Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПЕРЕВОЗКА / ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПЛАН ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивандеева П.С., Куликов А.В.

Статья посвящена проектированию автотранспортной системы доставки зерновых культур по Волгоградской области. В статье рассматривается совершенствование организации системы доставки зерновых культур, включающее в себя: выбор оптимального подвижного состава, маршрутизацию перевозок, создание технологических схем и технологического проекта, анализ производительности автомобиля, расчет экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE ROAD TRANSPORT SYSTEM DELIVERY OF CROPS

The article discusses the design of the road transport system of delivery of grain crops in the Volgograd region. The article considers the issues of improving the organization of the delivery system of agricultural crops, including: selection of optimal rolling stock, route, transportation, creation of technological schemes and technology project, analysis of the performance of the car, of calculation of economic efficiency.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР»

УДК 658.7:633.1

Ивандеева П.С. студент магистратуры 1 курса факультет автомобильного транспорта

Куликов А.В., к.техн.н.

доцент

кафедра «Автомобильные перевозки» Волгоградский государственный технический университет

Россия, г. Волгоград ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

ДОСТАВКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР Аннотация: Статья посвящена проектированию автотранспортной системы доставки зерновых культур по Волгоградской области. В статье рассматривается совершенствование организации системы доставки зерновых культур, включающее в себя: выбор оптимального подвижного состава, маршрутизацию перевозок, создание технологических схем и технологического проекта, анализ производительности автомобиля, расчет экономической эффективности.

Ключевые слова: автотранспортная система, перевозка, выбор подвижного состава, транспортные средства, перевозка зерна, план перевозок.

Ivandaeva P.S. student master course 1 course of the faculty of automobile transport Volgograd state technical University Russia, Volgograd

Kulikov A. V., candidate of technical Sciences, associate Professor

associate Professor of "road transport" Volgograd state technical University Russia, Volgograd DESIGNING THE ROAD TRANSPORT SYSTEM DELIVERY OF CROPS Annotation: The article discusses the design of the road transport system of delivery of grain crops in the Volgograd region. The article considers the issues of improving the organization of the delivery system of agricultural crops, including: selection of optimal rolling stock, route, transportation, creation of technological schemes and technology project, analysis of the performance of the car, of calculation of economic efficiency.

Key words: transport system, transportation, choice of rolling stock, vehicles, transportation of grains, transportation plan.

В обеспечении сохранности собираемого урожая и доведении его до товарного вида, одно из важнейших мест принадлежит механизации

послеуборочной' обработки и хранении зерна. Транспорт является связующим звеном в единой' технологической' цепи агропромышленного производства, обеспечивая продвижение материальных потоков зерновой сельскохозяйственной' продукции на всех стадиях и этапах ее производства, транспорт обеспечивает производственную деятельность

сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий.

[5]

Целью работы является, совершенствование организации процесса перевозки зерна с полей до потребителей. Основными задачами являются: выбор подвижного состава, анализ производительности автомобилей-зерновозов, маршрутизация перевозок, создание технологических схем и технологического проекта, расчет экономической эффективности. Структура посевных площадей Волгоградской области представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура посевных площадей Волгоградской области_

Наименов ание культуры Объем площадей, тыс. га Место и доля региона

2012 2013 2014 2015 2016 2017 Место среди регионов РФ Доля по РФ в целом, %

Пшеница 1 061,2 988,8 1 265, 2 1 077,6 1 103, 3 1 072, 9 7 4,0 %

Рожь 113,3 114,6 160,0 143,8 131,5 64,5 6 5,0 %

Ячмень 240,8 292,4 312,2 353,1 353,9 407,9 5 4,6 %

Овес 16,3 20,1 21,1 20,5 24,9 26,5 30 0,9 %

Регион находится на 10-м месте по размеру посевных площадей в РФ -2 988,0 тыс. га (3,8 % от всех посевных площадей в России). Первое место в структуре посевных площадей Волгоградской области занимает пшеница (35,9 % от всех площадей), второе место - подсолнечник (19,5 %), третье -ячмень (13,7 %), четвертое - зернобобовые культуры (3,8 %).

В таблице 2 представлен выбранный подвижной состав.

Выбранный подвижной состав

модель

габариты

нагрузки

Автомобиль-зерновоз КамАЗ 45144

длина

ширина

7 800 мм

снаряженная масса

2 500 мм

грузоподъемность

12 950 кг

20 000 кг

высота

3 155 мм

полная масса

27 500 кг

нагрузка на ССУ

5 230 кг

оси, подвеска:

Нагрузка на тележку

7 720 кг

модель

габариты

нагрузки

Автомобиль-зерновоз КамАЗ 6520

длина

ширина

7 855 мм

снаряженная масса

2 500 мм

грузоподъемность

10 630 кг

14 000 кг

высота

3 130 мм

полная масса

24 700 кг

нагрузка на ССУ

5 700 кг

оси, подвеска:

Нагрузка на тележку

19 000 кг

Бортовые автопоезда-зерновозы располагают несколько кузовов сцепленных между собой, что даёт возможность им осуществлять фрахтовые транспортировки зерна массой тридцать тонн и более за один рейс.

