Научная статья на тему 'Перспективы развития туристической отрасли в странах-участницах ЕАЭС'

Перспективы развития туристической отрасли в странах-участницах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
641
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / национальная экономика / туристический потенциал / Узбекистан / Концепция по развитию туризма / интеграция / ЕАЭС / tourism / national economy / tourism potential / Uzbekistan / Tourism Development Concept / integration / EEU

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эгамбердиева Гузаль Акрамжановна

В настоящее время туризм превращается в одну из важных составляющих экономической системы стран, способной в перспективе стать локомотивом развития всей национальной экономики. В этой связи усиление интеграционных отношений между приграничными странами определяет ключевые особенности туристских отношений. XXI век характеризуется усилением взаимосвязанности и взаимозависимости национальных экономик. Интеграция стала одним из механизмов, с помощью которого государства стремятся реализовать свои национальные интересы. Наиболее развитой интеграционной группировкой на постсоветском пространстве является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный в январе 2015 года взамен Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью данного исследования является определение туризма, насколько он важен для экономики стран-участниц Евроазиатского Экономического Союза, а также тенденции, которые влияют на туризм в ЕАЭС. В статье предпринята попытка решить следующие задачи: 1. проанализировать проблемы и перспективы развития туризма стран участниц ЕАЭС; 2. Положительные стороны вступления Узбекистана в ЕАЭС для развития туристического потенциала страны. Статья написана на основе достоверных фактических материалов, исследованы интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, особенности национальной экономики стран участниц ЕАЭС и возможные риски. Даны выводы о перспективах развития туризма в странах Евразийского экономического союза, которые будут способствовать взаимному сотрудничеству и государственной политике стран участниц Евразийского экономического союза в вопросах формирования и продвижения туристского продукта, развития разных направлений туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Эгамбердиева Гузаль Акрамжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of the tourism industry in the EEU member states

Currently, tourism is becoming one of the important components of the economic system of countries, which can serve as an engine for the development of the entire national economy in future. In this regard, the strengthening of integration relations between bordering countries determines the key features of tourism relations. The 21st century is characterized by increasing interconnectedness and interdependence of national economies. Integration has become one of the mechanisms by which states seek to achieve their national interests. The most developed integration grouping in the post-Soviet space is the Eurasian Economic Union (EEU) created in January 2015 to replace the Eurasian Economic Community (EEC). The purpose of this investigation is to determine how important tourism is for the economy of the EEU member states as well as the trends that affect tourism in the EEU. The article attempts to solve the following problems: 1. Analyze the problems and prospects for tourism development in the EEU member states; 2. Reveal positive aspects of Uzbekistan's accession to the EEU for the development of the country's tourism potential 3. Make suggestions for further development of the tourism industry and their effective use. This article is written on the basis of reliable factual materials; consideration is given to the integration processes within the EEU, the features of the national economy of the EEU member states and possible risks. Conclusions are given on the development of tourism in the countries of the Eurasian Economic Union, which will contribute to mutual cooperation and state policy of the EEU member states in the issues of formation and promotion of tourism products and development of various areas of tourism.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристической отрасли в странах-участницах ЕАЭС»

ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.24411/2223-0564-2021-10102 Г.А. Эгамбердиева УДК 338.48

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ-УЧАСТНИЦАХ ЕАЭС

Аннотация

В настоящее время туризм превращается в одну из важных составляющих экономической системы стран, способной в перспективе стать локомотивом развития всей национальной экономики. В этой связи усиление интеграционных отношений между приграничными странами определяет ключевые особенности туристских отношений. XXI век характеризуется усилением взаимосвязанности и взаимозависимости национальных экономик. Интеграция стала одним из механизмов, с помощью которого государства стремятся реализовать свои национальные интересы. Наиболее развитой интеграционной группировкой на постсоветском пространстве является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный в январе 2015 года взамен Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью данного исследования является определение туризма, насколько он важен для экономики стран-участниц Евроазиатского Экономического Союза, а также тенденции, которые влияют на туризм в ЕАЭС. В статье предпринята попытка решить следующие задачи: 1. проанализировать проблемы и перспективы развития туризма стран-участниц ЕАЭС; 2. Раскрыть положительные стороны вступления Узбекистана в ЕАЭС для развития туристического потенциала страны. Статья написана на основе дос-товерных фактических материалов, исследованы интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, особенности национальной экономики стран-участниц ЕАЭС и возможные риски. Даны выводы о перспективах развития туризма в странах Евразийского экономического союза, которые будут способствовать взаимному сотрудничеству и государственной политике стран участниц Евразийского экономического союза в вопросах формирования и продвижения туристского продукта, развития разных направлений туризма.

