УДК 332.12
Республика Татарстан в координатах концепции устойчивого развития Набиев Б.Р.
Аспирант кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета
Статья направлена на раскрытие потенциала достижения целей устойчивого развития в социально-экономических условиях Республики Татарстан. Рассматривается сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов устойчивого развития в контексте специфики формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. В роли точки опоры перехода к устойчивому развитию выделяются инновационные проекты, способствующие структурным трансформациям и снижению зависимости от сырьевой отрасли промышленности.
Ключевые слова: устойчивое развитие, Республика Татарстан, экономическая безопасность, инновация, социальное и экономическое развитие, экология.
Инновационная проблематика имеет особое значение как с точки зрения экономики, так и в интересах перехода на траекторию устойчивого развития. В рамках этих позиций для инноваций определяются различные роли. Согласно современному мейн-стриму экономической мысли, инновации часто рассматриваются в качестве результата технического прогресса, что, в свою очередь, представляется «пружиной» экономического роста и развития. Данное представление определяет инновационный характер конкурентных отношений в рыночной экономике, основной целью которой является успех на рынке [1]. Однако, с точки зрения концепции устойчивого развития, полезность новшества имеет комплексный характер. Поскольку она объединяет три измерения общественной деятельности, представленной экологией, экономикой и социумом [2]. Таким образом, новая парадигма общественного развития, включает ранее не рассматриваемые негативные и положительные аспекты инновации.
На парадигме устойчивого развития, которая предполагает динамичный процесс последовательных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, базируется и формирование подходов к разрешению проблем территориальных образований. В связи с этим вошло в оборот выражение «устойчивое развитие региона (территории)». Это
особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства.
В Российской Федерации идея перехода к устойчивому развитию была принята в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3]. Однако, для России как страны с переходной экономикой и отличающейся значительным региональным многообразием, характерны определенные региональные диспропорции, которые приводят к различиям в создании условий для устойчивого развития регионов.
Республика Татарстан является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, в котором находятся крупнейшие в России нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие комплексы, развито сельское хозяйство, отрасль информационных технологий, машиностроение, ведущими отраслями которого являются авиастроение, автомобилестроение и приборостроение. Отсюда проистекает как повышенное воздействие на окружающую среду, которое создает серьезную проблему для устойчивого развития, так и потенциал для его достижения основанный на сформированном в Татарстане инновационном заделе. Важность его дальнейшего развития отмечается также
16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%
и в документе «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [4].
Координаты концепции устойчивого развития накладывают определенный вектор общественного развития, который задается целями устойчивого развития. Основные цели устойчивого развития прописаны в итоговом документе рабочей группы ООН «Предложение Рабочей группы открытого состава по целям в области устойчивого развития» [5] во исполнение Резолюции 66/288 Генеральной Ассамблеи ООН. В данном документе предложены универсальные, комплексные действия, нацеленные на глубокие преобразования в интересах достижения целей устойчивого развития на период после 2015 г., среди которых отмечаются 17 базовых целей и 169 задач устойчивого развития. Данный документ положен в основу Глобальной повестки дня «Меняя наш мир: повестка дня устойчивого развития до 2030 года» [6], принятой 193 государствами-членами ООН на саммите в Нью-Йорке в сентябре 2015 г. и официально вступившей в силу 1 января 2016 г. [7]. Поскольку цели, прописанные в данном документе, будут, по крайне мере до 2030 г., формировать вектор развития глобальной социально-экономической системы, считаем важным рассмотреть ряд намеченных в данном документе целей в ретроспективе развития Республики Татарстан, что имеет значительный праксиологический интерес, поскольку позволит выявить «стартовые» возможности республики в переходе к траектории устойчивого развития.
Первый блок целей в области устойчивого развития ориентирован на: достижение достойного уровня жизни; ликвидацию нищеты и голода; обеспечение продовольственной безопасности; предоставление качественного образования и здравоохранения, равенства возможностей [6].
