54
15-16 Подача подвижного состава под погрузку МАЗ-6501А - 327 14 835
Итого 822,2 32 113
Если сопоставимых вариантов транспортно -технологических схем несколько с приблизительно равными приведенными затратами, то предпочтение отдается варианту, который обеспечивает сокращение времени доставки; гибкость транспортного процесса; более высокий уровень механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных и складских работ [9, 10].
Таблица 3. Фрагмент технологического проекта перевозки зерновых культур от п. Новониколаевский до элеватора в г. Волгоград самосвальными
автопоездами-зерновозами
1 Характеристика груза
1.2 Способ упаковки, укладки
Перевозка зерна в основном осуществляется насыпью
1.3 Наиболее распространенные виды тары для перевозки данного груза
Способ упаковки Габаритные размеры, мм Масса Масса
Длина ширина высота тары, т места, т
- - - - - -
1.4 Тип кузова подвижного состава, необходимого для перевозки грузов
Самосвальный автопоезд МАЗ-6501А
Параметры Единица измерения Значение параметра
2 Объем перевозок и грузопоток
2.1 Годовой объем перевозок т 2 620
2.2 Объем партии т 40
2.3 Продолжительность перевозки одной партии дн. 1
2.4 Количество партий в год ед. 66
2.7 Стоимость перевозимого груза руб./т 802,8
2.8 Расстояние транспортирования км 312
3 Этап погрузки
3.1 Способ погрузки Механизированный
3.2 Тип погрузочного механизма Шнековый погрузчик
3.6 Себестоимость погрузки руб./т 48
4 Этап разгрузки
4.1 Способ разгрузки Механизированный
4.2 Тип разгрузочного механизма -
4.3 Модель -
4.6 Себестоимость разгрузки руб./т 14
5 Этап транспортирования
5.1 Вид Автомобильный транспорт
5.2 Тип Самосвальный автопоезд
5.3 Модель МАЗ-6501А
5.13 Себестоимость транспортирования руб./т 374
6 Себестоимость перемещения руб./т 436
Для повышения эффективности автомобильных перевозок необходимо осуществлять подготовку процесса перевозки грузов. Процесс подготовки производства предопределяет: что делают, зачем делают, как делают, когда делают, в каких условиях и с какими средствами. Подготовительные процессы являются обязательным структурным элементом любого производства. Отсутствие или недостаточная подготовка процесса перевозки грузов ведет к снижению производительности труда, повышению себестоимости перевозок и т. д. Подготовка процесса перевозки грузов включает в себя экономическую, техническую и организационную подготовку [11, 12, 13, 14, 15, 16].
В табл. 4 приведен расчет стоимости перевозки 1 т груза по маршруту Волгоградская область (Россия) - элеватор в г. Волгоград с использованием автомобильного транспорта для четырех технологических схем.
Таблица 4. Данные для расчета экономического эффекта
Стоимость Количество Стоимость
№ схемы Грузоподъемность автомобильного транспорта, т работ, осуществляемых автомобильным транспортом, руб. ездок для перевозки всей партии зерна, езд. перевозки 1 т автомобильным транспортом, руб./т
1 14,5 22 832 181 1574,6
2 34,8 29 786 75 855,9
3 40 32 113 66 802,8
4 21,1 31 023 124 1470,3
Технологические схемы можно представить из двух частей: первая часть - перевозка от производителей Волгоградской области до элеватора в г. Волгоград автомобильным транспортом; вторая часть - перевозка от элеватора (Волгоград) до порта Анзали в Иран сухогрузным судном.
Вторая часть технологических схем будет у всех одинаковая, и состоит из накопления партии 3000 т, перевалки зерна на сухогрузное судно и дальнейшей его транспортировки до порта Ирана Анзали.
Выводы
В данной работе был проанализирован рынок зерновых культур России. За последние годы произошел рост производства зерновых, благодаря этому Россия вошла в десятку стран-экспортеров зерна. Основными потребителями российского зерна являются: Египет, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Вьетнам и др.
Для перевозки зерна от тока на элеватор возможно использовать следующий подвижной состав: бортовой автомобиль КАМАЗ-65207; автопоезд бортового типа КАМАЗ-65115; автопоезд самосвального типа МАЗ-6501А; автоцистерна.
Предложен маршрут для перевозки зерна от производителей Волгоградской области в Иран, который состоит из двух частей: первая часть - перевозка от производителей Волгоградской области до элеватора в г. Волгоград автомобильным транспортом; вторая часть - перевозка от элеватора (Волгоград) до порта Анзали в Иран сухогрузным судном.