Ключевые слова: туризм, национальная экономика, туристический потенциал, Узбекистан, Концепция по развитию туризма, интеграция, ЕАЭС

Guzal A. Egamberdiyeva

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE EEU MEMBER STATES

Abstract

Currently, tourism is becoming one of the important components of the economic system of countries, which can serve as an engine for the development of the entire national economy in future. In this regard, the strengthening of integration relations between bordering countries determines the key features of tourism relations. The 21st century is characterized by increasing interconnectedness and interdependence of national economies. Integration has become one of the mechanisms by which states seek to achieve their national interests. The most developed integration grouping in the post-Soviet space is the Eurasian Economic Union (EEU) created in January 2015 to replace the Eurasian Economic Community (EEC). The purpose of this investigation is to determine how important tourism is for the

Эгамбердиева Гузаль Акрамжановна, докторант исторического факультета Национального Университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека (Ташкент), e-mail: egamberdiyevag@bk.ru

Guzal A Egamberdieva, Doctoral Candidate of the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek (Tashkent), e-mail: egamberdiyevag@bk.ru

economy of the EEU member states as well as the trends that affect tourism in the EEU. The article attempts to solve the following problems: 1. Analyze the problems and prospects for tourism development in the EEU member states;

2. Reveal positive aspects of Uzbekistan's accession to the EEU for the development of the country's tourism potential

3. Make suggestions for further development of the tourism industry and their effective use. This article is written on the basis of reliable factual materials; consideration is given to the integration processes within the EEU, the features of the national economy of the EEU member states and possible risks. Conclusions are given on the development of tourism in the countries of the Eurasian Economic Union, which will contribute to mutual cooperation and state policy of the EEU member states in the issues of formation and promotion of tourism products and development of various areas of tourism.

Key words: tourism, national economy, tourism potential, Uzbekistan, Tourism Development Concept, integration, EEU

В настоящее время туризм представляет собой сложное массовое явление, которое влияет на экономику многих стран и регионов. Актуальность тематики обусловлена тем, что туризм является высокодоходной отраслью современной мировой экономики, а также влияет на ускорение преобразований и экономическое развитие страны, в частности, регионов. Необходимо отметить, что туристическая отрасль - одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей Узбекистана и вступление нашего государства в Евразийский экономический союз может положительно повлиять на развитие туризма в республике.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой новое, динамично развивающееся международное образование, настроенное на взаимовыгодное сотрудничество. Она начала функционировать как Таможенный союз в 2011 году [2] и функционировать как перспективный экономический союз в 2015 году [5]. Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является серьезным достижением для его членов после распада СССР, государства-члены создавали ЕАЭС на основе определенного понимания своих долгосрочных политических и экономических целей. В этом контексте его основная цель - помочь государствам-членам реализовать потенциал региональных экономических связей, модернизировать национальные экономики и создать условия, необходимые для выхода на мировые рынки. Создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы является главной целью евразийской интеграции. Идеологически выступление первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в марте 1994 г. в Московском государственном университете [13] можно назвать отправной точкой для реализации этого масштабного межгосударственного проекта. Он выдвинул принципиально новую для того времени интеграционную парадигму: скорее в сторону Евразийского союза,

основанного на экономике и общей обороне.

На наш взгляд, Евразийский экономический союз является особым сообществом из-за нескольких факторов.

Во-первых, потому что он формируется в рамках определенного исторического паттерна, а именно чередования сменяющих друг друга двух форм организации евразийского геополитического пространства - единой государственности и системы государств.

