Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальной образовательной программы будущего воспитателя дошкольной образовательной организации'

Проектирование индивидуальной образовательной программы будущего воспитателя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM / ВОСПИТАТЕЛЬ / EDUCATOR / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Валентиновна, Уланова Светлана Львовна, Рябова Екатерина Юрьевна

В данной работе раскрывается процесс индивидуализации обучения в высшей школе, направленный на реализацию личностных качеств бакалавра и его ориентацию на профессиональные потребности в собственной педагогической деятельности на основе рефлексии. Профессиональная компетентность будущего педагога дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность предметных знаний, профессиональных умений и навыков, универсальных способов действий, а также морально-нравственных качеств личности. Сегодня воспитатель не только обладает динамичными знаниями в области развития и воспитания ребенка, но и должен соответствовать требованиям работодателя, быть готовым эффективно и самостоятельно решать профессиональные задачи, адаптироваться к требованиям коллектива и культурным традициям региона. Многообразие профессионально значимых качеств, необходимых воспитателю, определяет требования к их развитию в процессе обучения студента-бакалавра в условиях вуза. Цель данного исследования: рассмотреть теоретические основы проектирования индивидуальной образовательной программы (далее ИОП) профессиональной деятельности будущего воспитателя дошкольной образовательной организации и определить педагогические условия проектирования ИОП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Валентиновна, Уланова Светлана Львовна, Рябова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of an Individual Educational Program of the Future Teacher of Preschool Educational Organization

In this paper, the author reveals the process of individualization of education in higher education, aimed at the implementation of personal qualities of a bachelor and his focus on professional needs in his own pedagogical activity on the basis of reflection. Professional competence of the future teacher of a preschool educational organization is a set of subject knowledge, professional skills, universal ways of action, as well as moral qualities of the individual. Today, the teacher not only has dynamic knowledge in the field of development and education of the child, but also must meet the requirements of the employer, be ready to effectively and independently solve professional problems, adapt to the requirements of the team and cultural traditions of the region. The variety of professionally significant qualities necessary for the teacher determines the requirements for their development in the process of teaching a bachelor student in a University. The purpose of this study: to consider the theoretical foundations of the design of individual educational programs (hereinafter IEP) professional activities of the future teacher of preschool educational organization and to determine the pedagogical conditions of designing IEP.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальной образовательной программы будущего воспитателя дошкольной образовательной организации»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 111-116.

удк 371.13:373.2 н. в. винокурова, с. Л. Уланова, Е. Ю. рябова

Проектирование индивидуальной образовательной программы будущего воспитателя дошкольной образовательной организации

В данной работе раскрывается процесс индивидуализации обучения в высшей школе, направленный на реализацию личностных качеств бакалавра и его ориентацию на профессиональные потребности в собственной педагогической деятельности на основе рефлексии. Профессиональная компетентность будущего педагога дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность предметных знаний, профессиональных умений и навыков, универсальных способов действий, а также морально-нравственных качеств личности. Сегодня воспитатель не только обладает динамичными знаниями в области развития и воспитания ребенка, но и должен соответствовать требованиям работодателя, быть готовым эффективно и самостоятельно решать профессиональные задачи, адаптироваться к требованиям коллектива и культурным традициям региона. Многообразие профессионально значимых качеств, необходимых воспитателю, определяет требования к их развитию в процессе обучения студента-бакалавра в условиях вуза. Цель данного исследования: рассмотреть теоретические основы проектирования индивидуальной образовательной программы (далее ИОП) профессиональной деятельности будущего воспитателя дошкольной образовательной организации и определить педагогические условия проектирования ИОП.

Ключевые слова: педагог дошкольной образовательной организации, высшее образование, проектирование, индивидуальная образовательная программа, воспитатель, педагогический вуз, педагогическая деятельность

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018

No. 4 (34). pp. 111-116. mww ,-iii i-\/ r->

N. v. vinokurova, s. L. ülanova, E. Yu. Ryabova

Design of an Individual Educational Program of the Future Teacher of Preschool Educational Organization

In this paper, the author reveals the process of individualization of education in higher education, aimed at the implementation of personal qualities of a bachelor and his focus on professional needs in his own pedagogical activity on the basis of reflection. Professional competence of the future teacher of a preschool educational organization is a set of subject knowledge, professional skills, universal ways of action, as well as moral qualities of the individual. Today, the teacher not only has dynamic knowledge in the field of development and education of the child, but also must meet the requirements of the employer, be ready to effectively and independently solve professional problems, adapt to the requirements of the team and cultural traditions of the region. The variety of professionally significant qualities necessary for the teacher determines the requirements for their development in the process of teaching a bachelor student in a University. The purpose of this study: to consider the theoretical foundations of the design of individual educational programs (hereinafter IEP) professional activities of the future teacher of preschool educational organization and to determine the pedagogical conditions of designing IEP.