Поскольку одной из целей в этом блоке является искоренение нищеты, необходимо рассмотреть показатели доходов населения на примере Республики Татарстан. Согласно последним доступным данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) [8], среднедушевой денежный доход населения за 2014 г. в Республике Татарстан составил 29830 руб. в месяц, что в общей структуре доходов среди субъектов Российской Федерации занимает 16 место. За период 2010-2014 гг. в республике наблюдался стабильный рост реальных денежных доходов населения, так, за 2014 г. рост составил 6,7 % к предыдущему году, что также имеет отражение в динамике изменения распределения численности населения по трем категориям среднедушевого денежного дохода (рис. 1). За пери-48
до 5000 руб. в месяц
от 7000,1 до 10000 руб. в месяц
-от 5000,1 до 7000 руб. в месяц
15,^0% ■---»43^80%
9,80% Г—
—-^60%
г—дбо% ------
--
4^30%-- ■—-4^%
2010 г.
201 1 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Рис. 1. Динамика распределения численности населения
по величине трех групп денежных доходов (в процентах от общей численности населения субъекта)
од 2010-2014 гг. уменьшалась доля категорий меньшего среднедушевого денежного дохода в общей структуре доходов, что сопровождалось на фоне снижения уровня безработицы.
В РТ отмечается улучшение в сфере обеспечения здоровья и содействия благополучия, согласно данным Росстата [8], в 2014 г. в РТ детская смертность в возрасте до 1 года уменьшилась на 18,8 % относительно 2005 г. Также наблюдается увеличение естественного прироста населения, снижается заболеваемость населения, так, например, индикатор заболеваемости по некоторым инфекционным и паразитарным болезням в 2014 г. уменьшился на 6,6 % относительно показателя 2013 г.
Не менее важной целью устойчивого развития является обеспечение продовольственной безопасности и развитие устойчивого сельского хозяйства. Данное направление предполагает: увеличение инвестирования в область сельскохозяйственного производства; внедрение экобезопасных методов ведения хозяйства, способствующих сохранению экосистем; увеличение объемов производства; ликвидация всех форм недоедания и обеспечение доступа к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [6]. Поскольку продовольственная безопасность опирается на самообеспеченность и экономическую самостоятельность национальной продовольственной системы, следует отметить, что за период 2010-2014 гг. в Республике Татарстан наблюдалось стабильное снижение импорта и рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Так, за период 2011-2014 гг. импорт данного вида товаров сократился в 2,5 раза и составил 38,8 млн. долл. США [8]. В рассматриваемом периоде в РТ выросло потребление на душу населения: овощей, молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов. В целом, РТ находится среди первых 20 субъектов РФ по показателям уровня потребления продуктов питания.
Однако, в последнее время в Республике Татарстан сократились инвестиции в основной капитал сельского хозяйства (рис. 2). В 2014 г. инвестиции в основной капитал относительно предыдущего года, за счет денежных средств граждан и юридических лиц, сократились на 27 % [8]. Становится очевидным снижение инвестиционной активности в отраслях сельского хозяйства, что может обернуться в хронический инвестиционный «голод», в особенности в сфере рыбоводства РТ. Данная ситуация требует глубокого анализа проблем отрасли и принятия соответствующих решений по их преодолению, поскольку дальнейшее снижение частных инвестиций, с учетом пессимистических прогнозов снижения реального объема бюджетного финансирования данной отрасли, может привести к ускорению выбытия основных фондов, грозящей снижением продовольственной безопасности.
Второй блок целей в области устойчивого развития ориентирован на рациональное использование природных ресурсов; обеспечение доступа к недорогим, надежным и устойчивым источникам энергии; содействие устойчивым инновациям и формирование безопасной инфраструктуры; сокращение неравенства внутри стран и между ними; переход к устойчивым моделям потребления и производства; защита и восстановление экосистем [6].