Во-вторых, особая комбинация природно-географических, демографических и экономических условий делает ее уникальной. Богатые ресурсы и экономический потенциал евразийского пространства являются важным фактором развития не только данной организации, но и всей мировой экономики.

В-третьих, уникальная евразийская культура оказала и имеет большое влияние на развитие мировой цивилизации, впитала в себя богатое культурное наследие славянских, тюркских и многих других европейских и азиатских этнических групп, проживающих на евразийском пространстве.

Евразийское сообщество обладает широкими возможностями как консультативный, координационный механизм межгосударственных отношений и инструмент содействия равноправному, взаимовыгодному международному сотрудничеству стран-участниц. Все участники придерживаются совпадающих или близких взглядов и позиций по современным вопросам, связанным с деятельностью ЕАЭС. Это означает, что сегодня нет никаких барьеров для активного взаимодействия в таких приоритетных сферах, как экономика, инвестиции, инновации и высокие технологии, альтернативная энергетика и экология, транспорт и связь, туризм, наука и образование, медицина.

Особого внимания заслуживает туристический потенциал территорий стран-участниц

ЕАЭС. Богатые ресурсы для занятия спортивным туризмом и альпинизмом, горнолыжным спортом, значительное количество целебных минеральных источников, большой потенциал для водного туризма, богатейшее культурное наследие, включая памятники древней архитектуры, церкви, традиции - весь этот потенциал для рационального и правильного использования может обеспечить не только общий рост доходов стран-участниц, но и стать основой устойчивого развития их экономики. Каждая страна ЕАЭС имеет свою специфику и преимущества, особую историю и природный потенциал, уникальные туристические объекты, например, горнолыжный курорт Цахкадзор в Армении - вторая Швейцария, маршрут «Великий Шелковый Путь» в Казахстане, Беловежская пуща в Беларуси, удивительные вулканы и национальные парки в Камчатском крае России, знаменитое озеро с морской водой Иссык-Куль в Кыргызстане [1]. Туризм играет важную роль в экономике ЕАЭС и может оказать общее положительное влияние на экономический рост и занятость населения. Туризм также способствует развитию азиатских регионов и, если он является устойчивым, помогает сохранить и преумножить культурное и природное наследие. Индустрия туризма также играет важную роль в обеспечении занятости населения. В особенности, женщин. Доля женщин, занятых в сфере туризма особенно высока в туристических агентствах и туроператорах, а также в секторе размещения и питания.

Стоит отметить, что для всех без исключения государств-членов Евразийского Союза туризм является областью экономики с низким уровнем дохода. Это связано с тем, что страны-участницы обладают значительным ресурсным и промышленным потенциалом. Они сосредоточились на развитии нефтяной, металлургической, машиностроительной и обрабатывающей промышленности, а также агропромышленности, не уделяя должного внимания развитию сферы услуг, особенно, туризма. На наш взгляд, туризм сегодня -это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах стала процветающей отраслью.

В 2002 г. каждое 7-е рабочее место в мире приходилось на туристический бизнес [7]. Согласно прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. число международных прибытий туристов достигнет 1,6

миллиарда и будет продолжать увеличиваться до 2030 г. в среднем на 3% в год, т.е. в 3 раза больше, чем в 2000 г. Ежедневное потребление туристов без учета авиаперевозок возрастет до 5 миллиардов долларов в день [См. офиц. сайт unwto.org]. ЮНВТО не прогнозирует поступления от международного туризма в долгосрочной перспективе, поскольку колебания валютных курсов и инфляция затрудняют такие прогнозы.