Key words: teacher of preschool educational organization; higher education; design; individual educational program; educator; pedagogical university; pedagogical activity

Введение

оиск эффективных технологий обучения, способствующих повышению качества подготовки педагогических кадров для системы образования, является приоритетным направлением современной образовательной политики Российской Федерации. По мнению большинства исследователей, продуктивность организации образовательного процесса зависит от реализации принципа индивидуализации. Педагогический феномен «индивидуализации» применительно к обучению в вузе заключается в усвоении обучающимися актуальных знаний, умений, навыков на основе активности самого студента, совершающего реальные действия, регулируемые им самим [1; 2]. Иными словами, будущий педагог должен освоить выбранную индивидуальную образовательную программу, которая отвечает его потребностям и возможностям, профессиональным интересам. Очевидно, что помочь сориентироваться в индивидуальных образовательных целях и расставить приоритеты в обучении студенту должен помочь наставник - преподаватель вуза. Организация психолого-педагогической поддержки обучающегося в процессе проектирования ИОП является составляющей реализации технологии тьюторского сопровождения [3; 4].

Основная часть

Понятие индивидуальной образовательной программы разрабатывали Е. А. Александрова, Т. В. Бурлакова, В. Б. Лебединцев, А. В. Хуторской, П. Г. Щедровицкий и другие. Обобщая научную позицию каждого, можно заключить, что индивидуальная образовательная программа рассматривается исследователями как совокупность определенных представлений обучающегося о предлагаемой образовательной деятельности, ее содержании, результатах, технологиях и ситуациях взаимодействия с педагогами и другими участниками учебного процесса. В отдельных исследованиях и научных публикациях последних лет содержательный и технологический аспекты проектирования индивидуальной образовательной программы будущего воспитателя дошкольной образовательной организации не просматриваются, даются лишь краткие представления об индивидуальной образовательной программе, но и они не содержат описания ее построения, сущности в контексте профессиональной подготовки бакалавра профиля «Дошкольное образование». Именно поэтому нами поставлена цель - рассмотреть теоретические основы проектирования индивидуальной образовательной программы ИОП в профессиональной деятельности будущего воспитателя дошкольной образовательной организации и определить пе-

дагогические условия проектирования ИОП будущего педагога дошкольного образования.

Основываясь на материалах справочных изданий, можно сказать, что программа имеет адресное наименование, и может определяться как документ, отражающий план будущей образовательной деятельности, направленной на усвоение способов универсальных учебных действий на основе взаимодействия с тем, кто транслирует передовой практический опыт профессиональной деятельности [5]. Определение понятия «индивидуальная образовательная программа» достаточно широко представлено в современных педагогических исследованиях:

- план - описание построение педагогического процесса в условиях той или иной образовательной системы [6];

- проект учебной деятельности, который создается бакалавром на основе типовых образовательных программ с учетом индивидуальных целей и личностных качеств [7];

- предварительный план, составленный студентом при поддержке педагога-наставника, его образовательной и иной деятельности, направленной на личностное и профессиональное развитие; разработанный с учетом личностных, образовательных и профессиональных интересов, потребностей и запросов обучающегося [8].

Таким образом, в рамках нашего исследования индивидуальная образовательная программа - документ, который регламентируется ФГОС ВО, Профессиональным стандартом педагога и представляет собой комплексную систему взаимодействий преподавателя как наставника и бакалавра по освоению и успешной реализации универсальных способов будущей педагогической деятельности, основанной на личностной характеристике обучающегося, его возможностях, интеллектуальной и познавательной сферы, рефлексии и запросах образовательной организации.

