Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТУРИСТCКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТУРИСТCКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ / ТУРИЗМ / ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНСОРЦИУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Васильевна, Белякова Наталия Юрьевна

Статья посвящена новым векторам подготовки кадров в сфере туризма. Рассмотрение осуществлено в контексте международного опыта, накопленного за последние десятилетия. Также приняты во внимание находящиеся в стадии формирования новые геополитические аспекты развития России. Целью работы является стремление обосновать необходимость создания северного евразийского измерения образования для углубления ЕАЭС интеграции в быстроразвивающихся отраслях экономики, определения инструментов формирования северного евразийского измерения образования в туристской отрасли. Глобальный концепт «обучения в течение всей жизни» рассмотрен применительно к странам ЕАЭС, позиционирующих и продвигающих себя в качестве дестинаций, нуждающихся в кадрах для приема въездных туристов и ориентирующихся в последнем прежде всего на рынки друг друга и трансграничную мобильность. Авторами проанализированы исходные условия и перспективы синхронизации образовательных программ стран ЕАЭС в части туризма, представлены организационные модели подготовки кадров для индустрии туризма, объединяющие вузы нескольких стран. Общие методологические подходы включают в себя системный и синергетический подходы; метод сравнительного исследования; сбор эмпирической информации; понятийно-терминологический анализ, интерпретацию, индуктивное обобщение и проблемный метод. Предлагаемые выводы могут использоваться для модернизации системы подготовки специалистов для туристического сектора России и Кыргызстана, дальнейшей активизации развития северного евразийского измерения образования в рамках ЕАЭС интеграции. Также материал статьи может быть использован при разработке курсов повышения квалификации работников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Васильевна, Белякова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE EURASIAN TOURISM EDUCATIONAL SPACE IN THE FACE OF MODERN GEOPOLITICAL CHALLENGES

The article is devoted to the new vectors of education and staff training in tourism industry. It is based on analysis of long-lasting vectors of international and domesticbased tourism education. The author considers some new geopolitical circumstances of Russia in the global world. The aim of the study is to identify the needs of Eurasian dimension in education for deepening the EAEU integration on rapidly growing sectors of the economy, to specify the tools of Eurasian dimension of education development in the tourism industry. The global lifelong learning concept is considered for the country members of the ЕАЕU positioning themselves as international destinations: nowadays they need high-qualified personnel to supply incoming tourist flow including cross-border mobility. The authors analyze the initial conditions and prospects for the synchronization of educational programs of the EAEU countries in terms of tourism; organizational frames for training personnel for the tourism industry, uniting universities of several countries, are presented. The overall methodological framework, used for the purpose of the article include systemic and synergetic approaches; methods of comparative research, collection of empiric data; semantic analysis, interpretation, inductive generalization and problem method. The proposed conclusions can be used to modernization of the training system for the tourism sector of Russia and Kyrgyzstan, for enhancing the development of Eurasian dimension in education within the framework of the EAEU integration.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТУРИСТCКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ»

НОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ

NEW TOURIST CENTERS

УДК 33 EDN: LKXXOJ

DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-145-156

ВАСИЛЬЕВА Елена Васильевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (С.-Петербург, РФ)

доктор экономических наук, профессор; e-mail: vasselena@mail.ru

БЕЛЯКОВА Наталия Юрьевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации (С.-Петербург, РФ)

кандидат исторических наук, тарший научный сотрудник; e-mail: nataliabelyakova@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ

Статья посвящена новым векторам подготовки кадров в сфере туризма. Рассмотрение осуществлено в контексте международного опыта, накопленного за последние десятилетия. Также приняты во внимание находящиеся в стадии формирования новые геополитические аспекты развития России. Целью работы является стремление обосновать необходимость создания северного евразийского измерения образования для углубления ЕАЭС интеграции в быстро-развивающихся отраслях экономики, определения инструментов формирования северного евразийского измерения образования в туристской отрасли. Глобальный концепт «обучения в течение всей жизни» рассмотрен применительно к странам ЕАЭС, позиционирующих и продвигающих себя в качестве дестинаций, нуждающихся в кадрах для приема въездных туристов и ориентирующихся в последнем прежде всего на рынки друг друга и трансграничную мобильность. Авторами проанализированы исходные условия и перспективы синхронизации образовательных программ стран ЕАЭС в части туризма, представлены организационные модели подготовки кадров для индустрии туризма, объединяющие вузы нескольких стран. Общие методологические подходы включают в себя системный и синергетический подходы; метод сравнительного исследования; сбор эмпирической информации; понятийно-терминологический анализ, интерпретацию, индуктивное обобщение и проблемный метод. Предлагаемые выводы могут использоваться для модернизации системы подготовки специалистов для туристического сектора России и Кыргызстана, дальнейшей активизации развития северного евразийского измерения образования в рамках ЕАЭС интеграции. Также материал статьи может быть использован при разработке курсов повышения квалификации работников высшей школы.