Сейчас в контексте евразийской интеграции рост туристических потоков следует связывать не только с выстраиванием качественно новой инфраструктуры, но и с умением создать привлекательную модель развития самого интеграционного объединения. И здесь аналогии с Европейским союзом вполне уместны [4]. Безусловно, Европа - это уникальный музей мира, где чуть ли не каждый город хранит тысячелетнюю историю. Однако и у стран-участниц евразийской интеграции существует множество интересных и живописных мест, которые могут привлекать к себе туристические потоки. Однако в туристической индустрии стран ЕАЭС можно выделить и ряд проблем:

1. некачественный уровень обслуживания, явное завышение цен и их несоответствие качеству предоставляемых услуг для иностранных туристов;

2. неэффективная профессиональная подготовка специалистов по туризму;

3. недостаточный уровень развития системы маркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом и внутреннем рынках;

4. низкая покупательная способность населения, не позволяющая обеспечивать высокую доходность отрасли только за счет внутреннего туризма, оказывающая негативное воздействие на развитие детского, молодежного, спортивного и экологического туризма;

5. конкуренция между странами ЕАЭС за привлечение иностранных туристов;

6. сохранение тенденции к преобладанию выездного туризма над въездным;

7. изменения в структуре семьи (сожительствующие союзы, одинокие родители и т.д.) может также повлиять на потребности и предпочтения будущих туристов, а также на будущие туристические продукты;

8. войны и конфликты, стихийные бедствия, вспышки смертельно опасных инфекционных

заболеваний (к примеру, возникшая в начале 2020 г. коронавирусная инфекция), неопределенная экономическая и политическая ситуация в некоторых странах могут по-прежнему создавать проблемы для туристического сектора, но эти факторы часто непредсказуемы;

9. кроме того, непонятно как в рамках единого рынка услуг будут регулироваться авиаперевозки. У российских гигантов выездного рынка есть свои авиакомпании, и если предположить, что их можно будет завести на рынки Беларуси и Казахстана, Армении и Киргизстана, то это кардинально изменит сложившуюся расстановку сил;

10. туроператоры по внутреннему туризму стран-участниц ЕАЭС, в свою очередь, могут столкнуться с возросшей конкуренцией на своих внутренних рынках в плане экскурсионных услуг и транспорта.

Возникает вопрос: станут ли рынки стран ЕАЭС друг для друга внутренним туризмом? Каким образом туроператоры будут отправлять туристов друг к другу? Ведь это напрямую будет влиять на то, какие финансовые гарантии необходимо будет оформлять туроператорам в странах-участницах, которые будут заниматься, например, приграничным туризмом, не отправляя туристов в дальнее зарубежье.

Исходя из вышесказанного, для повышения эффективности развития туризма в ЕАЭС предлагается следующее:

1. поощрение создания благоприятных условий для развития предприятий в этом секторе;

2. содействие развитию сотрудничества между государствами-членами, в частности, путем обмена передовым опытом;

3. поддерживать, координировать или дополнять действия государств-членов в сфере туризма;

4. содействие развитию устойчивого, ответственного и качественного туризма. Создать «евроазиатский бренд», который мог бы помочь странам-участницам ЕАЭС по направлениям выделиться по сравнению с другими международными туристическими направлениями;

5. поддержать исследования, связанные с туризмом, связанные с туризмом 1Т-продукты (например, мобильные приложения), инновационные туристические услуги в менее благопри-ятствуемых и периферийных регионах. Можно

также финансирование проекта наследия Второй мировой войны: культурного маршрута, который познакомит посетителей с объектами наследия Второй мировой войны;

6. создать виртуальный туризм по местам историко-культурного наследия, по мемориалам ВОВ стран-участников ЕАЭС;

7. развивать инновации и использование информационно-коммуникационных технологий, повышать профессиональную квалификацию и поощрять продление туристического сезона (например, путем координации школьных каникул). Предложить гранты, организовать мероприятия (например, ежегодный Евроазиатский туристический форум), конкурсы и вебинары (веб-семинары, например, по маркетингу туристических компаний в интернете), запустить вебсайты, предоставляющие туристическим операторам сетевые возможности, где проводился бы опрос о предпочтениях туристов.

Как правило, эти проекты и инициативы имеют ключевую тему или цель, но могут также способствовать достижению других целей. Например, последующий туризм для пожилых людей может помочь обездоленным группам населения (например, пожилым людям, молодежи, людям с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченным семьям) для посещения стран-участниц ЕАЭС. Дополнительные цели заключаются в содействии внесезонному туризму, региональному развитию, стимулированию экономического роста, созданию долгосрочных рабочих мест в туристическом секторе и укреплению европейского гражданства. Эти инициативы носят транснациональный характер и поощряют сотрудничество между организациями из разных государств-членов. В целях развития устойчивого туризма ЕАЭС может совместно финансировать разработку культурных маршрутов, которые помогут не только странам участницам ЕАЭС, но и туристам из других стран узнать, как жило местное население в древние времена.

