УДК 316
DOI 10.23672/SAE.2023.17.49.001
Тамбиянц Юлиан Григорьевич
доктор философских наук, профессор кафедры социологии и культурологи, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]
Терещенко Олеся Валерьевна
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]
Гринь Максим Валентинович
доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры социологии и культурологи, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]
Julian G. Tambiyants
Doctor of Philosophy,
Candidate of Law Sciences,
Professor of the Department Sociology
and Cultural Studies,
Kuban State Agrarian University
named after I.T. Trubilin
Olesya V. ïereshchenko
Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]
Maksim V. Grin
Doctor of Philosophy,
Candidate of Law Sciences,
Professor of the Department Sociology
and Cultural Studies,
Kuban State Agrarian University
named after I.T. Trubilin
Проект «устойчивого развития»
как источник формирования «ответов» на «вызовы» современности (часть вторая)
The project of «sustainable
development» as a source of formation of «answers» to the «challenges» of modernity (part two)
Аннотация. В статье рассмотрена сущность концепции устойчивого развития, способствующая разрешению региональных проблем. Одной из теорий в рамках выше упомянутой концепции выступает устойчивое развитие региона. Именно на национальном уровне, на практике реализуется устойчивое развитие. Там предпринимаются конкретные шаги применительно к определенной местной природной и социально-экономической проблематике. Примерами могут служить агрогородки, экопоселе-ния, «Общинно поддерживаемое земледелие» и пр.
Ключевые слова: глобализация, устойчивое развитие, экологизм, экопоселения, национальная политика, возобновляемые ресурсы.
Annotation. The article examines the essence of the concept of sustainable development, contributing to the resolution of regional problems. One of the theories within the framework of the above-mentioned concept is the sustainable development of the region. It is at the national level that sustainable development is implemented in practice. Concrete steps are being taken there in relation to certain local natural and socio-economic issues. Examples are agro-towns, eco-settle-ments, «Community-supported agriculture», etc.
Keywords: globalization, sustainable development, en-vironmentalism, eco-settlements, national policy, renewable resources.
Содержание Хартии Земли масштабно и включает четыре основных столпа, в которые входят шестнадцать принципов.
Во-первых, это уважение живого сообщества планеты и забота о нем.
Во-вторых, экологическая целостность. Она предполагает применение стратегии «предосторож-
ности» или «предотвращения вреда». Необходимо использовать только способы производства, воспроизводства и потребления, сохраняющие регенеративные возможности Земли.
В-третьих, социальная и экономическая справедливость, что предусматривает искоренение нищеты, содействие гармоничному личностному развитию, обеспечение равенства возможностей
через всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и экономическому процветанию.
В-четвертых, демократия, не применение насилия, мир, предполагающие внедрение соответствующих культурных ценностей ненасилия, толерантности мирного сосуществования [1].
На Генеральной ассамблее ООН в мае 2000 г., проведенной после Форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление ООН в XXI в.», решающим большинством стран была формально одобрена Хартия Земли.
Как следует из этой краткой характеристики данного документа, глобальная экологическая, экономическая, социальная и политическая проблематика вполне осознается мировым сообществом. Оно предпринимает некоторые шаги не только для их теоретического осмысления, но и формирования на этой основе некоей идеологии, дающей ориентиры уже для конкретной практической реализации.
Более 190стран - членов ООН на саммите осенью 2015 г. в г. Нью-Йорке приняли Глобальную повестку дня «Меняя наш мир: повестка дня в области устойчивого развития», которая вступила в законную силу с января 2016 г.Указанный акт содержит 17 целей и более 160 задач по разным направлениям для обеспечения устойчивого развития с 2015 по 2030 гг. - от устранения голода, преодоления нищеты до принятия экстренных мер по борьбе с изменением климата, а также обеспечения гендерного равенства [2].
