 / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПб: ЮИПК, 1998. - 118с.

4. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учебное пособие / В.Е. Родионов. -СПб., 1996. - 190с.

5. Российский энциклопедический словарь: [В 2 кн.] / А.М.Прохоров. - М. : Большая рос. энцикл., Кн. 1: А - Н., 2000. - 1023с.

6. Федеральный государственный стандарт Высшего образования [Электронный ресурс] / режим

доступа www. URL: http://

http://www.herzen. spb.ru/main/structure/others/umu/OSIP/umudoc/13 92204362/13 92619641/

7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383с.

References:

1. Zair-Bek E.S. Osnovy pedagogicheskogo proektirovanija: ucheb. posobie dlja studentov ped. bakalavriata, pedagogov-praktikov / E.S. Zair-Bek. - SPb.: RGPU, 1995. - 234s.

2. Obrazovatel'naja programma - marshrut uchenika: chast' 1 / Pod red. A.P.Tijapicynoj. - SPb., 2000. - 228s.

3. Obrazovatel'naja programma marshrut uchenika: chast' 2 / Pod red. A.P.Tijapicynoj. - SPb: JuIPK, 1998. -118s.

4. Rodionov V.E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoe posobie / V.E. Rodionov. - SPb., 1996. - 190s.

5. Rossijskij jenciklopedicheskij slovar': [V 2 kn.] / A.M.Prohorov. - M. : Bol'shaja ros. jencikl., Kn. 1: A - N., 2000. - 1023s.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart Vysshego obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / rezhim dostupa www. URL: http:// http://www.herzen.spb.ru /main/structure/others/umu/OSIP/umudoc/1392204362/1392619641/

7. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obuchenija. Kak obuchat' vseh po-raznomu?: posobie dlja uchitelja/ A.V. Hutorskoj. - M.: VLADOS-PRESS, 2005. - 383s.

Сведения об авторах:

Баринова Наталья Александровна (г.Уфа), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры программирования и вычислительной математики, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Карунас Екатерина Владимировна (г.Уфа), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры программирования и вычислительной математики, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Information on authors:

Barinova N.A. (Ufa), candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chair of

programming and computational mathematics, Bashkir state pedagogical university.M.Akmulla

Karunas E. V. (Ufa), candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chair of

programming and computational mathematics, Bashkir state pedagogical university.M.Akmulla

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.