Кроме того, на наш взгляд, ЕАЭС необходимо принять правила о правах пассажиров, путешествующих воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом. Эти правила устанавливают права пассажиров в случае широкого круга ситуаций, таких как задержки, аннулирование, отказ в посадке, потеря или повреждение багажа и несчастные случаи. Они также предоставят пассажирам определенные права, когда

речь заходит об информации о путешествии, бронировании и стоимости билетов. Следует предусмотреть специальную защиту для инвалидов и маломобильных пассажиров.

Следует подчеркнуть, что миграционная политика и политика внутренних дел влияют на туризм, в частности, через инициативы в рамках общей визовой политики ЕАЭС. Визовая политика и туризм тесно связаны между собой. Когда визовые процедуры являются громоздкими, длительными и дорогостоящими, они могут привести к сокращению числа посетителей, приезжающих в Европу. Это, в свою очередь, может снизить вклад туризма в ВВП и оказать более широкое воздействие на заработную плату и занятость в туристическом секторе [6]. Для этого необходимо упрощение и рационализация нормативно-правовой и административной базы туризма.

В современных условиях хозяйствования туризм становится ведущим сектором экономики Узбекистана, рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. Однако в Узбекистане туристская индустрия пока еще не достигла высокого уровня развития, нет необходимой информационной среды, демографических, экономических, социальных и других сведений, необходимых для выработки стратегических подходов к туристской деятельности, и сотрудничество с ЕАЭС является перспективным для Узбекистана для дальнейшего развития туристической отрасли в стране [12, с. 500-502]. Туристическая индустрия предлагает множество возможностей для улучшения качества жизни. Среди них: организация оздоровительного отдыха и санаторно-курортного лечения, обеспечение культурно-досугового спорта, создание новых туристических маршрутов, экскурсии и ознакомительные поездки, развитие спортивного, гастрономического, экологического, этнографического, делового туризма.

Следует отметить, что Узбекистан прорабатывает вопрос налаживания взаимодействия с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), и, конечно, правительство внимательно изучает все плюсы и минусы участия в этой международной организации. Вместе с тем, вопрос о том, в какой форме будет происходить участие Узбекистана в

ЕАЭС - остается открытым.

В Послании Президента парламенту о приоритетных задачах развития страны в 2020 г. [10] была поставлена задача «всесторонне обсудить данный вопрос в палатах парламента и с полной ответственностью высказать свою обоснованную позицию». Вместе с тем важно знать, как участие в ЕАЭС повлияет на все отрасли экономики Узбекистана, в особенности, на развитие туризма, определенного как важный сектор экономики. Задачи и цели, поставленные в Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 г. [См. офиц. сайт шш.^] могут быть достигнуты, в том числе, если мы станем участниками ЕАЭС. Реализация проекта «Шелковой визы» [3], которая будет единой для туристов, путешествующих по странам Центральной Азии, еще раз подтверждает положительную сторону присоединения к ЕАЭС, так как к «азиатскому шенгену» также проявляли интерес Кыргызстан и Таджикистан [9], а казахстанская сторона планирует подключить к нему Азербайджан и Турцию.

Становление Узбекистана государством-участником ЕАЭС имело бы ряд неоспоримых плюсов: доступ к единому рынку товаров, рабочей силы, услуг и капитала, а также к технологическому, транзитно-транспортному и инвестиционному, туристическому потенциалу данного объединения. Медленные темпы принятия решения объясняются тем, что в Узбекистане тщательно взвешивают также возможные издержки такого шага. Вместе с тем получение Узбекистаном статуса наблюдателя стало первым шагом «на пути обретения Узбекистаном полноправного членства в Союзе, когда он будет к этому готов» [11]. Ключевыми областями российско-узбекистанского сопряжения, скорее всего, будут социальная, таможенно-экономическая, экономическая база ЕАЭС и масштабные проекты по линиям транспортной логистики, сотрудничество в различных сферах производства, развитие туризма, образования, медицины, развитие электронной коммерции и, конечно, региональная безопасность.