Рассмотрим подходы к проектированию ИОП:

- системно-деятельностный подход (А. Н. Аверьянов, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие) предполагает, что в основе проектирования требований к бакалавру положена взаимосвязь со сферой профессиональной деятельности;

- компетентностный подход (Ю. К. Бабанский, В. А. Болотов, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, А. В. Хуторской и другие) акцентирует внимание на итоге обучения, где в качестве результата рассматривается не усвоенная система знаний, а способность бакалавра действовать в различных ситуациях. Особенность ИОП состоит в переносе акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»);

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 4 (34)

- технологический подход к обучению (В. П. Беспалько, В. И. Данильчук, И. А. Колесников и другие) дает возможность целостного проектирования образовательного (учебного) процесса, отслеживания получаемых результатов, а также его воспроизводимости посредством операционных форм организации деятельности;

- модульный подход предполагает, что целью обучения выступает ряд профессиональных компетенций студента, а средством достижения служит модульное представление содержания и структуры обучения (Ю. В. Голованова, Т. В. Бондарчук, А. Г. Абдуллин) [9; 10].

В рамках нашего исследования концептуальным подходом определяется модульный, который акцентирует внимание на усвоение будущим педагогом дошкольного образования определенной суммы компетенций, выражающихся в способности личности действовать в нестандартных, трудноразрешимых ситуациях гибко и вариативно.

Процесс проектирования индивидуальной образовательной программы также широко представлен в современных педагогических исследованиях, определены различные этапы:

- информационно-аналитический, целепола-гания, содержательно-деятельностный, мониторинга и коррекции [7];

- подготовительный этап, этап программирования индивидуальной образовательной деятельности, этап реализации и контрольно-аналитический этап [11];

- диагностика интересов, возможностей, склонностей, личных и профессиональных планов; анализ материалов диагностики, выявление психологических особенностей; организация работы по составлению ИОП [12].

В рамках данного исследования проектирование ИОП основывается на компонентах педагогической деятельности: мотивационный компонент предполагает изучение потребностей и мотивации студента к получению знаний, формулирование целей обучения; когнитивный компонент раскрывается при освоении содержания ИОП; технологический компонент предполагает реализацию ИОП; рефлексивный компонент способствует анализу, оценке собственной деятельности. Студент получает возможность увидеть важность изучаемых дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности. Проектирование ИОП связано с поэтапностью подготовки бакалавра, с систематичностью формулирования на каждом этапе учебных задач, ориентированных на конечный результат.

Назначение предлагаемой ИОП: самоопределение бакалавра в профессиональной деятельности; иллюстрация перспектив развития в собственной профессиональной деятельности; анализ подходов в решении проблем в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для проектно-ис-

следовательской деятельности обучаемых. Функциональное наполнение ИОП состоит из того содержания, которое необходимо освоить, исходя из деятельности ближайшего периода (инвариантная часть); образовательных задач, поставленных в связи с реальной практикой (вариативная часть); личностных потребностей студентов (вариативная часть); возможности обучать других (вариативная часть); выбора способов и форм освоения; выбора преподавателя; выбора последовательности прохождения учебного материала, то есть маршрута [13].

Проектирование и реализация ИОП бакалавра профиля «Дошкольное образование» осуществляется в рамках деятельности Центра продленного дня при МГПИ им. М. Е. Евсевьева [14]. Подробно индивидуализация профессиональной подготовки бакалавра дошкольного профиля была ранее описана в исследованиях [15; 16]. Этапы проектирования ИОП: прогностика (определение целей разработки ИОП); группировка задач (постановка проблемы и выбор способов ее решения; определение форм работы: групповая или индивидуальная); координирование (обеспечение способов взаимодействия обучающегося и тьютора - преподавателя вуза; определение образовательного пространства реализации ИОП).

Результатом работы явилась разработка универсальной структуры ИОП будущего педагога дошкольного образования:

1) назначение образовательной программы: модель индивидуальной образовательной деятельности обучающегося с учетом личностных особенностей и профессиональных потребностей в проектировании и реализации собственной педагогической деятельности;

2) цель образовательной программы: конструирование индивидуальной программы действий по восприятию и реализации теоретического блока изучаемого раздела образовательного модуля с учетом личностных и познавательных достижений в рамках педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;

3) характеристика ИОП (система заданий в процессе реализации индивидуальной практической деятельности бакалавра; рекомендации по развитию индивидуальных сфер личности; планирование собственной педагогической деятельности с учетом разрешения выявленных трудностей и проблем в личностном развитии; проектирование ИОП);

4) организационно-педагогические условия реализации ИОП (наличие образовательного пространства для работы с детьми дошкольного возраста, использование эффективных классических и авторских технологий развития и обучения видам продуктивной деятельности в группе детей дошкольного возраста, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей; высококвалифицированные педагогические кадры-тьюторы (преподаватели вуза, имеющие практический опыт работы с детьми; эффективные механизмы реализации тьюторской поддержки: тьюториал; образовательное событие; проектная деятельность; педагогические мастерские; мастер-классы);

5) банк оценочных средств, составленный в соответствии с содержанием программы;

6) ожидаемые образовательные результаты освоения образовательной программы должны быть представлены в соответствии целью ИОП.