Ключевые слова: ЕАЭС, менеджмент образования, маркетинг образования, туризм, Евразийский консорциум

Для цитирования: Васильева Е.В., Белякова Н.Ю. Проектирование евразийского пространства туристского образования в условиях современных геополитических вызовов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т.16. №1. С. 145-156. DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-145-156.

Дата поступления в редакцию: 9 марта 2022 г. Дата утверждения в печать: 15 апреля 2022 г.

UDC ЗЗ EDN: LKXXOJ

DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-145-156

Elena V. VASILIEVA

St. Petersburg University of State Economics (St. Petersburg, Russia) PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor: e-mail: vasselena@mail.ru

Natalia Y. BELYAKOVA

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (St. Petersburg, Russia)

PhD in History, Senior Fellow; ORCID: 0000-0001-6605-8211; e-mail: nataliabelyakova@mail.ru

DESIGNING THE EURASIAN TOURISM EDUCATIONAL SPACE IN THE FACE OF MODERN GEOPOLITICAL CHALLENGES

Abstract. The article is devoted to the new vectors of education and staff training in tourism industry. It is based on analysis of long-lasting vectors of international and domestic-based tourism education. The author considers some new geopolitical circumstances of Russia in the global world. The aim of the study is to identify the needs of Eurasian dimension in education for deepening the EAEU integration on rapidly growing sectors of the economy, to specify the tools of Eurasian dimension of education development in the tourism industry. The global lifelong learning concept is considered for the country members of the ЕАЕU positioning themselves as international destinations: nowadays they need high-qualified personnel to supply incoming tourist flo w including cross-border mobility. The authors analyze the initial conditions and prospects for the synchronization of educational programs of the EAEU countries in terms of tourism; organizational frames for training personnel for the tourism industry, uniting universities of several countries, are presented. The overall methodological framework, used for the purpose of the article include systemic and synergetic approaches; methods of comparative research, collection of empiric data; semantic analysis, interpretation, inductive generalization and problem method. The proposed conclusions can be used to modernization of the training system for the tourism sector of Russia and Kyrgyzstan, for enhancing the development of Eurasian dimension in education within the framework of the EAEU integration.

Keywords: EAEU, education management, talent marketing, tourism, Eurasian œnsorium

Citation: Vasilieva, E. V., & Belyakova, N. Y. (2022). Designing the Eurasian tourism educational space in the face of modern geopolitical challenges. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 16(1), 145-156. doi: 10.24412/1995-04112022-1-145-156. (In Russ.).

Article History

Received 9 March 2022 Accepted 15 April 2022

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2022 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

В отечественной науке с первых лет постсоветской истории развивается концепт «северного евразийского измерения», в рамках которого под разными углами исследуется феномен идеи евразийства в новых исторических условиях [8]. Пытаясь выявить магистральную логику, отметим, что феноменальность видится в попытке преодолеть центростремительные силы мирового глобализма и сохранить единство общих политических, экономических целей и историческую культурную связанность на постсоветском пространстве, используя логику геостратегических парт-нерств (сама по себе логика безусловно глобалистская). С учетом общемирового подъема туризма как доходной статьи стра-нового бюджета в целом частью этой геостратегической логики становится развитие туризма как отрасли экономики. Этот переход от расходной статьи социально ориентированного государства к устойчиво растущему сегменту рыночной экономики, доходность которой сопровождается и мощным социальным эффектом (рабочие места, востребованность культурно-исторического наследия как объектов показа), происходил среди государств СНГ относительно одновременно. Такое почти синхронное переосмысление туризма в качестве перспективной отрасли национальных экономик несколько лет назад привело к росту трансграничных маршрутов и отдельным инициативам по зонтичному бренди-рованию успешно функционирующего пространства экономической интеграции также в качестве дестинации.

Обозначенная коэволюция восприятия туризма как полноценной отрасли экономики, происходящая на всем постсоветском пространстве, получила почти радикальное ускорение в связи с новой геополитической реальностью, абрис которой еще только вырисовывается. Тем не менее, основные векторы этих изменений фиксируются сейчас следующим образом. В контексте рестрикционных мер в отношении России со стороны страна Западной Европы и США (пакеты санкций и иная ограничи-

тельная регуляторика) происходит естественное сближение страны с развивающимися экономиками восточного мира -страны Ближнего Востока, Южная Азия (в первую очередь - Индия), восточноазиат-ский блок (КНР). С этими дестинациями связывается обозримое будущее въездного туризма на территорию РФ. «Восточный разворот» в отношении указанных стран опирается на предшествующую работу в части взаимного развития туризма - от упрощенного въезда на территорию, специальных сервисных программ, учитывающих специфику предпочтений туристов целевых стран, до комплексных маркетинговых кампаний по продвижению России на данных рынках, вывода отдельных российских регионов на национальные туристские маркет-плейсы и др. Активизация взаимодействия с «восточными» рынками-турист-скими донорами обусловлена стремлением компенсировать падение спроса на посещение России со стороны западноевропейских рынков и США.