Целеполагание на достижение устойчивого развития устанавливает на инновации роль генератора устойчивого роста, предполагающий разделение экономического роста и негативного воздействия на природу. Что свидетельствует о необходимости ограничить экспансию и истощение окружающей среды, особенно невозобновляемых ресурсов. Достижение этой цели возможно при внедрении экологических технологий, которые способны заместить экологически вредные вещества и ввести в производственные процессы использование вторичного сырья. Эти изменения также предполагают импути-рование в них новых компонент, таких, например, как рекуперация паров нефтепродуктов, которая была введена на всех заправочных станциях «Татнефти» [9] в Татарстане.
Предпринятые в РТ за период 2005-2014 гг. меры по усовершенствованию механизмов улавливания загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, позволили увеличить улавливание загрязняющих веществ на 37,3 %. Однако на фоне общего увеличения выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников на 22,5 %, эти меры выглядят явно недостаточными. Необходимо отметить и положительный момент, касающийся водных ресурсов РТ. За период 2005-2014 гг. наблюдалось уменьшение сброса загрязняющих сточных вод в поверхностные воды, так, за 2014 г. этот показатель в сравнении со значением 2005 г. снизился на 17 % [8].
Устойчивое экономическое развитие не может быть основано на зависимости от одной отрасли, в частности на истощающих природные ресурсы, поскольку это является прямой угрозой экономической безопасности. Для РТ в этой области характерны определенные позитивные изменения, которые отражаются в уменьшении веса добычи полезных ископаемых в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости РТ. Согласно данным Росстата, этот показатель уменьшился с 30,9 % в процентах к 2005 г., до 20,5 % в 2013 г. Однако, в структуре экспорта РТ за 2014 г. минеральные продукты, в том числе минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, занимают в процентах к итогу 78,2 % [10].
Следует подчеркнуть, что ещё один немаловажный аспект целей устойчивого развития связан с социальной сферой, а именно с формированием комплиментарных межэтноконфессиональных отношений и открытого общества. По замыслу экспертов рабочей группы ООН - это должно укрепить осуществление и активизацию работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития. Так, именно вектор на утверждение толерантности в межконфессиональных и межэтнических отношениях в Татарстане способствовал формированию позитивного образа республики на международной арене, что и по сей день является важным условием широкого привлечения инвестиций в экономический комплекс республики. Инвестиционная привлекательность Татарстана напрямую связана с позитивным откликом в мировых общественных организациях и СМИ на социальную сплоченность сообщества региона. В докладах комиссаров Совета Европы по правам человека в Российской Федерации отмечалось, что в Республике Татарстан многое определяется духом сотрудничества и диалога, а в таких газетах, как «Die Welt», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «The New York Times» и др. в течение последних полутора десятков лет неоднократно подчеркивалось, что Татарстан «является центром религиозной
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства (млн. руб.)
терпимости - местом, где мусульмане, православные христиане и католики уважают традиции друг друга», «развитие многих противоречий в 90-е гг. XX в. в постсоветскую эпоху не привело к религиозному фундаментализму» и т.д. [11].
В унисон с этими оценками звучат данные опроса общественного мнения, проведенного среди жителей Республики Татарстан региональным фондом «Общественное мнение - Татарстан» [12] в середине 2015 г.: 89,2 % респондентов отметили, что обстановку в отношениях между проживающими в республике народами можно считать «спокойной, стабильной», соответствующий показатель для религиозной сферы составил 87 %. По свидетельству социологов, рост показателей, связанных с позитивной оценкой межэтнических и межконфессиональных отношений, происходит с конца 2014 г., а приведенные выше значения являются наивысшими за всю историю наблюдений и выгодно выделяют Татарстан в ряду других многонациональных регионов страны.
