Научная статья на тему 'Проектирование и разработка дистанционного курса'

Проектирование и разработка дистанционного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА ПРИЛОЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / DISTANCE COURSE / DESIGN AND DEVELOPMENT PROCESS / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL DESIGN / MULTIMEDIA APPLICATIONS / CONTROL OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Челноков Александр Сергеевич, Максимова Ксения Алексеевна, Лапшина Ирина Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

На сегодняшний день происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных систем. В связи с этим в области образования тоже происходят изменения, часть учебной деятельности переносится в электронную образовательную среду. Происходит популяризация дистанционного обучения. Основной задачей преподавателей становится создание качественных дистанционных учебных курсов, отвечающих запросам обучающихся. Цель статьи изучить и описать процесс проектирование и разработки дистанционных курсов в электронной образовательной среде. В статье рассмотрены разновидности дистанционных курсов по трем основным признакам: способ взаимодействия участников дистанционного курса; способ предоставления учебной информации; способ взаимодействия студентов с содержанием дистанционного курса. Авторами статьи было отмечено, что процесс создания дистанционного курса начинается с педагогического проектирования. Также были приведены требования к форме создания дистанционного курса обучения. В статье была разработана последовательность действий в процессе проектирования и разработки дистанционного курса. Авторами была обозначена роль мультимедиа приложений в рамках дистанционных курсов. Немаловажным элементом разработки дистанционного курса является процесс создания средств контроля учебной деятельности студентов. Наиболее популярным средством контроля знаний в дистанционных курсах выступает тестирование. В результате исследования было выявлено, что проектирование дистанционного курса происходит в несколько этапов с разбивкой дистанционного курса на отдельные модули.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Челноков Александр Сергеевич, Максимова Ксения Алексеевна, Лапшина Ирина Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND DEVELOPMENT OF A DISTANCE COURSE

Today, there is a rapid development of information and communication systems. In this regard, changes are also taking place in the field of education, some of the educational activities are being transferred to the electronic educational environment. Distance learning is being popularized. The main task of teachers is to create high-quality distance learning courses that meet the needs of students. The purpose of the article is to study and describe the process of designing and developing distance courses in an electronic educational environment. The article considers the types of distance courses based on three main features: the way of interaction of participants of the distance course; the way of providing educational information; the way of interaction of students with the content of the distance course. The authors of the article noted that the process of creating a distance course begins with pedagogical design. The requirements for the form of creating a distance learning course were also given. The article developed a sequence of actions in the process of designing and developing a distance course. The authors identified the role of multimedia applications in distance courses. An important element of the development of a distance course is the process of creating tools for monitoring the educational activities of students. The most popular means of knowledge control in distance courses is testing. As a result of the study, it was found that the design of the distance course takes place in several stages with the breakdown of the distance course into separate modules.

Текст научной работы на тему «Проектирование и разработка дистанционного курса»

Razmakhnina Irina Yuryevna, student

(e-mail: irinarazm007@gmail.com; t:89333225509)

Sekatsky Victor Stepanovich, Ph.D., Associate Professor

(e-mail: sekackiy@rambler.ru)

Siberian Federal University, Polytechnic Institute

Russian Federation, 660074, Krasnoyarsk,

st. Academician Kirensky, 26A

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF ФГОС ВО 3+ AND ФГОС ВО 3 ++ ON THE DIRECTION OF PREPARATION «QUALITY MANAGEMENT»

Abstract. The features of the new Federal State Educational Standard for Higher Education in the area of training "Quality Management" are examined. The continuity of federal state educational standards is demonstrated and factors determining the need for their modernization are identified. A comparative analysis of ФГОС ВО 3+ and ФГОС ВО 3 ++ is performed. Changes in the structure and content of the main professional educational master's program, new requirements for the results of its development are analyzed. Keywords. federal state educational standard, competency-based approach, master's program, basic professional educational solution program, quality management.

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА

ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА Челнокова Елена Александровна, к.пед.н. (e-mail: chelnelena@gmail.com) Челноков Александр Сергеевич, магистрант (e-mail: chelnelena@gmail.com) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail:barabinaie@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

На сегодняшний день происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных систем. В связи с этим в области образования тоже происходят изменения, часть учебной деятельности переносится в электронную образовательную среду. Происходит популяризация дистанционного обучения. Основной задачей преподавателей становится создание качественных дистанционных учебных курсов, отвечающих запросам обучающихся. Цель статьи - изучить и описать процесс проектирование и разработки дистанционных курсов в электронной образовательной среде. В статье рассмотрены разновидности дистанционных курсов по трем основным признакам: способ взаимодействия участников дистанционного курса; способ предоставления учебной информации; способ взаимодейст-

вия студентов с содержанием дистанционного курса. Авторами статьи было отмечено, что процесс создания дистанционного курса начинается с педагогического проектирования. Также были приведены требования к форме создания дистанционного курса обучения. В статье была разработана последовательность действий в процессе проектирования и разработки дистанционного курса. Авторами была обозначена роль мультимедиа приложений в рамках дистанционных курсов. Немаловажным элементом разработки дистанционного курса является процесс создания средств контроля учебной деятельности студентов. Наиболее популярным средством контроля знаний в дистанционных курсах выступает тестирование. В результате исследования было выявлено, что проектирование дистанционного курса происходит в несколько этапов с разбивкой дистанционного курса на отдельные модули.