Особняком в этом «восточном повороте» стоят страны постсоветского пространства Центральной Азии. Так, в Казахстане, Киргизии ситуативный фактор новой геополитической конфигурации и изменение баланса сил первой половины 2022 г. стали продолжением отчетливо наметившегося несколько лет назад тренда по усиление «ближней» геополитической оптики России, укрепление зоны российского влияния вдоль границ. Маркерами этого процесса на протяжении последних лет новые формы экономического сотрудничества, активизация работы Россотрудничества («Русских домов») в части восстановления интереса к русскому языку и культуре, а также активизация туристического обмена между странами.

Многие из перечисленных векторов инициируются в организационном контуре Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и находят отражение в позиционных документах организации1. История создания и развития ЕАЭС - яркий пример тренда на полицентричность, на протяже-

нии двух последних десятилетий группирующих страны мира в разновесные, асимметричные альянсы, в разной степени стремящиеся совместить глобальную и региональную логики развития входящих в них стран. ЕАЭС, в период 2001-2014 гг. функционировавший как Евразийское экономическое сообщество, создавался как международное объединение ряда стран бывшего СССР для эффективной региональной экономической интеграции. В современном многополярном (полицентричном) мире развитие отраслевого сотрудничества России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизской Республики и стран-наблюдателей в рамках ЕАЭС вышло за рамки экономического сотрудничества и затрагивает широкий спектр межгосударственных инициатив. Приращение проектов социогума-нитарной, культурной интеграции, входящих сегодня в сферу официального внимания членов ЕАЭС, произошло не только под влиянием внутренней логики развития стран, тесно связанных друг с другом не только экономически, но и стало выражением глобального тренда на «социализацию финансов» [10, 25].

В реалиях 2022 года страны ЕАЭС становятся принципиальными (а в ряде случаев - безальтернативными) для России партнерами в части поддержания национальной безопасности, компенсации санк-ционных мер и изменения спроса на западноевропейских рынках. Обмен туристами между странами ЕАЭС, подъем которого наблюдался еще в период частичного снятия ограничений в период пандемии, имеет высокие шансы стать долгосрочным трендом. Синхронизация образовательных траекторий и процессов подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства, формирование единых стандартов сервиса

становится фактором успеха нового витка евразийских интеграционных процессов в их туристическом измерении.

Туризм, являясь одним из перспективных направлений евразийского сотрудничества, пока ни в одной из стран ЕАЭС не входит в число приоритетных отраслей национальной экономики [11, 18]. Участники ЕАЭС обеспечивают друг другу львиную долю туристского потока (даже исключая контингент, квалифицируемый в качестве трудовых мигрантов) [4, 24]. При этом глобально страны остаются скорее на позиции доноров для развитых туристских рынков [3], поэтому растущее внимание к туризму как форме диверсификации экономики оправдано. Во-первых, именно здесь сотрудничество может стартовать быстро и продемонстрировать эффективность на уровне прямых контактов турбизнеса стран. Во-вторых, туризм - индустрия, оказывающая прямое косвенное влияние на более чем полусотню связанных отраслей экономики - имеет высокую динамику развития, даже несмотря на свою крайнюю во-латильность, особенно заметной в период пандемии и возникновения новых центров политической напряженности в мире. Дол-госрочность восходящего тренда обеспечивает глобальное высвобождение свободного от работы времени (досуг), распространение новых форматов удаленной работы, позволяющих рассматривать туризм не как ограниченный во времени отдых, а часть «проживания». При том, что туризм относится к числу быстро развивающихся направлений экономической деятельности, оказывающей положительное влияние на инфраструктуру, социально-культурный сектор и качества жизни территории, принципиальным условием развития всех этих позитивных эффектов является обеспечен-

1 «Расширение экономического сотрудничества в области образования и науки с учетом согласованных принципов либерализации торговли услугами, здравоохранения, туризма, спорта в целях обеспечения для граждан государств-членов ЕАЭС доступности современных достижений в данных сферах». Цит. по: Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. 2018 URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ms_10122018

ность отрасли профессиональными кадрами. Предприятия на современном этапе сервисной экономики извлекают основную добавленную стоимость из капитализации своих нематериальных активов - брендов и сервисов, усиливая эффект снижением издержек на капитальное оборудование (шэринг, лизинг и другие гибкие форматы аренды и совместного пользования) и тран-закционных. В туризме конкурентноспоб-ность акторов индустрии (от дестинаций до отдельных бизнегав) и генерируемый ими доход напрямую зависит от качества услуг, бесшовности их предоставления на всем протяжении маршрута. Отсутствие конвенциональной, единой для нескольких территорий, объединенных логикой туристского пути (маршрута, последовательно проживания и др.) в таком случае становится тормозящим фактором. Формирование евразийского измерения туристского образования из желаемой опции становится сегодня актуальной потребностью, осознанной заинтересованными сторонами.