Концепция устойчивого развития предполагает осуществление динамичной последовательной трансформации, способствующей уравновешиванию таких аспектов, как социального, экологического и экономического. Определено два массивных блока целей. Один социальной направленности включает устранение голода и нищеты; обеспечение безопасности продовольственной; достижение высокого уровня жизни; предоставление всем равных возможностей, качественного здравоохранения и образования. Другой - при-родно-экономический основан на уменьшении внутригосударственного и международного неравенства; создание безопасной инфраструктуры и поддержка инноваций; охрана и воссоздание экосистем; изменение моделей производства и потребления на стабильные; рациональное использование природных ресурсов; предоставление доступа к недорогим, надежным источникам энергии [3].
В рамках концепции устойчивого развития формируются различные теории, способствующие разрешению региональных проблем. Благодаря этому в обиход вошло следующий конструкт «устойчивое развитие региона» [4].
Таким образом, суть выше указанной философской концепции редуцируется к стратегической переориентации хозяйственных принципов от полного доминирования увеличения объемов производства любой ценой к приоритетам гармоничного сочетания количественных и
качественных целей. Расход природных ресурсов предполагается планировать со стратегическим учетом их воспроизводящего потенциала. Более органично «вписанная» в природную среду экономика может явиться фактором некоторого сглаживания социальной проблематики, особенно острой в странах периферийного мира.
В то же время, теории «устойчивого развития» подвергаются критике, как с точки зрения содержательных моментов, так и по поводу их практического применения. Например, известный философ Акоп Назаретян относится скептически к указанным концепциям, видя в них нечто вроде врачебных рекомендаций «по продлению агонии обречённого пациента». Будучи сторонником синер-гетической парадигмы, этот исследователь считает периодические кризисы и катастрофы вполне естественным явлением, которые существовали в природе задолго до появления человека. Вмешательство в подобные процессы -слишком тонкое дело с очень непредсказуемыми последствиями [5].
Экономист И. Макаров, в общем и целом, справедливо отмечает, что концепции «устойчивого развития» стоит воспринимать не как плановые задачи, а как ориентиры, к которым следует стремиться. Документы, принятые в рамках этих теорий, не определяют, как должны достигаться обозначенные цели. Международные институты в действительности не располагают ни полномочиями, ни средствами для решения указанных проблем [2]. Необходимо принимать во внимание относительный смысл подобных транснациональных организаций. Они финансируются странами, ведущими субъектами глобализации, что, вполне закономерно, не может не оказывать влияния на их деятельность.
Современный глобальный мир развивается по принципам капитализма, которые имеют самодовлеющий характер, как для развивающихся стран, так и для планетарных лидеров. Ряд международных институтов, изначально призванных помогать отстающим странам (МВФ, Международный банк), сейчас фактически работает на противоположные цели (Дж. Стиглиц). Поэтому здесь мы намерены предположить, что транснациональные организации, в первую очередь, вынуждены следовать в фарватере интересов глобальных игроков, отодвигая задачи «устойчивого развития» на второй план. Все это затрудняет реализацию целей «устойчивого развития», хотя не делает их совершенно невозможными. Следует вести речь об уровнях и масштабах применения концепции «устойчивого развития», опираясь на существующие факты.
Цели парадигмы устойчивого развития являются своеобразной констатацией, в общем, обозначенных проблем с обоснованием их актуальности. Как отмечает упомянутый И. Макаров: «Определение направлений и конкретных инструментов их решения должно быть следующим этапом, который, уже постепенно реализуется, в том числе каждой страной по отдельности» [2].
Таким образом, практика устойчивого развития предполагает национальный уровень, на котором предпринимаются конкретные шаги применительно к определенной местной природной и социально-экономической проблематике. Именно каждое отдельное государство, перераспределяя бюджетные средства, направляет их на те или иные цели.
Примером подобной национальной политики в рамках целей устойчивого развития могут служить агрогородки в Республике Беларусь. Там проводится эффективная сельскохозяйственная политика, прежде всего, ориентирующаяся на интересы белорусского общества. Агрогородок есть результат комплексной и во многом синхронной стратегии по преобразованию агросферы. Такого рода поселения представляет собой населенный пункт, объединяющий окружающие его деревни и села. Агргородки являются экономической аграрной ячейкой, которая позволила поднять производительность сельхозтруда; создать в рамках них инфраструктуру, не уступающую городской; сохранить крестьянский уклад жизни, его культурную самобытность и привлекательность [6, с. 181]. В 2008 г. в Белоруссии было построено около 660 такого рода поселений [7].