Как правило, автомобиль следует за комбайном во время уборки зерновой культуры (прямое комбайнирование). Зерноуборочный комбайн нагружает емкость, т.е. кузов грузовика (разгрузка на ходу). Затем, продукция доставляется на промежуточный склад. Этот способ самый эффективный и повышает на 15-20% производительность процесса по сравнению с технологией загрузки зерна из комбайна в автомобиль. [3] Выбранные комбайны представлены в таблице 3.

Выбор комбайнов

Марка комбайна

Изображение

Производи тельность (т/ч)

Объем бункера (м3)

VECTOR 425

13,5

Технологическая схема перевозки зерна представлена на рисунке 1. [4]

Рисунок 1. Технологическая схема перевозки зерна

Построен характеристический график производительности для автомобиля КамАЗ-6520, (рисунок 2). Характеристический график дает возможность определить наиболее рациональные методы повышения

1

6

производительности автомобиля в данных конкретных условиях перевозок. Для этого все кривые наносят на график только в тех пределах измерения данного показателя, которых практически можно достигнуть.

Рисунок 2. Характеристический график производительности

Технологические схемы перевозки зерна автомобилями-зерновозами КамАЗ - 45144 и КамАЗ-6520 представлены на рисунке 3.

Загрузка автомобиля-зерновоза КамАЗ-45144 происходит зерноуборочным комбайном VECTOR 425. Исходя из того, что производительность комбайна 13,5 т/ч, время погрузки зерновоза грузоподъемностью 15 т составляет 1 час 10 мин. Среднюю продолжительность подготовки кузова к перевозке принимаем равной 4 мин. Продолжительность этапа транспортирования (подачи подвижного состава) -40 мин.

Т, мин.

Рисунок 3.Технологические схемы перевозки зерна: 1. автомобиль-зерновоз КамАЗ-45144 и комбайн VECTOR 425; 2. автомобиль-зерновоз КамАЗ-6520 и комбайн VECTOR 425; 3. автомобиль-зерновоз КамАЗ-45144 и комбайн ACROS 595; 4. автомобиль-зерновоз КамАЗ-6520 и комбайн ACROS 595; 5. автомобиль-зерновоз КамАЗ-45144 и комбайн TORUM 780; 6: автомобиль-зерновоз КамАЗ-6520 и комбайн TORUM 780; 7. автопоезд КамАЗ + НЕФАЗ -

8332 и комбайн TORUM 780. При выборе автомобиля-зерновоза КамАЗ-45144 и комбайна TORUM 780, время транспортного цикла составляет 92 мин. Произведенный расчет затрат по технологическим схемам показал, что оптимальные транспортные затраты в размере 15215 руб. сут. обеспечиваются при использовании КамАЗа - 6520 + НЕФАЗ - 8332 и комбайна TORUM 780.

Для составления маршрутов, применяется метод «совмещенной матрицы». Сущность это метода состоит в том, что в одну матрицу записываются данные о ездках с грузом и холостых ездках. Холостые ездки указаны в скобках. Совмещенная матрица груженых и холостых ездок представлена в таблице 4.

Таблица 4

Совмещенная матрица груженых и холостых ездок

Потреби тели Поставщики Итого

В1 В2 В3 В4 В5 В6

А1 200(300) 7 50 13 200(300)3 50 8 200(300) 12 200(300) 10 300

А2 200(300 )4 (150) 2 250(200) 14 200(300) 12 14 100 13 350

А3 200(30 12 100 6 (50) 12 (50) 7 200(150) 3 100(150) 4 400

А4 10012 11 200(300)5 200(300) 20 150(150) 9 (50) 5 50(100) 6 300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 300 150 250 200 200 250 1350

Полученные маятниковые маршруты: А2В3-В3A2, A3B5-B5A3, A3B6-В6АЗ, А4В4-В4А4, А4В6-В6А4 представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Маршрутизация перевозок зерна

Полученные расчеты экономического эффекта при перевозке всего суточного объема груза представлен в таблице 5.

Экономический э( )фект при перевозке суточного объема зе]

Комбайн Марка ПС Экономический эффект, руб.

VECTOR 425 КамАЗ-45144 1691

КамАЗ-6520 4272

ACROS 595 КамАЗ-45144 3725

КамАЗ-6520 6562

TORUM 780 КамАЗ-45144 3155

КамАЗ-6520 0

Таким образом, наибольший экономический эффект - 6562 руб. сут., обеспечивается при организации перевозок зерна по третьей технологической схеме (комбайн ACROS 595 и автомобиль КамАЗ-6520).

Использованные источники:

1. Вельможин, А. В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками : учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин ; ВолгГТУ. - 2-е изд. Доп. - Волгоград, 2000. - 304 с.

2. Горев, А. Э. Грузовые автомобильные перевозки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Э. Горев. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004. - 288 с.

3. Грузовые автомобильные перевозки : учеб. для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. - Москва : Горячая линия -Телеком, 2006. - 560 с.

4. В. А. Автотранспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учеб. пособие / В. А. Гудков, С. А. Ширяев, В. Н. Тарновский : ВолгГТУ. -Волгоград, 1996. - 98 с.

5. К. С. Есин, А. Л. Севостьянов, 2015: Математическая модель распределения перевозимых объемов зерна с временных пунктов хранения потребителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.