В настоящий момент в рамках ЕАЭС еще не сложилось общих требований к качеству обучения специалистов сферы туризма - хотя де-факто распространение форм «временной аренды» (шэринга) персонала в туризме с каждым годом увеличивается, и «перетекание компетенций» происходит органически [5, 29-30]. Собственно «северное евразийское измерение» все чаще звучит как перспективная макроде-стинация. Артикуляция совместного туристского позиционирования, проработка его на уровне отдельных продуктов и уточенных логических маршрутов (новые полетные программы, автомобильный туризм и др.) - следствие как долгосрочной экономической интеграции стран ЕАЭС, так и ситуативной реакцией туриндустрий членов альянса на изменение целевых туристских рынков в связи с новой политической поляризацией. Насущной становится задача гармонизации требований к качеству

обучения специалистов для туристической отрасли и разработки рекомендаций для построения современной модели туристского образования в рамках ЕАЭС интеграции с привлечением успешных практик международного сотрудничества в сфере образования.

Подходы к синхронизации подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства есть не только в Западной Европе и на пространстве американского континента. Например, Россия и Киргизия имею успешный опыт проектирования общей модели подготовки специалистов туристического сектора, основанной на концепции «обучения в течение всей жизни». Проект «Европейское измерение в квалификациях для туристического сектора экономики России и Киргизстана»2 можно использовать для формирования единых требований к обучению специалистов для отрасли туризма в рамках EAЭС интеграции. В ходе проекта разработаны отраслевая рамка квалификаций (ОТРК) и профессиональные стандарты, которые позволили гармонизировать требования к подготовке специалистов в России и Кыргызстане [1].

Ключевым элементом интеграции образовательных программ, фреймворком для создания единого контура внешних требований к качеству подготовки специалистов является отраслевая туристская рамка квалификаций, которая структурно классифицирует квалификации и дает описание компетенциям для определенных категорий специалистов в ключевых областях туристической деятельности [5]. ОТРК формализует процесс непрерывной актуализации знаний, умений и социальных компетенций по горизонтальной и вертикальной профессиональной траектории, предлагая переход на следующий уровень по мере усложнения решаемых задач [1]. Таким образом профессиональная эволюция специалиста происходит в рамках гибкой индивидуальной профессиональной

2 ERASMUS+ Capacity Building (Project Nr. 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP "European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector / EurDiQ"). URL: http://eurdiq.eu/ru (Accessed on 20.02.2022)

траектории («вертикальном» карьерном развитии; «горизонтальном» овладении смежными компетенциями; «латеральном» движении в сторону интеграции с смежных индустрий др.) [5]. Опосредованно такая гибкость в отношении индивидуальной образовательной траектории делает возможность коэволюции индустрий туризма нескольких стран - на уровне общих стандартов сервиса, в виде расширения ассортимента совместных продуктов, с возможностью совместного позиционирования. Одновременно ОТРК стимулирует отказ от характерного для вузов всего постсоветского пространства, осуществляющих подготовку кадров в туризме, приоритета теории над практикой (по разным оценкам, соотношение составляет примерно 60% к 40%, в том время как в западной практико-ориентированной модели даже в вузах соотношение обратное). [9, 51]. ОТРК в проекте ЕС Erasmus+ Е^ЭЩ для туристического сектора экономики была разработана как инструмент гармонизации европейской, российской и кыргызской рамок квалификации с целью гармоничного перевода базовых принципов квалификационных рамок на язык туристической отрасли с учетом специфики развития туристического сектора экономики России и Кыргыз-стана3. Сегодня отраслевая рамка квалификаций и профессиональные стандарты туристического сектора России и Кыргызстана могут быть использованы для формирования евразийского измерения образования в туризме в рамках ЕАЭС, обеспечивая конкурентоспособность туристического сектора ЕАЭС на глобальном рынке туристских услуг.

Разработанная ОТРК России и Кыргызстана затрагивает основные области деятельности в секторе туризма и индустрии гостеприимства [1]:

• гостиничное дело;

• сектор общественного питания и обслуживания;

• организация и продажа туристических мероприятий и туристских услуг;

• сопровождение туров, организация экскурсий, отдыха и развлечений;

• индустрия встреч: деловой туризм, организация конгрессно-выставочных мероприятий и др.;

• развитие, управление и продвижение туристическими дестинациями.

Содержание ОТРК для каждого квалификационного уровня дает описание совокупности умений, знаний и компетенций, которыми должен обладать специалист, обеспечивающий реализацию конкретной услуги в рамках определенного направления деятельности в туристском секторе экономики [1].

При разработке методологии ОТРК были приняты принципы соответствия рамочным структурам России и Кыргызстана, в числе которых [2]:

• преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

• соответствие национальной системы образования и иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда.