Ключевые слова: дистанционный курс, процесс проектирования и разработки, электронная образовательная среда, педагогическое проектирование, мультимедиа приложения, контроль учебной деятельности, компьютерное тестирование.

В настоящее время происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных систем. В связи с этим в области образования тоже происходят изменения, часть учебной деятельности переносится в электронную образовательную среду. Происходит популяризация дистанционного обучения. Основной задачей преподавателей становится создание качественных дистанционных учебных курсов, отвечающих запросам обучающихся.

Дистанционное обучение в общем виде представляет собой сложную задачу как со стороны организации, так и со стороны педагогического сопровождения, а также с технологической стороны вопроса.

Дистанционные курсы следует различать по трем основным признакам:

- способ взаимодействия студентов и преподавателя (в данном случае занятия в дистанционных курсах могут проходить в форматах самообучения, «один к одному», «один к многим», а также «многие к многим»);

- способ подачи информации (так, дистанционный курс может быть разработан лишь в текстовом формате, в виде игрового курса, с помощью средств справочного типа и т.д.);

- способ взаимодействия студентов с содержанием дистанционного курса (в таком случае дистанционный курс может быть построен в вопросно-ответной форме, в качестве ознакомительного (информационного) курса, курс с возможностью обратной связи, с различными уровнями контроля) [1].

Прежде всего, основную роль в процессе разработки дистанционного курса играет педагогическое проектирование.

Процесс педагогического проектирования является этапом создания основных этапов будущей деятельности преподавателя и студентов.

Дистанционный курс в общем виде представляет собой наглядный пример проекта. Целью создания дистанционного курса выступает организация взаимодействия всех составляющих курса, а также его участников.

Как правило, выделяют следующие основные требования к форме создания дистанционного курса [2]:

- в основе дистанционного курса должна лежать модульная система;

- создание отдельных модулей дистанционного курса должно соответствовать в соответствие с единой формой;

- содержание модулей должно быть построено на основе конкретных педагогических технологий, способствующих процессу самостоятельной деятельности обучающихся;

- модули дистанционного курса должны отражать общую цель создания дистанционного курса, а также содержать несколько вариантов заданий для любого уровня подготовленности студентов;

- модули должны включать тесты входного и итогового контроля для студентов;

- задания в рамках модулей должны содержать объективные критерии оценивания в соответствие с уровнем сложности заданий;

- в рамках создания модуля и его составляющих элементов должны быть разработаны экспертные правила, которые способствовали бы формированию индивидуальных траекторий изучения курса для каждого студента в зависимости от уровня его подготовленности.

Процесс проектирования и разработки дистанционного курса включает в себя такую последовательность действий, как:

- постановка цели и определение задач дистанционного курса;

- в процессе разработки дистанционного курса следует учесть характерные особенности его будущих участников (возраст студентов, направление подготовки, уровень образования и т.д.);

- выбор способов взаимодействия участников курса, продумывание видов и форм занятий в рамках дистанционного курса;

- отбор учебного материала (к данному этапу следует отнести структуризацию учебного материала в соответствие с модулями и элементами курса, структуризация учебного материала непосредственно в электронной среде, где представлен курс);

- создание индивидуальной формы представления каждого учебного модуля курса (сопровождения учебного материала модуля таблицами, смеха-ми, рисунками и т. д.);

- при необходимости создание или поиск необходимых медиафайлов (например, видеороликов, презентаций и т.д.);

- оформление списка использованных источников, вставка гиперссылок при условии использования интернет-ресурсов, создание справочника основных терминов дистанционного курс - глоссария, создание элементов телеконференции и чата для оперативного взаимодействия студентов и преподавателя [3];

- создание системы контроля учебной деятельности студентов (с целью эффективной процедуры контроля знаний студентов необходимо создание, тестов, анкетирования, тем рефератов и отчетов, направлений курсовых работ, аттестационных вопросов и т.д.);

- подготовка учебно-методических изданий с целью изучения дистанционного курса;

- размещение дистанционного курса в электронной учебно-образовательной среде;

- апробация дистанционного курса;

- внесение коррективов при необходимости.

В рамках дистанционного учебного курса всю информацию стоит структурировать в соответствии с уровнями. На первом уровне располагается основная информация, на втором содержится вся дополнительная информация, на третьем - материалы, иллюстрирующие какие-либо данные, а на четвертом - весь справочный материал, список использованных литературных источников, глоссарий и т.д.