Педагогические условия проектирования ИОП будущего педагога дошкольного образования:

• возможность свободы выбора индивидуальной образовательной деятельности;

• целевая ориентация на развитие профессиональных компетентностей;

• формирование высокой нравственной позиции бакалавра;

• стимулирование креативной составляющей педагогической деятельности бакалавра;

• технологическое и инновационное обеспечение индивидуального образовательного процесса в педагогическом вузе;

• творческое взаимодействие преподавателя и студента на основе сотрудничества, наставничества, помощи;

• реализация активных и интерактивных форм и методов проведения учебного процесса: система мастер-классов по отработке навыков и умений способов де-

ятельности через упражнения, решения профессионально-педагогических задач, анализ педагогических ситуаций (кейсов).

Заключение

Таким образом, ИОП предусматривает профессиональную подготовку будущего педагога, который владеет профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в сфере дошкольного образования. Поэтому бакалавр в процессе освоения ИОП научится решать сложные многоаспектные профессиональные задачи, составляющие содержание деятельности бакалавра направления подготовки Педагогическое образование профиля Дошкольное образование; сформирует способность и готовность самостоятельно выстраивать карьерную траекторию, профессиональную мобильность; овладеет компетенциями, необходимыми для осуществления собственной профессиональной и исследовательской деятельности.

_Благодарности

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева) по теме «Тью-торское сопровождение профессионального становления бакалавров дошкольного профиля»

литература

1. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2012. 44 с.

2. Абашина В.В., Якоб С.А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 02. С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2016/76019.htm (дата обращения: 22.06.2018).

3. Абрамова И.В., Рябова Н.В. Подготовка студентов педагогического вуза к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивной практики // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 51-55.

4. Ковалева Т.М. Основные схемы тьюторского сопровождения / Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. С. 27-41.

5. Национальная педагогическая энциклопедия [сайт]. URL: http://didacts.ru/termin/programma-individualnaja-pedagogicheskaja.html#item-902 (дата обращения: 21.06.2018).

6. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/soderzhanie-professionalnoy-podgotovki-studentov-buduschih-uchiteley-k-resheniyu-zadach-modernizatsii-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 22.06.2018).

7. Бурлакова Т.В. Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 134-138.

8. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента : анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 39-44.

9. Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437-442. URL https://moluch.ru/archive/59/8492/ (дата обращения: 24.06.2018).

10. Бондарчук Т.В., Абдуллин А.Г. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7559 (дата обращения: 24.06.2018).

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

11. Шао Инцзе Реализация индивидуальной образовательной программы в процессе обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2017. № 2 (76). URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/reaNzatsiya-individualnoy-obrazovatelnoy-programmy-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku (дата обращения: 25.06.2018).

12. Гуремина Н.В. Подходы к составлению индивидуальной образовательной программы как инструмента тьюторского сопровождения студента высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-3. С. 412-413. URL: http://expeducation.ru/ru/article/ view?id=9143 (дата обращения: 19.06.2018).

13. Ильина Н.Ф. Университет непрерывного образования как форма подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности // Методические и теоретические подходы к решению проблем методики образования: сб. ст. Красноярск: Поликом, 2004. С. 36-45.

14. Васенина С.И, Винокурова Н.В., Уланова С.Л. Группа кратковременного пребывания: из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста // Современный детский сад. 2011. № 6. С. 24-27.

15. Винокурова Н.В. Подготовка педагогических кадров для системы дошкольного образования в условиях региона // Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. ст. / под общей редакцией И.И. Соколовой. СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. С. 436-443.