Для того, чтобы гармонизировать требования со стороны национальных и международных стейкхолдеров к формированию квалификационных требований в российскую и кыргызскую отраслевую туристскую рамку квалификации [2] на основе рамочного подхода были включены дескрипторы общих компетенций, умений и знаний, которые раскрываются через показатели профессиональной деятельности, а именно широту полномочий и ответственность, а также сложность деятельности. В этой связи разработанная в ходе проекта EURDIQ отраслевая рамка квалификаций для туристического сектора экономики, может служить базой для гармонизации квалификационных требований стран ЕАЭС, обеспечивая тем самым отраслевую сопоставимость квалификаций

3 EurDiQ Project (2017). URL: http://eurdiq.eu/wp-content/uploads/2017/05/1_Ru-experince-in-SQF-and-QS-de-velopment-eng.pdf (Accessed on 20.02.2022)

в туризме на глобальном и региональном уровнях [1].

Формализация подходов и требований к подготовке специалистов на евразийском пространстве - краеугольный камень процесса гармонизации нормативных документов в сфере туризма, обеспечивающих совместное функционирование туристских индустрий вовлеченных стран. У ОТРК есть и еще один важный эффект. Если синхронизация принципов функционирования и стандартов на уровне туристских индустрий государств может идти разными путями (взаимное упрощение режима туристического въезда, подготовка национальных стратегий развития туризма в единой логике, совместная проектная деятельность общественных организаций в сфере туризма по выработке единых мер поддержки отрасли на евразийском пространстве и формированию совместных турпродуктов), то отраслевая рамка квалификаций - практически незаменимый, безальтернативный вариант дополнения верхнеуровневых, межстрано-вых договоренностей логикой профессиональной эволюции отдельного взятого специалиста.

Разработка ОТРК является практическим выражением концепта непрерывной модели обучения в течение всей жизни в туризме. Ее последовательное применение и встройка в образовательные траектории, проектируемые ключевыми национальными вузами в сфере подготовки кадров для туризма, формирует базу для реализации стратегии развития рынка труда ЕАЭС. Происходит это за счет того, что требования к квалификации специалистов в рамках профессиональных и образовательных стандартов разрабатываются исходя из единого понимания конечного образа будущего - желаемого результата компетенций специалиста и их набора, доступного и рекомендованного для освоения в течение всей профессиональной жизни. ОТРК позволяет разрабатывать процедуры оценки результатов обучения, сертификации и признания квалификаций.

Формирование концепции «обучение в течение всей жизни» в последние десятилетия связано с четвертой промышленной революцией, которая охватила все виды деятельности человека и способствовала появлению новых цифровых и гибридных видов профессиональной и непрофессиональной деятельности для ведения которых у специалистов возникла необходимость быстро приобретать актуальные знания и обновлять профессиональные компетенции [5]. Лиссабонская стратегия в 2000 году определила термин «обучение в течение всей жизни» холистически, включив в него «формальное», «спонтанное» и «неформальное» образование [6]. «Формальное» образование подтверждается документальным свидетельством и обеспечивается образовательными организациями, «неформальное» образование можно подтвердить сертификатами участия в профессиональных мероприятиях вне учебного процесса, в том числе семинарах и конференциях; «спонтанное» образование или знания, полученные в течении повседневной жизни и деятельности возможно подтвердить на практике или в ходе профессиональных экзаменов. Такое гибкое расширенное понимание того, где, как, в каком формате и в каком качестве (обучаемого, передающего опыт наставника, обменивающегося им с коллегами) в постнидустриальном мире происходит формирование, совершенствование, актуализация компетенций особенно актуально в сфере туризма, имеющей ряд исторически сложившихся особенностей удовлетворения запроса отрасли в кадрах - как глобальных, характерных для отрасли в целом, так и национальных. ОТРК и профессиональные стандарты дадут возможность разработать механизм учета и взаимного признания компетенций, полученных в стенах учебного заведения (по профилю; по смежному направлению подготовки); на объектах, связанных с обслуживанием туристов, в отраслях, связанных с туризмом общей ресурсной базой или географией [1].

Применительно к индустрии туризма концепция «обучение в течение всей жизни» позиционно была представлена и введена в научный оборот в конце 1990-х специальной монографией Всемирной туристской организации (ЮНВТО)4. В 1997 году открылся IE University (Instituto de Empresa): этот мадридский частный вуз выступает сегодня основным оператором образовательных программ ЮНВТО, в том числе обширного блока онлайн-курсов. Образовательные продукты университета следуют постулированной ЮНВТО рамке образования в течение всех жизни, выражая ее в концепте «жидкого обучения» (liquid education) - гибких образовательных траекториях5. Гибкость - необходимое условие для образования в течение жизни -обеспечивается за счет микса phygital (онлайн + очное обучение), формирования индивидуальной образовательной траектории, постоянного повышения квалификации в том числе благодаря активностям сообществу выпускников.