Вместе с тем можно выделить и риски для внешней политики республики. К примеру, мно-говекторность и попытка дружить одинаково тесно со всеми в условиях глобальной турбулентности, в перспективе может поставить вопрос о геополитическом выборе.

Таким образом, квазиинтеграция Узбекистана и ЕАЭС - это реальность, уже наблюдаемая во множестве сфер, и данная тенденция будет набирать обороты в предстоящее десятилетие.

Необходимо подчеркнуть, что для реализации дальнейшего туристического потенциала странами ЕАЭС предпринимаются следующие меры государственного регулирования на национальном уровне: создание современной инфраструктуры туризма, стимулирование экспорта туристических услуг, упрощение въездного режима, повышение эффективности использования имеющегося природного потенциала. В результате принятых мер в ЕАЭС в туристической отрасли может быть эффективным как для стран-участниц, так и для Узбекистана.

Во-первых, расширение широкого туристического взаимодействия в ЕАЭС, укрепление взаимопонимания между его народами, эти важнейшие цели могут быть достигнуты путем организации международных выставок, фестивалей и конкурсов, путем расширения культурных обменов, сотрудничества между странами и продолжающейся научной деятельности по изучению культурного и природного наследия региона.

Во-вторых, развития межкультурного взаимопонимания. Встреча разных народов и знакомство с другими культурами с помощью туризма играют решающую роль в содействии миру, безопасности и формирование положительной оценки.

В-третьих, помощь в постконфликтном восстановлении. Туризм служит инструментом постконфликтного восстановления во многих нестабильных и конфликтных ситуациях.

Таким образом, оптимистически оценивая перспективы развития туризма в странах ЕАЭС, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти большой путь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беловежская пуща, Цахкадзор Иссык-Куль... Потенциал туризма в ЕАЭС https://www.ritmeurasia. org/news--2015-08-03--belovezhskaja-puscha-cahkadzor-issyk-kul-potencial-turizma-v-eaes-19011 (Дата обращения: 28.03.2020).

2. Виноградов Е.Ю., Коршунов Д.А., Перебоев В.С., Цукарев Т.В. ЕАЭС. Санкт.Петербург: ЦИИ ЕАБР. 2017. 296 с.

3. Все для туризма: предложены проекты визы «Шелковый путь» и «Визы СНГ» // https:// uz.sputniknews.ru/tourism/20190709/11967128/proekty-vizy-Shelkovyy-put-i-vizy-SNG.html (Дата обращения: 15.03.2020).

4. Глазьев С., Чушкин В., Ткачук С. Евросоюз и ЕАЭС: сходство и различие процессов интеграционного строительства. М.: ООО «Викор-Медиа», 2013. 240 c.

5. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // http://docs.cntd.ru/document/420205962 (Дата обращения: 28.03.2020).

6. Европейский опыт для Евразийского Шен-гена // https://ia-centr.ru/experts/viktoriya-ivanchenko/ evropeyskiy-opyt-dlya-evraziyskogo-shengena/ (Дата обращения: 15.03.2020).

7. Квартальное В.А. Туризм. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

8. Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года. Приложение № 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847 // https:// nrm.uz/contentf?doc=602370_&products=1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana (Дата обращения: 20.03.2020).

9. Казахстан предложил Узбекистану создать «азиатский шенген» // https://www.spot.uz/ ru/2018/06/05/silk-visa/ (дата обращения: 23.03.2020).

10. Мирзиеев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису // Правда Востока. 2020. 25 января.

11. Правительство Узбекистана одобрило предложение о вступлении в ЕАЭС в качестве наблюдателя // https://uznews.uz/ru/article/19401 (Дата обращения: 23.03.2020).

12. Расулова Н.Н. Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане // Молодой ученый. 2016. №13 // https://moluch.ru/archive/117/32279/ (Дата обращения: 26.03.2020).