16. Винокурова Н.В., Приходченко Т.Н. Подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 83-87.

references

1. Burlakova T.V. Individualization of professional training of students in modern pedagogical University: author. Diss. Dr. Ped. Sci., Yaroslavl, 2012. 44 p. (in Russian)

2. Abashina V.V., Jacob S.A. Technologies of individualization of professional training of future teacher of preschool education in higher education [Electronic resource]. Scientific-methodical electronic journal ""Concept". 2016. no. 2. pp. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2016/76019.htm (accessed 21 June 2018). (in Russian)

3. Abramova I.V., Ryabova N.B. Preparation of students of pedagogical high school to tutor support in an inclusive practice. Humanities and education. 2016. no. 4 (28). pp. 51-55. (in Russian)

4. Kovaleva T.M. Basic schemes of tutor support / Fundamentals of tutor support in General education. Moscow, Pedagogical University "First of September". 2010. pp. 27-41. (in Russian)

5. National pedagogical encyclopedia [website]. URL: http://didacts.ru/termin/programma-individualnaja-pedagogicheskaja.html#item-902 (accessed 21 June 2018). (in Russian)

6. Tryapitsyna A.P. The Content of professional training of students-future teachers to the solution of problems of modernization of General education [Electronic resource]. Universum: Herzen University Bulletin. 2013. no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-professionalnoy-podgotovki-studentov-buduschih-uchiteley-k-resheniyu-zadach-modernizatsii-obschego-obrazovaniya (accessed 21 June 2018). (in Russian)

7. Burlakova T.V. experience in creating an individual educational program for the study of theoretical disciplines in pedagogical University. Yaroslavl pedagogical Bulletin. 2011. no. 3. Vol. II (Psychological and pedagogical Sciences). pp. 134-138. (in Russian)

8. Shaposhnikova N.Yu. Individual educational trajectory of a student: analysis of interpretations of the concept. Pedagogical education in Russia. 2015. no. 5. pp. 39-44. (in Russian)

9. Golovanova Yu.V. Modularity in education: methods, essence, technologies [Electronic resource]. Young scientist. 2013. no. 12. pp. 437-442. URL https://moluch.ru/archive/59/8492/ (accessed 21 June 2018). (in Russian)

10. Bondarchuk T.V., Abdullin, A.G., Design of individual education programs for students of secondary schools [Electronic resource]. Modern problems of science and education. 2012. no. 6. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=7559 (accessed 21 June 2018). (in Russian)

11. Shao Inze Implementation of an individual educational program in the process of learning Russian [Electronic resource]. Discussion. 2017. no. 2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-individualnoy-obrazovatelnoy-programmy-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku (accessed 21 June 2018).

12. Guremina N.In. Approaches to the preparation of individual educational programs as a tool of tutor support the student's higher education institutions [Electronic resource]. International journal of experimental education. 2015. no. 12-3. pp. 412-413. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9143 (accessed 21 June 2018). (in Russian)

13. Ilina N.F. University of continuing education as a form of training of teachers for innovative activities // Methodical and theoretical approaches to solving problems of education methods: St. Krasnoyarsk, Polikom Publ., 2004. pp. 36-45. (in Russian)

14. Vasenina S.I., Vinokurova N.V., Ulanova S.L. Group of short-term stay: from the experience of working with children of preschool age. Modern kindergarten. 2011. no. 6. pp. 24-27. (in Russian)

15. Vinokurova N.V. The training of teachers for pre-school education in the conditions of the region / Pedagogical education in the States - participants CIS: current problems, concepts, theory and practice: collection of scientific works. art. / under the General editorship of I. I. Sokolova. Saint-Petersburg, FGNU "IPOOL RAO", 2014. P. 436-443. (in Russian)

16. Vinokurova N.V., Prikhodchenko T.N. Training kindergarten teacher: modern requirements and models. Humanities and education. 2016. no. 4 (28). pp. 83-87. (in Russian)

Информация об авторах Винокурова Наталья Валентиновна

(Россия, г. Саранск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: nataljavinokurova@yandex.ru

Уланова Светлана Львовна

(Россия, г. Саранск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры художественного образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: u-lana-@mail.ru

Рябова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Россия, г. Саранск) Студент магистратуры Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: katya_therb@mail.ru

Information about the authors

Natalia V. Vinokurova

(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev E-mail: nataljavinokurova@yandex.ru

Svetlana L. Ulanova

(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Arts Education Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev E-mail: u-lana-@mail.ru

Ekaterina Yu. Ryabova

(Russia, Saransk) Graduate student Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev E-mail: katya_therb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.