Научная статья на тему 'Построение индивидульных образовательных траекторий обучения студентов на основе СМАРТ-технологий в условиях модернизации образования'

Построение индивидульных образовательных траекторий обучения студентов на основе СМАРТ-технологий в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / модернизация педагогического образование / индивидуальная образовательная траектория / СМАРТ-технологии / электронное обучение / Teacher education / modernization of pedagogical education / individual educational trajectory / SMART technology / e-learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов Эдуард Рифович, Баринова Наталья Александровна, Магсумов Ирек Разифович, Яфизова Регина Ахнафовна

Статья направлена на обеспечение реализации возможностей и личного опыта учащихся в условиях деятельностной направленности образования. Внедрение новейших образовательных, информационно-коммуникативных технологий, повышающих производительность труда преподавателей и эффективность учебной деятельности студентов; развитие системы открытого дистанционного образования обуславливают существенное повышение качества образовательной деятельности в вузе. В статье представлен опыт разработки и апробации модуля «СМАРТ-технологии в образовании» в педагогическом вузе в условиях модернизации педагогического образования. Отмечены возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданов Эдуард Рифович, Баринова Наталья Александровна, Магсумов Ирек Разифович, Яфизова Регина Ахнафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS ' TRAINING ON THE BASIS OF SMART TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

This paper is aimed at ensuring the realization of opportunities and personal experience of students in the conditions of activity-oriented education. Introducing the latest in educational, information and communication technologies that increase productivity and efficiency of teachers learning activities of students; development of open and distance education associated with significant improvement of the quality of educational activities at the university. The paper presents the experience of developing and testing the module "SMART Technologies in Education" in pedagogical high school in the modernization of teacher education. The possibility of constructing individual educational paths for students.

Текст научной работы на тему «Построение индивидульных образовательных траекторий обучения студентов на основе СМАРТ-технологий в условиях модернизации образования»

УДК 378.147

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Р.Жданов, Н.А.Баринова, И.Р.Магсумов, Р.А-Яфизова1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: Статья направлена на обеспечение реализации возможностей и личного опыта учащихся в условиях деятельностной направленности образования. Внедрение новейших образовательных,

информационно-коммуникативных технологий, повышающих производительность труда преподавателей и эффективность учебной деятельности студентов; развитие системы открытого дистанционного образования обуславливают существенное повышение качества образовательной деятельности в вузе. В статье представлен опыт разработки и апробации модуля «СМАРТ-технологии в образовании» в педагогическом вузе в условиях модернизации педагогического образования. Отмечены возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для студентов.

Ключевые слова: педагогическое образование, модернизация педагогического образование,

индивидуальная образовательная траектория, СМАРТ-технологии, электронное обучение

THE CONSTRUCTION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF

STUDENTS ' TRAINING ON THE BASIS OF SMART TECHNOLOGIES IN THE

CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

E. R. Zhdanov, N. А.Barinova, I. R. Magsumov, R. A. Yafizova

Abstract: This paper is aimed at ensuring the realization of opportunities and personal experience of students in the conditions of activity-oriented education. Introducing the latest in educational, information and communication technologies that increase productivity and efficiency of teachers learning activities of students; development of open and distance education associated with significant improvement of the quality of educational activities at the university. The paper presents the experience of developing and testing the module "SMART Technologies in Education" in pedagogical high school in the modernization of teacher education. The possibility of constructing individual educational paths for students.

Keywords: Teacher education, modernization of pedagogical education, individual educational trajectory, SMART technology, e-learning

В российской системе образования в последние годы назрела существенная проблема, связанная с тем, что система общего образования существенно опережает систему педагогического образования, подготовка педагогических кадров реализуется с опозданием на несколько лет. Основной причиной данной проблемы является отсутствие навыков применения знания, полученных при изучении предметов и дисциплин в практической деятельности. Данная ситуация обоснована тем, что в настоящее время при построении учебного процесса крайне редко и ограничено используются возможности и личный опыт учащихся, поэтому предопределить ожидаемый результат практически не возможно.

Деятельностная направленность образования, компетентностный подход в повседневной работе школы должны сместить акценты с теоретических знаний на формирование умений и компетентностей. Использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании связывает воедино подходы психодидактики. Эти аспекты должны найти отражение в программе профессиональной подготовке учителей в вузе.

Назревшие проблемы в системе образования предъявляют новые требования и к подготовке педагогических работников. Система образования ставит перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных, творческих, социально-активных и конкурентоспособных, профессионально и информационно мобильных педагогов. Ведь от уровня профессионального мастерства педагогов, их компетентности напрямую зависят результаты социально - экономического и духовного развития общества. Однако существующая система подготовки педагогических работников не в полной мере удовлетворяет этим запросам. Все это послужило толчком для модернизации всей системы образования.

В Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент РФ В.В. Путин отметил, что «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью». Во исполнение этих поручений главы государства, Минобрнауки России реализует комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Одним из них является Проект по модернизации педагогического образования, который направлен на изменение содержания педагогического образования [3].

В основе новой модели подготовки педагогов лежат принципы практико -ориентированной подготовки и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогических кадров равными партнерами становятся вуз и школа, вуз и педагогический колледж.

Другим важным моментом являются кардинальные изменения в системе педагогического образования: многоканальность «входа в педагогическую профессию», организация практики с участием работодателей, допуск к профессиональной деятельности через профессиональный экзамен, ориентация процесса подготовки будущих учителей на профессиональный стандарт педагога [3].

Все это влечет изменения в системе подготовки педагогических кадров в целом, требует решения задач образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку будущих учителей, а это возможно только при систематизированном и оптимальном использовании различных, доказавших свою эффективность инновационных технологий и подходов.

Следующим аспектом программы является внедрение новейших образовательных, ИКТ технологий, повышающих производительность труда преподавателей и эффективность учебной деятельности студентов; развитие системы открытого дистанционного образования. Данная задача выступает существенным аспектом модернизации педагогического образования и способствует ее направленности на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса [2].

Для реализации новых инициатив необходимы новые инновационные методологии, технологи и инструменты, причем все эти педагогические инновации должны базироваться на информационно-коммуникационных технологиях, либо использовать их в своей реализации. Это обосновывается тем, что Россия выходит на инновационную траекторию, поэтом для достижения ощутимого результата используются новые «умные» технологии. В образовании технологии SMART возникли после внедрения в нашу повседневную жизнь различных «умных» устройств, которые облегчают личную жизнь и профессиональную деятельность (смартфон, умный дом, смарткар, смартборд). Понятие SMART предполагает увеличение уровня интеллектуальности устройств для того или иного вида деятельности.

Среди образовательных технологий можно выделить технологии SMART -Education, которая является развитием технологии электронного образования и в русле которых необходимо осуществлять модернизацию педагогического образования [4].

SMART-Education является основой для внедрения новых мобильных технологий, которые смогли бы обеспечить непрерывный доступ к учебной информации, а также возможность переноса и последующей работы программного обеспечения с одной платформы на другую (кроссплатформенность). Проведя анализ современной психолого -педагогической литературы, учитывая все вышеперечисленные требования, предлагаем авторское определения понятия СМАРТ-технологии в образовании - технологии, которые базируются на объединении технических, педагогических ресурсов для осуществления обучения в интерактивной образовательной среде с помощью специально разработанного контента.

Данные технологии обладают всеми характеристиками, необходимыми для решения новых задач: создание и использование различных мотивационных моделей при обучении; постоянная взаимосвязь между требованиями работодателей и содержание образования, автономность преподавателя и учащегося за счет использования мобильных устройств доступа к учебной информации.

Хотелось бы так же остановиться на самом понятии SMART. В переводе с английского языка слово «smart» означает «ловкий, расторопный, находчивый, энергичный, проворный». Однако расшифровав аббревиатуру SMART как Specific Measurable Achievable Realistic/reasonable Time bound - определенный, измеряемый, достижимый, реалистичный, приемлемый, ограниченный во времени, следует, что СМАРТ -технологии это четкий, продуманный процесс, цели которого должны быть измеримы, достижимы конкретными исполнителями и быть реализуемыми в установленное время.

Одной из характеристик обучения на основе СМАРТ-технологий является гибкое обучение с учетом предпочтений и индивидуальных возможностей обучающегося, поддержки индивидуальных траекторий для личностного развития каждого -персонального пути реализации личностного потенциала обучающегося, включающего совокупность его деятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных способностей, проявление стиля его учебной деятельности [1].

Обучение на основе СМАРТ-технологий способствуют творческой самореализации обучающегося, тем самым решая главные задачи современного обучения: освоение обучающимся содержания курса через сопоставление с собственными результатами, выстраивание индивидуальной образовательной траектории с опорой на свои личностные качества и создание учащимся образовательного продукта и отражение результатов в личном документе - портфолио. Стоит отметить, что обучающийся может продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены такие возможности как: выбор оптимальной формы и темпа обучения; применение тех способов учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно опознавание полученных результатов, осуществление оценки и корректировки своей деятельности [5].