Концепция «обучение в течение всей жизни» стала особенно актуальна после пандемии COVID-19, когда почти 100 млн рабочих мест в туризме оказались под угрозой заморозки и/или ликвидации. Несмотря на то, что индустрия туризма - один из крупнейших работодателей планеты, отраслевое образование оказалось не готово быстро ответить на запрос подготовки кадров для «новой реальности» - волатильной среды, успешное трудоустройство в которой требует постоянного дополнения существующих компетенций специальными навыками (от обеспечения новых протоколов безопасности до быстрой переориентации на новые рынки, онлайн-агрегаторы и платформы). В числе общемировых проблем (актуальны также для России и всего

пространства ЕАЭС): более половины занятых в туризме не имеют специального образования (включая краткосрочные курсы); сфера туризма исключена из среднего образования. Развивающие туристическую сферу страны находят разные ответы на этот вызов, при этом все решения отвечают принципу «образования в течение всех жизни». Суммируя варианты решений, можно выделить несколько сценариев знакомства с индустрией туризма вне традиционных треков среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования. Это введение курсов по знакомству с гостеприимством и сферой туризма в программу средней школы (в России зачатки такого подхода содержат уроки краеведения в начальной школе, среди ярких бенчмарков - Республика Татарстан); в период срочной службы (Израиль); целевая подготовка кадров под масштабный туристский национальный проект (Саудовская Аравия для крупнейшего в мире комплексного инвестпроекта Qiddiya).6 Среди традиционных образовательных траекторий наиболее заметные изменения переживает дополнительное профессиональное образование. Курсы повышения квалификации позволяют оперативно «наращивать» актуальные навыки, а вузам, готовящим кадры для индустрии гостеприимства, тестировать образовательные гипотезы, спрос на тематические направления и др. При этом заметная роль отводится партнерствам - внутривузов-ским; сетевым внутри вузов; по линии «вуз - работодатель»; между туристическими департаментами и вузами разных стран, заинтересованных в единых стандартах сервиса и приема туристов в макрорегионах и дестинациях.

Опираясь на международную и рос-

4 Educating the Educators in Tourism (1996). URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/ 9789284401536 (Accessed on 01.02.2022)

5 Laying the Foundation of Tourism Education (2021) URL: https://www.ie.edu/insights/articles/laying-the-foun-dation-of-tourism-education/ (Accessed on 01.02.2022)

6 Future hospitality education after COVID-19 (2022) URL: https://hospitalityinsights.ehl.edu/future-hospitality-education-after-covid-19 (Accessed on 01.02.2022)

сийскую практику можно сделать вывод, что построить общую систему подготовки кадров для туристского сектора ЕАЭС невозможно без развития сетевого сотрудничества. В последнее время особую актуальность приобретает многоуровневая модель непрерывного образования специалистов, интегрирующая деятельность в рамках международного сетевого объединения или альянса знаний ряда разнообразных организаций, в том числе вузов, средне-профессиональных организаций, профессионально-общественных объединений, профессиональных ассоциаций, академических и бизнес-экспертов, аккредагенств и центров по сертификации образовательных программ и специалистов, а также органов государственного управления туристского сектора.

Концепция «обучения в течение всей жизни» в рамках сетевого международного объединения в туризме дает возможность реализовать гибкие образовательные траектории на основе индивидуальных потребностей, сокращая затраты на подготовку и профадаптацию [1]. В ЕС для построения сетевых отраслевых и межотраслевых объединений с целью повышения конкурентоспособности отрасли за счет развития человеческих ресурсов уже реализуется программа грантовой поддержи альянсов компетенций, в 2017 г. на средства гранта ЕС было организовано объединение «The Next Tourism Generation Alliance» (NGT). Система грантовой поддержки отраслевых альянсов в Евразийском образовательном пространстве пока еще не сформирована, поэтому отраслевые образовательные сетевые объединения его участников. В 2019 г. на Евразийском экономическом форуме в Санкт-Петербурге университеты и предприятия России, СНГ и ЕС подписали соглашение о создании Консорциума «Евразийский сетевой институт туризма и конгрессно-выставочной деятельности». На сегодняшний день к консорциуму присоединилось уже более 20 партнеров. Консорциум объединяет в рамках профессиональной

сети образовательные учреждения и организации, занятые в секторе туризма и конгрессно-выставочной деятельности на основании действующего законодательства РФ и Договора о Евразийском экономическом союзе. Развитие консорциума обеспечивает следование принципам образования в течение всей жизни на территории ЕАЭС - макрорегиона, имеющего обоснованные амбиции стать глобальной туристской дестинацией. Деятельность консорциума направлена на кадровое и научное обеспечение, а также совершенствование развития и укрепления профессиональных связей туристического и конгреснно-выставочного сектора экономики государств Евразийского экономического пространства и стран партнеров. Задачи консорциума состоят в осуществлении образовательной деятельности на базе его участников, в т.ч. на основе академической мобильности (или использования дистанционных образовательных технологий) обучающихся и профессорско-преподавательского состава; согласование образовательных программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (в т.ч. с выдачей более одного диплома и других сертификатов, подтверждающих полученные знания, умения и профессиональные компетенции по дополнительному согласованию участников). Одним из важных направлений сотрудничества в рамках консорциума -формирование подходов и механизмов признания результатов обучения и сертификации квалификаций в рамках реализации образовательных программ участников консорциума.