Для реализации эффективного процесса обучения посредством использования дистанционных курсов информация курса должна быть представлена в разнообразных формах. Так, например, в дистанционном курсе можно использовать мультимедиа приложения.

Мультимедиа приложения включают в себя файлы аудио- и видеоформатов, авторские интерактивные комментарии, анимационные файлы и пр.

Подобранная преподаватель (автором курса) и переведенная в электронную форму первичная учебная информация (текст, графика и мультимедиа) должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, у студентов была возможность самостоятельно выбирать темп и, в определенных случаях, последовательность изучения материала, а с другой стороны - процесс обучения оставался управляемым [4].

Немаловажным элементом разработки дистанционного курса является процесс создания средств контроля учебной деятельности студентов. Наиболее популярным средством контроля знаний в дистанционных курсах выступает тестирование.

Контроль учебной деятельности студентов посредством компьютерных тестов можно условно разделить на три уровня:

- входной контроль - тесты такого уровня обычно небольшие, вопросы не сложные, они призваны выявить имеющиеся знаний студентов перед началом изучения дистанционного курса;

- общий контроль знаний - такие тесты содержат в себе вопросы различного уровня сложности, разные типы вопросов. Они призваны проверить знаний всей предметной области изучаемого курса, в таких тестах большое количество тестовых заданий;

- «тонкий» контроль знаний - такие тесты, как правило, проводятся сразу после изучения отдельных разделов или модулей дистанционного курса.

Тесты данного типа также состоят из вопросов разного уровня сложности

[5].

В процессе проектирования и разработки дистанционного курса особое внимание стоит уделять процессу взаимодействия преподавателя и обучающихся. Поэтому помимо включения в курс дистанционного обучения тестов следует также тщательно разработать практические задания, проектные работы, которые могут выполнять как индивидуально, так и коллективно под руководством преподавателя. Элементом взаимодействия участников дистанционного курса также могут стать ролевые игры, опросы, онлайн-обсуждения пройденных тем, тематические чаты и телеконференции и т. д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Процесс разработки дистанционного курса начинается с процесса педагогического проектирования. Проектирование дистанционного курса происходит в несколько этапов с разбивкой дистанционного курса на отдельные модули. Основным средством контроля учебной деятельности студентов в процессе изучения дистанционного курса является компьютерное тестирование.

Список литературы

1. Кириллова И.К., Сорокина О.А.Развитие мотивации достижения студентов вуза // Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. №3. С 3.

4. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences

(e-mail: chelnelena@gmail.comj,

Chelnokov Alexander Sergeevich, undergraduate

(e-mail: chelnelena@gmail.comj,

Maksimova KseniaAlekseevna, student

(e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru),

Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate

(e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru),

Barabina Irina Evgenievna, undergraduate

(e-mail:barabinaie@gmail.com),

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia DESIGN AND DEVELOPMENT OF A DISTANCE COURSE

Abstract. Today, there is a rapid development of information and communication systems. In this regard, changes are also taking place in the field of education, some of the educational activities are being transferred to the electronic educational environment. Distance learning is being popularized. The main task of teachers is to create high-quality distance learning courses that meet the needs of students. The purpose of the article is to study and describe the process of designing and developing distance courses in an electronic educational environment. The article considers the types of distance courses based on three main features: the

way of interaction of participants of the distance course; the way of providing educational information; the way of interaction of students with the content of the distance course. The authors of the article noted that the process of creating a distance course begins with pedagogical design. The requirements for the form of creating a distance learning course were also given. The article developed a sequence of actions in the process of designing and developing a distance course. The authors identified the role of multimedia applications in distance courses. An important element of the development of a distance course is the process of creating tools for monitoring the educational activities of students. The most popular means of knowledge control in distance courses is testing. As a result of the study, it was found that the design of the distance course takes place in several stages with the breakdown of the distance course into separate modules.

Keywords: distance course, design and development process, electronic educational environment, pedagogical design, multimedia applications, control of educational activities, computer testing.

УДК 378

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Челнокова Елена Александровна, к.пед.н. (e-mail: chelnelena@gmail.com) Челноков Александр Сергеевич, магистрант (e-mail: chelnelena@gmail.com) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail:barabinaie@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия Челнокова Е.Александровна, к.пед.н. (e-mail: chelnelena@gmail.com)

На сегодняшний день наблюдается снижение мотивации студентов к процессу обучения. Современным студентам важно получить готовые знания, не прилагая для их усвоения никаких усилий, не вступая в диалог с преподавателем. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать широкий спектр как дидактических, так и организационных средств. Этому может способствовать организация интерактивных лекций в процессе обучения. Цель статьи - раскрыть виды и возможности интерактивной лекции как формы обучения в профессиональном образовании. В статье рассмотрены такие виды интерактивных лекций, как: лекция-визуализация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция «пресс-конференция»; лекция вдвоем. Авторами статьи было отмечено, что основной целью преподавателя при организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.