13. См. офиц. сайт: https://www.unwto.org/ (дата обращения: 26.03.2020).

14. Текст выступления опубликован в книге «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1994-1995 гг.». Астана: Деловой мир, 2010. 527 с.

REFERENCES

1. Belovezhskaya Pushcha, Tsakhkadzor, Issyk-kul... potentsial turizma v EEU [Belovezhskaya Pushcha,

Tsakhkadzor, Issyk-kul... Tourism potential in the EEU]. Available at: https://www.ritmeurasia.org/news--2015-08-03--belovezhskaja-puscha-cahkadzor-issyk-kul-potencial-turizma-v-eaes-19011 (accessed March 28, 2020). (in Russ.).

2. Vinogradov, E.Yu., Korshunov, D.A., Pereboev, B.S., Tsukarev, T.B. EAES [Eurasian Economic Union]. St. Petersburg: Tsl EABR, 2017. 296 p. (in Russ.).

3. Vse dlya turizma: predlozheny proektyvizy «Shelkovyy put» i «Vizy SNG [Everything for tourism: «Silk Road» and «CIS Visa» projects have been proposed]. Available at: https://uz.sputniknews.ru/tourism/20190709/11967128/ proekty-vizy-Shelkovyy-put-i-vizy-SNG.html (accessed March 15, 2020). (in Russ.).

4. Glazyev, S., Chushkin, B., Tkachuk, S. Evrosoyuz i EAES: skhodstvo i razlichie protsessov integratsionnogo stroitelstva [The European Union and the EEU: Similarities and differences in the processes of integration construction]. Moscow: Vikor media, 2013. 240 p. (in Russ.).

5. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Treaty on the Eurasian Economic Union]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420205962 (accessed March 28, 2020). (in Russ.).

6. Evropeyskiy opyt dlya Evraziyskogo shengena [European experience for the Eurasian Schengen]. Available at: https://ia-centr.ru/experts/viktoriya-ivanchenko/evropeyskiy-opyt-dlya-evraziyskogo-shengena/ (accessed March 15, 2020). (in Russ.).

7. Kvartalnov, V. Turizm [Tourism]. Moscow: Finansy i statistika, 2002. 320 p. (in Russ.).

8. Kontseptsiya kompleksnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Uzbekistando 2030 goda [Concept of integrated socioeco-

nomic development of the Republic of Uzbekistan until 2030]. Available at: https://nrm. uz/contentf?doc = 6023 70_&products=1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana (accessed March 27, 2020). (in Russ.).

9. Kazakhstanpredlozhil Uzbekistanu sozdat «aziatskiy shengen» [Kazakhstan proposed Uzbekistan to create an «Asian Schengen»]. Available at: https://www.spot.uz/ ru/2018/06/05/silk-visa/ (accessed March 23, 2020). (in Russ.).

10. Mirzieev, Sh.M. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Oliy Majlisu [Message of the President of the Republic of Uzbekistan Oliy Majlis]. Pravda Vostoka -Truth of the East, 2020, January 25. (in Russ.).

11. Pravitelstvo Uzbekistana odobrilo predlozhenie o vstuplenii v EAES v kachestve nablyudatelya [The Government of Uzbekistan approved the proposal to join the EEU as an observer]. Available at: https://uznews.uz/ ru/article/19401 (accessed March 23, 2020). (in Russ.).

12. Rasulova, N. Potentsial i perspektivy razvitiya turizma v Uzbekistane [Potential and prospects for tourism development in Uzbekistan]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2016, no. 13, pp. 500-502. Available at: https://moluch.ru/archive/117/32279/ (accessed March 26, 2020). (in Russ.).

13. Official website: https://www.unwto.org/ (accessed March 26, 2020). (in Russ.).

14. Tekst vystupleniya opublikovan v knige «Pervyy Prezident Respubliki Kazakhstan Nursultan Nazarbaev. Khronika deyatelnosti 1994-1995 гг.» [The text of the speech is published in the book «The first President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbaev. Chronicle of the activities. 1994-1995]. Astana: Delovoy mir, 2010. 527 p. (accessed March 28, 2020). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.