Активная лидерская позиция России в создании консорциума обеспечивает стране ту же роль, которую Россия уже играет в ЕАЭС - интегратора, инициатора совместных изменений в интересах всех участников альянса. Формат консорциума обеспечивает оперативное внедрение принципов образования в течение всех жизни в подготовку туристских кадров на постсоветском пространстве.

Заключение

Развитие туризма на сегодняшний день невозможно без учета глобальных вызовов социально-экономических трансформаций. При этом на фоне глобализации очевидно возрастает роль регионов; стремление стран совместить во внешней политике два подхода, глобальный и региональный, становится основой новых геополитических альянсов в логике полицентричного развития. Водораздел между квази- и подлинно интеграционными формальными и неформальными альянсами проходит по линии мультифакторности сотрудничества: чем шире диапазон областей интеграционных процессов - тем устойчивее межстра-новое объединение. Международный опыт свидетельствует, что расширение логики от экономической к широкой гуманитарной интеграции за счет туризма происходит сравнительно динамично, способствуя гармонизации взаимных интересов. Сервисная экономика способствует устойчивому развитию стран-участников альянсов в части сохранения природного, культурного своеобразия, выступающих в качестве товарного предложения дестинации. В новой геополитической реальности взаимодействие внутри ЕАЭС способно придать российскому рынку туризма дополнительную устойчивость за счет интенсификации обмена туристами, формирования новых протяженных кросс-страновых маршрутов с участием стран союза. Повысить конкурентоспособность стран-членов ЕАЭС, в том числе на отраслевом уровне - в туризме, возможно благодаря формированию региональной политики образования, которая будет обеспечивать социально-экономические потребности евразийской интеграции. Учитывая, что интеллектуальные человеческие ресурсы являются основой для развития туристской отрасли, модель подготовки специалистов можно сформировать как сетевое объединение для развития системы «обучения в течение всей жизни» в рамках евразийского туристического пространства.

Одним из перспективных инструментов евразийской интеграции могут стать грантовые программы для развития сетевого сотрудничества предприятий и образовательных учреждений в сфере профессионального образования. Программа поддержки туристского образования ЕАЭС может быть реализована в рамках консорциума «Евразийский сетевой институт туризма и конгрессно-выставочной деятельности» через реализацию многосторонних проектов в сфере образования евразийских стран, в том числе реализация практико-ориентированных проектов для продвижения знаний о ЕАЭС в рамках туристского образования и организации конгрессно-вы-ставочных мероприятий. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности туристской отрасли ЕАЭС может иметь сетевой проект подготовки кадров для работы в структурах управления туристическим сектором государств-участниц ЕАЭС, СНГ и предприятий, занятых в туристическом секторе экономики государств-участниц ЕАЭС, СНГ.

Одно из перспективных направлений политики образования туристской отрасли в ЕАЭС - развитие нормативно-правового обеспечения отраслевой системы образования на уровне региона, которое должно гармонизировать международные требования и потребности ЕАЭС в подготовке кадров. В этой связи ЕАЭС будет полезен опыт международных проектов России и Киргизии в области формирования отраслевой системы туристского образования. Проектирование евразийского отраслевого образовательного пространства для туристского сектора с использованием рамки квалификаций и профессиональных стандартов позволит учесть тенденции развития глобального туристического рынка и отраслевые требования стран ЕАЭС, что создаст возможность оценить трудовые ресурсы отрасли, а таже обеспечить их конкурентоспособность, повысив качество подготовки специалистов и,обеспечив, признание профессиональных квалификаций на отраслевом уровне в странах ЕАЭС.

Список источников

1. Васильева Е.В., Горбашко Е.А., Останина Е.В. Интернационализация туристского образования в России: опыт проектирования модели подготовки специалистов на основе отраслевой рамки квалификаций // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2019. №4(56). С. 257-262.

2. Васильева Е.В., Останина Е.В. Проектирование модели MICE образования в рамках стратегии развития UNWTO // Вестник Национальной Академии Туризма. 2019. №3(51). С 22-23.

3. Дуйсембаев А.А., Подсухина О.В., Кобетаев Б.Н. Перспективы развития туризма в Республике Казахстан в условиях усиления интеграционных процессов между странами ЕАЭС // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. №39-1. С. 133-139.

4. Каталева К.В. Международный туризм в Российской Федерации: состояние, проблемы, направления развития, внешнеполитические аспекты // Актуальные исследования. 2019. №3(3). С. 21-28.