Разработаны 4 технологические схемы, при этом наиболее эффективной является технологическая схема №3 с использованием самосвального автопоезда МАЗ-6501А. По оптимальной технологической схеме был разработан технологический проект перевозки.
Экономический эффект от использования оптимальной технологической схемы составит 771,8 руб./т за одну ездку.
Использованные источники:
1. Топ-30 экспортеров зерна. Рынок разгрузили на 53 млн. тонн [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа : https://www.agroinvestor.ru/rating/article/30049-top-30-eksporterov-zerna/
2. Росстат [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/e
сопошу/#
3. Войтенков, С. С. Грузоведение : учебник / С. С. Войтенков, Т. В. Самусова, Е. Е. Витвицкий ; под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Е. Е. Витвицкого. - Омск : СибАДИ, 2014. - 196 с.
4. ООО «Волгоградский элеватор» [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа : http://volgograd-elevator.ru/
5. Куликов, А. В. Планирование грузовых перевозок в жилищном строительстве / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Сборник научных трудов SWorld. Современные направления теоретических и прикладных исследований' 2012 : междунар. науч.-практ. конф., 20-31 марта 2012 г. Т. 2. Транспорт. Туризм и рекреация. География / Одес. нац. морской ун-т [и др.]. - Одесса, 2012. - С. 26-31.
6. Куликов, А. В. Применение рациональных технологических схем перевозки строительных грузов как одно из направлений снижения стоимости объектов жилищного строительства / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Актуальные проблемы стратегии развития Волгограда : сб. ст. / Администрация г. Волгограда, МУП "Городские вести". - Волгоград, 2012. -С. 32-34.
7. Куликов, А. В. Снижение транспортных затрат за счёт применения эффективной технологической схемы перевозки строительных грузов / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Известия ВолгГТУ. Серия "Наземные транспортные системы". Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. -Волгоград, 2013. - № 10 (113). - С. 72-75.
8. Куликов, А. В. Основные принципы составления технологических схем перевозки грузов в жилищном строительстве / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств : матер. VII междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 16-18 мая 2012 г. / ФГБОУ ВПО "Пензенский гос. ун-т архитектуры и строительства", Автомобильно-дорожный ин-т. - Пенза, 2012. - С. 100-104.
9. Совершенствование технологии перевозки грузов при строительстве жилых объектов / В. А. Гудков, А. В. Вельможин, А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: матер. VI междунар. науч.-техн. конф. (Пенза, 18-20 мая 2010 г.). В 2 ч. Ч. 1 / ГОУ ВПО «Пенз. гос. ун-т архитектуры и строительства», Автомоб.-дорожный ин-т. - Пенза, 2010. - С. 218-222.
10. Фирсова, С. Ю. Технология выбора оптимального типа подвижного состава при перевозке плодово-овощной продукции от места сбора на перерабатывающее предприятие / С. Ю. Фирсова, А. В. Куликов, Б. Советбеков // Вестник Кыргызско-Российского славянского ун-та. - 2014. -Т. 14, № 12. - С. 199-201.
11. Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. - Москва : Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.
12. Вельможин, А. В. Показатели эффективности автомобильных перевозок в
производственно-транспортных системах / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов // Прогресс транспортных средств и систем : Матер. междунар. науч.-практ. конф., 7-10 сент. 1999 г. / ВолгГТУ и др.. -Волгоград, 1999. - Ч.1. - а 50-52.
13.Фирсова, С. Ю. Совершенствование организации перевозок товаров группы «Автохимия» дилерским центрам компании автосервиса в Волгограде / С. Ю. Фирсова, А. В. Куликов // Вестник Кыргызско-Российского славянского ун-та. - 2014. - Т. 14, № 12. - С. 195-198.
14. Инновационные подходы к развитию предприятий, отраслей, комплексов: монография / И. Г. Фадеева, А. В. Куликов, И. С. Метелев, Ю. А. Нужнова, С. Ю. Фирсова ; Проект SWorld. - Одесса : Куприенко СВ, 2015. - Кн. 1. - 202 с.
15. Научное окружение современного человека: техника и технологии: монография / Л. В. Капитанова, (. . . ), А. С. Горбач, А. В. Куликов, М. Ю. Писарева, В. А. Рогачева, В. Н. Тюрина и др. ; [Проект SWorld]. - Одесса : Куприенко СВ, 2018. - 180 с.
16. Куликов, А. В. Значимость курсового проектирования по дисциплине «Логистика грузовых перевозок» в компетентном обучении бакалавров направления «Технология транспортных процессов» / А. В. Куликов, Я. О. Ткаченко, В. В. Горина // Мир науки и инноваций. - 2016. - Вып. 1, т. 1 «Транспорт. Безопасность». - С. 4-15.