В целом, в Республике Татарстан, имеются благоприятные предпосылки и возможности для движения по траектории устойчивого развития. При осуществлении целей устойчивого развития в РТ, в первую очередь, необходимо акцентировать внимание на вопросе социального неравенства, поскольку не может быть устойчивого развития при увеличении разрыва между бедными и богатыми. Согласно данным Росстата [8], темпы роста уровня расслоения общества по доходам (коэффициент Джини по доходам) в Республике Татарстан за период 20002014 гг. в среднем составляли 1,13 % в год. По итогу 2014 г., коэффициент Джини составил 0,423, что превышает среднее значение по РФ в целом и на 12,8 % больше значения данного показателя по РТ за 2000 г. В международном сравнении данный показатель по республике превышает средний уровень по государствам-членам Европейского Союза [13] на 37 %. Следует отметить, что направление преодоления социального неравенства остается актуальным не только для РТ, но и для всех стран мира вне зависимости от уровня их развития и географического положения.
Таким образом, на сегодняшний день перспективы перехода на траекторию устойчивого развития Татарстана основаны в большей степени на успешной реализации инновационных проектов и как, следствие, на потенциальной склонности к структурным трансформациям и дальнейшему снижению зависимости республиканского бюджета от сырьевой отрасли промышленности. Однако для достижения устойчивого развития необходимо в дополнение к экономической составляющей внедрения инноваций более подробно и со всей ответственностью учитывать социальные и экологические аспекты. В конечном счете, подобные под-
ходы должны открыть перспективу не только для повышения уровня жизни, но и для эффективного ресурсосбережения и снижения загрязнения окружающей среды до ассимиляционных пределов антропогенного воздействия биосферы. Вследствие этого, обеспечение устойчивой связи этих факторов является единственно возможным способом реализовать комплексные цели устойчивого развития.
Литература:
1. Hauff M., Jorg A. Innovation and Sustainable Development: From Mainstream Innovation Theory to Sustainable Innovation Research. Corporate Environmental Management Information Systems: Advancements and Trends. - Р. 55-69.
2. Lozano R. Envisioning sustainability three-dimensionally. B.R.A.S.S. Research Centre, Cardiff University. - URL: http://cms2.unige.ch/isdd/IMG/ pdf/SchemasDDtexte8-1.pdf
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120
4. Министерство экономики Республики Татарстан. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. -URL: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm
5. Open Working Group Proposal for Sustainable Development Goals. - URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/index.php?page=vi ew&type=400&nr=1579&menu=1300
6. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. - URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/post2015/ transformingourworld
7. Sustainable Development Goals kick off with start of new year. - URL: http://www.un.org/ sustainabledevelopment/blog/2015/12/sustainable-development-goals-kick-off-with-start-of-new-year/
8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Регионы России. Социально-экономические показатели 2015. - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
9. Татар-информ. Все заправки «Татнефти» в Татарстане оснащены системой рекуперации. - URL: http://www.tatar-inform.ru/ news/2014/12/16/434805/
10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/Mstat/m/sMistics/foreign_trade/
11. Национальные и общественные процессы в Республике Татарстан в оценках СМИ. - URL: http://edportal.net/referaty/zhurnalistika/91808/
12. Казанский федеральный университет. Как жители Татарстана оценивают ситуацию в сфере межэтнических и религиозных отношений? -URL: http: //kpfu.ru/news/kak-zhiteli-tatarstana-ocenivajut-situaciju-v.html
13.Eurostat. Gini coefficient of equivalised disposable income. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/ table.do?tab=table&language=en&pcode=tessi190
The Republic of Tatarstan in the framework of sustainable development conception
B.R. Nabiev Kazan (Volga Region) Federal University
The relevance of the investigatedproblem is caused by the need to determine pivots and implementation mechanisms of the global concept of sustainable development in the regional dimension. This article aims to reveal potentials of the sustainable development in social-cultural conditions of the Republic of Tatarstan. In addition, this paper considers balance between economic, social and environmental aspects of sustainable development in the context of working out the approaches to problems of the territorial entities. Innovative projects have been observed as pivots for transition to sustainable development which leads to structural transformation and reduces dependence on raw material industries.
Key words: sustainable development, the Republic of Tatarstan, economic security, innovation, social and economic development, ecology.