При составлении индивидуальной образовательной траектории на основе СМАРТ -технологий для обучающегося важно оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала с целью достичь запланированного результата - изучения, освоения

предложенного материла. В этом случае преподаватель предоставляет обучающемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта. При этом уделяется особое внимание индивидуальным интересам обучающегося, его особенностям учебной деятельности и освоения учебного материала, способов работы с учебным материалом.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный обучающимися продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная рефлексия -обратная связь, позволяющая оценивать, либо вовремя корректировать движение обучающегося по траектории. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, способного планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою учебную деятельность, во многом помогает модульная система обучения.

Модуль «СМАРТ-технологии в образовании» представляет собой учебный курс, разбитый на несколько дисциплин таким образом, что обучающемуся становятся понятны результаты обучения (его достижения). В модуле четко определены цель обучения, задачи, указаны навыки и умения, которыми должен овладеть обучающийся на выходе из модуля. В реализации модуля все заранее запрограммировано: не только определенная

последовательность изучения учебного материала, но и контроль качества его усвоения. Это обусловлено тем, что данный модуль предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучающегося с полными, логически завершенными учебными блоками. Такое построение образовательного процесса основывается на индивидуально-дифференцированном подходе, который позволяет осуществлять самообучение, а также регулировать темп работы и содержание учебного материала.

Изучение модуля «СМАРТ-технологии в образовании» - это четко выстроенная технология. При разработке модуля учитывалось то, что он должен дать обучающемуся совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения модуля обучающийся получает рекомендации преподавателя о дальнейшей работе.

Изучение модуля предусматривает: индивидуальные образовательные траектории; самостоятельное обучение с использованием информационных технологий; методы оценивания образовательного результата; балльно - рейтинговую систему, которая осуществляет непрерывную комплексную оценку качества учебной работы обучающегося и вводится как гибкое и эффективное средство, дающее обучающемуся мотивацию к достижению высоких результатов; портфолио - пакет учебных материалов, представляющий собой результат учебной деятельности по овладению данным модулем.

Модуль «СМАРТ-технологии в образовании» акцентирует внимание на развитие преподавателем умений мотивировать действия обучающегося, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышление с использованием новейших достижений науки и техники.

Таким образом, внедрение СМАРТ-технологий способно обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит обучающимся адаптироваться в условиях постоянно изменяющейся среды, обеспечит переход к активному контенту с помощью единого общего репозитария учебных материалов при наличии интеллектуальной системы поиска - все это ведет к качественным изменениям основных составляющих образовательного процесса, таких как обучение, воспитание и развитие.

Литература:

1. Бакалов В.П. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. М.: Горячая - Телеком Линия, 2008. - 108 с.

2. Концепция модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.mpsu.ru/files/docs/3.1evolution_concept.doc

3. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]/Режим доступа: минобрнауки.рф/проекты /модернизация-педагогического-образования

4. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильной школе. - М.: Академия, 2009. - 400 с.

5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383 с.

References:

1. Bakalov, V.P. Distancionnoe obuchenie. Koncepcija, soderzhanie, upravlenie. M.: Gorjachaja - Telekom Linija, 2008. - 108 s.

2. Koncepcija modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: www.mpsu.ru/files/docs/3.1evolution_concept.doc

3. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: minobrnauki.rf/ proekty/modernizacija-pedagogicheskogo-obrazovanija

4. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie vprofil’noj shkole. -M.: Akademija, 2009. - 400 s.

5. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obuchenija. Kak obuchat' vseh po-raznomu?: Posobie dlja uchitelja. - M.: Izd-vo VLADOS-PRESS, 2005. - 383 s.

Сведения об авторах:

Жданов Эдуард Рифович (г.Уфа), кандидат физико-математических наук, доцент, декан физико-математического факультета, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Баринова Наталья Александровна (г.Уфа), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры программирования и вычислительной математики, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Магсумов Ирек Разифович (г.Уфа), начальник Информационно-технического управления, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Яфизова Регина Ахнафовна (г.Уфа), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры программирования и вычислительной математики, заместитель декана, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Information on authors:

Zhdanov E. R. (Ufa) candidate of physico-mathematical sciences, associate professor, Dean of the faculty of mathematics, Bashkir state pedagogical University.M.Akmulla

Barinova N. A. (Ufa) - candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chair of programming and computational mathematics, Bashkir state pedagogical University.M.Akmulla

Magsumov I. R. (Ufa) - head of Information technology management, Bashkir state pedagogical University.M.Akmulla

Yafizova R.A. (Ufa) - candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer Department of programming and computational mathematics, Deputy Dean, Bashkir state pedagogical University.M.Akmulla

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.