5. Ковалева Я.С. Особенности подготовки кадров в отрасли туризма // Вопросы науки и образования. 2020. №40(124). С. 25-35.

6. Олейникова О.Н., Муравьева А.С., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни и профессиональное образование. М., 2009.

7. Олейникова О.Н. Предпосылки формирования и назначение национальной системы квалификаций // Образование и наука. 2014. №5(114). C. 4-14.

8. Осипов Ю.М. О евразийской (постсоветской) межгосударственной интеграции // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / Под ред. Ю.М. Осипова, А.Ю. Архи-пова, Е.С. Зотовой. М.; Ростов н/Д., 2014. C. 5-13.

9. Переверзев М.В. Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход // Гуманитарные науки. 2020. №1(49). С 39-52.

10. Рязанов В.Т. Экономический рост в России после кризиса: возможности и ограничения // Евразийское пространство: добрососедство и стратегическое партнерство: Мат. VIII Евразийского экономического форума молодежи (Екатеринбург, 19-21.04.2017). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. Т.1. C. 17-27.

11. Эгамбердиева Г.А. Перспективы развития туристической отрасли в странах-участницах ЕАЭС // Проблемы востоковедения. 2021. №1. С. 16-22.

References

1. Vasilieva, E. V., Gorbashko, E. A., & Ostanina, E. V. (2019). Internacionalizaciya turistskogo obrazovaniya v Rossii: opyt proektirovaniya modeli podgotovki specialistov na osnove otraslevoj ramki kvalifikacij [Internationalization if tourism education in Russia]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 4(56), 257-262. (In Russ.).

2. Vasilieva, E. V., & Ostanina, E. V. (2019). Proektirovanie modeli MICE obrazovanija v ramkah strategii razvitija UNWTO [MICE education model designing in the UNWTO development strategies]. Vestnik National Academy of Tourism [Vestnik Nacional'noj Akademii Turizma], 3 (51), 22-23. (In Russ.).

3. Dujsembaev, A. A., Podsuhina, O. V., & Kobetaev, B. N. (2016). Perspektivy razvitiya turizma v Respublike Kazahstan v usloviyah usileniya integracionnyh processov mezhdu stranami EAES [Perspectives of tourism development in Kazhakhstan Republic considering compliance with integration processes between the EAEU countries]. Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad [Modern tendencies in economics and management: New vision], 39-1, 133-139. (In Russ.).

4. Kataleva, K. V. (2019). Mezhdunarodnyj turizm v Rossijskoj Federacii: sostoyanie, problemy, napravleniya razvitiya, vneshnepoliticheskie aspekty [International tourism of Russian Federation]. Aktual'nye issledovaniya [Actual reseaches], 3(3), 21-28. (In Russ.).

5. Kovaleva, Ya. S. (2020). Osobennosti podgotovka kadrov v otrasli turizma [Specifics of personnel education for the tourism industry]. Voprosy nauki i obrazovaniya [Questions of science and education], 40(124), 25-35. doi: 10.24411/2542-081X-2020-14001. (In Russ.).

6. Oleynikova, O. N., Murav'eva, A. S., & Aksenova, N. M. (2009). Obuchenie v techenie vsej zhizni i professional'noe obrazovanie [Life long learning and professional education]. Moscow: Konyaev IO TK. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Oleynikova, O. N. (2014). Predposylki formirovaniya i naznachenie nacional'noj sistemy kvalifikacij [Prerequisites for developing and implementing the national qualifications systems]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science journal], 5(114), 4-14. doi: 10.17853/1994-5639-2014-5-4-14. (In Russ.).

8. Osipov, Y. M. (2014). O evrazijskoj (postsovetskoj) mezhgosudarstvennoj integracii [About Eurasian (post-Soviet) international integration]. Evrazijskaya integraciya: geostrate-gicheskij aspekt [Eurasian integration: geostrategical approach], 5-13. (In Russ.).

9. Pereverzev, M. V. (2020). Podgotovka kadrov dlya gostinichnogo i turisticheskogo biznesa v Rossijskoj Federacii: sistemnyj podhod [Personnel training for tourism and hospitality]. Gumanitarnye nauki [Humanitarian Sciences], 1(49), 39-52. (In Russ.).

10. Ryazanov, V. T. (2017). Ekonomicheskij rost v Rossii posle krizisa: vozmozhnosti i ograni-cheniya [Economic Growth in Russia after the Crisis: opportunities and limitations]. Ev-razijskoe prostranstvo: dobrososedstvo i strategicheskoe partnerstvo [Eurasian space: good neighborliness and strategic alliances], 1, 17-27. (In Russ.).

11. Egamberdieva, G. A. (2021). Perspektivy razvitiya turisticheskoj otrasli v stranah-uchastnicah EAES [Perspectives of tourism development in EAEU members]. Problemy vostokovedeniya [Problens of Oriental Studies], 91(1), 16-22. doi: 10.24412/2223-0564-2021-1-16-22. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.