Имеются случаи довольно эффективной реализации «устойчивого развития» в отдельных регионах России. В этом отношении показательным является ситуация в республике Татарстан, представляющей собой одну из самых успешных и динамично развивающихся российских территорий. Здесь очевидна хозяйственная многоплановость, а именно, сочетание сырьевых предприятий, развитое сельское хозяйство, машиностроение, сфера высоко компьютеризированных информационных технологий. Из этого вытекает, «как повышенное воздействие на окружающую среду, которое создает серьезную проблему для устойчивого развития, так и потенциал для его достижения, основанный на сформированном в Татарстане инновационном заделе» [4]. В «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.» определены основные цели экономической, экологической и социальной динамики, которые задают неплохие темпы развития региона [8].
Однако положения концепции «устойчивого развития» могут реализовываться «снизу», то есть, на волне гражданских инициатив. Речь идет о ширящихся «зеленых» движениях, вооруженных идеями экологизма, который британский политолог Дж. Шварцмантель называет одной из заметных новых идеологий современности, наряду с феминизмом [9]. Одной из заметных форм, проводящих идеи «устойчивого развития» в жизнь, являются экопоселения. А. Хагуров интерпретирует их как «человеческие поселения, сельские или городские, стремящиеся создать модель устойчивой жизни». Они могут создаваться как на базе ранее существующих населенных пунктов, так и формироваться вновь. Основываясь на мнении А. Хагурова, можно отметить, что здесь просматривается модель развития, комбинирующая
высокое качество жизни, сохранение природных ресурсов, приобщенность к зеленым технологиям, экологии человеческого жилья, образованию и бизнесу. Экопоселения появляются в соответствии с определенным географическим и культурным контекстом биорегиона и охватывают социальное, экологическое, культурное и духовное измерения. При этом они основаны на общинном принципе, обеспечивая «глубокое чувство принадлежности к группе и достаточно малы для того, чтобы каждый чувствовал весомость, был видим и слышен, и открыт процветающему взаимодействию со своими соседями» [6, с. 203]. Характерно, что идея экопоселений возникла на Западе, породив целое социальное движение, начавшееся в 60-70-х гг. прошлого столетия. Благотворительный фонд Gaia Trust, созданный датчанами Хильдой и Росс Джексонами в 1991 г., субсидировал изучение сообществ этих поселений. В 1995 г. прошла первая международная конференция «Экопоселения и Самообеспечивающиеся сообщества для XXI в.». В таких поселениях не только практикуется экологический стиль жизни с применением экотехнологий (органическое земледелие, альтернативные источники энергии), но и создание системы максимального продуктового самообеспечения, а также, уделяется большое внимание здравоохранению, воспитанию и образованию - другими словами, сохранению и воспроизводству человеческого капитала.
Наконец, существует и набирает силу другое «зеленое» социальное движение «Общинно поддерживаемое земледелие» (Community Supported Agriculture). Оно стимулирует, в основном, индивидуальные инициативы социально ответственного агрохозяйствования, как например, фермер из Левена Том Троонбекс. Речь идет о хозяйствовании без применения пестицидов химикатов, то есть, на основе технологий органического земледелия, которое, в виду отказа от индустриальных методов, требует значительно больших площадей для выращивания сельхоз продукции [10].
На основании вышеизложенного материала, мы полагаем целесообразным предложить следующие заключения.
Во-первых, концепция устойчивого развития представляет собой теоретические основания для формирования адекватных «ответов» на вызовы глобализации. Ее положения имеют широкий охват, включая тесное переплетение экологических, хозяйственных, социальных и культурных аспектов. Применительно к проблематике аграрного социума, тезисы «устойчивого развития» предлагают общие ориентиры структурирования политики в сфере сельхозпроизводства, стимулируя как ряд государственных, так и «низовых» практических инициатив. Тем самым, эта концепция приобретает контуры некоей космополитической идеологии, ориентирующейся на общечеловеческие потребности.
Во-вторых, реализации парадигмы устойчивого развития препятствует следующие факторы.
Прежде всего, это неолиберальный проект, имеющий глобальное выражение и классовый смысл. Именно он выступает как руководство к действиям для ведущих глобальных игроков. Логика капитализма обязательно предполагает углубляющееся социально-экономическое расслоение, что противоречит одной из главных целей «устойчивого развития». Капиталистический характер мировой системы существенно ограничивает практическую реализацию положений «устойчивого развития», в силу чего их воплощение в жизнь носит очаговый, фрагментарный характер. Следует предположить, что более или менее полное осуществление положений указанной концепции возможно только при условии наличия
Литература:
1. URL : https://ru.wikipedia.org
2. Макаров И.В. Устойчивое развитие: Как победить бедность и сохранить природные ресурсы / И.В. Макаров. URL : https://postnauka.ru/faq/72761
3. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL : https:// sustainable-development.un.org/post2015/transformingourworld
4. Набиев Б.Р. Республика Татарстан в координатах концепции устойчивого развития / Б.Р. Набиев // Вестник экономики, права и социологии, 2016. № 1. С. 47.
5. Назаретян А.П. О прогнозировании в шутку и всерьез / А.П. Назаретян // Историческая психология и социология истории. 2011. С. 193.
6. Хагуров А.А. Социология российского села. Издание второе, дополненное. М. : Институт социологии РАН, 2010. С. 181, 203.
7. Смирнова Р.А. Агрогородки: потери и приобретения / Р.А. Смирнова // Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика : сборник научных трудов. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, Институт социально-политических исследований Российской Академии наук. Мн., 2008. С. 154-173.
8. Министерство экономики Республики Татарстан. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. URL : http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomi cheskogo-razvitiya.htm
9. Шварцмантель Дж. Идеология и политика. Харьков : Гуманитарный центр, 2009. 312 с.
10. Гайдамацкий В.Н. На запад возвращается патриархальное сельское хозяйство / В.Н. Гайдамацкий // Крестьянская Русь, апрель 2009. № 12.
мирового правительства, сущность которого будет социалистической, а, не в коем случае, не капиталистической. На втором месте стоит некоторая умозрительность теории «устойчивого развития», ее оторванность от конкретных национальных условий. Проектная составляющая названной концепции варьируется в зависимости от географических, экономических, политических и культурных условий. В связи с этим, ведущее значение приобретает эффективное взаимодействие властных и «низовых» субъектов практической реализации «устойчивого развития» - государства и общества, что в данный момент времени по ряду причин весьма затруднительно.
Literature:
1. URL : https://ru.wikipedia.org
2. Makarov I.V. Sustainable development: How to overcome poverty and preserve natural resources / I.V. Makarov // https://postnauka.ru/faq/72761
3. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL : https:// sustainable-development.un.org/post2015/transformingourworld
4. Nabiev B.R. The Republic of Tatarstan in the coordinates of the concept of sustainable development / B . R. Nabiev // Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2016. № 1. P. 47.
5. Nazaretyan A.P. About forecasting in jest and seriously / A.P. Nazaretyan // Historical psychology and sociology of history. 2011. P. 193.
6. Hagurov A.A. Sociology of the Russian village. The second edition, supplemented. M. : Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010. P. 181, 203.
7. Smirnova R.A. Agro-towns: losses and acquisitions / R.A. Smirnova // Belarus and Russia: Social sphere and socio-cultural dynamics : collection of scientific papers. Information and Analytical Center under the Administration of the President of the Republic of Belarus, Institute of Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences. Mn., 2008. P. 154-173.
8. Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan. Strategy of socio-economic development of the Republic of Tatarstan until 2030. URL : http://mert.ta-tarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm
9. Schwartzmantel J. Ideology and politics. Kharkiv : Humanitarian Center, 2009. 312 p.
10. Gaidamatsky V.N. Patriarchal agriculture returns to the West / V.N. Gaidamatsky // Peasant Rus, April 2009. № 12.